Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Первобытная культура

  • 👀 536 просмотров
  • 📌 481 загрузка
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Первобытная культура» doc
ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА Культура первобытного общества охватывает самый протяженный по времени и, возможно, наименее изученный период мировой культуры. Первобытная, или архаическая, культура насчитывает более 30 тыс. лет. Предпосылки возникновения Под первобытной культурой принято понимать архаичную культуру, которая характеризует верования, традиции и искусство народов, живших более 30 тыс. лет тому назад и давно умерших, либо тех народов (например, затерянные в джунглях племена), которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде первобытный образ жизни. Первобытная культура охватывает преимущественно искусство каменного века, это до- и бесписьменная культура. Первобытное искусство – искусство эпохи первобытного общества. Оно возникло в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н. э., отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных, женские статуэтки). У земледельцев и скотоводов неолита и эне­олита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвле­ченные понятия, развилось искусство орнамента. В эпохи неолита, энеолита, бронзового века у племен Египта, Индии, Передней, Средней и Малой Азии, Китая, Южной и Юго-Восточной, Европы сложилось искусство, связанное с земледельческой мифологией (орнаментированная керамика, скульптура). У северных лесных охотников и рыболовов бытовали наскальные изображения, реалистические фигурки животных. Скотовод­ческие степные племена Восточной Европы и Азии на рубеже бронзового и железного веков создали звериный стиль. Первобытное искусство – только часть первобытной культуры, куда помимо искусства входят религиозные верования и культы, особые традиции и обряды. Поскольку о них уже шла речь, рассмотрим первобытное искусство. Подлинное возникновение искусства антропологи связывают с появлением человека разумного, которого иначе именуют кроманьонским человеком. Кроманьонцы (так назвали этих людей по месту первой находки их останков – гроту Кро-Маньон на юге Франции), появившиеся от 40 до 35 тыс. лет тому назад, были людьми высокого роста (1,70–1,80 м), стройных, креп­кого телосложения. У них был вытянутый узкий череп и отчетливый, чуть заостренный подбородок, который придавал нижней части лица треугольную форму. Почти во всем они походили на современного челове­ка и прославились как отличные охотники. У них была хорошо развита речь, так что они могли согласовывать свои действия. Они мастерски изготовляли всевозможные орудия на разные случаи жизни: острые наконеч­ники для копий, каменные ножи, костяные гарпуны с зубцами, превосходные рубила, топоры и т. д. Наскальная живопись и миниатюрная скульптура Из поколения в поколение передавалась техника изготовления орудий и некоторые ее секреты (напри­мер, то, что камень, раскаленный на огне, после остыва­ния легче поддается обработке). Раскопки на местах стоянок людей верхнего палеолита свидетельствуют о развитии у них первобытных охотничьих верований и колдовства. Из глины они лепили фигурки диких зве­рей и пронзали их дротиками, воображая, что убивают настоящих хищников. Сотни вырезанных или нарисованных изображений животных они оставили также на стенах и сводах пещер. Археологи доказали, что па­мятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда – почти на миллион лет. Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой временной последовательности: • каменная скульптура; • наскальная живопись; • глиняная посуда. В глубокой древности для искусства человек ис­пользовал подручные материалы – камень, дерево, кость. Много позже, а именно в эпоху земледелия, он открыл для себя первый искусственный материал – огнеупорную глину –- и стал активно применять ее для изготовления посуды и скульптуры. Бродячие охотни­ки и собиратели пользовались плетеными корзинами – они удобнее в переноске. Глиняная посуда – признак постоянных земледельческих поселений. Первые произведения первобытного изобразитель­ного искусства относятся к Ориньякской культуре (поздний палеолит), названной по пещере Ориньяк (Франция). С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости. Если (расцвет пе­щерной росписи наступил примерно 10–15 тыс. лет тому назад, то искусство миниатюрной скульптуры достигло высокого уровня значительно раньше – око­ло 25 тыс. лет. К этой эпохе относятся так называемые «венеры» – фигурки женщин высотой 10–15 см, обыч­но подчеркнуто массивных форм. Подобные «венеры» найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других районах мира. Возможно, они символизировали плодородие либо были связаны с культом женщины-матери: кроманьон­цы жили по законам матриархата, и именно по женской линии определялась принадлежность к роду, который почитал свою прародительницу. Женские скульптурки ученые считают первыми антропоморфными, т. е. человекоподобными изображениями. И в живописи, и в скульптуре первобытный чело­век часто изображал животных. Склонность первобыт­ного человека изображать животных именуют зооло­гическим или звериным стилем в искусстве, а за свою миниатюрность небольшие фигурки и изображения зверей получили название пластики малых форм. Звериный стиль – условное название распростра­ненных в искусстве древности стилизованных изобра­жений животных (либо их частей). Звериный стиль возник в бронзовом веке, получил развитие в желез­ном веке и в искусстве раннеклассических государств; традиции его сохранились в средневековом искусстве, в народном творчестве. Первоначально связанные с тотемизмом изображения священного зверя со вре­менем превращались в условный мотив орнамента. Первобытная живопись представляла собой двух­мерное изображение объекта, а скульптура – трехмер­ное или объемное. Таким образом, первобытные творцы освоили все измерения, существующие в современном искусстве, но не владели его главным достижением – техникой передачи объема на плоскости (кстати сказать, ею не владели древние египтяне и греки, средневеко­вые европейцы, китайцы, арабы и многие другие наро­ды, поскольку открытие обратной перспективы про­изошло только в эпоху Возрождения). В некоторых пещерах обнаружены высеченные в скале барельефы, а также отдельно стоящие изваяния животных. Известны небольшие статуэтки, которые вырезались из мягкого камня, кости, бивней мамонта. Главным персонажем палеолитического искусства является бизон. Кроме них, найдено множество изоб­ражений диких туров, мамонтов и носорогов. Наскальные рисунки и живопись разнообразны по манере исполнения. Взаимные пропорции изображае­мых животных (горный козел, лев, мамонты и бизоны) обычно не соблюдались – огромный тур мог быть изо­бражен рядом с крошечной лошадью. Несоблюдение пропорций не позволяло первобытному художнику подчинить композицию законам перспективы (послед­няя, кстати сказать, была открыта, очень поздно – в XVI в.). Движение в пещерной живописи передается через положение ног (скрещивающиеся ноги, оказы­вается, изображали животное на бегу), наклон тела или поворот головы. Неподвижных фигур почти нет. Археологи так и не обнаружили в древнекамен­ном веке пейзажных рисунков. Почему? Может быть, это еще раз доказывает первичность религиозной и вторичность эстетической функции культуры. Живот­ных боялись и им поклонялись, деревьями и рас­тениями только любовались. И зоологические, и антропоморфные изображения предполагали их обрядовое применение. Иными сло­вами, они выполняли культовую функцию. Таким об­разом, религия (почитание тех, кого изображали пер­вобытные люди) и искусство (эстетическая форма того, что изображалось) возникли практически одно­временно. Хотя по некоторым соображениям можно полагать, что первая форма отражения реальности зародилась раньше второй. Культ матери – продолжательницы рода – один из древнейших культов. Культ животного – анимического родоначальника рода – не менее древний культ. Первый символизировал материальное начало рода, второй – духовное (многие племена и сегодня ведут свой род от того или иного животного – орла, медведя, змеи). Поскольку изображения животных имели магиче­ское назначение, то процесс их создания представлял собой своего рода обряд, поэтому такие рисунки боль­шей частью укрыты глубоко в недрах пещеры, в под­земных ходах в несколько сотен метров длиной, при­чем высота свода нередко не превышает полуметра. В таких местах кроманьонский художник должен был трудиться лежа на спине при свете плошек с горящим животным жиром. Однако чаще наскальные рисунки расположены в доступных местах, на высоте 1,5–2 мет­ра. Они встречаются как на потолках пещер, так и на вертикальных стенах. Первые находки сделаны в XIX веке в пещерах Пиренейских гор. В этом районе расположено более 7 тыс. карстовых пещер. В сотнях из них обнаружены наскальные изображения, созданные краской или выцарапанные камнем. Некоторые пещеры представ­ляют собой уникальные подземные галереи (пещеру Альтамира в Испании называют «Сикстинской капел­лой» первобытного искусства), художественные дос­тоинства которых привлекают сегодня множество ученых и туристов. Наскальные рисунки древнека­менного века называют настенной живописью или пе­щерной росписью. Картинная галерея Альтамиры тянется более чем на 280 метров в длину и состоит из множества простор­ных залов. Обнаруженные там каменные инструмен­ты и оленьи рога, как и фигурные изображения на обломках костей, были созданы в период с 13000 по 10000 гг. до н. э. По мнению археологов, свод пещеры обвалился в начале нового каменного века. В самой уникальной части пещеры – «Зале животных» – най­дены изображения бизонов, быков, оленей, диких ло­шадей и кабанов. Некоторые достигают высоты в 2,2 метра, чтобы рассмотреть их подробнее, приходит­ся ложиться на пол. Большинство фигур нарисованы коричневым. Художники искусно использовали есте­ственные рельефные выступы на скальной поверхно­сти, что усиливало пластический эффект изображений. Наряду с нарисованными и выгравированными в ска­ле фигурами зверей есть здесь и такие рисунки, кото­рые формами отдаленно напоминают человеческое тело. В 1895 году были найдены рисунки первобытного человека в пещере Ля-Мут во Франции. В 1901 году здесь же, в пещере Ле-Комбатель в долине Везера, обнаружено около 300 изображений мамонта, бизона, оленя, лошади, медведя. Недалеко от Ле-Комбателя в пещере Фон де Гом археологи открыли целую «картинную галерею» – 40 диких лошадей, 23 мамонта, 17 оленей. При создании наскальной живописи первобытный человек использовал естественные красители и окиси металлов, которые он либо применял в чистом виде, либо смешивал с водой или животным жиром. Эти краски он наносил на камень рукой или кисточками из трубчатых костей с пучками волосков диких зверей на конце, а порой выдувал через трубчатую кость цветной порошок на влажную стену пещеры. Краской не только обводи­ли контур, но закрашивали все изображение. Для вы­полнения наскальных изображений методом глубокого прореза художнику приходилось пользоваться грубы­ми режущими инструментами. Массивные каменные резцы были найдены на стоянке Ле Рок де Сер. Для рисунков среднего и позднего палеолита характерна уже более тонкая проработка контура, который передан несколькими неглубокими линиями. В такой же технике выполнены рисунки с росписью, гравюры на кости, бивнях, рогах или каменных плитках. В долине Камоника в Альпах, занимающей 81 ки­лометр, сохранилось собрание наскального искусства доисторических времен, наиболее представительное и наиболее важное из всех, что до сих пор были обнару­жены в Европе. Первые «гравюры» появились здесь, по оценкам специалистов, 8000 лет назад. Художники высекали их с помощью острых и твердых камней. До настоящего времени зарегистрировано около 170 000 наскальных рисунков, но многие из них пока только ожидают научной экспертизы. Таким образом, первобытное искусство представ­лено в следующих основных видах: графика (рисунки и силуэты); живопись (изображения в цвете, выпол­ненные минеральными красками); скульптуры (фигу­ры, высеченные из камня или вылепленные из глины); декоративное искусство (резьба по камню и кости); рельефы и барельефы. Геометрический орнамент Особая область первобытного искусства–орнамент. Геометрический орнамент широко применялся уже в палеолите. В частности, на Мезинской палеоли­тической стоянке (Украина) были найдены украшен­ные таким способом костяные изделия. Этот орнамент состоит в основном из множества зигзагообразных линий. В последние годы такой странный зигзагооб­разный рисунок найден и на других палеолитических стоянках Восточной и Средней Европы. Однако подлинного расцвета геометрический ор­намент достигает в эпоху земледельческих обществ, где он превращается в настоящее искусство геомет­рических абстракций, за которым скрывалось опре­деленное мировоззрение и сложная символика. Художники высокоразвитых земледельческих культур не копируют природу. Она отражена в геомет­рических абстракциях: круге, овале, линии. Фигурки женского божества подразумевают уже не реальную 61С женщину, а обобщенное понятие плодородия. Спираль или ломаная линия обозначали воду. Треугольник – плодородие, мир представлялся ромбом, ориентиро­ванным по сторонам света. Таким образом, орнаменты на посуде были не просто украшением, а закодированной картиной мира. Уже искусство эпохи неолита показывает, что религи­озное мировоззрение и эстетическое восприятие мира отнюдь не сводились к технической и функциональ­ной целесообразности. Таким образом, на смену наскальной живописи первобытного человека приходит искусство абстракт­ного орнамента, нанесенного на глиняную посуду. Украшения утвари, прежде всего керамической посуды, было естественным способом введения в круг искусства того, что раньше никогда к нему не принад­лежало, а именно бытовых вещей, которые никакой религиозной функции не выполняли. Абстрактные символы отражали более сложное мировосприятие людей, их социальное взросление. Неолитическая революция Еще большее развитие культура получает после так называемой неолитической революции. Обработка почвы в неолите и искусственное вы­ращивание растений создали условия для развития общества, что привело к появлению первых цивили­заций (к III тыс. до н. э.). Получение излишков продовольствия, появление новых видов орудий труда и строительство оседлых поселений делали человека относительно незави­симым от окружающей природы. Окультуривание диких растений и доместикация (приручение) животных – два важнейших хозяйст­венных завоевания неолитической революции, а воз­никновение городской цивилизации и письменно­сти – два важнейших культурных достижения. В период неолитической революции, продолжав­шейся около семи тысячелетий, были заложены мате­риальные и духовные основы культур Месопотамии, Египта, Китая, Японии и древней Америки. Коренное изменение материальной, художественной и религиозной сторон жизни людей произошло после появле­ния письменности в Месопотамии и Египте к III тыся­челетию до н. э. Неолитическая революция завершается победой железных орудий над каменными, земледелия – над собирательством, оседлого образа жизни – над коче­вым, патриархата – над матриархатом, а также раз­делением культуры на духовную и материальную, возникновением государства, городской цивилизации и архитектуры, письменности, разложением общинно­го строя и формированием социально-классового рас­слоения общества. Зарождение архитектуры Важнейшим моментом формирующейся земле­дельческой цивилизации стало зарождение совершенно нового вида искусства, невозможного и неизвестного охотникам и собирателям. Речь идет об архитектуре. Организовывать, перестраивать и осваивать окру­жающую среду по собственным меркам земледельцы начали сразу в двух направлениях – с создания архи­тектуры малых и больших форм. Малые формы шли на частные цели, прежде всего жилые и хозяйствен­ные постройки, а большие – на сооружение общест­венных учреждений, главным образом религиозных храмов и царских дворцов. Сюда же надо включить такие крупные инженерные проекты, как, например, большие ирригационные системы Древнего Египта. Самой ранней формой человеческого жилья служили стоянки – временные неукрепленные лагеря перво­бытных охотников и собирателей. На смену стоянкам охотников каменного века пришли поселения (селища) земледельцев, которые могли принимать форму кре­пости (сооружения из огромных грубо отесанных кам­ней) или городища (группа жилых домов и хозяйст­венных построек, обнесенных земляным валом или деревянным забором). Позже крепость и городище, как два разных типа поселения, соединяются и превраща­ются в укрепленные города-крепости (особенно много их было в средневековье). Несколько позже – в пери­од древневосточных цивилизаций – архитектурная организация пространства населенных пунктов, созда­ние городов и поселков, регулирование систем рассе­ления выделились в особую область – градострои­тельство. Погребения Погребения следует считать искусством, возник­шим на пересечении скульптуры, архитектуры и ре­лигии. Археологи утверждают, что первыми начали хоро­нить своих предков еще неандертальцы 80–100 тыс. лет назад. Произошло подобное в эпоху мустьерской куль­туры. Так в археологии именуется позднейшая куль­тура раннего палеолита в Европе, Южной Азии, Африке (получила название по пещере Ле-Мустье во Франции). Обряды погребения отражали двойственное стрем­ление – удалить, обезвредить умершего и проявить заботу о нем: связывание трупа, заваливание камнями, кремация и т. п. сочетались со снабжением умершего инвентарем, а также жертвоприношениями, муми­фикацией и др. Из этого можно сделать вывод, что неандерталь­цы предполагают наличие абстрактного мышления, неандерталец должен был обладать также способнос­тью выражать свои мысли при помощи примитивного языка. На более высокий уровень культура погребений поднялась у кроманьонцев. Умершим они давали в по­следний путь не только одежду, оружие и пищу, но и искусно изготовленные украшения (вероятно, служив­шие талисманами). В могилах кроманьонцев встреча­ются ожерелья из раковин и бусы из зубов животных, сетки для волос и браслеты. Мертвых засыпали крова­во-красной охрой, причем телам придавали согнутое положение, так что колени почти касались подбородка. Обряды погребения зависели от общественного поло­жения умершего (курганы вождей, пирамиды фарао­нов), религиозных представлений и др. Погребение иногда сопровождалось или завершалось поминками, тризной. В современную эпоху практикуются крема­ция и захоронение в землю (ингумация). В архитектурном плане погребения делятся на два основных вида: с надмогильными сооружениями (кур­ганы, мегалиты, гробницы) и грунтовые, т. е. без каких-либо надмогильных сооружений. Курганы (тюрк.) представляют собой надмогиль­ные насыпи из земли или камня, обычно полусфе­рической или конической формы. Древнейшие курганы датируются IV–III тыс. до н. э., поздней­шие – XIV–XV веками н. э. Распространенные практически во всех странах мира, они бывают одиночные или располагаются группами, иногда до нескольких тысяч курганов. Мегалиты (от мега... - огромный и ...лит - камень) – культовые соору­жения III–II тыс. до н. э. из огромных необрабо­танных или полуобработанных каменных глыб. Наибольшую известность получили мегалиты Западной Европы (Стоунхендж, Карнак), Северной Африки и Кавказа. К мегалитам относятся дольмены, менгиры, кромлехи. В археологии получили известность курганы Ямной культуры, обнаруженные в степях Восточной Европы, в частности в Приднепровье, и относя­щиеся к эпохе энеолита (2-я половина III – нача­ло II тысячелетия до н. э.). Она названа так по устройству могильных ям под курганами. Разме­ры ямных курганов очень внушительны. Диаметр их кромлехов достигает 20 м, а высота иных силь­но оплывших насыпей даже сейчас превышает 7 м. Вдобавок ко всему над курганами возвышаются еще каменные бабы – каменные изваяния чело­века (воинов, женщин), простоявшие четыре с лишним тысячи лет. Ученые так и не решили, кого изображают камен­ные бабы - бога или человека. Но несомненно, что в III тысячелетии до н. э. в монументальном искусстве появляется образ человека. На протяжении эпохи бронзы он занимает в искусстве все большее место. Если в каменном веке зверей изображали чаще, чем людей, то в бронзовом соотношение обратное. Так, в III–II тысячелетиях до н. э. в искусстве наступил решаю­щий перелом. Отошло в прошлое творчество великих анималистов каменного века. В центр внимания ми­рового искусства все настойчивее выходит человек. Матриархат и патриархат Стоянки охотников и собирателей каменного века постепенно превращались в деревни земледельцев – новый тип поселений, которые вырастали в разных частях земного шара. Впервые они появились на Ближ­нем Востоке в начале VII тысячелетия до н. э. В разви­тых культурах неолита возникают крупные города, насчитывавшие сотни и даже тысячи жителей. В Месопотамии царства формировались вокруг шумерских городов, центрами которых были храмы. Жрецы здесь контролировали не только культовую деятельность, но и хозяйственную жизнь, организа­цию орошения и главные зернохранилища. Принад­лежность практически всей земли в городе местному божеству и всеобъемлющее подчинение управления, хозяйства и культуры храму позволяли жрецам пред­ставлять царя как наместника Бога на земле. Глубокие изменения в эпоху неолита затронули не только формы хозяйствования, но и религию, что, несомненно, отразилось в искусстве. В языческой религии сформировались два принципиально отлич­ных типа верований. Пастухи-кочевники поклонялись мужскому нача­лу – богу, воплощавшему силы самца животного, чаще всего в образе быка. Они переходили с одного пастби­ща на другое, а их единственным постоянным местом были захоронения, которые они обозначали условны­ми знаками. Огромные валуны (менгиры) указывали места культового почитания предков. Земледельцы, наоборот, имели постоянное жилье, а земля и скот составляли их имущество. Дом, очаг, семена и благодатная почва отождествлялись с пло­дородием в образе женщины. Основными символами женщины как носительницы жизни были геометрия пространства, разделенного на четыре стороны света, циклы Луны и вода. Вместо верований в бога-мужчи­ну появились представления о Великой Матери. В Месопотамии это была Иннин-Иштар, а в Египте – Исида. Фигурки Великой Матери стояли во всех жи­лищах земледельцев. Однако по мере своего дальней­шего развития все древневосточные цивилизации ото­шли от женского начала в культуре. Его вытеснило мужское начало. Понятие патриархата антропологи прочно связывают с древневосточными цивилизация­ми зрелого периода. Эпоха патриархата – время разложения пер­вобытного общества и формирования ранних госу­дарств. Иными словами, феномен государства и фено­мен патриархата настолько тесно связаны между собой, что оторвать их друг от друга просто невоз­можно. И оба они стали предтечами зарождения культуры и цивилизации в современном понимании. ИСКУССТВО ДРЕВНЕВОСТОЧНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ Заключительным актом величайшего действа в исто­рии человечества – неолитической революции, длившейся семь тысячелетий, явились два крупнейших нововведения: социально-политическое (государство) и социокультурное (цивилизация). С тех пор историческое развитие человече­ства пошло с опережающим ускорением. Можно считать, что природное начало было окончательно вытеснено соци­альным. § 1. Признаки высокой культуры и цивилизации Признаками наступления цивилизации служат горо­да, письменность, социальные нормы и этикет поведе­ния, институционализация религии (сословие жрецов), возникновение школы как социального института, нако­нец, распространение грамотности в различных слоях населения и санитарии в повседневном быту горожан. Таким образом, следующий за палеолитическим искусством этап развития мировой культуры связан с переходом от «варварства» к цивилизации. Под циви­лизацией в данном случае мы будем понимать не толь­ко включенность каждого индивида в активную граж­данскую жизнь своего общества или сообщества (от лат. цивис– гражданский), но также более комфортную социальную и бытовую жизнь горожан, активно при­общающихся к культурным благам. В результате мы можем заключить, что цивилизация обозначает оп­ределенную ступень развития человеческого общест­ва, более высокую, чем первобытно общинная. Можно говорить о том, что цивилизациями стано­вятся только высокоразвитые культуры. С возник­новением первых развитых культур начинается исто­рия человечества. В отличие от ранее существовавших земледельческих культур, первые центры цивилизаций появляются на берегах рек: на Ниле – Египетское царство; на Тигре и Евфрате – месопотамские царс­тва; на Инде – индийские царства; на Хуанхэ – китай­ские царства. Цивилизация характеризуется следующими признаками: • появление городов как центров, торговли и власти; • возникновение государства с иерархическим делением общества на социальные слои (царь, жрецы, воины, чиновники, земледельцы, рабы); • разделение труда на основе специализации; • возникновение и использование письменности как средства коммуникации; формирование духовной общности людей на ос­нове единства языка, культуры и религии. 2. Культура Древнего Египта Первые цивилизации возникли в долинах рек су­хой тропической зоны Азии и Африки. Одной из ста­рейших признана древнеегипетская цивилизация. Поселения земледельцев появились в дельте Нила око­ло 4200 г. до н. з. Жители здесь разводили свиней, круп­ный рогатый скот, овец и коз, выращивали пшеницу и ячмень. Около 3100 г. до н. э. возникли два крупных царства: Нижний Египет (область дельты Нила) и Верх­ний Египет (долина Нила от дельты до Элефантина). В отличие от Месопотамии, где приходилось счи­таться с коварной и непредсказуемой стихией, егип­тяне вполне могли довериться регулярным ежегодным разливам Нила. Природный ритм оказал глубокое влияние на развитие египетской цивилизации. С июня начинал повышаться уровень воды в верхнем течении. Когда вода отступала, люди возвращались на поля, пе­ремеряли наделы, сеяли зерно, а сбор начинался в мае. Нильская вода задерживалась в огромных водохрани­лищах, откуда ее подавали на поля с помощью сети каналов. Для предсказания наводнений был создан доволь­но надежный календарь. Календарь египтян состоял из 365 дней и был связан с годом Сириуса. Создание календаря свидетельствовало о высоком уровне раз­вития астрономии в Египте. Зависимость от Нила требовала четкой организа­ции жизни общества. Водохранилища и каналы строи­ли планомерно и содержали в хорошем состоянии. Распределение земли и право собственности на воду предполагали стройную систему управления. Много­численные чиновники фараона обеспечивали выпол­нение необходимых работ, гарантировавших получе­ние высоких урожаев. Кроме того, Нил являлся идеальным путем сооб­щения и способствовал объединению и централизации государства. Река облегчала также перевозку различ­ных товаров и каменных блоков, необходимых для строительства. Сакрализация царской власти Первой и чуть ли не самой главной чертой древне­египетской цивилизации является сакрализация госу­дарственной власти, достигшая, в отличие от всех других существовавших до и после нее цивилизаций, максимально возможной формы. Сакрализация (от лат.сакрум– священный) обо­значает процесс наделения светского учреждения или института, в данном случае – царской власти, священными свойствами, т. е. тем, что относится к религиозному культу и ритуалу. Египет стал первым в истории государством, пре­тендовавшим на мировое господство. Во главе стоял фараон. Он имел абсолютную власть: весь Египет с его колоссальными природными, земельными, матери­альными, трудовыми ресурсами считался собственнос­тью фараона. Не случайно понятие «дом фараона» – ном – совпадало с понятием государства. Сильная централизованная власть покоилась на доктрине божественного происхождения фараона. Фараон считался человеком-богом, а не верховным. Письменность и писцы Пользуясь месопотамской моделью, египтяне созда­ли своеобразную систему письма, включавшую и идео­графические, и фонетические символы; чем сложнее ею было овладеть, тем выше становился социальный статус писцов. Последние составляли в египетском обществе класс верховных контролеров, которым надлежало реги­стрировать любого рода информацию – от предсказа­ний на урожай, от которых зависел расчет налогов, до штрафов, налагавшихся на всякого, кто преступал закон. Бог Тот являлся богом мудрости, счета и письма (обычно его изображали в виде человека с головой ибиса). Он был одним из главных божеств Древнего Египта. Тоту приписывалось создание всей духовной жизни Египта. Он изобрел письменность и научил людей счету и письму. Писцы считали Тота своим покровителем, а иероглифы или пиктографическое письмо – и средством зарабатывания на жизнь, и объектом религиозного почитания. Пиктографическое письмо в виде иероглифов (от греч. иерос– «священный» и глифо– «режу, высе­каю») было культовым и использовалось в качестве атрибута власти. Иероглифы (рисуночные знаки) – древнее письмо Египта – использовались уже с 3000 го­да дон. э. Религиозные тексты, протоколы и т. д. записы­вали иератическим письмом, т. е. курсивной формой иероглифики. Демотика – упрощенное иератическое письмо, т. е. скорописная форма египетского письма, возникла в VIII–VII веках до н. э., а с VII века до н. э. стала народным и официальным письмом Египта. Вначале каждый иероглиф соответствовал слову или даже целому понятию. Текст представлял собой комбинацию из идеограмм (знаков, обозначавших понятия) и фонограмм (знаков, обозначавших звуки). Иероглифы писали чернилами с помощью тростнико­вой палочки на свитках, изготовляемых из папируса, росшего в болотистых низменностях Нижнего Египта. Знаки располагали горизонтально справа налево. При этом писец либо стоял перед горизонтально разверну­тым свитком, либо сидел, скрестив ноги, а свиток рас­кладывал перед собой. Пирамиды - шедевры египетской культовой архитектуры В эпоху Древнего и Среднего царств египтяне погребали своих властителей в пирамидах (первым был погребен Джосер ок. 2600 г. до н. э.). В эпоху Нового царства (1551–1070 гг. до н. э.) пирамиды – монумен­тальные постройки из каменных блоков, а позднее из глиняных кирпичей – уже не строили. Самая боль­шая – пирамида Хуфу (Хеопса) в Гизе высотой 137 м, длина каждой стороны у основания 230,38 м. При строительстве пирамид использовали примитив­ные орудия труда: диоритовые молоты, медные пилы и топоры, орудия из шлифованного камня. Каменные глы­бы в период разлива Нила переправляли из каменоломни на место строительства по воде, а затем их тащили на де­ревянных волокушах. По насыпным платформам и дере­вянным лесам блоки весом около 50 ц доставляли на нуж­ное место. Они были так искусно обработаны, что зазоры между ними не превышали 0,5 мм. Вблизи пирамид строи­ли храм мертвых для погребальных обрядов. Другие хра­мы посвящали божествам, особенно чтимым фараоном. Саркофаг (греч. слово, букв, «пожиратель трупов») с ос­танками усопшего фараона доставляли из города к пира­миде по Нилу, а затем по специальному каналу – в гроб­ницу. Пирамида была моделью космоса и имела строгие геометрические формы. При ее строительстве приме­няли принцип золотого сечения, «магический квадрат» и «священный треугольник». Важную роль при обме­рах играли магические числа, особенно тройка и четверка, символизировавшие совершенство. Егип­тяне верили в загробную жизнь, верили, что фараон после смерти плавает по небосводу на солнечной ладье днем и на лунной ладье ночью. Поэтому в гробнице находилось все необходимое для жизни в потусторон­нем мире: еда, напитки, инструменты, украшения и слуги (позже слуг заменили их изображения). Умер­ших фараонов мумифицировали: мозг и внутренности извлекали, тело помещали в соленую воду, а затем пропитывали ароматическими смолами и оборачивали погребальными пеленами. Сухой воздух способствовал консервации тела. В момент смерти фараон и женское божество рождали его новую жизнь, и он опять мог взойти на трон как бог. Погребальный обряд отражал мифологические представления о мире. Иерархическое устройство загробной жизни точ­но отражало социальную иерархию повседневной жизни. Гробницы жен фараонов и высокопоставлен­ных чиновников располагались вокруг пирамиды фа­раона, чтобы и после смерти приближенные находи­лись рядом с ним. По представлениям египтян, в загробном мире так же, как и на земле, одни трудятся, а другие пользуются властью и богатством. Для продолжения жизни усопшего потомки долж­ны были совершать обряды и жертвоприношения. В про­тивном случае он либо окончательно умирал, либо мог вернуться в этот мир, чтобы вредить живущим. Для Древнего Египта характерен уникальный жанр литературы, тесно связанный с культурой пира­мид, – книги мертвых. Это религиозные тексты на папирусе, помещавшиеся в гробницы вместе с мумия­ми. Помимо папирусных свитков и надписей на стенах гробниц и саркофагах существовали и обрядовые тексты, передававшиеся из поколения в поколение в устной форме. Религиозно-магические тексты, по представлениям древних египтян, должны были обес­печить умершим загробное блаженство, указывали путь умершему на том свете, учили его, как нужно избегать ловушек Солнца, подстерегающих путешест­вующего по царству мертвых каждый час. Книги мертвых создавались в соответствии с убе­ждением, что религиозный текст, произнесенный жрецом при жизни человека, и впоследствии сохра­няет свою ритуальную силу и оказывает воздействие после его смерти. В книгах мертвых были изображе­ния бога земли и смерти Сокара, являвшегося симво­лом всемогущества. Скульптура и живопись Неотъемлемую часть храма и гробниц составляли статуи фараонов, знати, придворных писцов. Все они были выполнены в рамках строгих канонов. Люди изображались в спокойных, полных неподвижного величия позах, словно застывшие в веках. Вместе с тем скульптура Древнего царства отли­чается острым реализмом, огромной внутренней энер­гией. Индивидуализированные лица портретируемых еще более оживлялись яркой раскраской, инкрустаци­ей глаз горным хрусталем и эбеновым деревом. По традиции мужская статуя раскрашивалась красно-ко­ричневой краской, женская – желтоватой, волосы – черной, одежда – белой. Рельефы и росписи, украшающие стены гробниц, также связаны с заупокойным культом. Рельефы обычно плоски, почти не выступают над поверх­ностью стены. Силуэт фигур ясен и графичен. Час­ти человеческой фигуры – голова, плечи, ноги, руки – могли изображаться в разных плоскостях. Для рельефов Древнего царства типичен принцип фризового развития сюжетов, разворачивающихся сцена за сценой. Всем фигурам присуща величавая неподвижность и надмирное спокойствие. Застыв­шие формы – «фирменный знак» древнеегипетско­го искусства. Своего расцвета древнеегипетская скульптура достигла в XIV веке до н. э. Лучшее, что было создано в этот период, – скульптурные портреты Эхнатона и его жены Нефертити. Впервые в истории египетского искусства появилось изображение фараона в кругу семьи. Портрет Нефертити в высокой короне из рас­крашенного известняка стал символическим изоб­ражением Египта. Гордая голова царицы на тонкой шее поражает совершенством тонких черт прекрасного лица, необычайной гармонией, завершенностью ком­позиции, великолепным сочетанием красок. С завоеваниями Александра Македонского в 332 году до н. э. начался эллинистический период. В 30 году до н.э. Египет стал провинцией Римской импе­рии. Египетское искусство испытало в эпоху эллинизма и римского владычества сильное влияние греческой и римской культуры. В 1887 году в Египте в области Фа-юмского оазиса были найдены превосходно сохранив­шиеся портреты, прикрепленные к лицам мумий, получившие название «фаюмских портретов». Они были написаны на доске или холсте в традициях элли­нистической живописи красками, растертыми на вос­ке (техника энкаустики). Расплавленные краски нано­сились на тонкие деревянные дощечки кистью или металлическим стержнем. Мазки накладывались раз­нообразно, поэтому мастерам удавалось передать фак­туру предметов: поверхность ткани, пряди волос, блеск глаз, нежность или грубость кожи. Сохранилось более 400 таких портретов. Греческое и римское влияние, особенно распро­странение христианства, привели к утрате самобыт­ной египетской культуры. Были закрыты древние хра­мы, забыта иероглифическая письменность. В VII в н. э. Египет был завоеван арабами, которые изменили так­же этнический облик страны. Египетское общество и египетская культура просуществовали в неизменном виде три тысячи лет. Культура Месопотамии Месопотамией (Междуречьем, Двуречьем) древ­ние греки называли земли, лежавшие м\322игром и Евфратом – двумя великими реками древности, в долине которых сформировалась столь же высокая, как и в Египте, культура. Однако, в отличие от долины Нила, где на протяжении трех тысячелетий обитал один и тот же народ и существовало одно и то же го­сударство – Египет, в Двуречье сменилось несколь­ко народов и несколько государств. Долина между Тигром и Евфратом была заселена примерно с 5000 года до н. э. людьми, с помощью ир­ригационных сооружений сделавшими плодородной эту неприветливую землю. То было началом револю­ционного переворота в истории человечества: от зем­леделия к созданию городской культуры и образова­нию государства. Именно здесь были изобретены гончарный круг, колесная повозка. На территории древней Месопотамии (ныне – территория современ­ного Ирака) в течение трех тысячелетий сформиро­вались три великие культуры: Шумера и Аккада, Ва­вилона, Ассирии. Самая ранняя шумерская культура существова­ла с 3000 до 2400 года до н. э. в Южном Двуречье. В 2400 году до н. э. Саргон Древний завоевал Шумер, подчинив его власти Аккада. Шумерскую культуру именуют еще культурой Шумера и Аккада. Здесь же с 2000 по 539 год до н. э. формировалась вавилонская культура, период расцвета которой приходится на царствование Хаммурапи (1800 год до н. э.). Вавилон, или Вавилония был завоеван персами. В Северном Двуречье с 1400 по 600 год до н. э. Существовало мощное рабовладельческое государство Ассирия, соз­давшее свою, ассирийскую культуру, расцвет кото­рой выпадает на 800–700 годы до н. э. В 605году дон. э. она уничтожена Мидией и Вавилонией. В культурном плане между ними много сходства, поэтому часто ученые описывают три типа культу­ры как стадии развития одной цивилизации. Правиль­нее будет рассматривать их как единое региональное поле культуры, имеющее местные и исторические раз­личия Культура Шумера к Аккада Культурный вклад шумеров не ограничивается открытием способов обработки металлов, изготовле­ния колесных телег и гончарного круга. Они стали изобретателями первой формы записи человеческой речи. На первом этапе это была пиктография (рисуноч­ное письмо), т. е. письмо, состоявшее из рисунков и, реже, символов, обозначавших одно слово или поня­тие. Комбинация этих рисунков передавала в письмен­ной форме определенную информацию. На последующих этапах происходила стилизация рисунков, что ускоряло процесс письма. Благодаря упрощениям отдельные символы можно было ис­пользовать несколько раз. Так, например, символ «день» мог также употребляться в значении «свет» или «время». Однако такое письмо, насчитывавшее около 2000 знаков, было еще слишком сложным. Последовало его дальнейшее усовершенствова­ние: символы стали употреблять и для обозначения предметов или понятий схожего звучания. Например, знак, обозначавший пчелу, одновременно мог исполь­зоваться для обозначения начального звука «п» в лю­бом слове. Таким образом, за счет многократного ис­пользования символов число знаков уменьшилось до 600. Историки считают, что именно формирование системы управления привело к появлению в храмах и царских дворцах письменности. Это гениальное изо­бретение следует, видимо, считать заслугой шумерских храмовых чиновников, которые для упрощения реги­страции хозяйственных мероприятий и торговых сде­лок усовершенствовали пиктографию. Новой письменностью стала клинопись, получившая это название по форме знаков, прорисованных на глиняных табличках тростниковыми палочками. Древнейшие таблички с клинописью, составлявшие целые архивы, содержат сведения о храмовом хозяйстве: договоры об аренде, документы о контроле за выполняемой работой и ре­гистрации поступавших товаров. Письменность была великим достижением шумеро-аккадской культуры. Она была заимствована и раз­вита вавилонянами и широко распространилась по всей Передней Азии: клинописью пользовались в Сирии, древней Персии, других государствах. В сере­дине II тысячелетия до н. э. клинопись стала между­народной системой письменности: ее знали и ис­пользовали даже египетские фараоны. В середине I тысячелетия до н. э. клинопись становится алфавит­ным письмом. Основу архитектуры Междуречья составляют светские (дворцы) и религиозные (зиккураты) мону­ментальные постройки и здания. Первые из дошедших до нас храмов Междуречья относятся к IV–III тысяче­летиям до н. э. Мощные культовые башни назывались зиккуратами (21ддига15– святые горы). Они были квадратными и напоминали ступенчатую пирамиду. Ступени соединялись лестницами, по краю стены шел ведущий к храму пандус. Стены окрашивались в чер­ный (асфальт), белый (известь) и красный (кирпич) цвета. Ядро зиккурата в Уре, ступенчатой башне с плат­формами разной ширины, было построено из сырцо­вого кирпича, внешние стены выложены обожженным кирпичом и украшены нишами. Каждая площадка зиккурата была обнесена стенами, к которым с внут­ренней стороны примыкали жилища жрецов и чинов­ников, управлявших государством. Храм выступал хозяйственным и административным центром. Кроме того, здесь хранился богатый архив. Верхняя площад­ка зиккурата, где находился «дом божества», служила жрецам для наблюдения за звездами. В главном зале храма помещали статую бога, изго­товленную из ценных пород дерева и покрытую плас­тинками из золота и слоновой кости; статую одевали в пышные одежды и венчали короной. Доступ в священ­ный зал имел лишь узкий круг жрецов. Рядовые шумеры могли лицезреть божество только во время праздничных церемоний, когда статую проносили по улицам города. Вокруг храма воздвигались обществен­ные здания и рынки. На его территории находились также школы, где обучали будущих жрецов и чинов­ников. Зиккураты строили и древние шумеры, и унасле­довавшие их вавилоняне. Самым известным в истории зиккуратом считается храм бога Мардука в Вавило­не – знаменитая Вавилонская башня, о строительстве которой говорится в Библии. В шумерской религии наиболее важные боги, в честь которых и сооружались храмы-зиккураты, пред­ставлялись в человеческой форме повелителей неба, солнца, земли, воды и шторма. В каждом городе шуме­ры поклонялись собственному богу. Если богобояз­ненные шумеры не могли лично участвовать в бого­служении, то вместо них «присутствовали» статуэтки молящихся: широко раскрытые, неестественно боль­шие глаза символизируют боголюбие, руки просите­лей сложены для молитвы. Первые города, возникшие до 3500 года до н. э. и строившиеся вокруг храма местного бога, назывались «городами храма». Со временем города-храмы пере­растали в города-государства. Подобное случилось около 3000 года до н. э. На плотно заселенной терри­тории Месопотамии археологи насчитали около 20 го­родов. Постепенно Шумер превращается в унифициро­ванное государство с общей культурой и централизо­ванным правительством. Параллельно сильной касте жрецов формируется разветвленный аппарат государ­ственной бюрократии, потребовавший строительства правительственных учреждений. В результате рядом с культовой архитектурой возникает и расцветает светская. Со временем величественные храмы богов начинают заслонять не менее величественные гроб­ницы царей. В Древнем Шумере, в соответствии с культовыми ритуалами, правителя в иной мир сопровождали слу­ги. Смерть они принимали добровольно. Кроме парад­ных повозок и колесниц, инструментов, керамической посуды, оружия и печатей в гробницу клали изделия из золота, серебра, меди и драгоценных камней. Гроб­ница выступала атрибутом принадлежности к высше­му классу. Простой народ их не имел. В гробницах знати обнаружены шлемы, кинжалы, топоры, искусно сделан­ные из золота, серебра и меди. Сохранились прекрас­ные каменные вазы с рельефами, сделанные в начале III тысячелетия до н. э. Цари заботились не только о загробной, но так­же о своей земной жизни. Дворец-резиденция, по­строенный во II тысячелетии до н. э., располагался на площади 2,5 га и состоял из более чем 300 поме­щений и дворов. Комнаты были украшены скульпту­рами и настенной живописью. Основные сюжеты – сцены битв, отправление религиозных обрядов и де­коративные узоры, состоящие из геометрических фигур. Религиозные и светские здания составляли еди­ное целое гармонично распланированного городского пространства. Шумерские города насчитывали при­мерно 30 тыс. человек. Жилища сначала были гли­нобитные – тростниковые стены, обмазанные гли­ной, а затем строились из кирпичей, сделанных из глины, смешанной с травой, соломой. Уже к середине III тысячелетия планировка городов стала геомет­рически правильной: с четкими прямыми улицами. В центре города находился храм, недалеко от него рас­полагался дворец правителя, который был скромнее храма. Город окружали хорошо возделанные сады, поля и луга, перерезанные оросительными каналами. Каналы и реки служили и главными дорожными ма­гистралями. Через полторы тысячи лет шумерскую культуру сменила аккадская. В начале II тысячелетия до н. э. в Месопотамию вторглись полчища семитских племен. Завоеватели усвоили более высокую местную культу­ру, но не отказались и от своей. Более того, аккадский язык они превратили в официальный государст­венный, а за шумерским оставили роль языка ре­лигиозного культа и науки. Постепенно исчезает и этнический тип: шумеры растворяются в более много­ численных семитских племенах. Их культурные завое­вания продолжали уже преемники: аккадцы, вавило­няне, ассирийцы и халдеи. После появления Аккадского семитского царства изменились и религиозные представления: произошло смешение семитских и шумерских божеств. Литератур­ные тексты и школьные упражнения, сохранившиеся на глиняных табличках, свидетельствуют о возраста­нии уровня грамотности жителей Аккада. В правление династии из Аккада (около 2300 до н. э.) строгость и схематичность шумерского стиля сменяются большей свободой композиции, объемностью фигур и портретностью черт, прежде всего в скульптуре и рельефах. В культурном едином комплексе, называемом шумеро-аккадской культурой, заглавную роль играли шумеры. Именно они, по мнению современных восто­коведов, являются родоначальниками знаменитой вавилонской культуры. Их культурные достижения ве­лики и бесспорны: шумеры создали первую в челове­ческой истории поэму– «Золотой век», написали первые элегии, составили первый в мире библиотеч­ный каталог. Шумеры – авторы первых и древнейших в мире медицинских книг – сборников рецептов. Они первыми разработали и записали календарь земледель­ца, оставили первые сведения о защитных насаж­дениях. Основным жанром шумерской литературы слу­жили фольклорные произведения, прежде всего ле­генды или мифы. То были произведения герои­ческого характера, вобравшие в себя знания об истории народа, окружающем мире и подвигах великих предков. Самым ярким произведением шумерской литера­туры является эпос о Гильгамеше, который расска­зывает о попытках царя Урука, полубога-получелове­ка, обрести бессмертие. А в вавилонской литературе наиболее значительным произведением стал «Энума Элиш» – миф о создании мира, происхождении че­ловека, его роли на земле. Согласно этому мифу зем­лю создали молодые боги, прогневавшие прародитель­ницу всех богов Тиамат и убившие ее. Тело Тиамат было рассечено пополам: одна половина стала землей, другая – небом. Именно в Вавилоне были созданы первые словари, позволяющие изучать языки сосед­них народов. Вавилонская культура Наследницей шумеро-аккадской культуры стала Вавилония. Ее административным и культурным цен­тром служил город Вавилон («Ворота бога»), цари ко­торого во II тысячелетии до н. э. смогли объединить Шумер и Аккад. Расцвет Древневавилонского царства пришелся на время правления шестого царя I Вавилонской дина­стии – Хаммурапи (ок.1792–1749 гг. до н. э.). При нем Вавилон из небольшого города превратился в крупней­ший экономический, политический и культурный центр Передней Азии. При Хаммурапи появляется знаменитый свод за­конов, записанный клинописью на двухметровом ка­менном столбе, развиваются астрономия, медицина и математика. После смерти Хаммурапи его огромное царство быстро распалось. Ассирийская культура Культуру, религию и искусство Вавилонии заим­ствовали и развили ассирийцы, которые подчинили себе Вавилонское царство в XIV веке до н. э. Это был совсем иной тип культуры, основанный на героизме, прославлении силы и культе оружия. Все завоевания ассирийцев были возможны только благодаря прекрас­но обученному войску с железной дисциплиной. Ас­сирийскую империю в чем-то можно сравнить с Рим­ской империей – та и другая представляли собой закат предшествующей, более демократической культуры, та и другая являлись по своему характеру милитарист­скими, в той и другой господствовали суровые, точнее, жестокие нравы и обычаи. Военизированный характер государства проявил­ся и в духе зодчества. Ассирийские города были мощ­ными крепостями. Грандиозные крепости, великолепные дворцы, изображения несущихся колесниц и су­ровых воинов, сцен охоты и животных в монументаль­ных, полных драматизма рельефах характеризуют ас­сирийское искусство. Ступенчатый полихромный семиярусный зиккурат-храм, символ единения земных и небесных миров, высился рядом с башнями и по­коями царя. В этот период религиозная архитектура отступает на второй план по сравнению со светской. Искусство и архитектура Ассирии были активны­ми инструментами пропаганды военной мощи. Круп­нейшие города ассирийского царства – Нимруд, Хорсабад и Ниневия – застраивались царскими двор­цами, отличавшимися особой пышностью и велико­лепием. Дворец Саргона II, обнесенный стенами, как и весь город, возвышался на искусственно возведенной насы­пи (высотой 14м). Он был разделен на три части, вклю­чая парадные, жилые и религиозные помещения, груп­пирующиеся вокруг открытых внутренних дворов. Ступенчатый полихромный семиярусный зиккурат высился рядом с башнями и покоями царя. По сторо­нам огромных ворот располагались фигуры крылатых быков – «шеду». Изображения грандиозных и высо­комерных крылатых быков с надменными человечески­ми лицами символизировали военную мощь и физиче­ское превосходство. Стены здания были выложены из кирпича и укра­шены рельефами на военные сюжеты: сцены сраже­ний, осад, сбора дани. Ассирийские цари нередко изо­бражались на фоне происходивших рядом пыток и расправ: сцены сажания на кол, вырывания у плен­ных языка, сдирания с провинившихся кожи в при­сутствии царя. Ассирийская культура дала беспри­мерные для мирового искусства образцы царской жестокости. Однако ассирийские цари являлись не только за­воевателями, но и строителями, собирателями древно­стей, хранителями культуры. Украшения дворца царя Синаххериба (705 г. до н. э.), сына Саргона II, считают­ся вершиной искусства ассирийского каменного рель­ефа. На резных плитах последовательно изображены важнейшие события политической и военной истории державы. Царь Ашшурбанипал (680–627 гг. до н. э.) построил украшенный прекрасными рельефами Се­верный дворец, в котором он разместил свою обшир­ную библиотеку из 30 000 клинописных глиняных таб­личек с копиями шумерских, аккадских, вавилонских и собственно ассирийских текстов. Предполагается, что эта библиотека хранила все важнейшие произведения вавилонской, а также древнешумерской литературы. Среди них археологи обнаружили царские указы и хроники, медицинские и математические тексты, гео­графические и ботанические справочники, междуна­родные договоры, пророчества и легенды, дипломати­ческую переписку и хозяйственные записи. Царь Ашшурбанипал, образованный и начитанный человек, вошел в историю как страстный собиратель древних письменных памятников: по его словам, запи­санным и оставленным для потомков, для него было большой радостью разбирать красивые и непонятные тексты, написанные на языке древних шумеров, кото­рых от него отделяли две тысячи лет. При ассирийских царях произошел новый взлет культуры Вавилона. Навуходоносор II вернул славу Вавилону как самому крупному, богатому и красиво­му городу мира. Огромный город был окружен сте­ной шириной в 25 метров, высотой до 100 метров. Стена была такой толстой, что на ней свободно разъ­езжались две колесницы, запряженные четверкой лошадей. У нее было сто ворот. Система каналов позволяла затопить все подступы и превратить го­род в неприступную крепость-остров. Новый Вави­лон, город с населением около 200 тыс. человек, имел 24 больших проспекта, множество дворцов и храмов, в том числе знаменитую Вавилонскую башню высо­той в 90 м, считавшуюся одним из семи чудес света. Озелененные террасы Вавилонской башни известны как «висячие сады Семирамиды». Со всего света в мастерские Вавилона собирались самые искусные ремесленники. Шумеры, вавилоняне и ассирийцы, создавшие дну из величайших цивилизаций мира, внесли значитель­ный вклад в развитие мировой культуры. Они хорошо знали не только четыре основных арифметических действия, но умели извлекать корни и возводить в сте­пень, знали число, которое, согласно их вычислениям, равнялось 3. Вавилоняне знали теорему, известную как теорема Пифагора; пользовались двумя системами счета: десятичной и шестидесятеричной. Отсюда берет начало система деления времени; 1 час равен 60 мину­там, 1 минута – 60 секундам. Введение оросительного земледелия потребовало развития астрономии. Вавилонские жрецы составили лунный календарь из 12 месяцев, каждый из которых состоял из 29–30 дней; определили эклиптику солнца, разделив ее на 12 равных частей по 30 градусов. На этой основе они создали систему знаков зодиака и разработали астрологию. Хотя вавилонские врачи не знали строения человеческого тела (религия запреща­ла анатомировать трупы), они научились диагностиро­вать болезни по внешним признакам и лечить их при помощи порошков, мазей и настоек. Интересы древних шумеров, аккадцев и вавилонян были сосредоточены на земных проблемах. Вавилонский жрец не обещал благ и радостей в царстве мертвых, но в случае послушания обещал их при жизни. В вавилонском искусстве почти нет изображений погребальных сцен. В целом религия и искусство Древне­го Вавилона были более реалистичны, чем культура Древнего Египта. Поскольку основным строительным материалом у шумеров и вавилонян был кирпич-сырец, от их куль­туры сохранилось гораздо меньше материальных памятников, нежели от богатого камнем Древнего Египта. Особенности строительного материала сподвигли вавилонян к архитектурным инновациям. Считается, что именно они внедрили купола, арки, сводчатые потолки. Архитектурные формы вавилонских зодчих легли в основу строительного искусства Древнего Рима, а затем и средневековой Европы.
«Первобытная культура» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 46 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot