Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
лекция №7
Тема: Расчет и подбор основных отклонений и допусков размеров неподвижных соединений
7.1 Определение натяжения
Посадки с натягом предназначены для получения неподвижных соединений без дополнительного крепления деталей, хотя иногда используют шпона, штифтовые и другие средства крепления.
Относительная неподвижность деталей обеспечивается силами сцепления (трения), возникающие на контактирующих поверхностях вследствие их деформации, создаваемой натяжением при составлении соединения.
Благодаря недвижимости и простоте конструкции деталей и сборке соединений эти посадки применяют во всех отраслях машиностроения (втулки с валами, вкладыши подшипников скольжения с корпусами и т.д.).
Рис. 1 Соединение вал-втулка
Здесь d, d1, d2 - диаметры соединяемых деталей (вал-втулка). Δ1 - деформация вала при запрессовке, Δ2 - деформация втулки при запрессовке, р - удельное давление соединяемых поверхностей, возникая под влиянием натяжения. Согласно задачи Ламе - определение Δ и перемещений в толстостенных полых цилиндрах, известная зависимость:
где Е1 = Е2 = 0,206 ∙ 1012 Па - модули упругости соединяемых деталей, из стали 40;
С1, С2 - коэффициенты, учитывающие геометрические размеры деталей, геометрию соединения и материал, из которого изготовлены детали.
деμ1 = μ2 ≈ 0,3 (для стали) - коэффициенты поперечной деформации Пуассона, μ = 0,25 (для чугуна).
Поскольку Δ = Δ1 + Δ2 - это натяжение (разница между диаметром вала и внутренним диаметром втулки к сдаче), то:
Для заданных материалов и деталей, соединяемых натяжение зависит от давления Рmin, который определяют из условия обеспечения недвижимости соединяемых деталей, при эксплуатации, то есть из условия прочности соединения:
а) при нагрузке осевой силой Р - относительного смещения деталей в соединении не произойдет, если расчетное усилие равна или меньше возникающих на поверхности сил трения:
где πdℓ - номинальная площадь контакта, а фактическая площадь контакта зависит от натяжения, свойств деталей и др., соединяются;
f - коэффициент трения (сцепления) при продольном сдвиге деталей.
б) при нагрузке соединение крутящим моментом это условие имеет вид:
где f2 - коэффициент трения (сцепления) при относительном вращении деталей.
c) при одновременном нагрузке соединение Мкр и сдвигая силой Р расчет необходимо проводить по равнодействующей:
где
Деf - коэффициент трения (сцепления) в соединениях с N зависят от материала, шероховатости их поверхностей, натяжения, вида смазки, направления смещения деталей и др.
Практически берут f = 0,085 (при составлении под прессом К = 0,25) и f = 0,14 (при составлении с нагревом охватывающей детали или охлаждением охватываемой К = 0,4).
Значит, наименьший расчетный натяг при осевой нагрузке:
А при нагрузке крутящим моментом:
Необходимо также обеспечить прочность соединяемых деталей. В этом случае расчет следует вести по наибольшему давлению Рдоп. Согласно теории наибольших касательных напряжений: условие прочности заключается в отсутствии пластической деформации на контактной поверхности втулки при:
а на поверхности вала при:
где σт = 0,313 ∙ 109 Па - предел текучести при растяжении. Однако для деталей из пластических материалов при статической нагрузке допускается пластическая деформация. Наибольший расчетный натяг, при котором возникает наибольший допустимое давление Рдоп.
где p = РВД, если РВД <рвали; p = рвало, если рвали <РВД.
Причем вводятся поправки (5 штук), оставляя одну -U- на шероховатость поверхности. Для материалов:
- с одинаковыми механическими свойствами: ;
- для разных материалов:
дек- коэффициенты учитывают высоту неровностей;
RZ1, RZ2 - высота неровностей поверхности вала и втулки, RZ не зависит от диаметра соединяемых деталей, а зависит только от метода и режима обработки, поэтому влияние высоты неровностей на натяжение тем сильнее, чем меньше диаметр и больше RZ.
При механическом запрессовке наибольшая прочность соединения достигается при малом шероховатости, а при составлении с охлаждением или с нагревом - при большом шероховатости.
7.2 Пример
дано:
решение:
1. Определим наименьший расчетный натяг:
где
2. Определим допустимое давление на контактирующие поверхности втулки и вала.
где σТ - предел текучести стали, Па.
3. Найти наибольший расчетный натяг, что допускается.
4. Вводим поправку на снятие неровностей поверхности деталей.
5. Самый большой и самый маленький функциональные натяжения определяются по формулам:
6. Выбираем стандартную посадку, где табличные натяжения:
7.
Итак требования выполняются, поэтому ответ: 250 Н7 / u7 - посадка с натягом выбрана верно.
Вопрос по лекции
1. Как образуются посадки в системе отверстия?
Дать развернутый, полный на него ответ. Обязательно привести пример.