Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Реализация плана воспитательной деятельности

  • 👀 507 просмотров
  • 📌 488 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Реализация плана воспитательной деятельности
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Реализация плана воспитательной деятельности» pdf
1 Лекция №4. Реализация плана воспитательной деятельности Цель занятия: создать у обучающихся целостное представление о реализации плана воспитательной деятельности, как одном из важных этапов работы классного руководителя. Основные понятия: методика коллективной творческой деятельности, технология классного собрания, технология индивидуальной работы, технология воспитательного психологического занятия. Несмотря на то, что каждый классный руководитель работает неповторимо и оригинально, существуют общие наиболее разработанные формы деятельности, в которых используются типовые повторяющиеся методы, приемы и средства. Ниже приведем описание часто используемых методик и технологий. Методика коллективной творческой деятельности, возникла в 60-е гг. в работе ленинградских педагогов во главе с И.П. Ивановым, обучавших пионерские и комсомольские активы школ. И.П. Иванов и его коллеги взяли за основу систему организации воспитывающей деятельности А.С. Макаренко, для которой характерно следующее: - взаимодействие нескольких микрогрупп, - сменные и дежурные командиры, - система распределения поручений на день и более длинные сроки, - собрания групп с обсуждением дел, планов, поступков, - оформление детской жизни такими деталями, как строй, парадная форма, игра, традиции. Считая коллектив творческим содружеством поколений, И.П. Иванов и его соратники разработали методику коллективного творческого воспитания, суть которой - общая забота об улучшении окружающей жизни, а технологическая основа - коллективное целеполагание и планирование, 2 организация деятельности и творчество, эмоциональное насыщение жизни коллектива и ситуации-образцы. Ленинградские педагоги все это применили к организации жизни-учебы целых школ. В результате родилось социально-педагогическое движение, направленное против формализма в школе, пропагандирующее приоритет активной и инициативной творческой жизни школьников с целью их собственного развития, а также улучшения окружающей действительности. Методика стала применяться в пионерских и молодежных лагерях, школах, интернатах и нашла оформление в педагогической литературе. Ее главные принципы таковы: • воспитывать в совместной развивающей деятельности детей и взрослых; • максимально вовлекать детей в самостоятельную деятельность в различных ситуациях; • на каждом этапе организации коллективных, групповых дел делать вместе с ними, а не вместо них; обеспечивать смену ролей и деятельности для каждого ребенка. Реализация социальной принципов активности, обеспечивает развитие развитие разнообразных опыта и умений, навыков характера, способностей, формирование социальной направленности школьников. Структура, алгоритм организации дел класса и школы, в которых творчески участвует большое количество людей, собственно, и называются коллективной творческой деятельностью, выглядит так. Этап предварительной работы Этот этап обязательно включает подготовку педагога - изучение нормативных документов, обсуждение воспитательных задач педагогическим коллективом, подбор необходимых педагогических средств и видов деятельности для их реализации с учётом материально-бытовых условий образовательного учреждения, возрастных особенностей детей. Предварительная подготовка педагога переходит в предварительную работу с ними. Главная цель первых совместных творческих дел, проводимых классным 3 руководителем в начале учебного года - настроить детей на оптимистическое восприятие жизни, на то, что мы вместе сможем организовать интересную деятельность и прожить незабываемо этот учебный год. Этап планирования На этом этапе обсуждаются идеи дел разной направленности, для этого проводятся конкурсы идей, анкетирование, разведка интересных дел. Кроме того, формируются группы или ответственные за доработку и реализацию идей, намечаются сроки проведения дел и время на их подготовку. Между планированием и следующим этапом возможен небольшой перерыв. Группы, взявшиеся за подготовку дел, могут стартовать как одновременно, так и по очереди, в зависимости от даты проведения дела. Один человек может работать в нескольких творческих группах. Этап подготовки дела На этом этапе работают и постоянные группы (если класс делится, например, на группы/активы/отделения), и временные творческие группы, созданные для проведения каждого из запланированных дел. Но надо стараться, чтобы идеи каждой творческой группы прошли коллективное обсуждение, стали общими, обогатились идеями всех ребят. Важно правильно распределить задания и поручения. Иногда возможна подготовка дела одной группой от начала до конца. Правда, тогда это будет уже не творческая, а инициативная группа. Но идея этого дела всё равно была придумана в ходе совместного планирования. Классный руководитель побуждает ребят к целенаправленному и добросовестному творческому и активному участию в осуществлении общего замысла. Он участвует в работах малых групп, направляет энергию ребят в нужное русло, подсказывает разумные решения, поддерживает инициативу, обращает внимание ребят на упущенные детали. Этап проведения дела Во время проведения дела важен доброжелательный настрой на выступления других групп, взаимовыручка и поддержка. Следует помочь 4 ребятам правильно распределить время и силы, не подменять их. Пусть каждый прочувствует всю меру ответственности и силу организации. Главное при этом всё, что сейчас происходит, это наше общее дело, оно дорого не только тем, кто сейчас выступает, но и всем членам нашего коллектива. Для педагога также важно наблюдение за позицией каждого участника: кто он - организатор, активный участник, наблюдатель, пассивный, не нашедший своей роли ребёнок. А после дела - индивидуальная работа, предложение детям попробовать себя в новом деле, в новой роли. Этап анализа Этот этап в основном совпадает с классической схемой КТД. Подвести итоги можно на общем собрании класса. Иногда достаточно простого обмена мнениями в кругу: что получилось, а что прошло не совсем так, как задумывали. Хорошо, если анализ является частью дела и его проводит кто-то из ребят творческой группы, заранее обсудив с классным руководителем, как лучше это сделать. Сейчас больший акцент делается на развитие личностных качеств и умений детей, на формирование отношений - к делу, к другим людям, к самому себе. Коллективный анализ помогает осмыслить как удачи, так и ошибки, оценить приобретённый опыт, извлечь уроки на будущее. Этап последействия На шестой стадии, тесно сливающейся по времени по содержанию с предыдущей, определяются ближайшие перспективы, вносятся изменения в план работы, обсуждается, как использовать появившийся опыт не только в жизни класса, но и в школе, в компании своих друзей и родных. Как организовать работу творческой группы • Предварительная работа Классный руководитель встречается с авторами (или автором) идеи дела, уточняет отдельные моменты, вместе с ними обговаривает, как лучше провести первую встречу творческой группы. • Стартовая встреча ТГ 5 Педагог или автор увлекает своей идеей остальных участников ТГ, все вместе обсуждают, зачем и для чего будет проводиться дело, как подключить к нему весь класс. Классный руководитель по возможности развивает детские ответы «чтобы всем было весело и интересно», пытается вместе с ребятами разобраться, почему всем будет интересно: что мы узнаем, чему научимся, как это может пригодиться в дальнейшей жизни. Педагог обращает внимание ребят на название дела - оно должно быть ярким, кратким, запоминающимся, необычным. Здесь же проводит «мозговую атаку», чтобы придумать название дела. Классный руководитель подводит ребят к мысли, что лучше разбить всю работу на части и поручить подготовку каждой части отдельной группе. Сколько получится групп? Как их формировать - по желанию или по умениям? Как рационально использовать имеющееся для подготовки время? Какой инвентарь и оборудование могут понадобиться? Где лучше провести дело? Набрасывается примерное содержание и план дела. • Работа членов ТГ в малых группах Чтобы идей было больше и они стали общими, целесообразно подключить всех ребят класса к обсуждению сценарного плана дела. Члены ТГ расходятся по группам и организуют обсуждение идей, предложенных ТГ, фиксируют все предложения. Любая разумная идея должна быть услышана и, по возможности, принята в том или ином варианте. • Вторая встреча ТГ Члены ТГ докладывают о ходе обсуждения сценарного плана дела в группах, обобщают поступившие идеи, создают проект предстоящего дела с учётом поступивших предложений. Разрабатывают основные блоки содержания дела и задания тем, кто их будет «доводить до ума», совершенствовать. • Встреча ТГ и актива класса (защита дела) Члены ТГ представляют свой проект дела ребятам из ОСУ, обсуждают, что необходимо сделать, чтобы все ребята класса приняли активное участие в деле. Как настроить всех на работу? Как учесть индивидуальные пожелания и 6 возможности? Как разбить дело на части? Кто возьмёт на себя роль связующего организатора? Все вместе вносят поправки и изменения, обсуждают, какие рабочие группы понадобятся, как распределить задания между ними и самими членами ТГ, договариваются о времени на подготовку и сроке дела. • Подготовка дела Созданные рабочие группы начинают работать по выполнению порученного задания, а члены ТГ помогают им, подсказывают, советуют, куда и кому обратиться, контролируют ход подготовки, обеспечивают вместе с классным руководителем необходимым реквизитом. Важно при этом не потерять из виду ни одного человека, организовать работу так, чтобы для каждого нашлась важная и посильная работа. • Встреча ТГ перед проведением дела. Проверка готовности групп Обговариваются все организационные моменты дела: когда, кто и как подготовит и оформит место проведения, кто встречает участников и гостей, кто отвечает за музыкальное оформление, кто за реквизит, кто по окончании дела приведёт все в порядок. • Проведение дела Здесь важны демонстрация каждой группой результатов проделанной работы, активная позиция членов ТГ, помощь и поддержка участников дела учителем. Педагогу нужно быть готовым к отклонениям от замысла из-за разных непредвиденных обстоятельств, к импровизации. Не надо бояться ошибок, которые могут сделать ребята. Мы учимся, и у нас ещё будет возможность исправить ошибки и в следующий раз сделать лучше. • Подведение итогов дела со всеми участниками Ребенок-руководитель ТГ организует обсуждение итогов проведённого дела. На обсуждение выносятся «классические вопросы»: что у нас получилось хорошо, почему? Что не получилось в соответствии с задумкой, почему? Что можно было бы сделать по-другому? Что предлагаем на будущее? Можно добавить и «личностные» вопросы: как я себя ощущал во время подготовки и проведения дела, что узнал, что открыл в себе и окружающих. 7 • Итоговый сбор ТГ Каждый член ТГ анализирует свою работу, отмечает, что удалось, что не получилось. Педагог подводит общие итоги, благодарит ребят за работу, вручает небольшие подарки, сувениры - «сюрпризки». Таким образом, на каждом шаге организации и проведения коллективного дела школьники вовлечены в разнообразную деятельность и отношения, что не только обогащает их опыт, но и создает благоприятную психологическую атмосферу дружбы, доверия, взаимной поддержки. Технология классного собрания, подразумевающая коллективное обсуждение организационных или социально-нравственных вопросов с учениками класса. К первой группе вопросов относится выбор органов соуправления, отчет о результатах их деятельности, планирование деятельности класса, анализ успеваемости и т.д. Вторая группа вопросов формирует своеобразные «жизненные» уроки, непосредственный обмен мнениями по важным, волнующим детей вопросам, без оценки и каких-либо наказаний. При организации и проведении собраний-бесед следует придерживаться следующего алгоритма: - выбор темы, - подготовка к обсуждению, - собрание: обсуждение проблемы, при этом возможна организация как групповой, так и индивидуальной работы; поддержание и обострение дискуссии педагогом, - подведение итогов – некое общее решение, или констатация мнений. Результатом классных собраний с социально-нравственной проблематикой будет выбор коллективных и индивидуальных ценностей, формирование жизненных взглядов, развитие умения публичного выступления, коммуникативных навыков, получение опыта социального взаимодействия. 8 Технология индивидуальной работы с трудными детьми применяется классным руководителем при проведении бесед с «проблемными» учениками. Несмотря на то, что каждый отдельный случай уникален, можно выделить общие моменты, позволяющие назвать работу с трудными детьми технологией. В основе технологии – стремление педагога, чтобы ученик осознал свои проблемы и нашел бы пути решения и силы изменить ситуацию. Педагог оказывает поддержку ученику, проявляет безусловную любовь и заботу по отношению к ученику, иначе говоря, принимает его как самостоятельную личность, стремящуюся быть лучше, несмотря на отдельные неудачи и промахи. То есть в основе лежит принцип опоры на положительное в ученике, подход к ученику с оптимистической гипотезой, с верой в него. Поддержка выражается в том, что педагог оценивает поступок, а не человека; и личность принимается безусловно, независимо от временных промахов. Результатом такого взаимодействия является положительное отношение ученика к себе, уверенность в себе, желание быть лучше, контролировать свое поведение. Общая структура деятельности педагога составляет несколько стадий: • установление контакта, возможности диалога; • прояснение проблем ученика, его индивидуальных качеств, в том числе тех, которые мешают успешной адаптации; • обсуждение проблем; • оказание психолого-педагогической поддержки. Технология общения, конструктивного взаимодействия и разрешения проблем на основе развивающей помощи рекомендует следующую технику поведения педагога: • Прояви интерес к собеседнику, научись смотреть в лицо и слушать. • Дай высказаться, умей держать паузу, молчать, постарайся понять состояние и проблемы ученика. • Умей выразить сочувствие, понимание его состояния и проблем. 9 • Умей задавать вопросы, чтобы все понять, получить необходимую информацию. • Направь собеседника на осознание им самого себя и его проблем и на решение их. Не поучай и не давай советов: «Я бы на твоем месте...», но возбуди его собственную решимость. Такая тактика индивидуальной беседы с учеником может быть рекомендована классному руководителю в его ежедневной практике. В ее основе, как уже отмечалось, лежит взгляд на человека как личность, стремящуюся к саморазвитию, и взгляд на учителя как на человека самоактуализирующегося, развивающегося, способного оказывать помощь ученикам. Технология воспитательного психологического занятия, с помощью которых классный руководитель может корректировать поведение, дисциплину ученика, регулировать межличностные отношения в коллективе, формировать Я-концепцию ученика, обучать самовоспитанию, самостоятельному решению личных проблем. Методика подготовки и проведения психологического занятия состоит из следующих взаимосвязанных этапов: - до проведения занятия – получение диагностических данных о классе в целом и о каждом ученики в отдельности, обработка данных; - в начале занятия – обсуждение материалов и проблем в виде беседы, дискуссии или простое сообщение информации педагогом; - ролевые игры, психологические упражнения, подобранные в рамках темы и основной цели занятия; - заключение: групповой анализ, рефлексия. Вопросы для самоконтроля 1. Перечислите этапы методики подготовки и проведения коллективного творческого дела. 10 2. Раскройте содержание технологии классного собрания. 3. Раскройте содержание технологии индивидуальной работы с трудными подростками. 4. Раскройте содержание технологии воспитательного психологического занятия.
«Реализация плана воспитательной деятельности» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot