Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1.
Понятие и назначение рекреативных технологий
Ключевым понятием, определяющим специфику исследования, является «рекреация». В. И. Даль почти дословно перевел с французского понятие «рекреация», представив его в своем словаре как «отдых от службы, от ученья, праздники; каникулы. Рекреационная зала». Т.е. термин раскрыт лишь через форму проведения досуга, сущностная характеристика рекреации не представлена.
Действительно, обращение к социокультурной, сущностной интерпретации понятия «рекреация» - это примета более позднего этапа в развитии отечественной гуманитаристики. Причем особый интерес к понятию проявили отечественные социологи, культурологи и педагоги во второй половине прошлого столетия.
Несмотря на значительное количество публикаций по проблеме «рекреации», большинство исследователей не дают четкого определения этого понятия. Особенностью отечественных исследований является то, что вопросы рекреации, как правило, рассматриваются наряду с другими социальными явлениями, а не как самостоятельный объект, причем в них, с нашей точки зрения, в недостаточной степени учитывался зарубежный опыт. Это было присуще советскому периоду исследования проблем отдыха. Некоторое ускорение приобрела проблема изучения досуга и отдыха в последнее десятилетие, став более восприимчивой к зарубежному опыту проектирования рекреационных моделей.
Ведущий российский теоретик социально-культурной деятельности профессор Ю. А. Стрельцов признал целесообразным использование в научных исследованиях определение досуга: «... как части внерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающейся у человека (группы, общества) за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат».
Рекреация содержит комплекс оздоровительных событий, осуществляемых с целью восстановления работоспособности здорового, испытывающего усталость человека. Современные рекреативные методики, основаны на развлекательно-игровой, физкультурно-оздоровительной, художественно-зрелищной деятельности.
Рекреационно-оздоровительные технологии включают в себя компанию рекреативной, игровой, увеселительной, физкультурно-оздоровительной деятельности; ориентацию на оздоровление жизни и совершенствование культуры в повседневных ситуациях с опорой на применение передовых достижений биологии, физиологии, психологии, медицины.
Различают несколько уровней рекреационно-оздоровительной деятельности:
1. «пассивная рекреация» - представляет несложное расслабление, снятие психоэмоционального напряжения.
2. «активный» - ориентирован на затрату физических и интеллектуальных сил, волевых усилий, обеспечение психологической и физической разрядки. Этот уровень включает мероприятия развлекательного плана – игры, песни, праздничные дни и т.д.
3. связан с активизацией духовных интересов, предпочтений и комплекса возможностей человека. Данный уровень вдохновляет человека к расширению духовного мира и овладению культурными потребностями.
4. нацелен на создание конкретного вида культурных ценностей, развитие креативных начал. Непосредственно данный уровень дает возможность человеку улучшать разные стороны личностного развития и удовлетворять разнообразные запросы и интересы человека в области свободного времени.
Сущность рекреативных технологий состоит в ориентации на оздоровление жизни и совершенствование культуры, реализацию разнородных рекреационных потребностей (в физической реабилитации, в укреплении и улучшении состояния здоровья, занимательном содержательном досуге, насыщенной коммуникативной работе, релаксации и многом др.) личности.
Можно выделить следующие принципы:
1. Принцип насыщения содержания рекреативно-оздоровительной работы культурными ценностями: образование отличительной рекреативно-оздоровительной атмосферы, способной поддерживать культуру досуга, значение субъективных начал в личностном развитии и другие виды досуговых форм.
2. Принцип персонального подхода в образовании критериев для отдыха и оздоровления. Он реализуется в следующих аспектах:
• вариативных оздоровительно-досуговых программах, которые соответствуют разнородным потребностям; нацеленности досугового-оздоровительной работы на обогащение, внутреннего мира (субъективности) личности;
• в направленности рекреационной работы на закрепление и образование само-сохранительного сознания и поведения;
• в исследовании специализированных событий, ускоряющих процессы адаптации, адаптирующейся к нормам поведения в рекреационном микросоциуме;
• в применении форм и способов непрямого (ненасильственного) социально-педагогического воздействия.
Рекреация, или восстановительный отдых, является самостоятельной сферой человеческого бытия, не уступая по своей значимости другим сферам жизнедеятельности человека. Согласно научным данным социологии досуга, время, отводимое на отдых, в общем бюджете времени занимает значительное место, если учитывать все возможные виды и формы рекреативной деятельности. В частности, подсчет показывает, что человек помимо сна отдыхает около пяти часов в сутки.
О важности феномена рекреации говорит присущий ей массовый характер, ее жизненная необходимость в биологическом смысле, и в смысле социокультурных потребностей индивида. Интерес к рекреации как особому социологическому феномену возрос в XX столетии, более того, в развитых странах в XX столетии, по оценке специалистов, произошел «рекреационный бум», когда стала бурно развиваться «индустрия отдыха», с ориентацией на его доступность для широких масс потребителей и достижение высокого уровня рекреационных услуг, в их разнообразных формах. Сфера рекреационных услуг сегодня рассматривается как важнейший показатель качества жизни и условие прогрессивных социальных перемен.
В досуге более продуктивно находят решение задачи сохранения здоровья населения, т.к. он обеспечивает личностную активизацию, развитие творческой инициативы на базе выбора качественного образа жизни и многообразных форм отдыха. Эффективно организованный досуг содействует физическому и духовному личностному развитию, сформировывает нравственные значения и этические нормы, открывает и обогащает креативный потенциал человека, насыщая положительными чувствами и культурным богатством каждого .
Более актуальной в данной взаимосвязи является семья как ячейка социума, от уровня культуры которой во многом находится в зависимости духовное достояние и благоденствие социума, его способность сформировывать креативные основы информационной эры, готовую решить проблемы общественной пассивности, демографический упадок, алкоголизм, наркоманию, позволяет утвердить в людях значения гуманизма и толерантности; раскрыть созидательный и эстетический потенциал общения с природой, спорта, искусства, чтения, активных видов досуга .
Следует указать на то, что было бы слишком прагматично и неоправданно рассматривать проблему рекреации людей лишь как путь улучшения качества жизни по ряду социально-экономических показателей (сохранение здоровья и восполнение трудового потенциала населения). Социокультурная педагогика ищет в сфере рекреации новые возможности формирования у участников рекреативной деятельности личностных качеств, характеризующих субъекта отдыха как личность, стремящуюся к удовлетворению своих духовных и физических потребностей. Для теории и практики социально-культурной деятельности важным является вопрос о способах организации рекреативной деятельности детей и взрослых, которые содействуют не только восстановлению их физических сил, но духовному обогащению, социально-культурной интеграции в пространство современной культуры, образования, спорта и т.д.
Но прежде чем говорить о технологических особенностях организации рекреации, следует концептуально определить то место, которое она может занимать в жизни общества, социальных групп, отдельного индивида. Речь идет о концепциях отдыха, появившихся в отечественных и зарубежных научных школах.
Зарубежными исследователями найдено немало интересных подходов к организации рекреации, представлены серьезные теоретические обобщения с установкой на постоянный поиск в этой области. Основой теоретических разработок в зарубежных исследованиях стали идеи необихевиоризма, неопозитивизма, социо-биологии, натурализма и др. В первую очередь, здесь могут быть названы имена С. Де-Гразия, М. и Э. Неймейеров, Дж.Нейлингера, Т. Веблена, К. Робертса, М. Смита, С. Паркера, М. Каплана, Дж. Келли, Дж. Шивере, А. Пака, Ч. Брайтбилла, Г. Бернарда, Г. Мейера, Г. Джеймса, Ж. Дюмадезье, Ж.-Н. Фишера, П. Дебре, Ж. Фридманна и др.
В отечественной социологии можно выделить несколько направлений изучения проблем рекреации. Среди исследователей, внесших свою лепту в концептуальную разработку проблем отдыха, могут быть названы А. В. Баранов, Л. А. Гордон, И. Ф. Дементьева, Э. П. Клопов, Е. А. Котляров, Г. П. Орлов, В. Д. Патрушев, О. В. Филиппов и др. Особенностью отечественных исследований является то, что вопросы рекреации, как правило, рассматриваются наряду с другими социальными явлениями, а не как самостоятельный объект, причем в них в недостаточной степени учитывался зарубежный опыт. Советскому периоду развития общественных наук был присущ изоляционизм по отношению к зарубежным социологическим школам.
Интерес к изучению социокультурных проблем досуга и рекреации усилился в общественных науках в последнее десятилетие. В современных исследованиях отмечаются попытки синтеза советского опыта изучения досуга и идей зарубежных исследователей; появились отдельные сравнительные исследования, в которых сравниваются модели досугового поведения в разные исторические периоды; наметилась тенденция активного применения теоретических наработок при проектировании рекреационных моделей. Вместе с тем последовательное и комплексное изучение феномена парковой рекреации не проводилось в отечественной научной литературе.
Наиболее значительные наработки в плане уточнения содержания, объема и сущности понятия «рекреация» имеются в социологии рекреации, которая сегодня рассматривается как одно из новых направлений социологических исследований.
В подтверждение можно сослаться на ряд монографических исследований А. С. Орлова, которые посвящены достаточно глубокому обоснованию теории социологии рекреации, уточнению основных понятий и подходов социологического анализа явлений свободного досугового поведения человека. Опираясь на зарубежные и отечественные исследования
Обширный социологический обзор современных зарубежных школ социологии досуга и рекреации представлен в исследовании 1. A. Акимовой, которая формулирует идею педагогической целесообразности досуговой активности, личностного развития в ситуации отдыха. По мнению Л.А. Акимовой, которая провела сравнительно- сопоставительный анализ основных зарубежных концепций досуга и рекреации, «многомерность методологических подходов и исследовательских направлений целесообразно рассматривать не как взаимоисключающие, а взаимодополняющие». Основываясь на принципе взаимодополнительности зарубежных концепций досуга, Л. А. Акимова выделила основные признаки досуговой деятельности, которые являются значимыми в контексте анализа социокультурной сущности рекреации:
1. Возможность располагать временем, свободным от необходимой деятельности.
2. Самодостаточность, само-ценность времяпрепровождения, ощущаемую индивидуумом как свободного, как цели и основной ценности, процессуальный характер деятельности.
3. Общественная ценность деятельности, определяющей всестороннее развитие личности.
4. Свобода выбора занятий (ограничена объективными возможностями: развитием социальной инфраструктуры, доступности досуговых ценностей).
5. Перемена выбора занятий, обусловленная поиском различных форм самореализации, сменой эмоционально-досуговых состояний, физического и интеллектуального напряжения человека.
6. Поиск удовольствий, разнообразия.
7. Вознаграждение, как победа над конкурентом и собственным «Я».
Таким образом, западная социология досуга, в общих чертах формирует представление о рекреации, весьма сходное с научно- педагогическими подходами, традиционно применяемыми в отечественной теории социально-культурной деятельности. Это обстоятельство дает возможность нам, с одной стороны, понимать рекреацию как универсальное, культурно и антропологически обусловленное явление, а с другой - применять для ее анализа взаимодополняющие друг друга идеи, концепции российских и зарубежных ученых. В. З. Дуликов, обобщая опыт зарубежного досуговедения, отмечает, что зарубежные исследователи используют два основных понятия: «досуг» и «рекреация». «Чаще эти понятия объединяются в единое: досугово- рекреационная сфера. При этом в понятие «досуг» вкладывается больше коммерческо-развлекательный смысл, а в понятие «рекреация» - социальный, т.е. имеются в виду ее некоммерческий характер и направленность на социально-значимые цели».
Исходя из названных теоретических концепций можно сделать вывод о том, что «рекреация» тесно связана с понятием «рекреационная деятельность». Следовательно, рекреацию можно представить, как деятельностный, активный досуг, отличающийся полифункциональным разнообразием. Именно эта идея широко разрабатывается в современной теории, методике и организации социально-культурной деятельности.
Специфической является рекреативно-оздоровительная функция социально-культурной деятельности. По существу, она состоит в разработке и осуществлении множества развлекательных, игровых, оздоровительных досуговых программ для различных групп населения, причем с целью восстановления сил, затраченных в процессе труда, снятия производственного напряжения и одновременно развивающего воздействия. Именно поэтому при разработке программ организаторы учитывают и характер труда, его объем и уровень интенсивности, потребности людей в тех или иных видах досуговой деятельности.
Рекреативно-оздоровительная функция по содержанию и характеру ориентирована на досуг активный и пассивный, организованный (запрограммированный) и неорганизованный, коллективный (в том числе семейный) и индивидуальный. По существу, эта функция способствует физическому и духовному восстановлению ребенка и взрослого человека (прогулки на воздухе, спорт, вечера отдыха, игры, забавы, развлечения и др.), а во многих случаях она направлена на социально-культурную реабилитацию людей с ограниченными возможностями, как физическими, так и психическими.
Общим признаком для всех видов рекреации является создание среды для регулярного, неформального общения людей, игровой деятельности, танцев, проведения зрелищных мероприятий, занятий любительских объединений и клубов по интересам, реализации программ выходного дня, включающих экскурсии, соревнования и т.д.
Осуществление рекреативно-оздоровительной функции требует установления тесных контактов и взаимодействия с творческими, экскурсионно-туристскими, медицинскими учреждениями, умения учитывать самые неожиданные житейские ситуации.
Рассмотрим рекреационные потребности и ценности, которые определяют содержание рекреативной культуры личности и социальных групп.
А. Я. Флиер выделил четыре основных блока осуществления человеческой жизнедеятельности, представленные следующими областями социальной практики:
а) культура социальной организации и регуляции, в область которой входят такие специализированные и неспециализированные сферы жизнедеятельности;
б) культура познания и рефлексии мира, человека и межчеловеческих отношений;
в) культура социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляции информации;
г) культура физической и психической репродукции, реабилитации и рекреации человека.
Обобщая сказанное, А. Я. Флиер делает вывод: «Представляется, что подобная (видимо, далеко не полная и еще нуждающаяся в развитии и дополнении) классификация морфологической структуры культуры серьезно продвигает наши представления о сущности этого явления, развенчивает некоторые мифы о сугубой духовности всего, что манифестируется термином «культура»».
Рекреация включена в систему наиболее важных проявлений человеческой культуры и в её организованных и неорганизованных формах является непременным атрибутом жизнедеятельности человека, в число особых «профильных» направлений, которые структурируют все многообразие функций культуры:
• социально-интегративное,
• организационно-регулятивно-нормативное,
• познавательно-коммуникативное
• рекреационное и оценочное.
Рекреация - пространство творчества, созидания культурных ценностей. В этом проявляется её глубокая социокультурная миссия.
Роль технологий социально-культурной работы состоит в повышении значимости культуры досуга . Применение здоровье-сберегающих технологий, повышение необходимости в здоровом образе жизни и заполнение свободного времени художественной культурой, креативными видами работы и спортом, неизбежно требуют от сотрудников учреждений образования и культуры разработки и реализации авторских программ и проектов по оздоровительному досугу. Высочайшая мотивация играет весомую роль и имеет грандиозное значение для всей системы педагогических средств и социально-культурных технологий, используемых в досуговых программах. Ключевые основы социально-культурной работы – это высочайший уровень культурно-технической оснащенности, применение технологий и форм, способов, эстетически насыщенное пространство и высочайший художественный уровень досугового процесса .
Специальное место в системе образования здорового образа жизни семьи, а современном обществе занимают рекреативные технологии, способствующие физической и духовной реабилитации человека, наибольшему развитию инициативы, самостоятельности, снимающие физическое, интеллектуальное и эмоциональное напряжение, стимулирующие общественную активность и формирующие подходящие условия для креативного личностного самовыражения. Все это дает возможность выделить рекреативные технологии как средство формирования здорового досуга и культуры современного общества .
Рекреация, обладая полифункциональным разнообразием, создает широкое социально-культурное пространство для проявления творческой активности человека в соответствии с его возрастными особенностями, интересами, физическими возможностями и индивидуальными предпочтениями.
Сущность рекреативных технологий заключается в организации досуга, направленного на укрепление духовных и физических сил, восстановление психического здоровья, развитие и реализацию творческого потенциала личности. Организация отдыха и развлечений должна носить развивающую направленность и быть нацеленной на повышение культурного уровня жизни личности.
Пример работы по рекреационной деятельности в Сахалинской области ( привести пример своего региона).
Если обратиться к организации досуга в Сахалинской области, то следует отметить Государственную программу "Социальная поддержка населения Сахалинской области" утвержденная постановлением Правительства Сахалинской области от 31.05.2013 N 279, программу «Сахалинское долголетие». В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и создания на постоянной основе системы организации активного досуга граждан в возрасте от 55 лет, расширения форм социальных коммуникаций, дальнейшего повышения жизненной активности, способствующей расширению возможностей участия граждан в культурных, физкультурных и иных досуговых мероприятиях, увеличению продолжительности жизни населения Сахалинской области. проект реализуется в целях расширения возможностей участия граждан в культурных, физкультурных и иных досуговых мероприятиях, способствующих повышению жизненной активности граждан, развитию их внутренних ресурсов, позволяющих расширить возможности самореализации. Частью программы является выдача людям возраста 55+ социальных карт при помощи, которых они могут бесплатно посещать различные досуговые мероприятия, фитнес клубы, бассейны и т.п. Целевая социально значимая программа объединяет серию мероприятий и акций, посвященных пропаганде, поддержке социально незащищенных слоев общества, благотворительной деятельности и действует во всех районах Сахалинской области включая Александровск-Сахалинский. Государственная программа «Развитие сферы культуры в Сахалинской области» от 31 июля 2013 года N 394. Цели Государственной программы:
• развитие культурного потенциала области, обеспечивающего сохранение региональной самобытности и национальной идентичности;
• повышение благосостояния и качества жизни населения;
• гармоничное развитие личности и укрепление единства российского общества через интеграцию культуры во все сферы общественного устройства и процессы социально-экономического развития Сахалинской области.
Программа включает организацию и проведение тематических фестивалей и календарных праздников, социальных и благотворительных акций, соревновательных спортивных мероприятий, открытых и корпоративных елок, организацию зимних и летних аттракционных комплексов. Основными задачами программы являются создание нового образа современной семьи – активной, оптимистичной, предоставляющей каждому индивиду возможности для самореализации; забота о сохранении и укреплении здоровья семьи 21 века; организация интересного содержательного досуга; квалифицированная помощь семье в решении психологических проблем и проблем социальной адаптации.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что специфика формирования здорового образа жизни населения средствами рекреативных технологий заключается в построении досуговой деятельности на добровольной основе, выборе социально оправданных видов, средств и форм отдыха, способствующих удовлетворению потребности человеческого организма в восстановлении психического и физического здоровья, раскрытии и реализации его творческого потенциала. Это и путь его активного духовного обогащения, освоения богатого культурного наследия. В этом контексте важнейшей задачей учреждений образования и культуры становится создание благоприятных условий для укрепления физического здоровья, пропаганды здорового образа жизни, повышение качества педагогической работы в сфере организации активного отдыха современной семьи.