Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 1.2. Ресурсные возможности тифлопедагогики и тифлопсихологии
в современных образовательных условиях
Особенности современного этапа развития системы российского
образования. Дифференциация и гуманизация – основные свойства
современного образования. Обновление образовательных организаций.
Образовательный процесс. Инновации в коррекционном образовательном
процессе образовательных организаций.
Понятие «обучения». Особенности процесса обучения в специальном
образовательном учреждении. Главные задачи специального
образовательного учреждения. Движущие силы процесса обучения.
Структура и основные компоненты образовательного процесса в
специальном ОУ. Функции обучения и их характеристика. Особенности
применения методов обучения и воспитания в коррекционно-педагогическом
процессе. Особенности применения наглядных, словесных, практических
методов в работе с проблемными детьми.
Потребность в коррекционно-педагогическом сопровождении детей с
нарушением зрения. Развитие психолого-педагогического сопровождения –
основные типовые положения и составные части. Структура управляющей
системы коррекционно-педагогического сопровождения воспитанника с
нарушениями зрения. Основные этапы процесса коррекционно-
педагогического сопровождения и их задачи. Сопровождающие ребенка с
нарушением зрения в образовательном процессе в условиях образовательной
организации. Виды работ и содержание деятельности коррекционного
психолого-педагогического сопровождения.
Сложность современного этапа развития системы российского
образования обусловлена серьезными социально-экономическими
изменениями в обществе. Образование становится все более сложной
системой, к ней предъявляются новые, качественно возрастающие
требования. Остро встает проблема создания целостной системы
перманентного (непрерывного) образования, которая должна охватывать все
сферы обучения и воспитания, начиная от дошкольных образовательных
учреждений и кончая высшими учебными заведениями и органами
профессионального повышения квалификации специалистов.
Демократизация и гуманизация образования требует ухода от старых
педагогических эталонов эгалитаризма (уравнительности), перехода от
школоцентризма к детоцентризму. Дифференциация и гуманизация
предполагает кардинальный выход на личность ребенка, на работу по ее
формированию и развитию; ориентацию на развитие и становление
отношений взаимного уважения детей и педагогов, основанного на уважении
прав каждого человека; на сохранение и укрепление их здоровья, чувства
собственного достоинства и развития личностного потенциала. Учебно-
воспитательный процесс должен быть приспособлен к личности ребенка, к
потребностям его творческой самореализации.
Обновление образовательных учреждений требует определенной
перестройки и педагогической науки. Старая модель узкодисциплинарной и
унифицированной педагогики уступает место личностно ориентированной и
вариативной модели.
Универсальность перестройки образования сказывается на всех
компонентах системы, и в частности на совершенствовании педагогического
управления образовательным учреждением, на организационных структурах,
методах работы, контроля и руководства; предъявляет новые требования к
знаниям и умениям детей, в том числе и к детям, имеющим нарушения
зрения.
Все перечисленные проблемы касаются и специальных
(коррекционных) образовательных учреждений для детей с нарушением
зрения. Более того вопросы совершенствования управления специальными
образовательными учреждениями решаются намного сложней по сравнению__с аналогичными вопросами, стоящими перед массовыми
общеобразовательными учреждениями.
Структура и содержание образования в коррекционном (специальном)
ОУ имеют свои особенности, так как воспитание и характер усвоения
материала детьми, имеющими нарушения зрения, несколько отличается от
познавательных возможностей обычных дошкольников. Это вызывает у
педагогов, работающих в специализированных классах/группах,
соответствующие сложности в организации педагогического процесса,
затрудняет проведение коррекционно-познавательной деятельности и
развивающей работы с данными детьми.
Дети с нарушением зрения требуют особого подхода к их обучению и
воспитанию. Отсутствие или ограничение зрительных возможностей
затрудняют учебно-познавательную деятельность, откладывают
специфические отпечатки на процесс формирования личности такого
ребенка. Парадигма коррекционной работы, заключается в организации
педагогической деятельности, направленной на преодоление недостатков
психофизического развития детей, связанных с дефектным зрением. В этой
работе необходимо дать значительно больше самостоятельности, как
администрации образовательного учреждения, так и педагогическому
коллективу.
Парадигма (греч. paradigma – пример, модель, образец) – совокупность
фундаментальных научных установок, представлений и терминов,
принимаемая и разделяемая научным сообществом и объединяющая
большинство его членов. Обеспечивает преемственность развития науки и
научного творчества.
С другой стороны, возникает повышенная ответственность работников
коррекционных учреждений за эффективность деятельности. Здесь требуется
разработка новых приемов и методов обучения и коррекции, новых форм
организации занятий, оригинальных пособий, средств обучения и др. Чтобы
указанные дидактические, методические и эргономические условия были
созданы и работали качественно, необходим постоянный
квалифицированный контроль.
Эргономика – (греч. ergon – работа, nomos – закон, или закон работы) –
это область знаний, которая комплексно изучает трудовую деятельность
человека в системе «человек – техника – среда» с целью обеспечения
эффективности, безопасности и комфорта трудовой деятельности.
Руководство учебно-воспитательной и коррекционно-
восстановительной работой в специальном ОУ для детей с нарушением
зрения должно стимулировать поисковую исследовательскую деятельность
педагогов, поскольку здесь готовых рецептов нет и достаточно беден
практический опыт в этом направлении.
Предстоит решение важной социально-педагогической задачи –
приближение развития детей с нарушением зрения к норме.
Главная цель специалистов в коррекционном процессе – устранение
или уменьшение рассогласования между установленной (нормальной) и
реальной (имеющей отклонения) деятельностью.
Поэтому важным в коррекционно-педагогическом процессе является
правильный учет величины и характера рассогласования и оперативное
исправление этого несоответствия между нормой и отклонением. Коррекция
рассматривается как путь или способ преодоления и ослабления зрительных
и психофизических недостатков через формирование соответствующих
жизненно необходимых качеств в ходе коррекционно-педагогического
процесса или различных видов деятельности (учебной, трудовой, игровой,
досуговой и др.).
Повышение социальной роли специального (коррекционного)
образовательного учреждения для детей с нарушением зрения требует
выхода на личность, как педагога, так и ребенка, с оценкой их возможностей,
способностей, уровня подготовки, а в отношении детей с нарушением зрения
необходим учет их зрительных и тактильных возможностей, специфики
познавательной и другой деятельности. Принципы демократического
управления и руководства реализуются с помощью методов, средств,
различных форм организации.
В последнее время появились интересные инновации в этом
отношении: аттестационная экспертиза, педагогическое проектирование,
мониторинг, диагностика, медико-психолого-педагогическая коррекция.
Повышается роль личности и инициативы личности, педагогам дается право
выбора программ, учебников, разрешено создание авторских программ и
интегрированных курсов обучения и т д.
Большое значение в современном ОУ имеет выход на коллегиальное
решение. Это настраивает педагогов на аналитическое мышление, на
соучастие в управлении образовательным процессом, вырабатывает
самооценку и объективную требовательность к себе и к своим коллегам.
Заслуживает внимания современный опыт создания и работы
попечительских советов, когда к руководству образовательным процессом
подключаются родители, спонсоры и общественные организации.
Мы подошли к понятию «процесса», «образовательного процесса».
Процесс (лат. processus – течение, ход, продвижение) совокупность
последовательных действий, направленных на достижение определенного
результата.
Образовательный процесс – это целенаправленное взаимодействие
педагога и ребенка по обучению, воспитанию и развитию личности
последнего по средствам организованных процессов. Для реализации
образовательного процесса в ОУ создается развивающая предметная среда,
которая рассматривается как комплекс социально-гигиенических, марально-
этических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных
мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие,
комфортную моральную и бытовую обстановку.
Следовательно, целью организации учебно-воспитательной и
коррекционно-восстановительной работы будет как эффективное решение
образовательных, (ре)абилитационных задач, так и прогнозирование
дальнейшего развития специального ОУ. Центром внимания является:
коррекционно-восстановительная,
коррекционно-воспитательная,
коррекционно-развивающая работа.
Результаты деятельности зависят не только от научно обоснованных и
современных технологий, но и от подбора квалифицированных кадров, от
отношений, которые складываются в педагогическом и детском коллективах.
Таким образом, правильное диалектическое понимание происходящих
в стране процессов поможет педагогически верно выйти на личность
ребенка, эффективно решать задачи обучения, воспитания, коррекционной
поддержки детей, вопросы сопровождения и руководства.
В дидактике существует несколько подходов к определению понятия
«обучение». Некоторые полагают, что
– обучение это управление познавательной деятельностью учащихся
под руководством учителя. Другие считают, что
– обучение – это целенаправленный процесс развития личности, основу
которого составляет специально организованная деятельность учащихся по
вооружению знаниями, умениями, навыками, усвоению социально-
исторического опыта под руководством учителя. Третьи убеждены, что
– обучение – это взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся,
направленная на достижение образовательно-воспитательных целей, ведущей
из которых является развитие личности.
Во всех этих определениях в той или иной степени раскрываются
сущностные признаки обучения.
Обучение – процесс двусторонний, предполагающий, с одной стороны,
деятельность учителя (преподавание) по организации и активизации
познавательной деятельности учащихся; с другой стороны – деятельность
учащихся (учение) по восприятию учебной информации, ее переработке,
осмыслению (усвоению знаний), формированию умений и навыков.
Таким образом, содержательную основу обучения составляет
взаимодействие педагога как субъекта и ребенка как объекта целостного
педагогического процесса.
Особенности процесса обучения в специальном образовательном
учреждении:
целенаправленность;
двусторонность;
противоречивость;
систематичность;
комплексность;
коррекционная направленность и т. д.
Учет этих особенностей процесса обучения обеспечивает его
динамичность и результативность.
Главные задачи обучения в специальном образовательном
учреждении:
1. Организация познавательной деятельности детей по приобретению
знаний, формированию практических умений и навыков, расширению
кругозора.
2. Развитие задатков, способностей, познавательной деятельности
воспитанников.
3. Стимулирование познавательной активности и самостоятельности.
4. Формирование у детей познавательной активности.
5. Формирование основ научного мировоззрения.
6. Всестороннее развитие самоценной, самодостаточной личности,
формирование предпосылок для адаптации в социуме.
Движущими силами процесса обучения являются противоречия
между выдвигаемыми ходом образовательного процесса познавательными и
практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков
воспитанников и их познавательными возможностями.
Противоречия бывают внешние и внутренние. Пример внешнего
противоречия: противоречие между задачами обучения и реально
существующими условиями их выполнения. Пример внутреннего
противоречия: противоречие между стремлением личности к знаниям и
способами их достижения. В специальном образовательном процессе эти
противоречия усиливаются в связи с недостатками психического развития
детей.
Любое противоречие разрешается через включение ребенка в
деятельность, в активный поиск решения познавательной задачи.
Структура процесса обучения.
Процесс обучения представляет собой сложную динамическую
систему, состоящую из множества структурных элементов.
Структуру процесса обучения составляют:
цель обучения;
задачи обучения;
содержание учебного материала;
методы обучения;
средства обучения;
организационные формы обучения;
результат обучения.
В другой интерпретации – структура процесса обучения включает в
себя следующие компоненты:
целевой;
потребностно-мотивационный;
содержательный;
деятельностно-операционный;
эмоционально-волевой;
контрольно-регулировочный;
оценочно-результативный.
По мнению некоторых педагогов, процесс обучения как целостная
система предполагает:
1. Цель.
2. Учебную информацию.
3. Средства педагогической коммуникации педагога и
воспитанника.
4. Формы их деятельности.
5. Способы осуществления педагогического руководства
разнообразными видами деятельности.
Несмотря на некоторое различие в формулировке компонентов, в
предлагаемой каждым автором структуре процесса обучения четко
прослеживается идея целенаправленной организации многовидовой учебно-
познавательной деятельности учащихся под руководством учителя.
Функции обучения.
Функция – это внешнее проявление свойств каких-либо объектов
определенной системы.
Можно выделить 4 основных функции процесса коррекционного
обучения:
1. Развивающая.
2. Образовательная.
3. Воспитательная.
4. Коррекционная.
Развивающая функция предполагает развитие личности в процессе
обучения. Нередко можно встретить утверждение, что главной задачей
обучения является вооружение воспитанников суммой знаний, умений и
навыков. На самом деле это не совсем так. Знания, умения и навыки
чрезвычайно важны, но они не могут рассматриваться как самоцель. Знания,
умения и навыки как, впрочем, и обучение в целом, являются средствами
развития личности.
Существуют разные точки зрения на проблему взаимоотношения
обучения и развития. Некоторые педагоги и психологи считают, что развитие
ведет за собой обучение (Ж. Пиаже), другие полагают, что обучение ведет за
собой развитие (Л.С. Выготский).
Л.С. Выготский выдвинул учение о двух зонах (уровнях) развития
личности. «Зона актуального развития» означает имеющийся, уже
достигнутый уровень мышления, памяти, воображения и т. п., «зона
ближайшего развития» предполагает потенциальный уровень развития,
который есть у каждого ученика, и которого можно достичь под
руководством педагога. При определенных условиях «зона ближайшего
развития» становится «зоной актуального развития» и перед учителем встает
новая задача по приближению ученика к очередной «зоне ближайшего
развития» и т. д.
Отсюда очевидна идея опережающей роли обучения в развитии
личности, особое значение она имеет для коррекционно-педагогической
работы с детьми, имеющими отклонения в развитии.
Российские педагоги и психологи разработали несколько концепций
развивающего обучения. Ведущими из них являются концепции
Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова.
Образовательная функция обучения заключается в формировании
базовых научных знаний, составляющих основу информационного фонда, а
также практических умений и навыков.
Знания – это результат познания окружающего мира, выраженный
системой научных понятий, теорий, законов.
Умения – это действия на основе знаний. Существуют общие умения
(владение устной и письменной речью, работа с книгой, конспектирование,
реферирование и т. д.) и специальные умения (они, как правило, связаны с
овладением способами деятельности в определенных науках, предметах –
например, работа на компьютере).
Навыки – это частично автоматизированные действия.
Знания, умения и навыки тесно связаны между собой и находятся в
состоянии диалектической зависимости (например, при помощи умения
работать с книгой формируются новые знания и т. п.).
Воспитательная функция обучения направлена на достижение цели
всестороннего гармоничного (разностороннего, многостороннего) развития
детей, основу которого составляет базовая культура личности,
представляющая собой некоторую целостность, включающую в себя
широкий диапазон свойств и качеств личности. Различают нравственную,
эстетическую, физическую культуру, культуру умственного труда, культуру
семейных отношений и т. д.
Реализации воспитательной функции обучения способствуют
следующие факторы:
– содержание образования: такие предметы гуманитарного цикла, как
литература, музыка, история, мировая художественная культура и т. д.,
которые несут в себе огромный воспитательный потенциал;
– дополнительный дидактический материал, который может
компенсировать отсутствие воспитательного предметного содержания на
уроках естественно-математического цикла (например, в школе на уроках
физики или математики можно использовать фрагменты биографии великих
ученых, деятельность которых наполнена высоким гражданским пафосом,
патриотизмом и т. д.);
– организация учебного процесса, предполагающая четко продуманную
структуру урока, последовательность действий учителя и учащихся и т. д.;
– рациональное использование методов, приемов и средств обучения,
ориентированных на активизацию познавательной деятельности
воспитанников, самостоятельность, инициативу, умение отстаивать свои
взгляды, высказывать суждения;
– психологический климат в коллективе, основанный на гуманных
отношениях, демократическом стиле общения;
– психологическая помощь и поддержка воспитанников и их
родителей;
– личность педагога.
Известно, что только личность может воспитать личность. Учитель
должен быть человеком высокой общей и профессиональной культуры,
настоящим интеллигентом. Интеллигентное поведение нельзя воспитать
неинтеллигентными методами так называемой громкой педагогики (окриком,
угрозой, нажимом, диктатом и т. п.).
Учитель-дефектолог (логопед, специальный психолог) должны
обладать высоким уровнем профессиональной компетенции и особыми
личностными качествами, проявлять гуманное отношение к детям с
ограниченными возможностями.
Коррекционная функция. Коррекционная направленность процесса
обучения предполагает педагогическое воздействие с помощью специальных
методов и приемов, стимулирующих у детей компенсаторные процессы
развития познавательных возможностей.
Дети с проблемами в развитии с трудом овладевают учебной
деятельностью вследствие ряда причин:
– качественного своеобразия структуры дефекта, его количественных
проявлений;
– сложной иерархии нарушений, наличия дополнительных недостатков
познавательной деятельности, что ограничивает возможность приема,
переработки, хранения, и использования информации;
– недоразвития речи;
– трудностей социальной адаптации;
– особенностей воздействия микросоциальной среды.
Педагогических процесс должен строиться как с учетом названных
недостатков, так и с учетом потенциальных возможностей детей.
Особенности применения методов обучения и воспитания в
коррекционно-педагогическом процессе.
Метод обучения – это способ педагогического воздействия, который
имеет свои цели, свои задачи и представляет собой целостную структуру.
Методический прием – это конкретное, часто элементарное действие
учителя, которое вызывает ответное действие ученика.
Методика обучения представляет собой совокупность определенного
содержания и методов (педагогическая технология).
Не следует путать понятия «методический» и «методологический».
Методология – это философская категория, которая отражает определенное
мировоззрение и включает в себя основополагающие принципы, лежащие в
основе той или иной науки.
Методы обучения можно рассматривать с разных позиций.
Для специальной педагогики особое значение имеет классификация
методов с учетом целостного подхода к процессу обучения, разработанная
Ю.К. Бабанским. Он выделяет три группы методов.
I группа – методы организации и осуществления учебно-
познавательной деятельности. Данная группа методов включает в себя:
словесные, наглядные и практические (передача и восприятие
учебной информации – источник знаний);
индуктивные и дедуктивные (интеллектуальная деятельность);
репродуктивные и проблемно-поисковые (развитие мышления);
самостоятельная работа детей под руководством педагога.
II группа – методы стимулирования и контроля.
III группа – методы контроля и самоконтроля.
Интерес представляет классификация методов обучения, предложенная
В.А. Онищук. За основу классификации автор взял виды деятельности
учителя и учащихся. Им выделены следующие методы обучения:
коммуникативный;
познавательный;
преобразовательный;
систематизирующий;
контрольный.
Недостатки развития познавательной деятельности учащихся
специальных образовательных учреждений (особенно мышления и речи,
сенсорно-перцептивной деятельности, внимания) не позволяют использовать
какую-то классификацию или подходы полностью.
В системе коррекционного обучения широко используются словесные,
наглядные, практические методы обучения. Возможности их использования
достаточно подробно с позиций коррекционной дидактики раскрыли
А.Н. Граборов, Г.М. Дульнев, И.Г. Еременко и др.
Особенности применения наглядных, словесных, практических
методов в работе с проблемными детьми.
По способу передачи информации выделяют три группы методов.
1. Наглядные методы, к которым относятся наблюдение и
демонстрация.
Наблюдение – это целенаправленное восприятие объекта или явления,
оно специально планируется педагогом. Может быть кратковременное или
длительное, постоянное или эпизодическое.
Демонстрация – это предъявление, показ предмета, явления или
действия.
Существуют наглядные средства для демонстрации:
– средства предметной наглядности (реальные предметы или их
копии);
– средства образной наглядности (иллюстрации, слайды, фильмы);
– условно-символические средства (формулы, символы, схемы).
В работе с проблемными детьми наглядные методы наиболее доступны
и важны, особенно на начальных этапах работы. При их применении следует
помнить такие особенности детей, как замедленный темп восприятия,
сужение объема восприятия, нарушение точности восприятия. Иллюстрации
должны быть крупными, доступными, в реалистическом стиле.
В коррекционно-педагогической работе с детьми с нарушением зрения
применяется принцип обеспечения полисенсорной основы обучения, т. е.
обучение строится с опорой на все органы чувств.
2. Словесные методы:
Рассказ – это монолог педагога, содержащий учебную информацию;
Беседа – это диалог педагога и воспитанника;
Объяснение – это комментарий, в котором раскрываются скрытые от
непосредственного восприятия существенные признаки, связи, отношения.
Рассказ должен быть лаконичным, четким, изложение материала
требует эмоциональности и выразительности. В беседе важно четко
формулировать вопросы, они должны быть понятны ребенку.
Дети с отклонениями в развитии испытывают трудности в восприятии
и переработке вербальной информации, у большинства из них страдает
речевое развитие, поэтому словесные методы следует сочетать с
применением наглядных и практических.
3. Практические методы:
Упражнения (устные и письменные);
Продуктивная деятельность;
Опытно-экспериментальная деятельность.
Элементы программированного обучения.
Наглядные и практические методы широко используются в практике
специального образования. Особое значение они имеют для детей с
сенсорными нарушениями. Так, для детей с нарушениями зрения специально
предусматривается предметно-практическое обучение. Общепедагогические
методы и приемы обучения используются специальной педагогикой особым
образом, предусматривающим специальный отбор и сочетание методов и
приемов, более других отвечающих особым образовательным потребностям
ребенка и специфике коррекционно-педагогической работы с ним.
Предпочтение отдается методам, помогающим наиболее полно
передавать, воспринимать, удерживать и перерабатывать учебную
информацию в доступном для обучающихся виде, опираясь на сохранные
анализаторы, функции, системы организма.
Как уже отмечалось, на начальных этапах обучения детей с
отклонениями в развитии предпочтительнее практические и наглядные
методы, формирующие сенсомоторную основу представлений и понятий об
окружающем мире. Методы словесной передачи учебной информации
выступают как дополнительные. На последующих этапах обучения
словесные методы выдвигаются на первый план.
Для ряда категорий детей с особыми образовательными потребностями
метод работы с учебником также имеет определенное своеобразие: ввиду
специфики речевого и интеллектуального развития обучающихся в
начальных классах объяснение нового материала по учебнику не проводится,
так как для полноценного усвоения материала детям необходима собственная
предметно-практическая деятельность, подкрепленная живым,
эмоциональным словом учителя и яркими образами изучаемого материала.
Характерными для всех категорий проблемных детей являются
замедленность восприятия, существенная зависимость от прошлого опыта,
меньшая точность и расчлененность восприятия деталей объекта, неполнота
анализа и синтеза частей, трудности в нахождении общих и отличающихся
деталей, недостаточно точное различение объектов по форме и контуру.
Поэтому при реализации наглядных методов обучения, педагог не только
демонстрирует объект, о котором идет речь, но должен организовать
наблюдение, изучение объекта, научить детей способам и приемам
обследования, побуждать детей обобщать и закреплять свой практический
опыт в слове.
Разновидностью практического метода обучения является
использование дидактических игр и занимательных упражнений. Они же
выступают как метод стимуляции и активизации познавательной
деятельности детей. Использование игры в качестве способа обучения детей
с ограниченными возможностями имеет большое своеобразие. Недостаток
жизненного и практического опыта, недостаточность психических функций,
значимых для развития воображения, фантазии, речевого оформления игры,
интеллектуальные нарушения вызывают необходимость обучения таких
детей игре, а затем постепенного включения игры как метода обучения в
коррекционно-образовательный процесс.
Таким образом, в специальном образовании практически всегда
используется сложное сочетание нескольких методов и приемов работы в
целях достижения максимального коррекционно-педагогического эффекта.
Комбинации таких сочетаний и их адекватность той или иной__педагогической ситуации и определяют специфику процесса специального
образования.
Вопросы для самоконтроля
1. Охарактеризуйте новую модель педагогической науки.
2. Назовите особенности структуры и содержания образования в
коррекционном (специальном) ОУ.
3. В чем заключается парадигма коррекционной работы с детьми с
нарушением зрения?
4. Какова главная цель специалистов в коррекционном процессе?
5. Дайте определение понятиям «образовательный процесс»,
«обучение».
6. Какова цель организации учебно-воспитательной и коррекционно-
восстановительной работы в современном ОУ?
7. Каковы главные задачи обучения?
8. Дайте характеристику структуре образовательного процесса.
9. Поясните основные функции процесса коррекционного обучения.
10. Обоснуйте особенности применения методов обучения и
воспитания в коррекционно-педагогическом процессе.
11. Какие компоненты включает в себя ФГОС, как они увязаны между
собой?
Литература
1. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие,
обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб. пособие для студ.
высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
2. Солнцева Л.И. Современная тифлопедагогика и тифлопсихология в
системе образования детей с нарушениями зрения. – М.: Экспресс-Полиграф-
Сервис, 1999. – 22 с.
3. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. – М.: Полиграф сервис,
2000.
4. Тупоногов Б.К. Основы коррекционной педагогики. – М.: ООО
«ИПТК «Логос» ВОС», 2004. – 375 с.
5. ФГОС ДО. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17
октября 2013 г. № 1155.