Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Русский язык

  • 👀 328 просмотров
  • 📌 290 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Русский язык» docx
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет» Русский язык направление подготовки: педагогическое образование профиль «Дошкольное образование» студентка 3 курса Тарлыкова А.Н. г. Комсомольск-на-Амуре 2021 год. Лекция №1 Русский язык как система. 1 Дайте определение понятию "язык". Язык – это система знаков и способов их соединения, он служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявления и является средством общения. 2 Назовите формы существования общенародного языка, дайте определения. Территориальные диалекты – разновидность общенародного языка, употребляемая в качестве средства общение между людьми, связанными тесной территориальной общностью. Они отличаются друг от друга рядом особенностей в фонетике, грамматике и лексике. Социальные диалекты (жаргоны) – разновидность общенародного языка, употребляемая лицами, принадлежащими к одной социальной или профессиональной группе (жаргон шоферов, журналистов, болельщиков, коллекционеров, молодежный, жаргон преступного мира). Социальные диалекты различаются обычно только лексикой. Просторечие – одна из форм национального языка, которая не имеет собственных признаков системной организации и характеризуется набором языковых форм, нарушающих нормы литературного языка. Это речь малообразованных слоев населения, не владеющих нормами литературного Литературный язык – высшая форма существования национального языка, принимаемая его носителями за образцовую; обслуживает различные сферы человеческой деятельности, характеризуется обработанностью, нормированностью, наличием функциональных стилей. 3 Дайте определение термину "система языка". объединение взаимосвязанных элементов, которые образуют целостность, единство. 4 Перечислите основные элементы языковой системы. 1) фонема (звук); 2) морфема (часть слова); 3) слово; 4) словосочетание; 5) предложение; 6) текст. 5 Чем отличаются естественные и искусственные знаки? Естественный знак – часть предмета, составляет с ним единое целое и обозначает его признак (например, седые волосы и морщины на лице свидетельствуют, что перед нами пожилой человек, а пожелтевшие и ломкие страницы книги означают, что книга старая). Искусственные знаки, в отличие от естественных, условны. Они создаются специально для формирования, хранения и передачи информации, для представления и замещения предметов и явлений, понятий и суждений (например, вой сирены обозначает тревогу, черная лента – траур). 6 Что относят к естественным и искусственным языкам? международные (эсперанто, воляпюк), а также вспомогательные языки (ручная азбука, шрифт слепых), специальные системы сигнализации (азбука Морзе, дорожные знаки), научная символика (математическая, химическая). Искусственными являются человеко-машинной коммуникации – программирования, управления 7 Назовите функции языка. 1 Коммуникативная функция означает, что язык служит средством общения, позволяет говорящему выражать свои мысли и чувства, а слушающему их воспринимать и реагировать на них. Общаясь друг с другом, люди передают свои мысли, чувства, добиваются взаимопонимания. Язык дает людям возможность осуществлять совместную работу во всех сферах человеческой деятельности. Поэтому язык был и остается одним из факторов, обеспечивающих существование и развитие человечества. 2 Когнитивная (познавательная, гносеологическая) функция заключается в том, что язык – основная форма отражения окружающей человека действительности и самого себя, важнейшее средство получения новых знаний о мире. Эта функция связывает язык с мыслительной деятельностью человека. Язык служит средством сознания, способствует его деятельности и отражает его результаты. Без языка невозможно существование человека, мышления, то есть осознания человеком себя как личности и освоения действительности. 3 Аккумулятивная функция – функция хранения и передачи информации. Язык не только средство общения отдельных людей, он способен сохранять и передавать от поколения к поколению накопленные опыт и знания о действительности, традиции, историю, культуру народа. Тем самым язык позволяет народу сохранить национальное самосознание. 4 Фатическая (контактоустанавливающая) функция – функция создания и поддержания контакта между собеседниками в свободном общении (при помощи формул приветствия, обмена контактоустанавливающими репликами и т.п.). 5 Эмотивная (эмоциональная) функция выражается в том, что при помощи языка человек выражает свои чувства и эмоции. Эмоциональная функция чрезвычайно важна для человека, так как она позволяет человеку выразить свой внутренний мир: свои ощущения, впечатления, оценки – наиболее полно и точно. При этом надо учитывать, что в большинстве языков мира высказывания содержат не только логическую, но и эмоциональную информацию. 6 Эстетическая функция проявляется в том, что речь вне зависимости от ее содержания может восприниматься как прекрасное или безобразное, как эстетический объект. 7 Волюнативная функция – функция воздействия. При помощи языка можно воздействовать на одного человека или на массу людей. 8 Дайте определение языковой нормы. это правила использования языковых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, правописания, словоупотребления, грамматики. Норма - это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений). 9 Назовите источники языковой нормы. произведения писателей-классиков; произведения современных писателей, продолжающих классические традиции; публикации средств массовой информации; общепринятое современное употребление; данные лингвистических 10 Перечислите признаки языковой нормы. 1. Устойчивость и стабильность 2. Общераспространенность и общеобязательность соблюдения нормативных правил 3. Литературная традиция и авторитет источников 4. Культурно-эстетическое восприятие или оценка языка и его фактор 5. Динамический характер, изменяемость 6. Возможность языкового плюрализма – существования нескольких вариантов нормы 11 Охарактеризуйте виды языковой нормы. Орфоэпические нормы (произносительные) – регулируют выбор вари- антов фонемы. Следует произносить: [т]езис, нельзя: [т ']езис. Акцентологические нормы (постановка ударения) – регулируют выбор вариантов размещения ударного слога. Следует произносить: позвонит, звонишь, нельзя: позвонит, звонишь; можно: красивее, нельзя: красивее, следует: свекла, нельзя: свекла и т. п. Словообразовательные нормы – регулируют выбор морфем, их размещение и соединение в составе нового слова. Следует: наблюдатель, нельзя: наблюдальщик; следует: рецензент, нельзя: рецензист. Морфологические нормы – это нормы правильного употребления грамматических форм разных частей речи. Следует: инженеры, нельзя: инженера; можно: крепкий кофе, нельзя: крепкое кофе и т. д. Синтаксические нормы – регулируют выбор вариантов построения предложений. Можно: Когда я подъезжал к станции и глядел в окно, у меня с головы слетела шляпа. Нельзя: Подъезжая к станции и глядя в окно, шляпа слетела с моей головы. Лексические нормы – нормы правильного словоупотребления, то есть слово должно употребляться в том значении, которое за ним закреплено в словаре. Стилистические нормы – нормы соответствия слов и синтаксических конструкций выбранному стилю изложения. 12 Дайте определение понятиям "коммуникация", "общение". Коммуникация (лат. communico – делаю общим) – в широком смысле – обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов. Коммуникация может осуществляться вербальными и невербальными средствами. Общение – взаимодействие индивидов или социальных групп, заключающееся в непосредственном обмене деятельностью, навыками, умениями, опытом, информацией и удовлетворяющее потребности человека в контактах с другими людьми. 13 Назовите виды общения. вид деятельности человека (общение деловое и бытовое); - общение контактное и дистантное - общение непосредственное и опосредованное - общение устное и письменное - диалогическое и монологическое - общение межличностное и массовое - общение манипулятивное, примитивное 14 Назовите разновидности речи. - устную - письменную - диалогическую и монологическую - функционально-смысловые типы и функциональные стили речи. 15 Перечислите коммуникативные качества хорошей речи. точность, понятность, богатство и разнообразие речи, ее чистота, выразительность. Лекция №2 Фонетика. Фонология. План: 1 Предмет фонетики. Фонетика как наука. Фонетика и фонология. 2 Связь фонетики с другими науками. Значение фонетики. 3 Акустический аспект фонетики. 4 Гласные звуки и их классификация. 5 Классификация согласных звуков русского языка 6 Видоизменения звуков в потоке речи: 7 Понятие фонемы, ее функции, варианты 1 Предмет фонетики. Фонетика как наука. Фонетика и фонология. Поэтому общее определение должно быть широким. Фонетика – это наука о звуковой стороне языка, изучающая способы образования звуков речи, их отличительные признаки, их изменение в речевом потоке, их роль в функционировании языка как средства общения людей. Фонетика - единственная дисциплина, предметом которой является изучение звуковой материи языка. Все остальные дисциплины сосредоточивают внимание на специфике структурно-смысловой стороны морфем, слов, словосочетаний, предложений. Изучение фонетики имеет большое теоретическое и практическое значение. Теоретическое значение состоит уже в том, что фонетико- фонологический ярус является базовым ярусом языка, своего рода основанием, на котором зиждется все языковое здание: и морфемы, и слова, и предложения овеществлены в звуках. Следовательно, без изучения фонетики невозможно изучение ни лексического, ни грамматического строя языка. 2 Связь фонетики с другими науками. Значение фонетики. Фонетика (от греч. Phone - звук, голос) – наука о звуковом строе языка. Основной частью фонетики является учение о звуках. Звуки речи – это минимальные, далее не разложимые фонетические единицы. Фонетика связана не только с лингвистическими отраслями научного знания, но и многими другими науками: физикой, математикой, статистикой, кибернетикой и теорией информации. Артикуляторная и акустическая фонетика тесно взаимодействует с физиологией, анатомией, антропологией. 3 Акустический аспект фонетики. Раздел фонетика «акустика речи» изучает физические признаки речи. Звуки речи - это колебания воздушной среды, вызванные органами речи. Звуки делятся на тоны (музыкальные звуки) и шумы (немузыкальные вуки). Тон - это периодические (ритмичные) колебания голосовых связок. Шум - это непериодические (неритмичные) колебания звучащего тела, например, губ. Гласные состоят из тона, т.е. голоса при отсутствии преграды, а согласные из шума (или шума и тона), т.е. с участием преграды. 4 Гласные звуки и их классификация. Гласные звуки – это звуки речи, при образовании которых выходящая струя воздуха не встречает препятствий в полости рта, и поэтому в акустическом плане характеризуются преобладанием музыкального тона, или голоса. В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [э], [и], [ы], [у]. Они наиболее отчетливо слышатся под ударением. Гласные звуки характеризуются по трем основным признакам: 1) по участию активных органов речи – губ – различают губные (лабиализованные – от лат. ≪губа≫) [о], [у] и негубные (нелабиализованные) [а], [и], [э], [ы]; 2) по месту образования (движение языка в полости рта вперед- назад): переднего ряда [э], [и]; среднего ряда [о], [у]; при образовании этих звуков активизируются соответственно передняя, средняя или задняя часть языка; 3) по способу образования (движение языка в полости рта по вертикали: вверх-вниз): верхнего подъема [и], [ы], [у] (вверх приподнимается передняя, средняя или задняя часть языка), среднего подъема [о], [э] (передняя или задняя часть языка слегка приподнимается вверх), нижнего подъема [а] (язык находится в нейтральном положении, внизу). При произношении гласных форма и объем полости рта могут изменяться. Эти изменения зависят от участия или неучастия губ и движения языка по вертикали (степень подъема спинки языка) и горизонтали (место подъема спинки языка). По участию губ все гласные звуки делятся на две группы: гласные огубленные, или лабиализованные (от лат. labium – губа), – [о], [у] и гласные неогубленные, или нелабиализованные, – [и], [э], [ы], [а]. При образовании звуков [о], [у] губы округляются и вытягиваются вперед. В образовании же звуков [а], [э], [и], [ы] губы активного участия не принимают. Звук [о] отличается от [у] меньшей степенью вытягивания и округления губ. Это легко можно заметить по мышечным ощущениям, произнося подряд, например, звуки [а] – [о] – [у]. По степени подъема спинки языка различают гласные верхнего, среднего и нижнего подъема. При образовании гласных верхнего подъема, к которым относятся звуки [и], [ы], [у], язык поднят в наибольшей степени. Образование гласного нижнего подъема, каким в русском языке является звук [а], характеризуется минимальным подъемом языка. Гласные среднего подъема, в состав которых входят звуки [э], [о], по степени подъема языка занимают промежуточное положение между гласными верхнего и нижнего подъема. Разную степень подъема языка нетрудно заменить, произнося подряд, например, звуки [у]– [о] – [а]. 5 Классификация согласных звуков русского языка Согласные звуки в русском языке классифицируются по четырем признакам: по участию в их образовании голоса и шума, по месту образования, способу образования и дополнительной артикуляции средней части спинки языка. По соотношению голоса и шума все согласные подразделяются на шумные и сонорные. В образовании сонорных голос преобладает над шумом. К ним относятся согласные [р], [н], [м], [л], [j], а также их мягкие варианты. При образовании шумных согласных шум преобладает над голосом – такие согласные называются звонкими [б], [в], [д], [г], [з], [ж]. Если голос отсутствует, образуются шумные глухие – [п], [ф], [к], [т], [с], [ш], [ц], [х]. Звонкие и глухие согласные в русском языке коррелируют, образуя соотносительные пары [б] – [п], [з] – [с] и др. Звуки [ц], [чۥ ], [шۥ ], [х], [хۥ ] звонкой пары не имеют. 6 Видоизменения звуков в потоке речи: Видоизменения звуков в потоке речи бывают двух видов: 1 Комбинаторные (в зависимости от соседства других звуков). 2 Позиционные изменения (связанные с положением в неударенном слоге, в конце слова и т.д.) Комбинаторное звуковое варьирование 1) Аккомодация. Аккомодация - это приспособление артикуляции согласных под влиянием гласных и гласных под влиянием согласных. Существует два вида аккомодации - прогрессивная и регрессивная. Экскурсия - начало артикуляции. Рекурсия - конец артикуляции. Прогрессивная аккомодация - рекурсия предыдущего звука влияет на экскурсию последующего. Напр., в русском языке гласные «а», «о», «у» после мягких согласных более продвинутые (мат - мят, мол - мел, лук - люк). Регрессивная аккомодация - на рекурсию предыдущего звука влияет экскурсия последующего. Напр., в русском языке гласный в соседстве с «м» или «н» назализируется (в слове «дом» артикуляция «м» предвосхищается назализацией гласного «о», а в слове «брату» «т» произносится с огублением перед «у»). 2) Ассимиляция. Ассимиляция - воздействие последующего звонкого или глухого, твердого или мягкого согласного на предшествующий. 7 Понятие фонемы, ее функции, варианты Фонология изучает общественную, функциональную сторону звуков речи, это лингвистическая дисциплина, поскольку исследует звуки как представления человеческой психики, которые служат в языке для выражения смысла. Функции фонемы 1 Конститутивная - участвует в образовании звуковых оболочек морфем и слов, из фонем складывается поток речи). 2 Условно дистинктивная смыслоразличительная. 3 Разграничительная (для фонем, употребляющихся только в определенной позиции, например, в качестве маркера конца слова). Фонема может сигнализировать, например, о начале или конце слова или морфемы. Например, в английском языке встречается только в начале слова, а в японском языке есть фонема, которая употребляется только в начале морфем (кроме недавних заимствований). Итак, фонема - это минимальная звуковая единица языка, линейно нечленимая; являющаяся абстракцией, типом, моделью звука; служащая для образования, разграничения и распознавания звуковых оболочек значащих единиц языковой системы и условно связанная со смыслом. Лекция № 3 Морфология 3 Имя прилагательное.
«Русский язык» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 183 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot