Российская государственность в эпоху «просвещенного абсолютизма»
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция: Российская государственность в эпоху “просвещенного абсолютизма” (профессор Л.Г.Косулина).
Лекция: Российская государственность в эпоху
“просвещенного абсолютизма”
1. Царствование Петра III и дворцовый переворот 28 июня 1762 г.
2. “Просвещенный абсолютизм”. Политико-правовые идеи “Наказа” Екатерины П.
3. Образование и деятельность Комиссии по составлению нового Уложения.
4. Сословная политика.
5. Областная реформа Екатерины П. Высший и центральный аппарат управления в 60-90 -х гг. 18 в.
6. Церковь и государство при Екатерине II.
7. Школьная реформа.
1
25 декабря 1761 г. скончалась императрица Елизавета Петровна и на престол, согласно ее завещанию, вступил племянник Петр Ульрих Голштинский под именем Петра III.
Первые указы, продиктованные оставшимися пока на местах соратниками Елизаветы, могли бы принести Петру III популярность в среде дворянства. 18 февраля 1762 г. был издан Указ о вольности дворянской, отменявший обязательную для дворян военную или государственную службу и значит превращавший дворян из служилого в привилегированное сословие. 19 июня 1762 г. был издан Манифест об ужесточении карательных мер против крестьянских волнений и восстаний. Популярность в обществе имел и Указ от 21 февраля 1762 г. о ликвидации Тайной канцелярии, ведавшей политическими преступниками.
Однако отношение к Петру III, предрешившее, в конечном счете, его судьбу, определялось не этими указами, а реальной политикой молодого императора, явно порывавшего с начинаниями Елизаветы и унижавшей восстановленное было русское национальное достоинство.
5 мая (24 апреля) 1762 г. Петр III заключил с прусским королем Фридрихом II, поразивший Европу своей бессмысленностью мир, отказавшись от всех блестящих побед русской армии в Семилетней войне и предав своих союзниц – Австрию и Францию. Петр III не только спас Фридриха II от полного поражения, но и вернул ему все завоеванные русскими войсками земли. К тому же император принял решение переодеть русскую армию в прусскую форму, а также намеревался ввести прусские военные уставы. Все это было воспринято русскими военными как прямое оскорбление.
Недовольно было и православное духовенство тем откровенным пренебрежением, которое вчерашний лютеранин демонстрировал по отношению к православной церкви. Поползли слухи, что Петр III намерен запретить православному духовенству ношение бороды, переодеть его в сутаны протестантских пасторов и даже убрать иконы из церквей. Негативно был воспринят и указ императора от 21 марта 1762 г. о секуляризации монастырских и церковных имений.
При дворе и в гвардии вновь появились немцы (голштинцы), не скрывавшие своего презрения к русскому дворянству.
Растущее недовольство в обществе вылилось в новый заговор. 28 июня 1762 г. на престол была возведена жена Петра Екатерина.
2
Правление Екатерины II (1762-1796) стало важным этапом в развитии российской государственности, вступившей в фазу “просвещенного абсолютизма”. Характерными чертами политики “просвещенного абсолютизма” явились восприятие властью в той или иной степени идеологии Просвещения, нашедшей свое отражение в трудах французских мыслителей 18 в. - Вольтера, Д.Дидро, Ш.Монтескье и др., а также применение их теоретических построений в практике государственного управления. Философы-просветители с позиции свободного разума остро критиковали сохранившиеся в европейском обществе средневековые институты. Продолжая традиции рационализма 17 в., они рассматривали государство не как нечто данное людям свыше, а как творение человеческих рук, которое можно и нужно совершенствовать с помощью мудрых законов, способных обеспечить всеобщее счастье и благоденствие. Важнейший вклад в развитие политико-правовой мысли эпохи просвещения внесла книга Ш.Монтескье “О духе законов” (1748). Противник деспотизма, Монтескье сформулировал учение об “истинной монархии”, таком строе, при котором управляет один человек, но посредством установленных неизменных законов. Чрезвычайно большое теоретическое и практическое значение имела развитая Монтескье концепция разделения властей, согласно которой важнейшей гарантией свободы граждан считалось наличие в государстве трех независимых друг от друга властных структур - законодательной, исполнительной, судебной.
В России элементы политики “просвещенного абсолютизма” обозначились еще в царствование Елизаветы. Идеи Просвещения нашли себе немало сторонников среди образованной части дворянства. Сама Екатерина II, еще будучи великой княгиней, познакомилась с концепцией французских философов. После своего прихода к власти она стремилась выступать в роли просвещенной государыни, способной облагодетельствовать подданных мудрыми законами. Поддерживая контакты с Вольтером, Дидро Екатерина сумела создать о себе соответствующее впечатление в европейском общественном мнении.
Важнейшей проблемой в первый период екатерининского царствования стала необходимость пересмотра законодательства Российской империи, чем в той или иной мере пытались заниматься все российские самодержцы, начиная с Петра I, т.к. действовавшее с 1649 г. «Соборное уложение» окончательно устарело. При этом Екатерина задумала дать России такой законодательный кодекс, который основывался бы на принципах новой европейской философии и науки. С этой целью она принялась за составление «Наказа», который должен был служить руководством для законодательной комиссии.
“Наказ” являлся своеобразной компиляцией идей мыслителей эпохи Просвещения. Вместе с тем при подготовке текста соответствующие положения отбирались, систематизировались и трансформировались императрицей согласно собственным представлениям Екатерины о степени применимости принципов Просвещения к российским условиям.
Расходясь с Ш.Монтескье, сторонником, конституционной монархии, Екатерина выступала в “Наказе” за сохранение в России самодержавия. Но она противопоставляла самодержавие деспотизму. По её мнению, сохраняя всю полноту власти, монарху следует править страной в соответствии с законами. Впрочем, в случае нужды власть имеет право не считаться ни с чем.
Заимствуя у Монтескье некоторые элементы учения о разделении властей, Екатерина выступала за ограничение прямого вмешательства монарха в судопроизводство. В управлении же страной императрица выделяла как бы две сферы. В одной из них должна была действовать непосредственно верховная власть, а в другой - подчиненная последней система государственных учреждений. Ограничивая роль монарха в управлении “главным надзиранием”, Екатерина рассчитывала добиться того, чтобы повседневные вопросы государственной жизни, впрямую затрагивающие интересы частных лиц, составляли предмет компетенции лишь собственно бюрократического аппарата, призванного действовать строго в рамках закона. Ответственность за результаты текущей работы администрации при этом перекладывались с самой вершины власти на нижестоящие структуры.
Государственным органам и в первую очередь Сенату, призванному согласно “Наказу” играть роль “хранилища законов”, Екатерина II намеревалась позволить обращать внимание на то, что “такой-то указ противен Уложению”. Различные звенья бюрократического аппарата получили возможность делать аналогичные представления и по поводу сенатских указов. Тем самым Екатерина планировала создать механизм, способный в какой-то степени удержать монарха и высший орган управления империи - Сенат - от принятия незаконных или неадекватных ситуации мер.
В духе века Просвещения в “Наказе” много говорилось о реформе судоустройства и судопроизводства, осуждались применение пыток, мучительных наказаний, формулировался принцип презумпции невиновности и т.п.
Заявляя на страницах “Наказа” о своем стремлении превратить Россию в страну, где правят мудрые законы, уважаемые всеми, Екатерина II, однако, так и не пошла на создание системы контроля за действиями верховной власти. Ни Сенат, ни иные государственные учреждения не получили возможности обращать внимание императрицы на незаконность или нецелесообразность её поведения.
Отказалась Екатерина и от своих прежних идей облегчения тяжелой участи крепостного крестьянства, ограничившись общими призывами к разумности и умеренности.
3
В декабре 1766 г. был издан Манифест о созыве Комиссии для составления нового Уложения и Положение о выборах в Комиссию.
Комиссия имела весьма своеобразный, не свойственный в целом административной практике 18 и 19 вв. облик. Её членами (депутатами) являлись выборные представители различных категорий населения, которые тем самым получили возможность добиваться учета их интересов при подготовке текста нового Уложения. 28 человек представляли высшие государственные учреждения; дворяне выбирали по одному депутату от каждого уезда; горожане – по одному из каждого города; государственные крестьяне – по одному из каждой провинции; посылали своих представителей и иные категории населения: однодворцы, казаки и пр., кроме крепостных крестьян. Первоначально было избрано свыше 560 депутатов (всего членами Комиссии в разное время являлось 740 депутатов). Депутаты должны были привести наказы от своих избирателей.
Комиссия явилась первым со времени прекращения созыва Земских соборов опытом столь широкого привлечения властью представителей различных социальных групп к обсуждению государственных дел.
Торжественное открытие заседания Комиссии состоялось 30 июля 1767 г. в Грановитой палате Московского Кремля. Комиссия начала свою работу с заслушивания «Наказа» Екатерины, а затем перешла к депутатским наказам. Их поступило в Комиссию 1465. Подавляющая часть дворянских депутатов явилась в Москву без наказов, заявив, что они всем довольны и не имеют особых пожеланий. Те же из дворян, кто привез с собой наказы, в основном жаловались на массовые побеги крестьян, просили улучшить судопроизводство по земельным делам и предлагали создать дворянские сословные органы для руководства «дворянским корпусом». Они просили также отменить «Табель о рангах», открывавшую путь к приобритению дворянского звания представителям «подлой породы».
Наказы городов, отражавшие интересы купечества, содержали предложения о предоставлении ему права владения крепостными крестьянами, об освобождении купечества от рекрутской службы и постоя войск, о монополии на занятие торговлей и устройства мануфактур, с запрещением этих видов деятельности для дворян и крестьян.
Наиболее острым было обсуждение крестьянского вопроса. Когда дворянский депутат Григорий Коробьин, выступая по вопросу о бегстве крестьян, назвал причинами бегства жестокое обращение помещиков с крестьянами и непомерную величину оброка и предложил строго определить в законе размер барщины и оброка и ограничить власть помещика над крестьянами, против него выступило большинство дворянских депутатов. Коробьина поддержали лишь депутаты от государственных крестьян и отчасти от казаков. Споры приняли столь бурный и затяжной характер, что Екатерина стала склоняться к роспуску комиссии.
В конце 1768 г. началась война с Турцией, и воспользовавшись тем, что значительная часть депутатов-дворян обязана была отправиться в действующую армию, императрица распустила комиссию на неопределенный срок.
И хотя Комиссия не выполнила своей прямой и непосредственной задачи – она не выработала новый кодекс законов, тем не менее ее работа имела определенное значение. Во-первых, Екатерина выяснила положение и настроение различных классов русского общества. Во-вторых, созыв Комиссии помог ей решить главную политическую задачу – укрепит авторитет и позиции правительства, пришедшего к власти в результате государственного переворота 1762 г. В-третьих, подготовленные Комиссией материалы и высказанные в ходе ее работы идеи, Екатерина впоследствии использовала в своей законодательной и административной работе.
4
Намерения Екатерины П облагодетельствовать подданных новым Уложением не осуществились. Однако её царствование все же ознаменовалось появлением в 1785 г. двух правительственных актов, призванных сыграть роль фундаментальных законов Российской империи. ими были: “Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства” (Жалованная грамота дворянству) и “Грамота на права и выгоды городам Российской империи” (Жалованная грамота городам).
Жалованная грамота дворянству завершила длительный процесс превращения его в первое, доминирующее сословие Российской империи. Грамота подтверждала освобождение дворян от обязательной службы, от телесных наказаний, незыблемость их прав на наследственные и приобретаемые имения (причем первые из них вообще не могли быть конфискованы) и т.п. дворянин отныне лишался дворянского достоинства только по решению суда, состоявшего из дворян. Грамота завершила начавшийся ранее процесс формирования на местах дворянских корпораций - губернских и уездных дворянских обществ. Их органами являлись соответствующие дворянские собрания. Губернские дворянские собрания могли обращаться с представлениями о своих нуждах к местной администрации и даже к верховной власти. Защищать интересы дворян должны были избиравшиеся собраниями губернские и уездные предводители дворянства. Закрепив сословные привилегии дворянства, освобожденного фактически от каких-либо обязанностей, Жалованная грамота окончательно противопоставила его всем прочим категориям населения, усилила разрыв между “благородными” и “неблагородными”.
В Грамоте городам речь шла о личных и сословных привилегиях городского населения, о деятельности органов городского самоуправления и т.п. “Городовые обыватели” в соответствии с грамотой образовывали “градское общество” и делились на шесть разрядов - сословных групп, отличавшихся друг от друга правами и обязанностями.
1. «Настоящие городовые обыватели», имевшие в городе дом или землю.
2. Купечество, представители которого в зависимости от величины капитала расписывались по трем гильдиям. Гильдейское купечество освобождалось от подушной подати и рекрутской повинности.
3. Ремесленники объединялись в цехи, подобные средневековой Европы с характерной для них детальной регламентацией производства, внутрицеховых взаимоотношений и пр.
4. Иногородние и иностранцы, торгующие, работающие и т.д в данном городе.
5. «Именитые граждане»: ученые, художники, банкиры, судовладельцы и т.д.
6. «Посадские» - все остальные жители города
Органами городского самоуправления являлась Городская дума, в состав которой входили гласные от всех шести разрядов, которых выбирали один раз в три года все граждане, достигшие 25 лет. Городская дума выбирала постоянно действующую шестигласную думу. Ее председателем являлся городской голова, а членами – один представитель от шести категорий городского населения. Шестигласная дума ведала городским хозяйством, следила за торговлей и порядком.
Завершить организацию общественного строя империи на сословных началах Екатерина планировала изданием Жалованной грамоты государственным крестьянам. Однако этот документ остался лишь в черновиках. Он регламентировал права “свободных сельских жителей”, устройство органов крестьянского самоуправления. Екатерина в конечном счете отказалась от обнародования подобного акта, поскольку такой шаг неизбежно ставил на повестку дня и вопрос о статусе крепостных, что грозило вызвать недовольство дворянства.
Вступив на престол по желанию дворянской гвардии, Екатерина поневоле вела дворянскую политику в вопросе о крепостном праве. Большее, на что могла пойти императрица, — это последовательное моральное осуждение крепостничества, его рабовладельческих крайностей. К этому, собственно, и сводилась генеральная мысль «Наказа» Екатерины II по крестьянскому вопросу. Практика же была иной: при ней, с одной стороны возрастала власть помещиков над крестьянами, с другой, расширялась область крепостного права. Екатерина щедрою рукою раздавала казенные населенные имения в частную собственность своим генералам, сановникам и фаворитам. Всего она раздала в частные руки до 400 тыс. «ревизских» душ, т.е. не менее 800 тыс. казенных крестьян обоего пола. Указом 1783 г. Дон и Украина стали частью империи, на которую распространялось крепостничество. Рост помещичьеq власти над крестьянами достиг при Екатерине своего предела. В 1765 г., в развитие указа 1760 г. о праве помещиков ссылать крепостных без суда в Сибирь на поселение, императрица подписала указ о разрешении помещикам ссылать своих крестьян в каторжные работы. Сенатским указом 1767 г. крестьянам были запрещены жалобы на своих помещиков. Продолжался начатый при Анне Ивановне процесс лишения крепостного крестьянства даже тени юридических прав. Они даже не присягали на верность государю.
5
Екатерининская эпоха ознаменовалась крупными переменами в организации аппарата управления Российской империи. Важнейшей из них стала реформа местной администрации, проведенная во второй половине 70-х - нач. 80-х гг. XVIII в. Существовавшая система областного управления к этому времени явно изжила себя. Слабость и неэффективность существовавшей системы областного управления были продемонстрированы в ходе потрясшего устои империи грандиозного социального катаклизма - восстания под руководством Е.Пугачева (1773-1774).
Правовую основу реформы заложил изданный в 1775 г. особый законодательный акт - “Учреждения для управления губерний Всероссийской империи”. В соответствии с ним, прежде всего, вносились изменения в административно-территориальное деление России. Губернии уменьшились в размерах, а число их соответственно увеличивалось с 23 до 50, что должно было способствовать усилению надзора за населением со стороны местной администрации и в целом создать более благоприятные условия для эффективной работы правительственного аппарата. Губернии делились на уезды. Промежуточная территориальная единица - провинция - таким образом упразднялась. В каждой губернии должно было числиться от 300 до 400 тыс. ревизских душ, а в уезде от 20 до 30 тыс.
Реформа 1775 г. внесла существенные изменения в саму организацию местного управления. Во главе каждой губернии должен был стоять наместник (генерал-губернатор), получивший широкие полномочия и отвечавший за свои действия только перед верховной властью. На практике наместники назначались императрицей для управления сразу несколькими губерниями; главой же собственно губернской администрации являлся губернатор, при котором функционировал специальный коллегиальный орган - губернское правление. Финансово-хозяйственными делами в губернии занималась казенная палата, руководимая вице-губернатором. Реформа 1775 г. создавала в каждой губернии совершенно новое, не имевшее каких-либо аналогов в прошлом, учреждение - приказ общественного призрения. Он заведовал школами, медицинскими и благотворительными учреждениями, “работными” и “смирительными” домами.
Вдохновляясь учением Монтескье о разделении властей, Екатерина попыталась в ходе реформы 1775 г. отделить на местах суд от администрации путем создания особой системы судебных учреждений. Судами высшей инстанции в пределах губернии являлись палаты уголовного и гражданского суда. Ниже их стояли сословные суды - верхний земский суд (для дворян), губернский магистрат (для горожан), верхняя расправа (для государственных крестьян и иных категорий свободного населения). Члены этих судов - заседатели избирались соответствующими сословиями. В губерниях были созданы также совестные суды. В их задачи входило рассмотрение различных гражданских тяжб с целью примирения сторон, дела о колдовстве. Они могли разбирать обращения лиц, взятых под стражу, если им в течение трех дней не предъявлялось каких-либо обвинений.
Сельская территория уезда была подведомственна нижнему земскому суду. Его председателем являлся земский исправник (капитан-исправник), а членами - 2-3 заседателя. Все эти лица избирались на свои должности местным дворянством, однако подчинялись губернатору. “Тишину и спокойствие” в уездном городе обеспечивал городничий. В уездах создавались также выборные сословные суды - уездный суд (для дворян), городовой магистрат (для горожан), нижняя расправа (для непомещичьих крестьян). Губернская реформа способствовала усилению позиций дворянства на местах. Дворяне выбирали из своей среды около 1/3 чиновников новых губернских учреждений и до половины всех должностных лиц в уезде. Впрочем, эти представители местного дворянского общества зависели не столько от своих избирателей, сколько от начальника губернии и были интегрированы в бюрократическую иерархию империи.
В 1782 г. Екатерина утвердила “Устав благочиния, или полицейский”. Он жестко регламентировал общественную и частную жизнь городского населения и содержал многочисленные, выдержанные в духе христианской морали нравственные сентенции, призванные воспитывать подданных в духе “добронравия”.
В целом Екатерине удалось создать на местах сильный и разветвленный аппарат власти. Многие институты, возникнувшие в ходе областной реформы, просуществовали до преобразований 60-70 гг. 19 в или даже до 1917 г.
Эволюция высшего и центрального звена системы управления страной в екатерининскую эпоху во многом отражала те закономерности развития российской государственности, которые достаточно отчетливо проявились еще в царствование преемников Петра 1. Так, тенденция к образованию при главе государства для обсуждения наиболее важных проблем особых совещательных органов, оттеснивших на второй план Сенат, получила воплощение в деятельности Совета при высочайшем дворе. Это учреждение возникло в 1768 г. (официально - в 1769 г.) в связи с начавшейся русско-турецкой войной. Совет должен был заниматься рассмотрением всех дел, относящихся к ведению войны. После её окончания Совет играл роль особо близкого к императрице правительственного органа, обсуждавшего наиболее важные вопросы внутренней и внешней политики. Членами Совета являлись виднейшие сановники - Г.Г.Орлов, Г.А.Потемкин, А.А.Безбородко и др. Нуждаясь в органе, способном содействовать верховной власти в решении различных проблем государственной жизни, Екатерина II вместе с тем отказалась от реализации выдвинутых еще в 1763 г. Н.И.Паниным предложений об образовании Императорского совета - учреждения, призванного не только помогать трону, но и служить известным гарантом от монаршего произвола.
Текущей работой администрации и судебным аппаратом при Екатерине II продолжал руководить Сенат, почти полностью лишившийся, однако, законосовещательных функций. Реформой 1763 г. Сенат был разделен на шесть департаментов, каждый из которых специализировался на решении определенного круга вопросов.
В екатерининское царствование резко возросло влияние генерал-прокурора на работу Сената. В результате губернской реформы было упразднено большинство коллегий и отдельные вопросы, которыми они занимались, перешли в сферу компетенции сенатских структур, подчиненных генерал-прокурору. Решая многочисленные и важные вопросы, генерал-прокурор постепенно превращался в своеобразного министра внутренних дел, финансов и юстиции. В роли “министров” - полновластных исполнителей воли императрицы, получавших ”в заведование” определенные государственные дела, выступали и другие сановники, облеченные доверием Екатерины. Все это (на фоне ликвидации основной массы коллегий) свидетельствовало о дальнейшем развитии тенденции к утверждению в управлении империей принципа единоначалия, шедшего на смену введенному Петром 1 принципу коллегиальности.
Высший церковный орган - Синод - сохранял при Екатерине П свой прежний статус. Однако проведенная императрицей в 1764 г. секуляризация земельных владений церкви способствовала росту зависимости духовенства от светской власти.
В целом же за время 34-летнего екатерининского правления российская государственность заметно изменилась. Разумеется, страна оставалась абсолютной монархией, и царившие в ней порядки никак не соответствовали принципам гуманности и справедливости, в верности которым клялась Екатерина П. Произвол, коррупция, фаворитизм - все эти застарелые пороки государственного строя по-прежнему громко заявляли о себе. Крепостничество, удерживавшее в близком к рабскому состоянию значительную часть населения страны, именно при Екатерине выступало в наиболее грубых и уродливых формах. Действия императрицы зачастую разительно противоречили её же собственным декларациям. И тем не менее в облике российского абсолютизма в царствовании Екатерины П явственно проступили новые черты. “Ею смягчилось самодержавие, не утратив силы своей” (Н.М.Карамзин). Обещав устами Екатерины соблюдать сословные, прежде всего дворянские, привилегии, российское самодержавие уподобилось абсолютистским режимам Европы (где, впрочем, сословный строй к концу 18 в. постепенно расшатывался). Однако прогрессировавшая европеизация российской государственности делала её все более чуждой основной массе населения страны, крестьянству, чья повседневная жизнь по-прежнему регулировалась в основном волей помещиков, традиционными институтами, в той или иной мере использовавшимися бюрократией для управления деревней. Екатерининское царствование углубило являвшееся следствием петровских реформ раскол России на два мира, две “цивилизации” - “цивилизацию” вестернизированных верхов и почти не затронутую соответствующими веяниями “цивилизацию” низов.
6
Судьба Русской православной церкви решилась задолго до рождения Екатерины II. Подчинение ее светской власти произошло еще до Петра 1, в ходе же его церковной реформы секуляризационные процессы лишь усилились. Объясняется это не только явным преобладанием светского начала над церковным в русском обществе XVIII в., победой рационализма с примесью просветительского безверия, но и желаниями светской власти прибрать к рукам огромные богатства церкви. Секуляризация сознания — характерный процесс второй половины XVII в. — сменился в XVIII в. секуляризацией церковного имущества. Екатерина II лишь завершила этот процесс. Сама она была в целом далека от веры в Бога, хотя соблюдение православного ритуала считала для себя обязательным, никогда не забывая о том, что она — глава Русской православной церкви.
Незадолго до того как Екатерина II взошла на престол, в 1762 г., Петр III отобрал у церкви ее земли, подчинив их созданной специально для этого Коллегии экономии. В принципе это решение полностью удовлетворяло Екатерину II, но желание упрочить свою популярность после свержения Петра III, имевшего скверную репутацию царя-богохульника, возобладали, и в августе 1762 г. движимые и недвижимые имения были возвращены церкви, а Коллегия экономии ликвидирована. В указе 12 августа Екатерина II заверяла духовенство в отсутствии у нее «намерения и желания присвоить себе церковные имения». Но это оказалось лишь тактическим ходом: созданная той же осенью Комиссия о духовных владениях под руководством Г. Н. Теплова приступила к «упорядочению» духовных имуществ, что было лишь несколько смягченным видом секуляризации.
В феврале 1764 г. начался новый этап наступления на церковное имущество. У церкви были изъяты земли, на которых проживало почти два млн человек, что составляло почти 15% населения России. Как и при Петре 1, были установлены штаты духовенства, огромное число священников, причетников и монахов (две трети монастырей было ликвидировано) остались без мест.
Но даже не эти последствия церковной реформы Екатерины II оказались принципиальными для духовенства. Важнее всего, что в общей концепции сословного строя России духовенству как особому сословию не нашлось места. Это уже видно по составу Уложенной комиссии 1767 г., где духовенство фактически не было представлено и где проблема духовенства сводилась к сетованиям о недостаточной роли церкви в воспитании подданных. Максимум, на что могло рассчитывать духовенство, — это на включение в состав «среднего рода людей».
Одновременно с упадком социального значения духовенства падало и его нравственное влияние, как и православия в целом. При Екатерине II впервые были сделаны серьезные, невиданные ранее послабления старообрядцам, представителям других христианских конфессий, провозглашены начала свободы вероисповедания.
7
В 60-70 гг. была предпринята попытка создать в стране систему воспитательно-образовательных учреждений. По поручению императрицы видный педагог Иван Иванович Бецкой разработал "Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества".
В соответствии с этим документом были отрыты училище при Академии художеств (1764) , Общество двухсот благородных девиц (1764) с отделениями для мещанских девиц, коммерческое училище (1772) . Но особое значение в истории русской школы и просвещения имело создание Общества благородных девиц (Смольный монастырь, или Смольный институт). Оно положило начало женскому среднему образованию в России.
Воспитанницы делились на 4 возраста: 6-9, 9-12, 12-15, 15-18 лет. Каждый возраст носил платья своего цвета: коричневого, голубого, сероватого и белого. Прием в первый класс производился раз в три года. Учебная программа включала русский и иностранные языки, арифметику, географию, историю, стихотворство, геральдику, архитектуру, рисование, музыку и танцы. Давали девушкам и некоторые знания в области домашней экономии.
Однако созданные по проекту Бецкого воспитательно-учебные заведения охватывали слишком малое количество детей. В 1782 г. для проведения более масштабной школьной реформы была образована Комиссия об учреждении училищ. Основные документы и план реформы были разработаны австрийским педагогом сербом Федором Ивановичем Янковичем, который хорошо знал русский язык. По этому плану в городах создавались народные училища двух типов: главные - в губернских городах и малые - в уездных. Эти училища являлись всесословными и содержались за счет государства. В малых училищах изучались чтение, письмо, чистописание, арифметика, катехизис, а в главных - Закон Божий, русский язык, география, история, естественная история, геометрия, архитектура, механика и физика, иностранный язык. Эта реформ положила начало созданию общероссийской системы образовательной школы.