Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Расчётно-кассовые операции банка. Сущность банковского счета. Основные виды банковских счетов, открываемых банком для клиентов

  • ⌛ 2016 год
  • 👀 4441 просмотр
  • 📌 4397 загрузок
  • 🏢️ МФПУ «Синергия»
Выбери формат для чтения
Статья: Расчётно-кассовые операции банка. Сущность банковского счета. Основные виды банковских счетов, открываемых банком для клиентов
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Расчётно-кассовые операции банка. Сущность банковского счета. Основные виды банковских счетов, открываемых банком для клиентов» docx
ОМСКИЙ ФИЛИАЛ НОУ ВПО «МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ» (ОМФ НОУ «МФПУ «Синергия») Курс лекций По дисциплине: Расчётно-кассовые операции банка Омск 2016 Тема 1. Сущность банковского счета. Основные виды банковских счетов, открываемых банком для клиентов. Порядок открытия и закрытия счета. Документы, необходимые для открытия банковских счетов. Договор банковского счета. Банковский счет - это документ, оформление которого кредитной организацией на определенное лицо является составной частью предмета заключенного между ними договора банковского счета, и который предназначен для отражения денежных обязательств кредитной организации перед этим лицом. Банковский счет – это определенный раздел бухгалтерской системы банка, в котором регистрируется движение средств, относящихся к определенному лицу, все сделки вкладчика и банка (вклады наличных денег и снятие их со счета). Банковский счет является инструментом, позволяющим фиксировать движение денежных средств при ведении бухгалтерского учета и отчетности. Согласно Закону «О банках и банковской деятельности» клиенты вправе открывать необходимое им количество расчетных и иных счетов в неограниченном числе банков (кредитных организаций) при согласии последних. Открытие кредитными организациями банковских счетов индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, осуществляется на основании свидетельств о государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, свидетельств о государственной регистрации юридических лиц, а также свидетельств о постановке на учет в налоговом органе. Для понятия банковского счета характерно наличие совокупности четырех квалифицирующих признаков: - банковский счет является счетом по учету денежных средств; - открывается и ведется в кредитных организациях; - является составной частью предмета договора банковского счета; - предназначен для отражения обязательств кредитной организации перед клиентом. Все банковские счета являются счетами бухгалтерского учета (лицевыми счетами). Их открытие обусловлено заключением договора банковского счета, что влечет возникновение у них дополнительных функций, а также ограничений, защищающих права данного клиента. В современном мире практически невозможно обойтись без банковского счета. На счета в банках перечисляется зарплата и различные платежи. Со счета можно оплачивать различные услуги и покупки. Деньги можно преумножить, положив их под определенный процент, а пластиковыми картами пользуются около 50% жителей крупных городов. ВИДЫ БАНКОВСКИХ СЧЕТОВ Действующее законодательство позволяет клиентам кредитных организаций открывать большое количество различных счетов, максимально соответствующих целям их деятельности. Классификацию видов банковских счетов можно провести по нескольким основаниям. Счета подразделяются: - на универсальные и специальные; - в зависимости от валюты счета; - в зависимости от владельца счета; - в зависимости от целевого назначения средств; - в зависимости от возможности пополнения или частичного снятия средств. По этому признаку банковские счета делятся на: 1. Не пополняемые. В течение всего срока вклада дополнительные взносы не принимаются. 2. С возможностью пополнения. В течение срока вклада можно вносить дополнительные суммы на банковский счет. 3. С возможностью частичного снятия средств. Можно снять с банковского счета часть вложенных денег, при этом на счету должна оставаться определённая сумма, которая называется неснижаемый остаток. - в зависимости от начисления процентов на банковских счетах. По этому признаку банковские счета делятся на: 1. Ежемесячное начисление процентов. 2. Начисление процентов в конце срока. 3. Промежуточное начисление процентов. Например, каждые 3 месяца (ежеквартально), каждые полгода и даже еженедельно. Всё зависит от конкретного вклада конкретного банка. Существуют следующие виды банковских счетов: бюджетный, валютный, депозитный, доверительного управления, замороженный, застрахованный, карточный, контокоррентный, корреспондентский, накопительный, обезличенный металлический, общий, онкольный, расчётный, сберегательный, сводный, ссудный, текущий, транзитный, фидуциарный, фондовый, частный и чековый. ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ БАНКОВСКИХ СЧЕТОВ При обращении в кредитную организацию по вопросу открытия счета Вы вправе выбрать вид счета, исходя из своих потребностей. По договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на открытый клиенту счет денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм и проведении других операций по счету. Рассмотрим наиболее востребованные разновидности банковского счета. Расчетный счет открывается в учреждении банка юридическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, а также предпринимателям без образования юридического лица для платежных операций по расчетам за поставленные товары, оказанные услуги, выполненные работы. Расчетный банковский счет является основным счетом предприятия и открывается, как правило, по месту регистрации. Действующим законодательством предусмотрено, что предприятие может иметь несколько расчетных счетов, один из которых является основным счетом по расчетам с пенсионным фондом. Предприятиям, организациям и учреждениям, имеющим отдельные подразделения (магазины, склады, филиалы) вне места своего нахождения, по ходатайству владельца основного расчетного счета могут открываться расчетные субсчета для зачисления выручки и проведения расчетов по месту нахождения данных подразделений. Расчетный банковский счет используется для: - зачисления выручки от предпринимательской деятельности и осуществления связанных с этой деятельностью платежей поставщикам и контрагентам по гражданско-правовым сделкам; - зачисления сумм полученных кредитов; - расчетов с банками по полученным кредитам и процентам по ним; - расчетов с работниками по заработной плате и другим выплатам; - платежей по решениям судов и других органов, имеющих право принимать решения о взыскании средств со счетов юридических лиц в бесспорном порядке; - других расчетных операций. Остаток расчетного счета показывает свободные денежные средства, которыми располагает его владелец. Банк выдает клиенту выписку по счету по мере совершения операций. Текущие банковские счета открываются организациям, не являющимися юридическими лицами: общественным организациям, учреждениям, филиалам, представительствам, отделениям и др. С текущих счетов производятся: - выдача средств на заработную плату; - расходы на содержание аппарата управления; - расходы и выплаты, связанные с выполнением функций представительства по иностранному страхованию. Текущий банковский счет очень полезный финансовый инструмент. Он позволяет его владельцу: - переложить обязанности по выполнению постоянных платежей на банковских служащих; - направлять необходимые суммы третьим лицам, например, в счет оплаты товаров или услуг; - уйти от необходимости приходить в банковское отделение, получив пластиковую карту к счету для обналичивания средств и оплаты покупок; - конвертировать средства, не снимая их со счета. То есть рубли, имеющиеся на счету можно при необходимости в любой момент обменять на доллары или евро. Открыть банковский текущий счет при надобности может любой гражданин. Его открывают и физическим лицам для совершения расчетных операций, не связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой. Депозитный (вкладной) счет предназначен для хранения временно свободных денежных средств. Он открывается физическим и юридическим лицам. По договору банковского вклада (депозита) кредитная организация, принявшая поступившую от вкладчика или поступившую для него денежную сумму, обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренных этим договором. Уровень процента зависит от длительности срока – чем больше срок, тем выше процент. Однако пока не истек срок, на который вы вложили свои средства, вы не сможете снять со счета ни копейки и не сможете произвести ни одной расчетной операции. При острой необходимости вы сможете снять свои деньги с депозитного счета, но при этом вам придется заплатить штраф, который в каждом банке разный. Сумма штрафа обязательно указывается в договоре. Открывать депозитный счет имеют право только те банки, которые получили лицензию на привлечение средств на депозит в российских рублях или иностранной валюте в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации. Бюджетные банковские счета открываются организациям (предприятиям), финансируемым за счет федерального бюджета (внебюджетных фондов). В зависимости от характера учитываемых операций они подразделяются на доходные, расходные, текущие счета местных бюджетов и текущие счета внебюджетных средств. Денежные средства с бюджетных счетов подлежат строго целевому использованию. Как правило, они расходуются на: оплату труда работников; трансферты населению; оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам либо в соответствии с утвержденными сметами без заключения таких. Бюджетные счета открываются на определенный срок (финансовый год). При закрытии счета остатки денежных средств по окончании финансового года перечисляются в соответствующий бюджет. Валютный банковский счет используется для проведения расчетных операций в иностранной валюте. «Иностранная валюта» - это денежные средства признаваемые в качестве законного платежного средства в соответствующем иностранном государстве. Межбанковские счета открываются исключительно кредитным организациям. К их числу относятся: - корреспондентский счет – банковский счет кредитной организации (головной организации), открываемый в подразделении расчетной сети ЦБ, в других организациях; - корреспондентский субсчет – банковский счет, открываемый кредитной организацией своему филиалу в подразделении расчетной сети ЦБ; - счета меж филиальных расчетов – счета, открываемые на балансах головной организации и филиалов для учета взаимных расчетов; - корреспондентский счет «ЛОРО» открывается банком-корреспондентом банку-респонденту, по которому банк-корреспондент осуществляет операции по перечислению и зачислению средств. Указанный счет одновременно является корреспондентским счетом «НОСТРО» в банке-респонденте. Ссудный банковский счет открывается при оформлении кредита клиенту. На нем банки учитывают предоставление и возврат кредитов. Ссудные счета подразделяют на простые и специальные. Кредитование по простому счету, как правило, является кредитованием по остатку; кредитование по специальному – кредитованием по обороту. Именной счет открывается банком на имя клиента. Такой счет управляется клиентом через любое отделение банка после предъявления документа, удостоверяющего личность. Если с такого счета деньги переводятся на счет в другом банке, банк-получатель средств видит имя владельца и номер счета. Номерной счет используется, если клиенту необходима самая высокая степень конфиденциальности и усиленный режим банковской тайны. Для открытия номерного счета используется набор цифр, который заменяет имя владельца счета и идентифицирует при необходимости личность владельца счета. Операции по счету, как правило, возможно осуществить только через своего представителя в банке, что не позволяет пользоваться счетом в других филиалах этого банка. Карточный счет открывается банком для учета операций, совершаемых клиентом с использованием банковской карты. Сами карточки делятся на два вида: дебетовые и кредитные. С помощью дебетовой карточки клиент может снять деньги в банкомате или оплатить покупки, при этом, не превысив сумму на своем счете. Кредитные карточки, в свою очередь, позволяют превысить сумму, однако в пределах четко ограниченной суммы кредита, которая оговаривается при получении карточки и зависит от вашей платежеспособности. ПРАВИЛА НУМЕРАЦИИ БАНКОВСКИХ СЧЕТОВ В нашей стране используется 20-значный банковский счёт. Номер банковского счёта не является номером в математическом смысле. Это числовой код, в котором заключена информация о его свойствах. Номер банковского счёта разбит на 5 групп. 1-я группа состоит из 5 разрядов и показывают они к какой именно разновидности отнести данный счет. 2-я группа состоит из 3 символов и указывает на валюту, в которой открыт счёт в соответствии с общероссийским классификатором валют. 3-я группа состоит из одного символа и содержит т. н. ключ счёта, который рассчитывается на основе специального алгоритма с учетом всех остальных цифр счёта, а также БИКа банка, в котором открыт счёт. 4-я группа состоит из 4 разрядов и указывает банковское подразделение, в котором открыт счёт. 5-я группа состоит из оставшихся 7 цифр и содержит номер лицевого счёта. ВЫБОР БАНКА К основным критериям для выбора банка можно отнести следующие: 1. Политическая и экономическая стабильность страны нахождения банка. 2. Надежность и престижность банка, высокая позиция в рейтинге международных рейтинговых агентств (Standard&Poor’s, Moody’s, Fitch и других). 3. Набор банковских услуг, оказываемых клиентам. 4. Степень контроля над банковскими операциями со стороны государства. 5. Соответствие профиля банка специфике предполагаемых операций по счету. 6. Стоимость обслуживания банковского счета. 7. Минимальный депозит. 8. Возможность получения кредитных карт. 9. Удобство обслуживания удаленных клиентов. 10. Проценты по текущим и депозитным счетам. 11. Территориальное расположение банка и его отделений. 12. Наличие инвестиционных программ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА БАНКОВСКОГО СЧЕТА В современном мире невозможно представить себе компанию, у которой нет счета в банке. Отказать клиенту в открытии банковского счета банк не вправе за исключением случаев, когда отказ вызван отсутствием у банка возможности принять клиента на банковское обслуживание либо допускается законом или иными правовыми актами. Основанием для открытия и ведения счета является банковский договор. По договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проводить другие операции по счету. Перечень документов, необходимых для открытия и ведения счета: Заявление установленного образца (образец предоставляется банком). Учредительные документы, подтверждающие правовой статус компании: устав, учредительный договор, протокол решения о создании (копии, заверенные нотариально, вышестоящей организацией или органом, осуществляющим регистрацию). Свидетельство о государственной регистрации (копия, заверенная нотариально). Две карточки с образцами подписей и оттиском печати, одна из которых — заверенная нотариально. Свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе (копия). Справка о постановке на учет в Фонде социального страхования (копия). Справка из органов статистики о присвоении кодов ОКПО и классификационных признаков (копия). Документы, подтверждающие избрание, назначение на должность уполномоченных на распоряжение счетом лиц, указанных в банковской карточке: протоколы избрания, приказы о вступлении в должность, приказы о назначении и т.п. (копии). В течение десяти дней после того, как банк открыл для компании счет, необходимо сообщить об этом в Налоговую инспекцию по месту регистрации. После подписания договора банковского счета клиент - владелец счета может осуществлять любые виды операций, предусмотренные этим договором и действующим законодательством. Тема 2. Нормативно-правовое регулирование безналичных расчетов в России. Принципы организации безналичных расчетов. Сущность безналичных расчетов. Расчетные документы и обязательные реквизиты для заполнения. Очередность списания денежных средств со счета. Основные формы безналичных расчетов. Расчеты платежными поручениями. Расчеты по аккредитиву. Расчеты инкассовыми поручениями. Расчеты платежными требованиями. Расчеты чеками. Понятие и значение расчетных правоотношений Расчеты осуществляются либо непосредственно между сторонами возмездного имущественного отношения, либо с участием дополнительного субъекта — кредитной организации. Расчетные отношения регламентируются нормами различных отраслей права, в первую очередь, нормами финансового и гражданского права, которые в совокупности образуют комплексный институт права. Важнейшими нормативными актами, регулирующими данную сферу общественных отношений, являются Гражданский кодекс РФ (ст. 861-885), федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», различные нормативные акты Президента и Правительства РФ и нормативные акты Банка России. Безналичное обращение Безналичным денежным обращением называется сумма платежей, осуществляемая путем перечисления денежных средств по банковским счетам в безналичной форме, т. е. в форме записей на счетах. Безналичные расчеты Преимущества безналичного расчета: контроль денежного оборота; расширение кредитных возможностей банковской системы; безналичный оборот ускоряет оборот денежных средств и оборот материальных ресурсов. Значение безналичных расчетов велико, так как: безналичные расчеты способствуют концентрации денежных ресурсов в банках. Временно свободные денежные средства предприятий, хранящиеся в банках, являются одним из источников кредитования; безналичные расчеты способствуют нормальному кругообороту средств в народном хозяйстве; четкое разграничение безналичного и наличного денежного оборотов создает условия, облегчающие планирование денежного обращения и безналичного денежного оборота. Расширение сферы безналичного оборота позволяет более точно определять размеры эмиссии и изъятия наличных денег из обращения. Принципы осуществления безналичных расчетов Первый принцип — правовой режим осуществления расчетов и платежей. Второй принцип — осуществление расчетов по банковским счетам. Третий принцип — поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей. Четвертый принцип — наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж. Пятый принцип — принцип срочности платежа. Шестой принцип — контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения. Седьмой принцип — имущественная ответственность за соблюдением договорных условий. Правовое регулирование безналичных расчетов Правила проведения безналичных расчетов устанавливаются Центральным банком РФ. В настоящее время действует Положение о безналичных расчетах в РФ, утвержденное ЦБ РФ 12 апреля 2001 г. № 2-П. Это положение содержит правила осуществления безналичных расчетов для юридических лиц. Для осуществления безналичных расчетов кредитными организациями открываются счета клиентов и заключается договор между банком и клиентом. Для проведения межбанковских безналичных расчетов банки открывают в других банках корреспондентские счета. Кроме того, для проведения межбанковских расчетов и других операций каждый банк имеет в ЦБ РФ корреспондентский счет. Клиенты банка имеют право открывать в любом банке без ограничения следующие виды банковских счетов: расчетный счет. Он открывается коммерческими предприятиями и организациями, которые осуществляют свою деятельность по принципу самоокупаемости. В случае открытия нескольких расчетных счетов выделяется один из них, который будет называться «расчетный счет по основной деятельности»; текущие счета. Открываются юридическими лицами, предприятиями, организациями, учреждениями, финансирование деятельности которых идет из бюджета. Это некоммерческие организации (школы, институты и т. д.); для организаций и юридических лиц, которые систематически являются должниками по уплате налогов, открывается счет неплательщика по налогам дополнительно к имеющимся счетам. В этом случае операции по расчетному счету и текущим счетам прекращаются, и все поступления отражаются на счете неплательщика налога. С этого счета погашаются долги по налогам. Списание денежных средств по счетам осуществляется: по распоряжению владельца; без распоряжения владельца счета, но только в тех случаях, которые предусмотрены законодательством, т. е. в бесспорном порядке; между плательщиком и получателем; между банком и плательщиком. Процедура списания средств со счета предполагает применение расчетных договоров. Формы расчетных договоров устанавливаются положением, утвержденным ЦБ РФ. Оплата со счета производится в пределах остатка на нем денежных средств. Но если банк и клиент заключают договор о кредите, то банк берет на себя обязательство в некоторых пределах оплачивать платежные документы клиента при отсутствии остатка денежных средств на счете, т. е. кредит. Расчетные документы Банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов. Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или, в установленных случаях, электронного платежного документа: распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств; распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем). В Российской Федерации используются следующие расчетные документы: платежные поручения; платежные требования поручения; чеки; аккредитив; инкассовое поручение; электронные платежи. Расчетные документы на бумажном носителе оформляются на бланках документов, включенных в Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93 (класс «Унифицированная система банковской документации»). Расчетные документы, используемые при действующих формах расчетов, принимаются банком к исполнению только при их соответствии стандартизированным требованиям и, следовательно, обязательно должны содержать следующие данные: наименование расчетного документа; номер расчетного документа, число, месяц, год его выписки; наименование плательщика, номер его счета в банке, наименование и номер банка плательщика; наименование получателя средств, номер его счета в банке, наименование и номер банка получателя средств; назначение платежа (в чеке не указывается); сумма платежа (цифрами и прописью). Для совершения платежей расчетные документы печатаются в нескольких экземплярах исходя из потребностей участников расчетов. Первый экземпляр расчетного документа должен быть обязательно подписан должностными лицами, имеющими право распоряжаться счетом в банке и иметь оттиск печати. Списание средств со счета плательщика производится только на основании первого экземпляра расчетного документа.Второй экземпляр является копией. Расчетные документы принимаются банком к исполнению в течение операционного дня банка. Срок действия расчетных документов ограничен и составляет 10 дней, не считая дня его подписания. Допускается, что клиент банка может отозвать свои расчетные документы. Установлены сроки прохождения платежей через банки: 5 дней между субъектами РФ; 2 дня внутри одного субъекта. Гражданский кодекс РФ в ст. 862 устанавливает наиболее распространенные формы безналичных расчетов. Безналичные расчеты между хозяйствующими субъектами могут производиться в следующих формах: платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, векселями. Формы безналичных расчетов Формы безналичных расчетов устанавливаются Центральным банком. Клиенты банка самостоятельно выбирают применяемые формы расчетов, что отражается в договоре с банком. В современных условиях на основании действующего положения ЦБ РФ от 3 октября 2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (в ред. от 2 марта 2008 г.) в России действуют следующие формы безналичных расчетов: расчеты платежными поручениями; расчеты по аккредитиву; расчеты чеками; расчеты по инкассо. Формы безналичных расчетов применяются клиентами кредитных организаций (филиалов), учреждений и подразделений расчетной сети Банка России, а также самими банками. Формы безналичных расчетов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами. В рамках форм безналичных расчетов в качестве участников расчетов рассматриваются плательщики и получатели средств (взыскатели), а также обслуживающие их банки и банки-корреспонденты. Ответственность банков и их клиентов за нарушение расчетной дисциплины Банки и предприятия несут ответственность за нарушение правил совершения расчетных операций в соответствии с действующим законодательством. Имущественная ответственность между банком и его клиентом определяется нормативными актами и договорами между банком и его клиентом. К нормативным банкам следует отнести законодательные акты, а также правила, издаваемые ЦБ РФ. Штрафные санкции могут быть применены только при наличии договорных отношений между банком, допустившим нарушение, и предприятием-клиентом. В соответствии с п. 30 Закона о банках и банковской деятельности отношения между Банком России, кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотрено федеральным законом. В договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушения договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора. Порядок открытия, ведения и закрытия банком счетов клиентов в рублях и иностранной валюте устанавливается Банком России в соответствии с федеральными законами. Участники кредитной организации не имеют каких-либо преимуществ при рассмотрении вопроса о получении кредита или об оказании им иных банковских услуг, если иное не предусмотрено федеральным законом. Предприятие несет прямую ответственность за несоблюдение кредитных договоров и расчетной дисциплины. Предприятие, систематически не выполняющее свои обязательства по расчетам, может быть объявлено неплатежеспособным. Об этом сообщается основным поставщикам товарно-материальных ценностей и вышестоящему органу. Тема 3. Нормативно-правовое регулирование безналичных расчетов кредитными организациями в России. Межбанковские расчеты: их сущность и функции. Особенности межбанковских расчетов. Способы проведения межбанковских расчетов. Межбанковские расчеты возникают в том случае, когда плательщик и получатель средств имеют счета в разных банках, а также при взаимном кредитовании банков. Существуют два варианта организации межбанковских расчетов с помощью корреспондентских счетов: 1) централизованный – расчеты между банками проводятся через их корреспондентские счета, открываемые в ЦБР; 2) децентрализованный – основан на корреспондентских отношениях банков друг с другом. Проведение расчетов через систему РКЦ. В России преобладают централизованные межбанковские расчеты. Проведение расчетов между банками осуществляют подразделения ЦБР – расчетно-кассовые центры (РКЦ). Для проведения расчетных операций каждая кредитная организация открывает по месту своего нахождения один корреспондентский счет в РКЦ. Кредитная организация вправе открыть на имя каждого филиала по месту его нахождения один корреспондентский субсчет. Отношения между ЦБ и обслуживаемой им кредитной организацией (филиалом) при осуществлении расчетных операций регулируются законодательством, договором корсчета (субсчета). Договор счета заключается на согласованный сторонами срок и определяет порядок расчетного обслуживания, права и обязанности КБ и ЦБ при совершении расчетных операций по корсчету, способ обмена расчетными документами, порядок оплаты за расчетные услуги, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору. Прием расчетных документов РКЦ осуществляется независимо от остатка средств на корсчете КБ на момент их принятия. Платежи могут осуществляться в пределах средств, имеющихся на момент оплаты, с учетом средств, поступающих в течение операционного дня, и кредитов ЦБ (овердрафт). Кредитная организация определяет вид платежа («почтой», «телеграфом», «электронно») и в зависимости от выбранного вида платежа представляет в РКЦ расчетные документы на бумажных носителях или в электронном виде (по каналам связи, на магнитных носителях). Банками используется авизо – официальное извещение о выполнении расчетной операции. Расчетные документы клиентов, а также КБ по собственным операциям, на бумажных носителях представляются в РКЦ в составе сводного платежного поручения с приложением описи расчетных документов. Операции по списанию денежных средств с корсчета КБ или зачислению на этот счет подтверждаются выпиской на бумажном носителе или в виде электронного служебно-информационного документа. КБ (филиалам), открывшим корсчета (субсчета) в РКЦ, с целью их однозначной идентификации при проведении расчетных операций присваиваются БИКи (банковские идентификационные коды) участников расчетов. Деятельность РКЦ неразрывно связана с работой вычислительных центров (ВЦ). Проведение расчетов через корреспондентские счета, открытые в других кредитных организациях. КБ (банк-респондент) заключает договор счета и открывает корсчет в другом КБ (банк-корреспондент). Банк-корреспондент открывает банку-респонденту корсчет при получении установленных документов и подписании договора счета. Корреспондентский счет, открытый данным КБ в другом банке, называется счет «НОСТРО». Корреспондентский счет, открытый другим банком в данном КБ, называется счет «ЛОРО». Расчетные операции осуществляются при условии обеспечения ежедневного равенства остатков денежных средств по корсчету по балансу банка-респондента и по балансу банка-корреспондента. Отражение расчетных операций в балансах банка-респондента и банка-корреспондента, осуществляется одной календарной датой (число, месяц, год) – датой перечисления платежа (ДПП). ДПП устанавливается с учетом срока прохождения расчетного документа (документопробега). В соответствии с порядком осуществления операций по корсчетам «ЛОРО», «НОСТРО» между банком-респондентом и банком-корреспондентом должна быть достигнута договоренность: 1) о порядке установления ДПП при проведении расчетных операций исходя из документопробега; 2) о правилах обмена документами (на бумажном носителе, в виде электронного документа) и форме реестра предстоящих платежей с перечислением необходимых реквизитов для совершения расчетных операций, способе и порядке его передачи (на бумажном носителе или в виде электронного документа); 3) об обязательствах банка-исполнителя направлять банку-отправителю подтверждение о совершении расчетной операции для ее отражения по корсчету в банке-респонденте и банке-корреспонденте одной датой; 4) о порядке действий банков при поступлении расчетного документа позже установленной ДПП, несвоевременном получении или неполучении подтверждений о совершении расчетной операции, либо в связи с возникновением форс-мажорных обстоятельств; 5) об обязательствах банка-респондента по пополнению корсчета для оплаты расчетных документов, предъявленных к этому счету; 6) о кредитовании счета банком-корреспондентом; 7) об условиях расторжения договора, включая случай неисполнения банком-респондентом обязательств по пополнению своего счета. Операции по списанию денежных средств с корсчета «ЛОРО» осуществляются банком-корреспондентом по платежному поручению банка-респондента при условии достаточности средств на его счете. Списание денежных средств без согласия банка-респондента производится в случаях, предусмотренных законодательством или договором счета. Проведение расчетов по счетам межфилиальных расчетов между подразделениями одной кредитной организации. Расчетные операции кредитной организации между головной организацией и филиалами, а также между филиалами одной кредитной организации осуществляются через счета межфилиальных расчетов. Внутрибанковские правила оформляются в виде отдельного документа, утверждаются исполнительным органом КБ и должны содержать: 1) порядок открытия, закрытия и пополнения (увеличение остатка пассивного счета) счетов межфилиальных расчетов; 2) процедуру идентификации каждого участника расчетов в системе межфилиальных расчетов КБ (системе технических, телекоммуникационных средств и организационных мероприятий, обеспечивающих возможность проведения расчетных операций между подразделениями) при осуществлении расчетов (обмен карточками с образцами подписей и оттиском печати, применение аналогов собственноручной подписи в виде кодов, паролей, электронной подписи и т.п.); 3) описание документооборота, порядок передачи и обработки расчетных документов при проведении операций по счетам межфилиальных расчетов, а также последовательность прохождения документов между подразделениями КБ; 4) порядок экспедирования расчетных документов; 5) порядок установления ДПП при проведении расчетных операций исходя из документооборота между подразделениями; 6) порядок проведения расчетных операций подразделениями при перераспределении денежных средств; 7) порядок ежедневной выверки расчетов между подразделениями по счетам межфилиальных расчетов и по перераспределению денежных средств; 8) порядок действий подразделений при поступлении расчетного документа для осуществления платежа позже установленной ДПП, несвоевременном получении или неполучении подтверждений о совершении расчетной операции по техническим причинам либо в связи с возникновением форс-мажорных обстоятельств. Клиринг. Клиринг представляет собой систему безналичных расчетов, основанную на зачете взаимных требований и обязательств. В банковской системе создаются клиринговые центры, через которые осуществляются расчеты. Также на базе крупных банков организуется сеть расчетов по клирингу. Клиринговый центр открывает банкам корсчета, через которые осуществляется зачет взаимных требований. Тема 3. Межбанковские расчеты через корреспондентские счета, открытые в других кредитных организациях (счета «Ностро» и «Лоро»). Система прямых межбанковских расчетов, цели их создания, особенности функционирования. Способы проведения прямых расчетов коммерческими банками в России. Механизм проведения расчетов на основе прямых корреспонденских отношений. Составление договора о корреспондентских отношениях. Межбанковские расчёты — это система платежей между банками, основанная на прямых переводах денежных средств и регулярных взаимозачётах их финансовых требований и обязательств. Система межбанковских расчётов позволяет осуществлять кредитным организациям: • зачисление и списание денежных средств по счетам клиентов, когда счета их контрагентов находятся в других банках; • размещение временно свободных денежных средств в форме межбанковских кредитов и депозитов; • получение централизованных кредитов в порядке рефинансирования; • покупку-продажу иностранной валюты на национальном и международном финансовых рынках; • покупку-продажу ценных бумаг и обращаемых на рынке долговых обязательств как государственных, так и принадлежащих частным компаниям; • предоставление международных консорциальных кредитов; • предоставление межгосударственных займов. Для проведения платежей, расчётно-кассового обслуживания клиентов и других операций банки устанавливают между собой корреспондентские отношения — это договорные отношения между двумя или несколькими кредитными учреждениями об осуществлении платежей и расчётов одним из них по поручению и за счёт другого, а также о предоставлении кредитов, оказании инвестиционных и иных услуг. Эти отношения могут устанавливаться между следующими учреждениями: • различными типами кредитных организаций одной или более стран; • коммерческими банками и центральным банком данной страны или других стран; • между центральными банками суверенных государств. Такие отношения могут быть установлены также между коммерческими банками и специальными кредитными организациями типа клиринговых (расчётных) палат. Внутри Российской Федерации межбанковские расчёты осуществляются через три системы: • систему корреспондентских счетов, открываемых в структурных подразделениях Центрального банка (расчётно-кассовых центрах — РКЦ); • систему прямых расчётов между коммерческими банками; • систему клиринговых центров. Межбанковские расчёты осуществляются через корреспондентские счета, которые банки открывают друг у друга. Существует два типа корреспондентских счетов «лоро» и «ностро». Корреспондентский счёт «лоро» — пассивный счёт, который открывается банком-корреспондентом в своём балансе другому банку (респонденту). Счёт «ностро» — активный счёт, на котором отражаются средства банка корреспондента в другом банке. Прямые межбанковские расчёты Большая часть платёжного оборота между банками осуществляется через расчётную систему Центрального банка. Но коммерческие банки могут открывать корреспондентские счета друг у друга и осуществлять расчёты между собой напрямую. Для открытия корреспондентских счётов «лоро» и «ностро» банки-корреспонденты представляют друг другу нотариально заверенные копии устава и банковской лицензии, карточки с образцами подписей руководителя и главного бухгалтера банка, оттиском печати, баланс и расчёт экономических нормативов на последнюю отчётную дату, заявление и договор об открытии счёта, список филиалов, отделений с указанием их реквизитов. Каждая из сторон корреспондентских отношений самостоятельно осуществляет учёт операций, проводимых по корреспондентскому счёту на основании имеющихся у неё данных. Ежемесячно банки выверяют остатки по корреспондентским счетам. При этом ответственность за выверку остатков по счетам возлагается на банк, имеющий счёт «ностро». Банки-корреспонденты высылают банку выписки о всех поступлениях и платежах по этим счетам за определённый период времени. Расчёты напрямую между корсчетами банков применяются в международных расчётах российских банков в иностранной валюте с зарубежными банками. В качестве технической базы в этом случае используется сеть S.W.I.F.T. В настоящее время для осуществления расчётов между банком и его клиентом всё шире используется система электронной связи «Клиент-банк», по которой через установленный у клиента модем передаются в электронном виде заполненные платёжные документы. Расчёты таким способом получили название «системы электронных расчётов» (СЭР). С помощью СЭР бухгалтерия клиента может в течение всего дня направлять платежи со своего расчётного счёта и получать выписки по счёту в текущем режиме и быть в курсе о состоянии счёта в любой момент, быстро отслеживать прибывающие платежи. Для обеспечения безопасности и конфиденциальности систем электронных расчётов используются специальные процедуры, включающие в себя: — подписание документов, осуществляемое особым кодом, который формируется на основе содержимого документа и секретного ключа, известного только подписывающему лицу; — защиту электронных документов от несанкционированной модификации и просмотра при возможном перехвате в каналах связи, которая осуществляется путём маскирования; — обязательную проверку соответствия содержимого документа требованиям системы защиты от несанкционированного доступа; — систему паролей для ограничения доступа позволяющую защитить электронные документы от несанкционированной модификации или уничтожения. Тема 4. Межбанковские расчеты через внебанковские кредитные организации, осуществляющие расчетные операции (РНКО). Процесс организации и совершенствования клиринговой системы расчетов в различных сферах ее применения в России. Клиринговая форма расчетов, ее преимущества и перспективы развития. Назначение и основные функции клиринговой палаты. Виды клиринга: межбанковского клиринга, клиринга при осуществлении расчетов с использованием банковских карт, биржевого клиринга. Процесс клиринга очень важен для развития биржевой деятельности. Чем выше степень организации рынка, тем важнее роль клиринговых систем для его участника. Процесс клиринга важен тем, что он обеспечивает не только расчеты между участниками клиринга, но и содержит в себе механизм гарантии выполнения обязательств сторон на биржевом рынке, тем самым улучшает качество рынка, повышает его ликвидность и сохраняет целостность. Клиринговая палата выступает гарантом выполнения обязательств по сделкам. Контрактные обязательства заключаются с клиринговой палатой, а не друг с другом. Это уменьшает затраты на совершение сделок и позволяет рынкам эффективно действовать. Процесс клиринга обеспечивают клиринговые палаты, которые могут быть организованы в структуре самой биржи или как отдельные организации. Статус клиринговой палаты определяется тем, какие функции она будет выполнять. Развитие биржевой деятельности требует создания клиринговых учреждений. Такой опыт уже есть, в частности, на московских биржах. Инициатором первого клирингового учреждения в Санкт-Петербурге выступила Товарно-фондовая биржа "Санкт-Петербург". Клиринговая палата, учреждаемая биржей и рядом других организаций, является отдельной организацией с образованием юридического лица. Суть клиринговой формы расчетов состоит в следующем. Клиринг (англ. clearing) представляет собой систему регулярных безналичных расчетов, основанную на зачете взаимных требований и обязательств юридических и физических лиц за товары (услуги) и ценные бумаги. Клиринг представляет собой, в самом общем виде, систему безналичных расчетов за товары и услуги, основанную на зачете взаимных требований и обязательств и использующуюся банками в целях снижения потребности в оборотных средствах и упрощения обмена платежами. Место клиринговых операций в системе BIS показано на Рис. 1.1. Рис. 1.1. Структура АС МБР BIS Как известно, расчеты по платежам могут производиться либо на валовой, либо на чистой основе. В первом случае расчеты по каждой сделке осуществляются отдельно, во втором – банки, участвующие в производстве платежей, дают возможность требованиям и обязательствам накопиться на протяжении определенного периода времени – лага клиринга (проблема оптимизации лага клиринга также исследуется в данном дипломном проекте). В конце данного периода производятся расчеты только по взаимно зачтенным обязательствам. Такой взаимозачет сумм кредиторской и дебиторской задолженности может иметь место между двумя сторонами (двусторонний взаимозачет) и между тремя и более сторонами (многосторонний взаимозачет). Когда два банка имеют большие объемы общих платежей, клиринг и урегулирование межбанковских расчетов часто осуществляется на основе двустороннего соглашения: банки договариваются о взаимозачете посланных и полученных платежных поручений (расчете чистой суммы) и об осуществлении в определенное время взаимных расчетов по чистой стоимости платежей. Этот процесс носит название двустороннего взаимозачета. Если в процессе взаимозачета участвуют три банка и более, то этот процесс называется многосторонним взаимозачетом. Агент группы, участвующей во взаимном погашении, подсчитывает чистую позицию каждого члена клиринговой системы в конце цикла, с учетом платежей, отправленных им другим банкам, и платежей, полученных от остальных участников системы. В результате каждый банк перечисляет лишь свой чистый остаток по счету со всеми другими участниками. После проведения взаимозачета сумма обязательств всех участников должна равняться нулю. Функции учета взаимных обязательств участников клиринговой системы выполняет клиринговая палата, которая является формальным или неформальным соглашением между банками об обмене платежными инструментами в определенном месте и в определенное время. Банки-члены клиринговой палаты имеют право и возможность обмениваться платежными инструментами, как в бумажном, так и в электронном виде. Остатки, образовавшиеся в результате такого обмена, должны быть оплачены. Расчетный агент приступает к окончательному расчету по клирингу. Роль данного учреждения состоит в том, чтобы в ходе взаимозачета получать платежи по расчетам от нетто-дебиторов и переводить средства на счета нетто-кредиторов. Кроме того, расчетный агент может выполнять и другие банковские операции, например, предоставлять кредиты для финансирования расчетов и хранить залог для обеспечения обязательств по расчетам. Расчетный агент назначается или избирается членами клиринговой палаты. Процесс взаимозачета обязательств сторон-участников клиринговой системы носит название клирингового сеанса. Он проводится клиринговой палатой несколько раз в течение дня в заранее установленное время и служит для исчисления промежуточного или итогового сальдо каждого члена палаты. Концентрация платежей при клиринге позволяет значительно уменьшить баланс платежей и общую сумму, затрачиваемую оборачивающихся платежных средств, расширяет сферу безналичного оборота и облегчает управление им. Посредством клиринга упрощаются, удешевляются и ускоряются расчеты, сохраняется имеющаяся денежная (кассовая) наличность, и за счет этого повышается уровень прибыльности и ликвидности участников расчетов. Клиринг в банковской сфере может проводиться как внутри страны, так и между странами (международный валютный клиринг). Достоинством банковских клиринговых расчетов является и то, что в большинстве стран коммерческим банкам разрешено использовать свои клиринговые балансы в центральном банке для выполнения резервных требований, что, безусловно, выгодно коммерческим банкам. Организация межбанковского клиринга в каждой стране зависит от исторических особенностей развития банковской системы, модели ее построения, степени концентрации и централизации банковского дела, политики центрального банка в области денежно-кредитного регулирования экономики. Опыт применения клиринга Таким образом, преимущества клиринговой системы расчетов очевидны. Следовательно, без ее внедрения в структуру национальных межбанковских расчетов немыслима интеграция в систему международных финансовых операций. Широкие масштабы межбанковского клиринга за рубежом обусловлены практической невозможностью осуществить все возрастающий безналичный платежный оборот посредством индивидуальных расчетов между кредитно-финансовыми институтами. Например, в ФРГ безналичный платежный оборот составил в 1960г. 1.3 трлн. марок, в 1970г. – 4.5 трлн. марок, а в 1980г. – 11.7 трлн. марок (рост соответственно в 3.5 и 2.6 раза). В США этот показатель оценивается в 1970г. – 12.3 трлн. долларов, в 1979г. – 64.2 трлн. долларов, а в 1986г. – 125 трлн. долларов. Организация межбанковского зачета различна в зависимости от того, являются ли банки, участвующие во взаимных зачетах, самостоятельными юридическими лицами или же они входят в систему одного и того же банка. В первом случае банки обычно обмениваются между собой чеками, векселями и другими долговыми обязательствами клиентов, доплачивая лишь разницу в специально создаваемых для расчетов организациях. Это и есть собственно межбанковский клиринг (клиринг в широком смысле). Во втором случае, т.е. при внутрибанковском клиринге (межбанковском клиринге в суженном его понимании) все расчеты, связанные с уплатой денег клиентом одного банковского филиала клиенту другого филиала того же банка при помощи различных расчетно-платежных документов (чеков, жиро-чеков и др.), производятся отнесением этих расчетов на правление (головную контору) данного банка. Обычно клиринговый отдел головной конторы и сводит все расчеты филиалов собственной системы. Соответственно разницы, подлежащие уплате или получению филиалами, не погашаются наличными деньгами, а отражаются в пассивной или активной части бухгалтерского баланса филиалов, либо как долг филиала правлению, либо как долг правления соответствующему филиалу. Проблема организации внутрибанковского клиринга особенно актуальна для крупных банковских монополий с широко разветвленной филиальной сетью. В зависимости от сферы применения межбанковский клиринг может быть: локальным – между банками какого-либо региона, либо между банками определенной банковской группы и (или) между филиалами одного и того же банка; и общенациональным – в пределах всей страны. В свою очередь специфика указанных видов межбанковского клиринга проявляется в способах их проведения. Исходя из последнего критерия, можно выделить совершаемые клиринги: через специальные межбанковские организации – расчетные (клиринговые) палаты и жироцентрали; через учреждения центрального банка или крупнейшие коммерческие банки; а при внутрибанковском клиринге, при расчетах между отделениями (филиалами) – через клиринговый отдел головной конторы банка. Все эти способы проведения межбанковских клиринговых расчетов тесно взаимосвязаны. Конечное сальдо расчетов в любом случае оплачивается с корреспондентских счетов коммерческих банков, открытых в центральном банке. Выбор способа для клиринга определяется соображениями быстроты и экономичности. Банки заинтересованы в скорейшем завершении расчетов, так как запаздывание с инкассированием ведет к потере доходов банка и в ряде случаев – к неудобствам для вкладчиков. Широкое распространение за рубежом получили клиринговые палаты, основной функцией которых является зачет денежных требований и обязательств. К настоящему времени деятельность большинства расчетных палат автоматизирована. Прежде всего, нужно отметить осуществление этими палатами локального клиринга расчетно-платежных документов. Наибольшую роль расчетные палаты играют в Великобритании, США и других странах, где развито чековое обращение. Особое место среди них занимает Лондонская расчетная палата, через которую проходит ежедневно 7 млн. чеков более чем на 27 млн. фунтов стерлингов, а также 2,35 млн. других платежей на сумму 790 млн. фунтов стерлингов. К примеру, в США каждый федеральный резервный банк (их всего 12) является одновременно и расчетной палатой своего округа. Всего в США насчитывается 32 автоматические палаты ФРС (Федеральной Расчетной Сети) и, кроме того, расчетная палата Нью-Йорка. Помимо ФРС, подобные услуги оказывают и частные сети, такие, как Deluxe Data System, VISA, Chase Manhattan Bank. Услуги клиринговых палат избавляют коммерческие банки от необходимости проводки чеков через центральный банк или банк-корреспондент, что ускоряет процесс инкассирования. Ускорение, в свою очередь, способствует повышению степени доступности денежных средств. Данный фактор является главной причиной, по которой коммерческие банки пользуются услугами клиринговых палат. Помимо этого, использование клиринговых палат снижает издержки на осуществление расчетов, поскольку они обязаны регистрировать только либо активные, либо пассивные клиринговые балансы банков-участников палаты, о чем информируется центральный банк или банк-корреспондент. Сущность расчетов через клиринговую палату состоит в следующем. Каждый банк, член расчетной палаты, ежедневно составляет ведомости чеков и векселей, сданных ему на инкассо клиентами, отдельно по каждому такому банку. Указанные ведомости вместе с чеками и векселями направляются в клиринговую палату. Там на основании этого составляется общая расчетная ведомость, в которой определяется конечное сальдо обмена расчетно-платежными документами и выявляется, кто из банков должник и кто – кредитор. Затем общая расчетная ведомость направляется в центральный банк, а чеки и векселя – банкам, клиентам которых они выданы. Согласно данным полученной ведомости эмиссионный банк списывает соответствующие суммы с открытых у него корреспондентских счетов банков-корреспондентов. Не принятые расчетно-платежные документы вычеркиваются из расчетной ведомости и возвращаются непосредственно банку, представившему чеки и векселя вместе с мотивировкой отказа от оплаты. Если же банк не является членом клиринговой палаты, то составленные расчетные ведомости вместе с чеками и векселями представляются в эмиссионный банк, который в этом случае выполняет функции расчетной палаты. По получении ведомостей центральный банк производит соответствующие операции по корреспондентским счетам банков-должников и кредиторов. Сами же чеки и векселя направляются банкам-должникам для списания денег с текущих счетов клиентов, т.е. непосредственных должников, согласно расчетно-платежным документам. Для совершения международных платежей ряд коммерческих банков прибегает к услугам международных автоматизированных систем. Наиболее крупной и известной среди них является СВИФТ (SWIFT – Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications) – Ассоциация международных межбанковских финансовых коммуникаций, которая представляет собой автоматизированную систему осуществления международных платежей через сеть компьютеров. Эта система была создана в 1973 г. представителями 240 банков и начала функционировать в 1977 г. В настоящее время к данной системе подключены ведущие компании мира, на их долю приходится 90% всех мировых платежей. Через СВИФТ производятся такие виды банковских операций, как переводы денежных средств, информация о состоянии счетов в банках, подтверждение валютных сделок, расчеты по инкассо, аккредитивам, торговля ценными бумагами, согласование спорных финансовых вопросов, ведение электронных счетов клиентов и управление их средствами. Главные достоинства системы СВИФТ – быстрота операций, защита от злоупотребления и ошибок с помощью шифров, удешевление стоимости банковских операций. Изучение деятельность клиринговых палат с целью использования информационной системы Для изучения возможностей использования информационной системы для выполнения клиринговых операций рассмотрим более детально все аспекты возникновения и существования основного элемента механизма многостороннего межбанковского взаимозачета – клиринговой палаты. В большинстве стран основным средством, используемым при урегулировании финансовых обязательств, а также приобретения товаров и услуг, являются наличные деньги. Однако в процентном отношении они составляют относительно небольшую часть от общей суммы платежей. На долю современных инструментов безналичного оборота приходится значительно меньшее количество платежей, но на значительно большие суммы. В результате широкого распространения таких инструментов финансовые круги столкнулись с серьезной проблемой, связанной с возникновением определенных трудностей при осуществлении расчетов. При использовании наличных денег окончательный расчет происходит незамедлительно. Безналичным же формам платежей свойственны задержки. Важнейшую роль в сокращении интервалов между платежами и расчетами стали играть клиринговые палаты. Их можно разделить на три категории: - местные; - региональные; - национальные; В соответствии с этими категориями могут быть использованы информационные системы различных уровней. В состав местных клиринговых палат входят учреждения, обслуживающие население данного района. Сюда относятся небольшие местные банки, сберегательные банки, ссудно-сберегательные ассоциации, кредитные союзы, местные отделения банковских групп, а также, возможно, небольшие независимые организации, обрабатывающие платежи от имени третьих сторон. Цель таких местных объединений заключается в том, чтобы облегчить расчеты при сведении к минимуму расходов для своих членов. Большая часть работы, связанной с операциями местных клиринговых палат, выполняется их членами на добровольной основе. Поэтому в данном случае не предусматривается плата за участие, хотя могут устанавливаться небольшие годовые взносы для покрытия накладных административных расходов. Местные клиринговые палаты, как правило, занимаются платежами, которые возникли и подлежат получению в пределах соответствующего района. Наиболее распространенный вид расчетов связан с обработкой платежных поручений, срок получения по которым может быть сведен до одного дня и менее. В зависимости от величины района число участников местных клиринговых палат может колебаться от двух до двадцати. В состав членов региональных клиринговых палат входят, в основном, крупные региональные банки, крупные независимые организации, обрабатывающие платежи третьих сторон, общенациональные банки, а также, в некоторых случаях, крупные местные или сберегательные банки. Количество членов и периодичность расчетов могут обуславливать необходимость использования сотрудников на основе полного рабочего дня и постоянной материальной базы для выполнения административных функций, связанных с расчетами. Расходы на функционирование таких систем покрываются за счет взимания платы с участников и ежегодных членских взносов. Членами национальных клиринговых палат, как правило, являются крупнейшие и наиболее передовые в техническом отношении банки. Обычно такие системы используются для осуществления платежей на крупные суммы. Деятельность национальных клиринговых палат сопряжена со значительными расходами по обеспечению гарантированного уровня обслуживания для членов палат, а также расходами на содержание необходимой материальной базы и персонала. Эти затраты обычно покрываются за счет определяемой на рыночной основе платы за участие и оказываемые услуги, в число которых может входить и обеспечение доступа к международным системам расчетов. Клиринговые расчеты Клиринговые палаты проводят расчеты по операциям как на основе дебетования, так и на основе кредитования. Для всех расчетов в информационной системе создадим формы. По мере развития альтернативных форм платежей доля платежей на основе кредитования (особенно электронных) резко возросла. Сюда относятся такие операции, как выплата заработной платы, процентные платежи по долговым обязательствам, платежи за услуги и т.п. При использовании в операциях документов на бумажных носителях клиринговыми палатами обычно проводится разграничение дебетовых и кредитовых платежных инструментов. Однако при осуществлении платежей на электронной основе дебетовые и кредитовые платежные инструменты нередко не разграничиваются и расчеты по ним осуществляются одновременно. Возможны два варианта окончательного расчета по счетам при многостороннем чистом клиринге: - классический вариант; - вариант, основанный на методе "авансирования"; Классический вариант предусматривает урегулирование рассчитанного клиринговой палатой итогового сальдо каждого из ее членов по книгам Центрального банка. В этом случае каждому банку-участнику системы взаимозачета в клиринговой палате открывают транзитные счета-позиции, деньги на которых фактически отсутствуют. Остатки на таких счетах всегда равны нулю. Транзитный счет существует для учета обязательств и ведется по каждому банку на основании поступающих и обрабатываемых документов. По данным этого счета выводится итоговое сальдо банка (оно может быть как дебетовым, так и кредитовым), которое затем передается на основные корсчета членов клиринговой палаты, находящиеся в Центральном банке. У этой системы есть ряд преимуществ. Прежде всего, она значительно упрощает процесс расчетов. Кроме того, Центральный банк может способствовать снижению риска для клиринговой палаты, обеспечив достаточные остатки на счетах участников, положение которых является нестабильным или участников, чья деятельность связана с высоким уровнем риска. Второй вариант окончательного расчета по счетам основывается на методе “авансирования”. Клиринговая палата создается в форме акционерного общества банками данного региона и действует как специальный клиринговый банк. Банки-участники системы взаимозачета открывают в клиринговой палате корреспондентские счета, на которые переводят часть своих средств, образующих первоначальный капитал клиринговой палаты. В свою очередь клиринговая палата открывает свой корреспондентский счет в Центральном банке. Кроме того, банки-участники клиринговой системы создают в клиринговой палате страховой (резервный) фонд для непрерывного осуществления взаимных расчетов. Клиринговая палата имеет право в случае образования дебетового сальдо у кого-либо из своих членов выдать ему краткосрочный кредит за счет указанного фонда. На основе взаимозачета кредитовых и дебетовых оборотов клиринговая палата ежедневно вносит соответствующие изменения в баланс каждого банка-участника. Информация об изменениях остатков средств клиринговой палаты по итогам работы за день поступает в Центральный банк и относится на корреспондентский счет клиринговой палаты, а сведения по корреспондентским счетам банков передаются членам клиринговой системы. Таким образом, в данном случае функции клиринговой палаты и расчетного агента осуществляются в рамках одного учреждения. Недостаток такого метода заключается в том, что расчеты по книгам коммерческого банка сопряжены с большим риском, чем расчеты по книгам Центрального банка. Клиринг и финансовый риск Участники клиринговых систем подвергаются нескольким видам финансового риска: - кредитный риск; - риск неликвидности; - системный риск; Рассмотрим каждый из видов риска: По наступлению срока погашения задолженности партнер по сделке может не выполнить своего обязательства и никогда не будет в состоянии выполнить его в полном объеме (пассивы превышают активы). Нередко такие проблемы связаны с банкротством партнера, но могут существовать и другие причины. Кредитный риск, связанный с особенностями функционирования клиринговой системы, возникает в результате разрыва во времени между обмена платежными поручениями и осуществлением окончательных расчетов по ним в конце клирингового цикла. В результате появляется так называемый скрытый кредит, предоставляемый любым из банков в течение операционного дня своим клиентам до того, как произведены окончательные расчеты с банком, пославшим платежное поручение. Центральный банк, будучи расчетным учреждением, подвергается кредитному риску, если он позволяет участникам, имеющим чистое кредитовое сальдо в конце клирингового цикла, снимать средства со счетов до того, как все участники, имеющие чистое дебетовое сальдо, произвели свои расчеты. Для уменьшения потенциальной опасности от кредитного риска рекомендуется постоянно отслеживать динамику следующих показателей банков-участников: Коэффициент покрытия основных средств (КПОС), Коэффициент краткосрочной задолженности (ККЗ) и Коэффициент покрытия общей задолженности (КПОЗ) КПОС = Основные средства / Собственный капитал; ККЗ = Краткосрочные обязательства / Собственный капитал; КПОЗ = Общая сумма обязательств / Собственный капитал Эти формулы будут использованы в информационной системе для вычислений задолженностей. Еще одним видом финансового риска является риск неликвидности. По наступлении срока платежей по расчетам они могут быть не произведены, даже, если в конечном счете один или большее число партнеров будут обладать достаточными активами и собственным капиталом для того, чтобы произвести такие платежи (несоответствие структур пассивов и активов). Например, временная неспособность превратить активы в наличные средства, различные операционные затруднения или неспособность банков-корреспондентов выполнить свои функции по расчетам – все это создает проблемы ликвидности. Несмотря на то, что многосторонняя система взаимозачета уменьшает общую нуждаемость участников в ликвидности, она концентрирует давление, связанное с ликвидностью, в конце цикла обработки, когда участники, имеющие задолженность, должны одновременно произвести расчеты. Для контроля за этим видом риска наиболее часто исследуются такие показатели, как коэффициент ликвидности (Кл - оптимальное значение – 2 и выше), и так называемый “кислотный тест” или коэффициент лакмусовой бумажки (КЛБ, оптимальное значение 1): Кл = Краткосрочные активы / Краткосрочные обязательства; КЛБ = Касса + Ценные бумаги + Дебиторские счета / Краткосрочные обязательства. Использование платежных систем и участие в финансовых рынках могут быть также сопряжены и с системным риском, связанным с неспособностью одного из участников выполнить свои обязательства, что приводит к нарушению функционирования других участников, начиная цепную реакцию (так называемый “эффект домино”). Системный риск может стать причиной общего финансового кризиса, когда неплатеж или проблемы кредитного учреждения, связанные с недостатком ликвидности, вызывают подобные же затруднения и у других участников финансового рынка. В зависимости от факторов, способствующих возникновению данного риска, различают системный риск ликвидности и системный кредитный риск. Помочь ослабить влияние системного риска позволяет исследование так называемых показателей погашения долга: коэффициент денежного потока (КДП) и коэффициент процентных выплат (КПВ) КДП = Прибыль после уплаты налогов + Амортизация – Дивиденды / Займы со сроком менее 1 года; КПВ = Прибыль до уплаты налогов + Процентные платежи / Процентные платежи. Значения этих показателей должны быть 1,5 и выше. Они используются в разрабатываемой информационной системе. Взаимозачеты и связанные с ними риски С целью автоматизации взаимозачетов нужно изучить систему взаимозачетов. В зависимости от характеристик риска различные системы взаимозачета можно разделить на четыре вида, которые отличаются друг от друга правовой природой подлежащих уплате чистых сумм и наличием основного партнера. К числу этих видов относятся: - двусторонний зачет позиций - двусторонний взаимозачет путем новации - многосторонний зачет позиций - многосторонний взаимозачет позиций путем новации и замещения. Для выполнения взаимозачетов можно разработать систему, в которой информация хранится в базах данных. Программа, реализующая основные виды взаимозачетов оперирует с базами данных, которые связаны между собой по определенным ключам, отражая реальные связи между объектами. В некоторых финансовых центрах традиционно используются различные неофициальные формы валютного взаимозачета. К этим формам, которые обычно применяются в целях снижения числа осуществляемых партнерами взаимных платежей, относится и двусторонний зачет позиций. Например, в день зачисления средств по какой-нибудь группе валютных контрактов пары банков-партнеров могут определить чистые суммы, подлежащие уплате друг другу, и осуществить двустороннее урегулирование обязательств по контрактам путем оплаты чистых сумм. Однако правовые последствия такого взаимозачета обычно четко не определены, поэтому возникает большая неопределенность относительно юридического обязательства выплатить валютные или чистые суммы в том случае, если партнер испытывает финансовые трудности. В связи с этим, как правило, принимается условие, что в случае возникновения таких трудностей, стороны продолжают нести ответственность за уплату валовых сумм. Урегулирование чистых позиций сокращает число платежей по расчетам, которые должны быть произведены партнерами (а следовательно, и число возможных ошибок), и тем самым уменьшает расходы, но лишь в том случае, если стоимость услуг не превышает экономию, достигнутую благодаря его применению. Теоретически, при взаимозачете позиций кредитный риск остается таким же, как и при отсутствии взаимозачета, поскольку валовые обязательства, на основе которых определяется чистая сумма, не погашаются. Однако на практике существует опасность того, что сальдированные суммы будут рассматриваться как представляющие собой фактическую кредитовую позицию партнеров в рамках дилинговых и иных кредитных линий. Если подобное происходит, партнеры берут на себя риск существования очень крупных валовых позиций, даже если суммы чистых обязательств не превышают разумных пределов. Двусторонний взаимозачет позиций существенно снижает риск неликвидности. Это происходит в результате того, что при осуществлении партнерами взаимного зачета платежей пропадает необходимость обмениваться отдельными платежами по расчетам при большом числе валовых обязательств. Двусторонний взаимозачет путем новации (двусторонний взаимозачет обязательств) осуществляется на основе заключенного между двумя банками соглашения, согласно которому в будущем о истечению каждого срока зачисления средств один из этих банков должен будет перевести другому сумму одну текущую сумму в той валюте, в которой они проводят операции. Это достигается путем зачета обязательств по второй и каждой последующей сделок с обязательствами по первой сделке для данного срока зачисления средств и данной валюты, в результате чего заключается новый контракт на чистые суммы. Такой процесс новации может быть осуществлен автоматически в течение операционного дня в тот момент, когда банки обмениваются соответствующими подтверждениями: в двустороннем соглашении может быть предусмотрено, что в момент сверки таких подтверждений обязательства по всем предыдущим контрактам погашаются путем новации, и эти контракты заменяются новым контрактом. Такой процесс может повторяться неограниченное число раз до наступления определенного расчетного дня. В двустороннем соглашении о взаимозачете путем новации можно также предусмотреть формирование из новых чистых сумм, подлежащих уплате в каждую отдельную будущую дату в каждой валюте, единого потока платежей, которые должны быть уплачены согласно основному контракту между двумя банками. В случае, если такое соглашение будет подтверждено, ни один из ликвидаторов какого-либо из этих банков не сможет выбирать валюты или платежи, подлежащие получению или переводу в отдельные будущие даты. Услуги по двустороннему взаимозачету путем новации могут ограничиваться заключением типовых контрактов на осуществление взаимозачета или предоставлением линий связи и систем бухгалтерского учета, которые дают возможность участникам подбирать соответствующие сделки; подтверждать, их и регистрировать новые суммы чистых обязательств. Применение систем двустороннего взаимозачета путем новации обеспечивает такие же выгоды, как и использование систем двустороннего взаимозачета позиций. Однако двусторонний взаимозачет обязательств сопряжен со значительно меньшим кредитным риском, чем взаимозачет позиций, так как дает возможность снизить кредитный риск, связанный с партнером, с валовой суммы до чистой суммы для каждой отдельной будущей даты. Как правило, двусторонний взаимозачет путем новации также приводит к снижению риска ликвидности, поскольку из подлежащих уплате чистых сумм нельзя восстановить отдельные обязательства на валовой основе. Однако фактическое уменьшение кредитного риска целиком и полностью зависит от юридической исполнимости нового контракта на чистые суммы, заменившего собой первоначальные контракты на валовые суммы, которая является гарантией того, что, в случае прекращения деятельности одного из партнеров, первоначальные контракты не будут избирательно возобновлены ликвидатором. Управление рисками в системах взаимозачета Риск, возникающий в связи с осуществлением взаимозачета, может быть урегулирован несколькими путями. Центральный банк, выступая в роли учреждения, осуществляющего контроль за бесперебойным функционированием системы платежей, представляет собой одного из основных кредиторов и является расчетным агентом при проведении большей части клиринговых операций, что обуславливает и его решающую роль в определении принципов управления факторами риска и обеспечении того, чтобы каждый из участников клиринговой системы следовал этим принципам. Кроме того, немаловажную роль в управлении рисками играют и сами клиринговые палаты, определяющие порядок обслуживания кредитных учреждений, деятельность которых сопряжена с высокой степенью риска, а также осуществляющие урегулирование других проблем, связанных с различными видами финансового риска. Для управления рисками клиринговых платежей обычно используются следующие методы: - сокращение расчетного периода - двусторонние и многосторонние лимиты - механизмы распределения убытков - неокончательный характер расчетов в рамках клиринговых систем и аннулирование результатов клирингового сеанса. Сокращение расчетного периода Чем короче расчетный период, тем меньше риск неуплаты по расчетам и связанный с ним системный риск. В качестве дополнительного механизма применяются средства контроля в масштабе реального времени, которые помогают выявлять на ранней стадии потенциальные проблемы и облегчают управление ликвидными средствами, особенно в тех случаях, когда возможен централизованный контроль сальдо всех участников. Тема 5. Межбанковские расчеты через внутрибанковскую расчетную систему (счета межфилиальных расчетов). Системы межфилиальных расчетов, цели создания внутрибанковских платежных систем, особенности функционирования расчетного центра банка. Порядок осуществления расчетного обслуживания клиента участниками расчетной системы банка. Основные преимущества использования внутрибанковских расчетных систем. Порядок отражения операций по счетам межфилиальных расчетов. В связи с постоянным совершенствованием системы расчетов и жесткой конкуренцией на рынке расчетно-кассового обслуживания перед множеством банков встает задача улучшения качества обслуживания клиентов путем усовершенствования внутрибанковской системы расчетов, которая на данном этапе недостаточно автоматизирована и оперативна, требующая значительных перемен и доработок. Сегодня на первый план выходит проблема комлплексной автоматизации внутрибанковских расчетов, что связано, в первую очередь, с необходимостью ускорить прохождение платежных документов, так как значительная доля внутрибанковских платежей проходит при помощи бумажных носителей, то это значительно увеличивает время прохождения платежей, что тормозит развитие банковской системы в целом. Поэтому на данном этапе развития банковской системы возникает необходимость перехода банков, которые имеют разветвленную филиальную сеть, на автоматизированную основу внутрибанковских расчетов, и в ряде случаев создания своего собственного расчетного центра. Основные цели создания внутрибанковской расчетной системы: 1. повышение эффективности использования средств банка и его филиалов путем ускорения проведения платежей клиентов и уменьшения объемов средств, отвлекаемых из оборота в систему безналичных расчетов. Что способствует мобилизации и концентрации финансовых сре дств с ц елью их эффективного использования (получения прибыли, финансового подкрепления учреждений банка, выявления дополнительных кредитных ресурсов, сокращения времени оборачиваемости финансовых средств и.т.д.); 2. своевременное и качественное осуществление расчетного обслуживания участниками расчетной системы банка и их клиентов; 3. защита банковской информации от умышленных и неумышленных посягательств; 4. разработка и внедрение новых банковских услуг в области совершенствования расчетов; 5. рационализация документооборота: уменьшение числа форм документов, сокращение времени на составление документов и передачу документов для целей своевременного их отражения в учете, организация архивирования документов с использованием современных программно-технических сре дств дл я компактного хранения и быстрого поиска; Одной из основных задач стратегического менеджмента банка является управление платежами. Банки уделяют большое внимание оптимальной организации и управлению платежами между банком и подразделениями. Основное предназначение внутрибанковской платежной системы -о беспечить гарантированное и бесперебойное прохождение межфилиальных и межбанковских платежей. При этом головной банк должен осуществлять необходимый контроль над расчетами филиалов, имея возможность аккумулировать финансовые ресурсы, управлять финансовыми потоками и реализовать важнейшие условия для эффективного функционирования платежной системы кредитного учреждения - взаимодействие с межбанковскими системами расчетов. Для реализации стратегических целей и задач развития межбанковской расчетной системы необходимо: . создать надежную интегрированную автоматизированную систему расчетов, основанную на применении современных информационных технологий и позволяющую проводить платежи в расчетной системе банка в режиме реального времени; . предоставлять клиентам разнообразные формы и способы обмена информацией с подразделениями Банка; . создать условия клиентам для широкого внедрения электронных платежей с целью ускорения прохождения платежей и обеспечения качественного и надежного их обслуживания; . внедрить электронный документооборот по всем видам платежей; . внедрить международные стандарты электронных сообщений, прежде всего стандартов SWIFT , при проведении расчетов в системе Банка в иностранной валюте, а также в рублях, в случае введения данных стандартов Банком России при межбанковских расчетах в рублях; . разработать эффективную тарифную политику по оказанию расчетных услуг; . оптимизировать объем средств, находящихся на корреспондентских счетах (субсчетах) в Банке России за счет централизации расчетов; . совершенствовать механизмы и системы управления рисками в расчетах; . совершенствовать нормативную и методологическую базу с учетом современного развития банковской системы в условиях рыночной экономики; проводить рекламную кампанию по указанию расчетных услуг Банка; . совершенствовать тарифную политику расчетных услуг банка, которая должна обеспечивать оптимальный уровень рентабельности расчетных услуг и конкурентоспособность. Развитие системы внутрибанковских расчетов путем создания автоматизированного расчетного центра Расчетный центр банка Банки, активно развивающие филиальную или корреспондентскую сеть, неизбежно приходят к необходимости иметь единый автоматизированный Расчетный центр (РЦ), чтобы обеспечить быстрое и качественное прохождение межфилиальных и межбанковских платежей, управлять финансовыми потоками и контролировать расчеты, выполняемые в филиалах. Разумеется, чтобы выделить РЦ в самостоятельную структуру, потребуются как организационные, так и технологические изменения. Преимущества от внедрения программного комплекса, осуществляющего организацию расчетов, в крупном многофилиальном банке состоят в следующем: Более быстрое прохождение платежей. Если до построения Расчетного центра банк отправляет рублевые платежи в свои филиалы через РКЦ, то после построения РЦ, они пересылаются в рамках прямого взаимодействия Расчетного центра и филиала. Когда платеж идет через РКЦ, то последний (а часто и предпоследний) рейс приходит контрагенту лишь на следующий после отправки день, даже если обмен происходит в рамках одного города. Срок прохождения платежа с использованием прямых каналов между Расчетным центром и филиалом или Расчетным центром и терминалом составляет не более 2Т, где Т - время между сеансами связи. При существующих технологиях, даже при отсутствии онлайновой связи обмен сообщениями осуществится в пределах одного часа. Таким образом, реальная экономия всегда будет не меньше, чем объем платежей за последний рейс, умноженный на ставку overnight . . Сокращение платы за трафик внешним платежным системам. Отправка валютных платежей в филиалы и банки-респонденты осуществляется не на основе протокола SWIFT , а через специально созданную систему внутри банка. . Снижение внутренних расходов банка. Опыт внедрения автоматизированной платежной системы в банках свидетельствует, что количество платежей, которое может обработать один сотрудник с помощью нового функционала, увеличивается в 1,5-3 раза (столь значительная разница обусловлена уровнем формализации технологии обработки платежей: чем он выше, тем больше выигрыш в производительности). . Сокращение потерь, обусловленных финансовыми злоупотреблениями. Построение Расчетного центра позволяет руководству банка более детально контролировать платежи в соответствии с принятой бизнес-логикой (систему организации платежей можно настроить под специфику бизнес-процессов любого банка), когда наиболее важные платежи как головного офиса, так и филиалов визируются в соответствующей службе банка. Это позволяет обеспечить реальный контроль за использованием финансовых ресурсов и сделать первый шаг к эффективному управлению внешними платежами в банке. Безусловно, в данном случае говорить о каких-то количественных оценках возможной экономии нельзя - все зависит от специфики конкретного учреждения. Все эти преимущества необходимо соотнести со стоимостью работ по организации Расчетного центра или иного механизма управления внешними платежами в банке. Это затраты на приобретение техники, специализированного ПО, его внедрение в банке, а в дальнейшем - на сопровождение. Помимо денежных, внедрение и сопровождение требуют от банка и иных расходов: затрачивается время персонала. При установке системы организации платежей, предполагающей настройку на бизнес-схемы банка, глубокую интеграцию с используемой АБС, наладку транспортных и бухгалтерских схем, а также схем безопасности. Анализ результатов внедрения специализированной системы в банках с учетом всех описанных выше факторов показал, что срок ее окупаемости составит от одного года до пяти лет. После этого новое решение начинает приносить банку ощутимую прибыль3. Эффективное управление внешними платежами поможет банку не только снизить свои расходы, но и увеличить доходы, ведь правильное циркулирование внешних платежей дает реальную выгоду клиентам банка. Рассмотрим несколько примеров такого взаимодействия. 1. Обслуживание холдинга. Для многих банков существенную часть доходов приносит обслуживание крупных территориально распределенных организаций. Обычно такая задача возлагается на многофилиальные банки, которые в той или иной степени адаптируют свою структуру под специфику клиента. 2. Дополнительные услуги. Сотрудничество с Банком дает VIP -клиенту возможность оперативно производить расчеты со своими филиалами. Далее у VIP -клиента может возникнуть другая задача -в месте с платежами пересылать и сопроводительные документы, такие как: - товарные документы для обслуживания факторинговых и форфейтинговых сделок; - валютные контракты на покупку валюты на бирже; - зарплатные ведомости. 3. Финансовый контроль. Филиал VIP -клиента часть закупок производит через головной офис, а часть - самостоятельно, у местных поставщиков. При этом VIP -клиент считает необходимым осуществлять контроль над всеми внешними платежами своего филиала. Схема обслуживания здесь может быть построена следующим образом: при платеже на сумму менее X и/или в определенные организации, филиал только извещает головной офис об оплате, а отчисления на сумму, превышающую установленный порог, не проводятся банком до визирования уполномоченным сотрудником головного подразделения. Тема 6. Нормативно-правовое регулирование кассовых операции. Кассовой операции: их сущность и принципы организации. Организация операционной работы в коммерческом банке. Основные требованиях к организационной структуре банка и месте и роли Операционного Управления. Порядок проведения кассового обслуживания клиентов в банке. Приходные и расходные кассовые документы. Виды кассовых операций банка. Порядок заполнения основных кассовых документов. Кассовые операции – это операции банков по приему и выдаче денег и ценностей клиентам банка. Касса – наиболее ликвидный актив, но низкодоходный . Целевое назначение кассовых операций – беспере бойное обслуживание клиентов. Вся денежная наличность, используемая для выполнения этих операций, называется операционной кассой банка. Наличноденежный оборот КБ регулируется Банком России, яв ляющимся эмиссионнокассовым центром на основе Положения О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ от 5.01.98 №14П. Принципы организации денежного обращения: • все хозяйствующие субъекты хранят денежные средства на сче тах в КО; • прием наличных средств осуществляется в соответствии с нормативными документами ЦБ РФ; • порядок и сроки сдачи / получения наличных денег устанавли вается Банком по согласованию с клиентом; • клиентам банков устанавливается лимит кассовых остатков; • Банкам устанавливается лимит операционной кассы. Кассовые операции ЦБ РФ Кассовые операции ЦБ РФ нацелены на обслуживание коммерче ских банков, осуществляются на основе договора и обеспечивают: • рациональный оборот наличных денег в рамках проводимой банком денежно-кредитной политики; • своевременное оприходование и зачисление на соответствующие счета клиентов поступившие в кассы РКЦ наличные деньги; • своевременную выдачу клиентам ЦБ РФ в соответствии с их лимитными требованиями денег для осуществления расчетов. Для совершения операций с наличными деньгами каждый РКЦ имеет оборотную кассу, предназначенную для учета денег, находящихся в обращении (зачисление поступающей наличности и выполнение расходных операций). Порядок регулирования оборотных ка сс в Гл авных Управлениях Банка России (ГУ) и РКЦ включает правила: • установления лимитов оборотных касс (сверхлимитный остаток сдается в РКЦ через инкассатора); • подкрепления оборотных касс; • перечисление сверхлимитных остатков из оборотных касс в ре зервные фонды; • обмена ветхих купюр. Поступающие от КБ заявки удовлетворяются при наличии средств на корреспондентском счете накануне дня их выдачи. Для оборотной кассы самого РКЦ также устанавливается лимит. Если его недостаточно, РКЦ подает в ГУ заявку на подкрепление оборотной кассы (рис. 4.13). Резервные фонды – еще не выпущенные в обращение или уже изъятые денежные знаки. Средства РФ могут быть использованы только с разрешения Банка России. Рис. 24. Принципиальная схема подкрепления оборотной кассы в РКЦ Кассовое обслуживание в Коммерческом банке Кассовое обслуживание клиентов производится КБ в соответствии с Положением о порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях Российской Федерации, установленным Банком России №199П от 11 декабря 2002 г. и Положением Банка России №14П от 5.01.98. Данный порядок включает правила наличноденежного оборота: • для клиентов банков – юридических лиц; • для коммерческих банков. Деньги могут быть сданы: • в кассы банка; • инкассаторам для последующей сдачи в банк; • предприятиям связи для перечисления на счета в банк. Выдача наличных денег производится всем хозорганами в пре делах имеющихся у них на счетах средств на основании справки – заявки о потребности в определенной сумме денег на потребление (заработная плата, командировочные расходы и т.п.). Банки выполняют операции с наличными деньгами в соответ ствии с утвержденным ЦБ на основании их проектов кассовым планом. Кассовое планирование банка базируется на кассовых заявках клиентов (рис.25). о храняемое помещение, иначе они не получают разрешения на проведение кассовых операций. Отдел кассовых операций банка включает следующие операционные кассы: • приходные – прием наличных денег (рис. 28); • расходные – выдача денег (рис. 29); • приходнорасходные (для банков, где объем операций невелик); вечерние (обслуживание клиентов, работающих с наличностью в вечерние и ночные часы); • для размена денег; • для пересчета денежной выручки. Прием и выдача денег возможна только на основании распоряже ния учетнооперационного работника, оформленного кассовыми доку ментами (приходными и расходными), которые должны иметь подписи соответствующих должностных лиц банка 1 . Для обеспечения сохранности ценностей и правильной организации кассовой работы кассовые операции находятся под постоянным контролем. Формы контроля: • текущий (внутренний); • внешние ревизии.
«Расчётно-кассовые операции банка. Сущность банковского счета. Основные виды банковских счетов, открываемых банком для клиентов» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 50 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot