Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 1.3. Лекция: Разработка и реализация АООП и АОП для обучающихся с ОВЗ
Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья содержатся в ФЗ № 273 «Об Образовании в Российской Федерации» и в Приказе Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
В этих документах определяется, что общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
1. Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
2. Адаптированная образовательная программа (АОП) определяет содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (для инвалидов содержание образования и условия организации обучения также определяются в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и реабилитации инвалида). АОП разрабатывается на конкретного ребенка и на определённый срок реализации.
Адаптированная основная общеобразовательная программа разрабатывается образовательной программой на основе Примерной АООП. Варианты Примерных АООП для разных категорий детей с ОВЗ приведены на сайте https://fgosreestr.ru
В соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ, адаптированная основная общеобразовательная программа должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП НОО, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
• пояснительную записку;
• планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО;
• систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО.
Содержательный раздел определяет общее содержание НОО обучающихся с ОВЗ и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов (в зависимости от варианта АООП НОО содержательный раздел может быть ориентирован на достижение только личностных и предметных результатов):
• программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся (в зависимости от варианта АООП НОО - базовых учебных действий);
• программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и курсов внеурочной деятельности;
• программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ОВЗ при получении НОО (в зависимости от варианта АООП НОО - нравственного развития, воспитания обучающихся с ОВЗ);
• программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
• программу коррекционной работы;
• программу внеурочной деятельности.
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизмы реализации АООП НОО.
Организационный раздел включает:
• учебный план НОО, включающий предметные и коррекционно-развивающую области, направления внеурочной деятельности;
• систему специальных условий реализации АООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта.
Учебный план НОО обучающихся с ОВЗ является основным организационным механизмом реализации АООП НОО.
В Письме Министерства образования и науки России от 20.02.2017 г. № 07-818 «О направлении методических рекомендаций руководителям общеобразовательных организаций по сопровождению образовательной деятельности в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» указано:
В связи с тем, что все школы и детские сады относятся к общеобразовательным организациям, приведем схему образовательных программ, реализуемых в современной школе.
Обучение детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации может осуществляться как по адаптированной образовательной программе (АОП), разработанной для каждого ребенка с ОВЗ, так и в условиях отдельного класса для детей глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами, осуществляющего образовательную деятельность по адаптированной основной общеобразовательной программе, т.е. образовательной программе, адаптированной для обучения определенной категории лиц с ограниченными возможностями здоровья (до 01.09.2013 - образовательная программа специальных [коррекционных] образовательных учреждений I - VIII видов) (п. 5 ст. 79 ФЗ N 273), разрабатываемой на уровень образования.
Адаптированная основная образовательная программа любого уровня образования разрабатывается педагогами образовательной организации самостоятельно, с учетом требований ФГОС соответствующего уровня.
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получают образование по варианту 1 или 2 АООП, которая при необходимости индивидуализируется (специальная индивидуальная программа развития - СИПР, индивидуальный учебный план), учитывая образовательные потребности отдельного обучающегося с умственной отсталостью.
АООП для обучающихся любых категорий ОВЗ может быть реализована в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ.
Адаптированная образовательная программа - это образовательная программа, адаптированная для обучения ребенка с ОВЗ (в том числе с инвалидностью), разрабатывается на базе основной образовательной программы (ООП) определенного уровня образования, с учетом индивидуальных образовательных потребностей и психофизических особенностей на период, определенный образовательной организацией самостоятельно, с возможностью ее изменения в процессе обучения.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разрабатывается для обучающегося с сочетанными нарушениями, в том числе, с умственной отсталостью умеренной, тяжелой, или глубокой степени, максимально на один год на основе АООП, учитывает индивидуальную специфику образования ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
В рамках реализации ФГОС НОО ОВЗ при обучении детей с ОВЗ по вариантам 1 и 2 АООП к окончанию уровня начального общего образования результаты обучения должны соответствовать требованиям ФГОС НОО, т.е. уровень обученности ребенка с ОВЗ должен соответствовать уровню обученности нормально развивающегося сверстника, и, соответственно, не должно быть академических задолженностей по предметам. А при обучении детей с ОВЗ по вариантам 3 и 4 АООП этого же стандарта, к окончанию уровня начального общего образования результаты обучения могут не соответствовать требованиям ФГОС НОО, т.к. эти варианты реализуются для обучающихся с различными степенями умственной отсталости. Это, при обучении детей в инклюзивных классах, позволяет переводить их в следующий класс, т.к. для этой категории детей образование является безуровневым.
Определение одного из вариантов АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалида (ИПР) и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Для создания специальных условий для получения образования ребенком с инвалидностью и с ОВЗ необходимо межведомственное взаимодействие всех социальных структур субъекта Российской Федерации и муниципальных органов власти.
Администрация образовательной организации несет ответственность за создание и реализацию необходимых специальных условий образования обучающегося с ОВЗ, определенных в заключении ПМПК.
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в общеобразовательных организациях, реализующих адаптированную образовательную программу и специальные образовательные условия, рекомендуемые психолого-медико-педагогической комиссией, рассматриваются как междисциплинарная деятельность специалистов этой образовательной организации, направленная на оптимальное в соответствии с возможностями включение ребенка в образовательную среду вместе с другими, не имеющими подобных ограничений детей, и поддержание его социально-психологической и образовательной адаптации на всем протяжении его обучения и воспитания.
В целом психолого-педагогическое сопровождение представляет собой комплекс различных диагностических, коррекционно-развивающих, профилактических, организационных и просветительских технологий, реализуемых специалистами консилиума образовательной организации. Важнейшим звеном психолого-педагогического сопровождения является деятельность психолого-медико-педагогического консилиума (психолого-педагогического консилиума) образовательной организации, не только выявляющего детей, испытывающих трудности обучения и определяющего стратегию работы с ними, но и разрабатывает, с обязательным привлечением учителей, адаптированную образовательную программу для обучающегося с ОВЗ.
Организация взаимодействия сотрудников образовательной организации в рамках реализации адаптированных образовательных программ обучающихся с ОВЗ, в том числе с инвалидностью
Группа
Функционал
1. Администрация
- проектирование образовательного процесса с учетом разработки и реализации адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана для детей с ОВЗ;
- внесение изменений в существующие и разработка новых локальных нормативно-правовых и регламентирующих документов (устав школы, ООП ОО, приказы, положения и т.д.);
- кадровое обеспечение реализации АОП (наличие кадров, повышение квалификации, стимулирование);
- обеспечение материально-технических условий (безбарьерной среды, специального учебного оборудования, оборудования для использования тех или иных приемов, технологий, информационно-коммуникативной среды);
- поиск необходимых ресурсов, социальное партнерство и сетевое взаимодействие (организация сотрудничества с ППМС-центрами, общественными организациями, учреждениями здравоохранения, социального обеспечения и др.);
- финансовое обеспечение реализации АОП;
- организация мониторинга эффективности деятельности специалистов.
2. Специалисты психолого-педагогического сопровождения (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, тьютор) - члены психолого-педагогического консилиума (ППк)
- разработка и реализация адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана;
- отслеживание динамики развития обучающегося;
- оценивание успешности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в освоении программ и в случае необходимости внесение необходимых корректив;
- помощь педагогам в выборе адекватных методов и средств обучения;
- проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий;
- консультирование родителей.
3. Учитель
- проектирование образовательного процесса с учетом реализации АОП, создание условий для развития потенциала каждого ребенка:
- участие в разработке адаптированных образовательных программ;
- разработка рабочих программ по предметным областям с учетом образовательных потребностей и возможностей обучающихся;
- организация развивающей среды в классе;
- формирование у детей отношений сотрудничества, принятия;
- формирование у всех обучающихся учебной мотивации;
- выстраивание содержания обучения в соответствии с образовательными потребностями и возможностями каждого обучающегося;
- применение технологий обучения и воспитания, отвечающих задачам развития всех детей и индивидуальных образовательных программ;
- адаптация содержания основных и дополнительных учебных материалов (учебников, рабочих тетрадей и т.д.);
- выстраивание взаимоотношений сотрудничества с родителями обучающихся, в том числе детей с ОВЗ.
4. Воспитатели группы продленного дня, педагоги дополнительного образования
- участие в разработке и реализации адаптированных образовательных программ;
- помощь учителю в решении задач социальной адаптации и формирования социальной компетентности детей, в том числе детей с ОВЗ;
- применение технологий обучения и воспитания, способствующих раскрытию творческого потенциала и самореализации детей, в том числе детей с ОВЗ.
Этапы разработки АОП для обучающегося с ОВЗ в образовательной организации
Этапы
Шаги проектирования АОП
Содержание деятельности
1. Предвари-тельный
1. Предварительная оценка особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ и запроса родителей
2. Оценка требований ФГОС общего образования по уровню и ФГОС НОО ОВЗ, примерных основных образовательных программ, в том числе адаптированных
Администрация ОО (при наличии заключения ПМПК и [или] рекомендаций ИПРА):
- определяет междисциплинарную команду специалистов психолого-педагогического сопровождения;
- при отсутствии в ОО необходимых специалистов администрация рассматривает варианты привлечения дополнительных ресурсов (сотрудничество с ППМС-центром, муниципальной службой психолого-педагогического сопровождения, привлечение волонтеров и т.д.);
- заключает договор с родителями;
- проводит анализ информации о ребенке и его семье;
- изучение документации: нормативно-правовой, учебно-методической;
- разработка локальных регламентирующих актов: приказа о деятельности ПМПк, службы психолого-педагогического сопровождения и т.д.
2. Диагности-ческий
Проведение комплексного обследования ребенка педагогом-психологом, учителем-логопедом, педагогами
Описание необходимых ребенку с ОВЗ специальных образовательных условий с учетом возможностей и дефицитов развития
- организация диагностической работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в режиме взаимодействия;
- подготовка заключений о психологических особенностях ребенка, сформированности учебных навыков, специфике взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д. Основная задача - описание зон ближайшего и актуального развития, определение особых образовательных потребностей учащегося, уровня обученности. Определение направлений деятельности учителя (воспитателя) и специалистов.
- организация деятельности ППк: обсуждение заключений специалистов, принятие решения о необходимости разработки АОП;
- определение конкретных условий
3. Разработка
АОП
Проектирование АОП
- определение временных границ реализации АОП
- четкое формулирование цели АОП (Совместно с родителями!)
- определение круга задач в рамках реализации АОП
- определение содержания АОП (коррекционный, образовательный компоненты)
- планирование форм реализации разделов АОП
- определение форм и критериев мониторинга учебных достижений и формирования социальной компетентности обучающегося
- определение форм и критериев мониторинга эффективности учебной и коррекционной работы
Деятельность учителя и специалистов сопровождения в рамках создания АОП.
Организация обсуждения АОП. При необходимости - привлечение специалистов ППМС-центра в рамках сетевого взаимодействия. Согласование с родителями
4.
Реализация
Практическое применение АОП
- организация деятельности учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в соответствии с Программой и планом;
- организация мониторинга учебных достижений и социальной компетентности ребенка;
- организация мониторинга эффективности коррекционной работы
5. Анализ и коррекция
Определение сроков и способов анализа и коррекции АОП
- организация деятельности ППк по анализу эффективности работы, динамики развития и учебных достижений ребенка;
- внесение корректив в АОП
Представленная последовательность действий специалистов ОО соблюдается, если у ребенка есть заключение ПМПК с указанием обучения по определенному варианту АООП, в том числе ребенка с инвалидностью или обучающегося, имеющего рекомендации врачебной комиссии (медицинской организации) по обучению на дому. Обращаем ваше внимание на то, что требования ФГОС по объемам учебной нагрузки для всех обучающихся, в том числе для обучающихся на дому, должны быть выполнены полностью, то есть не допускается уменьшение учебных часов и, тем более, отсутствие у ребенка, обучающегося на дому, контактных часов работы с учителем по отдельным предметам.
При выявлении трудностей в освоении основной образовательной программы определенного уровня образования (в случае отсутствия заключения ПМПК), первым шагом администрации и специалистов образовательной организации будет привлечение внимания родителей к данной ситуации и рекомендации посетить ПМПК. При несогласии родителей на прохождение ПМПК ребенку оказываются образовательные услуги на общих основаниях.