Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет»
Русский язык
направление подготовки:
педагогическое образование профиль
«Дошкольное образование»
студентка 3 курса Тарлыкова А.Н.
г. Комсомольск-на-Амуре 2021 год.
Лекция №1 Русский язык как система.
1 Дайте определение понятию "язык".
Язык – это система знаков и способов их соединения, он служит
орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявления и является средством
общения.
2 Назовите формы существования общенародного языка, дайте определения.
Территориальные диалекты – разновидность общенародного языка,
употребляемая в качестве средства общение между людьми, связанными
тесной территориальной общностью. Они отличаются друг от друга рядом
особенностей в фонетике, грамматике и лексике.
Социальные диалекты (жаргоны) – разновидность общенародного
языка, употребляемая лицами, принадлежащими к одной социальной или
профессиональной группе (жаргон шоферов, журналистов, болельщиков,
коллекционеров, молодежный, жаргон преступного мира). Социальные
диалекты различаются обычно только лексикой.
Просторечие – одна из форм национального языка, которая не имеет
собственных признаков системной организации и характеризуется набором
языковых форм, нарушающих нормы литературного языка. Это речь
малообразованных слоев населения, не владеющих нормами литературного
Литературный язык – высшая форма существования национального
языка, принимаемая его носителями за образцовую; обслуживает различные
сферы человеческой деятельности, характеризуется обработанностью,
нормированностью, наличием функциональных стилей.
3 Дайте определение термину "система языка".
объединение взаимосвязанных элементов, которые образуют целостность,
единство.
4 Перечислите основные элементы языковой системы.
1) фонема (звук);
2) морфема (часть слова);
3) слово;
4) словосочетание;
5) предложение;
6) текст.
5 Чем отличаются естественные и искусственные знаки?
Естественный знак – часть предмета, составляет с ним единое целое и
обозначает его признак (например, седые волосы и морщины на
лице свидетельствуют, что перед нами пожилой человек, а пожелтевшие и
ломкие страницы книги означают, что книга старая).
Искусственные знаки, в отличие от естественных, условны. Они
создаются специально для формирования, хранения и передачи информации,
для представления и замещения предметов и явлений, понятий и суждений
(например, вой сирены обозначает тревогу, черная лента – траур).
6 Что относят к естественным и искусственным языкам?
международные (эсперанто, воляпюк), а также
вспомогательные языки (ручная азбука, шрифт слепых), специальные
системы сигнализации (азбука Морзе, дорожные знаки), научная символика
(математическая, химическая).
Искусственными являются
человеко-машинной коммуникации – программирования, управления
7 Назовите функции языка.
1 Коммуникативная функция означает, что язык служит средством
общения, позволяет говорящему выражать свои мысли и чувства, а
слушающему их воспринимать и реагировать на них. Общаясь друг с другом,
люди передают свои мысли, чувства, добиваются взаимопонимания.
Язык дает людям возможность осуществлять совместную работу во
всех сферах человеческой деятельности. Поэтому язык был и остается одним
из факторов, обеспечивающих существование и развитие человечества.
2
Когнитивная (познавательная,
гносеологическая)
функция
заключается в том, что язык – основная форма отражения окружающей
человека действительности и самого себя, важнейшее средство получения
новых знаний о мире. Эта функция связывает язык с мыслительной
деятельностью человека. Язык служит средством сознания, способствует его
деятельности и отражает его результаты. Без языка невозможно
существование человека, мышления, то есть осознания человеком себя как
личности и освоения действительности.
3 Аккумулятивная функция – функция хранения и передачи
информации. Язык не только средство общения отдельных людей, он
способен сохранять и передавать от поколения к поколению накопленные
опыт и знания о действительности, традиции, историю, культуру народа. Тем
самым язык позволяет народу сохранить национальное самосознание.
4 Фатическая (контактоустанавливающая) функция – функция
создания и поддержания контакта между собеседниками в свободном
общении
(при
помощи
формул
приветствия,
обмена
контактоустанавливающими репликами и т.п.).
5 Эмотивная (эмоциональная) функция выражается в том, что при
помощи языка человек выражает свои чувства и эмоции. Эмоциональная
функция чрезвычайно важна для человека, так как она позволяет человеку
выразить свой внутренний мир: свои ощущения, впечатления, оценки –
наиболее полно и точно. При этом надо учитывать, что в большинстве
языков мира высказывания содержат не только логическую, но и
эмоциональную информацию.
6 Эстетическая функция проявляется в том, что речь вне
зависимости от ее содержания может восприниматься как прекрасное или
безобразное, как эстетический объект.
7 Волюнативная функция – функция воздействия. При помощи
языка можно воздействовать на одного человека или на массу людей.
8 Дайте определение языковой нормы.
это правила использования языковых средств в определенный период
развития литературного языка, т.е. правила произношения, правописания,
словоупотребления, грамматики. Норма - это образец единообразного,
общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний,
предложений).
9 Назовите источники языковой нормы.
произведения писателей-классиков;
произведения современных писателей, продолжающих классические
традиции;
публикации средств массовой информации;
общепринятое современное употребление;
данные лингвистических
10 Перечислите признаки языковой нормы.
1. Устойчивость и стабильность
2. Общераспространенность и общеобязательность соблюдения нормативных правил
3. Литературная традиция и авторитет источников
4. Культурно-эстетическое восприятие или оценка языка и его фактор
5. Динамический характер, изменяемость
6. Возможность языкового плюрализма – существования нескольких вариантов нормы
11 Охарактеризуйте виды языковой нормы.
Орфоэпические нормы (произносительные) – регулируют выбор вари-
антов фонемы.
Следует произносить: [т]езис, нельзя: [т ']езис.
Акцентологические нормы (постановка ударения) – регулируют
выбор вариантов размещения ударного слога.
Следует произносить: позвонит, звонишь, нельзя: позвонит, звонишь;
можно: красивее, нельзя: красивее, следует: свекла, нельзя: свекла и т. п.
Словообразовательные нормы – регулируют выбор морфем, их размещение и соединение в составе нового слова.
Следует: наблюдатель, нельзя: наблюдальщик; следует: рецензент,
нельзя: рецензист.
Морфологические нормы – это нормы правильного употребления
грамматических форм разных частей речи.
Следует: инженеры, нельзя: инженера; можно: крепкий кофе, нельзя:
крепкое кофе и т. д.
Синтаксические нормы – регулируют выбор вариантов построения
предложений.
Можно: Когда я подъезжал к станции и глядел в окно, у меня с головы
слетела шляпа. Нельзя: Подъезжая к станции и глядя в окно, шляпа слетела
с моей головы.
Лексические нормы – нормы правильного словоупотребления, то есть
слово должно употребляться в том значении, которое за ним закреплено в
словаре.
Стилистические нормы – нормы соответствия слов и синтаксических
конструкций выбранному стилю изложения.
12 Дайте определение понятиям "коммуникация", "общение".
Коммуникация (лат. communico – делаю общим) – в широком смысле –
обмен информацией между индивидами через посредство общей системы
символов. Коммуникация может осуществляться вербальными и
невербальными средствами.
Общение
– взаимодействие индивидов или социальных групп,
заключающееся в непосредственном обмене деятельностью, навыками,
умениями, опытом, информацией и удовлетворяющее потребности человека
в контактах с другими людьми.
13 Назовите виды общения.
вид деятельности человека (общение деловое и бытовое);
- общение контактное и дистантное
- общение непосредственное и опосредованное
- общение устное и письменное
- диалогическое и монологическое
- общение межличностное и массовое
- общение манипулятивное, примитивное
14 Назовите разновидности речи.
- устную
- письменную
- диалогическую и монологическую
- функционально-смысловые типы и функциональные стили речи.
15 Перечислите коммуникативные качества хорошей речи.
точность,
понятность,
богатство и разнообразие речи,
ее чистота,
выразительность.
Лекция №2
Фонетика. Фонология.
План:
1 Предмет фонетики. Фонетика как наука. Фонетика и фонология.
2 Связь фонетики с другими науками. Значение фонетики.
3 Акустический аспект фонетики.
4 Гласные звуки и их классификация.
5 Классификация согласных звуков русского языка
6 Видоизменения звуков в потоке речи:
7 Понятие фонемы, ее функции, варианты
1 Предмет фонетики. Фонетика как наука. Фонетика и фонология.
Поэтому общее определение должно быть широким.
Фонетика – это наука о звуковой стороне языка, изучающая способы
образования звуков речи, их отличительные признаки, их изменение в
речевом потоке, их роль в функционировании языка как средства общения
людей.
Фонетика - единственная дисциплина, предметом которой является
изучение звуковой материи языка. Все остальные дисциплины
сосредоточивают внимание на специфике структурно-смысловой стороны
морфем, слов, словосочетаний, предложений.
Изучение фонетики имеет большое теоретическое и практическое
значение. Теоретическое значение состоит уже в том, что фонетико-
фонологический ярус является базовым ярусом языка, своего рода
основанием, на котором зиждется все языковое здание: и морфемы, и слова,
и предложения овеществлены в звуках. Следовательно, без изучения
фонетики невозможно изучение ни лексического, ни грамматического строя
языка.
2 Связь фонетики с другими науками. Значение фонетики.
Фонетика (от греч. Phone - звук, голос) – наука о звуковом строе языка.
Основной частью фонетики является учение о звуках. Звуки речи – это
минимальные, далее не разложимые фонетические единицы.
Фонетика связана не только с лингвистическими отраслями научного знания, но и многими другими науками: физикой, математикой, статистикой, кибернетикой и теорией информации. Артикуляторная и акустическая фонетика тесно взаимодействует с физиологией, анатомией, антропологией.
3 Акустический аспект фонетики.
Раздел фонетика «акустика речи» изучает физические признаки речи.
Звуки речи - это колебания воздушной среды, вызванные органами речи.
Звуки делятся на тоны (музыкальные звуки) и шумы (немузыкальные вуки).
Тон - это периодические (ритмичные) колебания голосовых связок.
Шум - это непериодические (неритмичные) колебания звучащего тела,
например, губ.
Гласные состоят из тона, т.е. голоса при отсутствии преграды, а
согласные из шума (или шума и тона), т.е. с участием преграды.
4 Гласные звуки и их классификация.
Гласные звуки – это звуки речи, при образовании которых
выходящая струя воздуха не встречает препятствий в полости рта, и
поэтому в акустическом плане характеризуются преобладанием
музыкального тона, или голоса.
В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [э], [и], [ы], [у]. Они
наиболее отчетливо слышатся под ударением.
Гласные звуки характеризуются по трем основным признакам:
1) по участию активных органов речи – губ – различают губные
(лабиализованные – от лат.
≪губа≫) [о], [у] и негубные
(нелабиализованные) [а], [и], [э], [ы];
2) по месту образования (движение языка в полости рта вперед- назад):
переднего ряда [э], [и]; среднего ряда [о], [у]; при образовании этих звуков
активизируются соответственно передняя, средняя или задняя часть языка;
3) по способу образования (движение языка в полости рта по
вертикали: вверх-вниз): верхнего подъема [и], [ы], [у] (вверх приподнимается
передняя, средняя или задняя часть языка), среднего подъема [о], [э]
(передняя или задняя часть языка слегка приподнимается вверх), нижнего
подъема [а] (язык находится в нейтральном положении, внизу).
При произношении гласных форма и объем полости рта могут
изменяться. Эти изменения зависят от участия или неучастия губ и движения
языка по вертикали (степень подъема спинки языка) и горизонтали (место
подъема спинки языка).
По участию губ все гласные звуки делятся на две группы: гласные
огубленные, или лабиализованные (от лат. labium – губа), – [о], [у] и гласные
неогубленные, или нелабиализованные, – [и], [э], [ы], [а].
При образовании звуков [о], [у] губы округляются и вытягиваются
вперед.
В образовании же звуков [а], [э], [и], [ы] губы активного участия не
принимают. Звук [о] отличается от [у] меньшей степенью вытягивания и
округления губ. Это легко можно заметить по мышечным ощущениям,
произнося подряд, например, звуки [а] – [о] – [у].
По степени подъема спинки языка различают гласные верхнего,
среднего и нижнего подъема. При образовании гласных верхнего подъема, к
которым относятся звуки [и], [ы], [у], язык поднят в наибольшей степени.
Образование гласного нижнего подъема, каким в русском языке
является звук [а], характеризуется минимальным подъемом языка.
Гласные среднего подъема, в состав которых входят звуки [э], [о], по
степени подъема языка занимают промежуточное положение между
гласными верхнего и нижнего подъема.
Разную степень подъема языка нетрудно заменить, произнося подряд,
например, звуки [у]– [о] – [а].
5 Классификация согласных звуков русского языка
Согласные звуки в русском языке классифицируются по четырем
признакам: по участию в их образовании голоса и шума, по месту
образования, способу образования и дополнительной артикуляции средней
части спинки языка.
По соотношению голоса и шума все согласные подразделяются
на шумные и сонорные.
В образовании сонорных голос преобладает над шумом. К ним
относятся согласные [р], [н], [м], [л], [j], а также их мягкие варианты.
При образовании шумных согласных шум преобладает над голосом –
такие согласные называются звонкими [б], [в], [д], [г], [з], [ж]. Если голос
отсутствует, образуются шумные глухие – [п], [ф], [к], [т], [с], [ш], [ц], [х].
Звонкие и глухие согласные в русском языке коррелируют, образуя
соотносительные пары [б] – [п], [з] – [с] и др. Звуки [ц], [чۥ ], [шۥ ], [х], [хۥ
] звонкой пары не имеют.
6 Видоизменения звуков в потоке речи:
Видоизменения звуков в потоке речи бывают двух видов:
1 Комбинаторные (в зависимости от соседства других звуков).
2 Позиционные изменения (связанные с положением в неударенном слоге, в
конце слова и т.д.)
Комбинаторное звуковое варьирование
1) Аккомодация.
Аккомодация - это приспособление артикуляции согласных под влиянием
гласных и гласных под влиянием согласных.
Существует два вида аккомодации - прогрессивная и регрессивная.
Экскурсия - начало артикуляции. Рекурсия - конец артикуляции.
Прогрессивная аккомодация - рекурсия предыдущего звука влияет на
экскурсию последующего.
Напр., в русском языке гласные «а», «о», «у» после мягких согласных более
продвинутые (мат - мят, мол - мел, лук - люк).
Регрессивная аккомодация - на рекурсию предыдущего звука влияет
экскурсия последующего. Напр., в русском языке гласный в соседстве с «м»
или «н» назализируется (в слове «дом» артикуляция «м» предвосхищается
назализацией гласного «о», а в слове «брату» «т» произносится с огублением
перед «у»).
2) Ассимиляция.
Ассимиляция - воздействие последующего звонкого или глухого, твердого
или мягкого согласного на предшествующий.
7 Понятие фонемы, ее функции, варианты
Фонология изучает общественную, функциональную сторону звуков
речи, это лингвистическая дисциплина, поскольку исследует звуки как
представления человеческой психики, которые служат в языке для
выражения
смысла.
Функции фонемы
1 Конститутивная - участвует в образовании звуковых оболочек морфем и
слов, из фонем складывается поток речи).
2 Условно дистинктивная смыслоразличительная.
3 Разграничительная (для фонем, употребляющихся только в определенной
позиции, например, в качестве маркера конца слова). Фонема может
сигнализировать, например, о начале или конце слова или морфемы.
Например, в английском языке встречается только в начале слова, а в
японском языке есть фонема, которая употребляется только в начале морфем
(кроме недавних заимствований).
Итак, фонема - это минимальная звуковая единица языка, линейно нечленимая; являющаяся абстракцией, типом, моделью звука; служащая для
образования, разграничения и распознавания звуковых оболочек значащих
единиц языковой системы и условно связанная со смыслом.
Лекция № 3
Морфология
3 Имя прилагательное.