Рыночные структуры. Ценовая политика и объем производства в условиях совершенной конкуренции и монополии.
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекции 10-11. Рыночные структуры. Ценовая политика и объем производства в
условиях совершенной конкуренции и монополии.
Вопросы для обсуждения:
1.
Назовите причину, по которой конкурентная фирма может уйти с рынка в коротком и
долгом периодах.
2.
В каком случае равновесие на рынке совершенной конкуренции будет стабильным в
долгом периоде? Представьте ответ с помощью графика.
3.
Почему в связи с появлением цифровых монополий государство вынуждено
совершенствовать систему антимонопольного регулирования?
4.
Охарактеризуйте виды ценовой дискриминации.
Тесты:
1. Если на рынке выполняются условия совершенной конкуренции, то в точке краткосрочного
равновесия:
а) цена товара равна предельным издержкам его производства;
б) цена товара равна средним издержкам его производства;
в) цена товара равна его предельной полезности;
г) верно а) и б).
2. Фирма в условиях совершенной конкуренции производит 20 тыс. кофточек в год при средних
переменных издержках 1750 руб. и средних издержках производства в 2150 руб. При рыночной цене
одной кофточки 2500 руб. фирма получает прибыль равную:
а) 15 млн. руб.;
б) 9 млн. руб.;
в) 7 млн. руб.;
г) 4,3 млн. руб.
= TR – TC = p×Q - AC×Q = Q×(p – AC) = 20000×2500 – 2150) = 7 млн.
3. Фирма выпускает товар в условиях совершенной конкуренции и продает его по цене P = 14
ден. ед. Функция общих издержек фирмы имеет вид: TC = 2q + q3. При каком объеме производства
(q) прибыль фирмы будет максимальна?
а) 2;
б) 8;
в) 12;
г) 14.
𝐝𝐓𝐂
MR = MC MR = p = 14 MC = 𝐝𝐐 = 2 + 3q2 14 = 2 + 3q2 q2 = 4 q = 2
4. Издержки конкурентной фирмы заданы формулой TC = 16 + q2. Если рыночная цена на
продукцию фирмы снижается, то при каком объеме выпуска (q) в краткосрочном периоде фирма не
будет получать экономической прибыли?
а) 8;
б) 6;
в) 4;
г) 2.
p < min AC < 0 AC =
p
𝐝𝐀𝐂
MC
AC
min
4
𝐝𝐪
p
=−
𝐪=𝟒
𝟏𝟔
+𝟏
𝐪𝟐
=𝟎
𝟏𝟔+𝐪𝟐
𝟏𝟔
𝐪𝟐
𝐪
=
𝟏𝟔
𝐪
+𝐪
= 𝟏 q2 = 16
при = 0
q
5. Средние издержки конкурентной фирмы описываются формулой AC = 40 + 2q. Как
изменится объем выпуска фирмы, если цена на продукцию с 200 руб. за штуку упадет до 100 руб. за
штуку?
а) вырастет на 20 штук;
б) снизится на 10 штук;
в) вырастет на 15 штук;
г) снизится на 25 штук.
MC
AC = 40 + 2q TC = AC × q = 40q + 2q2 MC = 40 + 4q
MR = MC = p 1) 40 + 4q = 200 q = 40
2) 40 + 4q = 100 q = 15
q = 15 – 40 = -25 (снизится на 25)
p
200
100
15 40
q
6.
Функции рыночного спроса и рыночного предложения на рынке совершенной
конкуренции имеют вид соответственно: Qd = 200 – P, Qs = P + 100. В этом случае функция
предельной выручки типичной конкурентной фирмы (MR) имеет вид:
а)
MR = 50;
б)
MR = 200 – 2P;
в)
MR = 200 – 2Q;
г)
MR = 200 – 0,5P;
д)
MR = 200 – 0,5Q;
е)
нет верного ответа. Предложите свой ответ.
QD = QS 200 – P = P + 100
2P = 100 P = 50
Для фирмы в условиях совершенной конкуренции MR = P = 50
7.
В коротком периоде конкурентная фирма уйдет с рынка, если рыночная цена
установится на уровне:
а)
меньше средних переменных издержек фирмы;
б)
ниже предельной выручки фирмы;
в)
меньше средних издержек фирмы;
г)
ниже минимума средних переменных издержек фирмы;
д)
нет верного ответа. Предложите свой ответ.
ATC
p
MC
AVC
P < min AVC – фирма не покрывает даже
переменные издержки.
min
min
P
q
8.
Экономическая прибыль фирмы, работающей в условиях совершенной конкуренции, в
краткосрочном периоде (представить комментарий в виде графика):
а)
может быть положительной, отрицательной или нулевой;
б)
всегда равна нулю;
в)
уменьшается при уменьшении количества фирм в отрасли;
г)
положительна, если предельная выручка от продажи превышает предельные затраты на
производство;
д)
нет верного ответа. Предложите свой ответ.
p
MC
p
MC
AC
p
MC
AC
AC
Убыток -
p
p
AVC
p
min AC
q*
1) Прибыль ()
+
q
q*
2) P = min AC, = 0
q
q*
q
3) min AVC < p < AC
Убыток – (не покрыта часть
FC)