Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Разработка и реализация стратегии конкуренции

  • 👀 382 просмотра
  • 📌 353 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Разработка и реализация стратегии конкуренции» docx
Продолжение Лекция 3. Разработка и реализация стратегии конкуренции 3.5. СТРАТЕГИЯ ВНЕДРЕНИЯ НОВШЕСТВ Современный мировой опыт конкуренции неопровержимо доказывает, что конкурентное преимущество, основанное на новшествах, способствует монополизации бизнеса Абсолютное большинство монополий, образовавшихся в последнее время, возникло на базе открытий, изобретений и других новшеств, позволивших создать новый до этого неизвестный рынок с широкими возможностями и перспективой ускоренного роста. Современные лидеры в автомобильной, авиационной, электротехнической и электронной промышленности возникли из небольших пионерных фирм. Последние десятилетия подтвердили эту закономерность в области производства компьютерной техники, разработки программного обеспечения, создания специальных видов вооружения. И, несмотря на то что научные исследования в наибольших объемах ведутся в крупных компаниях, большинство известных современных инноваций являются результатом деятельности небольших и, как правило, неизвестных фирм. 3.5.1. Степень новизны товаров и преимущества монопольного предложения Главными преимуществами стратегии внедрения новшеств (см. также п.5.3.2) являются гарантированное получение прибыли и возможность блокирования входа в отрасль в течение действия исключительных прав на продукцию, технологию, услуги. Отсутствие товаров-заменителей и постоянный поиск новых коммерческих решений создают имидж новатора, использующего собственные достижения в области науки и техники для полной реализации потенциальных возможностей потребителей. Реализация данной стратегии предполагает наличие нового товара. В инновационном менеджменте принято выделять несколько степеней новизны: 1) абсолютную новизну: товар удовлетворяет новые потребности (видеотелефон, роуминг и т.п.) или существующие потребности новым способом (электрическая зубная щетка, растворимый кофе и др.); 2) относительную новизну: товар принципиально новый для данного предприятия, но хорошо знакомый потребителю (новая марка известного товара, имитация известной продукции и др.); 3) условную новизну: товар представляет собой вариации существующих продуктов (часы с калькулятором, ручка с будильником и др.); 4) частную новизну: товар является модификацией или усовершенствованием существующего продукта (развитие продуктовой линии, создание новой гаммы товаров, отличающихся отдельными характеристиками, например, раскраской или стилем и др.). Обычно стратегия внедрения новшеств разрабатывается для товаров первой и отчасти второй и третьей степени новизны. Отсутствие аналогов продукции, наличие большого потенциального спроса на предлагаемые новшества и крупных предприятий, готовых поддержать инновацию создают благоприятные рыночные условия для реализации стратегии. Предприятия, успешно реализующие новшества, как правило, имеют высококвалифицированный персонал, проектную (матричную) структуру управления, венчурную организацию бизнеса на начальных этапах нововведения. Революционизация рынка за счет внедрения новых товаров является источником больших объемов продаж и сверхприбыли, однако в большинстве случаев (80 из 100) заканчивается банкротством из-за неготовности рынка воспринять новшества, технической или технологической недоработанности нового изделия, занятости каналов распределения, отсутствия опыта тиражирования нововведения и других причин. Большой риск следования данной стратегии, объясняемый высокой степенью неопределенности ее результатов, сопоставим с венчурным риском, что удерживает многие фирмы от специализации в этом бизнесе. И тем не менее заманчивые перспективы быть единственным лидером на рынке не останавливают многие компании в финансировании и материальной поддержке проектов такого рода. 3.5.2. Коммерциализация новшеств Одним из наиболее критических этапов реализации эффекта новшества является его коммерциализация. Она представляет собой процесс превращения идеи, замысла в прибыльно продаваемый товар и охватывает все стадии разработки и внедрения товара в сферу реализации. Для того чтобы новшество имело успех на рынке, оно должно обладать мощной коммерческой идеей, т.е. содержать неоспоримые аргументы в пользу его покупки и основываться на мотивах поведения потребителей. Маркетинговая работа в процессе коммерциализации нового товара начинается с предварительных маркетинговых исследований поведения потребителей, их претензий, жалоб, рекламаций. Большую помощь на стадии формирования вариантов коммерческой идеи оказывает анализ практики конкурентов, мнений и опыта работников оптовой и розничной торговли. Сопоставление и отбор идей должны осуществляться на основе ряда взаимосвязанных критериев. В первую очередь необходимо определить, насколько привлекательным является сегмент рынка, на котором может быть реализована предлагаемая коммерческая идея. Значение имеет и привлекательность самого товара, который будет создаваться на базе рассматриваемой идеи. При сопоставлении различных идей необходимо также учесть возможный риск и неопределенность существующей информации о рынке. Следующий этап состоит в описании отобранных коммерческих идей в терминах, которые отражают значимость проектируемых продуктов для потребителя как на стадии выбора товара, так и в процессе пользования. Важно иметь четкое представление, для кого предназначен товар и насколько велико количество потенциальных потребителей, какие характеристики их интересуют в первую очередь, когда и в каких ситуация товар будет использоваться. Описание коммерческих идей по этим позициям формирует концепцию товара, которая служит для уточнения возможностей и целесообразности реализации отобранных идей. Перед инвестированием средств в отобранную концепцию товара проводится детальный анализ ожидаемого рыночного спроса, потенциальных объемов продаж, необходимых затрат и прибыли, а также их соответствия целям компании. Сложность получения таких оценок зависит от новизны концепции товара и стабильности рынка. Если концепция касается дифференциации существующего товара в условиях относительно стабильного рынка, на основе опыта можно получить достаточно полное представление о возможных продажах предполагаемого товара В случае принципиально нового товара нельзя полагаться на опыт. Тестирование концепции возможно только при наличии прототипа - материальной реализации представлений о товаре. Завершается данный этап окончательным выбором концепции товара, которая в наибольшей степени удовлетворяет выдвинутым критериям. Создание нового товара включает изготовление прототипов и их тестирование в лабораторных и рыночных условиях. На основе проверки реальных качеств товара и предварительной оценки лояльности потребителей принимается решение о запуске прототипа в производство. При выходе товара в сферу реализации важно своевременно обеспечить управляющие инстанции информацией о ходе реализации продукции с целью не допустить снижения объема продаж. В этом главная цепь мониторинга процесса реализации нового товара В ходе мониторинга отслеживаются следующие характеристики. • имидж продаваемого товара; • объем и скорость продаж; • описание основных покупателей товара; • места покупок; • частота покупок различными группами потребителей; • основные причины покупок; • рыночные доли конкурентов по продаваемому типу товаров; • степень насыщения рынка данным товаром. Проведение мониторинга включает ряд этапов. 1. Формулировка основных требований к мониторингу (цели, критерии, программа). 2. Выбор места и периодичности тестирования товаров. 3. Определение содержания маркетинговой деятельности, проводимой организацией и ее конкурентами в текущий момент времени. 4. Реализация программы контроля объема продаж на рассматриваемом рынке. 5. Анализ результатов оптовой и розничной торговли (объем продаж, доля исследуемого товара в общем объеме продаж торговой сети, средний объем продаж, приходящийся на одну торговую точку, средства доставки товара в оптовую и розничную сеть, объем готовой продукции на складах магазинов, максимальная вместимость складов, динамика цены) 6. Оценка поведения потребителей (объем покупок, доля исследуемого товара в потребительской корзине покупателя, демографические характеристики покупателя, предпочтения при покупке и т д) 3.5.3. «Снятие сливок» и монопольное установление цен На стадии внедрения нового товара на рынок с большим потенциальным спросом и при невысокой вероятности появления конкурентов используется ценовая стратегия «снятия сливок» Товар запускается в продажу по относительно высоким ценам с учетом того, что на рынке всегда существуют потребители, которые придают большое значение товару-новинке и готовы покупать его по высокой цене В момент, когда в данной целевой группе наступает насыщение, цена снижается, чтобы привлечь потребителей из следующей целевой группы Понижение цены продолжается последовательно через определенные интервалы времени до уровня, обеспечивающего полный охват рынка Значительная часть общей прибыли от продаж формируется за счет «снятия сливок» с той части потребителей, которая заплатила за новый товар больше, чем основная группа покупателей Одним из наиболее удачных новшеств в товарной группе «хозяйственные товары» за последние восемь лет считается специальный целлофановый пакет выполняющий функции компактного хранения пуховых одеял и подушек В пакет вкладывается пуховое одеяло, с помощью пылесоса из него выкачивается воздух затем пакет герметизируется (он имеет специальное герметично закрывающееся отверстие), и одеяло в компактном виде (размеры уменьшаются в 30 раз) хранится Эта коммерческая идея была предложена в Японии Она особенно актуальна для японских семей, которым приходится экономить жизненное пространство в квартире в связи с ее «космической» стоимостью К тому же пуховые одеяла, очень популярные в Японии, необходимы только 1-2 месяца в году Оставшиеся 10-11 месяцев они не нужны из-за теплой погоды Эффективный метод хранения, экономящий жилой объем, стал главным аргументом в пользу покупки новинки Мощная коммерческая идея позволила установить высокую начальную цену на комплект пакетов, состоящий из пяти штук в 15 млн иен (около 100 дол ) Цена удерживалась примерно три месяца с начала массовой продажи Через три месяца она была понижена до 80 дол, затем через шесть месяцев - до 30 дол а после продажи 1млн шт. (через 1,5 года) установилась на уровне 3-4 долл. Коммерческий успех товара был очевиден «Сливки» были настолько существенными, что позволили авторам этой идеи (студентам 4-го курса экономического факультета Токийского университета) открыть дилерский бизнес в области продаж мотоциклов и мотороллеров В ходе «эксплуатации» монопольного права на товар часто используется практика ценовой дискриминации, т.е. продажа практически одинаковой продукции по различным ценам. Она реализуется на рынках, монополизированных в результате внедрения новшества и различающихся платежеспособностью потребителей. Конкурент, обладающий возможностью установления монопольно высокой цены, осуществляет это, как правило, в результате изъятия товаров из обращения с целью завышения цены для получения сверхприбыли. При этом ущемляются интересы конкурентов и потребителей. Признаком установления монопольно высокой цены является повышение цены в целях компенсации необоснованных затрат и(или) получения сверхприбыли в результате: • преднамеренного сокращения объемов производства и(или) реализации при неизменном качестве; • скрытого уменьшения объемов производства и(или) реализации продукции. 3.6. СТРАТЕГИЯ НЕМЕДЛЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ НА ПОТРЕБНОСТИ РЫНКА Фирмы, ставящие на быстрое реагирование, готовы к немедленной переориентации своего бизнеса, изменению его масштабов с целью получения максимальной прибыли в короткий промежуток времени, несмотря на высокие удельные издержки, определяемые отсутствием какой-либо специализации. Обычно это торговые организации, «не обремененные» производством, за счет чего они могут быстро адаптироваться к изменению конъюнктуры. 3.6.1. Минимизация временного лага между появлением спроса и его удовлетворением Сокращение времени реагирования на спрос - общее требование работы в условиях рынка. Однако в реальной обстановке его не всегда удается реализовать. Сдерживает утвержденная программа сбыта, отсутствие необходимых финансовых средств, неоднозначная оценка перспективности появившегося спроса и другие факторы. Необходим целый комплекс мер для того, чтобы организация была способна минимизировать временной лаг между появлением спроса и его удовлетворением, и, главное, сделать это экономично. В торговом бизнесе выделяют четыре этапа решения этой непростой задачи. 1. Прогнозирование длительности периода сохранения высокого спроса на рассматриваемый товар. Анализируются аналогичные ситуации, имевшие место в прошлом, и сопоставляются с текущей рыночной обстановкой. Если ситуация уникальна, необходим тщательный анализ факторов, влияющих на спрос, с выделением доминантных компонентов. Прогнозирование изменения данных компонентов позволит смоделировать развитие конъюнктуры. После августовского финансового кризиса 1998 г объем продаж товаров в Москве сократился в 3-7раз Однако по отдельным товарам он возрос Так, объемы продаж макаронных изделий увеличились почти в 30 раз при росте маржи на 25% Несмотря на то, что смещение спроса на продукты питания в низкую часть ценового диапазона легко прогнозировалась при трехкратном росте курса доллара, многие фирмы долго выжидали, прежде чем вступить в данный бизнес Ситуация сохранялась примерно шесть месяцев, после чего объем продаж: и маржа постепенно вернулись в нормальное состояние За этот период компания Z, ранее оптом торговавшая итальянской бакалеей, успела заработать около 10 млн дол Она закупила специальное (отечественное) оборудование по приготовлению макаронных изделий, организовала поставку муки и других необходимых компонентов и приступила к производству и оптовой продаже готовой продукции Общие вложения в течение шести месяцев работы составили 180 тыс. долл., включая капитальные затраты, стоимость сырья и трудовые затраты Весной 1999 г компания приостановила производство и продажу собственной продукции из-за уменьшения объемов продаж и падения рентабельности бизнеса И тем не менее эффект впечатляющий - более 5000% за полгода Тестирование рынка с помощью пробных продаж. Вхождение в новый бизнес происходит поэтапно с возможностью быстрого и безболезненного выхода. Продажи организуются пробными, небольшими партиями. Непрерывный контроль скорости торгового оборота и рентабельности продаж осуществляются ежедневно. Объем предложения должен увеличиваться быстрыми темпами (например, для продуктов наилучший результат - ежедневное удвоение). Если при этом весь товар находит потребителя и при этом маржа не уменьшается, считается, что спрос находится на стадии ускоренного роста. В этом случае переходят к массовым продажам. Массовые продажи. Объемы поставок товаров в торговую сеть устанавливают на высоком уровне, превышающем достигнутые объемы тестовых продаж в 5-10 раз, и при необходимости балансируют в зависимости от изменения конъюнктуры В период массовых продаж целесообразно снижение цен, позволяющее поддерживать оптимальный торговый оборот, обеспечивающий минимальные удельные затраты на производство и реализацию продукции. Сокращение и прекращение продаж. При появлении первых серьезных сигналов снижения спроса поставки в торговую сеть данного региона сокращают и переориентируются на те рынки, где сбыт поддерживается на высоком уровне При сохранении тенденции сокращения спроса объемы поставок постепенно уменьшаются примерно таким же темпом, как и наращивались. Прекращение реализации происходит, когда рентабельность падает ниже допустимого уровня Весь процесс между «входом» и «выходом» из бизнеса может занимать небольшой период времени. Но это не должно останавливать, если рост спроса обеспечит высокую маржу и большую массу прибыли. 3.6.2. Задача MOB и маневренность торгового бизнеса MOB - «сделать или купить» (англ. Make-or-Buy Problem) - задача, заключающаяся в обоснованном решении вопроса о самостоятельном производстве нужных предприятию готовых товаров, комплектующих изделий, полуфабрикатов, деталей или закупке их у иного производителя. В широком смысле задача MOB - это решение вопроса об использовании собственных производственных мощностей или производственных мощностей другого предприятия, транспортных средств или транспорта общего назначения, собственных складов или складов общего пользования и т.д. При необходимости быстрого удовлетворения спроса эта задача особенно актуальна. От ее правильного решения зависит мобильность используемых ресурсов В качестве критерия оптимальности решения задачи MOB часто принимается максимум прибыли. Однако практические расчеты осложняются тем, что приходится учитывать большое количество факторов, значения которых в заданном интервале времени могут с высокой степенью вероятности изменяться (например, падение спроса, разработка новых технологий), в результате чего решение может оказаться неверным Известными специалистами в области менеджмента высказывались диаметрально противоположные рекомендации как за максимально вертикальную интеграцию, т е производство всех работ собственными силами, так и против нее Высокая степень вертикальной интеграции снижает зависимость предприятия от колебаний рыночной конъюнктуры, но может привести к росту себестоимости продукции. Вместе с тем закупка большей части комплектующих изделий на стороне означает переход к так называемой отверточной технологии, ставит фирму в чрезмерно сильную зависимость от колебаний конъюнктуры, кросс-курсов валют, инфляции Для верного решения данной задачи необходимо определить и затем сопоставить время и стоимость работ, осуществляемых собственными силами и с привлечением поставщиков и посредников Фирма, использующая стратегию немедленного реагирования, по определению должна эффективно и быстро справляться с задачей MOB. Отрицательное решение относительно использования сторонних организаций в данном случае может быть также эффективным. Однако чаще всего окончательный вердикт представляет собой компромисс - часть работ размещается на стороне Причина компромисса кроется, с одной стороны, в неэффективности расходования средств на работы, непосредственно не связанные с закупкой товара, так как они понижают общую норму прибыли, с другой – в необходимости экономии времени на коммерческие процедуры. Период, когда на рынке существует большой потенциальный спрос и нет предложения, не может продолжаться бесконечно. Необходимо разумно использовать отведенное время и успеть реализовать свои планы, прежде чем многие фирмы устремятся в данный бизнес из-за его прибыльности или местные производители начнут выпускать дефицитную продукцию. В конце 80-х - начале 90-х годов практически каждая пятая вновь создаваемая фирма в Москве занималась продажей персональных компьютеров ПК закупались в Юго-Восточной Азии, Европе, США и затем реализовались на московском рынке Маржа при продаже одного ПК достигала 300% и это обстоятельство привлекало все большее количество фирм, желающих заработать Рынок оставался дефицитным около трех лет В начале 90-х годов маржа начала уменьшаться и в 1995 г составляла уже 30-40% Именно этот срок понадобился для относительного насыщения рынка зарубежными ПК и начала сборки отечественных марок на подмосковном предприятии Требования к мобильности в рамках данной стратегии обострены до критической величины. Наиболее полно они могут быть реализованы в торговом бизнесе, наиболее быстро - в розничной торговле. Мобильность обеспечивается хорошо организованной службой и короткими каналами поставки товаров, исключающими посредников-перепродавцов. Закупка товаров у оптовых фирм - нежелательная альтернатива. В настоящее время с появлением розничных сетей функции оптовых закупок может выполнять служба снабжения розничной сети, работающая по сути как оптовый покупатель. Производители (контрактеры) с большим желанием идут на сотрудничество с разветвленной розничной сетью, чем с оптовиками. Производитель таким образом устраняет оптовика-посредника, который увеличивает конечную розничную цену на оптовую маржу. Исчезновение оптовика-посредника в конечном счете ведет к увеличению объема продаж за счет более низких цен в розничной торговле. Рекомендуемая литература: 1. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. – М.: ОАО «Типография «НОВОСТИ», 2000. – 256 с. 2. Базовые стратегии конкуренции и конкурентные преимущества (схема) http://info-magazin.ru/catalog/122/4082/ 3. Модели конкуренции http://info-magazin.ru/catalog/32/TYPE283/SUB492/ 4. Стратегии конкуренции http://info-magazin.ru/catalog/32/TYPE283/SUB497/
«Разработка и реализация стратегии конкуренции» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 259 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot