Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Развитие и обучение персонала
Содержание
Конспект лекции 3
Методическая схема лекции 11
Список рекомендованной литературы 14
Конспект лекции
Актуальность. На сегодняшний день для большинства российских организаций обучение и развитие персонала приобретает особое значение. Работа в условиях рынка предъявляет высокие требования к уровню квалификации сотрудников. Быстрые изменения внешней среды, экономики, политики, а также внутренних условий функционирования организаций поднимает вопрос о необходимости подготовки, обучения и развития персонала.
Развитие и обучение персонала является важным компонентом системы управления в целом, который обеспечивает компанию квалифицированными сотрудниками. Развитие и обучение персонала – это совокупность организационных мероприятий в области обучения персонала, его служебно-квалификационного развития, переподготовки, повышения квалификации, которые способствуют не только успешной трудовой деятельности, но и дают возможность быть полноценной, самовыражающейся личностью, готовой к восприятию всего нового.
Понятие «развитие и обучение персонала» является довольно обширным, включая многие аспекты организационной деятельности. Современные авторы трактуют данный термин следующим образом:
1) обеспечение соответствия профессиональных знаний и навыков сотрудников современным особенностям производства и управления;
2) целенаправленный, планомерно и систематически реализуемый процесс овладения сотрудниками компании профессиональными знаниями, умениями, навыками, который осуществляется под руководством специалистов, опытных преподавателей и наставников;
3) обучение персонала - это самый важный инструмент, с помощью которого руководство компании может повышать потенциал человеческих ресурсов и формирует организационную культуру;
4) это процесс овладения сотрудником компетенциями, которые необходимы для успешного и эффективного выполнения им своих профессиональных задач.
Развитие персонала включает в себя весь комплекс мероприятий, охватывающий вопросы:
• профессиональной адаптации сотрудников;
• оценки кандидатов на вакантную должность;
• текущей оценки персонала;
• служебного и профессионального продвижения;
• работы с кадровым резервом;
• организации рационализаторской деятельности в компании.
Общая концепция системы развития и обучения включает в себя следующие элементы:
• структура процесса развития и обучения с указанием его места в общем процессе управления персоналом (связь с таким процессами, как отбор, адаптация, оплата труда, материальная и нематериальная мотивация, оценка персонала);
• целевая аудитория (руководство, кадровый резерв, подразделения и отдельные работники);
• цели и задачи развития и обучения (соответствие стратегическим целям предприятия, задачам подразделений, планам индивидуального развития работников);
• лица, ответственные за обучение (HR-менеджер, руководители подразделений, которые могли бы выступать в роли наставников, лекторов, тренеров);
• формы и методы обучения (в соответствии с потребностями и возможностями компании);
• расчет бюджета на обучение и развитие персонала;
• составление плана и графика обучения;
• разработка документации, регламентирующей процесс обучения.
К целям обучения и развития персонала относятся:
1. Поддержание нужного уровня квалификации сотрудников с учетом требований производства на сегодняшний день, а также перспектив его дальнейшего развития;
2. Сохранение и развитие профессионального потенциала компании;
3. Повышение уровня конкурентоспособности с помощью распространения и передачи знаний и приобретаемого опыта;
4. Поддержка инноваций на рабочих местах, что обеспечивает рост производительности труда и достижение современного уровня производства;
5. Создание условий для профессионального роста персонала и самореализации сотрудников с помощью повышения трудовой мотивации, а также использования современных программ, методов и технологий обучения.
Обучение и развитие персонала направлено на решение следующих основных задач:
• подготовка сотрудников компании к выполнению новых производственных задач;
• целенаправленное, систематическое обновление знаний сотрудников;
• повышение профессиональной культуры персонала;
• подготовка сотрудников к карьерному росту.
Основные принципы развития и обучения персонала:
1) одновременное развитие персонала всех категорий;
2) обучение персонала на опережение, которое основывается на прогностических данных о развитии научно-технической области;
3) создание гибкой системы обучения и развития с возможностью ее применения на всех этапах;
4) мотивация персонала;
5) создание системы развития персонала организации с учетом его возможностей, перспектив и стратегии развития предприятия.
Важный аспект в процессе обучения и развития персонала - это установление основных его участников.
Участники процесса обучения персонала - это лица, которые оказывают непосредственное влияние на процесс обучения сотрудников компании. С учетом различной степени ответственности, функций и обязанностей, а также в зависимости от их участия на разных этапах обучения, к участникам процесса обучения и развития персонала относятся:
1. Руководитель организации, наделенный полномочиями утверждать план и бюджет обучения, владеющий информацией о финансовом состоянии компании, целях, задачах, планах развития предприятия в целом.
2. Руководитель структурного подразделения, то есть непосредственный начальник работника. Он устанавливает потребность каждого сотрудника и отдела в целом в обучении и организует для этого все необходимые мероприятия.
3. Служба управления персоналом – это группа сотрудников, обязанности которой включают составление программы и плана обучения и развития персонала, подбор соответствующих видов, форм и методов обучения, назначение непосредственных исполнителей данного процесса. После согласования всех ключевых вопросов служба управления персоналом передает исполнителям полномочия и информацию для обучения персонала.
4. Исполнитель – это человек или группа людей, которые непосредственно осуществляют процесс обучения.
5. Обучаемый – это сотрудник (или группа сотрудников), на которого направлено обучение и все связанные с этим организационные мероприятия в области развития, подготовки и повышения квалификации персонала.
В организациях используются различные виды и формы развития и обучения персонала, выбор которых зависит от возможностей и целесообразности их применения. Выделяют следующие виды обучения:
В зависимости от участников процесса обучения:
1) внутреннее – осуществляется сотрудниками компании;
2) внешнее – привлекаются внешние специалисты;
3) самообучение – осуществляется сотрудником самостоятельно.
В зависимости от целей обучения и развития:
1) первичная подготовка, которая включает в себя обучение сотрудника без образования;
2) переподготовка, включающая обучение человека, который имеет образование, новой специальности или профессии;
3) повышение квалификации подразумевает получение сотрудником новых знаний и формирование новых навыков в рамках конкретной профессии или специальности;
4) адаптационное обучение - осуществляется для профессиональной или социальной адаптации в организации.
В зависимости от совмещения процесса обучения и трудовой деятельности в организации:
1) с отрывом от производства;
2) без отрыва от производства.
В зависимости от времени обучения:
1) краткосрочное – проходит в течение одной рабочей недели;
2) среднесрочное – в течение нескольких месяцев (до полугода);
3) долгосрочное – включает в себя обучение более шести месяцев.
В зависимости от числа обучаемых:
1) индивидуальное;
2) групповое.
Выделяют следующие формы обучения и развития персонала:
Лекция – это пассивная форма обучения, используемая для передачи теоретических, методических знаний и обучения сотрудников, как применять полученную информацию в каждодневной трудовой деятельности. При этом лекторами могут являться руководители, специалисты организации или приглашенные лица.
Семинар – это активная форма обучения, участие в которой развивает мышление, вырабатывает у сотрудников рациональные способы поведения в рабочих ситуациях.
Тренинг – активная форма обучения, в результате применения которой у работника формируются определенные полезные навыки.
Деловая игра - учит особенностям поведения в различных производственных ситуациях, при этом вырабатываются альтернативные точки зрения на проблему. Эта форма ближе всего к реальной профессиональной деятельности обучаемых работников.
Самообучение – это индивидуальное, самостоятельное обучение сотрудника.
Стажировка - форма обучения, при которой компания направляет работника для обмена опытом в другую организацию.
Программы обучения МВА (Master of Business Administration) – это долгосрочные специализированные программы подготовки специалистов. Основная цель МВА - это подготовка профессиональных руководителей с глубокими познаниями в сфере менеджмента и бизнеса для практической деятельности в организации.
Обучение для получения определенной квалификации – осуществляется по долгосрочным академическим программам в высших учебных заведениях.
Учебные курсы – включает в себя подготовку по специальным многоуровневым программам учебных центров.
Интерактивное обучение – основано на применении современных информационных технологий, позволяющих обучать людей без непосредственного наставника.
Дистанционное обучение - осуществляется на расстоянии без непосредственного контакта с сотрудником компании.
Наставничество - представляет собой индивидуальную помощь новым работникам в знакомстве с традициями, организационной культурой, нормами и ценностями, принятыми в компании, а также объяснение профессиональных особенностей работы в конкретной организации.
Адаптационное обучение – осуществляется в период испытательного срока.
В результате обучения и развития персонала организация получает следующие преимущества:
1) возрастание результативности;
2) повышение эффективности трудовой деятельности, переход на более высокий уровень успешности производства;
3) повышение эффективности взаимодействия между сотрудниками организации;
4) увеличение лояльности персонала к организации;
5) совершенствование системы мотивации труда;
6) развитие у персонала способности удовлетворять имеющиеся и будущие потребности компании.
Преимущества обучения для сотрудников включают в себя следующие положительные моменты.
1. Удовлетворение от работы повышение мотивации: имея возможность повышать свою квалификацию, сотрудники чувствуют заботу компании.
2. Ослабление стресса. Целенаправленная, продуктивная подготовка сотрудников, отвечающая рабочим требованиям, повышает способность к адаптации в изменяющихся условиях работы в сложных условиях, тем самым ослабляя стрессовые факторы.
3. Рабочий потенциал. Сотрудники, занимаясь совершенствованием своих навыков и желая улучшить имеющиеся знания и умения, могут брать на себя дополнительные обязанности. У таких работников появляется больше возможностей для продвижения по службе.
4. Гарантированная занятость. Работник, владеющий многочисленными и разнообразными трудовыми навыками, больше востребован, так как может приспособиться к изменяющемуся характеру деятельности. Формирование и совершенствование универсальных навыков сотрудника повышает его ценность, поскольку это дает ему возможность выполнять разные функции в организации.
Для систематизации процедур и мероприятий, направленных на обучение персонала, разрабатываются специальные нормативные документы, такие как планы, программы обучения, положение об обучении персонала, приказ о его утверждении и т.д. В этих документах необходимо четко прописать цели, задачи и направления развития и обучения персонала, главные виды, формы работы, которые будут применяться, особенности взаимодействия подразделений и исполнителей, полномочия и обязанности ответственных лиц при организации обучения персонала.
Методическая схема лекции
Тема лекции: Развитие и обучение персонала.
Цель лекции: раскрыть сущность и основные характеристики процесса обучения и развития персонала как одной из важнейших составляющих системы управления персоналом.
Задачи:
1. Составить представление:
• о сущности и современных тенденциях развития персонала,
• о факторах, влияющих на развитие персонала,
• о роли руководителей и службы управления персоналом в обучении и развитии персонала,
• о современных технологиях обучения и развития персонала.
2. Изучить:
• цели и задачи развития персонала,
• виды, формы и методы обучения и развития персонала,
• преимущества обучения и развития персонала для сотрудников и компании.
3. Сформировать умения в области:
• оценки потребности персонала в обучении и развитии,
• организации работы по обучению и развитию персонала.
Вид лекции: Информационная.
Структура лекции:
I. Вводная часть
1. Формулировка темы лекции. Краткая характеристика проблемы, ее профессиональной значимости, новизны и степени изученности, актуальности данного вопроса.
2. Формулировка задач занятия.
3. Установление связи с предыдущими занятиями.
II. Основная часть
Актуализация опорных знаний студентов: выполнение упражнений, игровых заданий, необходимых как опора для изучения нового материла.
Мотивация учебной деятельности для повышения заинтересованности студентов в изучении данной темы: полученные знания и умения необходимы им в профессиональной деятельности.
Изучение нового материала, которое включает в себя последовательное изложение информации по принципу «от простого к сложному» с демонстрацией наглядных пособий (презентация PowerPoint и др.).
Анализ сложившегося опыта, оценка практики и научных исследований, установление связи с практикой.
На данном этапе использовать приемы и техники мотивации и «оживления» аудитории. Вопросы и задания для активного включения студентов в работу:
1. Какое определение развития и обучения персонала отвечает, на Ваш взгляд, современному управлению человеческими ресурсами?
2. Как соотносятся понятия «развитие организации» и «развитие персонала»?
3. Почему руководители не хотят способствовать обучению и профессиональному развитию персонала организации?
4. Какие факторы оказывают влияние на выявление потребностей для развития персонала?
5. Каким должен быть идеально обученный и развитый сотрудник преуспевающей компании?
6. Перечислите функции менеджера по работе с персоналом, который специализируется на развитии и обучении сотрудников. Составьте примерный список мероприятий (7-10 позиций) по обучению сотрудников компании.
Примеры и факты:
1. В течение трудового дня штатный сотрудник компании "Вимм-Билль-Данн" обязан выкроить час на самообразование. Время для занятий он может выбрать сам - все материалы находятся тут же, в компьютере. Пару месяцев назад "Вимм-Билль-Данн" запустил программу дистанционного обучения персонала.
2. В России первой компанией, внедрившей дистанционное обучение, была НК "ЮКОС". Учебный портал начал работать в компании в 2000 г. На развитие системы дистанционного обучения компания ежегодно тратит до $ 500 000. Всего в "ЮКОСе" работает свыше 100 000 человек.
3. Корпоративное обучение и развитие компании ТНК-BP обучение ориентировано, главным образом, на две категории персонала:
- руководители всех уровней (начиная от мастеров бригад и начальников цехов до генеральных директоров предприятий),
- молодые специалисты.
Каковы, по Вашему мнению, недостатки и преимущества подобной стратегии обучения персонала?
III. Заключительная часть
Обобщение и систематизация изученного материала, которая предполагает выводы по основным вопросам темы, закрепление полученных знаний путем выполнения упражнений, ответов на вопросы, собственные примеры студентов и т.д.
Подведение итогов занятия. Формулировка указаний к дальнейшей самостоятельной работе студентов, рекомендация научной литературы для более глубокого освоения темы.
Список рекомендованной литературы
1. Базаров Т. Ю. Управление персоналом: практикум : учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по спец. "Управление персоналом", "Менеджмент организации"/ Т. Ю. Базаров. - Москва: Юнити-Дана, 2010. – 239 с.
2. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика / В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 2011. – 688 с.
3. Коптева К. В., Бакшеева О. А. Профессиональное обучение как основа развития персонала организации // Основы ЭУП. 2013. №5 (11). С.77-81
4. Корпоративное обучение персонала организации: монография / Н.И. Шаталова, Г.Б. Кораблева, В.И. Столяров и др.; под ред. Н.И. Шаталовой. - Екатеринбург: УрГУПС, 2011. - 280 с.
5. Куатпекова А. К. Планирование, обучение и развитие персонала // Молодой ученый. - 2016. - №1. - С. 389-392.
6. Магура И.И., Курбатова М.Б. Организация обучения персонала. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел - Синтез», 2002. - 192 с.
7. Мордовин С.К. Управление человеческими ресурсами: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации» / С.К. Мордовин – М.: Инфра-М. 2012. – 267 с.
8. Почебут Л.Г. Организационная социальная психология. Учебное пособие / Л.Г. Почебут, В.А. Чикер. – СПб.: Речь, 2011. – 298 с.
9. Торрингтон, Д. Управление человеческими ресурсами / Д. Торрингтон. - М.: Дело и Сервис, 2012. - 752 с.
10. Управление персоналом : учеб.- метод. пособие / И.Б. Тесленко [и др.] ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2015. – 80 с.
11. Шейл, П. Руководство по развитию персонала / П. Шейл. - СПб.: Питер, 2012. - 240 с.