Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
3. Тема: РЫНОК ТРУДА КАК РЕГУЛЯТОР ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ
Вопросы:
1. Сущность и структура рынка труда
2. Типология рынка труда.
3. Механизм саморегулирования рынка труда.
4. Безработица: виды, взаимосвязь с показателями экономики страны.
5. Государственное регулирование рынка труда
1. Сущность и структура рынка труда
Рынок труда как составная часть рыночной экономики представляет собой механизм согласования интересов работодателей (предъявителей спроса на труд) и наемной рабочей силы (продавцов последней). Это социально-экономическая категория, включающая в себя исторически сложившийся специфический общественный механизм, реализующий определенный комплекс социально-трудовых отношений, способствующий установлению и соблюдению баланса интересов между трудящимися, предпринимателями и государством.
Рынок труда - это динамическая система, включающая в себя комплекс социально-трудовых отношений по поводу условий найма, использования и обмена рабочей силы на жизненные средства, и механизм его самореализации, механизм спроса и предложения, функционирующий на основе информации, поступающей в виде изменений цены труда (заработной платы).
Конечной целью рынка труда является:
1. удовлетворение профессионально - трудовых и жизненных интересов экономически активного населения, включая социальную защиту, и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами;
2. достижение максимально полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и т.п.
Структура рынка труда включает в себя:
• Субъекты рынка труда (наемные работники, работодатели, государство);
• Экономические программы, решения и юридические нормы, принятые субъектами (законодательные акты, нормы, правила, регулирующие взаимоотношения между субъектами рынка);
• Рыночный механизм (спрос (общая потребность экономики в наемной рабочей силе), предложение рабочей силы (вся наемная рабочая сила из числа экономически активного населения), цена1 и стоимость2 рабочей силы, конкуренция);
• Безработица и социальные выплаты, связанные с ней;
• Рыночная инфраструктура.
Субъекты рынка труда - это наемные работники (и их объединения - профсоюзы), работодатели (предприниматели) и их союзы, государство и его органы.
Наемные работники - это граждане, включающиеся в процесс общественного производства на основе продажи своей рабочей силы, найма к собственнику средств производства или организатору производства (менеджеру).
Работодатель - это индивидуум, работающий самостоятельно и постоянно нанимающий на работу одного и более человек.
Государство как субъект рыночных отношений представлено федеральными, региональными органами власти, отраслевыми органами управления. Оно выполняет следующие функции:
• социально-экономические, связанные с обеспечением полной занятости путем стимулирования создания рабочих мест во всех отраслях экономики;
• законодательные, связанные с разработкой основных юридических норм и правил;
• регулирования рынка труда косвенными методами;
• защиты прав всех субъектов рынка труда;
• ролевые (функции работодателя на государственных и муниципальных предприятиях).
Рыночная инфраструктура - это совокупность институтов содействия занятости, профориентации, профподготовки и переподготовки кадров; сеть центров занятости (бирж труда) и т.д.
Основные функции ЦЗН:
• Информирование населения о вакансиях;
• Профессиональная подготовка и трудоустройство населения;
• Целевая переподготовка кадров (в связи с планируемой модернизацией производства);
• Стабилизация кадров предприятий.
Все компоненты рынка труда в совокупности обеспечивают сбалансированность спроса и предложения рабочей силы, реализацию права людей на труд и свободный выбор деятельности, на определенную социальную защиту.
2. Типология рынка труда
Разнообразие моделей рынков труда можно свести к двум основным типам: внешний (или профессиональный) и внутренний рынки труда.
Внешний рынок труда предполагает мобильность рабочей силы между предприятиями. Внутренний основан на движении кадров внутри предприятия.
Внешний рынок труда предполагает наличие у работников профессий, которые могут быть использованы разными фирмами. Профессию и квалификацию работников, сосредоточенных на внутреннем рынке труда, сложнее использовать на других предприятиях, т.к. они носят специфический характер, обусловленный работой на данной фирме. Кроме того, особенности производственных отношений на внутреннем рынке труда препятствуют переходу работников на другие предприятия.
Таким образом, внешний рынок труда характеризуется большей текучестью кадров по сравнению с внутренним рынком труда, где движение кадров осуществляется преимущественно внутри предприятия.
Существует также рынок труда отдельных профессий. Здесь речь идет о колебаниях спроса и предложения отдельных профессий, что связано с научно-техническим прогрессом и структурной перестройкой экономики.
(Западные специалисты выделяют 5 групп работников, имеющих различные гарантии занятости и материальной обеспеченности:
1. высокопрофессиональные работники с высоким социальным статусом и стабильной занятостью. Уровень оплаты и условия труда соответствуют мировым стандартам. Таких работников меньшинство, и рост их доходов, как правило, выше, чем рост общего экономического уровня и уровня инфляции.
2. работники, конкурирующие между собой на рынке труда, но все же имеющие гарантии занятости и не подверженные массовой безработице. В их число входит большинство квалифицированных работников, и рост их доходов равен росту уровня инфляции.
3. работники, занятые физическим трудом, преимущественно в обрабатывающих и добывающих отраслях промышленности. Их профессии исчезают вместе с сокращением самих отраслей. Уровень зарплаты поддерживается профсоюзными организациями, а занятость защищена коллективными договорами.
4. работники тех профессий, которые имеются в избытке на рынке труда. Это сфера услуг с низкой производительностью труда. Уровень зарплаты у них низок, и их занятость не гарантирована.
5. контингент населения, более или менее отстраненный от рынка труда. Это молодежь и те, кто долгое время являлся безработным.)
Наряду с международным рынком товаров, услуг и капиталов все большую силу приобретает теперь и международный рынок рабочей силы. Такие трансграничные перемещения рабочей силы наряду с движением капитала образует верхний международный уровень рынка рабочей силы. Международный рынок труда можно определить как наднациональное образование, где на постоянной основе выступают покупатели и продавцы рабочей силы в рамках межгосударственного регулирования спроса и предложение рабочей силы.
3. Механизм саморегулирования рынка труда.
Механизм рынка труда основан на стоимостных принципах увязки и согласования социально различных интересов разнообразных групп работодателей и трудоспособного населения, нуждающегося в работе и желающего работать по найму. Взаимодействие спроса на труд и предложения рабочей силы складывается под влиянием конкретной экономической и социально-политической ситуации, движения цены рабочей силы (оплаты труда), уровня реальных доходов населения (рисунок 1).
Кривая предложения труда на рисунке направлена вверх, поскольку работники готовы жертвовать свободным временем и работать больше при повышении заработной платы, т.е. предложение труда растет (при прочих равных условиях). Эта зависимость выражает действие закона предложения труда.
Кривая спроса на труд напротив направлена вниз, поскольку с ростом издержек производства за счет повышения заработной платы (при прочих равных условиях) увеличивается стоимость изделий, создаваемых дополнительными трудовыми затратами, уменьшается прибыль. Такая ситуация работодателям невыгодна и они сокращают прием рабочих.
Рис.3.1. Спрос и предложение на рынке труда.
Из рисунка видно, что спрос на труд со стороны работодателей и, соответственно, занятость растут по мере снижения реальной заработной платы (цены труда), а предложение труда растет по мере роста реальной заработной платы. В точке пересечения этих кривых спрос и предложение труда совпадают, и возникает ситуация равновесия на рынке труда, т.е. устанавливается такая цена на труд, при которой планы продавцов и покупателей совпадают - это равновесная цена труда (или заработная плата). При цене труда равной W0 работодатели имеют возможность заполнить все имеющиеся рабочие места, а все работники, желающие получить работу, находят ее. Если под действием каких-либо факторов цена труда становится выше равновесной, наблюдается безработица (предложение труда возрастает до уровня S2, а спрос сокращается до величины D2 ). Возникает конкуренция между работниками за рабочее место. Избыток предложения труда и конкуренция давят вниз на ставки заработной платы, и они опускаются до уровня равновесия (W0).
Если заработная плата ниже равновесной, то появляется дефицит рабочей силы (спрос равен D1, а предложение – S1). Высокий спрос заставляет работодателей повышать вознаграждение за труд, чтобы привлечь новых работников, в конечном счете, заработная плата снова поднимется до уровня W0.
Заработная плата на уровне W0 становится доминирующей, общепринятой с которой должны считаться и работодатели, и работники. При этом уровне заработной платы достигается полная (для данного уровня) занятость. Так функционирует механизм конкурентного рынка.
В результате действия механизма спроса и предложения рынок труда выполняет следующий функции:
• регулирование спроса и предложения труда; обеспечение встречи между продавцами рабочей силы и покупателями (работодателями) для заключения договоров в целях соединения рабочей силы со средствами производства (капиталом);
• обеспечение конкуренции между работниками за рабочее место, а между работодателями за наем рабочей силы;
• установление равновесной (доминирующей) цены;
• содействие полной экономически эффективной занятости.
Особенности функционирования рынка труда:
• Неотделимость права собственности на товар - рабочую силу от его владельца. На рынке труда покупатель приобретает только право использования и частичного распоряжения способностями к труду - рабочей силой, функционирующей в течение определенного времени, поэтому покупателя правильнее называть нанимателем (работодателем). В случае нарушения прав работника наниматель несет юридическую ответственность и может иметь экономические потери.
• Относительно длительное взаимодействие продавца (наемного работника) и покупателя (работодателя), что играет немаловажную роль в конкурентоспособности фирмы (качество выполняемой работы, трудоотдача и т.д.).
• Необходимость детальной регламентации деятельности субъектов рынка, вызванное наличием большего числа институциональных структур (законодательство, социально-экономические программы, службы занятости, профсоюзы и т.п.)
• Высокая степень индивидуализации сделок, связанная с различным уровнем рабочей силы, технологий производства и организации труда и т.д.
• Оплата труда, осуществляемая в соответствии с конечными результатами, т.е. ценой продукции, созданной данным трудом, что ставит спрос на рабочую силу в зависимость от спроса на конечные товары и услуги. Спрос на рабочую силу как бы порождается спросом на товары и услуги, а потому называется производным.
• Для работника имеет значение не только денежный аспект, но и содержание и условия труда, гарантии сохранения рабочего места, перспективы продвижения по службе, микроклимат в коллективе и т.д.
4. Безработица и макроэкономические показатели.
Поскольку Конституцией РФ за гражданами страны закреплено право на труд (являющийся, как отмечалось в первой теме, целенаправленной деятельностью с целью удовлетворения потребностей человека), государство заинтересовано в создании социально-экономических условий, при которых занятость населения будет максимальной. А уровень безработицы, соответственно, минимальным.
Вспомним, кого относят к безработным (не является занятым, одновременно ищет работу и готов к ней приступить).
Выделяют основные виды безработицы:
Фрикционная - временная незанятость, обусловленная добровольным переходом работника с одной работы на другую, чем и вызван период временного увольнения
Структурная — обусловлена изменениями в структуре спроса на труд, когда образуется структурное несовпадение между квалификацией безработных и требованием свободных рабочих мест. Структурная безработица обуславливается масштабной перестройкой экономики, изменениями в структуре спроса на потребительские товары и в технологии производства, ликвидацией устаревших отраслей и профессий, причём существует 2 типа структурной безработицы: стимулирующая и деструктивная
Циклическая безработица - разница между уровнем безработицы в текущий момент экономического цикла и естественным уровнем безработицы. Но для разных стран естественным признается разный уровень
В условиях спада циклическая безработица добавляется к фрикционной и структурной безработице.
В условиях подъема циклическая безработица вычитается из фрикционной и структурной безработицы.
Естественный уровень безработицы - объективно складывающийся, относительно стабильный, не связанный с динамикой экономического роста, уровень безработицы, обусловленный естественными причинами: текучестью кадров, миграцией, демографическими и иными факторами в конкретной стране. Для экономики США (и некоторых других стран) считается, что естественный уровень безработицы составляет 4-5% от численности рабочей силы.
Средний уровень безработицы в Германии в 2005 году колеблется вокруг 10% (США около 5, хотя 1979 – 12%)
Кроме того, существуют следующие виды безработицы:
• Вынужденная и добровольная. Первая возникает, когда работник может и хочет работать при данном уровне заработной платы, но не может найти работу. Вторая связана с нежеланием людей работать, например, в условиях понижения заработной платы. Добровольная безработица усиливается во время экономического бума и снижается при спаде; её масштабы и продолжительность различны у лиц разных профессий, уровня квалификации, а также у различных социально-демографических групп населения.
• Зарегистрированная — незанятое население, занимающееся поиском работы и официально взятое на учёт.
• Маргинальная — безработица слабозащищённых слоёв населения (молодёжи, женщин, инвалидов) и социальных низов.
• Сезонная — зависит от колебаний в уровне экономической активности в течение года, характерных для некоторых отраслей экономики.
• Технологическая — безработица, связанная с механизацией и автоматизацией производства, в результате которой часть рабочей силы становится излишней либо нуждается в более высоком уровне квалификации.
• Институциональная — безработица, возникающая в случае вмешательства государства или профсоюзов в установление размеров ставок заработной платы, отличных от тех, которые могли бы сформироваться в естественном рыночном хозяйстве.
• Скрытая – безработица, не зарегистрированная в центрах занятости населения, неучтённая в статистике.
Расчет уровня безработицы производится следующим образом:
Где - количество безработных, чел.
- количество занятого населения, чел.
- число экономически активного населения, чел.
Формула расчёта уровня занятости:
Коэффициент напряженности на рынке труда – отражает, сколько безработных приходится на 1 вакансию и ученическое место:
Где - количество безработных;
- число вакансий, ученических мест.
Мы уже отмечали, что влияние на процесс безработицы оказывают разные факторы рынка труда, в том числе макроэкономическое состояние страны. Однако и сама безработица оказывает воздействие на макроэкономические показатели.
В частности на такой показатель, как инфляция.
Английский экономист Олбан Филлипс, проанализировав почти за 100 лет (1861-1957), установил эмпирическую зависимость между уровнем безработицы и ростом заработной платы. Чем выше уровень безработицы, тем слабее требования роста оплаты труда из-за конкуренции со стороны незанятых работников. К.Ф. — это функция, характеризующая и графически показывающая обратную зависимость между уровнем безработицы и уровнем инфляции.
Рост избыточного спроса на рынке труда ведёт к увеличению занятости (сокращению безработицы) и одновременно приводит к росту заработной платы, а вслед за ней – по спирали – к инфляции цен. При сверхвысокой занятости нанимателям трудно заполнять новые вакансии; конкурируя между собой при покупке рабочей силы, они вынуждены повышать цену труда – заработную плату. Наличие же определенного уровня безработицы в экономике заставляет работников соглашаться на более низкий уровень зарплаты. Таким образом, уровни инфляции и безработицы находятся в обратной зависимости.
Точка пересечения кривой с горизонтальной осью – точка не ускоряющего инфляцию уровня безработицы (НУИУБ) – отражает ситуацию равновесия. При таком уровне безработицы инфляция стабильна.
Отсюда видно, что если государство стремится снизить уровень безработицы, это приведёт к росту инфляции, и наоборот, снижение инфляции неминуемо вызовет сокращение занятости.
На рисунке 3.2 переход из точки А в точку В позволяет сократить темпы инфляции, но и безработица возрастает. Это известный в экономике компромисс «инфляция-безработица».
Вывод, на первый взгляд, неутешительный. Оказывается, однако, что само положение кривой Филлипса – не фиксированное, т.е. уровень НУИУБ зависит от институциональных факторов, в т.ч. от мер, которые принимает государство по сокращению фрикционной и структурной безработицы.
Как показали исследования запанных ученых, уровень безработицы тем ниже:
• чем ниже пособия безработным;
• чем масштабнее помощь государства в трудоустройстве и переподготовке;
• чем слабее профсоюзы в данной экономике;
• чем лучше координация действий предпринимателей, устанавливающих зарплату.
И если удаётся снизить естественный уровень безработицы, то это может быть сделано без роста инфляции, просто кривая Филлипса сдвинется влево.
Кроме того, оказывается, что безработица напрямую связана не только с инфляцией, но и с продуктивностью экономики. Закон Оукена гласит: «превышение уровня безработицы на 1 % над уровнем естественной безработицы снижает реальный ВНП по сравнению с потенциальным на 2-3 %».
Параметр Оукена - вариативен, требует пересчета для разных стран и периодов.
Коэффициент Оукена» указывает, что выпуск определяется не только технологией производства, но и изменением экономической активности людей в различных фазах функционирования национального хозяйства.
Практика показывает, что закон Оукена выполняется далеко не всегда, т.е. не является универсальным экономическим законом.
5. Государственное регулирование рынка труда.
Поскольку Конституцией РФ за гражданами страны закреплено право на труд (являющийся, как отмечалось в первой теме, целенаправленной деятельностью с целью удовлетворения потребностей человека), государство заинтересовано в создании социально-экономических условий, при которых занятость населения будет максимальной.
Основная цель регулирования рынка труда состоит в содействии расширению спроса на рабочие руки и поддержке эффективного предложения рабочей силы. Меры государственного регулирования рынка труда могут быть дифференцированы следующим образом:
• по объектам воздействия (население и его отдельные группы, работники и группы работников, предприниматели, элементы организации труда: оплата труда, продолжительность, условия труда и т.д.);
• по направленности воздействия (меры, воздействующие на спрос на труд и предложение труда);
• по форме воздействия (прямые и косвенные);
• по характеру воздействия на рынок труда (поощрительные, ограничительные, запретительные, защитные);
• по содержанию (меры экономического, административного характера или их сочетание);
• по уровню воздействия (общегосударственные, региональные, отраслевые, внутрифирменные);
• по источникам финансирования (госбюджет, внебюджетные средства).
В целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения государство призвано осуществлять:
• разработку мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда;
• правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, совершенствование законодательства о занятости населения;
• разработку и реализацию федеральных и территориальных программ содействия занятости населения;
• создание государственной службы занятости населения.
С позиции регулирования общих правил и контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства государство должно:
• контролировать соблюдение Госстандартов в области безопасности, условий и охраны труда;
• поддерживать необходимые уровни оплаты труда в соответствии с затратами на воспроизводство рабочей силы и рекомендациями международной организации труда;
• обеспечивать условия для цивилизованного разрешения социальных конфликтов и нормального осуществления колдоговорных процессов согласования и регулирования социально-трудовых отношений.
Федеральным органом исполнительной власти, проводящим политику государства и осуществляющим управление в области труда, занятости и социальной защиты населения является Министерство труда и социального развития РФ.
В странах с развитой рыночной экономикой существует система регулирования социально-трудовых отношений и согласования интересов наемных работников и работодателей посредством заключения коллективных договоров и соглашений - социальное партнерство. Предметом договора являются вопросы оплаты труда, занятость, условия труда, социальное обеспечение, социальные гарантии для работников определенной профессии, отрасли, региона, устанавливаемые сверх гарантированного государством минимума. Переговоры ведутся при посреднической роли государства, которое участвует в них непосредственно (через представителей) или опосредованно (через арбитражные органы, согласительные комиссии и законодательные акты). Коллективно-договорное регулирование позволяет на основе компромисса согласовывать интересы наемных работников, работодателей и государства и является важным дополнением рыночного механизма регулирования социально-трудовых отношений.
Еще одной силой, оказывающей влияние на рынок труда, являются профсоюзы. Это массовое самоуправляющееся общественное объединение трудящихся определенной отрасли или смежных отраслей, профессиональной группы для защиты и представительства их социальных интересов. Функции, выполняемые профсоюзами, могут быть подразделены на следующие группы:
• обеспечение социальной защиты экономических и социальных интересов наемных работников в процессе труда, т.е. возможности участия работников в производственном процессе на максимально выгодных условиях (контроль за соблюдением законодательных норм при увольнении и найме на работу, создание нормальных условий труда, содействие повышению производительности труда, недопущение нарушений производственного процесса со стороны работодателя)
• социальная защита интересов наемных работников вне производства.
На международном уровне вопросами регулирования трудовых отношений занимается МОТ (Международная организация труда). Она была создана в1919 году. Целью МОТ является установление и сохранение социального мира и регулирование социально-трудовых отношений, защита прав человека. Каждая страна участвует в ней представителями правительства, трудящихся и предпринимателей.
Определяющее значение МОТ в регулировании социально-трудовых отношений имеет разработка, принятие конвенций и рекомендаций и контроль их выполнения.
Основными программными задачами МОТ являются:
• обеспечение для наемных работников полной занятости и повышение жизненного уровня;
• занятости трудящихся на работах, где они могут получить удовлетворение и проявить свое мастерство;
• гарантии обучения и перемещения рабочих, включая миграцию;
• возможности справедливого распределения и оплаты труда;
• реализации права на коллективные переговоры;
• расширения системы соцобеспечения;
• охраны труда;
• защиты благосостояния детей и матерей;
• необходимого питания и жилищ;
• равных возможностей в области общего и профессионального образования.
Дополнительно.
2.2. Государственное регулирование рынка труда и его необходимость в России.
Применительно к рыночной экономике идеи экономического либерализма т.е. политики невмешательства государства в экономику наиболее полно обосновал А. Смит в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства». Согласно его трактовке, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит «невидимая рука» - личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Как уже говорилось, эта концепция не является достоянием истории: из нее исходят современные теории монетаризма и рациональных ожиданий.
Но в работах Дж.М. Кейнса эта теория подверглась критике и значительной модификации. Он оспаривал факт существования в условиях совершенной конкуренции применительно к рынку труда внутренних механизмов приспособления, приводящих к его равновесию в условиях полной занятости. Кейнс, выступая за активное вмешательство государства в трудовые отношения, считал, что только жесткая негибкая заработная плата обеспечивает состояние равновесия национального дохода. Хотя при этом и сохраняется вынужденная безработица, объясняемая недостаточностью совокупного спроса на труд, но ликвидируется нестабильность, присущая системе совершенной конкуренции.
Применительно к сегодняшним российским условиям политика государства на рынке труда не должна замыкаться на поиске оптимальной глубины вмешательства в трудовые отношения. Регулирующее влияние государства не должно препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников. Достаточно высокая степень занятости населения должна обеспечиваться не сохранением излишней численности работников, а созданием новых рабочих мест, снижением потребности населения в рабочих местах и т.п.
Достижение оптимально высокой, структурно-рациональной, экономически эффективной и социально-обоснованной занятости - неотъемлемая составная часть процесса восстановления российской экономики. Стимулами этого процесса должны являться рыночные отношения и целенаправленные меры хозяйственной политики на всех уровнях. Если в развитых странах проблемы занятости могут зачастую решатся обособленно, без кардинальных изменений экономической стратегии, то в России для этого требуется коренное преобразование экономики. Это может быть реализовано лишь при финансовой стабилизации, возобновлении экономического роста, увеличении ресурсов для инвестиционной активности и решении социальных проблем. Необходимо эффективное взаимодействие работников, работодателей и государственных органов для согласования путей решения проблем занятости.
Перспективы занятости определяются динамикой и уровнем экономической эффективности производства, поэтому более рациональное использование работников является приоритетным направлением по сравнению с сохранением существующих рабочих мест. Сокращение лишних работников и увеличение за счет этого числа безработных (при их достаточной материальной поддержке) во многих отношениях эффективней, чем сохранение на предприятиях скрытого резерва рабочей силы.