Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Деньги, кредит, банки

  • 👀 5256 просмотров
  • 📌 5207 загрузок
  • 🏢️ Уральский институт фондового рынка
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Деньги, кредит, банки» pdf
Автономная негосударственная организация высшего образования УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ФОНДОВОГО РЫНКА Кафедра Финансов, учета и ценных бумаг (наименование кафедры) Методические указания к самостоятельной работе студентов по дисциплине «Деньги, кредит, банки» Для направления: Экономика (шифр и наименование направления) Форма обучения: очная, заочная Блок дисциплин: Б1.Б.12 Методические указания утверждены на заседании кафедры финансов, учета и ценных бумаг Протокол заседания № ___от «__»___ 201__ г. Заведующий кафедрой Капустина Ю.А. «___»________201__г. (подпись) (Фамилия И. О.) Согласовано с УМК Ученый секретарь УМК «___»________201___г._________________ (подпись) Яворская О.В. (Фамилия И. О.) Введение Курс дисциплины предполагает ознакомление с основными понятиями функционирования денег, денежной системы, процессов формирования денежного обращения, основными функциями кредита и его видов, сущности и проявления инфляционных процессов, валютных отношений, а также о процессах создания и функционирования банковской системы и роли денег, кредита и банковской системы в регулировании экономических процессов в условиях современной экономики. Изучение дисциплины «Деньги, кредит, банки», призвано помочь в понимании фундаментальных основ денежного обращения, кредита и банковского дела, формирование общих взглядов на суть, значение и направление использования денег, кредита и банков в современной экономике, а также в получении Вами знаний о современном состоянии теории денег и кредита, денежно-кредитной системы, процесса создания и особенностях функционирования банковской системы, акцентируя внимание на роли денег, кредита и банковской системы в регулировании макроэкономических процессов. В результате изучения дисциплины «Деньги, кредит, банки» Вы должны приобрести следующие а) знания: - основные понятия, связанные с денежным обращением, кредитом, деятельностью банков; - теоретические основы сущности денег, кредита, банковской системы и роль этих категорий в развитии национального и мирового хозяйства; - организацию денежного оборота в стране в условиях рыночной экономики, порядок эмиссии наличных и безналичных средств, условия стабилизации денежного обращения; - методы регулирования денежно-кредитной сферы; - основные этапы развития банковской системы страны; - роль и виды кредита, значение кредита в экономике; - методы и модели анализа деятельности коммерческих банков и анализа заѐмщика; - основы функционирования денежно-кредитных отношений в международном экономическом обороте; - функции и роль банков и специализированных кредитно-финансовых организаций; - иные вопросы, связанные с функционированием в рыночной экономике денег, кредита, банков. б) умения: - ориентироваться в вопросах современной теории денег, кредита, банков; - владеть формами и методами использования денег и кредита для регулирования социально-экономических процессов; - анализировать публикации и статистические материалы по денежному обращению, расчѐтам, состоянию денежной сферы, банковской системы; - оценивать роль банков в современной рыночной экономике; - формулировать основные проблемы, с которыми сталкиваются российские банки на современном этапе развития; - использовать на практике методы и модели анализа деятельности коммерческих банков и анализа заѐмщика. в) навыки: - оценки итогов, полученных в процессе проведения анализа, касающегося деятельности банков и в области денежно-кредитной политики; - расчѐта макроэкономических показателей; - принятия оптимальных решений в процессе расчѐтов платѐжеспособности заѐмщиков и максимального размера кредита, а также определения суммы вкладов по различным методикам начисления процентов; - сбора и обработки информации в области денежного обращения, кредита, деятельности банков. ЧАСТЬ 1. Теоретический курс Тема 1. Происхождение, сущность и виды денег Предпосылки возникновения и применения денег. Концепции происхождения денег. Значение появления и применения денег, эволюция форм стоимости; деньги как всеобщий эквивалент. Сущность денег, подходы к изучению сущности денег. Виды денег (металлические, бумажные, кредитные, электронные). Специфика изучения данной темы проявляется в изучении предпосылок возникновения денег и их применения в хозяйственном обороте. Необходимо заострить внимание на существовании нескольких концепции о происхождении денег, а именно рационалистической и эволюционной. При изучении данной темы следует уделить особое внимание изменению форм стоимости в меновом обороте, когда развитие обмена проходит длительную эволюцию. Следует заострить внимание на простой, полной, всеобщей и денежной формах стоимости. Кроме того, необходимо чѐтко представлять продолжение эволюции денежной формы стоимости, которая выразилась в появлении разных видов денег: металлических, бумажных и кредитных. При рассмотрении отдельных видов денег необходимо изучить как исторические стороны их возникновения, так и особенности каждой из них. Например, при изучении металлических денег важно представлять, что существуют полноценные и неполноценные деньги; при изучении бумажных денег, что они являются знаками или представителями металлических, на то, кто является эмитентом, в каком количестве они могут и должны выпускаться; при изучении кредитных денег, какую эволюцию они прошли. Также следует остановиться на изучении сущности денег, на существовании различных подходов и суждений о сущности денег. В рамках данного вопроса рекомендуется уделить внимание эмпирическому, концептуальному и марксистским подходам. После изучения теоретического материала по теме ответьте, пожалуйста, на представленные ниже вопросы. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Что послужило предпосылками к возникновению и применению денег? 2. Каковы основные концепции происхождения денег? 3. Каковы основные этапы форм стоимости? 4. В чѐм состоит суть денег, как всеобщего эквивалента? 5. Назовите основные подходы к изучению сущности денег. 6. Какие основные виды денег существуют? 7. Какие деньги являются полноценными? 8. Что такое неполноценные деньги? 9. Как в России назывались первые бумажные деньги? 10.Что является наиболее совершенной формой кредитных денег? Тема 2. Функции и роль денег в условиях рыночной экономики Функции денег, состав и особенности (мера стоимости; средство обращения; средство накопления; средство платежа; мировые деньги). Роль денег в рыночной экономике. При изучении данной темы необходимо обратить внимание на особенности функций денег, на то, какими деньгами они выполняются в полном объѐме, а какие виды денег выполняют лишь часть функций. Подробное изучение функций денег позволит Вам представлять их роль во взаимосвязи экономических процессов. При изучении меры стоимости следует отметить, что выполнение данной функции возможно, если деньги сами имеют стоимость, что государство для организации обмена устанавливает свою меру стоимости, которая выражается в цене – денежном выражении стоимости товара. Функцию средства обращения следует рассматривать с точки зрения непрерывности процесса обмена, который зависит от ряда факторов (объѐма совершаемых покупок, регулярности выплаты заработной платы, доступности заѐмных денежных средств). При изучении этой функции Вы убедитесь в тесной взаимосвязи покупательной способности потребителя и объѐме денежной массы, а также возможности спада производства и возможному развитию инфляционных процессов. Кроме того, необходимо учитывать специфику функции денег, как средства платежа, которая возникает при разновремѐнности кругооборотов денег и товаров, за счѐт чего осуществляется этот разрыв, и что его возможно сгладить за счѐт кредитования. В результате изучения функции денег как средства накопления Вы узнаете, что такое тезаврация, в частности тезаврация золота, в чѐм еѐ необходимость и важность как для населения, так и для государства в целом. Также Вы узнаете, что функция мировых денег выполняется ключевыми валютами, коллективными валютами, счѐтными единицами. Каким образом происходит формирование коллективных валют. Также следует остановиться на изучении роли денег в экономике, что деньгам принадлежит главная роль, что деньги выступают в качестве связующего звена в экономических отношениях, что деньги обладают способностью становиться самовозрастающей стоимостью – капиталом, что с помощью денег происходит перераспределение национального дохода, что деньги являются объектом денежнокредитного регулирования. После изучения теоретического материала по теме ответьте, пожалуйста, на представленные ниже вопросы. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Какие функции выполняют деньги? 2. В чѐм состоит функция денег, как меры стоимости? 3. В чѐм состоит функция денег, как средства обращения? 4. В чѐм состоит функция денег, как средства накопления? 5. Что такое тезаврация? 6. В чѐм заключается особенность функции денег, как средства платежа? 7. В чѐм заключается функция мировых денег? 8. Что такое валютная корзина? 9. В чѐм заключается основная роль денег в рыночной экономике? Тема 3. Теории денег Металлическая и номиналистическая теории денег, их содержание и представители. Современные теории денег (монетаристская, или количественная: классическая количественная, и кейнсианская, синтетическая), их содержание и представители. При изучении данной темы следует обратить внимание на то, как изменились взгляды на сущность и роль денег в экономике в процессе их эволюции. Кроме того, необходимо учесть различные суждения о сущности и роли денег, о представителях каждой из теорий. В процессе изучения металлистической теории денег необходимо учитывать позиции меркантилистов в Англии (У.Стеффорд, Т.Мэн, Дж.Чайлд), Франции (А.Монкретьен, Ж.Б.Кольбер), Германии (И.Юсти), Италии (Г.Скаруффи, Ф.Галиани), классиков (А.Смит, Дж.Ст.Миль), металлистов. Кроме того, необходимо учесть товарное происхождение денег и то, что первоначальное понимание сущности денег складывалось в условиях обращения металлических денег, что и нашло выражение в формировании металлистической теории денег. При рассмотрении номиналистической теории денег Вам необходимо понимать, что данная теория противостоит металлистической в трактовке сущности денег, т.к. отрицает товарную природу денег и необходимость их внутренней стоимости. Отметьте, что номиналисты отвергают связь денег с благородными металлами и рассматривают их как условные знаки. Наиболее ярким представителем номинализма явился немецкий экономист Г.Кнапп, опубликовавший «Государственную теорию денег», которую впоследствии поддержал Дж.М.Кейнс. При изучении количественной теории денег обратите внимание на идею зависимости между количеством денег в обращении, уровнем товарных цен и стоимостью самих денег. Также, необходимо рассмотреть взгляды философов (Д.Юм, Ш.Монтескье) и экономистов (Д.Рикардо, Дж.Ст.Милль). Необходимо учесть критику количественной теории К.Марксом, рассмотреть количественную теорию денег И.Фишера и др. Следует изучить современные теории денег, например кейнсианскую и еѐ основоположника Дж.М.Кейнса и его теорию предпочтения ликвидности, а также современный монетаризм (М.Фридмен), который выражает сущность денег, как важнейшего инструмента денежно-кредитной политики. После изучения теоретического материала по теме ответьте, пожалуйста, на представленные ниже вопросы. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. В чѐм состоит суть металлистической теории денег. 2. Каких основных представителей металлистической теории денег вы знаете? 3. Что подразумевает номиналистическая теория денег? 4. Кто является основными представителями номиналистической теории? 5. Какие современные теории денег существуют? (Перечислить) 6. В чѐм заключается основная суть количественной теории денег? 7. Кто является основателем количественной теории денег? 8. В чѐм состоит суть кейнсианской теории денег? 9. Кто такие монетаристы? Тема 4. Денежный оборот и денежное обращение. Наличный и безналичный денежный оборот Организация денежных потоков в экономике. Модели кругооборота денег и товаров. Закономерности движения денег. Подходы к изучению денежного оборота (сущностный, воспроизводственный). Эмиссия и выпуск денег в обращение. Порядок осуществления, структура и способы управления наличным и безналичным денежным оборотом. При изучении данной темы следует обратить внимание на организацию денежных потоков в экономике, на взаимосвязь денежного оборота с системой рыночных отношений. Необходимо изучить понятие и содержание денежного оборота. Чтобы проследить организацию денежных потоков, целесообразно разобрать модели кругооборота денег и товаров, в том числе, схему уравновешивания полного кругооборота в экономической системе страны. Кроме того, заострите внимание на подходах к изучению денежного оборота, при которых он рассматривается как совокупный денежный оборот, либо делится на наличный и безналичный денежные обороты. Также, необходимо изучить, каким образом происходит выпуск денег в обращение. Обратите внимание на особенности выпуска наличных денег в обращение в России, на роль центрального банка в налично-денежной эмиссии. Изучив структуру и принципы организации наличного денежного оборота, перейдите к возможности его оптимизации в экономике. При изучении безналичного денежного оборота уделить внимание его характеристике и принципам организации, а также формам проявления платѐжного кризиса и основным направлениям, направленным на уменьшение его влияния на национальную экономику. После изучения теоретического материала по теме ответьте, пожалуйста, на представленные ниже вопросы. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Каким образом происходит организация денежных потоков в экономике? 2. Каковы закономерности движения денег в экономике? 3. В чѐм состоит суть сущностного подхода к изучению денежного оборота? 4. В чѐм заключается воспроизводственный подход к изучению денежного оборота? 5. Как осуществляется процесс выпуска денег обращение? 6. Каким образом осуществляется и управляется наличный денежный оборот? 7. Как происходит осуществление и управление безналичным денежным оборотом? 8. Где меньше издержки обращения – в наличном или безналичном денежных оборотах? Тема 5. Система безналичных расчетов Принципы организации безналичных расчетов. Система безналичных расчетов в РФ. Формы безналичных расчетов. Способы расчетов. Межбанковские расчеты. Спецификой данной темы является переход от общих вопросов организации денежного оборота в экономике к более детальному изучению безналичных расчѐтов. При изучении данной темы необходимо рассмотреть принципы организации безналичных расчѐтов, учитывая их особенности в России. Необходимо уделить внимание правовым аспектам организации безналичных расчѐтов, опираясь на Гражданский кодекс РФ, закон «О центральном банке РФ», закон «О банках и банковской деятельности». Обратите внимание, что для осуществления безналичных расчѐтов необходимо открытие банковских счетов, какие обязательства выполняет банк при осуществлении безналичных расчѐтов, какие документы необходимы для открытия счетов. Изучите правила, обязательные к исполнению при проведении безналичных расчѐтов. Кроме того, при изучении данной темы следует уделить внимание формам безналичных расчѐтов, принятых в РФ, а именно, расчѐты с помощью платѐжных поручений, платѐжных требований, платѐжных требований-поручений, аккредитивов, инкассо, чеков. Также, заострите внимание на особенностях проведения межбанковских расчѐтов: расчѐты через системы прямых корреспондентских отношений, с открытием корреспондентских счетов «лоро» и «ностро»; расчѐты через расчѐтнокассовые центры (РКЦ) в том случае, когда банки обслуживаются в одном, либо разных РКЦ; расчѐты с использованием клиринга, т.е. зачѐта взаимных требований через специализированные расчѐтные центры. После изучения теоретического материала по теме ответьте, пожалуйста, на представленные ниже вопросы. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Каковы принципы организации безналичных расчѐтов? 2. Каков порядок осуществления безналичных расчѐтов в РФ? 3. Какие основные формы безналичных расчѐтов существуют? 4. Каким образом осуществляются расчѐты с помощью платѐжного поручения? 5. Как происходят расчѐты при помощи платѐжного требования-поручения? 6. Что такое аккредитив? 7. Что такое инкассо? 8. Как происходят расчѐты чеком? 9. Каковы основные банковские счета? Дайте характеристику. 10.Что такое безакцептное списание средств со счѐта? 11.Какие виды межбанковских расчѐтов существуют? 12.Что такое счѐт ЛОРО? 13.Что такое счѐт НОСТРО? 14.Какие формы безналичных расчѐтов наиболее перспективны для клиентов российских банков? 15.Каким образом осуществляются межбанковские расчѐты в РФ? Тема 6. Денежная масса, показатели еѐ объѐма и структуры в РФ Схема формирования денежных агрегатов в России (М0, М1, М2, М2х). Денежная масса. Денежная база. Банковский мультипликатор. Денежный мультипликатор. Скорость обращения денег. Специфика темы заключается в особенности структуры денежной массы при различных подходах к еѐ измерению, а также в формировании денежных агрегатов в экономике разных стран. При изучении данной темы необходимо обратить внимание на структуру денежной массы, на принцип убывания ликвидности при формировании денежных агрегатов, а также представлять, для чего необходимо их использование. Вам необходимо изучить особенности построения денежных агрегатов в РФ согласно следующей схеме: М0 М1 М2 М2Х «Наличные «Деньги» «Денежная масса «Широкие деньги в (национальное деньги» обращении» определение)» Банкноты монеты и вне банков М0 + депозиты до востребования М1 + срочные и сберегательные депозиты М2 + депозиты в иностранной валюте Следует учесть, что существует, также, агрегатный показатель Денежная база, который использует ЦБ РФ для мониторинга экономических процессов. Данный показатель, используется в широком и узком определении. (При изучении агрегатных показателей денежной массы целесообразно воспользоваться официальным сайтом ЦБ РФ (www.cbr.ru)). Кроме того, обратите внимание, что существуют показатели, которые позволяют отслеживать изменение денежной массы и скорость еѐ обращения, а именно: а) банковский мультипликатор, который рассчитывается по формуле: Бм = 1/Норма обязательных резервов б) денежный мультипликатор, показывающий влияние денежной базы на объѐм денежной массы: Дм = М2/Денежная база в) скорость обращения денег, который показывает число оборотов денежной массы за период: V = ВВП/М2 После изучения теоретического материала по теме ответьте, пожалуйста, на представленные ниже вопросы. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Для чего необходимы денежные агрегаты? 2. Что включает в себя денежный агрегат М0 ? 3. Из чего состоит денежный агрегат М1? 4. Какие компоненты включены в денежный агрегат М2 ? 5. Что включается в денежный агрегат М2х? 6. Что такое денежная масса? 7. Что такое денежная база? 8. В чѐм состоит суть банковского мультипликатора? 9. Каким образом рассчитывается банковский мультипликатор? 10.Что такое денежный мультипликатор? 11.Как рассчитывается денежный мультипликатор? 12.Что показывает скорость обращения денег и как она рассчитывается? Тема 7. Закон денежного обращения и методы государственного регулирования денежного оборота Закон денежного обращения. Количество денег необходимых для обращения. Методы государственного регулирования денежного оборота. Специфика изучения данной темы заключается в использовании агрегатных показателей для определения количества денежной массы, необходимой для обращения в стране. При изучении данной темы следует учесть, что существует несколько способов расчѐта количества денег. Необходимо вспомнить количественную теорию денег Фишера. Изучить закон К.Маркса, суть которого состоит в том, что количество денег, необходимых для выполнения функции средства обращения, должно быть равно сумме цен реализуемых товаров, делѐнной на число оборотов одноимѐнных денежных единиц. Кроме того, необходимо отметить, что, изменяя тот или иной инструмент денежно-кредитной политики, можно воздействовать на денежную массу. Следует рассмотреть основные методы государственного регулирования денежного оборота, которую применяет центральный банк, а именно: - процентную политику; - политику обязательного регулирования; - депозитную политику; - операции на открытом рынке; - валютное регулирование и контроль; - политику прямых количественных ограничений. После изучения теоретического материала по теме ответьте, пожалуйста, на представленные ниже вопросы. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Кто впервые открыл и сформулировал закон денежного обращения? 2. Как рассчитывается количество денег необходимых для обращения по формуле Маркса? 3. Каким образом выглядит формула Фишера? 4. Какие основные методы государственного регулирования денежного оборота существуют? (Перечислить). 5. В чѐм заключается метод процентной политики? 6. В чѐм состоит политика обязательного резервирования? 7. Что собой представляют операции на открытом рынке? 8. Как осуществляется депозитная политика? 9. В чѐм заключается валютное регулирование и валютный контроль? 10.Что такое политика прямых количественных ограничений? Тема 8. Денежная система Понятие денежной системы. Элементы денежной системы. Типы денежных систем. Неметаллическая денежная система. Металлическая денежная система. Биметаллическая денежная система (двойной, параллельной валюты; подчиненной, «хромающей» валюты). Монометаллическая денежная система (золотомонетный стандарт, золотослитковый стандарт, золотодевизный (золотовалютный) стандарт). Денежная система России. Денежные системы разных стран, их особенности. Специфика изучения данной темы заключается в изучении различных типов денежных систем (ДС) и их особенностей. При изучении темы следует уделить внимание, что исторически возникает форма организации денежного обращения, она в стране закрепляется и регулируется национальным законодательством. Кроме того, следует изучить основные элементы денежной системы: принципы организации ДС, денежная единица, масштаб цен, виды денег, находящихся в обращении, эмиссия денег, методы регулирования денежного обращения. Необходимо также изучить различные типы денежных систем, в частности, неметаллическую ДС (систему бумажно-кредитного обращения) и металлическую ДС. Рассматривая металлическую ДС, следует обратить внимание на то, что существуют разновидности золотого монометаллизма: золотомонетный стандарт, золотослитковый стандарт, золотодевизный (золотовалютный) стандарт. А также разновидности биметаллизма: система параллельной валюты, система двойной валюты, система «хромающей валюты». Изучив элементы денежных систем, Вы можете рассмотреть устройство денежной системы России, еѐ особенности и отличие от денежных систем других стран. Следует обратить внимание на изучение денежных систем разных стран. После изучения теоретического материала по теме ответьте, пожалуйста, на представленные ниже вопросы. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Что такое денежная система? 2. Какие типы денежных систем существуют и в чѐм их различия? 3. Каковы элементы денежной системы? 4. Что такое биметаллизм? 5. Какие разновидности биметаллизма существуют? 6. Что такое монометаллизм? 7. Какие золотые стандарты существуют при монометаллизме? 8. Каковы основные элементы и принципы функционирования денежной системы России? 9. Каковы особенности денежных систем разных стран? Тема 9. Инфляция Сущность инфляции, факторы ее определяющие. Классификация форм инфляции. Методы антиинфляционной политики государства в рыночной экономике. Специфика изучения темы заключается в раскрытии понятия инфляции, как нарушения экономических процессов, приводящих к снижению покупательной способности денег. При изучении данной темы, при раскрытии понятия инфляции следует обратить внимание на то, что в экономике возникают диспропорции в процессе общественного воспроизводство, что приводит к росту цен и обесценению денег. Кроме того, необходимо заострить внимание на причинах появления инфляции, на еѐ формы, на том, что инфляция свойственна любым моделям экономического развития. Следует отметить, что государство может использовать инфляционный процесс как способ борьбы с безработицей. Необходимо изучить инфляцию спроса, которая вызывается денежными факторами и инфляцию издержек, вызванную неденежными факторами. Вам следует иметь представление о классификации инфляционных процессов и особенности форм инфляции. Здесь следует классифицировать инфляцию по причинам, еѐ вызвавшим (ценовая, подавленная, комбинированная), по степени интенсивности процесса (нормальная, ползучая, галопирующая, гиперинфляция) Также, необходимо изучить особенности инфляции в России, особенно в период перехода к рыночной экономике. Рассмотрите, в чѐм выражаются социальноэкономические последствия инфляции. Особое внимание антиинфляционной уделите политики, изучению проводимой понятия, государством цели для и методов поддержания национальной валюты и стабилизации экономики в стране. Отметьте основные методы, направленные на устранение инфляции, а именно, рестрикционной фискальной политике, дефляционной политике, стагфляционной политике, политике доходов, форме сдерживания контролируемого роста цен, конкурентному стимулированию производства. Обратите внимание на то, что к универсальным антиинфляционным мерам можно также отнести денежные реформы, стабилизирующие денежное обращение путѐм изменения масштаба цен и стабилизации валютного курса, к которым относятся: девальвация, ревальвация, деноминация и нуллификация. После изучения теоретического материала по теме ответьте, пожалуйста, на представленные ниже вопросы. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Что такое инфляция? 2. Каковы причины инфляции? 3. Какие виды инфляции различают? 4. Какими факторами характеризуется инфляция спроса? 5. Какими факторами вызвана инфляция издержек? 6. Какова классификация инфляционных процессов? 7. Что такое ценовая инфляция? 8. Что такое подавленная инфляция? 9. Какими факторами вызвана комбинированная инфляция? 10.Какой бывает инфляция по степени интенсивности? (Перечислить) 11.Какая инфляция считается нормальной? 12.Что такое ползучая инфляция? 13.Какая инфляция называется галопирующей? 14.Что такое гиперинфляция? 15.В чѐм заключается цель антиинфляционной политики? 16.Какие методы антиинфляционной политики существуют? 17.В чѐм особенность дефляционной политики? 18.Что такое политика доходов? 19.На чѐм основана стагфляционная политика? 20.Что такое форма контролируемого роста цен? 21.Что такое конкурентное стимулирование производства? 22.Какие универсальные антиинфляционные меры существуют? В чѐм их суть? Тема 10. Валютные отношения и валютная система Понятие, элементы валютной системы. Эволюция мировой валютной системы (Парижская, Генуэзская, Бреттон-Вудская, Ямайская, Европейская валютные системы). Регулирование валютных операций. Международные финансово-кредитные отношения. Специфика изучения данной темы является обобщение и систематизация знаний о денежных системах, их элементах, особенностях и перспективах развития в рамках международных отношений. При изучении данной темы следует уделить внимание международным валютным отношениям, а также понятию валютной системы, основным еѐ составляющим – элементам. Кроме того, необходимо проследить эволюцию развития мировой валютной системы по следующим этапам: парижская, генуэзская, бреттон-вудская, ямайская, европейская. Обратите внимание на причины возникновения, периоды существования, денежные системы, особенности и др. Также, изучите специфику проведения и регулирования валютных операций, международных расчѐтов. Обратите внимание на понятие и основные статьи платѐжного баланса. Необходимо изучить основных участников международных расчѐтов, а также мировые финансовые институты. После изучения теоретического материала по теме ответьте, пожалуйста, на представленные ниже вопросы. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Что такое валютная система? 2. Какие элементы включает в себя национальная валютная система? 3. Что такое валютный курс? 4. В чѐм состоит суть международных валютных отношений? 5. Каковы основные этапы эволюции мировой валютной системы? 6. На чѐм основана парижская валютная система? 7. В чѐм состоит особенность генуэзской валютной системы? 8. В чѐм суть бреттон-вудской валютной системы? 9. На чѐм основана ямайская валютная система? 10.Каковы принципы организации европейской валютной системы? 11.Что такое мировые финансово-кредитные отношения? 12.Какие функции выполняет мировой финансовый рынок? 13.Кто является основными участниками международных отношений? 14.Какие международные финансовые институты существуют? Тема 11. Кредит и его функции Экономическая сущность кредита. Функции кредита. Свойства кредита. Принципы кредита. Формы и виды кредита. Специфика изучения данной темы заключается в том, чтобы определить, почему кредит является элементом экономического развития, раскрыть сущность кредита, его особенность, отличие от других финансовых отношений. При изучении темы следует обратить внимание на необходимость кредита в экономике, сущность кредита, на его отличие от денежных отношений, которые проявляются в различие состава участников, отсрочке платежей, различии потребительских стоимостей, форме движения. Кроме того, уделите внимание изучению структуры кредита, в т.ч. субъектам кредитных отношений. Также необходимо изучить, какие функции выполняет кредит в экономических условиях: аккумуляция временно свободных денежных средств, перераспределительная, замещения наличных денег и сокращения издержек обращения. Необходимо изучить свойства, а также основные принципы кредита – возвратность, срочность, платность. Достаточно объѐмной частью данной темы является изучение форм и видов кредита. Необходимо чѐтко классифицировать кредит по основным его формам и видам. После изучения теоретического материала по теме ответьте, пожалуйста, на представленные ниже вопросы. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. В чѐм состоит суть кредита? 2. В чѐм заключаются основные отличия кредита от остальных финансовых отношений? 3. Кто является субъектами кредитных отношений? 4. Какие функции выполняет кредит? 5. Каковы свойства кредита? 6. В чѐм состоят принципы кредитования? 7. Какие основные формы кредита существуют? 8. Какие виды кредита существуют? 9. Что такое международный кредит? 10.Что такое межбанковский кредит? 11.Какой кредит называется государственным? 12.Что такое банковский кредит? 13.Что такое потребительский кредит? 14.Какой кредит называется ипотечным? Тема 12. Ссудный процент Сущность ссудного процента. Функции и границы ссудного процента. Классификация форм ссудного процента. Виды процентных ставок. Банковский процент. Спецификой данной темы является изучение природы ссудного процента. При изучении данной темы следует обратить внимание на сущность ссудного процента, на существующие теории ссудного процента: марксистскую, теорию предельной полезности, теорию чистой производительности капитала. Уделите внимание основным функциям и роли ссудного процента. Кроме того, необходимо изучить формы ссудного процента, которые классифицируются по ряду признаков, в том числе формам кредита, видам операций кредитного учреждения, видам инвестиций с привлечением кредита, срокам кредитования. Обратите внимание, что наличие различных форм ссудного процента на практике определяет многообразие процентных ставок. Также, изучите экономическую основу формирования уровня ссудного процента. Особое внимание уделите формированию уровня рыночных процентных ставок. Кроме того, необходимо изучить виды процентных ставок, особенно банковскому проценту. После изучения теоретического материала по теме ответьте, пожалуйста, на представленные ниже вопросы. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Что такое ссудный процент? 2. Какие функции выполняет ссудный процент? 3. Какова классификация форм ссудного процента? 4. Что такое норма процента и как она исчисляется? 5. Что такое номинальная процентная ставка? 6. Что такое реальная процентная ставка? 7. Какие факторы влияют на величину ссудного процента? 8. Какая форма ссудного процента является наиболее распространѐнной? Тема 13. Понятие, происхождение и сущность банков Предпосылки возникновения и этапы развития банковского дела. Формирование банковской системы России. Организационно-правовые основы банковского дела в РФ. Спецификой изучения темы является детализация знаний об исторических предпосылках развития банковского дела. При изучении данной темы необходимо освоить основные этапы зарождения банков и банковского дела, изучить, когда появилось упоминание о первых банковских операциях, на каком этапе развития общества банковское дело являлось наиболее престижным. Кроме того, необходимо изучить особенности становления банков в России. После этого, целесообразно рассмотреть вопросы о становлении и развитии банковской деятельности в России. Необходимо изучить четкие различия деятельности банков в плановой экономике и банковскую деятельность в условиях рыночной экономики. Также, изучите основные нормативно-правовые акты, которые регламентируют деятельность российских банков в настоящее время, учитывая, что существуют внутренние и внешние правовые акты, регулирующие банковскую деятельность. После изучения теоретического материала по теме ответьте, пожалуйста, на представленные ниже вопросы. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Что такое банк в современном понимании? 2. Каковы предпосылки возникновения банков? 3. В чѐм заключалась деятельность средневековых банков? 4. Когда возникли попытки создания банков в России? 5. Что такое коммерческий банк? 6. Совокупность каких операций определяет деятельность банка? 7. В чѐм состоит отличительная особенность банков от других финансовых институтов? 8. Как складывалось формирование банковской системы России? 9. Какие основные нормативные акты регламентируют деятельность банков в России? Тема 14. Банковские системы Типы банковских систем (американская модель, европейская модель банковской системы). Особенности организации банковских систем зарубежных стран: банковская система США, банковская система Великобритании, банковская система Франции, банковская система Германии, банковская система Японии и т.д. Спецификой изучения данной темы является изучение особенностей устройства банковских систем разных стран. При изучении банной темы необходимо обратить внимание на понятие банковской системы, на еѐ составляющие. Кроме того, изучите основные типы банковских систем, их модели – американскую, европейскую. Также, изучите особенности организации банковских систем зарубежных стран, а именно БС США, БС Великобритании, БС, Франции, БС Германии, БС Японии и других стран. Изучите основные элементы банковских систем, их основные отличия от других. После изучения теоретического материала по теме ответьте, пожалуйста, на представленные ниже вопросы. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Что такое банковская система? 2. В чѐм состоит отличие различных моделей банковских систем? 3. Каковы основные элементы банковской системы? 4. Какова особенность американской модели банковской системы? 5. Какова особенность европейской модели банковской системы? 6. Как организована банковская система США? 7. В чѐм особенность банковской системы Великобритании? 8. Из каких основных звеньев состоит банковской системы Франции? 9. Как организована банковская система Германии? 10. В чѐм состоит особенность организации банковской системы Японии? Тема 15. Структура банковской системы России Банковская система СССР. Этапы становления банковской системы России. Основные звенья, входящие в банковскую систему России. Небанковские кредитные организации: отличие от коммерческих банков, функции и роль в банковской системе, основные банковские операции, выполняемые небанковскими кредитными организациями. Спецификой изучения данной темы является сравнительный анализ банковской системы СССР и банковской системы России на современном этапе развития. При изучении данной темы необходимо изучить, какие элементы банковской системы СССР существовали. Каким образом происходили кредитные отношения при плановой экономике, какое звено было главенствующим, в чѐм заключались основные банковские операции. Также, изучите, что послужило предпосылками перестройки банковской системы, каковы были еѐ основные этапы. Какие основные отличия наметились в банковской системе при рыночных отношениях и в чѐм основные отличия от банковской системы при плановой экономике. Кроме того, необходимо изучить устройство банковской системы России, еѐ основные звенья, их функции и специфику. Изучите элементы банковской системы России: эмиссионный институт, коммерческие банки с их основными разновидностями, небанковские кредитные организации, учитывая их отличия от коммерческих банков, а также, основные банковские объединения и то, для чего они создаются. После изучения теоретического материала по теме ответьте, пожалуйста, на представленные ниже вопросы. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Что собой представляла банковская система СССР? 2. Каковы основные этапы становления современной банковской системы? 3. Сколько уровней в банковской системе России? 4. Какие основные звенья входят в банковскую систему России? 5. Какой кредитный институт является главным в банковской системе России? 6. Что такое небанковские кредитные организации? В чѐм их отличие от коммерческих банков? 7. Какие операции выполняют небанковские кредитные организации? 8. Какие виды коммерческих банков существуют? 9. Какие коммерческие банки преобладают в банковской системе России? Почему? 10.Какие виды объединений кредитных институтов существуют? В чѐм их суть? Тема 16. Сущность и функции Центрального Банка Сущность центральных банков. Задачи и функции ЦБ РФ. Структура ЦБ РФ. Основные направления денежно-кредитной политики ЦБ РФ. Спецификой изучения темы является то, что центральные банки в большинстве банковских систем являются эмиссионными институтами, наделѐнными такими полномочиями в отличие от других финансовых институтов. При изучении данной темы необходимо рассмотреть общую характеристику центральных банков. Следует заострить внимание на изучении цели, задач и функций центральных банков, а в частности, Центрального банка РФ. Кроме того, необходимо изучить основные методы денежно-кредитной политики, которую в большинстве стран осуществляет центральный банк. Изучите, также, особенности деятельности Банка России, в частности обратите внимание на его структуру, элементы, которые в неѐ входят. На то, какие методы использует Банк России для поддержания национальной экономики, какие операции выполняет и др. После изучения теоретического материала по теме ответьте, пожалуйста, на представленные ниже вопросы. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. В чѐм заключается сущность центрального банка? 2. Какую роль выполняет Центральный банк в банковской системе РФ? 3. Каковы основные задачи ЦБ РФ? 4. В чѐм заключаются функции ЦБ РФ? 5. Каковы основные составляющие в структуре ЦБ РФ? 6. Какие основные методы денежно-кредитной политики существуют? 7. Что такое ставка рефинансирования? 8. Что такое ломбардный кредит ЦБ РФ? Тема 17. Коммерческие банки Понятие кредитной организации и коммерческого банка. Принципы деятельности коммерческих банков в России. Основные отличия коммерческих банков от небанковских кредитных организаций. Структура и функции коммерческих банков. Формирование и использование ресурсов коммерческого банка. Спецификой изучения темы является изучение кредитной организации и основных банковских операций. основных принципов При изучении данной темы необходимо обратить внимание на понятие кредитной организации в целом и коммерческого банка в частности. Необходимо также изучить основные принципы деятельности коммерческих банков, а именно, какие ресурсы использует банк в своей деятельности, как строятся отношения с клиентами банка, каким образом государство воздействует на деятельность коммерческого банка. Кроме того, изучите, в чѐм заключаются особенности коммерческого банка как субъекта экономики, в чѐм состоят основные отличия деятельности коммерческого банка от любого другого финансового института, а именно от небанковской кредитной организации. Рассмотрите типовую структуру коммерческого банка. Уделите внимание изучению функций коммерческого банка. Также необходимо изучить, в чѐм заключаются особенности устойчивого развития коммерческого банка и роль политики банка в обеспечении его устойчивости. Обратите внимание на то, каким образом происходит формирование и использование коммерческого банка. После изучения теоретического материала по теме ответьте, пожалуйста, на представленные ниже вопросы. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Что такое кредитная организация? 2. Что такое коммерческий банк? 3. В чѐм состоит отличие коммерческого банка от небанковской кредитной организации? 4. Какова типовая структура коммерческого банка? 5. Какие основные функции выполняет коммерческий банк? 6. Каким образом формируются ресурсы коммерческого банка? 7. Как используются ресурсы коммерческого банка? 8. Что такое собственные средства коммерческого банка? 9. Что собой представляют привлечѐнные средства коммерческого банка? Тема 18. Операции коммерческих банков Основные операции и услуги, выполняемые коммерческими банками: перечень, характеристика коммерческого и порядок банка. проведения. Активные Расчетно-кассовые операции: и пассивные порядок операции проведения. Депозитные операции: классификация, порядок проведения. Кредитные операции: свойства, виды, принципы, классификация. Риски, связанные с проведением кредитных операций, и способы их минимизации. Спецификой темы является изучение банковских операций, как специфического субъекта финансовых отношений. При изучении данной темы необходимо уделить внимание на то, что все операции коммерческого банка делятся на три основные группы: активные, пассивные и активно-пассивные, в т.ч. посреднические. Необходимо изучить характеристику проведения этих видов операций. Изучите перечень основных операций, выполняемых коммерческими банками. Также необходимо охарактеризовать современные банковские операции и услуги и их особенности. Уделите внимание изучению: кредитных, депозитных, расчѐтных, кассовых, валютных, инвестиционных и фондовых, лизинговых операций. Услугам, которые предоставляет коммерческий банк: приѐм обязательств и выдача гарантий, трастовые услуги, факторинговые операции, форфейтинг, консультационные и другие. Кроме того, необходимо заострить внимание на рисках, связанных с проведением основных операций коммерческих банков и возможностью их преодоления. Рассмотрите, каким образом банк обеспечивает своѐ устойчивое развитие. После изучения теоретического материала по теме ответьте, пожалуйста, на представленные ниже вопросы. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Какие операции выполняют коммерческие банки? 2. Какие операции коммерческого банка называются активными? 3. Какие операции называются пассивными? 4. Каким образом осуществляются расчѐтно-кассовые операции? 5. Что такое депозитные операции? 6. Какие депозитные операции осуществляются коммерческими банками России? 7. Каким образом осуществляются депозитные операции? 8. Что такое кредитные операции? 9. Какие виды кредитных операций выполняют коммерческие банки? 10.Каковы принципы осуществления кредитных операций коммерческими банками? 11. В чѐм состоят риски проведения кредитных операций? 12.Каким образом коммерческий банк минимизирует риски, связанные с кредитованием? ЧАСТЬ 2. Семинарские занятия Тема 1. Происхождение, сущность и виды денег - Предпосылки возникновения и применения денег, эволюция форм стоимости. - Подходы к изучению сущности денег. - Виды денег: Металлические деньги. Бумажные деньги. Кредитные деньги. Для подготовки к семинарскому занятию по теме, пожалуйста, после изучения теоретического материала по теме и ответа на контрольные вопросы, попытайтесь выполнить задания и обоснованно ответить на приведенные ниже проблемные вопросы. 1. На основании изученного материала составьте таблицу изменения форм стоимости, используя следующие показатели: - название формы стоимости; - период существования; - предпосылки возникновения; - средства обмена. 2. Какие виды денег существуют в настоящее время в России? Тема 2. Функции и роль денег в условиях рыночной экономики - Функции денег: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средства сбережения, мировые деньги. - Роль денег в условиях рыночной экономики. Для подготовки к семинарскому занятию по теме, пожалуйста, после изучения теоретического материала по теме и ответа на контрольные вопросы, попытайтесь выполнить задания и обоснованно ответить на приведенные ниже проблемные вопросы. 1. На примере, проследите роль денег как капитала или самовозрастающей стоимости, проявляющейся через их функции. 2. Определите, какие функции выполняют деньги в следующих случаях: а) У вас в кошельке есть 1000 рублей. б) Вы покупаете в магазине телевизор за 20000 рублей. в) Булка хлеба стоит 20 рублей. г) Вы хотите купить телевизор за 50000 рублей, но у вас есть только 30000 рублей. д) Вы отправляетесь в заграничную поездку и обмениваете рубли на евро. е) Вы приобретаете в Сберегательном банке золотые монеты. ж) У вас дома лежат золотые монеты. з) Вы говорите другу, что билет на концерт можно купить за 2500 рублей. и) Вы берете кредит в коммерческом банке на покупку автомобиля. к) Ваша фирма приобретает импортное оборудование стоимостью 10000 евро. Тема 3. Теории денег - Металлическая теория денег. - Номиналистическая теория денег. - Современные теории денег: монетаристская, или количественная (классическая количественная и кейнсианская), синтетическая. Для подготовки к семинарскому занятию по теме, пожалуйста, после изучения теоретического материала по теме и ответа на контрольные вопросы, попытайтесь выполнить задания и обоснованно ответить на приведенные ниже проблемные вопросы. 1. Обоснуйте, в чем причина множественности теорий денег. 2. Раскройте суть современной синтетической теории денег. 3. Охарактеризуйте существующие теории денег. Тема 4. Денежный оборот и денежное обращение. Наличный и безналичный денежный оборот - Организация денежных потоков в экономике. - Подходы к изучению денежного оборота. - Наличный денежный оборот, схемы осуществления и способы управления НДО. - Безналичный денежный оборот, схемы осуществления и способы управления БДО. Для подготовки к семинарскому занятию по теме, пожалуйста, после изучения теоретического материала по теме и ответа на контрольные вопросы, попытайтесь выполнить задания и обоснованно ответить на приведенные ниже проблемные вопросы. 1. Деньги и финансовые рынки в кругообороте доходов и продуктов. 2. Основные элементы кругооборота доходов и продуктов. Роль денег в кругообороте. 3. Функции финансовых рынков в связи со сбережениями и инвестициями. 4. Роль государственного сектора в кругообороте. 5. Основные взаимодействия внутренней национальной экономической системы с мировой экономической системой. 6. Формы наличного денежного оборота и способы управления им. 7. Способы управления безналичным денежным оборотом. Тема 5. Система безналичных расчетов - Основные принципы организации безналичных расчетов в РФ. - Формы и способы безналичных расчетов в РФ. - Межбанковские расчеты. Для подготовки к семинарскому занятию по теме, пожалуйста, после изучения теоретического материала по теме и ответа на контрольные вопросы, попытайтесь выполнить задания и обоснованно ответить на приведенные ниже проблемные вопросы. 1. Расчеты электронными деньгами. 2. Заполните бланки платѐжных документов установленной формы. Тема 6. Денежная масса, показатели ее объема и структуры в РФ - Формирование денежных агрегатов в России. - Денежная масса, денежная база. Денежный мультипликатор, банковский мультипликатор. Скорость обращения денег. - Решение задач. Для подготовки к семинарскому занятию по теме, пожалуйста, после изучения теоретического материала по теме и ответа на контрольные вопросы, попытайтесь выполнить задания и обоснованно ответить на приведенные ниже проблемные вопросы. 1. Охарактеризуйте денежную массу РФ за последние два года. 2. Проведите сравнительный анализ по годам, сделайте выводы и выявите тенденции, характеризующие агрегат М2. 3. Рассчитайте скорость обращения денег за исследуемый период, сделайте выводы об изменении показателя. 4. Решите задачу: Используя данные ЦБ РФ за текущий год найти: 1) банковский мультипликатор; 2) денежный мультипликатор; 3) скорость обращения денег Тема 7. Закон денежного обращения и методы государственного регулирования денежного оборота - Закон денежного обращения (теория Маркса, теория Фишера.) - Основные методы государственного регулирования денежного оборота. - Решение задач. Для подготовки к семинарскому занятию по теме, пожалуйста, после изучения теоретического материала по теме и ответа на контрольные вопросы, попытайтесь выполнить задания и обоснованно ответить на приведенные ниже проблемные вопросы. 1. Выявите закономерность, отмечаемую законом денежного обращения. 2. На основании статистических материалов, размещенных на официальном сайте ЦБ РФ, проведите анализ основных методов регулирования денежного оборота. 3. Решите задачу: Средневзвешенный уровень цен товаров – 2500 млрд. руб., денежная масса – 1050 млрд. руб., объем национального продукта за год – 2200 млрд. Определите количество денег, необходимых для обращения. Тема 8. Денежные системы - Понятие, элементы и типы денежных систем. - Неметаллическая денежная система. - Металлическая денежная система: а) Монометаллическая; б) Биметаллическая. Для подготовки к семинарскому занятию по теме, пожалуйста, после изучения теоретического материала по теме и ответа на контрольные вопросы, попытайтесь выполнить задания и обоснованно ответить на приведенные ниже проблемные вопросы. 1. Характеристика денежной системы Российской Федерации 2. На основе самостоятельно изученных характеристик денежных систем ряда развитых стран составьте таблицу по следующим показателям: - наименование страны; - денежная единица; - масштаб цен; - виды обращающихся денег; - эмиссионная система; - инструменты денежно-кредитного регулирования; - денежные агрегаты. Тема 9. Инфляция - Сущность и факторы, определяющие инфляцию. - Формы инфляции и их классификация. - Методы антиинфляционной политики государства. - Решение задач. Для подготовки к семинарскому занятию по теме, пожалуйста, после изучения теоретического материала по теме и ответа на контрольные вопросы, попытайтесь выполнить задания и обоснованно ответить на приведенные ниже проблемные вопросы. 1. Рассчитайте годовой уровень инфляции, используя статистические данные об уровне инфляции за каждый месяц прошлого года. 2. Сравните рассчитанный годовой уровень инфляции с планируемым, в начале исследуемого периода. Тема 10. Валютные отношения и валютная система - Понятие и элементы валютной системы. - Эволюция мировой валютной системы. - Регулирование валютных операций. - Международные валютно-финансовые отношения. Для подготовки к семинарскому занятию по теме, пожалуйста, после изучения теоретического материала по теме и ответа на контрольные вопросы, попытайтесь выполнить задания и обоснованно ответить на приведенные ниже проблемные вопросы. 1. Охарактеризуйте мировые валютные системы, расположив их в хронологическом порядке: составьте таблицу, используя следующие показатели: - наименование МВС; - место создания; - год создания; - цели создания; - на каком стандарте основана; - год отмены. 2. На основании материалов официального сайта ЦБ РФ (www.cbr.ru): - проанализируйте платежный баланс РФ в динамике за последние два года и сделайте выводы об изменениях; - выделите проблемы внешней задолженности России. 3. Систематизируйте информацию о международных финансовых институтах, составив таблицу, используя следующие показатели: - наименование института; - год создания; - цели создания; - целевой характер предоставляемых кредитов; - характеристика кредитов по срокам; - вид обеспечения. Тема 11. Кредит и его функции - Экономическая сущность и функции кредита. - Свойства и принципы кредита. - Формы и виды кредита. Для подготовки к семинарскому занятию по теме, пожалуйста, после изучения теоретического материала по теме и ответа на контрольные вопросы, попытайтесь выполнить задания и обоснованно ответить на приведенные ниже проблемные вопросы. Охарактеризуйте виды кредита, заполнив следующую таблицу: Вид кредита Кредитор Заемщик Форма передачи Инструмент средств Тема 12. Ссудный процент - Сущность ссудного процента. - Классификация форм ссудного процента. - Перераспределительная и стимулирующая функции ссудного процента. - Экономические (нижняя, верхняя) границы ссудного процента. - Виды процентных ставок. - Банковский процент. Для подготовки к семинарскому занятию по теме, пожалуйста, после изучения теоретического материала по теме и ответа на контрольные вопросы, попытайтесь выполнить задания и обоснованно ответить на приведенные ниже проблемные вопросы. 1. Процентные ставки, устанавливаемые центральными банками. 2. Ставки межбанковского рынка. 3. Ставки по клиентским операциям: депозитная, кредитная. 4. Процентный риск (процентная маржа, спрэд, ГАП-метод управления процентным риском). Тема 13. Понятие, происхождение и сущность банков - Предпосылки возникновения и этапы развития банковского дела. - Формирование банковской системы России. - Организационно-правовые основы банковского дела. Для подготовки к семинарскому занятию по теме, пожалуйста, после изучения теоретического материала по теме и ответа на контрольные вопросы, попытайтесь выполнить задания и обоснованно ответить на приведенные ниже проблемные вопросы. 1. Опишите особенности возникновения и формирования банковского дела по этапам. 2. Отразите в таблице этапы формирования банковской системы России по следующим критериям: - период формирования; - предпосылки формирования; - виды банковских операций; - особенности структуры. 3. Изучите основные нормативно-правовые источники, регламентирующие деятельность банков в РФ. Тема 14. Банковские системы - Типы банковских систем. - Особенности организации банковских систем зарубежных стран. Для подготовки к семинарскому занятию по теме, пожалуйста, после изучения теоретического материала по теме и ответа на контрольные вопросы, попытайтесь выполнить задания и обоснованно ответить на приведенные ниже проблемные вопросы. 1. Институциональные компоненты, составляющие банковскую систему. 2. Классификация банковских систем. 3. Модели банковских систем. 4. На основании вышеуказанных критериев, охарактеризуйте банковские системы следующих стран: США, Великобритании, Канады, Франции, Италии, Германии, Японии, Китая и др., и выявить их особенности. Тема 15. Структура банковской системы России - Банковская система СССР. - Этапы становления банковской системы России. - Основные звенья, входящие в банковскую систему России. Для подготовки к семинарскому занятию по теме, пожалуйста, после изучения теоретического материала по теме и ответа на контрольные вопросы, попытайтесь выполнить задания и обоснованно ответить на приведенные ниже проблемные вопросы. 1. Дайте сравнительную характеристику банковской системы СССР в плановой экономике и банковской системы России в рыночной экономике по следующим признакам: - структура БС; - основные звенья БС; - принципы деятельности и функции каждого звена БС; - основные операции, выполняемые звеньями БС; - характер кредитных отношений. 2. Охарактеризуйте основные направления развития банковской системы РФ. Тема 16. Сущность и функции центрального банка - Сущность центральных банков. - Задачи и функции ЦБ РФ. Структура ЦБ РФ. - Основные направления денежно-кредитной политики ЦБ РФ. Для подготовки к семинарскому занятию по теме, пожалуйста, после изучения теоретического материала по теме и ответа на контрольные вопросы, попытайтесь выполнить задания и обоснованно ответить на приведенные ниже проблемные вопросы. 1. Изучите материалы официального сайта ЦБ РФ (история, организационная структура, правовой статус, полномочия, функции, международное сотрудничество и др.). 2. На основании статистического материала проанализируйте изменение показателей денежно-кредитной политики ЦБ РФ за последний год. Тема 17. Коммерческие банки - Принципы деятельности, структура и функции коммерческих банков в России. - Основные отличия коммерческих банков от небанковских кредитных организаций. - Формирование и использование ресурсов коммерческого банка. Для подготовки к семинарскому занятию по теме, пожалуйста, после изучения теоретического материала по теме и ответа на контрольные вопросы, попытайтесь выполнить задания и обоснованно ответить на приведенные ниже проблемные вопросы. 1. Изучите особенности региональных коммерческих банков по следующим направлениям: - по формам собственности; - по масштабности; - по видам; - по перечню предоставляемых услуг 2. На основе изученного материала, сделайте вывод, какие банки преобладают? Тема 18. Операции коммерческих банков - Основные операции и услуги, выполняемые коммерческими банками: перечень, характеристика и порядок проведения. - Активные и пассивные операции коммерческого банка. - Порядок проведения расчетно-кассовых операций КБ. - Классификация депозитных операций, порядок их проведения. - Порядок начисления процентов по депозитам с использованием различных методов определения срока начисления (банковская практика зарубежных стран). - Свойства, виды, принципы, классификация кредитных операций КБ. - Риски, связанные с проведением кредитных операций, и способы их минимизации. - Оценка кредитоспособности заемщика (физического лица), определение максимального размера кредита по методике Сбербанка РФ. - Решение задач. Для подготовки к семинарскому занятию по теме, пожалуйста, после изучения теоретического материала по теме и ответа на контрольные вопросы, попытайтесь выполнить задания и обоснованно ответить на приведенные ниже проблемные вопросы. 1. Определите, к какому виду банковских операций относятся следующие операции КБ (активные, пассивные или комиссионные): - оплата выставленного аккредитива; - перечисление денег в обязательный резерв; - привлечение межбанковского кредита; - открытие и ведение банковских счетов; - выдача кредита физическому лицу; - обмен иностранной валюты; - выпуск банком собственных ценных бумаг. 2. Изучите реквизиты расчетных документов коммерческого банка. 3. Проведите анализ депозитных программ региональных коммерческих банков. 4. Проанализируйте кредитные программы региональных коммерческих банков. 5. Решите задачу: Клиент внес в банк 15 000 руб. на срок с 19.07.02 по 10.11.02 под 10 % годовых. Определите: 1) сумму процентов по депозиту по германской, французской и английской методикам; 2) сумму вклада; 3) какая методика расчета является наиболее выгодной для клиента, а какая для банка. 6. Решите задачу: Клиент обратился в банк с заявлением о получении кредита в размере 50 000 руб. на полгода. Ставка по кредиту составляет 15 % годовых. Ежемесячный доход клиента составляет 15 000 руб. Два поручителя имеют доход – 10 000 руб. и 4 000 руб. Рассчитайте: 1) платежеспособность заемщика, поручителей и максимальный размер кредита, который может выдать банк; 2) сумму процентов за пользование кредитом; 3) сумму кредита. ЧАСТЬ 3. Текущий контроль Проведение текущего контроля осуществляется в форме тестирования. С полным пакетом тестовых заданий по дисциплине «Деньги, кредит, банки» Вы можете поработать в компьютерных классах института при помощи «Банка тестовых заданий» в автоматизированной системе контроля знаний и обучения студентов. Специфика выполнения заданий заключается в наличии в тестах различных типов заданий: - выбрать единственный правильный ответ из предложенного списка возможных ответов; - выбрать несколько правильных ответов из предложенного списка возможных ответов; - указать последовательность предложенных ответов. Тест считается пройденным, если Вы дали по каждому разделу не менее 50 % правильных ответов. При прохождении теста разрешается пользоваться справочной литературой, однако время прохождения теста ограничено. Примеры тестовых заданий  Необходимой, основной базой существования денег являются: 1) финансовые нужды государства 2) внешнеэкономические связи 3) товарное производство и обращение товаров 4) потребности центрального и коммерческих банков Ответ: 3  Расставьте в порядке появления: 1) кредитные деньги (3) 2) металлические деньги (1) 3) бумажные деньги (2) 4) электронные деньги (4) Ответ: 1) – 3 2) – 1 3) – 2 4) – 4  Деньги, функцию 1) сокровища обслуживающие мировой экономический оборот, выполняют 2) мировых денег 3) средства платежа 4) меры стоимости Ответ: 2  Сфера применения денег при переходе от плановой экономики к рыночной 1) сокращается 2) расширяется 3) остаѐтся неизменной 4) расширяется только в сфере производства Ответ: 2  В условиях рыночной экономики первичной является эмиссия … денег 1) наличных 2) бумажных 3) металлических 4) безналичных Ответ: 4  Безналичные расчѐты производятся юридическими и физическими лицами через 1) коммерческие банки 2) РКЦ 3) региональные депозитарии 4) уличные банкоматы Ответ:1  Клиент банка может выписывать чеки 1) на любую сумму 2) только на сумму своей задолженности поставщикам 3) на сумму, депонированную в банке 4) на любую сумму, кратную 1000 руб Ответ: 3  Наличный денежный оборот – это процесс 1) эмиссии и изъятия наличных денег в обращение 2) подготовки, эмиссии и выпуска наличных денег в обращение 3) перехода наличных денег в безналичные и наоборот 4) непрерывного движения наличных денежных знаков Ответ: 4  Закономерностью обращения банкнот является 1) их невозврат в эмиссионный банк 2) их постоянный размен на золото 3) их регулярный возврат в эмиссионный банк 4) постоянное переполнение ими каналов денежного обращения Ответ: 3  Денежная система – это 1) купюрное строение денежной системы 2) форма организации денежного обращения страны, закреплѐнная законодательно 3) совокупность видов денег, обращающихся внутри страны 4) совокупность наличных и безналичных платежей, осуществляемых как внутри страны, так и за ее пределами Ответ: 2  Для измерения инфляции используют 1) индекс Доу-Джонса 2) индекс РТС 3) индекс цен 4) средний уровень зарплаты по стране Ответ: 3  … валюта без ограничений обменивается на любые иностранные валюты 1) частично конвертируемая 2) неконвертируемая 3) свободно конвертируемая 4) замкнутая Ответ: 3  Источниками ресурсов кредитора выступают … средства 1) только собственные 2) только привлечѐнные 3) собственные, привлеченные и отданные в ссуду 4) собственные и привлечѐнные Ответ: 4  Для … перераспределения стоимости характерно то, что кредитор и заѐмщик отдалены друг от друга 1) межотраслевого 2) внутриотраслевого 3) многоотраслевого 4) межтерриториального Ответ: 4  Преобладающей формой кредита в современной экономике является … форма 1) товарная 2) смешанная 3) товарно-денежная 4) денежная Ответ: 4  Роль кредита в условиях инфляции проявляется в том, что с его помощью регулируется 1) потребительский спрос населения 2) масса денег в обращении 3) потребность хозяйствующих субъектов в заемных средствах 4) размер золотого запаса страны Ответ: 2  Отличительным признаком международного кредита является 1) обязательное участие в сделке правительства какого-либо государства 2) обязательное участие в сделке Международного валютного фонда 3) принадлежность кредитора и заѐмщика к разным странам 4) обязательное участие в сделке центрального банка какого-либо государства Ответ: 3  Уплата ссудного процента является одной из отличительных особенностей 1) страхования 2) денег 3) кредита 4) финансов Ответ: 3  В древние века кредитные операции носили в основном … характер 1) ростовщический 2) инновационный 3) фондовый 4) потребительский Ответ: 1  Национальная банковская система – это совокупность 1) международных кредитных институтов 2) кредитных институтов внутри страны и взаимосвязей между ними 3) эмиссионных банков и лизинговых компаний 4) форм и методов организации денежного обращения в стране Ответ: 2  В двухуровневой банковской системе верхний уровень представлен 1) клиринговыми банками 2) инвестиционными банками 3) ссудно-сберегательными 4) центральным (эмиссионным) банком Ответ: 4  Центральные банки возникали путѐм наделения коммерческих банков правом 1) проведения расчѐтов в народном хозяйстве 2) эмиссии банкнот 3) кредитования предприятий и организаций 4) аккумуляции временно свободных денежных средств Ответ: 2  Современные коммерческие банки осуществляют обслуживание 1) предприятий, организаций и населения 2) только населения и центрального банка 3) только предприятий и организаций 4) только предприятий, организаций и центрального банка Ответ: 1 ЧАСТЬ 4. Подготовка к зачету и экзамену При подготовке к зачету особое внимание следует обратить на следующее: - Зачет проводится в форме тестирования (принципы тестирования, виды заданий и образцы тестов приведены выше - в части 3 настоящего пособия), поэтому особое внимание рекомендуется уделять анализу основных терминов по темам. В то же время встречаются и практические задания, которые соответствуют заданиям для семинарских занятий. - Зачет проводится по темам с 1 по 10 включительно - Наибольшее количество заданий в зачете будет предложено по темам: «Функции и роль денег в условиях рыночной экономики», «Денежный оборот и денежное обращение. Наличный и безналичный денежный оборот», «Инфляция». Опыт проведения зачетов по дисциплине показал, что наибольшие трудности при сдаче зачета студенты испытывают при ответе по следующим темам: - Функции и роль денег в условиях рыночной экономики; - Денежная масса, показатели еѐ объѐма и структуры; - Инфляция; - Валютные отношения и валютная система. Для того чтобы избежать трудностей при ответе по названным темам, рекомендуем соответственно: - Особое внимание уделить особенностям каждой из функций денег. Изучению роли денег в экономических процессах. - Особое внимание обратить на структуру денежной массы, на агрегатные показатели денежной массы и их элементы. - Особое внимание уделить изучению сути инфляционных процессов и их классификации. - Особое внимание обратить на понятие валютных отношений, их субъектов, особенности осуществления, на системы, которые составляют основу. При подготовке к экзамену особое внимание следует обратить на следующее: - Экзамен проводится в форме тестирования (принципы тестирования, виды заданий и образцы тестов приведены выше - в части 3 настоящего пособия), поэтому особое внимание рекомендуется уделять анализу основных терминов по темам. В то же время встречаются и практические задания, которые соответствуют заданиям для семинарских занятий. - Экзамен проводится по всем темам курса. - Наибольшее количество заданий на экзамене будет предложено по темам: «Кредит и его функции», «Банковские системы», «Операции коммерческих банков». Опыт проведения зачетов по дисциплине показал, что наибольшие трудности при сдаче зачета студенты испытывают при ответе по следующим темам: - Кредит и его функции; - Ссудный процент; - Операции коммерческих банков. Для того чтобы избежать трудностей при ответе по названным темам, рекомендуем соответственно: - Особое внимание уделить сущности и функциям кредита, а также возможности его применения в рыночной экономике. - Особое внимание обратить на природу ссудного процента, классификацию его форм, особенность. - Особое внимание уделить основным операциям коммерческих банков, а именно, способам их проведения, возможным рискам, распределению всех банковских операций. ЧАСТЬ 5. Рекомендации по работе с литературой При изучении литературы особое внимание следует обратить на следующие литературные источники: - Деньги, кредит, банки: учебник/ под редакцией О.И.Лаврушина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2005. – 560 с. (основной учебник) - Деньги, кредит, банки : учебник для вузов / Под ред. Г.Н.Белоглазовой; СПбГУЭиФ. - М.: Юрайт, 2007. - 620с. (основной учебник) - Деньги. Кредит. Банки. Ценные бумаги: Практикум: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИ, 2001. - Щегорцов В.А. Деньги, кредит, банки: учебник для вузов / В.А.Щегорцов, В.А. Таран. - М.: ЮНИТИ, 2005. - 415с. - www.cbr.ru - Сайт Центрального Банка Российской Федерации ЧАСТЬ 6. Рекомендации по выполнению контрольных работ По дисциплине «Деньги, кредит, банки» предусмотрено выполнение нескольких контрольных работ: - первая – проводится по темам 1 – 10 плана изучения дисциплины и является необходимым условием для допуска к зачету; - вторая – проводится по темам 11 – 18 плана изучения дисциплины; - третья (итоговая) – проводится по всем темам плана изучения дисциплины. Выполнение контрольных работ является обязательным. Контрольные работы считаются выполненными, если были даны обоснованные ответы на все вопросы и решены все предложенные задачи. Ниже приводятся примеры контрольных работ: - Первая контрольная работа (с алгоритмом решения) Задача 1. На основании данных таблиц рассчитать: 1) депозиты (до востребования, срочные и сберегательные); 2) темпы прироста или снижения денежной массы (агрегат М2) по отношению к предыдущему периоду; 3) удельный вес наличных денег (агрегат М0) в общей денежной массе (агрегат М2) и выявить динамику в этом процессе; 4) дать экономическое обоснование, используя полученные результаты Таблица 1 год 1.01 2 год 1.04 1.01 1.04 Всего (млрд. руб.) в том 1144,3 числе: 1149,5 1 602,6 1 562,4 Наличные деньги 399,4 584,3 552,9 419,3 РЕШЕНИЕ: 1) Для того, чтобы найти депозиты, необходимо из показателей ВСЕГО (в данной задаче – это агрегат М2 «Денежная масса») вычесть НАЛИЧНЫЕ ДЕНЬГИ в каждом периоде. 2) Чтобы найти темпы прироста денежной массы каждый последующий период разделим на предыдущий, умножим на сто % и вычтем сто. Следовательно в этой задаче получим 3 показателя. 3) Чтобы найти удельный вес наличных денег во всей денежной массе, необходимо показатели НАЛИЧНЫЕ ДЕНЬГИ разделить на показатели ДЕНЕЖНАЯ МАССА и умножить на сто %. 4) Необходимо описать изменение показателей, учитывая, например, что увеличение денежной массы, а особенно наличных денег в обращении говорит о развитии инфляции в исследуемом периоде. Задача 2. Используя данные таблицы: 1) рассчитайте денежную базу за каждый год (в каком определении она используется в данной задаче?); 2) определите динамику денежной базы и ее значение для денежного обращения страны в целом; Таблица Наличные Период деньги (млрд. руб.) Средства на Обязательные резервы корреспондентских по привлеченным счетах кредитных кредитными организаций в Банке организациями России средствам (млрд. руб.) (млрд. руб.) 1 год 623,5 144,5 156,6 2 год 641,5 104,9 172,3 3 год 813,9 169,7 201,1 РЕШЕНИЕ: 1) Чтобы найти показатель ДЕНЕЖНАЯ БАЗА, необходимо сложить все представленные показатели за каждый период. Для того чтобы объяснить, в каком определении в данной задаче используется денежная база, необходимо обратить внимание на то, какие показатели включает в себя данный агрегат, т.е. денежная база «Резервные деньги» 2) Для определения динамики, т.е. изменения агрегата в каждом последующем году, используйте формулу темпов прироста – снижения (по аналогии с 1 задачей). Задача 3. На основе данных таблицы определите: 1) какова скорость обращения денег за каждый год; 2) какая наметилась тенденция в изменении скорости обращения денег? При этом следует иметь в виду, что ускорение обращения денег равнозначно увеличению денежной массы, что способствует усилению инфляционных процессов. Таблица ВНП Денежная масса (млрд. руб.) (млрд. руб.) 1 4601,1 1144,3 2 4678,6 1602,6 Годы РЕШЕНИЕ: 1) Для определения скорости обращения денег используйте формулу: V= ВНП/М2 2) Объясните, что означают показатели изменения скорости обращения денег. Задача 4. Известно, что за год наличные деньги в обращении составили 780,9 млрд. руб., средства на корреспондентских счетах коммерческих банков – 145,5 млрд. руб., обязательные резервы в ЦБ – 193,7 млрд. руб. Определите «Резервные деньги». В каком определении используется этот агрегат в данной задаче? РЕШЕНИЕ: По аналогии с задачей 2 находим агрегат ДЕНЕЖНАЯ БАЗА «Резервные деньги» Задача 5. Средневзвешенный уровень цен товаров – 3678,6 млрд. руб., денежная масса – 1042,1 млрд. руб., объем национального продукта за год – 2595,6 млрд. Определите количество денег, необходимых для обращения. РЕШЕНИЕ: Для решения задачи сначала находим скорость обращения денег, а затем, используя формулу Маркса, определяем количество денег необходимых для обращения Кн = СЦТ/СО, где Кн – количество денег, необходимых для обращения; СЦТ – сумма цен реализуемых товаров и услуг; СО – средняя скорость одноимѐнных денежных единиц . Задача 6. Месячный уровень инфляции составил 4,5 %. Определите: 1) индекс инфляции за год; 2) уровень инфляции за год; 3) какой по степени интенсивности является инфляция? РЕШЕНИЕ: Для решения этой задачи следует использовать следующие формулы: I =(1+r1)*(1+r2)*…*(1+rn) r = I-1, где I – индекс инфляции за исследуемый период, r – уровень инфляции Задача 7. Банк выдал кредит на 6 месяцев в размере 500 000 руб. Ожидаемый уровень инфляции в месяц – 0,5 %. Требуемая реальная доходность операции – 5% годовых. Определить: 1) ставку процентов по кредиту с учетом инфляции; 2) погашаемую сумму; 3) сумму процентов по кредиту. РЕШЕНИЕ: Для решения этой задачи следует использовать следующие формулы: 1) ir = (ni + r + nir)/n, где ir – ставка за период начисления с учетом инфляции, n – кол-во периодов, i – эффективность операции (ожидаемая доходность), r – уровень инфляции за срок кредита. 2) Sr = P(1 + nir), где Sr – погашаемая сумма, P – сумма первоначального вклада. - Вторая промежуточная контрольная работа (с требованиями к выполнению) Контрольная работа выполняется в виде развѐрнутых ответов на теоретические вопросы. Объем ответов составляет не менее 5 листов на каждый вопрос. При этом следует использовать различные источники литературы, а не ограничиваться какимлибо одним источником. Оформление теоретической части соответствует стандартам написания реферата, т.е. имеет титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение и список литературы (оформляется на листах формата А4, оба вопроса в одном реферате). Требования к оформлению рефератов Вы можете изучить в «Методических указаниях по написанию и оформлению письменных работ» Пример: 1. Исторические аспекты происхождения различных видов денег 2. Депозитные операции: их основные виды и характеристика - Итоговая контрольная работа (с алгоритмом решения) Задача 1. Используя данные ЦБ РФ за текущий год найти: 1) банковский мультипликатор; 2) денежный мультипликатор; 3) скорость обращения денег; 4) индекс и уровень инфляции. РЕШЕНИЕ: 1) Для определения банковского мультипликатора используйте формулу Бм = 1/ НОР, где НОР – норма обязательного резервирования, устанавливаемая ЦБР для кредитных организаций. 2) Для определения денежного мультипликатора используйте формулу: Дм = М2/ДБ, где М2 – денежная масса; ДБ – денежная база 3) Для определения скорости обращения денег используйте формулу: V= ВВП/М2, где ВВП – валовый внутренний продукт; М2 – денежная масса. 4) Для определения индекса и уровня инфляции следует использовать следующие формулы: I =(1+r1)*(1+r2)*…*(1+rn) r = I-1, где I – индекс инфляции за исследуемый период, r – уровень инфляции Задача 2. Клиент внес в банк 150 000 руб. на срок с 7 июля по 15 ноября того же года под 12 % годовых. Определить: 4) сумму процентов по депозиту по германской, французской и английской методикам; 5) сумму вклада; 6) какая методика расчета является наиболее выгодной для клиента, а какая для банка. РЕШЕНИЕ: Для решения задачи воспользуемся общей формулой исчисления процентов по депозитам, а также различными методиками начисления процентов: S = n*r*P/100, где S – сумма начисленных процентов, n – срок хранения вклада (в годах), r – процентная ставка, P – сумма первоначального вклада В разных странах количество дней хранения депозитов отличается, поэтому используются различные схемы начисления процентов 1. Германская методика – расчѐтное кол-во дней в месяце = 30 дней, в году = 360 дней 2. Французская методика – расчѐтное кол-во дней в мес. = фактическое (28, 29, 30, 31), в году = 360 дней 3. Английская методика – расчѐтное кол-во дней в мес. = фактическое (28, 29, 30, 31), в году = 365 дней Однако следует учесть, что независимо от методики: а) 1 день считается днѐм вклада и изъятия депозита, поэтому он вычитается из общего кол-ва дней; б) неполный месяц рассчитывается по фактическому количеству дней. Задача 3. Клиент обратился в банк с заявлением о получении кредита в размере 20 000 руб. на полгода. Ставка по кредиту составляет 20 % годовых. Ежемесячный доход клиента составляет 5 000 руб. Два поручителя имеют доход – 2 500 руб. и 4 000 руб. Рассчитать: 4) платежеспособность заемщика, поручителей и максимальный размер кредита, который может выдать банк; 5) сумму процентов за пользование кредитом; 6) сумму кредита. РЕШЕНИЕ: Для решения данной задачи используем инструкцию по кредитованию физических лиц Сбербанка РФ, а также составляем график выплаты основного долга и выплаты процентов по кредиту за каждый месяц. Остаток после Дата Основной платеж Проценты платежа Сумму процентов за каждый месяц рассчитаем следующим образом: Сумма процентов = Сумма задолженности * Кол-во дней в месяце * Годовая процентная ставка / 100*365
«Деньги, кредит, банки» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 400 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot