Развитие коммуникативных умений школьников во внеурочной деятельности по журналистике
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЖУРНАЛИСТИКЕ
Елена, вспомните, что обсуждали на консультации по вопросу лекции, посмотрите образец и организуйте содержание лекции по следующему плану:
ПЛАН ЛЕКЦИИ
1. Понятия «коммуникация», «коммуникативные умения».
2. Понятие «внеурочная деятельность», формы внеурочной деятельности, в том числе по журналистике – кратко повторить. Студенты уже изучали.
3. Понятие журналистики, функции журналистики, классификация жанров журналистики.
4. Интервью как жанр журналистики, обучение школьников интервью во внеурочной деятельности (каким видам интервью, каким умениям, в каких формах внеурочной деятельности можно использовать/представить интервью).
5. Репортаж как жанр журналистики, обучение школьников интервью во внеурочной деятельности (см. п. 4 плана).
Об актуальности говорить не нужно.
В тексте есть комментарии и пояснения. К частям, в которых они не даны, применимы те же комментарии.
В тексте лекции проверьте правописание (имеет место несогласованность слов в роде, числе…, отсутствие необходимых и наличие лишних знаков препинания), используйте язык научного стиля, без оценочной лексики, вопросов и пр.
В конце лекции – вывод о значении внеурочной деятельности по журналистике для развития обучающихся (знаний, речевых, коммуникативных умений …).
Человек является социальным существом, ощущая сильную потребность в общении с другими людьми. Эта потребность имеет развитие от простого общения к глубокому личностному и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности. Общение требует определенных знаний и умений. Высокий уровень коммуникативности рассматривается как условие успешной адаптации к окружающей социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего возраста.
Коммуникация является неотъемлемой частью любого воспитательного процесса, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению как учебно-воспитательного процесса и развитию личности ребенка. Потребность в общении выступает одной из самых главных в жизни человека. Вступая в отношения с окружающим нас миром, мы сообщаем информацию о себе, взамен получаем интересующие нас сведения, анализируем их и планируем свою деятельность в социуме на основе этого анализа. Эффективность этой деятельности зачастую зависит от качества обмена информацией, что в свою очередь обеспечивается наличием необходимого и достаточного коммуникативного опыта субъектов отношений. Чем раньше осваивается этот опыт, чем богаче арсенал коммуникативных средств, тем успешнее реализуется взаимодействие. Следовательно, самореализация и самоактуализация личности в социуме напрямую зависит от уровня сформированности ее коммуникативной культуры.
Сегодня не каждый ребенок из обычной общеобразовательной школы может самостоятельно наладить продуктивную коммуникацию со сверстниками и родителями, поэтому одним из направлений работы учителей со школьниками является развитие коммуникативных умений.
Для работы над любым понятием мы обращаемся к научной литературе по данной теме, что в дальнейшем поможет сделать вывод о том, какие же условия будут являться оптимальными для благоприятного развития коммуникативных умений.
Чаще всего при работе с понятием «коммуникативные умения» мы обращаемся к следующим авторам: доктора психологических наук А. В Петровский и И.А. Зимняя, С.П. Баранов, В.А. Сластенин, доктора педагогических наук А.В. Мудрик, а так же социолога и психолога И.С. Кона.
А. В Петровский в своем учебнике [ ] пишет: способность к многогранному человеческому общению и взаимопониманию - одна из важнейших предпосылок для счастливой жизни. Воспитание коммуникативных умений - очень важная педагогическая задача, не менее важная, чем передача знаний и опыта.
О значимости развития так же упоминает И.А. Зимняя: «Общение или коммуникация - это чрезвычайно широкое и емкое понятие. Это осознанная и неосознанная вербальная связь, передача и прием информации…» [ ]
Старший подростковый возраст, как нельзя лучше отражает особенности развития коммуникативных навыков. Поэтому можно считать интересным и необходимым для изучения, именно этот аспект воспитания современного разносторонне развитого старшего школьника. А средством служит задача формирования коммуникативных способностей. [ ]
Коммуникативные способности - это те способности, которые можно и нужно развивать. Другими словами, нужно учить детей умению общаться, учить культуре общения. И начинать обучение детей основам коммуникации нужно как можно раньше, используя для этого разнообразные методы и приемы. [ ]
О том, как их развивать пишет доктор педагогических наук А.В. Мудрик: Коммуникативные умения формируются у школьника в его общении с окружающими и в процессе жизнедеятельности. Успешность и интенсивность их формирования зависят от того, насколько осознаются коммуникативные умения (владение сложной системой психических и практических действий), насколько школьник осознано способствует их развитию, присутствует ли в процессе формирования этих умений момент целенаправленного их развития со стороны педагогов.
Эффективность формирования и применения кoммуникативных умений, а также общая успешность реализации себя школьником как субъекта общения связаны с уровнем его общего развития, в частности с его информативностью. [ ]
И.С. Кон обращает наше внимание на то, что развитию плодотворного взаимодействия коллектива способствует учет индивидуальных особенностей участников общения. Любая совместная работа должна нести индивидуально-личностный характер, обращаться к жизненному опыту и конкретной деятельности старшего подростка. [
Советы от В.А. Кан-Калика гласят, что для развития коммуникативных умений необходимо: школьникам стеснительным по своей природе, необходимо сознательно увеличить опыт общения, задействовать их в КТД. Целенаправленно преодолевать психологический барьер, мешающий в общении.
Советы подходящие каждому, это быть максимально внимательным к партнеру по общению, проявлять наблюдательность, стараться анализировать невербальные средства коммуникации, позы, жесты, мимику. [ ]
И.А. Колесникова утверждает, что развитие коммуникативности это следствие степени социализации индивида, развития интеллекта и других человеческих характеристик. Отпечаток на степень выраженности общительности накладывает: этническая групп, семья, школа, друзья и учитель. [ ]
А в какое школьное время можно развивать эти самые коммуникативные умения? Безусловно это делается, например, на уроках при парной работе, но более эффективно будет, если направить на развитие КУ целый цикл занятий. К сожалению, тратить на это уроки никто не даст, а вот внеурочная деятельность для этого неплохо подходит. – Придерживайтесь научного стиля речи.
Федеральный Государственный образовательный стандарт обращает внимание педагогов на значимость организации образовательной деятельности школьников за рамками уроков, важность занятий по интересам, их соответствие образовательным потребностям и возможностям учащихся. В материалах ФГОС используется понятие «внеурочная деятельность», которая стала рассматриваться как неотъемлемая часть образовательного процесса.
ФГОС определяет внеурочную деятельность как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. Эта деятельность имеет свои собственные задачи, но одновременно направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой учебного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий. [ ]
Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных, предметных).
Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Для успеха в организации внеурочной деятельности школьников принципиальное значение имеет умение различить результаты и эффекты этой деятельности.
Результат — это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрёл некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрёл опыт самостоятельного действия (воспитательный результат).
Эффект – это последствие результата. Например, приобретённое знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
Итак, воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням:
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, за пределами дружественной среды школы, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. [ ]
Количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, образовательное учреждение определяет самостоятельно, исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых результатов реализации основной образовательной программы начального общего образования и на основании запросов обучающихся, родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых, материально-технических и других условий.
Существуют следующие виды внеурочной деятельности:
1) игровая деятельность;
2) познавательная деятельность;
3) проблемно-ценностное общение;
4) досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение);
5) художественное творчество;
6) социальное творчество (социально значимая волонтёрская деятельность);
7) трудовая (производственная) деятельность;
8) спортивно-оздоровительная деятельность;
9) туристско-краеведческая деятельность.
В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности:
1) спортивно-оздоровительное;
2) художественно-эстетическое;
3) научно-познавательное;
4) военно-патриотическое;
5) общественно полезная деятельность;
6) проектная деятельность.
Учитывая разнообразие направлений и видов внеурочной деятельности, учитель может проявить фантазию и разработать программу внеурочной деятельности по своему усмотрению практически в любом русле. В нашем случае мы задумались о внеурочной деятельности по журналистике, где будем развивать те самые коммуникативные умения, о которых говорилось ранее. Но что же такое журналистика? – Используйте научный стиль речи.
Понятие «журналистика» происходит от французского слова «journal», означающего «журнал» или «дневник» (в немецком языке термину «журналистика» соответствует «Journalistik», а в английском языке – «journalism»). В России понятие «журналистика» изначально применялось лишь для обозначения журналов, но примерно в середине XIX столетия оно начало использоваться в отношении всех периодических изданий, включая газеты.
Давать журналистике какое-то одно конкретное определение было бы в корне неправильным. По этой причине рассматривать ее можно с нескольких ракурсов:
Достаточно трех разных определений понятия «журналистика», со ссылками на авторство или источники.
• Журналистика – это социальный институт. Она представляет собой систему различных учреждений, берущих за основу своей деятельности социальные законодательные акты. Такими учреждениями являются редакции журналов и газет, радиостанции, телекомпании, информационные агентства и прочие организации, которые удовлетворяют потребность людей в информации и обеспечивают информационную безопасность конкретной страны.
• Журналистика – это экономическая отрасль, в организациях которой работает множество людей. Например, в РФ вклад, который медиаотрасль вносит в ее ВВП, составляет около 1,4% (данные из Концепции развития телерадиовещания в РФ). А это сравнимо с вкладом легкой, деревообрабатывающей и лесной промышленности.
• Журналистика – это комплекс форм деятельности, требующихся для полноценного функционирования журналистки как социального института. Имеется в виду создание печатных СМИ, радио- и телепередач, интернет-ресурсов, работа, обеспечивающая подготовку кадров, функционирование медиаиндустрии и т.п.
• Журналистика – это комплекс связанных с ней профессий. К таким относятся журналисты, редакторы, корректоры, инженеры, операторы, режиссеры, менеджеры и некоторые другие.
• Журналистика – это система СМИ, применяющих разные формы распространения информации: информационные агентства, интернет-ресурсы, радио, ТВ, печатные издания.
• Журналистика – это совокупность размещаемых в печатных и электронных СМИ произведений: интервью, статьи, корреспонденции, репортажи, заметки, очерки и т.п.
• Журналистика – это система научных знаний о тонкостях работы с массовой информацией.
Таким образом, центральной категорией журналистики является именно информация, но не в общем и целом, а только в одном из своих проявлений – массовая информация – та информация, которая применяется в управлении социумом. Социальную информацию можно охарактеризовать как высший, самый сложный и многообразный вид информации, и массовая информация, распространяемая посредством радио, телевидения, печати и иных средств, – это ее разновидность. Руководствуясь этой посылкой, достаточно просто определить основные функции, выполняемые журналистикой.
Среди общих функций журналистики выделяются:
• Сбор информации.
• Обработка информации.
• Распространение информации.
• Формирование общественной мысли.
Журналист освещает разные стороны жизни людей и общества, дает ответы на актуальные вопросы и помогает людям разобраться в положении дел. Но вместе с общими функциями, журналистика обладает и рядом специфических, а именно:
• Организационная функция: благодаря журналистике люди группируются по интересам, а структура СМИ отражает социальную структуру.
• Функция социальной критики: журналистика борется с социальными недостатками, предупреждает нарушение законов, противостоит коррупции и т.п.
• Идеологическая функция: журналистика прививает определенные жизненные ценности: патриотизм, моральные качества, здоровый образ жизни и т.д.
• Культурная функция: журналистика освещает социальную жизнь, события в мировой культуре, осуществляет художественную критику.
• Развлекательная функция: журналистика способствует полезному и приятному времяпрепровождению, отдыху от работы и т.п.
• Рекламная функция: журналистика ставит людей в известность о производстве новой продукции, трендах, разработках и пр.
Журналистика очень многогранна. Одни называют ее четвертой властью, другие считают великим творчеством, третьи ассоциируют ее с сенсациями, правдой и ложью; кто-то видит в ней романтику, а кто-то – исключительно прагматичные газеты и журналы, радио и телевидение. Как бы то ни было, ее влияние на массовое сознание, ее функции и задачи, которые она выполняет, можно перечислять еще очень долго. И представить сегодняшний мир без журналистики невозможно, ведь ее плоды жизненно необходимы современному обществу.
Классическая система определения видов журналистского материала:
• Информационная публицистика
• Аналитическая публицистика
• Художественная публицистика
Информационные жанры журналистики:
В информационных жанрах журналистики мы даем только информацию, не делаем оценок и не стараемся как-то осмыслить данное событие. Мы просто о нем рассказываем.
• Заметка
• Информационная корреспонденция
• Репортаж
• Информационный отчет
• Интервью
• Блиц-опрос или вопрос-ответ
• Некролог
Аналитические жанры журналистики:
В аналитических жанрах журналистики автор может проявить себя, дать оценку тем или иным событиям, с чем-то их сравнить и сделать определенные выводы.
Жанры:
• Аналитическое интервью
• Рецензия
• Статья
• Аналитический отчет
• Комментарий
• Аналитическая корреспонденция
• Журналистское расследование
• Аналитический опрос
• Беседа
• Социологическое резюме
• Анкета
• Мониторинг
• Рейтинг
• Обозрение
• Обзор СМИ
• Прогноз
• Версия
• Эксперимент
• Письмо
• Исповедь
• Рекомендация (совет)
• Аналитический пресс-релиз
Художественно-публицистические жанры журналистики:
В художественно-публицистических жанрах журналистики тексты отличаются тем, что в них есть больше средств выразительности. Мы уже не стремимся только дать информацию. Мы можем облечь ее в какую-то красивую форму.
Жанры:
• Очерк
• Эссе
• Колонка
• Фельетон
• Памфлет
• Пародия
• Сатирический комментарий
• Житейская история
• Легенда
• Эпитафия
Теперь давайте разберём, почему именно такие жанры журналистики как интервью и репортаж нам больше всего подойдут для развития КУ школьников.
Репортаж можно охарактеризовать как материал с места событий, который отличается оперативностью и объективностью.
Репортаж по праву считается одним из самых популярных жанров журналистики, т.к. именно он чаще всего первым доходит до общественности после любого значимого события.
Репортаж бывает нескольких разновидностей:
Проблемный репортаж. В нем не просто освещаются происходящие события, но и изучаются ставшие их причиной социальные явления. Предполагаются размышления автора, его анализ и оценка информационного повода, мнение очевидцев.
Событийный репортаж. Поводом для него служат яркие и запоминающиеся события, инциденты или случаи, вызвавшие общественный резонанс. Отличается хронологической последовательностью, деталями и подробностями, точной датой, временем и местом происходящего, диалогом с присутствующими.
Актуальный репортаж. Является мгновенным откликом на происходящее. Требует максимальной оперативности.
Постановочный репортаж. Автор сам режиссирует какое-то событие (проводит полевой медиа-эксперимент, провоцирует уличную демонстрацию, моделирует курьезную ситуацию и т.п.) и становится не наблюдателем, а его главным действующим лицом.
Тематически познавательный репортаж. Процессы и события в этом случае не обязательно представлять оперативно. До аудитории нужно донести максимум информации, раскрывая все грани информационного повода.
Особенности любого репортажа проявляются в тонкостях подачи материала. Отсюда вытекают и основные признаки этого жанра:
• Повествование не должно быть отстраненным и сухим.
• Всегда присутствует авторское мнение и активная позиция.
• Информация преподносится в хронологическом порядке.
• В репортаже всегда есть наглядность и описательность.
• Репортаж всегда должен быть своевременным.
• Репортаж всегда соответствует фактам и предельно точен.
• В репортаже не допускаются никакие вымыслы.
Однако структура репортажа остается достаточно простой:
• Заголовок (он должен интриговать, «цеплять», привлекать внимание)
• Вводный абзац – лид (в нем автор вводит читателя в курс дела)
• Основная часть (раскрывает суть происходящего)
• Заключение (в нем автор выражает свое отношение к происходящему)
Термин интервью происходит от английского interview, т. е. беседа. «Интервью - это беседа представителя печати с каким-нибудь общественным деятелем по злободневным вопросам, имеющим общественный интерес». «Интервью в журналистике - жанр публицистики, представляющий собой разговор журналиста с социально значимой личностью по актуальным вопросам». А в словаре С.И. Ожегова «интервью - это предназначенная для печати (или передачи по радио, телевидению) беседа с каким-нибудь лицом».
М.И. Шостак в своей книге «Журналист и его произведение» выделяет по признаку предмета разговора, следующие виды интервью:
1. Информативные интервью. Главный предмет беседы - новые факты, интерес к личности собеседника предельно ослаблен.
2. Экспертные интервью. Ценность - в точности формулировок, мнение авторитетного человека - самое важное.
3. Проблемные интервью. Главный предмет обсуждения - мнения и сопоставление источников мнений
4. Интервью-знакомства. Они делятся на портретные, разоблачающие с антигероем и звездные интервью. Предметом является личность собеседника».
Классификации интервью по его форме - самые многочисленные в научной литературе, однако исследователи выделяют разное количество и качество интервью. Одна из традиционных классификаций дана в «Справочнике журналиста» Н.Г. Богданова и Б.А. Вяземского: интервью-диалог, интервью-монолог, коллективное интервью, интервью-зарисовка и анкета
Можно выделить основные правила хорошего интервью для взятия интервью:
• Интервью лучше начинать не с прямого вопроса, а с авторских слов, содержащих ответ на первый вопрос, который будет задан. Собеседник просто должен уточнить его. Такой прием также позволяет перевести диалог в форме вопросов и ответов в интересную беседу.
• Интервью не следует делать слишком громоздким. Если собеседник – не знаменитость или важная персона, если его слова не несут в себе нечто сенсационное, пяти-шести вопросов может вполне хватить.
• Ответы не должны превосходить вопросы по объему больше чем в три раза.
• Нельзя дважды задавать одни и те же вопросы, даже если они интерпретированы в разной форме.
• Собеседника нужно всегда направлять в русло аудитории, чтобы интервью было интересно и ему и читателям.
• После интервью не должно оставаться недосказанности.
• Последние слова лучше оставить за собеседником. Но если подводить итог приходится вам, нейтральной фразы типа «Успехов вам» будет достаточно.
И интервью, и репортаж это непосредственное общение журналиста с другим человеком: интервьюируемым, человека с места событий и т.д.. Для того, чтобы получить достоверную и правильную информацию необходимо уметь выстраивать и поддерживать диалог, правильно выстраивать свою мысль и понимать мысль собеседника..
Именно поэтому мы считаем целесообразным использование интервью им репортажа в качестве основных жанров во время занятий во внеурочной деятельности.