Римское письмо
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ 2. РИМСКОЕ ПИСЬМО
ДИСЦИПЛИНА
«ШРИФТ»
Самый
древний
почерк
латинского
письма
носит
название "капитальное письмо" (I-V вв.) или "капитальный шрифт".
Надписи этим шрифтом выполнялись на папирусных свитках и
пергаментных кодексах (деревянных книгах). На папирусе писали
тростниковым пиром, а на пергаменте - гусиным, на каменных плитах буквы
высекались. Капитальное письмо было двух видов: квадратное (красивое,
монументальное) ирустичное ("деревенское"). Квадратное письмо носило
геометрический характер: все буквы вписывались в квадрат; рустичное
письмо отличалось некоторой простотой и свободой исполнения, буквы
имели декоративную ромбовидную форму.
Для более быстрого написания текста появился шрифт "курсив" (в
переводе с латинского «наклонный»). Его буквы значительно упростились,
но несколько потерялась четкость и красота, а, следовательно,
удобочитаемость.
Для переписки литературных текстов к IV в. сформировался так
называемый унциал, имеющий буквы искривленной формы. Унциал
просуществовал до IX в. Он представлял собой спокойное величественное
письмо с характерными округлыми формами. Его буквы как бы сплетались
плавными линиями пера. Закругленность букв способствовала быстроте
написания.
В VII-IX вв. появляется шрифт полуунциал. Буквы полуунциала имели
удлинения сверху и снизу. Это шрифт был переходным к курсивному
минускульному письму. Минускул в переводе в латинского — маленький.
Минускул широко применяется в Западной Европе. Писали тогда на
восковых табличках. Затем в IX в. получили дальнейшее развитие варианты
каллиграфических шрифтов.
Римское письмо было неудобочитаемым, потому что оно выполнялось
без интервалов между словами. Буквы текста скорее вычерчивались, чем
писались. В эпоху средневековья письмо было привилегией писцов, которые
придавали немалое значение красоте букв в тексте.
К VII в. первоначальный минускул изживает себя, претерпевает
изменения и получает свое завершение в каролингском письме, названном в
честь правления во Франции династии Каролингов. К концу XI в.
Каролингский минускул господствовал во многих странах Западной Европы.
В конце XI - в начале XII в. стал складываться новый по форме букв
шрифт с острыми штрихами под названием готический. Он существовал в
эпоху господства готики в архитектуре и искусстве. Готический шрифт
получил широкое распространение по всей Европе — в Германии, Франции,
Англии и др. Этот шрифт явился новой ступенью в развитии латинской
письменности.
2
Латинский и кириллический алфавиты построены на единой
графической основе и возникли они с древнегреческих надписей —
капиталов.
Образец римского капитального письма. Надпись на колонне Траяна в
Риме
Маюскул высекался на каменных плитах, колоннах, триумфальных
арках. Одним из видов рукописного маюскула было письмо квадрата.
Литеры такого письма характеризуются плавными утолщениями и
засечками. Более узкие и декоративные литеры — рустика. Ещё один
вариант рукописного римского письма — курсив.
3
В VI веке появляется новый стиль письма — унциал. Литеры этого
шрифта характеризовались выступом концов за пределы верхних и нижних
линий ряда. Развитие данного шрифта является полуунциал. Этот период
стал переходным от маюскульного письма к минускульному.
В IX веке распространяется каролингский минускул — шрифт, литеры
которого используются и в наше время.
В XI—XII веках развивается готическое письмо. Готический шрифт
имеет множество разновидностей по характеру начертания: текстура,
бастарда, ротунда, декоративный, ломбардские версалы, а позже фрактура.
4
Круглоготический, швабский шрифт стал переходной формой к письму
эпохи Возрождения. В это время возрастает внимание ко всему античному,
копии античных текстов переписывают шрифтом, получившем название
«антиква». В это же время появляются первые трактаты про строение
литер на основе квадрата, его диагоналей и вписанного в квадрат круга.
Автор трактата Лука Пачоли.
В трактате Жоффруа Тори «Цветущий луг», литеры построены в
квадрате, со сторонами, поделенными на 10 частей.
Альбрехт Дюрер разработал свой шрифт, литеры которого также
вписывались в квадрат.
5
Литера «А». Лука Пачоли,
1509 г.
Литера «А». «Цветущий луг», Жоффруа Тори,
1526 г.
Литера «А». Альбрехт Дюрер,
1528 г.
В XV веке типографы изготовили новые печатные шрифты. Среди
пионеров были Николя Жансон, Альд Мануций и Клод Гарамон. Шрифт
Гарамона стал основой для множества современных шрифтов. В нём
гармонично объединились невысокая контрастность, плавный переход от
основного штриха к причёске, округлость и уклон осей в литерах О, С, Ю.
Шрифт
Жансона
Николя
Шрифт
Мануция
Альда
6
Шрифт
Гарамона
Клода
Дальнейшее развитие искусство шрифта получило во второй
половине XVIII — начале XIX веков в шрифтах Дидо.
Титул первого тома собраний фрагментов греческих историков
Мюллера. Париж, изд. Дидо, 1841 год.
7