Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Рынок и рыночные отношения

  • 👀 1109 просмотров
  • 📌 1088 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Рынок и рыночные отношения» docx
Курс лекций по Экономике для студентов заочного отделения Раздел 2 Рынок и рыночные отношения Тема 4. Рынок: функции, структура 1. Рынок и условия его развития. 2. Функции рынка 3. Структура, виды, сегментация рынка 4. Рыночная инфраструктура и субъекты рынка 1. Рынок и условия его развития. Рынок – это многогранное понятие. Существует множество определений рынка. Самое упрощенное определение: рынок – это место, где осуществляется купля – продажа товара. Такое определение исходит из того, что первые признаки, как место встречи продавцов и покупателей, появились еще в эпоху первобытнообщинного строя, когда общины начали обмениваться излишками своей продукции. Сегодня такой обмен называется бартером. К. Макконнелл и С. Брю дают следующее определение: рынок – это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. В современной неоклассической литературе используется определение, сформулированное франц. экономистом А. Курно и англ. экономистом А. Маршаллом: Рынок – это не какая – либо конкретная рыночная площадь, на которой продаются и покупаются предметы, а в целом всякий район, где сделки покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться. Англ. экономист У. Джевонс считает, что рынок представляет собой всякую группу людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих сделки по поводу любого товара. Наиболее емким, полно отражающим суть рынка является следующее определение: Рынок – это совокупность экономических отношений по поводу купли – продажи товаров и услуг. Это означает, что экономические отношения обеспечивают движение товаров и услуг от производителя к потребителю, а купля – продажа является связующим звеном в этой системе (производства и потребления). Рынок – это такой механизм, который поворачивает производство лицом к потребителю. Он приводится в движение экономическими интересами (потребностями) людей. Рынок не может функционировать без таких понятий как частная собственность, конкуренция, свободная рыночная цена, спрос и предложение, свобода предпринимательства. Возникновение и становление рынка – это результат длительного исторического развития. Он возник благодаря товарному производству. Следовательно, причины его возникновения те же, что и причины возникновения товарного производства: ОРТ и экономическая обособленность товаропроизводителей. К условиям существования (функционирования) рынка относятся: - экономическая самостоятельность субъектов в заключении сделок по поводу купли- продажи и в распоряжении своими доходами; - наличие конкуренции; - достоверная информация о рынке; - право субъектов самим определять цены на свои товары и услуги; - определенный избыток предложения над спросом; - свободный вход и выход; - наличие посреднических фирм, а также прямой связи между производителями и потребителями товаров и услуг 2. Функции рынка Рынок выполняет следующие функции: - ценообразующая. Рынок устанавливает цены на рынке в соответствии с затратами общественно необходимого труда и законом спроса и предложения; - информационная. Рынок дает сведения о количестве, качестве, ассортименте товаров и услуг. Это позволяет производителям постоянно сверять свое производство с меняющимися условиями на рынке; - посредническая. Рынок позволяет товаропроизводителям обмениваться результатами своей деятельности. - регулирующая. Эта функция является наиболее важной. Рынок дает ответ на вопросы: Что производить? Как производить? Для кого производить? Эту функцию выполняет конкуренция, являющаяся главной регулирующей силой на рынке; - стимулирующая. Рынок заставляет производителей снижать, а это возможно при внедрении достижений науки и техники, т.е. стимулирует НТП; - санирующая. Рынок является жесткой, а не благотворительной системой. Ему присуще социальное расслоение и беспощадность к бедным. Посредством конкуренции рынок очищает экономику страны от неустойчивых, нежизнеспособных хозяйств и дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате повышается средний уровень устойчивости всей экономики страны. 3. Структура, виды, сегментация рынка Рынок как определенная система имеет соответствующую структуру. Структура – закономерная устойчивая связь и взаимодействие частей и элементов целого. Структура рынка – это внутреннее строение отдельных его элементов, их доля в общем объеме рынка. Различают следующие классификационные признаки структуры рынка: - по объектам (экономическому содержанию) следует выделять: 1. рынок товаров и услуг (потребительский рынок); 2. рынок рабочей силы; 3. финансовый рынок; 4. валютный рынок; 5. рынок информации; 6. рынок средств производства; 7. рынок патентов и лицензий. - по субъектам различают: 1. рынок покупателей; 2. рынок продавцов; 3. рынок гос. учреждений; 4. рынок посредников. - по географическому (территориальному) положению различают: 1. местный (локальный); 2. межрегиональный; 3. республиканский; 4. международный. Их можно объединить в национальный (внутренний) рынок и мировой (внешний) рынок; - по степени зрелости: 1. развитый; 2. формирующийся; 3. монопольный; 4. олигопольный. - по правовому признаку: 1. легальный (официальный); 2. нелегальный (запрещенный): «теневой», «черный», «серый». - по отраслевому признаку: 1. автомобильный; 2. сельскохозяйственный; 3. нефтяной; 4. компьютерный; - по характеру продаж: 1. оптовый; 2. розничный. Из структуры можно выделить следующие виды рынков: * Рынок товаров и услуг. В эту группу входят: - рынки потребительских товаров (продовольственных и непродовольственных); - рынки потребительских услуг (бытовых, транспортных, коммунальных); - рынки жилья и зданий непроизводственного назначения; * Рынки факторов производства. В их состав входят: - рынки капиталов; - рынки труда (рабочей силы); - рынки земли; * Финансовые рынки. К ним относятся: - кредитные рынки; - инвестиционные рынки; - фондовые рынки (РЦБ); - валютно – денежные рынки; * Рынки интеллектуального труда (изобретения, произведения литературы и искусства, инновации, сертификаты, лицензии). В современных условиях широкое распространение получили спотовый и срочный рынки. Спотовый рынок – это вид рынка, на котором осуществляется торговля реальными товарами с немедленной доставкой. В спотовом рынке участвуют хеджеры и торговцы. Хеджеры формируют предложение контрактов, осуществляя тем самым страхование от возможных потерь при колебании цен. Торговцы формируют запасы товаров относительно ожидаемой цены спот. Срочный рынок – это рынок срочных контрактов, т.е. соглашения контрактов о будущей поставке материальных ценностей, товаров, ЦБ в установленный срок на согласованных условиях. Сегментация рынка – п.с. разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Она может быть проведена разными путями с использованием различных признаков (факторов). Основными из них являются: * географические: по регионам, по административному делению (область, край, республика, город, район); по плотности населения (город, пригород, сельская местность); по климатическим условиям; * демографические: группировка населения по возрасту, полу, уровню дохода, образования, национальному составу; * психографические: по социальному составу, стилю жизни, личным качествам; * поведенческие: степень нуждаемости в продуктах, эмоциональное отношение к продукции. 4. Рыночная инфраструктура и субъекты рынка Понятие «инфраструктура» вошло в научный оборот сравнительно недавно. В отечественной литературе этот термин стал употребляться с 60х 20в. Инфраструктура (инфра-снизу, под) – всеобщие условия функционирования экономической системы. Непосредственно в процесс производства они не входят, но без них он не может быть осуществлен полностью. Различают производственную, социальную, научно-техническую и другие виды инфраструктуры. Рыночная инфраструктура – совокупность организационно-правовых форм, обеспечивающих движение товаров и услуг. Она призвана обеспечивать нормальный режим функционирования рынка. Элементами рыночной инфраструктуры являются: 1. биржи (товарные, фондовые, валютные); 2. формы небиржевого посредничества (аукционы, ярмарки и т.д.); 3. банковская система – ЦБ РФ, коммерческие банки и парабанковские учреждения; 4. страховые компании; 5. рекламные агентства, информационные центры; 6. средства деловой коммуникации; 7. таможенная система; 8. налоговая система; 9. аудиторские компании; 10. консалтинговые компании; 11. специальные зоны свободного предпринимательства; 12. системы регулирования занятости населения; 13. разнообразные фонды поддержки предпринимательства и стимулирования деловой активности. Инфраструктура рынка порождена самими рыночными отношениями и призвана обеспечить участникам рынка реализацию их интересов. Функции рыночной инфраструктуры: - организационное оформление рыночных отношений; - содействие гос. и общественному регулированию деловой активности; - повышение эффективности продвижения товаров и услуг от продавцов к покупателям. Наличие рынка предполагает необходимость существования экономических субъектов рынка. Их принято делить на 3 группы. 1. домохозяйства (семьи)- п.с. экономические единицы, потребляющие товары и услуги. Им характерны: - самостоятельное принятие тех или иных решений по поводу приобретения товаров и услуг, а также распоряжения теми факторами производства, собственниками которых они являются; - обеспечение воспроизводства человеческого капитала (забота о воспитании, здоровье, образовании); - стремление к максимальному удовлетворению своих потребностей. 2. бизнес – это предприятия, предприниматели, банки и другие деловые структуры, которые, используя ресурсы, производят продукции, а затем поставляют ее на рынок продуктов с целью получения максимальной прибыли. Фирме (предприятию) характерны: - использование факторов производства с целью создания товаров и услуг; - стремление к максимизации прибыли; - самостоятельное принятие решений. 3. правительство (государство) представлено гос. учреждениями и организациями, которые осуществляют юридическую и политическую власть в целях осуществления гос. регулирования экономики в интересах социального обеспечения и социальной защиты населения, политической, социальной и экономической стабильности в обществе. Государство через свои институты создает и контролирует «правила игры» (устанавливает размеры налогов, осуществляет антимонопольное регулирование и т.д.). Т.о. д/х, фирмы и государство вступают в экономические отношения. Последние складываются по поводу купли и продажи, владения и использования объектов рынка. В свою очередь, объектами рынка являются факторы производства (труд, капитал, земля), товары и услуги, деньги и ЦБ, субсидии, соц. выплаты. Тема 4/2. Товар и деньги как центральные категории рыночного хозяйства. 1. Товар и его свойства. Классификация товаров. 2. Стоимость товара и ее измерение. 3. Деньги: сущность, функции и виды. Общая характеристика денежного обращения. 4. Денежная система: сущность и типы. Денежная реформа. 1. Товар и его свойства. Классификация товаров. Товар — вещь, продукт труда, во-первых, удовлетворя­ющая какую-либо потребность людей, во-вторых, обмени­ваемая на другой товар. Товарную форму могут принимать и услуги, выступающие не в виде вещи, а в виде деятельно­сти, полезного эффекта (ремонт, транспортировка грузов, услуги медицинских, зрелищных и других предприятий). Классификация товаров необходима в целях автоматизированной обработки информации о продукции в различных сферах деятельности, для изучения потребительских свойств и качества товаров, учета и планирования товарооборота, составления каталогов и прейскурантов, совершенствования системы стандартизации, при сертификации продукции и проведении маркетинговых исследований. Классификация товаров в совершенных условиях должна отвечать следующим требованиям: • гарантировать полноту охвата всех видов производимой продукции; • способствовать глубокому исследованию свойств товаров; • содействовать принципам кодирования товаров; • обеспечивать гибкость классификации, которая предполагает включение новых наименований в перечень продукции, не нарушая общей системы классификации. В настоящее время используется несколько классификаций товаров: товароведение, классификации товаров, применяемые в маркетинге и в международной торговле. ◦ Товароведная классификация товаров. Товары как объекты коммерческой деятельности могут классифицироваться по многим признакам, но к основным из них относятся назначение, физико-химические свойства, состав, размеры, способ отделки. Так, по назначению все товары подразделяются на роды: • потребительские товары; Это товары, предназначены для индивидуальных потребителей для личного пользования; • товары промышленного назначения; Это товары предназначены для производства других товаров и создающие его сырьевого и технологического обеспечения; • оргтехнические товары; Это товары, предназначены для улучшения организации административно-управленческой деятельности. Каждый род товаров подразделяется на классы. Класс товаров – это множество товаров, которые удовлетворяют обобщенные группы потребностей. Так, род потребительских товаров делится на три класса: продовольственные, непродовольственные и медицинские товары. Классы товаров подразделяются на подгруппы в зависимости от используемого сырья, назначения и других признаков; подклассы – на группы, подгруппы, виды и разновидности, наименования. Подкласс товаров, которые удовлетворяют аналогичные группы потребностей, имеющих определенные различия. Группа товаров – это подмножества товаров, которые удовлетворяют специфические группы потребностей, что обусловлено особенностями применяемых материалов, их отделкой, формой, фасоном изделий. Подгруппа товаров – это множество товаров, которые имеют общее с группой основное назначение, но отличатся от товаров других подгрупп только им присущим признакам. Вид товаров – это совокупность товаров, которые отличаются индивидуальным назначением и идентификационными признаками. Разновидность товаров – это совокупность товаров одного вида, но отличаются рядом частных признаков. Наименование товаров – это совокупность товаров определенного вида, отличающихся от товаров того же вида собственным названием и индивидуальными особенностями, которые обусловлены подбором сырья, материалов, а так же конструкцией (формой, фасоном), технологией. Таким образом, классы, подклассы и группы составляют общую товарную классификацию потребительских товаров. По покупательскому спросу товары классифицируются: • товары повседневного спроса (хлеб, молоко, сахар); • товары предварительного выбора (одежда, мебель, телевизоры, радиоаппаратура); • товары особого спроса (модные товары, марочные вина); • товары пассивного спроса (страхование мебели, дома). При классификации товаров выделяют: • объективные параметры собственного изделия: качество, материал, цвет, вес, размер, внешний вид, силуэт, запах, вкус, конструкция; • рыночные параметры: цена, конкурентоспособность, широта выбора, удобство транспортирования, привлекательность товаров; • параметры, используемые в процессе потребления: прочность, простота ухода, срок замены. ◦ Классификация товаров, применяемая в маркетинге. Все товары подразделяют на товары личного пользования и производственного назначения. Товары личного пользования классифицируются на следующие группы: - товары длительного пользования – например, автомашины, пылесосы, садово-огородный инвентарь, электронные игры. Это обычно наукоемкая продукция, достаточно сложная в употреблении; товары краткосрочного пользования. К их числу можно отнести одежду, обувь, косметику, моющие средства, продукты питания; - товары особого спроса – товары с уникальными свойствами, например, коллекции, раритеты; - услуги – действия, результатом которых является некоторый предполагаемый эффект. К ним относятся: пошив обуви, ремонт обуви, ремонт мебели, уборка помещений, поставка товаров. Товары производственного назначения подразделяются на следующие группы: • основное оборудование. Она предназначена для производства основных видов продукции; • вспомогательное оборудование. К нему можно отнести, например, воздуховоды, трубопроводы, лифты, подъемники. Границы между основным и вспомогательным оборудованием зависят от типа производства. • Узлы и агрегаты. Они включают в себя сборки, комплектующие соединения, обладающие конструктивной и технологической завершенностью. • Основные материалы. Это материалы, которые образуют основную объемную и массовую составляющую долю в выпускаемой продукции. • Вспомогательные материалы, необходимые для производственного процесса (смазка, ветошь, упаковочные материалы). • Сырье. Природный материал, нуждающийся в переработке и необходимый для производства. • Производственные услуги – осуществление разнообразных технологических операций. • Интеллектуальные товары, к которым можно отнести методики испытаний, наблюдений, проведения технологических операций, а также программы для ЭВМ и рецептуры. Приведенная классификационная схема позволяет достаточно четко систематизировать многообразие товаров. Данная классификация товаров оказывается исключительно полезной, так как она позволяет фирме очень четко формулировать свои цели, ставить задачи в маркетинговой деятельности и оценивать успехи и неудачи. • Классификация товаров, применяемая в международной торговле. В системе международной торговли все большее распространение получает другой, классификационный подход, основу которого образуют следующие классы товаров: • единичный товар. Характеризует товары как личного спроса, так и производственного назначения. • товар-группа. Характерен как для товаров личного пользования, так и для товаров производственного назначения – парфюмерные наборы, системы машин, установок, агрегатов, действующие в комплексе. • товар-объект. Необходимость развития системного подхода к производству и реализации продукции требует концентрации огромных материально-вещественных и трудовых ресурсов под единым финансовым, технологическим и административным контролем. • товар-программа. Это преимущественно интеллектуальный товар, создаваемый в области аэрокосмического бизнеса, автоматизированных систем управления, роботехники, интеллектуальных и биоинженерных технологий. Характерной особенностью, даже законом развития мирового рынка является возрастание потока интеллектуальных, наукоемких товаров. Под наукоемкими товарами понимают продукты интеллектуального труда, созданные на основе использования прогрессивных научно-технических идей и технологий, и обладающие значительными перспективами их применения. Любой товар обладает двумя основными свойствами — потребительной стоимостью и стоимостью. Потреби­тельная стоимость — это способность товара удовлетво­рять какую-либо человеческую потребность. Потребитель­ная стоимость товара, определяемая его физико-химическими, механическими, биологическими и иными свойства­ми, образует вещественное содержание богатства любого общества. В этом смысле потребительная стоимость пред­ставляет собой вечную категорию. Но вместе с тем потре­бительная стоимость — категория историческая, преходя­щая. Во-первых, с развитием науки, техники и производ­ства люди открывают и используют все новые полезные свойства продуктов труда. Во-вторых, потребительная сто­имость на определенном историческом этапе производства и обмена становится общественной потребительной стоимо­стью. Это происходит тогда, когда вещи, изготовленные че­ловеком, используются им не для собственного потребле­ния, а для других людей. Не будут товарами вещи, создан­ные производителями для собственного потребления. Чтобы стать товаром, потребительная стоимость должна быть общественной потребительной стоимостью. Причем продукты труда, обладающие общественной потребитель­ной стоимостью, становятся товарами, если они поступают в сферу потребления не путем безвозмездного отчуждения (например, как продукт крепостного крестьянина поступа­ет в виде оброка феодалу), а лишь через куплю-продажу, через обмен. В последнем случае потребительные стоимос­ти товаров становятся вещественными носителями обще­ственных отношений — меновой стоимостью. Меновая стоимость — способность товара в определен­ных количественных пропорциях обмениваться на другие то­вары. Так, 1 кг мяса обменивается на 4 м ткани (1 кг мяса = 4м ткани). В данном количественном соотношении выра­жается меновая стоимость 1 кг мяса. При этом возникает воп­рос о том, что является основой данной пропорции. Если брать потребительные стоимости этих товаров, то они каче­ственно различимы, а поэтому количественно несоизмери­мы, не могут непосредственно приравниваться друг к другу. Ведь полезность мяса и полезность ткани удовлетворяют раз­личные потребности человека. Но эти товары однородны как продукты человеческого труда. Меновые соотношения пока­зывают, что в данных товарах заключено одинаковое коли­чество общественного труда, то есть они имеют одну и ту же стоимость. Как стоимости товары однородны. Различаются они лишь количественно, величиной затраченного на их производство общественного труда. Потребительная сто­имость товара является его вещественным свойством, а сто­имость — общественным свойством. 2. Стоимость товара и ее измерение. Следовательно, стоимость товара есть овеществленный в нем общественный труд. Причем стоимость проявляется только через обмен одного товара на другой, через меновую стоимость, которая выступает как форма ее проявления. Яв­ляясь категорией исторической, стоимость существует лишь в условиях товарного производства, выражает производствен­ные отношения между товаропроизводителями, их экономи­ческие связи друг с другом через обмен продуктов труда. За обменом товарами, вещами скрываются отношения между людьми. Общественная потребительная стоимость и сто­имость — качественная и количественная противоположнос­ти, которые в единстве выражают сущность товара. Это про­тиворечивое единство, единство противоположностей. Два свойства товара (общественная потребительная сто­имость и стоимость), противоречия между ними обуслов­лены двойственным характером труда, создающего товар. Труд, воплощенный в товаре, является одновременно и кон­кретным, и абстрактным. Конкретный труд — это труд в качественно определенной форме, труд определенного вида, специальности. В результате конкретного труда товаропро­изводителей (портного, столяра, пекаря и др.) создаются качественно несопоставимые потребительные стоимости: костюм, стол, булка и другие товары. Как создатель потре­бительных стоимостей конкретный труд является необхо­димым и естественным условием жизни общества, не зави­сит от способа производства. Выяснив понятие товара и его стоимости, перейдем к определению ее величины. В процессе обмена труд находит и свое измерение. Если стоимость товара представляет со­бой овеществленный в товаре труд, то величина стоимости определяется количеством затраченного труда, затрачен­ным рабочим временем. Однако разные производители тра­тят неодинаковое количество времени на производство оди­наковых товаров. Поэтому стоимость товара не может из­меряться индивидуальными затратами труда. Ее величина определяется не индивидуальным, а общественно необхо­димым трудом, или общественно необходимым рабочим временем. Под ним понимается рабочее время, которое тре­буется для изготовления какой-либо потребительной сто­имости при наличии общественно нормальных условий про­изводства, при среднем в данном обществе уровне техничес­кой вооруженности, умелости и интенсивности труда. Это обычно средние условия, при которых создается подавля­ющее количество товаров данного вида. На величину стоимости товара в обратной пропорции влияет производительность труда, определяющая степень эффективности конкретного труда. Так, если производи­тельность труда повысилась в 3 раза, то за одно и то же ра­бочее время, например за 12 часов, изготовляется в 3 раза больше потребительных стоимостей — скажем, не одна, а 3 пары обуви. Стоимость каждой пары обуви снизилась с 12 До 4 часов труда. При этом повышение производительности труда не изменяет общей стоимости возросшей в 3 раза товарной массы, которая остается равной 12 часам. Однако те­перь она воплощена не в одной, а в трех парах обуви. По-другому влияет на стоимость товара интенсивность j труда, характеризующая степень его напряженности. При росте интенсивности труда производитель затрачивает в одно и то же время большую массу труда. Например, если интен­сивность труда выросла в 3 раза, то затраты абстрактного тру­да за данное время увеличились втрое. Соответственно в 3 раза выросла и созданная стоимость. Однако при этом в 3 раза уве­личилось количество произведенных продуктов. Поэтому ве­личина стоимости единицы товара осталась неизменной. Если же количество произведенных продуктов вырастает в 6 раз, то стоимость единицы товара сократится в 2 раза. Величина стоимости товара зависит от степени сложно­сти труда. Последний может быть как простым (неквали­фицированным), так и сложным (квалифицированным). Сложный труд, требующий подготовки и затрат на обуче­ние работника, создает в единицу времени большую сто­имость, чем простой труд. На рынке меньшее количество сложного труда косвенно приравнивается к большему ко­личеству простого труда. Так, часы, сделанные за 10 часов сложного труда, обмениваются на дрова, на заготовку ко­торых затрачено 20 часов неквалифицированного труда. Теория трудовой стоимости товара, получившая научное обоснование в трудах У. Петти, А.Смита, Д. Рикардо, К.Мар­кса и других ученых, необходима для понимания товарно­го (рыночного) производства, экономических закономерно­стей его развития. Это нашло выражение в раскрытии сущ­ности закона стоимости, которая состоит в том, что производство и обмен товаров совершается в соответствии с количеством воплощенного в них общественно необходи­мого труда. Закон стоимости, являясь законом развития товарного производства, действует через механизм цен, спроса и предложения, конкуренции. Как будет показано в дальнейшем, он является стихийным регулятором произ­водства и обращения товаров, стимулятором стихийного развития производительных сил, приводит к дифференци­ации товаропроизводителей. Тема 5.Рыночный механизм 1. Конкуренция: сущность и виды. Формы конкурентной борьбы. 2. Спрос и его детерминанты. 3. Предложение и его детерминанты. 4. Цена и ее функции. Равновесие цены. 5. Преимущества и недостатки рынка. 1. Конкуренция: сущность и виды. Формы конкурентной борьбы. Конкуренция - соперничество, экономическая борьба, состяза­тельность между продавцами- производителями за право получе­ния максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду. Она способствует эффективному ис­пользованию ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслям и видам производства таким образом, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила им прибыль. Она является регулирующей' силой в условиях рынка. А. Смит назвал ее «неви­димой рукой». бывают следующие виды конкуренции: . внутриотраслевая. Она ведется между фирмами одной и той же отрасли за выгодные условия производства и сбыта про­дукции, за получение максимально высокой прибыли. В результате формируется рыночная цена. При этом разоряются те, у кого инди­видуальные затраты выше, чем рыночная цена, а те, у кого затраты ниже общественно необходимых - обогащаются. Она стимулирует снижение всех затрат, поощряет рост производительности труда, технический пpoгpecc и повышение качества продукции; . межотраслевая. Конкуренция. ведется между товаро­производителями различных отраслей за выгодное приложение капитала, за выгодное перераспределение прибыли. При этом нормы прибыли могут быть в различных отраслях или у разных предпринимателей различными. Возникает естественное жела­ние к максимизации прибыл.. Для этого есть средство - пере­профилировать свое дело или поменять акции одной отрасли на акции другой, более перспективной отрасли. Происходит пере­ лив капитала и вместе с ним и рабочей силы из отрасли в от­расль, где высока норма прибыли. Такая конкуренция стимули­рует развитие наиболее перспективных, прибыльных отраслей; -совершенная Конкуренция. Она ведется на рынке, где взаимодействует большое количество производителей с одно­родной, стандартной продукцией (о чем будет сказано ниже). -несовершенная конкуренция. Число производителей сокращается, они имеют возможность влиять на цену, продукция становится дифференцированной (о чем также будет сказано ниже); -монополистическая Конкуренция. Она является смесью двух видов конкуренции - совершенной и несовершенной. Она приходит на смену свободной конкуренции. Фирмы конкури­руют между собой на основе внешнего Вида, качества и других особенностей; . монопсония - конкуренция между производителями, а покупатель выступает в единственном числе; . олигополия - конкуренция между несколькими фирмами, продукция которых может быть разнородной (автомобили) или однородной (алюминий, сталь); . ценовая конкуренция осуществляется путем снижения рыночных цен, как следствие удешевления стоимости произво­димой продукции. Фактором снижения цен является рост произ­водительности труда, а этого можно достичь путем внедрения достижений науки и техники в производство; . неценовая конкуренция ведется на основе улучшения ка­чества продукции, выпуска новых товаров, совершенствования методов обслуживания и сбыта продукции, расширения ассор­тимента продукции. В итоге повышается эффективность произ­водства, увеличивается прибыль, снижаются цены. Противоположностью конкуренции является монополия. Термин «монополия» греческого происхождения - «единствен­ный продавец» («моно» - один). Монополия - это союз, соглаше­ние, объединение предприятий в более крупное и господствую­щее данной отрасли. К таковым относятся Газпром, Единая энергосистема, Картели, синдикаты. В начале 50-60 гг. ХХ в. волна объединений вышла на международную арену. Появились межгосударственные (транс­национальные) монополии, которые диктуют свои условия в зарубежных странах (ЕС, ЕОУС и д.) Различают искусственные и естественные монополии. К искусственным относятся картели, синдикаты, концерны и т.д. Создание их продиктована интересами отдельных лиц, групп лиц или государств. К естественным монополиям относятся фирмы­ объединения, продукция которых не подлежит замене или без которой невозможно существовать. К таковым относятся произ­водство лекарственных препаратов, почтовая и телеграфная связь, железная дорога, коммунальные услуги (тепло-, вода-, энерго-, газоснабжение, транспортировка нефти, газа, угля, реч­ные порты, аэропорты). Из этого следует, что избежать образо­вания монополий в ряде отраслей невозможно. Например, нель­зя иметь в квартире два газопровода от двух конкурирующих компаний, также получать тепло и воду от двух станций Й т. д. Не следует отождествлять монополию и монопольную власть. Последняя означает возможность фирмы влиять на цены и увеличивать прибыль за счет ограничения производства и сбыта продукции . В условиях монополистической конкуренции существуют следующие ее формы: 1) научно-техническое соперничество; 2) ,промышленно-производственное соперничество; 3) торговое соперничество. 1. Научно-техническое соперничество - борьба за повышение конкурентоспособности фирм ведется путем: разработки новых продуктов; внедрения современных технологических про­цессов; накопления и использования научно-технической ин­формации; приобретения и использования патентов. При этой форме используются две .модели борьбы: конкретная .модель. Фирмы используют наиболее эффек­тивную технику и технологию; монополистическая модель. Чистый монополист имеет большие финансовые возможности получать высокие прибыли за счет внедрения достижений науки и техники. 2. Промышленно - производственное соперничество прояв­ляется в виде, наращивания производственных мощностей, ос­воения новых видов продукции и снижения издержек производ­ства. При этом используется два подхода: «эффект .масшта­ба» и «Х-неэффективности». «Эффект масштаба» состоит в том, что фирма по отноше­нию к рынку должна быть большой, т. е. монополистической, ко­торая способна эффективно производить продукцию при низких издержках производства на единицу выпускаемой продукции; 3. Торговое соперничество основано на использовании цен. Различают неценовую и ценовую конкуренции. Ценовая конкуренция осуществляется путем искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко исполь­зуют ценовую дискриминацию - данный продукт продается по разным ценам, но при этом они не обусловлены различиями в издержках (продукт может быть монополистическим, скоро пор­тящимся и т. д.). Неценовая конкуренция происходит посредством совершен­ствования качества продукции, условий ее продажи, обслужива­ния, сбыта. Многие страны в целях сохранения конкуренции и опти­мального функционирования монополий приняли антимоно­польные законы. Антимонопольное законодательство - это система законов, ограничивающая монополизацию рынка одной или несколькими монополиями (фирмами). Существует два типа антимонополь­ного законодательства: - американский (США, Канада); - западноевропейский (Западная Европа, Япония). Американское законодательство отвергает любую форму монополистического союза. Закон Шармана (США, 1890 г;) яв­ляется первым антитрестовским законом, Он направлен на за­щиту торговли и промышленности от незаконных ограничений со стороны монополий. В основе антимонопольного регулиро­вания лежат три основных закона - закон Клейтона (1914 г.), закон правительственной торговой комиссии (1914 г.) и закон Целлера Кеоровера (1950 г.). За нарушение законов предусмот­рены определенные меры наказания. Однако, несмотря на это, многие фирмы стремятся к максимальному росту и контролю над рынком. Западноевропейское законодательство выступает не про­тив любой монополии, а лишь против тех, кто существенно ог­раничивает возможности соперничества на рынке. В России монополизация проявилась в монополии государ­ства, центральных экономических учреждений, министерств, предприятий. В результате возникли тотальное огосударствле­ние экономики, дефицит товаров, теневая экономика, коррупция. Поэтому принятые антимонопольные законы в России на­правлены на про ведение радикальных преобразований в эконо­мике: разгосударствление и приватизацию, децентрализацию управления, конкуренцию, создание союзов потребителей и т. д. 2. Спрос и его детерминанты. Спрос - это форма выражения потребности или платежеспо­собная потребность, т. е. сумма денег, которую покупатели мо­гут заплатить за нужные им товары и услуги. Следовательно, желание людей должно быть подкреплено деньгами. Потребно­сти переходят в спрос Тогда, когда есть денежные средства для приобретения данного товара. Обычно спрос изображается графически в виде кривой ли­нии и обозначается Символом D. Существует зависимость между ценой Р и количеством по­купаемого товара Q. Чем выше цена товара, тем меньше его по купают, и чем ниже его цена, тем больше его покупают. Такая зависимость выражается в законе спроса. Суть закона спроса: чем выше це­на, тем меньше спрос, и наоборот. Причинами сокращения спроса являются рост цен и ограниченность доходов населения. Различают индивидуальный и рыночный спрос. Индивидуальный спрос - это потребности конкретного, от­дельного покупателя, выраженные в денежной форме. Рыночный спрос - это совокупный спрос покупателей дан­ного товара по данной цене. Точки на кривой спроса А, В, С показывают объем спроса, Т.е. движение товаров от одного уровня к другому (было 400 шт., стало 800 шт.). . Максимальная цена, по которой покупатель готов купить товар, есть цена спроса. Связь между объемом спроса на товар и ценой товара представляет шкалу спроса. Она показывает, сколько покупателей хотели бы приобрести товар по каждой из множества цен. Спрос можно рассматривать с количественной и качествен­ной сторон. Спрос с количественной стороны - это количество потребляемых благ на данный момент. Спрос с качественной стороны - это платежеспособность, Т.е. сумма денег, уплачен­ных за приобретенный товар. На спрос воздействуют ценовые и неценовые факторы (де­терминанты). Ценовые факторы изменяют объем спроса, что характери­зуется движением спроса по кривой линии от одной точки (А) к другой (В или С, или D) или обратно вверх. К ценовым факторам относятся: эффект дохода, эффект за­мещения и закон убывающей полезности. Эффект дохода - это увеличение покупательной способно­сти денег в результате снижения цены на товар. Покупатель в результате снижения цены может купить больше данного товара и в то же время может обратиться к другим товарам, так как по­купательная способность денег (дохода) увеличивается. Эффект замещения - это снижение цены на определенный товар, стимулирующее человека приобрести его вместо анало­гичных, но более дорогих товаров. покупатель при этом скло­нен заменять дорогие товары более дешевыми - взаимозаменяе­мыми, т. е. альтернативными товарами, например, сливочное масло маргарином, говядину свининой. Закон убывающей полезности. Суть его заключается ,в том, что с приобретением каждой последующей единицы продукта покупатель получает меньше полезности или удовлетворения, чем от предыдущей. Например, третье мороженое менее полез­но, чем первое и второе. Поэтому покупатели будут покупать дополнительные единицы продукта только при снижении его цены (об этом подробнее ниже). Хотя цена является самым важным фактором, влияющим на спрос, однако и неценовые факторы влияют на спрос и вызы­вают его изменение. К ним относятся: изменение вкусов потре­бителей, изменение количества покупателей, изменение доход а цен на сопряженные (взаимозаменяемые) товары, изменение в ожиданиях потребителей. Они смещают (сдвигают) кривую спроса вправо или влево. Изменение вкусов потребителей. Это происходит под воз­действием рекламы, моды, возраста, климата. Например, небла­гоприятный климат смещает кривую вниз (D2), а благоприят­ный -вверх (D1). Изменение количества покупателей. Чем больше на рынке потребителей, тем. выше спрос D1 и, наоборот, уменьшение числа потребителей означает сокращение спроса D. Изменение дохода (бюджета) покупателей. При росте до­хода увеличивается спрос на более дорогие и качественные то­вары. Следовательно, кривая спроса D смещается вверх (D1). Н, наоборот, при уменьшении дохода кривая D смещается вниз (D2). Изменение цен на сопряженные (взаимозаменяемые) това­ры. Снижение цен на авиабилеты сокращает спрос на поездки автобусами. Следовательно, спрос, на самолеты растет и кривая сдвигается вверх (D 1). Н напротив, падает спрос на автобу­сы (D2). Изменение в ожиданиях потребителей (потребительское ожидание). Неблагоприятная погода в Америке порождает ожи­дание более высоких цен на кофе и тем самым растет текущий спрос на кофе. Кривая спроса D смещается вверх (D1), а благоприятная погода сокращает текущий спрос и кривая стремится вниз (D2). 3. Предложение и его детерминанты. Предложение - это совокупность товаров и услуг, находя­щихся на рынке или доставляемые на него. Оно определяется производством. Однако не всегда произведенные товары и услу­ги могут быть представлены в виде предложения на рынке. Это связано с транспортом, дорогами и Т.д. Существует прямая за­висимость между ценой Р и количеством предложенных товаров Q. Эта зависимость выражается в законе предложения. Суть закона предложения - чем выше цена, тем выше предло­жения товаров и услуг, и наоборот, чем ниже цена, тем ниже предложение. Точки А, В, С на кривой предложения показывают объем предложения. Цена предложения - это минимальная цена, по которой продавец согласен продать товар. Шкала предложения - это зависимость между объемом предложения товара и его це­ной. Это перечень предлагаемых объемов при каждой из множе­ства цен. Предложение можно рассматривать с количественной и ка­чественной сторон. Предложение с количественной стороны ­есть объем готовности (количество товаров) товаров, за данный период времени. Предложение с качественной стороны – есть готовность заключить сделку по продаже конкретного товара, т.е. готовность отдать деньги. На изменение предложения влияют как ценовые, так и не­ценовые факторы. Ценовые факторы перемещают предложение от одной точ­ки (В) к другой (А и С) вверх или вниз. Это зависит от уровня(высоких или низких) цен. Следовательно, главным фактором, определяющим объем предложения, является цена. Неценовые факторы смещают кривую предложения либо вправо (вниз), либо влево (вверх). К ним относятся: изменение ресурсных цен, изменение технологии, изменение цен на това­ры-заменители, изменение налогов и субсидий, изменение ожи­даний производителей, изменение количества продавцов (по­ставщиков ). Изменение ресурсных цен. Увеличение цен на ресурсы спо­собствует повышению издержек производства и тем самым со­кращает предложение и кривая предложения 5 смещается вверх. Чем больше издержек, тем меньше предложение. Рост цен на ресурсы вызывает смещение кривой предложения влево (51) вверх и наоборот (52). Изменение технологии при внедрении новых, совершенных технологий удешевляется и увеличивается производство и пред­ложение. Смещение кривой происходит вправо (52). Дотации - это субсидии государства, помощь тем или иным производителям. Они способствуют росту производства и пред­ложения, сдвигают кривую предложения вправо (52). Изменение ожиданий производителей. Ожидая повышения цен, производители будут задерживать реализацию своих това­ров. Это вызывает сокращение предложения, кривая сдвигается влево (S1) и наоборот, если излишек товаров, то кривая предло­жения сдвигается вправо (S2). Изменение количества продавцов-поставщиков. Чем больше поставщиков на рынке, тем больше предложение, и наоборот. 4. Цена и ее функции. Равновесие цены. В результате взаимодействия спроса и предложения уста­навливается рыночное равновесие и образуется рыночная цена. Рыночное равновесие - это такое состояние рынка, когда интересы производителей и потребителей совпадают, когда спрос и предложения равны. Это означает, нет избытка про­дукции и нет дефицита продукции, что про изведено, то и прода­но. Все довольны. Такая ситуация возникает на пересечении кривых спроса D и предложения S в точке О. Только в этой единственной точке цена устраивает одновременно и покупате­ля и продавца, что называется рыночной равновесной ценой. Ес­ли цена повышается выше равновесной, то продавец стремится продать больше товаров, но потребитель будет покупать с меньшей охотой. В результате образуется избыток товара. Под воздействием конкуренции продавцов цена начинает снижаться и у покупателей появится желание купать больше, а продавцы продавать меньше. В результате рынок вернется в со­стояние покоя. Если цена опустится ниже равновесной, то спрос будет больше предложения, возникнет дефицит товара. Под воздействием конкуренции покупателей цена начнет возрастать до тех пор, пока предложение не уравняется со спросом, т. е. пока на тупит равновесие. Современные модели рыночного равновесия на микроуровне: -паутиноо6разную модель. Эта модель наиболее известна. Суть ее состоит в том, что при отклонении цен от равно весомого состояния происходит колебание цен и изменение количе­ства товара, реализуемого на рынке. В результате этого устанав­ливается рыночное равновесие между спросом и предложением; . неваларасову модель. Она связана с жесткими ценами и основывается на допущениях гибкости цен. Рыночное равновесие может наступать путем изменения цен или количества това­ров, предлагаемых для реализации; . модель очереди - установление рыночного равновесия с помощью очереди. Очередь означает, что для потребителя за­траты на приобретение товара складываются из двух частей: денежной фиксированной цены, установленной за товар, и потерь, связанных со стоянием в очереди. Оценка потерь может быть определена доходами, которые он мог получить за это время, если бы занимался полезной работой; . модель рыночного равновесия при вмешательстве госу­дарства. При избытке товаров на рынке государство закупает эти избыточные товары. Следовательно, избыток ликвидируется и на­ступает экономическое равновесие. Когда же на рынке дефицит товаров, то государство выступает в качестве дополнительного поставщика товаров и наступает экономическое равновесие. Таким образом, законы рынка корректируют цены с учетом экономических интересов продавцов и покупателей, приближая их к равновесному значению. Рыночный механизм становиться способом экономического развития. Именно это имел в виду А. Смит, говоря о принципе «невидимой руки», устанавливающей порядок, гармонию, пропорциональность, обеспечивающей раз­витие общества. Существует два подхода к определению цены: марксист­ский и рыночный. Согласно марксистскому подходу цена - денежное выраже­ние стоимости товара. Причем стоимость определяется затрата­ми труда на производстве товара, т. е. имеет трудовую природу. Рыночный подход предусматривает, что цена - это форма выражения полезности (ценности) товара. В нашей стране рыночной ценой долгое время называлась цена продаваемых на колхозном рынке товаров. В современных условиях в рыночной цене учитываются стоимость ,и ценность (полезность) товара. Последняя определя­ется законом спроса и предложения (цена = стоимость + цен­ность, или полезность). Рыночная цена выполняет следующие функции: .информационную. Цена дает знать о платежеспособном спросе, о предложении товаров, об избытке ресурсов и т. д. Она является барометром определения состояния экономики страны в целом; . стимулирующую. Цена поощряет тех, кто рационально использует свои ресурсы и добивается успехов, эффекта, кто внедряет достижения НТП, новые методы организации и управ­ления производством и т. д.; . распределительную. Ресурсы направляются в эффектив­ные отрасли и производства. Цены могут разорить или обогатить товаропроизводителей; . учетно-uзмерительные. По уровню цен можно судить об израсходованных материальных, трудовых и финансовых средствах; . балансирующую. Цена устанавливает рыночное равно­весие между спросом и предложением. По степени свободы цены бывают: . :жестко фиксированные (твердые цены). Они назнача­ются органами ценообразования; . регулируемые. Такие цены регулируются государством, прежде всего их верхний предел; . рыночные - свободные от вмешательства государства; . сопоставимые - это цены различных лет; . расчетные - цены, определяющиеся посредством расчетов (исчислений); . прейскурантные - это указатели цен; . прогнозные и плановые - цены, регулируемые государством; договорные - цены, оформляемые контрактом; комиссионные и аукционные - цены, назначенные ко­миссией или аукционом. 5. Преимущества и недостатки рынка. Рынок имеет определенные преимущества и недостатки. К преимуществам относятся : -способность эффективно распределять ресурсы. Они по­ступают туда, в чьих товарах и услугах люди и общество нуж­даются; - поворачивает производство лицом к потребителю; - дает свободу в действиях потребителям и производителям; способствует быстрой адаптации к изменяющимся усло­виям. позволяет оптимально использовать достижения НТП в области создания новых товаров и услуг, внедрения новой тех­ники и технологии; . способствует удовлетворению разнообразных потребно­стей людей и общества в целом. Недостатки рынка: . не гарантирует право на труд, на доход, на отдых; . не обеспечивает защиты окружающей среды и сохране­ние невоспроизводимых ресурсов (газ, нефть, руда и т. д.); . не создает условия для производства товаров и услуг коллективного пользования (дороги, общественный транспорт и т.д.); . не обеспечивает фундаментальных исследований в науке; не ориентирован на производство социально необходи­мых товаров и услуг, а удовлетворяет запросы тех, кто имеет деньги; . не способствует созданию социальной инфраструктуры (детские дошкольные учреждения, социально-культурные объ­екты и т. д.). Современный рынок является отражением смешанной эко­номики, которая регулируется государством с помощью налого­обложения, антимонопольным законодательством, распределе­нием госзаказов на конкурсной основе, созданием инфраструк­туры рынка. Часть товаров, производимых на предприятиях, заранее обеспечивается гарантированным сбытом и поддержкой. государственными финансовыми ресурсами. Свободного рынка, полностью избавленного от государственного воздействия, ни­где давно уже нет. В развитых странах регулирование осущест­вляется: через госсобственность (во Франции, Австрии, Израи­ле), через смешанные фонды с участием госбюджета (США, Япония, Великобритания и др.). Формы влияния на экономику разные, но государство старается не упускать из-под своего кон­троля экономическую ситуацию в стране. Характерная черта рынка - насыщенность его товарами мас­сового производства. Конкуренция становится регулируемой. Это результат госвмешательства в экономику. Конкуренция способствовала появлению гибкого, мобильного производства, способного отвечать самым сложным запросам потребителей. Наемные работники приобрели право стать собственниками и участниками в управлении производством путем приобретения акций своих предприятий по льготным ценам. Тема 7. Факторные доходы 1. Сущность и классификация доходов. 2. Зарплата и ее характеристика. 3. Рента как доход собственника земли. 4. Процент и дивиденд. 5. Прибыль как доход от предпринимательской деятельности. 1. Сущность и классификация доходов. Для анализа экономической деятельности любой фирмы используются следующие показатели: общий (валовой) доход TR; средний доход AR; предельный доход MR и прибыль. Общий (валовой) доход - это суммарный доход, который фирма получает от продажи всей продукции по рыночным ценам. Он определяется как произведение рыночной цены продукции и количества реализованной продукции: TR = Р х Q. В российской экономике общий доход представляет со­бой выручку, т.е. стоимость всей реализованной продукции, а валовой доход - разницу между выручкой и материальными издержками (затратами) на производство и реализацию продукции: TR=P x Q - M3, где МЗ - материальные затраты (стоимость сырья, материа­лов, топлива и т.д.). Следовательно, в понятие «валовой доход» входит часть се­бестоимости продукции - расходы на оплату труда и прибыль. Фирма, функционирующая на рынке совершенной конку­ренции, не имеет возможности воздействовать на цену. Цена для нее - величина заданная. Следовательно, общий доход зависит только от объема производства фирмы. Иное явление на рынке несовершенной конкуренции. Здесь фирма может воздействовать на цену. Чтобы реализовать боль­ше продукции, она вынуждена снижать цену. Таким образом, валовой доход фирмы зависит от цены и объема производства. Средний доход AR - это доход, полученный от продажи единицы продукции. Он определяется как отношение общего дохода TR к количеству реализованной продукции Средний доход по размеру фактически равен рыночной цене. Предельный доход MR - это прирост дохода от роста про­даж на одну дополнительную единицу продукции. Он опре­деляется как отношение прироста общего дохода TR к при­росту количества продукции Q. Это получение дополнительного дохода от продажи до­полнительной единицы продукции. Он показывает степень эффективной работы фирмы. С учетом участия факторов производства в образовании дохода различают факторные и располагаемые доходы. Факторные доходы - это первичные доходы. Они обра­зуются от продажи факторов производства (капитала, труда, земли) и в процессе их использования. Факторные доходы выступают в следующих формах: как заработная плата - это вознаграждение за труд работников; как рента - это предос­тавление помещения, оборудования, земли в аренду; как про­цент - это вознаграждение за капитал; как прибыль - это оценка труда предпринимателя; дивиденды и т. д. Факторные доходы делятся на две группы: • доходы, основанные на труде, т.е. трудового проис­хождения. Это доходы рабочих и служащих (заработная пла­та), предпринимателей (прибыль); • доходы нетрудового происхождения. К ним относятся проценты на капитал; проценты по акциям, облигациям, по текущим счетам; рента за предоставленное имущество и зем­лю в аренду и т. д. Располагаемые доходы - это конечные (чистые) доходы или факторные доходы после уплаты прямых налогов, взносов на соцстрахование (пенсий, пособий, стипендии и т. д.). Они используются человеком или семьей по собственному усмотрению. Доходы подлежат распределению между различными ка­тегориями работников. От уровня получаемого дохода во многом зависит благосостояние людей. Поэтому очень важно правильное, справедливое распределение доходов. Они долж­ны распределяться в зависимости от использования факторов производства. Так, от использования труда работники фирмы получают доход в виде заработной платы, от капитала вла­дельцы капитала процент; от земли собственники земли зе­мельную ренту и т.д. В то же время эти доходы представляют собой цены фак­торов производства, т. е. на эти доходы приобретаются капи­тал, земля, рабочая сила и т. д. В итоге получается, что рас­пределение денежных доходов осуществляется и через цены на факторы производства. 2. Зарплата и ее характеристика. Заработная плата составляет большую часть дохода и су­щественно влияет на размер потребления людей. Доля зара­ботной платы в ВВП в России составляет 23%, а в США -59%. В экономической литературе имеются различные подхо­ды к определению сущности вознаграждения за труд наемных работников (заработной платы) и факторов, его определяю­щих на уровне фирмы или отрасли. А.Смит и Д. Рикардо полагали, что труд является товаром и имеет естественную цену, которая определяется издержка­ми производства в виде стоимости жизненных средств (пища, одежда, обувь), необходимых работнику и его семье. Физиче­ский минимум этих средств существования определяется с учетом исторических, культурных и национальных различий. Марксистская теория заработной платы разграничила по­нятия «труд» и «рабочая ста». Она доказала, что заработ­ная плата является превращенной формой стоимости това­ра «рабочая сила», а не труда. Следовательно, труд и рабочая сила- различные понятия. Труд - целесообразная деятель­ность людей, он не существует до начала производства или в момент купли-продажи рабочей силы. Отсюда следует, что труд - это использование рабочей силы для производства ка­кого-либо продукта. А рабочая сила - это совокупность физи­ческих и духовных способностей человека, или способность его к труду. Труд возникает при соединении рабочей силы со средствами производства. Социальная теория заработной платы М.Туган-Барановского рассматривает заработную плату как долю ра­бочего класса в общественном продукте. В современной экономической теории отсутствует разли­чие между трудом и рабочей силой, они тождественные поня­тия. Труд однозначно считается фактором производства, а заработная плата - ценой использования труда работника. По уровню заработная плата бывает номинальная и ре­альная. Номинальная заработная плата - это сумма денег, полу­чаемая работниками из кассы за свой дневной, недельный или месячный труд. В 2002 г. номинальная среднемесячная зара­ботная плата составляла 4426 руб., или возросла по сравне­нию с данным показателем за 2001 г. на 35%, а за 1999 г. в 2,9 раза. Однако по уровню заработной платы невозможно судить об уровне потребления и благосостоянии людей. Для этого существует реальная заработная плата. Реальная заработная плата - это номинальная заработ­ная плата, за вычетом различных налогов и платежей с учетом инфляции. Она зависит от уровня цен на товары и услуги. Следовательно, номинальная заработная плата может расти, одновременно может расти и реальная заработная плата, и наоборот. От реальной заработной платы зависит стоимость жизни, или уровень жизни населения. По оценке Госкомстата, реальная заработная плата в России в 2002 г. увеличилась против таковой в 2001 г. на 16,6%, а по сравнению с анало­гичным показателем за 1999 г. - в 1,7 раза. Основными формами заработной платы являются повре­менная (почасовая) и сдельная (поштучная). Повременная заработная плата - это заработная плата, получаемая в зависимости от отработанного времени. Бывает подневная, понедельная, помесячная заработная плата. Еди­ницей измерения служит цена часа (труда) - тарифная ставка за час. Продолжительность рабочего времени 8 ч Тарифная ставка применяется тогда, когда результаты труда не поддаются точному учету, а определяются выполне­нием обязанностей. Сюда входят должностные оклады ИТР, служащих, руководителей, электромонтеров, преподавателей, врачей и т.д. Часовая заработная плата по меркам ООН не должна быть ниже 3 долл., в России об этом приходится лишь мечтать. В Японии, США, Германии, Швеции, Великобрита­нии и Франции почасовая заработная плата в промышлен­ности составляет 15-22 долл. Повременная заработная плата позволяет предпринимате­лям маневрировать продолжительностью рабочего дня и интен­сивностью труда, добиться фактического снижения заработной платы при повышении интенсивности труда. Поэтому необхо­димо строго соблюдать трудовое законодательство. Сдельная заработная плата - это заработок, зависящий от количества произведенных товаров и услуг или объема вы­полненных работ. Единицей ее измерения служит цена единицы продукции - расценка за продукцию. Ее находят исходя из 1 ч повременной заработной платы и количества продукции за 1 ч. Использование сдельной формы заработной платы сти­мулирует рост производительности и интенсивности труда, усиливает конкуренцию среди рабочих за сохранение рабочих мест, повышает уровень заработной платы, а также безрабо­тицы и т.д. Каждая из основных форм заработной платы имеет свою систему, т.е. разновидности заработной платы, которые на­правлены на стимулирование производительности труда, по­вышения квалификации работников и в целом на повышение эффективности производства. При простой повременной системе заработной платы размер заработной платы определяется путем умножения ча­совой ставки данного разряда на количество отработанного времени. При повременно-премиальной системе к простой повре­менной заработной плате прибавляется премия за дополни­тельные результаты производства (улучшение качества про­дукции, качественное выполнение работы и т. д.). Сдельная заработная плата имеет следующие системы: прямую сдельную, сдельно-премиальную, сдельно-прогрес­сивную, аккордную, индивидуальную, коллективную и др. Прямая сдельная заработная плата определяется исходя из объема выполненных работ или произведенной продукции по установленным единым расценкам. Сдельно-премиальная заработная плата предполагает, что к прямой сдельной заработной плате прибавляется премия за дополнительные результаты (высокое качество продукта, экономия сырья, рост количества продукции). Сдельно-прогрессивная заработная плата определяется исходя из объема продукции, одна часть которого в пределах нормы оплачивается по основным расценкам, а другая часть сверх нормы по повышенным расценкам. Аккордная система предполагает оплату всего объема выполненных работ в соответствии с договором. При этом сроки могут быть укорочены - это дело строителей, т. е. ра­ботников. Могут быть и другие индивидуальные и коллективные системы заработной платы, где оплата труда определяется в зависимости от трудового участия (КТУ) членов трудового коллектива. Они призваны увязывать оплату труда с конеч­ными результатами труда. Реформа системы оплаты труда предоставляет право предприятиям (фирмам) выбирать свои принципы вознаграж­дения работников. Поэтому целесообразно использовать опыт зарубежных предпринимателей, широко использующих сле­дующие виды системы заработной платы: гарантирующую минимальную заработную плату (тарифную ставку) даже при недостижении работником установленного уровня производи­тельности труда; изменяющую зарплату в пределах от мини­мальной до максимальной - в пропорциях, зависящих от дос­тигнутого уровня производительности труда; системы участия работников в прибылях и создания рабочей собственности. В последние годы зарубежные фирмы для усиления мо­тивации работников успешно применяют различные системы участия работников в прибылях и создания рабочей собствен­ности. Участие работников в прибылях про­исходит в форме отчислений в «фонды рабочих» доли прибыли текущего года с использованием льготного налогового режима. Создание рабочей собственности осуществляется посредст­вом вложения в производство на льготных условиях накопле­ний от отчислений заработной платы. Факторами, влияющими на размер заработной платы, являются: производительность и интенсивность труда, каче­ство труда, квалификация работников, сложность труда, эко­номическое положение страны, уровень НТП, расовая и поло­вая дискриминация и т. д. Для учета большинства факторов, влияющих на уровень заработной платы, используется тарифная система. Она явля­ется обязательной для государственных предприятий и реко­мендательной в условиях рыночных отношений для негосу­дарственных предприятий. Тарифная система включает: • тарифно-квалификационные справочники для харак­теристики профессий и видов для присвоения разрядов; • тарифные ставки для определения размеров оплаты труда за каждый разряд; • тарифные сетки - это совокупность тарифных разря­дов и тарифных коэффициентов; • схему должностных окладов для ИТР и служащих. Если в командно-административной системе тарифные условия оплаты труда спускались из центра и контролирова­лись соответствующими министерствами и ведомствами, то в условиях рыночной экономики государство лишь доводит раз­мер общероссийского уровня минимальной заработной платы. Многие рыночные предприятия используют бестарифные системы оплаты труда. При этом размер заработной платы зависит от результатов их хозяйственной деятельности. 3. Рента как доход собственника земли. Земельная рента - плата за пользование землей. Предложение земли абсолютно неэла­стично, так как ее количество всегда стабильно и не может быть увеличено. Рента – один из видов доходов от собственности. Ее размер определяется договором об аренде. Земельная рента – та форма, в которой земельная собственность экономически реализуется, приносит прибыль. Аренда более широкое понятие, чем рента. Она включает кроме ренты и другие платежи: процент, амортизацию и т. д. Единственным фактором, определяющим ренту, выступа­ет спрос на землю. Он зависит от цены продукции, которую можно производить на конкретной земле, и производительно­сти самой земли. Точки, которые устанавливают размер рен­ты, лежат на пересечении кривой спроса с кривой предложе­ния. Добавочная прибыль, возникающая на средних и лучших по качеству участках, земли образует дифференциальную земельную ренту. Дифференциальная рента 1 связана с естественными особенностями земли и поэтому она присваивается собственником земли. Дифференциальная рента 2 возникает за счет дополнительных вложений капитала в один и тот же земельный участок (применение новых машин, новейших технологий, мелиорация почвы и т. д.), что способствует росту экономического плодородия почвы. Экономическое плодородие почвы обеспечивает рост урожайности сельскохозяйственных культур, а это приносит предпринимателю дополнительную прибыль. Следует подчеркнуть, что худшие по почвенно-климатическим характеристикам земли не приносят их собственникам дифференциальной ренты. Отсюда следует, что арендаторы худших участков должны получать добавочную прибыль другого вида, чтобы уплатить арендную плату и присваивать нормальную прибыль. И они ее получают в виде абсолютной ренты. Причиной абсолютной земельной ренты является монополия частной собственности на землю. Величиной этой ренты определяется низкий уровень розничных цен на земельные наделы. Существует также монопольная рента. Она основывается на монопольной цене, по которой продается продукт редкого качества. Монопольно высокая цена определяется способностью покупателя платить за редкий продукт высокую цену, значит, она представляет собой вычет из доходов покупателей. Цена земли зависит от двух факторов: размера приноси­мой земельной ренты и банковского процента. Если земель­ная рента окажется ниже банковского процента, то деньги будут помещены в банк. Если же земельная рента будет выше банковского процента, то вероятность вложения в землю воз­растает. Цена земли – это капитализированная рента, т. е. рента, превращенная в денежный капитал, приносящий доход в виде процента. В цело цена земли во всем мире растет, т. к. растет размер ренты, снижается ставка процента и увеличивается спрос на землюю 4. Процент и дивиденд. Процент - это вид дохода. На практике он может высту­пать в форме ссудного процента на капитал, прибыли пред­принимателя, надбавки к стоимости факторов производства, ренты за аренду имущества и земли, дивиденда по ценным бумагам и т. д. Существуют две концепции процента: марксистская и не­оклассическая. Марксистская концепция рассматривает процент как форму (часть) прибавочной стоимости. Возникновение его связано с тем, что заемщик капитала, произведя прибавочную стоимость, делит ее на две части: процент, отдаваемый кре­дитору и предпринимательский доход (прибыль), присваи­ваемый самим заемщиком. Следовательно, процент выступает как иррациональная цена ссудного капитала, т.е. он не полностью выражает стоимость ссудного капитала. Единственным источником процента выступает труд. Неоклассическая концепция (Самуэльсон, Фишер, Бём-Баверк) процент представляет как разницу между ценностью сегодняшних и будущих благ (доходов). Считается, что сего­дняшние блага (деньги) обычно ценятся выше будущих благ. Тем самым, отказываясь от сегодняшних благ, предоставляя их в кредит, собственник этих благ вправе рассчитывать на соответствующую компенсацию - процент. Отсюда следует, что причинами появления процента яв­ляется: психологический (ценность сегодняшних благ по срав­нению с будущими); экономический (текущие потребности более насущные, а ресурсы ограниченны и, следовательно, уменьшаются); технологический (сегодняшние блага стоят дороже, чем будущие) мотивы. Собственник при этом становится кредитором, а получа­тель благ (денег) - заемщиком. Заемщик должен платить за полученный кредит в виде процента. Следовательно, процент выступает как плата за время, определяемое сроком получе­ния кредита. Отношение процента в виде определенной суммы денег к использованному капиталу, есть ставка процента (норма процента). Различают следующие виды процентных ставок: рыноч­ная, средняя, номинальная, реальная. Рыночная процентная ставка на каждый данный момент складывается на рынке капиталов в зависимости от спроса и предложения. Средняя процентная ставка отражает движение рыноч­ной ставки за определенный период времени. Номинальная процентная ставка - это процентная став­ка, выраженная в деньгах по текущему курсу. Реальная процентная ставка в отличие от номинальной процентной ставки учитывает уровень инфляции. Она равна номинальной процентной ставке за вычетом уровня инфля­ции. Для принятия инвестиционных решений главное значе­ние имеет реальная процентная ставка. Как известно, в качестве посредников при движении ссудного капитала чаще всего выступают банки, поэтому сле­дует различать депозитные и ссудные процентные ставки. Де­позитные процентные ставки - это нормативы платы по вкладам в банк (по ним рассчитываются проценты вкладчи­ков). Ссудные процентные ставки - это нормативы платы за пользование банковским кредитом. Уровень ссудных про­центных ставок всегда выше депозитных. За счет их разницы банк покрывает свои издержки и получает прибыль. В целом процентная ставка находится под воздействием государства и является важным инструментом государствен­ного регулирования экономики. Дивиденд – это доход по акциям. Акция – это ценная бумага, свидетельствующая о внесении ее держателем определенной доли в развитие предприятия и дающая право на участие в прибылях. Размер дивиденда оказывает влияние на курс акций. Курс акций находится в прямой зависимости от получаемого дивиденда и в обратной зависимости от норы процентной ставки. 5. Прибыль как доход от предпринимательской деятельности. Прибыль выступает главным показателем эффективности производства, является целью и движущим мотивом рыноч­ной экономики. Первыми исследователями прибыли были меркантилисты. Они считали, что прибыль возникает в сфере обращения, во внешней торговле, в результате продажи по более высокой цене. Физиократы считали, что прибыль создается только в сельском хозяйстве. А.Смит и Д.Рикардо обосновали идею создания приба­вочной стоимости в отраслях материального производства. Они определяли прибыль как вычет из продукта труда рабо­чего в пользу капиталиста. К.Маркс назвал прибыль превращенной формой приба­вочной стоимости, т. е. после реализации товара прибавочная стоимость превращается в прибыль (т = Р). При этом она по размеру может отклоняться от прибавочной стоимости. Это зависит от спроса и предложения на рынке. Источником при­были является неоплаченный труд наемных рабочих - прибавоч­ный труд. Прибыль присваивается собственником капитала. Теория прибыли К.Маркса построена в целом на трудовой тео­рии стоимости, т.е. создается лишь трудом (рабочей силой). Неоклассики не признают трудовую теорию стоимости. Они считают прибылью излишек над издержками. При этом она образуется: • как вознаграждение за умелые действия, знания и но­ваторство в организации и ведении какого-либо дела (пред­принимательство); • результат внедрения технических новшеств; • плата предпринимателю за его риск, за неопределен­ность; • результат установления высоких (монопольных) цен; • результат дефицита товаров. В итоге сложения этих составляющих прибыли образует­ся общая прибыль. Одна часть этой прибыли представляет собой предпринимательскую прибыль, и предприниматель ее получает в виде заработной платы. Эта часть входит в из­держки производства как нормальная прибыль. Другая часть общей прибыли составляет сверхприбыль или избыток над издержками и не входит в состав издержек производства. Она является результатом внедрения технических новшеств, уста­новления монопольных цен и дефицита товаров и т. д. Рассмотренная эволюция теоретических подходов к вы­яснению сущности прибыли позволяет дать следующее опре­деление прибыли. Прибыль - это разница между выручкой TR от реализации продукции и общими (валовыми) издержками ТС на произ­водство и реализацию продукции, в денежном выражении яв­ляется излишком над издержками фирмы. Прибыль = TR - ТС. Прибыль выполняет функции: • распределительную - это создание фондов денежных средств, обеспечивающих эффективную работу фирм, отрас­лей и сфер; • стимулирующую. Прибыль является генератором, или двигателем рыночной экономики. Она способствует сниже­нию издержек производства. Увеличение прибыли является сигналом к развитию производства; • формирующую. За счет прибыли формируются дохо­ды бюджетов различных уровней. Чем больше прибыль, тем весомее бюджеты субъектов и госбюджет страны. Различают следующие виды прибыли: • общая (валовая) прибыль (ОП) - это разница между выручкой TR и общими (валовыми) издержками ТС: ОП = TR- ТС. • нормальная прибыль - это прибыль предпринимателя, позволяющая остаться ему в данном деле. Она должна обес­печить простое воспроизводство; • бухгалтерская прибыль - прибыль, получаемая как разница между выручкой фирмы и бухгалтерскими издерж­ками (явными), т. е. себестоимостью продукции. На практике все руководители и специалисты сталкиваются с этим поня­тием прибыли; • экономическая прибыль - прибыль, получаемая как разница между выручкой и экономическими (явными и неяв­ными) издержками, включая прибыль предпринимателя; • балансовая прибыль - прибыль, получаемая как раз­ница между общей выручкой и общими издержками, включая прибыль от различных услуг, от продажи материальных цен­ностей, от долевого участия в СП, от аренды, дивиденды по ценным бумагам и т. д.; • чистая (располагаемая) прибыль - часть балансовой прибыли фирмы, остающаяся после уплаты различных нало­гов, платежей в бюджеты. За счет нее фирма решает социаль­но-экономические и другие текущие задачи.
«Рынок и рыночные отношения» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 634 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot