Рыночное равновесие и его динамика
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ 3
РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ И ЕГО ДИНАМИКА.
ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
- Модель частичного рыночного равновесия
- Динамика рыночного равновесия
- Изменение рыночного равновесия под влиянием неценовых факторов
- Эластичность спроса и предложения: понятие, виды
3.1 Модель частичного рыночного равновесия
Кривые спроса и предложения характеризуют цены покупателей и цены
продавцов, которые те назначают, идя на рынок, исходя из доходов
(покупатели) и издержек (продавцы). Однако товары и услуги продаются не
по ценам спроса и предложения, а по ценам рыночного равновесия.
Если наложить друг на друга кривые спроса и предложения,
показывающие рыночный спрос и рыночное предложение одного и того же
товара, получим модель, иллюстрирующую одновременное поведение спроса
и предложения интересующего нас товара. В экономической теории эта
модель получила название модели частичного рыночного равновесия
(равновесие на рынке одного товара).
На рисунке 1 показано, что в точке пересечения кривой спроса D и кривой предложения S, которая называется точкой равновесия и обозначается
буквой Е (от лат. equilibrium — равновесие), объем спроса равен объему
предложения, а цена спроса равна цене предложения. Такое равенство цен
называют равновесной ценой, а равные объемы спроса и предложения равновесным объемом. Точка равновесия означает такой баланс, когда на
рынке нет тенденции к изменению рыночной цены или количества продаваемых товаров.
P
S
E
Pe
(Pd=Ps)
D
Qe (Qs=Qd)
Q
Рисунок 1 – Модель частичного рыночного равновесия
Если рынок находится в равновесии, цена товара такова, что количество
товара, которое покупатели хотят приобрести, точно совпадает с
количеством товара, которое продавцы хотят предложить.
1
Таким образом, смысл рыночного равновесия заключается в том, что в
этом состоянии рынок сбалансирован: ни продавцы, ни покупатели не
стремятся его нарушить. В точке равновесия их интересы совпадают.
В результате установления рыночного равновесия возникают такие
положительные явления, как излишек потребителя, излишек производителя
и общественная выгода
Излишек потребителя — это разница между ценой спроса, т. е.
максимальной ценой, которую потребители готовы были уплатить за
определенное количество товара, и количеством денег, которое они
действительно отдали при сложившейся равновесной цене.
Излишек, получаемый производителями, представляет собой разницу
между рыночной ценой, которую они получили за свой товар, и теми ценами,
по которым они готовы были продать свой товар.
Сумма излишков потребителей и производителей (в виде двух
треугольников) характеризует общественную выгоду, возникающую в связи с
существованием рыночного равновесия.
Рисунок 2 - Общественная выгода от рыночного равновесия
Благодаря равновесной цене потребители купили больше и дешевле,
чем первоначально были согласны, а производители продали дороже и
больше, чем были готовы.
3.2 Динамика рыночного равновесия
Рыночное равновесие может существовать до тех пор, пока данное
состояние рынка соответствует интересам продавцов и покупателей. При
любом другом положении на рынке (изменении цены или объемов) он
выходит из состояния равновесия и становится несбалансированным. В этом
случае и продавцы, и покупатели будут стремиться сбалансировать свои
интересы, и рынок начнет двигаться в сторону равновесия.
Проиллюстрируем это с помощью модели, используя два альтернативных
2
подхода к достижению равновесия, известных в экономической науке как
равновесие по Л. Вальрасу и равновесие по А. Маршаллу.
Главным в подходе Л. Вальраса (рисунок 3) является возникновение
разницы в объемах спроса и предложения под действием отклонения
фактической рыночной цены от равновесной. Пусть реальная рыночная цена
Р1 окажется несколько ниже равновесной цены Ре. При такой цене объем
Рисунок 3 - Равновесие по Л. Вальрасу
спроса Qd будет превышать объем предложения Qs. Образовавшийся избыток
спроса (Qd > Qs) усилит конкуренцию покупателей, которая будет
толкать рыночную цену вверх до уровня равновесной цены, при которой
объем спроса и объем предложения уравновесят друг друга.
Если же рыночная цена Р2 будет выше равновесной Ре, на рынке
образуется избыток предложения (Q's >Q'd), в результате чего усилится
конкуренция продавцов и рыночная цена установится на уровне равновесной.
Функция спроса и предложения Л. Вальраса имеет вид
Q = f ( P);
d
Q = f ( P),
S
а условием равновесия является равенство
Qd = Q S .
Поскольку в модели Л. Вальраса инструментом сбалансированности
рынка являются цены, то эта модель характеризует ситуацию,
складывающуюся на рынке в краткосрочном периоде.
Равновесие по А. Маршаллу (рисунок 4) опирается на разность цен
спроса и предложения, вызванную отклонением фактического объема
предложения от равновесного.
3
Если объем предложения Qs меньше равновесного Qe (Qs Р1). Это побуждает
продавцов увеличить объем предложения товаров на рынке. Напротив, при
превышении равновесного объема предложения (Q's > Qe) цена спроса Р1
будет меньше цены предложения Р2 (Р1<Р2), что заставит продавцов
уменьшить предложение товаров до объема, при котором он
уравновешивается с объемом спроса и будет равен Qe. При равновесном
объеме цена спроса совпадает с ценой предложения Р1 = Р2 = Рс,
Т.е. если рыночная цена не равна равновесной, то действия покупателей
и продавцов двигают ее в направлении к равновесной. Если же объем
предложения не равен равновесному, то, ориентируясь на цену спроса,
продавцы увеличивают или уменьшают объемы предложения до
равновесного уровня, при котором устанавливается и равновесная цена.
Рисунок 4 - Равновесие по А. Маршаллу
У А. Маршалла функция спроса и предложения имеет вид
Pd = f (Q);
PS = f (Q),
а условием равновесия является равенство
Pd = PS .
Моделью А. Маршалла, в которой равновесие достигается за счет
приспособления объемов предложения к равновесному количеству, лучше
описываются рыночные процессы в долгосрочном периоде (можно
изменить объемы выпуска и продаж за счет увеличения или уменьшения
количества используемых факторов производства).
Таким образом, встроенный механизм рыночной координации
позволяет самостоятельно, без вмешательства сторонних сил (например,
государства), справиться с перепроизводством или недостатком того или
иного товара на рынке.
3.3 Изменение рыночного равновесия под влиянием неценовых
факторов
4
Предположим, что изменяются любые факторы спроса и предложения
кроме цены. Как это скажется на рыночном равновесии?
Изобразить влияние изменения неценового фактора на графике можно
смещением кривой спроса или предложения относительно осей координат.
Рассмотрим рынок велосипедов, на котором сложилось равновесие при
равновесной цене Pe и равновесном объеме Qe (рисунок 5). Предположим,
что спрос на велосипеды вырос. Это могло произойти в силу ряда причин:
роста доходов определенных групп населения, повышения цен на мотоциклы, изменения вкусов и предпочтений (ездить на велосипедах стало
модным) и т. д.
Рисунок 5 - Изменение рыночного равновесия под влиянием
смещения кривой спроса
Рост спроса означает, что первоначальная кривая спроса D сместится
вправо, в положение D1. Ближайшим следствием такого смещения будет
временный товарный дефицит, который показан на графике как разница
между объемами Q1 и Qe. На эту ситуацию рынок отреагирует повышением
цен до уровня P1. По этой цене велосипеды будут продаваться из товарных
запасов, поскольку производство еще не успело приспособиться к
возросшему спросу.
Но что означает в рыночной экономике повышение цен на какой-либо
товар? По существу, это свидетельство редкости, нехватки данного товара, а
значит, выгодности его производства. Через какой-то период бизнес,
естественно, устремится в производство велосипедов (произойдет перераспределение ресурсов, рабочей силы, капиталов и т. д. в эту сферу), и мы
получим новую кривую предложения S1, которая будет находиться правее
прежней кривой S. В результате объем предложения возрастет до Q2, усиление конкуренции приведет к снижению цены до уровня Pe и установится
новое равновесное состояние в точке E2.
Таким образом, благодаря действию рыночного механизма потребители получили необходимое (большее) количество велосипедов по прежней
цене. На графике действие рыночного механизма показано в
5
заштрихованном треугольнике ЕE1E2. Если в модели есть треугольник —
значит, есть свободный рынок.
Если не учитывать (абстрагироваться) способ достижения равновесия,
т. е. от того какие шаги предпримут для этого покупатели и продавцы, то
можно сформулировать четыре правила спроса и предложения для
неценовых факторов.
1. Увеличение спроса вызывает рост как равновесной цены, так и
равновесного объема продаж (рисунок 6).
2. Уменьшение спроса приводит к падению цены и равновесного
объема продаж (рисунок 6).
3. Рост предложения товара влечет за собой уменьшение равновесной
цены и увеличение равновесного объема продаж (рисунок 7).
4. Сокращение предложения ведет к увеличению равновесной цены и
уменьшению равновесного объема продаж (рисунок 7).
P
P
S1
S
P2
P1
P1
P2
S2
D2
D
D1
Q1
Q2
Q
Q1
Q2
Q
Рисунок 6 - Изменение цены и Рисунок 7 - Изменение цены объема
объема продаж при изменении спроса продаж при изменении предложения
Эти правила позволяют найти равновесную точку при любых изменениях спроса и предложения
3.4 Понятие эластичности
Способность спроса и предложения адаптироваться к изменившимся
рыночным условиям называется эластичностью. Эластичность — одна из
самых важных категорий экономической науки.
Эластичность представляет собой выраженное в процентах изменение
одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой
переменной.
Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация
рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма,
повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить и выручку
от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда: возможна
6
ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а, наоборот, к
снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.
Поэтому понятие эластичности имеет огромное значение для производителей товаров, так как дает ответ на вопрос о том, на какую величину
изменится объем спроса или предложения при изменении цены.
Наиболее часто в экономике используется понятие эластичности
спроса. При этом различают эластичность спроса по цене и эластичность
спроса по доходу. Эластичность спроса по цене бывает прямой и
перекрестной.
3.5 Прямая эластичность спроса по цене
Ценовая эластичность спроса (эластичность спроса по цене) — это
степень воздействия изменения цены на изменение количества продукции, на
которое предъявлен спрос.
Если обозначить цену через Р, а величину спроса через Q, то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса Е будет равен:
Ep =
Процентное изменение спроса ∆Q Q × 100% ∆Q P
=
=
× ,
Процентное изменение цены
∆P P × 100% ∆P Q
где ∆ — символ (дельта), обозначающий изменение;
∆Q — изменение спроса;
∆Р — изменение цены.
В определении эластичности использованы процентные, а не
абсолютные изменения цены и спроса. Это означает, что величина
коэффициента эластичности не зависит от единицы измерения.
Исходя из закона спроса, коэффициент эластичности Ер почти всегда
имеет отрицательный знак. Это объясняется тем, что при снижении цены (∆Р
отрицательно) объем спроса вырастет (∆Q положительно), и наоборот.
Поскольку нас интересует величина коэффициента эластичности, то во
избежание путаницы при обсуждении данного показателя в экономическом
анализе знак "минус" опускается. Однако об этом необходимо помнить, если
значение эластичности используется в дальнейшем в математических
вычислениях.
В зависимости от значения коэффициента эластичности различают
спрос:
- эластичный (коэффициент эластичности Е >1);
- неэластичный (коэффициент эластичности Е < 1);
- с единичной эластичностью (коэффициент эластичности Е = 1);
- бесконечно эластичный (коэффициент эластичности Е = ∞);
- абсолютно неэластичный (коэффициент эластичности Е = 0).
7
1 Эластичный спрос (Ер >1)
Спрос называют эластичным, если изменение цены на 1%, вызывает
изменение спроса более чем на 1%. (Дорогие товары, товары роскоши,
деликатесные товары, т.е. не первой необходимости, с которыми мы можем с
легкостью расстаться).
2 Неэластичный спрос (Ер < 1)
Спрос называют неэластичным, если изменение цены на 1%, вызывает
изменение спроса менее чем на 1%. Обычно неэластичный спрос существует
на многие виды продуктов питания (хлеб, соль, спички, медикаменты, другие
предметы первой необходимости).
3 Абсолютно (совершенно) неэластичный спрос (Ер = 0) т. е. любое
изменение цены не влечет за собой изменение количества требуемой
продукции. Это бывает, например, при реализации жизненно важных
лекарств, необходимых для определенной группы больных (инсулина для
диабетиков).
4 Бесконечно (совершенно) эластичный спрос (Ер = ∞). Существует,
когда при крайне незначительных изменениях цены спрос на продукцию
уменьшается или увеличивается до предела покупательских возможностей.
Такое возможно на совершенно конкурентном рынке или в условиях
инфляции, когда при ничтожно малом снижении цен или в ожидании их
повышения потребитель старается потратить свои деньги, чтобы уберечь их
от обесценивания.
5 Единичная (унитарная) эластичность (Ер=1). Ситуация, когда
процентное изменение цены приведет к равному по величине процентному
изменению количества требуемой продукции. Например, снижение цены на
10% ведет к росту объема продажи также на 10%. При этом коэффициент
эластичности равен единице. Такой случай называется единичной
(унитарной) эластичностью.
Эластичность спроса изменяется на всем интервале цен. При движении
по кривой спроса сверху вниз коэффициент эластичности изменяется от
бесконечности (в точке А) до нуля (в точке С). В точке В он принимает
единичное значение. На нижнем графике показано, как меняется выручка
продавца (TR) в зависимости от уровней цены и эластичности. При
единичной эластичности выручка становится максимальной. Когда цена
превышает оптимальную (Р*) или становится ниже оптимальной, выручка
продавца падает.
8
Рисунок 8 - Изменение коэффициента эластичности при движении
вдоль кривой спроса
. C точки зрения ценовой стратегии продавца: при неэластичном спросе
продавцу выгодно повышать цены, так как это приведет к росту выручки;
при эластичном спросе – не выгодно повышать цены, а иногда даже выгоднее
их снижать для увеличения выручки; при единичной эластичности ценовая
стратегия не влияет на выручку, т.е. необходимо искать другие пути
повышения продаж.
3.6 Перекрестная эластичность спроса
Перекрестная эластичность спроса по цене характеризует
относительное изменение спроса на один товар (X) в зависимости от
изменения цены другого товара (У). Коэффициент перекрестной эластичности спроса вычисляется по формуле
E xy =
∆ Q x Py
ППроцентн е изменение объема спроса на товар Х
=
×
.
Процентное изменение цены на товар Y
∆ Py Q x
Коэффициент перекрестной эластичности спроса может иметь положительное, отрицательное и нулевое значения.
9
Взаимозаменяемые товары имеют Еxy > 0, так как повышение цены
товара У вызовет увеличение спроса на товар X, поскольку Х заменяет Y.
Например, с ростом цены на уголь спрос на мазут или дрова увеличивается.
Чем выше коэффициент перекрестной эластичности, тем больше степень
взаимозаменяемости двух товаров.
Взаимодополняемые товары имеют Еxy < 0. Например, с повышением
цены на автомобили спрос на бензин уменьшится. Чем больше отрицательная величина коэффициента перекрестной эластичности, тем больше
степень взаимодополняемости товаров.
Независимые товары имеют Еxy = 0. В этом случае изменение цены на
один товар никак не отражается на спросе на другой. Например, с ростом
цены на хлеб спрос на цемент не изменится.
Перекрестная эластичность спроса может быть асимметричной.
Например, что если цена на автомобили сни зится, то спрос на
автомагнитолы возрастет; однако если цена на автомагнитолы увеличится, то
это вряд ли изменит спрос на автомобили.
Расчет и анализ коэффициентов перекрестной эластичности позволяют
установить принадлежность продукции к определенному типу: взаимозаменяемой или взаимодополняемой. Кроме того, расчет коэффициента
перекрестной эластичности применяется также для доказательства отсутствия монополизации фирмой производства какой-либо продукции.
3.7 Эластичность спроса по доходу
Поскольку доход воздействует на спрос, поэтому возникает необходимость определения эластичности спроса по доходу. Она характеризует
чувствительность спроса потребителей к изменению их дохода. Коэффициент эластичности спроса по доходу (ЕI) показывает, на сколько процентов
изменится спрос на продукцию при изменении дохода покупателя на 1%, и
вычисляется по формуле:
∆Qd / Qd ×100% ∆Qd I
El =
× .
=
∆I / I ×100%
∆I Qd
где I — доход (income) потребителя.
Особенность коэффициента эластичности спроса по доходу состоит в
том, что для некоторых товаров он меняет свой знак.
Товары, спрос на которые с ростом дохода падает, имеют отрицательную эластичность спроса по доходу (ЕI <0). Такие товары называются
нестандартными (например, масло, сметана, цельное молоко).
Товары, спрос на которые с ростом дохода увеличивается, имеют положительную эластичность (ЕI > 0). Такие товары называются
стандартными. При этом экономисты различают три группы стандартных
товаров:
10
а) товары первой необходимости. Спрос на эти товары растет
медленнее роста доходов. Коэффициент эластичности 0 < ЕI < 1;
б) предметы роскоши. Спрос на них опережает рост доходов. Для этих
товаров не существует предела насыщения. Коэффициент эластичности ЕI
>1;
в) товары второй необходимости. Спрос на них растет в меру повышения доходов. Коэффициент эластичности ЕI = 1.
Практическое значение коэффициента эластичности спроса по доходу
заключается в том, с его помощью прогнозируются перспективы развития
отраслей экономики. Чем выше в отрасли относительная эластичность спроса
по доходу, тем активнее эта отрасль развивается.
Рост положительного значения коэффициента ЕI, темпами, примерно
одинаковыми с темпами роста производства, свидетельствует о стабильности
в отрасли, а отсутствие роста — о застое. И, наконец, отрицательный коэффициент является признаком сокращения производства. Использование
коэффициента эластичности спроса по доходу для классификации предприятий, их групп или отраслей в зависимости от тенденций развития позволяет своевременно определять критические области и проводить их реорганизацию.
3.8 Эластичность предложения
Эластичность предложения — это степень изменения количества
предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене, показывающая
отношение процентного изменения в количестве к процентному изменению в
цене. Методика расчета коэффициента эластичности предложения
аналогична методике расчета коэффициента эластичности спроса:
ES =
∆Qs / Qs ∆Qs P
=
× .
∆P / P
∆P Qs
Особенность состоит в том, что он имеет положительное значение,
поскольку объем предложения и цена всегда движутся в одном направлении
и кривая предложения имеет положительный наклон.
Следует также иметь в виду, что эластичность предложения зависит от
времени, от возможности длительного хранения товара и потенциала
расширения производства. Время – фактор, который играет решающую роль
в определении коэффициента эластичности предложения. Чем длительнее
время, которое есть у производителя, тем больше он имеет возможностей для
приспособления производства к изменению цены и перераспределения
ресурсов между альтернативными направлениями их использования.
11