Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
32. РАСЧЕТЫ ПЛОЩАДЕЙ И ПЛАНИРОВКА СБОРОЧНО-СВАРОЧНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ И УЧАСТКОВ
При разработке плана отделений узловой и общей сборки и сварки основным является определение требуемого числа пролетов и необходимых размеров каждого из них—длины, ширины и высоты. Эти параметры, принятые приближенно при ^составлении компоновочной схемы цеха, подлежат уточнению в процессе подробной разработки технологического плана с учетом рекомендуемых размеров пролетов по нормам технологического проектирования (табл. 24).
При детальном проектировании основным методом уточнения указанных параметров плана отделений сборки и сварки служит последовательное (по ходу выполнения технологического процесса) размещение на плане принятого по расчету количества оборудования, сборочно-сварочных стендов и других рабочих мест. |При этом стремятся не только обеспечить прямоточность производства и наиболее рациональную специализацию работ в каждом пролете, но также достигнуть наилучшего использования грузоподъемности транспортных средств (главным образом козловых либо мостовых кранов). Для этого все отдельные производственные участки в проектируемых сборочно-сварочных отделениях располагают на плане (не нарушая прямоточности производства) в различных пролетах в зависимости от массы изготовляемых сборочных единиц (изделий). В результате такого размещения в одних пролетах группируют участки, производящие тяжелые, а в других — меткие сборочные единицы (изделия). После этого грузоподъемность транспортных средств назначают в соответствии с наибольшей массой сборочных единиц (изделий), изготовляемых в каждом данном пролете, либо в соответствии с наибольшей массой транспортной партии (в случаях изготовления мелкой продукции). Кроме того, при разработке планов сборочно-сварочных отделений руководствуются описанными ниже практическими правилами 'и соображениями методического характера для определения нуж-!;Ных числа, ширины и длины пролетов в зависимости от выбранной ^типовой схемы планировки цеха (см. п. 30), а также для рационального размещения элементов производства в каждом пролете.
Число пролетов уточняют на основе наиболее рациональной ^специализации располагаемых в них сборочно-сварочных работ. При этом различают следующие характерные в методическом ^отношении случаи.
А. Типовая схема компоновки цеха с продольным направлением производственного потока изображена на рис. 31. В этой схеме процессы как узловой, так и общей сборки и сварки каждого изделия расположены в одних и тех же продольных пролетах, специализация которых осуществляется по производству отдельных типов заданных для изготовления изделий. В связи с этим для рассматриваемой схемы планировки цеха необходимое число пролетов зависит от количественного соотношения заданных к производству изделий разных типов. В таком случае требуемое число пролетов можно приближенно оценить на основе их специализации с уточнением его в процессе последующего размещения оборудования и рабочих мест на плане проектируемого цеха.
Б. Типовая схема компоновки цеха со смешанным направлением производственного потока изображена на рис. 32 и 33. В этой схеме в заключительном поперечном пролете последовательно расположены позиции (рабочие места) процесса общей сборки и сварки изготовляемого изделия. В продольных пролетах, примыкающих к этому поперечному пролету, размещены процессы изготовления отдельных сборочных единиц, предназначаемых для каждой определенной позиции общей сборки и сварки. При этом в целях обеспечения прямоточности всего производственного процесса линии рабочих мест, изготовляющие отдельные сборочные единицы, должны непосредственно'примыкать к тем позициям процесса общей сборки и сварки, на которых эти сборочные единицы предусмотрены к использованию (рис. 39).
Таким образом, в рассматриваемой планировке сборочно-сварочных отделений поперечный пролет специализирован по выполнению общей сборки и сварки изготовляемого изделия, а продольные пролеты отделения узловой сборки и сварки специализированы по производству отдельных видов сборочных единиц того же |изделия.
Для рассматриваемой планировки цеха необходимое число пролетов ппр отделений узловой сборки и сварки, в зависимости от предусмотренного числа паоз позиций процесса общей сборки | и сварки, принимают равным ппр = ппоз : kn03, где kn03 — среднее число позиций процесса общей сборки и сварки, располагаемых против каждого пролета узловой сборки и сварки, обычно находится (см. рис. 39) в пределах 1—2. При этом меньшие значения kn03 соответствуют производству крупногабаритных, а большие значения kn03 — производству малогабаритных сборочных единиц изделий.
"В. Типовая схема компоновки цеха с волновым расположением производственного потока (см. рис. 35), как правило, включает по одному пролету в каждом отделении цеха. Редкие исключения из этого правила определяются только путем размещения оборудования и рабочих мест на плане цеха.
Г. Типовая схема компоновки цеха с петлевым направлением производственного потока (см. рис. 36) обычно включает от одного до двух пролетов в каждом отделении цеха. Необходимых уточнений нужного числа пролетов для каждого отделения цеха, проектируемого по этой схеме, достигают путем размещения оборудования | и рабочих мест на плане цеха.
Д. Типовая схема с продольно-поперечным направлением производственного потока (см. рис. 34). Нужное число пролетов для щ каждого отделения цеха, проектируемого по этой схеме, устанавливают аналогично описанному выше для схемы цеха с продольным направлением производственного потока.
Расчетные числа пролетов, получаемые в описанных выше случаях, уточняют при последующей планировке оборудования и рабочих мест в пролетах отделений узловой и общей сборки и сварки"^ проектируемого цеха.
Ширину каждого пролета, принятую в компоновочной схеме, уточняют путем составления эскизов планировки рабочих мест в пролете и последующих подсчетов суммы размеров ширины рабочих мест, проходов и проездов между ними. При этом планировку оборудования, сборочно-сварочных рабочих мест и размещаемых в непосредственной близости к последним складочных мест для поступающих в сборку деталей и сборочных единиц выполняют рядами, располагаемыми вдоль пролета. Число таких рядов или линий рабочих мест Л в каждом пролете может быть различным. Однако наиболее употребительно двухрядное расположение линий рабочих мест (Л = 2), целесообразность которого обосновывается следующими соображениями.
На рис. 40 представлены четыре варианта расположения в пролетах линий рабочих мест с обслуживающими их проездами. В каждом пролете (/—IV) с возрастанием Л увеличивается его требуемая ширина bпр и, что особенно важно, изменяется использование площади пролета. В самом деле, если положить, что ширина полезной площади bл занятой линией рабочих мест, приблизительно равна ширине вспомогательной площади, занятой проездом, то использование площади составит (в %)
При дальнейшем увеличении числа Л в пролете будет также возрастать требуемое значение bпр Однако использование площади пролета во всех случаях не будет превосходить указанного для пролетов II и IV значения 67 %. Таким образом, поскольку увеличение ширины пролетов неизбежно приводит к возрастанию стоимости конструкции цеха, следует считать оптимальными вариантами двухрядное и четырехрядное расположение рабочих мест в пролете с одним (при Л = 2) или двумя (при Л = 4) обслуживающими проездами между ними.
Черновой эскиз планировки рабочих мест в каждом пролете для проверочных подсчетов предварительно принятой величины bпр выполняют следующим образом.
На бумаге наносят (без соблюдения масштабов) два ряда колонн, представляющих собой продольные границы пролета. В этом пролете (рис. 41) вычерчивают (также без соблюдения масштаба) по одному рабочему месту каждой предусмотренной для размещения в данном пролете линии рабочих мест с указанием необходимых проездов между ними. Рядом с этими рабочими местами намечают расположение складочных мест для прибывающих в сборку деталей из промежуточного склада либо сборочных единиц с предыдущих рабочих мест пролета.
f Складочные места могут быть размещены:
1. либо со стороны проезда,
2. либо в продольном направлении пролета — между двумя последовательно расположенными рабочими местами производственного потока.
В соответствии с возможностью осуществления двух таких вариантов расположения рабочих мест эскизы составляют также в двух вариантах (рис. 41). Далее на составленных эскизах обозначают нормальные значения всех размеров, составляющих ширину пролета, в том числе и размеры ширины рабочих и складочных мест. Затем путем суммирования этих размеров получают предельные значения требуемой ширины данного пролета.
Для случаев, показанных на рис. 41, искомое значение ширины пролета bпр может быть представлено следующими выражениями:
для варианта, показанного на рис. 41, а,
(49)
для варианта, показанного на рис. 41, б,
(50)
Числовые значения величин, входящих в приведенные выше выражения, в соответствии с требованиями норм технологического проектирования и по данным практики принимают в следующих пределах.
b1 — расстояние от тыльной стороны рабочего места до оси продольного ряда колонн (или стены здания цеха) обычно принимают равным не менее 1 м. т.к. фундаменты колонн цеха не должны соприкасаться с фундаментами оборудования, устанавливаемого на отдельных рабочих местах. С другой стороны, такое расстояние в большинстве случаев необходимо при устройстве прохода для свободного перемещения рабочих при выполнении ими производственных операций. В тех случаях, когда размеры рабочего места определяются размерами сварочной кабины и расположение оборудования в ней предусмотрено таким образом, что расстояние от сборочно-сварочного стеллажа или стенда до оси колонны либо стены цеха составляет не менее 1 м, значение b1 приравнивают нулю.
В случаях, когда b1 ≥1 м, получающееся пространство шириной не менее 2 м вдоль оси продольного ряда колонн между двумя рядами рабочих мест, расположенными в двух соседних пролетах, обычно используют для размещения оборудования для дуговой сварки (сварочные преобразователи, выпрямители и трансформаторы) и шкафов с индивидуальными ящиками для инструмента рабочих.
b2 — расстояние между рабочим местом или ограждением сварочной кабины и складочным местом для прибывающих деталей и сборочных единиц, а также для сборочных единиц, отправляемых с данного рабочего места на следующие рабочие места рассматриваемой линии, принимают в пределах 1—1,6 м.
bп — ширину проезда между двумя линиями рабочих мест, расположенными в одном пролете, принимают в пределах 3—4 м. Такая ширина необходима для обеспечения свободного проезда средств внутрицехового напольного транспорта в случаях встречи двух самоходных тележек.
bм — ширина рабочего места в сборочно-сварочных отделениях цеха обусловлена шириной сборочно-сварочного устройства (стеллажа, стенда и т. п.). Последняя, в свою очередь, зависит от размеров изготавливаемого на данном рабочем месте изделия.
На основании данных практики ориентировочно можно полагать, что ширина сборочно-сварочного устройства равна сумме ширины изготавливаемого на данном рабочем месте изделия и припусков на каждую сторону (по ширине) в пределах 0,2—0,3 м. Чтобы не создавать узких мест в проездах проектируемого цеха, рекомендуется при описываемых подсчетах ширины пролетов вводить в расчет наибольшие размеры сборочно-сварочных единиц, изготовляемых в данном пролете цеха.
Помимо определяемой указанным образом ширины сборочно-сварочного устройства в общий размер ширины рабочего места следует включить ширину проходов по 1 м с каждой стороны сборочно-сварочного устройства. Эти проходы необходимы для перемещения рабочих в процессе выполнения ими работ на данном рабочем месте. В тех случаях, когда размеры рабочего места определяются размерами сварочной кабины, расстояние между сборочно-сварочным стеллажом и ограждением кабины по тем же соображениям должно быть не меньше 1 м.
bскл — ширина складочного места зависит от размеров складываемых у рабочих мест деталей и сборочных единиц, подлежащих сборке и сварке на данном рабочем месте. По данным практики, обычно площадь, занимаемая такими складочными местами, равна либо меньше площади, занимаемой сборочно-сварочным устройством. В качестве минимальной площади складочных мест допускается площадь, равная половине площади, занимаемой сборочно-сварочным устройством.
После подстановки в выражения (49) и (50) числовых значений входящих в них величин, определяемых в каждом отдельном случае в соответствии с приведенными выше указаниями и с учетом индивидуальных особенностей изготавливаемых сборочных единиц и изделий, могут быть получены предельные расчетные значения bпр min и bпр max искомой ширины пролета.
Практически не исключена возможность получения максимального расчетного значения ширины пролета, которое будет значительно меньше минимальной ширины пролета, рекомендуемой по данным табл. 26 и принятой в компоновочной схеме проектируемого цеха. В таком случае описанный выше проверочный расчет повторяют для вариантов размещения в пролете более чем двух линий рабочих мест, в соответствии со схемой на рис. 40.
Окончательный размер ширины пролета в пределах полученных расчетных значений устанавливают с учетом наиболее удобного расположения технологического процесса проектируемого производства и требований, представленных в табл. 26.
Когда вследствие небольших размеров и малой единичной массы выпускаемой продукции сборочно-сварочные цехи располагают в многоэтажных зданиях, ширину отдельных пролетов, как и всего здания цеха в целом, ограничивают условия естественного дневного освещения производственных помещений. В подобных случаях ширину здания определяют по следующим формулам:
для здания, у которого окна выходят только на одну сторону,
(51)
для здания, у которого окна выходят на обе стороны,
(52)
где bзд — ширина здания между осями колонн, м; h0 — расстояние от пола до верхнего края окна в пределах ~4—5 м.
При установлении окончательного значения ширины здания в указанных выше пределах необходимо учитывать близость окружающих зданий, расположение которых может оказать влияние на освещенность внутренних помещений проектируемого цеха.
Увеличение на 1—2 м указанных значений ширины здания допускается лишь в том случае, если удаленная от окон площадь внутри здания используется не для работы, а для вспомогательных и непроизводственных помещений (складов, кладовых, проходов и т. д.).
Так как в многоэтажных промышленных зданиях величина h0 обычно равна 4—5 м, то на основании формул (51) и (52) расчетные значения ширины здания соответственно составят ~9—20 м. Поэтому в рассматриваемых случаях планировки сборочно-сварочных цехов в многоэтажных зданиях число пролетов по ширине здания принимают в пределах 1—3. Что касается выбора ширины пролетов, то вследствие малых размеров изготовляемых изделий и небольших габаритных размеров оборудования достигается возможность размещения технологического процесса производства в сравнительно узких пролетах. Поэтому в соответствии с данными, приведенными в табл. 26, обычные планировки сводятся к следующим вариантам:
1. однопролетный цех шириной 9 м;
2. двух пролетный цех с пролетами одинаковой ширины (по 9 м);
3. трех пролетный цех с пролетами одинаковой ширины (по 6 м).
В зданиях сборочно-сварочных цехов с продольным расположением производственного потока, а также в продольных пролетах при других схемах планировки величина шага колонн нормализована и составляет 12 м для одноэтажных и 6 м для многоэтажных зданий (см. табл. 26). Величина шага колонн в поперечном пролете одноэтажного здания сборочно-сварочного цеха всегда равна ширине примыкающего продольного пролета.
Длину пролетов в пределах каждого отделения проектируемого сборочно-сварочного цеха устанавливают на основе результатов описанной ниже планировки оборудования и рабочих мест на плане каждого пролета. При этом шаг колонн и ширина пролетов представляют собой основные параметры сетки колонн, служащей канвой для составления технологического плана цеха. Поскольку в сборочно-сварочных цехах, проектируемых с продольным расположением производственного потока (см. рис. 31), на взаимное расположение пролетов цеха (как будет показано ниже) оказывает влияние высота каждого из них, то перед составлением плана цеха (отделения) рассчитывают высоту каждого пролета.
Высота пролетов сборочно-сварочного проектируемого цеха обусловлена размерами подлежащих изготовлению в них сборочных единиц и изделий в целом, габаритными размерами запроектированного к установке в рассчитываемых пролетах производственного оборудования большой высоты и предусмотренным применением (либо отказом от применения) верхнего транспорта (мостовых кранов, кран-балок, однорельсовых подвесных тележек и т. п.). В случае отсутствия верхнего транспорта (рис. 42, а) высоту пролета Hн от уровня пола до выступающих конструктивных частей перекрытия определяют следующим образом:
(53)
где hl — наибольшая в рассматриваемом пролете высота производственного оборудования либо стеллажей и стендов с обрабатываемыми на них сборочными единицами и изделиями, но не менее 2,3 м; h2 — расстояние между наивысшей точкой указанного оборудования либо стеллажей с изготовляемыми на них сборочными единицами (изделиями) и наиболее низкой точкой выступающих конструктивных частей перекрытия; значение этого размера обычно 0,4—1 м. Согласно нормам технологического проектирования высота производственных помещений от пола до потолка должна составлять не менее 4,5 м.
При наличии верхнего транспорта (рис. 42, б и в) высота пролета может быть определена из следующих выражений:
(54) (55)
где
Нп — высота пролета цеха от пола до уровня поверхности головки рельса подкрановых путей, м;
Н3 — высота пролета цеха от пола до нижнего уровня затяжки стропил перекрытия, м;
h3 — расстояние от уровня поверхности головки рельса подкрановых путей до наиболее низкой точки подъемного крюка в его наиболее высоком положении (определяются по конструктивным данным стандартных кранов, но не менее 0,75 м), м;
h4 — расстояние между наиболее низкой точкой подъемного крюка крана и наиболее высокой точкой транспортируемого груза; величина h4 зависит от запроектированного способа захвата или подвеса и увязки (зачалки) транспортируемого груза; при зачалке цепями или тросами h4 принимают равным 0,5 ширины зачалки, но не менее 1 м;
h5 — наибольшая высота грузов, транспортируемых в данном пролете при помощи верхнего транспорта, м;
h6 — расстояние между наиболее низкой точкой поднятых грузов, транспортируемых в данном пролете при помощи верхнего транспорта, и наивысшей точкой установленного в том же пролете оборудования либо стеллажей и стендов с обрабатываемыми на них сборочными единицами и изделиями, числовое значение h6 принимают 0,5—1 м;
h7 — расстояние от уровня поверхности головки рельса подкранового пути до высшей точки оборудования тележки мостового крана (определяют по конструктивным данным стандартных кранов), м;
h8 — расстояние между высшей точкой оборудования тележки крана и нижним уровнем затяжки стропил перекрытия, принимают равным 0,6—1,2 м; введение в расчет величины h8 при определении высоты пролета вызывается размещением в пролете светильников общего освещения цеха, подвешиваемых обычно к нижним поясам ферм перекрытия, а также расположением троллейных проводов крана.
Значения остальных величин, входящих в выражение (54), те же, что и для выражения (53).
С целью унификации элементов зданий, ширину, а также высоту параллельно расположенных пролетов по возможности следует принимать одинаковыми. Перепады высот смежных пролетов менее 2 м не допустимы. В этих случаях прибегают к выравниванию высоты пролетов путем увеличения меньшей высоты до значения, соответствующего более высокому пролету.
с точки зрения соблюдения санитарных норм для промышленных предприятий, на каждого работающего должно приходиться не менее 15 м3 объема производственного помещения.
Взаимное размещение пролетов на плане цеха, проектируемого по схеме с продольным расположением производственного потока (см. рис. 31), устанавливают с учетом следующих особых требований. С точки зрения архитектурного оформления здания цеха необходимо наиболее высокие пролеты располагать в средней части здания, параллельно его продольной оси, а наиболее низкие пролеты — у наружных продольных стен здания цеха. Такое расположение пролетов обеспечивает благоприятное расположение в отношении равномерного распределения нагрузок на кровлю цеха от атмосферных осадков в зимнее время и создает лучшие условия для естественного освещения пролетов в дневные часы.
Если расчетные значения высоты отдельных пролетов цеха не удовлетворяют указанному условию, то на плане цеха производят перемещения пролетов (одного на место другого). В результате этих перемещений достигают требуемого соотношения высот всех пролетов в поперечном разрезе здания проектируемого цеха. В плане цехов с продольным расположением производственного потока такие перемещения пролетов вполне допустимы, поскольку сборочно-сварочные процессы в каждом отдельном пролете этих цехов технологически не связаны между собой.
В случаях же разработки плана цеха со смешанным расположением производственного потока (см. рис. 32 и 33) упомянутое условие конструктивно-строительного характера необходимо сочетать с требованиями технологической планировки пролетов. Эти требования сводятся к удовлетворению условий определенного взаимного расположения всех линий рабочих мест, размещаемых в продольных пролетах отделения узловой сборки и сварки. Такое взаимное расположение указанных линий зависит от установленной последовательности работ в поперечном пролете отделения общей сборки и сварки. При этом удовлетворение упомянутых требований технологической планировки достигается примыканием соответствующих продольных пролетов к поперечному точно в тех его участках, где расположены сборочно-сварочные места, потребляющие продукцию продольных пролетов.
Следовательно, если на разрабатываемом плане цеха со смешанным расположением производственного потока расчетные значения высоты некоторых пролетов отделения узловой сборки и сварки не удовлетворяют указанному выше требованию промышленной архитектуры, то ранее описанные (для других схем планировки цеха) перемещения одних пролетов на место других в данном случае не могут быть допущены. В описываемом случае соблюдение условия требуемого взаимного расположения высоких и низких пролетов цеха достигается только путем увеличения расчетного значения высоты более низкого пролета до высоты расположенного рядом с ним (в направлении от продольной оси здания к наружной стене последнего) более высокого пролета (рис. 43). Таким образом, в схемах планировки со смешанным расположением производственного потока соблюдение указанного требования промышленной архитектуры может привести к некоторому увеличению кубатуры здания цеха и, следовательно, к удорожанию последнего.
После проведения всех подсчетов и установления на основе указанных выше соображений рационального взаимного расположения продольных пролетов приступают к нанесению на бумагу в принятом масштабе сетки колонн проектируемого цеха и к размещению в его пролетах оборудования и рабочих мест. В целях достижения наибольших удобств при планировке пролетов для нанесения сетки колонн и дальнейшей разработки технологического плана цеха используют клетчатую миллиметровую бумагу и применяют условные обозначения, принятые в практике проектирования. Планировку элементов производства в каждом пролете сборочно-сварочных отделений выполняют сообразно с последовательностью работ, указанной в разработанных ранее картах технологического процесса, и согласно данным расчетной таблицы числа рабочих мест. Однако даже при соблюдении строгой последовательности расположения одних определенных рабочих мест после других планировка элементов производства в пределах каждого пролета допускает большое число вариантов их взаимного расположения. Поэтому в целях устранения лишней работы по вычерчиванию сравниваемых вариантов этой планировки техника ее выполнения сводится к следующему.
В принятом масштабе, на отдельном куске миллиметровой бумаги, вычерчивают «габариты» (очертания) планов всех рабочих мест и оборудования проектируемого отделения цеха в том количестве, которое предусмотрено к установке согласно данным разработанного технологического процесса производства. В проектных организациях для ускорения работ на кальке в принятом масштабе заранее изготовляют чертежи таких «габаритов» всех практически используемых типоразмеров оборудования и рабочих мест. Для разработки планов каждого проектируемого цеха предварительно печатают необходимое количество светокопий габаритов требуемых типоразмеров. Затем все эти габариты аккуратно вырезают по их контурам.
Дальнейшая работа проектанта заключается в рациональном размещении габаритов рабочих мест и оборудования на плане, в пролетах цеха, с соблюдением всех необходимых расстояний между ними. При расстановке габаритов на плане последние закрепляют на своих местах булавками либо кусочками пластилина. Такая техника планировки позволяет быстро осуществлять неизбежные при составлении плана каждого пролета различные изменения расположений планируемых элементов производства, что достигается переносом размещаемых габаритов с одного места на другое с последующим их закреплением.
После ряда попыток различного размещения оборудования и рабочих мест обычно находят и принимают один из наиболее удачных и целесообразных вариантов планировки. Тогда аккуратно обводят карандашом контуры каждого расположенного на плане габарита и поочередно удаляют их, обозначая на плане соответствующие им номера по спецификации, помещенной в правом нижнем углу чертежа плана. Затем законченный чертеж плана, выполненный карандашом на миллиметровой бумаге, передают для калькирования и последующего изготовления нужного количества светокопий принятого варианта плана проектируемого цеха.
Одновременно с вычерчиванием снимаемых с плана габаритов рабочих мест в проходах вокруг последних указывают также размещение рабочих. При этом каждого отдельного рабочего условно обозначают небольшим кружком диаметра 500 мм в масштабе, принятом для плана цеха. Вводя в условные обозначения различные виды штриховки и зачернений этих кружков, проектант может указать на плане цеха размещение рабочих всех предусмотренных проектом профессий.
После вычерчивания на плане каждой единицы оборудования (станка, стенда и т. п.) ее расположение в проектируемом пролете обозначают размерами расстояний (в продольном и поперечном направлениях) от ближайшей колонны. Разрывы между станками и рабочими местами (стендами), между ними и ближайшими частями здания (колоннами и стенами), а также ширину рабочих проходов и проездов устанавливают в соответствии с нормами технологического проектирования (табл. 25 и 26), а также условиями, обеспечивающими удобства для выполнения работ.
В сборочно-сварочных отделениях помимо оборудования и рабочих мест основного технологического процесса сборки и сварки металлоизделий размещают также рабочие места с соответствующим оборудованием для испытания продукции и исправления брака, для нанесения поверхностных покрытий и т. д. Площадь, необходимую для размещения этих рабочих мест, определяют описанными выше способами. Она зависит от принятого числа рабочих мест, испытательных площадок и стендов для предусмотренных проектом методов окончательных испытаний контроля качества продукции цеха и способов ее окраски, а размеры этих рабочих мест — от размеров готовых изделий в плане.
В дополнение к описанию планировки сборочно-сварочных отделений необходимо указать, что на расположение некоторых линий рабочих мест в отдельных случаях может оказывать влияние местоположение цеховых пожарных проездов. При относительно большой длине здания цеха эти пожарные проезды шириной не менее 4 м пересекают помещение цеха в поперечном направлении по отношению к продольной оси здания. Необходимое число таких поперечных пожарных проездов определяют исходя из требований пожарной безопасности.
Пожарные проезды желательно использовать и для технологических целей — в случаях необходимости переброски деталей и сборочных единиц изготовляемых изделий из одного пролета цеха в другой. Примером такого использования пожарного проезда является весьма распространенный в практике проектирования случай расположения пожарного проезда между заготовительным отделением сборочно-сварочного цеха и промежуточным складом. При этом пожарный проезд всегда используют для поперечного перемещения деталей из тех пролетов заготовительного отделения, где эти детали изготовляют, в те участки промежуточного склада, которые расположены в продолжениях пролетов сборочно-сварочного отделения, потребляющих указанные детали.
Руководствуясь изложенными правилами размещения пожарных проездов в здании цеха, следует заранее определить их местоположение в сборочно-сварочном отделении и увязать с ними общую планировку линий рабочих мест по каждому пролету.
В процессе увязки между собой размещения в пролетах сборочно-сварочного отделения отдельных линий рабочих мест на плане цеха легко могут образоваться участки площади, не занятые производственным оборудованием либо рабочими и складочными местами. Эти неизбежные в большинстве случаев и трудноустранимые разрывы между отдельными линиями рабочих мест используют обычно для размещения различных вспомогательных помещений, конторок мастеров, инструментальных кладовых и т. п. (см. п. 34).
Примеры рациональной планировки сборочно-сварочных участков и отделений приведены в гл. VIII,