Розничный рынок электроэнергии
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 3
Розничный рынок электроэнергии
В этой лекции будут рассмотрены следующие вопросы:
• чем характерен розничный рынок электроэнергии и мощности и каковы его отличия от оптового рынка электроэнергии и мощности;
• что такое розничный рынок электроэнергии и мощности;
• какие субъекты действуют на розничном рынке;
Основной нормативный документ, определяющий порядок работы на розничного рынка электроэнергии и мощности – это «Основные положения функционирования розничных рынков электроэнергии» утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (правила розничного рынка электроэнергии 2012) .
Розничные рынки электрической энергии - это сфера обращения электрической энергии в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства Российской Федерации с участием производителей, покупателей электрической энергии (мощности) и иных лиц, которые не являются субъектами оптового рынка электрической энергии (мощности).
Чаще всего розничный рынок электроэнергии связывают с зоной деятельности территориальной сетевой организации (ТСО) и в границах экономического пространства субъекта РФ.
На розничном рынке электроэнергии и мощности могут осуществлять деятельность следующие субъекты (участники рынка электроэнергии):
• потребители электрической энергии;
• исполнители коммунальных услуг, которые приобретают электрическую энергию для дальнейшей продажи ее гражданам, т.е. оказанию им коммунальных услуг;
• гарантирующие поставщики;
• независимые энергосбытовые компании, энергоснабжающие организации;
• производители электрической энергии на розничных рынках, которые не имеют статуса субъекта оптового рынка или по каким-либо причинам утратили этот статус субъекта оптового рынка;
• сетевые организации, а также владельцы объектов электросетевого хозяйства;
• системный оператор
Рассмотрим более подробно категории субъектов розничного рынка.
Потребители
Потребители электроэнергии на розничном рынке делятся на «базовые», «население» и «прочих потребителей», главное отличие в том, что населению электроэнергия продается по регулируемой (устанавливаемой государственным регулятором) цене, а для прочих потребителей поставка ведется по нерегулируемой цене.
Ранее к числу базовых потребителей относились потребители с максимальным значением заявленной мощности, равным или более 20 МВт, и высоким числом часов в году (более 7500), в которых потребление электрической энергии соответствовало заявленной мощности потребителя (этот показатель носит название число часов использования заявленной мощности (ЧЧИ)).
Этот показатель подтверждался данными о фактическом электропотреблении за предшествующий период регулировании па показаниям приборов учета или автоматизированной системы контроля и управления потреблением и сбытом энергии (АСКУ))
При этом в целом по региону должна была присутствовать розничная генерация, обеспечивающая необходимое потребление базовых потребителей равное или более 20 мВт.
В настоящее время отнесение потребителей к указанной группе возможно только при наличии в субъекте Российской Федерации производителей электрической энергии (мощности), не являющихся участниками оптового рынка. При этом производитель электрической энергии (мощности) в свою очередь должен удовлетворять следующему критерию: - располагаемая мощность, равная или более 25 мВт в месяц.
Отнесение потребителей к указанной группе возможно только при наличии в субъекте РФ производителей электрической энергии (мощности), не являющихся участниками оптового рынка, поставка электроэнергии которыми на розничный рынок осуществляется по регулируемым тарифам.
2 группа «население» и приравненных к категории населения потребители: исполнителей коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы , жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, гаражно-строительные, гаражные кооперативы, автостоянки) и т.д.
3 группа « прочие» потребители.
Потребители энергии на розничном рынке дифференцируются также по уровням напряжения:
• высокое (ВН) -110 кВ и выше;
• среднее первое (СНI) - 35 кВ;
• среднее второе (СН II) - 20-1 кВ;
• низкое (НН) - 0,4 кВ и ниже.
Энергосбытовые компании
Продажу электроэнергии конечным потребителям на розничном рынке осуществляют энергосбытовые компании. К энергосбытовым компаниям относятся гарантирующие поставщики электроэнергии, независимые энергосбытовые организации, энергоснабжающие организации.
Гарантирующий поставщик электрической энергии (ГП) – это энергосбытовая организация, в обязательства которой входит заключение договора с любым, кто к ней за этим обратился. При этом заявитель должен находиться в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика. Таким образом, статус гарантирующего поставщика электроэнергии ГП предполагает, что потребитель не окажется заложником ситуации, когда ему откажут в заключении договора все независимые энергосбытовые организации. Договоры, которые заключаются межу потребителем и ГП являются публичными, т.е. условия этих договоров (порядок ценообразования и другие существенные условия) регламентируется Правительством РФ.
Каждый ГП работает в своей установленной определенной зоны деятельности. Границы зоны деятельности разных ГП не пересекаются. Эти границы устанавливаются местными органами исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (Региональные энергетические комиссии, департаменты по тарифам и ценам и т.д.).
Независимые энергосбыты не обязаны заключать договор с любым обратившимся потребителем, и у них нет определенной зоны деятельности, они могут работать одновременно в разных регионах. При этом доход (сбытовая надбавка) независимого энергосбыта – величина никем не регулируемая, она устанавливается договором с каждым конкретным потребителем. Исключением является население, которому поставка должна осуществляться строго по установленному тарифу.
Исполнители коммунальной услуги
Исполнители коммунальной услуги покупают электроэнергию для обеспечения предоставления коммунальных услуг по энергоснабжению, теплоснабжению и горячему водоснабжению
Производители электроэнергии розничного рынка
Субъекты розничных рынков имеющие генерирующие мощности вправе продавать электроэнергию потребителям, расположенным в зоне деятельности того же гарантирующего поставщика, что и они сами. При этом объекты генерации, установленная мощность которых более или равна
25 МВт, обязаны продавать электроэнергию только на оптовый рынок.
Сетевые компании
Сетевая компания – это организация, имеющая на праве собственности или в аренде объекты электросетевого хозяйства (ЛЭП, подстанции и прочие).
У сетей две основных задачи – передача электроэнергии и технологическое присоединение новых потребителей. При этом сетевая компания является естественной монополией, и потому её деятельность регулируется государством, что подразумевает не только установление тарифов на передачу электроэнергии, но и введение правил равноправного, недискриминационного доступа потребителей к услугам сетей. На розничном рынке электросетевые компании выступают как потребители электроэнергии, они покупают её для компенсации потерь электроэнергии в сетях, покупка возможна только у гарантирующего поставщика.
Системный оператор (РДУ)
РДУ районное диспетчерское управление– организация, в основную задачу которого входит управление техническими режима Энергосистемы и обеспечение требуемых параметров надежности в Энергосистеме и многое другое.
Контрольные вопросы
1.Что такое розничный рынок электроэнергии? В чем сходство и отличие розничного и оптового рынков электроэнергии?
2.Перечислить поставщиков электроэнергии на розничном рынке и кто приобретает на нем электроэнергию?
3. Признаки классификации потребителей розничного рынка.
4.Какие организации составляют технологическую инфраструктуру розничного рынка?