Развитие образования в мире и социально-культурные изменения в обществе
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Текст лекции
Тезис 1: Развитие образования в мире определяется социально-культурными изменениями в обществе.
Общество меняется, сегодня у него много названий: постиндустриальное, информационное, общество знания, общество потребления. На экране представлены основные характеристики нашего общества, которые отражают социально-культурные тенденции его развития.
Меняется жизнедеятельность человека, она все больше определяется не адаптацией к изменяющимся условиям, а ориентировкой на будущее и прогнозированием. Востребованными становятся такие качества личности как готовность и умение непрерывно учиться, способность к аналитическому, критическому и конструктивному мышлению, умение общаться и сотрудничать в команде, точность и продуктивность, толерантность, ответственность, физическая и психическая выдержка. Посмотрим, каким образом это отражается на системе образования.
Так, например: Стремительный рост объема знаний, постоянное обновление и появление новых профессий приводит к необходимости возвратного обучения:
По мнению работодателей, актуальность навыка сохраняется в течение 5 лет, а у разработчиков программного обеспечения – от 1г. до 1,5 лет.
Значит, человеку необходимо возвращаться в систему образования, это обусловило появление системы непрерывного образования.
Идеи непрерывного образования возникли еще в 30-е годы 20 века как идеи о квалификационном и профессиональном росте человека на протяжении всей жизни. Однако, сегодня на первый план выходит глубинный смысл Н.О. - «продвижение» человека к саморазвитию, готовности создавать, развивать и находить внутренние ресурсы на личностное совершенствование, развитие нравственных, общекультурных, социальных, коммуникативных, профессиональных качеств.
Сам термин «непрерывное образование» впервые использован в докладе Международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище», подготовленном членами римского клуба для ЮНЕСКО в 1997 году. Вопросы развития идей и систем непрерывного образования в 21 веке активно обсуждаются: на конференциях, в публикациях. Постепенно пришло понимание, что непрерывное образование не только подразумевает все учебные мероприятия, в которые человек может включиться на протяжение всей жизни. Это процесс личностного и профессионального становления человека в течение всей жизни, обеспечивающий соответствие его опыта запросам меняющегося производства и социальных отношений, в основе которого - самообразование. Кстати, исследования 2012 г. показали, что основным ресурсом самообразования для людей после 20 лет становится неформальное образование.
В управлении образованием приоритетная роль у государства. Именно государства определяют политику в сфере образования. Представлена она в разных документах. В нашей стране это документы федерального, регионального, локального уровня.
Предлагаем самостоятельно составить кластер «Нормативные документы в сфере образования», опираясь на дополнительные материалы и официальные сайты государственных органов управления образованием
В управлении образованием приоритетная роль у государства. Именно государства определяют политику в сфере образования. Представлена она в разных документах. В нашей стране это документы федерального, регионального, локального уровня.
Предлагаем самостоятельно составить кластер «Нормативные документы в сфере образования», опираясь на дополнительные материалы и официальные сайты государственных органов управления образованием
Итак, изменения в мире и обществе становятся причиной изменений в образовании. Совокупность взаимосвязанных социальных и культурных отношений оказывает влияние на развитие образовательных систем во всем мире. В этом смысле принято говорить о социокультурной обусловленности (или социально-культурной обусловленности) развития образования.
Почему это происходит? Какие изменения фиксируются?
Далее рассмотрим факторы, вызывающие эти изменения, а также проблемы, возникающие в связи с изменениями.
Тезис 2. Глобализация и информатизация – основные факторы, определяющие изменения во всех сферах общества, в том числе в современном образовании.
В современном мире все страны находятся под воздействием новых глобальных тенденций, которые влияют на форму и характер функционирования систем образования. Наиболее существенными являются глобализация, интеграция, роль знаний как одного из основных двигателей роста и революции в области информации и связи, информатизация жизни, неопределенность будущего. Эти тенденции и являются основными причинами, факторами, определяющими изменения и особенности систем образования в мире.
Роль знаний.
Объясняется это становлением шестого технологического уклада общества, когда на смену индустриальному обществу приходит эпоха высоких технологий, напрямую связанная с производством знаний, достижениями в областях микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, созданием электронных сетей на основе интернета, контроля качества продукции. Можно продолжать, но особо хочу подчеркнуть роль знаний, как источника развития человека и общества, знания формального, фундаментального, а также знания неявного, личностного, которое нелегко формализовать. Разработана концепция управления знаниями, но о ней поговорим далее в курсе.
Что происходит в образовании под влиянием этих факторов?
Глобализация образования – это процесс создания всемирной унифицированной системы образования, при которой различия между входящими в нее элементами (системами образования разных стран) постепенно стираются. Пример - возникновение мирового рынка образования.
Интеграция в образовании - это сближение образовательных систем государств с относительно сходными условиями исторического развития. Например, интеграция стран Болонского клуба, Североамериканское образовательное пространство. Рекомендуем ознакомиться с работами, в которых представлены результаты исследований этих процессов.
Интернационализация образования понимается как процесс сохранения национальных границ и культурных особенностей, учитывающих лучшие результаты международных исследований и достижений практики.
Вопрос о соотношении этих понятий и стоящих за ними процессов дискуссионный и требуют изучения. Однако уже сегодня понятно, что зарубежные образовательные инновации оправданно перенимать только на условиях совместимости с конкретным сообществом и сохранением традиций, имеющих национальную ценность, оптимального сочетания мировых образовательных практик со спецификой национальных систем образования.
Следует также отметить, что некоторые ученые ставят вопрос о создании концепции глобального образования, что «будет способствовать переходу к глобальному устойчивому будущему».
Говоря о глобальном образовании, подразумевают государственное финансирование обучения студентов, которые поступили в ведущие иностранные образовательные организации по приоритетным для экономики государства специальностям, с последующим трудоустройством. (Гос. программа, оператор – инновационный центр Сколково…), используется в других странах, например, Китай, где около 30 % студентов обучаются в странах Европы и США. Примером сказанному может послужить начавшаяся реализация Стратегии образования в интересах устойчивого развития странами Европейской экономической комиссии ООН, которые уже начинают формировать единый региональный глобальный образовательный процесс.
Другой фактор изменений в образовании – информатизация. Это - многозначный термин, согласно разным словарям, подразумевающий процесс повышения эффективности применения информации в обществе с помощью перспективных информационных технологий, и процесс развития и превращения общества в информационное общество, главный фактор развития постиндустриального общества.
Жизнедеятельность человека и общества сегодня невозможно представить без достижений в медицине и производстве, коммуникации и связи, в быту и образовании, опирающихся на информационные технологии. Окружающая электронная среда оказывает значительное влияние на растущие поколения, формируя новый информационный запрос молодежи. Меняется роль педагога, открытая информационная среда дает возможность получать информацию в любое время и в любом месте, и, кажется, что можно обойтись без учителя… Но жизнь показывает, что не все так просто… О роли учителя, педагога нам еще предстоит поговорить далее.
В качестве третьего фактора изменений в образовании, на наш взгляд можно рассматривать последствия миграционных процессов. Сегодня феномен миграции стал составляющим фактором всех глобальных проблем, причиной невиданного до сих пор противоречия между переселенцами и постоянными жителями принимающих стран, отчасти потому, что мигранты имеют различные ценности, И если взрослые делают этот шаг осознанно (будь то организованная или неорганизованная, добровольная или принудительная миграция), то дети оказываются в этой ситуации заложниками решений взрослых. Именно дети испытывают серьезнейшие психологические нагрузки, связанные с переездом, так как он вынуждены входить в новую для себя образовательную среду, в новый коллектив сверстников, иногда враждебно настроенный. Миграция населения порождает значительное число проблем для образовательной практики.
Тезис 3. Наиболее существенные проблемы в образовании связаны с качеством образования, к которому предъявляются требования со стороны общества, государства и субъектов образования
На сегодняшний день нет единой трактовки понятия «качество образования» (примерно, 139 в разных источниках), однако, очевидная потребность в «унификации» определения, без чего невозможно построение единого оценочного пространства, привела к трактовке, закрепленной в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».
Сегодня, возможно, говорить об обеспечении «качества образования» на следующих уровнях: на международном уровне (т.е. создание единой международной конвенции по оценке качества); на уровне единой системы оценки качества образования в стране; на региональном уровне; на уровне муниципалитета; на уровне образовательной организации.
Понимая важность обеспечения качества образования, государства разрабатывают документы, определяющие политику в этой области, проводят мероприятия по оценке качества образования. Исследования качества образования проводятся не только в странах, но и на международном уровне, результаты этих исследований служат основанием для корректировки государственной политики внутри стран-участниц. Об этих исследованиях и их результатах мы поговорим во второй теме нашего модуля.
Однако, понимание качественного образования разное у разных субъектов образования (спросите об этом у учителя, родителя, ребенка, работодателя, вы получите отличающиеся ответы…). (примеры и мнения).
Чаще всего среди проблем называют:
• Несоответствие качества образования современным требованиям;
• Недостаточная доступность качественного образования;
• Нехватка квалифицированных педагогов, способных учить всех качественно, понимающих и принимающих особенности молодых поколений.
Итак, происходящие в образовании процессы изменений обусловлены изменениями в мире, контекстом нашей жизни. Эта зависимость была всегда, но именно сегодня в обществе знаний, в условиях глобализации и информатизации, а также других тенденций, которые мы назвали, общество в соответствии с его социально-экономическим устройством диктует запрос на компетенции как результаты образования, понимая, что именно образование лежит в основе устойчивого развития.
У образования есть и вечная миссия, по словам Виктора Ивановича Слободчикова, профессора, доктора психологических наук, «образование — это атрибут бытия человека, это всеобщая культурно-историческая форма становления сущностных сил человека, его родовых способностей, самой его способности быть человеком».
Мы предлагаем Вам самостоятельно познакомиться с интересными статьями, документами, которые помогут лучше разобраться в этих сложных вопросах, а также выполнить задание для самостоятельной работы.