Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Развитие коммуникативных умений школьников во внеурочной деятельности по журналистике

  • 👀 473 просмотра
  • 📌 401 загрузка
Выбери формат для чтения
Статья: Развитие коммуникативных умений школьников во внеурочной деятельности по журналистике
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Развитие коммуникативных умений школьников во внеурочной деятельности по журналистике» docx
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЖУРНАЛИСТИКЕ Елена, вспомните, что обсуждали на консультации по вопросу лекции, посмотрите образец и организуйте содержание лекции по следующему плану: ПЛАН ЛЕКЦИИ 1. Понятия «коммуникация», «коммуникативные умения». 2. Понятие «внеурочная деятельность», формы внеурочной деятельности, в том числе по журналистике – кратко повторить. Студенты уже изучали. 3. Понятие журналистики, функции журналистики, классификация жанров журналистики. 4. Интервью как жанр журналистики, обучение школьников интервью во внеурочной деятельности (каким видам интервью, каким умениям, в каких формах внеурочной деятельности можно использовать/представить интервью). 5. Репортаж как жанр журналистики, обучение школьников интервью во внеурочной деятельности (см. п. 4 плана). Об актуальности говорить не нужно. В тексте есть комментарии и пояснения. К частям, в которых они не даны, применимы те же комментарии. В тексте лекции проверьте правописание (имеет место несогласованность слов в роде, числе…, отсутствие необходимых и наличие лишних знаков препинания), используйте язык научного стиля, без оценочной лексики, вопросов и пр. В конце лекции – вывод о значении внеурочной деятельности по журналистике для развития обучающихся (знаний, речевых, коммуникативных умений …). Человек является социальным существом, ощущая сильную потребность в общении с другими людьми. Эта потребность имеет развитие от простого общения к глубокому личностному и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности. Общение требует определенных знаний и умений. Высокий уровень коммуникативности рассматривается как условие успешной адаптации к окружающей социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего возраста. Коммуникация является неотъемлемой частью любого воспитательного процесса, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению как учебно-воспитательного процесса и развитию личности ребенка. Потребность в общении выступает одной из самых главных в жизни человека. Вступая в отношения с окружающим нас миром, мы сообщаем информацию о себе, взамен получаем интересующие нас сведения, анализируем их и планируем свою деятельность в социуме на основе этого анализа. Эффективность этой деятельности зачастую зависит от качества обмена информацией, что в свою очередь обеспечивается наличием необходимого и достаточного коммуникативного опыта субъектов отношений. Чем раньше осваивается этот опыт, чем богаче арсенал коммуникативных средств, тем успешнее реализуется взаимодействие. Следовательно, самореализация и самоактуализация личности в социуме напрямую зависит от уровня сформированности ее коммуникативной культуры. Сегодня не каждый ребенок из обычной общеобразовательной школы может самостоятельно наладить продуктивную коммуникацию со сверстниками и родителями, поэтому одним из направлений работы учителей со школьниками является развитие коммуникативных умений. Для работы над любым понятием мы обращаемся к научной литературе по данной теме, что в дальнейшем поможет сделать вывод о том, какие же условия будут являться оптимальными для благоприятного развития коммуникативных умений. Чаще всего при работе с понятием «коммуникативные умения» мы обращаемся к следующим авторам: доктора психологических наук А. В Петровский и И.А. Зимняя, С.П. Баранов, В.А. Сластенин, доктора педагогических наук А.В. Мудрик, а так же социолога и психолога И.С. Кона. А. В Петровский в своем учебнике [ ] пишет: способность к многогранному человеческому общению и взаимопониманию - одна из важнейших предпосылок для счастливой жизни. Воспитание коммуникативных умений - очень важная педагогическая задача, не менее важная, чем передача знаний и опыта. О значимости развития так же упоминает И.А. Зимняя: «Общение или коммуникация - это чрезвычайно широкое и емкое понятие. Это осознанная и неосознанная вербальная связь, передача и прием информации…» [ ] Старший подростковый возраст, как нельзя лучше отражает особенности развития коммуникативных навыков. Поэтому можно считать интересным и необходимым для изучения, именно этот аспект воспитания современного разносторонне развитого старшего школьника. А средством служит задача формирования коммуникативных способностей. [ ] Коммуникативные способности - это те способности, которые можно и нужно развивать. Другими словами, нужно учить детей умению общаться, учить культуре общения. И начинать обучение детей основам коммуникации нужно как можно раньше, используя для этого разнообразные методы и приемы. [ ] О том, как их развивать пишет доктор педагогических наук А.В. Мудрик: Коммуникативные умения формируются у школьника в его общении с окружающими и в процессе жизнедеятельности. Успешность и интенсивность их формирования зависят от того, насколько осознаются коммуникативные умения (владение сложной системой психических и практических действий), насколько школьник осознано способствует их развитию, присутствует ли в процессе формирования этих умений момент целенаправленного их развития со стороны педагогов. Эффективность формирования и применения кoммуникативных умений, а также общая успешность реализации себя школьником как субъекта общения связаны с уровнем его общего развития, в частности с его информативностью. [ ] И.С. Кон обращает наше внимание на то, что развитию плодотворного взаимодействия коллектива способствует учет индивидуальных особенностей участников общения. Любая совместная работа должна нести индивидуально-личностный характер, обращаться к жизненному опыту и конкретной деятельности старшего подростка. [ Советы от В.А. Кан-Калика гласят, что для развития коммуникативных умений необходимо: школьникам стеснительным по своей природе, необходимо сознательно увеличить опыт общения, задействовать их в КТД. Целенаправленно преодолевать психологический барьер, мешающий в общении. Советы подходящие каждому, это быть максимально внимательным к партнеру по общению, проявлять наблюдательность, стараться анализировать невербальные средства коммуникации, позы, жесты, мимику. [ ] И.А. Колесникова утверждает, что развитие коммуникативности это следствие степени социализации индивида, развития интеллекта и других человеческих характеристик. Отпечаток на степень выраженности общительности накладывает: этническая групп, семья, школа, друзья и учитель. [ ] А в какое школьное время можно развивать эти самые коммуникативные умения? Безусловно это делается, например, на уроках при парной работе, но более эффективно будет, если направить на развитие КУ целый цикл занятий. К сожалению, тратить на это уроки никто не даст, а вот внеурочная деятельность для этого неплохо подходит. – Придерживайтесь научного стиля речи. Федеральный Государственный образовательный стандарт обращает внимание педагогов на значимость организации образовательной деятельности школьников за рамками уроков, важность занятий по интересам, их соответствие образовательным потребностям и возможностям учащихся. В материалах ФГОС используется понятие «внеурочная деятельность», которая стала рассматриваться как неотъемлемая часть образовательного процесса. ФГОС определяет внеурочную деятельность как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. Эта деятельность имеет свои собственные задачи, но одновременно направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой учебного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий. [ ] Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных, предметных). Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Для успеха в организации внеурочной деятельности школьников принципиальное значение имеет умение различить результаты и эффекты этой деятельности. Результат — это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрёл некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрёл опыт самостоятельного действия (воспитательный результат). Эффект – это последствие результата. Например, приобретённое знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности. Итак, воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням: Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, за пределами дружественной среды школы, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. [ ] Количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, образовательное учреждение определяет самостоятельно, исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых результатов реализации основной образовательной программы начального общего образования и на основании запросов обучающихся, родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых, материально-технических и других условий. Существуют следующие виды внеурочной деятельности: 1) игровая деятельность; 2) познавательная деятельность; 3) проблемно-ценностное общение; 4) досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение); 5) художественное творчество; 6) социальное творчество (социально значимая волонтёрская деятельность); 7) трудовая (производственная) деятельность; 8) спортивно-оздоровительная деятельность; 9) туристско-краеведческая деятельность. В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: 1) спортивно-оздоровительное; 2) художественно-эстетическое; 3) научно-познавательное; 4) военно-патриотическое; 5) общественно полезная деятельность; 6) проектная деятельность. Учитывая разнообразие направлений и видов внеурочной деятельности, учитель может проявить фантазию и разработать программу внеурочной деятельности по своему усмотрению практически в любом русле. В нашем случае мы задумались о внеурочной деятельности по журналистике, где будем развивать те самые коммуникативные умения, о которых говорилось ранее. Но что же такое журналистика? – Используйте научный стиль речи. Понятие «журналистика» происходит от французского слова «journal», означающего «журнал» или «дневник» (в немецком языке термину «журналистика» соответствует «Journalistik», а в английском языке – «journalism»). В России понятие «журналистика» изначально применялось лишь для обозначения журналов, но примерно в середине XIX столетия оно начало использоваться в отношении всех периодических изданий, включая газеты. Давать журналистике какое-то одно конкретное определение было бы в корне неправильным. По этой причине рассматривать ее можно с нескольких ракурсов: Достаточно трех разных определений понятия «журналистика», со ссылками на авторство или источники. • Журналистика – это социальный институт. Она представляет собой систему различных учреждений, берущих за основу своей деятельности социальные законодательные акты. Такими учреждениями являются редакции журналов и газет, радиостанции, телекомпании, информационные агентства и прочие организации, которые удовлетворяют потребность людей в информации и обеспечивают информационную безопасность конкретной страны. • Журналистика – это экономическая отрасль, в организациях которой работает множество людей. Например, в РФ вклад, который медиаотрасль вносит в ее ВВП, составляет около 1,4% (данные из Концепции развития телерадиовещания в РФ). А это сравнимо с вкладом легкой, деревообрабатывающей и лесной промышленности. • Журналистика – это комплекс форм деятельности, требующихся для полноценного функционирования журналистки как социального института. Имеется в виду создание печатных СМИ, радио- и телепередач, интернет-ресурсов, работа, обеспечивающая подготовку кадров, функционирование медиаиндустрии и т.п. • Журналистика – это комплекс связанных с ней профессий. К таким относятся журналисты, редакторы, корректоры, инженеры, операторы, режиссеры, менеджеры и некоторые другие. • Журналистика – это система СМИ, применяющих разные формы распространения информации: информационные агентства, интернет-ресурсы, радио, ТВ, печатные издания. • Журналистика – это совокупность размещаемых в печатных и электронных СМИ произведений: интервью, статьи, корреспонденции, репортажи, заметки, очерки и т.п. • Журналистика – это система научных знаний о тонкостях работы с массовой информацией. Таким образом, центральной категорией журналистики является именно информация, но не в общем и целом, а только в одном из своих проявлений – массовая информация – та информация, которая применяется в управлении социумом. Социальную информацию можно охарактеризовать как высший, самый сложный и многообразный вид информации, и массовая информация, распространяемая посредством радио, телевидения, печати и иных средств, – это ее разновидность. Руководствуясь этой посылкой, достаточно просто определить основные функции, выполняемые журналистикой. Среди общих функций журналистики выделяются: • Сбор информации. • Обработка информации. • Распространение информации. • Формирование общественной мысли. Журналист освещает разные стороны жизни людей и общества, дает ответы на актуальные вопросы и помогает людям разобраться в положении дел. Но вместе с общими функциями, журналистика обладает и рядом специфических, а именно: • Организационная функция: благодаря журналистике люди группируются по интересам, а структура СМИ отражает социальную структуру. • Функция социальной критики: журналистика борется с социальными недостатками, предупреждает нарушение законов, противостоит коррупции и т.п. • Идеологическая функция: журналистика прививает определенные жизненные ценности: патриотизм, моральные качества, здоровый образ жизни и т.д. • Культурная функция: журналистика освещает социальную жизнь, события в мировой культуре, осуществляет художественную критику. • Развлекательная функция: журналистика способствует полезному и приятному времяпрепровождению, отдыху от работы и т.п. • Рекламная функция: журналистика ставит людей в известность о производстве новой продукции, трендах, разработках и пр. Журналистика очень многогранна. Одни называют ее четвертой властью, другие считают великим творчеством, третьи ассоциируют ее с сенсациями, правдой и ложью; кто-то видит в ней романтику, а кто-то – исключительно прагматичные газеты и журналы, радио и телевидение. Как бы то ни было, ее влияние на массовое сознание, ее функции и задачи, которые она выполняет, можно перечислять еще очень долго. И представить сегодняшний мир без журналистики невозможно, ведь ее плоды жизненно необходимы современному обществу. Классическая система определения видов журналистского материала: • Информационная публицистика • Аналитическая публицистика • Художественная публицистика Информационные жанры журналистики: В информационных жанрах журналистики мы даем только информацию, не делаем оценок и не стараемся как-то осмыслить данное событие. Мы просто о нем рассказываем. • Заметка • Информационная корреспонденция • Репортаж • Информационный отчет • Интервью • Блиц-опрос или вопрос-ответ • Некролог Аналитические жанры журналистики: В аналитических жанрах журналистики автор может проявить себя, дать оценку тем или иным событиям, с чем-то их сравнить и сделать определенные выводы. Жанры: • Аналитическое интервью • Рецензия • Статья • Аналитический отчет • Комментарий • Аналитическая корреспонденция • Журналистское расследование • Аналитический опрос • Беседа • Социологическое резюме • Анкета • Мониторинг • Рейтинг • Обозрение • Обзор СМИ • Прогноз • Версия • Эксперимент • Письмо • Исповедь • Рекомендация (совет) • Аналитический пресс-релиз Художественно-публицистические жанры журналистики: В художественно-публицистических жанрах журналистики тексты отличаются тем, что в них есть больше средств выразительности. Мы уже не стремимся только дать информацию. Мы можем облечь ее в какую-то красивую форму. Жанры: • Очерк • Эссе • Колонка • Фельетон • Памфлет • Пародия • Сатирический комментарий • Житейская история • Легенда • Эпитафия Теперь давайте разберём, почему именно такие жанры журналистики как интервью и репортаж нам больше всего подойдут для развития КУ школьников. Репортаж можно охарактеризовать как материал с места событий, который отличается оперативностью и объективностью. Репортаж по праву считается одним из самых популярных жанров журналистики, т.к. именно он чаще всего первым доходит до общественности после любого значимого события. Репортаж бывает нескольких разновидностей: Проблемный репортаж. В нем не просто освещаются происходящие события, но и изучаются ставшие их причиной социальные явления. Предполагаются размышления автора, его анализ и оценка информационного повода, мнение очевидцев. Событийный репортаж. Поводом для него служат яркие и запоминающиеся события, инциденты или случаи, вызвавшие общественный резонанс. Отличается хронологической последовательностью, деталями и подробностями, точной датой, временем и местом происходящего, диалогом с присутствующими. Актуальный репортаж. Является мгновенным откликом на происходящее. Требует максимальной оперативности. Постановочный репортаж. Автор сам режиссирует какое-то событие (проводит полевой медиа-эксперимент, провоцирует уличную демонстрацию, моделирует курьезную ситуацию и т.п.) и становится не наблюдателем, а его главным действующим лицом. Тематически познавательный репортаж. Процессы и события в этом случае не обязательно представлять оперативно. До аудитории нужно донести максимум информации, раскрывая все грани информационного повода. Особенности любого репортажа проявляются в тонкостях подачи материала. Отсюда вытекают и основные признаки этого жанра: • Повествование не должно быть отстраненным и сухим. • Всегда присутствует авторское мнение и активная позиция. • Информация преподносится в хронологическом порядке. • В репортаже всегда есть наглядность и описательность. • Репортаж всегда должен быть своевременным. • Репортаж всегда соответствует фактам и предельно точен. • В репортаже не допускаются никакие вымыслы. Однако структура репортажа остается достаточно простой: • Заголовок (он должен интриговать, «цеплять», привлекать внимание) • Вводный абзац – лид (в нем автор вводит читателя в курс дела) • Основная часть (раскрывает суть происходящего) • Заключение (в нем автор выражает свое отношение к происходящему) Термин интервью происходит от английского interview, т. е. беседа. «Интервью - это беседа представителя печати с каким-нибудь общественным деятелем по злободневным вопросам, имеющим общественный интерес». «Интервью в журналистике - жанр публицистики, представляющий собой разговор журналиста с социально значимой личностью по актуальным вопросам». А в словаре С.И. Ожегова «интервью - это предназначенная для печати (или передачи по радио, телевидению) беседа с каким-нибудь лицом». М.И. Шостак в своей книге «Журналист и его произведение» выделяет по признаку предмета разговора, следующие виды интервью: 1. Информативные интервью. Главный предмет беседы - новые факты, интерес к личности собеседника предельно ослаблен. 2. Экспертные интервью. Ценность - в точности формулировок, мнение авторитетного человека - самое важное. 3. Проблемные интервью. Главный предмет обсуждения - мнения и сопоставление источников мнений 4. Интервью-знакомства. Они делятся на портретные, разоблачающие с антигероем и звездные интервью. Предметом является личность собеседника». Классификации интервью по его форме - самые многочисленные в научной литературе, однако исследователи выделяют разное количество и качество интервью. Одна из традиционных классификаций дана в «Справочнике журналиста» Н.Г. Богданова и Б.А. Вяземского: интервью-диалог, интервью-монолог, коллективное интервью, интервью-зарисовка и анкета Можно выделить основные правила хорошего интервью для взятия интервью: • Интервью лучше начинать не с прямого вопроса, а с авторских слов, содержащих ответ на первый вопрос, который будет задан. Собеседник просто должен уточнить его. Такой прием также позволяет перевести диалог в форме вопросов и ответов в интересную беседу. • Интервью не следует делать слишком громоздким. Если собеседник – не знаменитость или важная персона, если его слова не несут в себе нечто сенсационное, пяти-шести вопросов может вполне хватить. • Ответы не должны превосходить вопросы по объему больше чем в три раза. • Нельзя дважды задавать одни и те же вопросы, даже если они интерпретированы в разной форме. • Собеседника нужно всегда направлять в русло аудитории, чтобы интервью было интересно и ему и читателям. • После интервью не должно оставаться недосказанности. • Последние слова лучше оставить за собеседником. Но если подводить итог приходится вам, нейтральной фразы типа «Успехов вам» будет достаточно. И интервью, и репортаж это непосредственное общение журналиста с другим человеком: интервьюируемым, человека с места событий и т.д.. Для того, чтобы получить достоверную и правильную информацию необходимо уметь выстраивать и поддерживать диалог, правильно выстраивать свою мысль и понимать мысль собеседника.. Именно поэтому мы считаем целесообразным использование интервью им репортажа в качестве основных жанров во время занятий во внеурочной деятельности.
«Развитие коммуникативных умений школьников во внеурочной деятельности по журналистике» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot