Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема: Регулирование банковской деятельности
Лекция 6. Государственная регистрация кредитной организации
Кредитная организация создается на основе любой формы собственности как хозяйственное общество (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью или общество с дополнительной ответственностью).
Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, осуществляет взаимодействие по вопросам государственной регистрации кредитных организаций с Федеральной налоговой службой, ее территориальными органами (далее - уполномоченный регистрирующий орган), выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, ведет реестр выданных лицензий на осуществление банковских операций и Книгу государственной регистрации кредитных организаций в целях осуществления контрольных и надзорных функций.
До момента представления документов для государственной регистрации и заключения учредительного договора учредители кредитной организации направляют в Банк России (Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России) запрос о возможности использования кредитной организацией предполагаемых фирменного (полного официального) и сокращенного наименований (на русском языке).
Банк России в течение пяти рабочих дней после получения запроса направляет учредителям кредитной организации и в территориальное учреждение Банка России по предполагаемому местонахождению кредитной организации письменное сообщение, содержащее заключение о возможности использования предполагаемых фирменного и сокращенного наименований кредитной организации. Указанное сообщение действительно в течение двенадцати месяцев с даты его направления.
Банк России может запретить использование предполагаемого наименования кредитной организации, если это наименование уже содержится в Книге государственной регистрации кредитных организаций.
Для государственной регистрации создаваемой кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций учредители направляют в территориальное учреждение Банка России по предполагаемому местонахождению кредитной организации пакет следующих документов [1, гл. 3]:
1. Заявление о государственной регистрации кредитной организации, а также ходатайство о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций на имя руководителя Банка России;
2. Учредительный договор (в случае создания кредитной организации в форме общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью двумя и более лицами), который должен содержать:
обязанность учредителей создать кредитную организацию;
порядок совместной деятельности по созданию кредитной организации;
состав учредителей кредитной организации;
условия передачи учредителями (участниками) своего имущества кредитной организации и их участия в ее деятельности;
условия и порядок распределения прибыли между учредителями (участниками) кредитной организации;
порядок выхода учредителей (участников) из кредитной организации;
размер уставного капитала кредитной организации;
размер доли каждого учредителя кредитной организации в ее уставном капитале;
размер и состав вкладов;
порядок и сроки внесения вкладов в уставный капитал кредитной организации при ее учреждении;
сведения о составе органов управления кредитной организации и их компетенции, порядке принятия ими решений (с указанием вопросов, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов);
иные сведения, предусмотренные федеральными законами;
3. Устав кредитной организации, утвержденный общим собранием учредителей, который должен содержать:
фирменное (полное официальное) и сокращенное наименования кредитной организации на русском языке;
фирменное (полное официальное) и сокращенное наименования кредитной организации на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках (в случае наличия таких наименований);
сведения о местонахождении (адресе) органов управления кредитной организации и ее обособленных подразделений;
перечень осуществляемых кредитной организацией банковских операций и сделок, определенный в соответствии со статьей 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»;
сведения о размере уставного капитала, о порядке его формирования, а также (для кредитной организации в форме акционерного общества) сведения о размере резервного фонда (в процентах к уставному капиталу) и размере ежегодных отчислений для его формирования;
сведения о системе органов управления кредитной организации, в том числе ее исполнительных органов, и органов внутреннего контроля кредитной организации, о порядке их образования и их полномочиях;
положения, касающиеся обеспечения учета и сохранности документов, а также своевременной передачи их на государственное хранение в установленном порядке при реорганизации или ликвидации кредитной организации;
положения, определяющие порядок реорганизации и ликвидации кредитной организации;
иные положения, предусмотренные федеральными законами.
Устав кредитной организации может также содержать иные положения, не противоречащие федеральным законам (в том числе положения о размере резервного фонда кредитной организации в форме общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью);
4. Бизнес-план кредитной организации, утвержденный общим собранием учредителей кредитной организации (при создании расчетной небанковской кредитной организации приложением к бизнес-плану должно являться положение, регламентирующее порядок проведения расчетов);
5. Протокол общего собрания учредителей кредитной организации, содержащий следующие решения:
о создании кредитной организации;
об утверждении ее наименования;
об утверждении устава кредитной организации;
об утверждении кандидатур для назначения на должности единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа кредитной организации (далее —руководители кредитной организации), главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации;
об утверждении бизнес-плана кредитной организации;
об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации;
об утверждении денежной оценки вкладов учредителей в уставный капитал кредитной организации в виде имущества в неденежной форме;
о назначении лица, уполномоченного подписывать документы, представляемые в Банк России для государственной регистрации кредитной организации;
6. Документы, подтверждающие уплату государственной пошлины за государственную регистрацию кредитной организации (в размере 2 000 руб.) и лицензионного сбора за рассмотрение вопроса о выдаче лицензии на осуществление банковских операций (в размере 0,1% от размера объявленного уставного капитала кредитной организации, указанного в ее уставе);
7. Надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих государственную регистрацию учредителей кредитной организации, либо содержащие такие сведения выписки из соответствующего единого государственного реестра;
надлежащим образом заверенные копии учредительных документов учредителей кредитной организации —юридических лиц либо копии их учредительных документов, выданные уполномоченным регистрирующим органом;
аудиторские заключения о достоверности финансовой отчетности учредителей кредитной организации —юридических лиц с приложением балансов и отчетов о прибылях и убытках за последние три года деятельности;
подтверждения налоговыми органами выполнения учредителями кредитной организации — юридическими лицами обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года;
копии изданий, в которых опубликована бухгалтерская отчетность за последние три года деятельности учредителей кредитной организации —юридических лиц (с указанием номеров изданий и дат опубликования), которые публикуют отчетность;
8. Анкеты кандидатов (соответствующих установленным квалификационным требованиям) на должности руководителей кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, которые должны содержать сведения о наличии у этих лиц:
высшего юридического или экономического образования и опыта руководства таким подразделением не менее двух лет;
судимости (об отсутствии);
9. Надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих право собственности (право аренды) учредителя или иного лица на завершенное строительством здание (помещение), в котором будет располагаться кредитная организация;
обязательство о предоставлении данного здания (помещения) в аренду (субаренду) после государственной регистрации кредитной организации (если здание (помещение) не будет вноситься в качестве вклада в уставный капитал кредитной организации);
согласие арендодателя на предоставление указанного здания (помещения) в субаренду (если здание (помещение) не будет вноситься в качестве вклада в уставный капитал кредитной организации);
10. Документы, необходимые для подготовки заключения о соблюдении кредитной организацией требований к ведению кассовых операций;
11. Уведомление о приобретении более 5% акций (долей) кредитной организации;
12. Заключение федерального антимонопольного органа (в установленных в соответствии с федеральными законами случаях);
13. Документы, необходимые для регистрации первого выпуска акций кредитной организации (при ходатайстве о государственной регистрации кредитной организации в форме акционерного общества);
14. Полный список учредителей кредитной организации на бумажном носителе.
При наличии замечаний по представленным документам, отсутствии полного комплекта документов, территориальное учреждение Банка России возвращает их учредителям кредитной организации с письменным заключением.
Исправленные и повторно представленные в территориальное учреждение Банка России документы считаются вновь поступившими и рассматриваются в установленном федеральными законами и нормативными актами Банка России порядке.
Территориальное учреждение Банка России:
- Рассматривают документы в срок до 3 месяцев с даты представления этих документов;
- Подготавливает либо заключение о соответствии помещений для совершения операций с ценностями требованиям, установленным нормативными актами Банка России,
- Если учредителем кредитной организации является другая кредитная организация, территориальное учреждение Банка России по предполагаемому местонахождению создаваемой кредитной организации запрашивает информацию о финансовом положении кредитной организации - учредителя у территориального учреждения Банка России, осуществляющего надзор за ее деятельностью. Территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации - учредителя, должно направить свое заключение, включающее информацию о выполнении кредитной организацией - учредителем обязательных резервных требований Банка России, не позднее двадцати календарных дней с момента получения указанного запроса.
- Рассмотрение вопроса о соответствии кандидатов на должности руководителей кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации требованиям к квалификации и деловой репутации, установленным Федеральным законом "О банках и банковской деятельности",
- Рассмотрение вопроса о соответствии членов совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации требованиям, установленным статьей 16 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".
При отсутствии замечаний, территориальное учреждение Банка России направляет в Банк России (Департамент допуска и прекращения деятельности финансовых организаций Банка России) заключение, к которому прилагаются документы.
Банк России рассматривает полученные документы в срок, не превышающий шести месяцев с даты представления в территориальное учреждение Банка России по предполагаемому местонахождению создаваемой путем учреждения кредитной организации всех документов,
Банк России (Департамент допуска и прекращения деятельности финансовых организаций Банка России) в течение трех рабочих дней с момента принятия решения о государственной регистрации кредитной организации направляет с сопроводительным письмом в уполномоченный регистрирующий орган по предполагаемому местонахождению создаваемой путем учреждения кредитной организации документы, предусмотренные Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Территориальное учреждение Банка России по местонахождению кредитной организации направляет уведомление в Банк России о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации кредитной организации с указанием в нем основного государственного регистрационного номера кредитной организации и даты его присвоения. Одновременно в Банк России посредством почтовой связи направляются копии документов, полученных от уполномоченного регистрирующего органа, а также оригинал указанного выше уведомления.
Банк России (Департамент допуска и прекращения деятельности финансовых организаций Банка России) не позднее трех рабочих дней со дня получения уведомления, вносит в Книгу государственной регистрации кредитных организаций сведения о государственной регистрации кредитной организации и направляет в территориальное учреждение Банка России по месту нахождения кредитной организации два экземпляра свидетельства Банка России о государственной регистрации кредитной организации.