Рынок труда и безработица
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ОУД.10. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Раздел 3. Экономика
Тема 3.3. Рынок труда и безработица
ЗАНЯТИЕ № 25
«Безработица, её виды и последствия»
Узловые вопросы:
1. Понятие занятости и безработицы населения
2. Государственное регулирование рынка труда
1. Понятие занятости и безработицы населения
Важнейшей категорией рынка труда выступает занятость — деятельность людей, приносящая им трудовой доход. Занятыми считаются все лица, которые работают по найму, занимаются предпринимательством, военнослужащие, учащиеся, а также те, кто временно отсутствует на работе по причине болезни, отпуска и других обстоятельств.
Если часть трудоспособного населения (рабочей силы) не занята в общественном производстве, то такое явление называется безработицей.
С точки зрения рынка труда безработица представляет собой превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.
К безработным относятся те трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, обращаются в службу занятости и иные организации в целях поиска работы и готовы приступить к ней. Лица, зарегистрированные в органах государственной службы занятости, имеют официальный статус безработного.
Причинами безработицы могут быть потеря работы в результате увольнения, добровольное оставление работы, первое появление на рынке труда или появление после перерыва. Безработным может стать человек, потерявший работу в результате увольнения, добровольно оставивший работу, впервые пришедший на рынок труда или пришедший после перерыва. Другими причинами безработицы может быть сокращение штата работников. ликвидация организации, конкуренция на рынке труда, общий спад производства, внедрение трудосберегающих технологий, спрос на более высококвалифицированных работников, отсутствие образования по востребованной профессии.
Выделяют безработицу добровольную н вынужденную. Добровольная безработица зависит от самого человека, например, когда он не хочет приступать к низкооплачиваемой работе. Вынужденная безработица объясняется объективными причинами.
Существуют несколько видов безработицы. Структурная безработица возникает из-за несоответствия спроса и предложения на рынке труда, например на одну профессию есть спрос, а на другую — нет. Фрикционная безработица связана с добровольным переходом человека с одной работы на другую в целях поиска лучших условий труда. Близко к ней стоит сезонная безработица, возникающая в определенное время года. Циклическая безработица является следствием низкого спроса на рабочую силу во всех отраслях экономики в период экономического спада.
Выделяют также частичную, скрытую, застойную, технологическую безработицу. При частичной безработице трудящийся из-за небольшого объема работы вынужден работать неполный рабочий день. Скрытая безработица возникает в условиях неэффективного использования рабочей силы. Застойной называется безработица, распространенная среди определенной категории работников в течение длительного времени. Технологическая безработица связана с вытеснением из производства труда человека в связи с заменой его работой машин под влиянием научно-технического прогресса.
2. Государственное регулирование рынка труда
На спрос на рынке труда влияют политика государства и социальное законодательство. Если государство поощряет экономический рост, то спрос на труд растет. Законы, направленные на сокращение рабочего дня, ограничение увольнений, способствуют поддержанию высокого спроса на труд. Поскольку спрос находится в зависимости от уровня заработной платы, то законы, ограничивающие заработную плату определенным минимумом, ведут к сокращению спроса на труд, хотя это сокращение может быть компенсировано повышенным спросом со стороны населения на товары, удовлетворение спроса на которые требует поддержания высокой занятости того же населения.
Государство влияет на различные стороны экономической жизни, в том числе и на регулирование рынка труда. Основные принципы политики государства в сфере труда изложены в статье 37 Конституции РФ. Она провозглашает свободу труда, запрет принудительного труда, право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Государство разрабатывает меры по противодействию росту безработицы, обеспечению максимальной занятости, созданию социальных гарантий для населения. При этом используются так называемые пассивный и активный методы государственного воздействия на рынок труда.
Активный метод содержит меры, стимулирующие создание новых рабочих мест, расширение производственного потенциала, развитие малого и среднего предпринимательства, профессиональное обучение безработных, привлечение их к активной трудовой деятельности, меры по сохранению занятости. Эти меры способствуют заполнению вакантных рабочих мест и удовлетворяют спрос на рабочую силу.
Пассивный метод охватывает мероприятия по оказанию материальной помощи безработным, досрочное оформление пенсий и др., т.е. пассивные меры выполняют функцию социальной поддержки.
Государство не заинтересовано в увеличении числа безработных, поэтому оно уделяет большое внимание регулированию рынка труда: принимает меры по увеличению числа рабочих мест, реализует программы по профессиональной переподготовке работников, содействует найму работников через органы службы занятости, выделяет средства на пособия по безработице.
Особое место в системе государственного регулирования рынка труда занимает служба занятости. Она представляет собой специальное учреждение, осуществляющее посреднические функции на рынке рабочей силы. Основные направления деятельности службы занятости составляют регистрация безработных, регистрация вакантных рабочих мест, трудоустройство безработных и других лиц. желающих получить работу, изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней, тестирование лиц, желающих получить работу, профессиональная переподготовка безработных, выплата пособий по безработице.
Наряду с государственными структурами на рынке труда действуют частные фирмы, занимающиеся трудоустройством граждан.
Правовое регулирование занятости и безработицы в Российской Федерации осуществляется на основании Закона «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции от 29.12.2001 г.). Решение о признании граждан безработными принимается центром занятости не позже 11 календарных дней с момента предъявления всех необходимых документов. Безработными не признаются те, кто отказался от двух предложенных вариантов работы, а также впервые ищущие работу, отказавшиеся от двух вариантов профессиональной подготовки. Решение о назначении пособия по безработице принимается центром занятости одновременно с решением о признании гражданина безработным. Центр занятости, в котором зарегистрирован безработный, обязан в течение 10 дней со дня обращения предложить ему два варианта подходящей работы. а впервые ищущему работу, не имеющему профессии. — два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы. Если гражданин не имеет необходимой профессиональной квалификации, то ему может быть предложено пройти профессиональную подготовку или повысить квалификацию по направлению службы занятости.
Вопросы и задания
1) Какую роль играет государство на рынке труда?
2) Какое место на рынке труда занимает занятость?
3) Кто считается безработным? По каким причинам человек может стать безработным?
4) Какие существуют виды безработицы? В чем состоят последствия безработицы на индивидуальном и общественном уровне?
5) Какие органы осуществляют трудоустройство? Какую роль среди них играет государственная служба занятости?