Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Развитие и обучение персонала

  • ⌛ 2022 год
  • 👀 590 просмотров
  • 📌 572 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Развитие и обучение персонала» doc
Развитие и обучение персонала Содержание Конспект лекции 3 Методическая схема лекции 11 Список рекомендованной литературы 14 Конспект лекции Актуальность. На сегодняшний день для большинства российских организаций обучение и развитие персонала приобретает особое значение. Работа в условиях рынка предъявляет высокие требования к уровню квалификации сотрудников. Быстрые изменения внешней среды, экономики, политики, а также внутренних условий функционирования организаций поднимает вопрос о необходимости подготовки, обучения и развития персонала. Развитие и обучение персонала является важным компонентом системы управления в целом, который обеспечивает компанию квалифицированными сотрудниками. Развитие и обучение персонала – это совокупность организационных мероприятий в области обучения персонала, его служебно-квалификационного развития, переподготовки, повышения квалификации, которые способствуют не только успешной трудовой деятельности, но и дают возможность быть полноценной, самовыражающейся личностью, готовой к восприятию всего нового. Понятие «развитие и обучение персонала» является довольно обширным, включая многие аспекты организационной деятельности. Современные авторы трактуют данный термин следующим образом: 1) обеспечение соответствия профессиональных знаний и навыков сотрудников современным особенностям производства и управления; 2) целенаправленный, планомерно и систематически реализуемый процесс овладения сотрудниками компании профессиональными знаниями, умениями, навыками, который осуществляется под руководством специалистов, опытных преподавателей и наставников; 3) обучение персонала - это самый важный инструмент, с помощью которого руководство компании может повышать потенциал человеческих ресурсов и формирует организационную культуру; 4) это процесс овладения сотрудником компетенциями, которые необходимы для успешного и эффективного выполнения им своих профессиональных задач. Развитие персонала включает в себя весь комплекс мероприятий, охватывающий вопросы: • профессиональной адаптации сотрудников; • оценки кандидатов на вакантную должность; • текущей оценки персонала; • служебного и профессионального продвижения; • работы с кадровым резервом; • организации рационализаторской деятельности в компании. Общая концепция системы развития и обучения включает в себя следующие элементы: • структура процесса развития и обучения с указанием его места в общем процессе управления персоналом (связь с таким процессами, как отбор, адаптация, оплата труда, материальная и нематериальная мотивация, оценка персонала); • целевая аудитория (руководство, кадровый резерв, подразделения и отдельные работники); • цели и задачи развития и обучения (соответствие стратегическим целям предприятия, задачам подразделений, планам индивидуального развития работников); • лица, ответственные за обучение (HR-менеджер, руководители подразделений, которые могли бы выступать в роли наставников, лекторов, тренеров); • формы и методы обучения (в соответствии с потребностями и возможностями компании); • расчет бюджета на обучение и развитие персонала; • составление плана и графика обучения; • разработка документации, регламентирующей процесс обучения. К целям обучения и развития персонала относятся: 1. Поддержание нужного уровня квалификации сотрудников с учетом требований производства на сегодняшний день, а также перспектив его дальнейшего развития; 2. Сохранение и развитие профессионального потенциала компании; 3. Повышение уровня конкурентоспособности с помощью распространения и передачи знаний и приобретаемого опыта; 4. Поддержка инноваций на рабочих местах, что обеспечивает рост производительности труда и достижение современного уровня производства; 5. Создание условий для профессионального роста персонала и самореализации сотрудников с помощью повышения трудовой мотивации, а также использования современных программ, методов и технологий обучения. Обучение и развитие персонала направлено на решение следующих основных задач: • подготовка сотрудников компании к выполнению новых производственных задач; • целенаправленное, систематическое обновление знаний сотрудников; • повышение профессиональной культуры персонала; • подготовка сотрудников к карьерному росту. Основные принципы развития и обучения персонала: 1) одновременное развитие персонала всех категорий; 2) обучение персонала на опережение, которое основывается на прогностических данных о развитии научно-технической области; 3) создание гибкой системы обучения и развития с возможностью ее применения на всех этапах; 4) мотивация персонала; 5) создание системы развития персонала организации с учетом его возможностей, перспектив и стратегии развития предприятия. Важный аспект в процессе обучения и развития персонала - это установление основных его участников. Участники процесса обучения персонала - это лица, которые оказывают непосредственное влияние на процесс обучения сотрудников компании. С учетом различной степени ответственности, функций и обязанностей, а также в зависимости от их участия на разных этапах обучения, к участникам процесса обучения и развития персонала относятся: 1. Руководитель организации, наделенный полномочиями утверждать план и бюджет обучения, владеющий информацией о финансовом состоянии компании, целях, задачах, планах развития предприятия в целом. 2. Руководитель структурного подразделения, то есть непосредственный начальник работника. Он устанавливает потребность каждого сотрудника и отдела в целом в обучении и организует для этого все необходимые мероприятия. 3. Служба управления персоналом – это группа сотрудников, обязанности которой включают составление программы и плана обучения и развития персонала, подбор соответствующих видов, форм и методов обучения, назначение непосредственных исполнителей данного процесса. После согласования всех ключевых вопросов служба управления персоналом передает исполнителям полномочия и информацию для обучения персонала. 4. Исполнитель – это человек или группа людей, которые непосредственно осуществляют процесс обучения. 5. Обучаемый – это сотрудник (или группа сотрудников), на которого направлено обучение и все связанные с этим организационные мероприятия в области развития, подготовки и повышения квалификации персонала. В организациях используются различные виды и формы развития и обучения персонала, выбор которых зависит от возможностей и целесообразности их применения. Выделяют следующие виды обучения: В зависимости от участников процесса обучения: 1) внутреннее – осуществляется сотрудниками компании; 2) внешнее – привлекаются внешние специалисты; 3) самообучение – осуществляется сотрудником самостоятельно. В зависимости от целей обучения и развития: 1) первичная подготовка, которая включает в себя обучение сотрудника без образования; 2) переподготовка, включающая обучение человека, который имеет образование, новой специальности или профессии; 3) повышение квалификации подразумевает получение сотрудником новых знаний и формирование новых навыков в рамках конкретной профессии или специальности; 4) адаптационное обучение - осуществляется для профессиональной или социальной адаптации в организации. В зависимости от совмещения процесса обучения и трудовой деятельности в организации: 1) с отрывом от производства; 2) без отрыва от производства. В зависимости от времени обучения: 1) краткосрочное – проходит в течение одной рабочей недели; 2) среднесрочное – в течение нескольких месяцев (до полугода); 3) долгосрочное – включает в себя обучение более шести месяцев. В зависимости от числа обучаемых: 1) индивидуальное; 2) групповое. Выделяют следующие формы обучения и развития персонала: Лекция – это пассивная форма обучения, используемая для передачи теоретических, методических знаний и обучения сотрудников, как применять полученную информацию в каждодневной трудовой деятельности. При этом лекторами могут являться руководители, специалисты организации или приглашенные лица. Семинар – это активная форма обучения, участие в которой развивает мышление, вырабатывает у сотрудников рациональные способы поведения в рабочих ситуациях. Тренинг – активная форма обучения, в результате применения которой у работника формируются определенные полезные навыки. Деловая игра - учит особенностям поведения в различных производственных ситуациях, при этом вырабатываются альтернативные точки зрения на проблему. Эта форма ближе всего к реальной профессиональной деятельности обучаемых работников. Самообучение – это индивидуальное, самостоятельное обучение сотрудника. Стажировка - форма обучения, при которой компания направляет работника для обмена опытом в другую организацию. Программы обучения МВА (Master of Business Administration) – это долгосрочные специализированные программы подготовки специалистов. Основная цель МВА - это подготовка профессиональных руководителей с глубокими познаниями в сфере менеджмента и бизнеса для практической деятельности в организации. Обучение для получения определенной квалификации – осуществляется по долгосрочным академическим программам в высших учебных заведениях. Учебные курсы – включает в себя подготовку по специальным многоуровневым программам учебных центров. Интерактивное обучение – основано на применении современных информационных технологий, позволяющих обучать людей без непосредственного наставника. Дистанционное обучение - осуществляется на расстоянии без непосредственного контакта с сотрудником компании. Наставничество - представляет собой индивидуальную помощь новым работникам в знакомстве с традициями, организационной культурой, нормами и ценностями, принятыми в компании, а также объяснение профессиональных особенностей работы в конкретной организации. Адаптационное обучение – осуществляется в период испытательного срока. В результате обучения и развития персонала организация получает следующие преимущества: 1) возрастание результативности; 2) повышение эффективности трудовой деятельности, переход на более высокий уровень успешности производства; 3) повышение эффективности взаимодействия между сотрудниками организации; 4) увеличение лояльности персонала к организации; 5) совершенствование системы мотивации труда; 6) развитие у персонала способности удовлетворять имеющиеся и будущие потребности компании. Преимущества обучения для сотрудников включают в себя следующие положительные моменты. 1. Удовлетворение от работы повышение мотивации: имея возможность повышать свою квалификацию, сотрудники чувствуют заботу компании. 2. Ослабление стресса. Целенаправленная, продуктивная подготовка сотрудников, отвечающая рабочим требованиям, повышает способность к адаптации в изменяющихся условиях работы в сложных условиях, тем самым ослабляя стрессовые факторы.     3. Рабочий потенциал. Сотрудники, занимаясь совершенствованием своих навыков и желая улучшить имеющиеся знания и умения, могут брать на себя дополнительные обязанности. У таких работников появляется больше возможностей для продвижения по службе. 4. Гарантированная занятость. Работник, владеющий многочисленными и разнообразными трудовыми навыками, больше востребован, так как может приспособиться к изменяющемуся характеру деятельности. Формирование и совершенствование универсальных навыков сотрудника повышает его ценность, поскольку это дает ему возможность выполнять разные функции в  организации. Для систематизации процедур и мероприятий, направленных на обучение персонала, разрабатываются специальные нормативные документы, такие как планы, программы обучения, положение об обучении персонала, приказ о его утверждении и т.д. В этих документах необходимо четко прописать цели, задачи и направления развития и обучения персонала, главные виды, формы работы, которые будут применяться, особенности взаимодействия подразделений и исполнителей, полномочия и обязанности ответственных лиц при организации обучения персонала. Методическая схема лекции Тема лекции: Развитие и обучение персонала. Цель лекции: раскрыть сущность и основные характеристики процесса обучения и развития персонала как одной из важнейших составляющих системы управления персоналом. Задачи: 1. Составить представление: • о сущности и современных тенденциях развития персонала, • о факторах, влияющих на развитие персонала, • о роли руководителей и службы управления персоналом в обучении и развитии персонала, • о современных технологиях обучения и развития персонала. 2. Изучить: • цели и задачи развития персонала, • виды, формы и методы обучения и развития персонала, • преимущества обучения и развития персонала для сотрудников и компании. 3. Сформировать умения в области: • оценки потребности персонала в обучении и развитии, • организации работы по обучению и развитию персонала. Вид лекции: Информационная. Структура лекции: I. Вводная часть 1. Формулировка темы лекции. Краткая характеристика проблемы, ее профессиональной значимости, новизны и степени изученности, актуальности данного вопроса. 2. Формулировка задач занятия. 3. Установление связи с предыдущими занятиями. II. Основная часть Актуализация опорных знаний студентов: выполнение упражнений, игровых заданий, необходимых как опора для изучения нового материла. Мотивация учебной деятельности для повышения заинтересованности студентов в изучении данной темы: полученные знания и умения необходимы им в профессиональной деятельности. Изучение нового материала, которое включает в себя последовательное изложение информации по принципу «от простого к сложному» с демонстрацией наглядных пособий (презентация PowerPoint и др.). Анализ сложившегося опыта, оценка практики и научных исследований, установление связи с практикой. На данном этапе использовать приемы и техники мотивации и «оживления» аудитории. Вопросы и задания для активного включения студентов в работу: 1. Какое определение развития и обучения персонала отвечает, на Ваш взгляд, современному управлению человеческими ресурсами? 2. Как соотносятся понятия «развитие организации» и «развитие персонала»? 3. Почему руководители не хотят способствовать обучению и профессиональному развитию персонала организации? 4. Какие факторы оказывают влияние на выявление потребностей для развития персонала? 5. Каким должен быть идеально обученный и развитый сотрудник преуспевающей компании? 6. Перечислите функции менеджера по работе с персоналом, который специализируется на развитии и обучении сотрудников. Составьте примерный список мероприятий (7-10 позиций) по обучению сотрудников компании. Примеры и факты: 1. В течение трудового дня штатный сотрудник компании "Вимм-Билль-Данн" обязан выкроить час на самообразование. Время для занятий он может выбрать сам - все материалы находятся тут же, в компьютере. Пару месяцев назад "Вимм-Билль-Данн" запустил программу дистанционного обучения персонала. 2. В России первой компанией, внедрившей дистанционное обучение, была НК "ЮКОС". Учебный портал начал работать в компании в 2000 г. На развитие системы дистанционного обучения компания ежегодно тратит до $ 500 000. Всего в "ЮКОСе" работает свыше 100 000 человек.  3. Корпоративное обучение и развитие компании ТНК-BP обучение ориентировано, главным образом, на две категории персонала: - руководители всех уровней (начиная от мастеров бригад и начальников цехов до генеральных директоров предприятий), - молодые специалисты. Каковы, по Вашему мнению, недостатки и преимущества подобной стратегии обучения персонала? III. Заключительная часть Обобщение и систематизация изученного материала, которая предполагает выводы по основным вопросам темы, закрепление полученных знаний путем выполнения упражнений, ответов на вопросы, собственные примеры студентов и т.д. Подведение итогов занятия. Формулировка указаний к дальнейшей самостоятельной работе студентов, рекомендация научной литературы для более глубокого освоения темы. Список рекомендованной литературы 1. Базаров Т. Ю. Управление персоналом: практикум : учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по спец. "Управление персоналом", "Менеджмент организации"/ Т. Ю. Базаров. - Москва: Юнити-Дана, 2010. – 239 с. 2. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика / В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 2011. – 688 с. 3. Коптева К. В., Бакшеева О. А. Профессиональное обучение как основа развития персонала организации // Основы ЭУП. 2013. №5 (11). С.77-81 4. Корпоративное обучение персонала организации: монография / Н.И. Шаталова, Г.Б. Кораблева, В.И. Столяров и др.; под ред. Н.И. Шаталовой. - Екатеринбург: УрГУПС, 2011. - 280 с. 5. Куатпекова А. К. Планирование, обучение и развитие персонала // Молодой ученый. - 2016. - №1. - С. 389-392. 6. Магура И.И., Курбатова М.Б. Организация обучения персонала. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел - Синтез», 2002. - 192 с. 7. Мордовин С.К. Управление человеческими ресурсами: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации» / С.К. Мордовин – М.: Инфра-М. 2012. – 267 с. 8. Почебут Л.Г. Организационная социальная психология. Учебное пособие / Л.Г. Почебут, В.А. Чикер. – СПб.: Речь, 2011. – 298 с. 9. Торрингтон, Д. Управление человеческими ресурсами / Д. Торрингтон. - М.: Дело и Сервис, 2012. - 752 с. 10. Управление персоналом : учеб.- метод. пособие / И.Б. Тесленко [и др.] ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2015. – 80 с. 11. Шейл, П. Руководство по развитию персонала / П. Шейл. - СПб.: Питер, 2012. - 240 с.
«Развитие и обучение персонала» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 335 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot