Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Риски в предпринимательстве.
Цель – формирование навыков и умений по оценке влияния негативных последствий рисков
на деятельность предприятия и их минимизация.
План лекции
1. Понятие и виды рисков
2. Меры по снижению рисков
1. Понятие и виды рисков
Риск – угроза того, что предприниматель понесет потери в виде дополнительных расходов
или получит доходы ниже тех, на которые он рассчитывал
Чистые риски – обладают возможностью получения отрицательного / нулевого результата
Спекулятивные риски – обладают возможностью получения как положительного, так и
отрицательного результата
Классификация
I.
2. Меры по снижению рисков
Страхование ( потери в результате стихийных бедствий , пожаров, автомобильных
аварий, страхование грузов, ошибок сотрудников фирм в результате утечки
коммерческой информации конкурентам, потери в результате невыполнения
обязательств субподрядчиками, приостановки деловой активности фирмы,
заболевания, смерти, несчастного случая с сотрудником фирмы, невыполнение
обязательств одним из работников , либо группой , от чьих действий и решений
зависит реализация всего проекта и т.д.)
Различные виды рисков, не связанные со страхованием
Вид риска
Способ уменьшения негативных последствий
1. Коммерческий
Правильное
определение
допустимого
уровня
соотношения финансовых коэффициентов, грамотный
выбор
способов
увеличения
прогнозируемой
рентабельности инвестиций в данный проект
2.
Неоптимального Использование математических моделей при определении
распределения ресурсов
потребностей в ресурсах, грамотное их распределение в
зависимости от их наличия, грамотные и четкие
маркетинговые
исследования
для
определения
максимально
точного
количества
производимой
продукции
3.
Экономические Эффективное
прогнозирование
колебания и изменения маркетинговое составляющее
вкуса клиентов
и
планирование,
4. Действия конкурентов
Использование
математических
моделей
для
прогнозирования и предвидения действий конкурентов,
учет
этих
результатов
в
маркетинговой
и
производственной деятельности
5.
Недовольство
работников.
Плохой
социально
–
психологический климат в
коллективе
Наличие социального пакета, грамотно разработанная
система
мотивации,
создание
благоприятной
психологической обстановки, учет требований и просьб
работников
6. Финансовые рынки,
связанные
с
а)
с
пассивностью капиталов
б)
с
одновременным
размещением
больших
средств в одном проекте
Грамотное управление финансами, в том числе
своевременное размещение пассивных средств в
прибыльные проекты, либо предоставление кредитов
другим контрагентам другим предприятиям, передача
части риска другим фирмам путем их подключения к
участию в финансировании дорогостоящих и рискованных
проектов , использование венчурного капитала
7.
Непредвиденные Учитывая как форс-мажор, самострахование
экономические
потрясения, экологические
катастрофы,
стихийные
бедствия
8. Ошибки руководства и Тщательная система контроля и проверки, дублирование
риски
неправильного функций в угловых звеньях бизнеса, моделирование
выбранного проекта
финансовых последствий ошибок при выполнении
дорогостоящих
проектов,
использование
математического/компьютерного
моделирования
для
вариантного проектирования
9.
Риск
уничтожения Самострахование
большого
количества
однотипного имущества, а
также
имущества
стоимость которого не
велика по сравнению с
финансовыми
параметрами всей фирмы
10. Изменение цен, спроса Тщательное
и уровня прибыли
хеджирование
прогнозирование
и
планирование,
2. Диверсификация – распределение капиталовложениями между различными видами
деятельности, результаты которых непосредственно не связаны.
3. Хеджирование – страхование цены товара от риска либо нежелательного для
производителя падения, либо невыгодного для потребителя.
По целям и технике проведения операции хеджирования делятся на:
•
Хеджирование продажей (1)
•
Хеджирование покупкой (2)
Хеджирование продажей – заключение производителем или товаровладельцем
фьючерсного контракта с целью страхования от снижения цены при продаже в будущем
товара, либо уже имеющегося в наличии, либо еще не произведенного, но предусмотренного
к обязательной поставке в определенный срок.
Хеджирование покупкой – заключение потребителем или продавцом фьючерсного
контракта с целью страхования от увеличения цены при покупке в будущем необходимого
товара
Лимитирование – установление ограничений сумм расходов
Резервирование – создание неких ресурсов для непредвиденных расходов
Франчайзинг – форма отношений хозяйственной интеграции крупного и малого бизнеса,
заключающаяся в предоставлении крупной компанией (франчайзером) права выступать под
своей торговой маркой малой компании, являющейся самостоятельным юридическим лицом.
Преимущества для крупной компании: расширение сферы деятельности, компания –
франчайзер сохраняет компактность, получение франчайзером дополнительного дохода
Преимущества малых компаний: продажа осуществляется под известной маркой,
франчайзер может выдать кредит франчайзи, или выступать поручителем при получении
займа, предоставление обучающих документов
Выводы: Для снижения негативного влияния того или иного риска на деятельность
предприятия необходимо определить вид риска и правильно выбрать соответствующий
метод по его снижению.
Вопросы для самоконтроля:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Дайте определение предпринимательскому риску
Что такое чистые риски?
Что такое спекулятивные риски?
Какие виды рисков целесообразно страховать?
Объясните суть хеджирования
Приведите примеры компаний, работающих по схеме франчайзинга
Рекомендуемая литература:
1. Организация предпринимательской деятельности : учебник / А.Н. Асаул,
М.П. Войнаренко, И.В. Крюкова, П.Б. Люлин ; под ред. А.Н. Асаула. - 5-е изд., перераб. и
доп. - Москва : Проспект, 2016. - 400 с. : табл., схем. . - ISBN 978-5-392-19550-3 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=443691 (26.09.2018).
2. Организация предпринимательской деятельности : учебное пособие / А.И. Нестеренко,
Т.М. Кривошеева, М.В. Гаврилюк и др. ; ред. О.В. Шеменевой, Т.В. Харитоновой. - Москва :
Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 294 с. : табл., схем. - Библиогр. в
кн. - ISBN 978-5-394-01147-4 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=452586 (26.09.2018).
3. Земцова, Л.В. Страхование предпринимательских рисков: конспект лекций : учебное
пособие / Л.В. Земцова ; Министерство образования и науки Российской Федерации,
Томский Государственный Университет Систем Управления и Радиоэлектроники (ТУСУР). Томск : ТУСУР, 2016. - 115 с. : ил. - Библиогр. в кн. ; То же [Электронный ресурс]. - URL:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=480998 (26.09.2018).
4. Тактаров, Г.А. Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски :
учебное пособие / Г.А. Тактаров, Е.М. Григорьева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва :
Финансы и статистика, 2014. - 257 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-279-03347-8 ; То же
[Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=124228
(26.09.2018).