Саморазвитие и самоорганизация личности: проблемы определения, основные компоненты и аспекты
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1. Саморазвитие и самоорганизация личности: проблемы определения, основные компоненты и аспекты
1. Основные понятия саморазвития и самоорганизации
2. Способы и ошибки самоорганизации
3. Вопросы и задания для самопроверки
1. Основные понятия саморазвития и самоорганизации
Однажды Бог собрал своих старших ангелов и спросил их: "Куда мне спрятать великий потенциал человека, чтобы он не сразу нашел его, а потрудился?".
Ему предлагали разные места, где можно было бы схоронить этот дар: на луну, на самую вершину горы, в глубины мирового океана, в центр земли. Но куда бы не помещали этот таинственный дар, таинственный потенциал, Бог видел, что человек его вскоре находил.
Он уже было совсем загрустил, но тут самый младший ангел предложил: "А давайте спрячем великий потенциал в самом человеке, это единственное место, куда человек никогда или очень редко заглядывает".
Так и поступили, поместил Бог великую силу в сердце человека и наблюдает, как тот ищет ее где угодно, но только не в себе.
Проблема терминологии является актуальной и до настоящего времени. Различные авторы по-разному трактуют и соотносят понятия «самоорганизация», «саморегуляция».
Анализ существующих точек зрения (Бурденюк Т.М., Клецина И.С., Никифоров Г.С., Цагарелли Ю.А. и др.) показал, что принципиальных различий между данными понятиями не имеется и, следовательно, в большинстве случаев их можно рассматривать как синонимы.
Самоорганизация представляет собой «процесс упорядочения элементов одного уровня в системе за счёт внутренних факторов, без внешнего специфического воздействия».
Другими словами, самоорганизация выступает неким показателем зрелости человека в совокупности природных и социально-приобретенных свойств, воплощенная в осознаваемых особенностях воли, интеллекта, мотивах поведения и реализуемой деятельности [38, 6].
Самоорганизация как сложное явление характерно всем системам. Управляемый изнутри процесс изменения структуры отношений отдельных элементов системы или их групп, сопровождающийся качественными изменениями самих элементов, называется самоорганизацией системы [45, с.10-12].
Самоорганизация может рассматриваться как процесс и как явление. Сущность ее как процесса состоит в формировании совокупности действий, ведущих к созданию устойчивых реакций в системе. Сущность самоорганизации как явления состоит в объединении элементов для реализации программы или цели и действующих на основании внутренних правил и процедур.
Выделяют техническую, биологическую и социальную самоорганизацию [65; 66.].
Техническая самоорганизация (как процесс) основана на определённой смене алгоритма действия при изменении свойств управляемого объекта, цели управления или параметров окружающей среды. Как явление техническая самоорганизация - это набор альтернативных интеллектуальных адаптивных систем, обеспечивающих заданную работоспособность вне зависимости от условий функционирования. Среди них различают самонастраивающиеся, самообучающиеся и самоорганизующиеся системы.
Биологическая самоорганизация основана на генетической программе сохранения вида (как процесс), призванной обеспечить соматическое (телесное) построение объекта (как явление).
Социальная самоорганизация (как процесс) основана на общественной социальной программе гармонизации общественных отношений, включающей меняющиеся во времени приоритеты установок, интересов, ценностных ориентации, мотивов и целей относительно постоянных во времени законов организации. Основные виды деятельности, способствующие проявлению самоорганизации человека или организации, - это инициативность, мужественность, настойчивость, решительность, самоанализ, саморегуляция, самообладание, сдержанность, самодисциплина, терпение, умение предвидеть, самостоятельность, энергичность.
В отечественной психолого-педагогической литературе сущность и содержание понятия «самоорганизация» рассматривается в рамках различных научно-методологических подходов: личностного, деятельностного, аксиологического, синергетического и др.
Многие психологи (В.С.Мухина, В.А.Сластенин, А.Г.Ковалев, Д.А.Белухин, В.И.Слободчиков, Г.К.Селевко и др.) понимают личность как самоорганизующуюся систему. Для нее характерны такие качества, как открытость, хаотичность и неравновесность развития, нелинейность мышления, свобода выбора, интегративность, целенаправленность в развитии, способность накапливать и использовать собственный опыт. Самоорганизацию можно рассматривать как природное качество личности, которое формируется в процессе ее жизнедеятельности и подвергается постоянному развитию и совершенствованию.
Ученые, придерживающиеся личностного подхода в профессиональной подготовке будущих специалистов, рассматривают самоорганизацию как личностное образование [1.]. В связи с этим приоритетным для них является тщательное изучение личностных качеств и свойств, среди которых личностная самоорганизация является одним из основных в общем перечне психологических качеств человека. Это понятие напрямую связано с такими явлениями, как самодвижение, самоструктурирование, самодетерминация природных, естественных систем и процессов [51]. По мнению исследователя Н.А.Афанасьевой, это управляемый изнутри процесс изменения структуры отношений отдельных элементов системы или их групп, сопровождающийся качественными изменениями самих элементов [6, с. 60].
В учебнике «Основы вузовской педагогики» (под ред. Н.В.Кузьминой) автор одного из разделов А.Г.Сорокова подчеркивает, что «самоорганизация – это не только использование правил научной организации труда, но и определенные умения, направленные на оптимизацию учебного труда с учетом личностных качеств учащихся» [32, с. 157]. В трудах сторонников личностно-деятельностного подхода (В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, В.Я.Ядов и др.) самоорганизация рассматривается через призму таких компонентов, как действия, операции, функции, умения, навыки. В контексте данной проблемы они делают ставку на изучение логической последовательности процесса самоорганизации, указывают на целостность и системообразующую связь между компонентами этой логической структуры, обеспечивающей успешность самостоятельной деятельности. При этом они рассматривают деятельность как образование, подлежащее организации и самоорганизации [36], [55]. Л.В. Фалеева определяет самоорганизацию как деятельность и способности личности, связанные с умением организовать себя, проявляющиеся в целеустремленности, активности, обоснованности мотивации, планировании своей деятельности, самостоятельности, быстроте принятия решений и ответственности за них, критичности оценки результатов своих действий, чувстве долга [71]. В.И. Андреев полагает, что «способность к самоорганизации проявляется в четком планировании своей жизни, своих дел как на день, неделю, месяц, год, так и на перспективу. Это способность рационально использовать свои силы и свое время» [5, с. 72]. Такого же мнения придерживается исследователь А.Ю. Киселева, которая под личностной самоорганизацией понимает умение организовать себя, свое время, свои действия. «Другими словами, – пишет она, – самоорганизация – это умение организовать ресурсы, имеющиеся в нашем распоряжении, также это процесс изменения жизненных стереотипов, отработка необходимых умений для действий, сами действия и их контроль». К элементам самоорганизации относятся время, планирование, дисциплина и самоконтроль[28.]. В этом смысле самоорганизация напрямую связана с активностью самой личности.
Ю.А. Цагарелли разделяет самоорганизацию на два вида: личностную и деятельностную. По мнению исследователя, «самоорганизация личности – это процесс сознательного и целенаправленного конструирования своей личности исходя из имеющихся эталонных представлений и результатов самооценки. Процессы самоорганизации личности удовлетворяют потребности в четком понимании цели развития личности. Процесс самоорганизации деятельности обеспечивает определение магистральных путей достижения этой цели» [75].
Самоорганизация будущих специалистов в процессе обучения в вузе - форма получения знаний, умений и навыков путем самообразования и целенаправленного поиска и внедрения форм и методов, активизирующих их умственно-мыслительную и научно-поисковую деятельность, стимулирующих самостоятельное творческое решение поставленных научно-исследовательских проблем.
Профессиональное самосовершенствование представляет процесс развития не только личностно-значимых качеств, но и профессиональных, поэтому для личности самоорганизация обретает социально-значимую роль.
Личностная самоорганизация студента в учебной деятельности представляет собой упорядоченную совокупность целей и мотивов саморазвития, навыков самоконтроля и саморегуляции психических состояний, способностей к самоанализу и адекватной самооценке, преимущественно самостоятельно и целенаправленно сформированную и развиваемую в процессе обучения в вузе.
В 20-е годы ХХ века появились первые работы по самоорганизации учебной деятельности (Журавский А.Ф., Келлер Б.А., Ребельский И.В. и др.) в виде методических указаний по самоорганизации учебного труда. В конце ХХ века появились учебники, пособия, посвященные данному вопросу. Это связано с всплеском интереса к познавательной деятельности, в рамках которой и рассматривался вопрос самоорганизации. Засорина Л.Н. и Петунов В. Д. самоорганизацию учебной деятельности рассматривают как компонент в структуре личности студента.
Анализ работ исследователей по данному вопросу, позволяет сделать вывод: на успешность обучения наиболее существенное влияние оказывает степень интегрированности таких компонентов самоорганизации как целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, волевые усилия.
2. Способы и ошибки самоорганизации
Никто не застрахован от стресса, но способность жить и работать так, словно ничего страшного не происходило – и есть качество стрессоустойчивости. Необходимо настолько адаптироваться к стрессовым ситуациям, что бы проявить в них свою гибкость. Казалось бы, противоречие – устойчивость против гибкости. Но устойчивость здесь – способность выстоять. Гибкость – после деформации быстро восстановиться и вернуться в прежнюю форму. Суть одна, разные способы, с индивидуальным отпечатком для каждого.
Развить в себе такое полезное свойство возможно множеством способов. В статье «Способы и ошибки самоорганизации» Н.А. Кещян [29] приводит наиболее распространенные и научно обоснованные способы. Автор отмечает, что в таком тонком деле как человеческая психика непременно нужен индивидуальный подход с учетом всех особенностей той или иной ситуации с последующей реакцией на нее:
1. «Всем знакома такая поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух». Если исходить от обратного, то стрессу наиболее подвержены люди с наличием болезней, отсутствием сна и общими перегрузками. Физическое состояние неминуемо влияет на психическое, и если начать исправлять свое физическое – начиная здоровьем и заканчивая внешним видом – исправляться будет и психическое здоровье.
2. Особые дыхательные упражнения во время эмоционального стресса позволяют расслабиться и сохранить контакт с реальностью, то есть, оставаться адекватным. Правильное дыхание – глубокий вдох и медленный выдох. Дыхание улучшается у тех, кто интенсивно занимается вокалом, следовательно, можно позаимствовать их дыхательные упражнения.
3. Умение расслабляться позволяет не накапливать стресс. Хорошим способом релаксации является медитация, которая снимает не только мышечное напряжение, но и гармонизирует работу организма в целом.
4. Изменение восприятия – взгляд на ситуацию «сверху». В самом деле, если взглянуть на происходящее не на то, что происходит конкретно с вами, а на ситуацию, которую вы как будто наблюдаете в кино – вы так же сможете сохранить контакт с реальностью и способность рассуждать трезво, не позволяя эмоциям сделать вас опрометчивым.
Продуктивное решение любой проблемы – будь то материальная или психическая – приходит с опытом, и опыт здесь – главный ресурс, на который стоит опереться в поисках выхода из стрессовой ситуации. Причем опыт может быть не только ваш, но и заимствованный. Но накопление любого опыта требует времени. Времени на становление себя и времени на работу. Зачастую, многие руководители не умеют распоряжаться своим временем. А ведь что бы успевать всё, делать больше дел за меньшее время, а так же получать удовольствие от жизни необходимо всего два качества – организованность и дисциплина.
Дабы организовать свое время наиболее эффективным образом, необходимо избегать типичных ошибок в организации личного труда.
1. Перенос дел на завтрашний день. Главные причины такому ошибочному поведению – нерешительность, неуверенность. В такой ситуации поможет. Во-первых, письменно сформулировать свои мысли, что позволит отчетливо увидеть проблему, а так же расписать вероятные цели и способы её решения.
2. Невыполнение работы до конца. Такое обыкновенно происходит от стремления человека взять на себя несколько дел сразу, которые, обыкновенно, не доведены до своего логического завершения. Нерешенные проблемы вызывают стресс и ложатся тяжким грузом на психику. Поэтому куда полезнее ограничиться решением какой-либо одной проблемы. Да и законченное дело дает чувство душевной свободы и вдохновение на продолжение работы. Если же проблема трудна и многогранна, полезным будет четко определить главную цель, к чему нужно стремиться. Цель эту желательно записать и расположить на видном месте, дабы не сбиться с курса.
3. Желание все сделать самому. Из-за этого затягивается решение тех проблем, которые требует компетентности и участия самого руководителя. Но задача руководителя состоит вовсе не в том, что бы делать всю работу – зачем же ему тогда подчиненные? А в том, что бы организовывать, направлять и контролировать работу своих подчиненных.
4. Неумение разграничить обязанности между подчиненными. Для разрешения этой проблемы для каждого служащего должна быть своя должностная инструкция, определяющая права, обязанности и ответственность.
5. В случае неудачи, желание переложить вину на подчиненных. Нет толку смотреть в прошлое, когда уже ничего нельзя исправить. Задача руководителя – не искать виноватых, а установить причину неудачи и извлечение из ситуации полезного опыта.
Развить навыки организованности и дисциплины помогут следующие правила:
1. Точное определение своей цели.
2. Составление плана достижения цели.
3. Сосредоточение на главном в стратегии достижения цели. Например, запись дел в порядке убывания важности.
4. Превращение своих занятий из «надо» в «хочется», отчего продуктивность деятельности значительно повысится.
5. Установление твердых сроков.
6. Располагая основаниями для принятия решений – решайте.
7. Научится отказываться от выполнения второстепенных дел в угоду главным.
8. Весьма полезно вести записную книжку, дабы не тратить время и силы на то. Что бы вспомнить что-то важное. Так же записи помогут в решении непосредственно проблем и экономии времени – записав относящиеся к проблеме данные, вы сможете увидеть разнообразные варианты решения.
9. Всегда уточняйте все до последнего, ничто не должно остаться непонятым и невыясненным.
10. Любое дело можно сделать лучше.
11. Не позволяйте себе стать зависимым от мелочей, например от нехватки канцелярских принадлежностей.
12. Приступайте к делу сразу же.
13. Используйте время полностью. Например, время поездки можно совместить с временем обдумывания предстоящих задач.
14. Следите за организмом – меняйте занятие. Например, если вы несколько часов работали сидя, то переключитесь на работу, которую можно сделать стоя или в движении.
15. Подводите итоги сделанному.
Итак, управление собой – самая важная, самая основная часть любого управления – как в государственном управлении, в предпринимательской деятельности, так и в личной жизни. Эта проблема актуальна абсолютно для всех. Советов, приведенных в данной статье недостаточно для руководителя дабы стать «недосягаемой величиной». Но следует понимать, что качества хорошего руководителя – не единственные, что в нём есть как в личности. Эти качества – те, которые он обращает в пользу для себя, использует в прямом смысле этого слова. Ибо конечная цель любой деятельности – это польза».
3. Вопросы и задания для самопроверки:
1. Составьте матрицу расстановки приоритетов по результатам недели (заполняя её каждый день) и сделайте вывод о ваших приоритетах.
2. Проведите записи по делам, которые вы совершаете рабочей недели и рассчитайте потери времени.
1 шаг: Подробно запишите все дела, которые Вы выполняете с первой минуты пробуждения до сна в течение каждого дня недели: начало и окончание выполнения дела, вид работы, дополнительная информация (информация о совмещении двух дел, например, «Пишу ответ задачи и говорю по телефону»).
Проверьте, чтобы между записями не было временных интервалов, вносите записи сразу после завершения дела.
Заносите записи в таблицу вида:
День 1
Дела
Л
Д
О
П
….
День 2
…
День 7
…
Сумма
2 шаг: Проведите анализ каждой записи, отметив, к какому виду деятельности она относится. Поставьте галочку в одном из столбцов напротив: Л - личные контакты; Д - работа с документами; О - подготовка и организация работы; П - потери времени. «Галка» может стоять только в одном из столбцов.
3 шаг: Произведите расчет затрат времени на каждый вид деятельности в течение недели. С этой целью суммируйте все затраты времени (в минутах), по каждому столбцу (Л; Д; О; П). Проверьте правильность подсчетов затраченного времени по формуле Л + Д + О + П = 10080 минут/неделю. Внесите числа в соответствующие поля ниже.
Сделайте выводы. Довольны ли Вы потерями времени и если недовольны, подумайте, что можно сделать, чтобы изменить положение дел.
3. Проведите методику «Ловушки времени» для выявления основных помех в выполнении разных видов деятельности
Инструкция:
Вам предлагается перечень утверждений, характеризующих помехи в выполнении разных видов деятельности. Если Вы согласны с утверждением – ставьте «+» в столбце №3 (характеристика выражена максимально). Если Вы не согласны с утверждением – ставьте «+» в столбце №1 (характеристика не выражена). Если Вы сомневаетесь и однозначно ответить не можете – ставьте «+» в столбце №2 (характеристика то проявляется, то не проявляется, или не было повода для проявления).
1. Построить «Индивидуальный профиль управления временем», соединив проставленные «+» между собой.
2. Выделить самую «злостную» ловушку времени и составить план конкретных действий по ее устранению в виде списка. Представить не менее 5 пунктов плана (см. образец).
3. По всем другим ловушкам времени сформулировать кратко цели по их устранению.
№ п/п
Потенциальный «вор» Вашего времени
Цели
1.
У Вас нет ни целей, ни приоритетов
2.
Вы не составляете для себя никаких планов на день/неделю, месяц
3.
Вы пытаетесь сделать слишком много и сразу
4.
Вы тратите слишком много времени на ожидание или подготовку
5.
Вы часто сталкиваетесь с отсутствием какого-либо стимула и с безразличием к выполняемой Вами работе
6.
Вам стоит огромного труда сказать «нет»
7.
Вы часто не можете довести дело до конца
8.
Вы плохой слушатель, много пролетает мимо ваших ушей
9.
Вы всегда хотите все знать
10.
Вам присуще излишнее стремление к совершенству
11.
Вам слишком часто приходится работать с кипами бумаг и корреспонденцией
12.
У Вас плохо организован архив документов
13.
Вы не можете или не хотите передавать свои обязанности окружающим
14.
Вы не получаете достаточной информации
15.
Вам приходится слишком часто сидеть на бесполезных, длительных и плохо подготовленных переговорах
16.
Вы часто принимаете участие в сплетнях и разговорах с коллегами (сокурсниками, друзьями)
17.
Вы (или же окружающие) часто неправильно рассчитываете время, необходимое для выполнения Ваших задач и обязанностей
18.
Вы хотите сразу все успеть и во всем принять участие
19.
Вы тратите свое драгоценное время на «войну» с техникой, в которой Вы ничего не понимаете. Вам не хватает необходимых знаний оргтехники
20.
Вы еще ни разу не принимали участия в семинарах по управлению собственным временем
4. Определите, пользуясь техникой «Матрица Эйзенхауэра», характеристики принятия решения в предложенной ситуации:
1. А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
«Пугачев смотрел на меня пристально, изредка прищуривая левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости. Наконец он засмеялся, и с такою непритворной веселостию, что и я, глядя на него, стал смеяться, сам не зная чему.
- Что, ваше благородие? - сказал он мне. -Струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе веревку на шею? Я чаю, небо с овчинку показалось... А покачался бы на перекладине, если бы не твой слуга. Я тотчас узнал старого хрыча. Ну, думал ли ты, ваше благородие, что человек, который вывел тебя к умету, был сам великий государь? (Тут он взял на себя вид важный и таинственный.) Ты крепко передо мною виноват, - продолжал он, - но я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов. То ли еще увидишь! Так ли еще тебя пожалую, когда получу свое государство! Обещаешься ли служить мне с усердием?
Вопрос мошенника и его дерзость показались мне так забавны, что я не мог не усмехнуться.
- Чему ты усмехаешься? - спросил он меня нахмурясь. - Или ты не веришь, что я великий государь? Отвечай прямо.
Я смутился: признать бродягу государем был я не в состоянии: это казалось мне малодушием непростительным. Назвать его в глаза обманщиком - было подвергнуть себя погибели; и то, на что был я готов под виселицею в глазах всего народа и в первом пылу негодования, теперь казалось мне бесполезной хвастливостию. Я колебался. Пугачев мрачно ждал моего ответа. Наконец (и еще ныне с самодовольствием поминаю эту минуту) чувство долга восторжествовало во мне над слабостию человеческою. Я отвечал Пугачеву: «Слушай; скажу тебе всю правду. Рассуди, могу ли я признать в тебе государя? Ты человек смышленый: ты сам увидел бы, что я лукавствую».
- Кто же я таков, по твоему разумению?
- Бог тебя знает; но кто бы ты ни был, ты шутишь опасную шутку.
Пугачев взглянул на меня быстро. «Так ты не веришь, - сказал он, -чтоб я был государь Петр Федорович? Ну, добро. А разве нет удачи удалому? Разве в старину Гришка Отрепьев не царствовал? Думай про меня что хочешь, а от меня не отставай. Какое тебе дело до иного-прочего? Кто ни поп, тот батька. Послужи мне верой и правдою, и я тебя пожалую и в фельдмаршалы и в князья. Как ты думаешь?»
- Нет, - отвечал я с твердостию. - Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу. Коли ты в самом деле желаешь мне добра, так отпусти меня в Оренбург.
Пугачев задумался. «А коли отпущу, - сказал он, - так обещаешься ли по крайней мере против меня не служить?»
- Как могу тебе в этом обещаться? - отвечал я. -Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя - пойду, делать нечего. Ты теперь сам начальник; сам требуешь повиновения от своих. На что это будет похоже, если я от службы откажусь, когда служба моя понадобится? Голова моя в твоей власти: отпустишь меня -спасибо; казнишь - бог тебе судья; а я сказал тебе правду.
Моя искренность поразила Пугачева. «Так и быть, - сказал он, ударя меня по плечу. - Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь. Завтра приходи со мною проститься, а теперь ступай себе спать, и меня уж дрема клонит».
5. Выберите один правильный ответ:
Подход к изучению самоорганизации, изучающий и разрабатывающий приемы, повышающие эффективность организации человеком собственной деятельности, характеризует подход:
а) деятельностный г) технический
б) личностный д) кибернетический
в) интегрированный е) нет правильного ответа.
6. Установите соответствие между видами самоорганизации и их характеристиками:
1.«Силовая» самоорганизация
2. Регулируемая самоорганизация
3. Открытая самоорганизации
А) развитие регулярной и систематической положительной обратной связи позволяет участникам (элементам) осознать свои позиции….
Б) все отношения между элементами являются положительными, все элементы поддерживают друг друга….
В) развитие и последующая нейтрализация антагонизма переменных системы, ограниченного некоторым конечным пределом, и затем достижение бесконфликтного поведения элементов и системы в целом.