Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Ранжирование; задача ранжирования

  • 👀 491 просмотр
  • 📌 461 загрузка
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Ранжирование; задача ранжирования» pdf
Урок 9 Ранжирование 9.1. Задача ранжирования Этот урок посвящён задаче ранжирования. Она имеет много общего с уже рассмотренными ранее задачами классификации и регрессии, но есть и ряд особенностей, которые и будут рассмотрены в данном уроке. 9.1.1. Ранжирование Формальная постановка задачи ранжирования выглядит следующим образом. Имеется выборка, состоящая из l элементов: x1 , . . . , x l . Она состоит из объектов, имеющих признаковое описание, как и в задачах регрессии и классификации. Ключевое отличие ранжирования заключается в целевой переменной. Если ранее в задачах обучения с учителем каждому объекту соответствовал свой ответ, то теперь ответы — это пары вида: {(i, j) : xi < xj }. Набор таких пар и является целевой переменной. В задаче требуется построить ранжирующую модель a(x), такую, что: xi < xj ⇒ a(xi ) < a(xj ). Таким образом, по выходам необходимо восстановить порядок, а величина ответов не имеет значения. В этом заключается главное отличие ранжирования от остальных задач машинного обучения. 9.1.2. Ранжирование поисковой выдачи Основное применение ранжирования — это ранжирование поисковой выдачи. Например, в Яндексе в качестве объектов выступают пары запрос, документ. Запрос — это ключевые слова, введённые пользователем, документ — один из всех документов, имеющихся в поисковом индексе: (запрос, документ1 ) < (запрос, документ2 ). Задача — научиться восстанавливать порядок на таких парах, причём запрос во всех парах один и тот же. Таким образом, требуется ранжировать документы для одного запроса. Для обучение такой порядок задаётся асессорами. Это специальные люди, которые получают пары запрос, документ и оценивают релевантность документа, то, насколько хорошо он отвечает данному запросу. Оценки могут быть как числовыми, так и попарными (асессор в паре документов выбирает тот, который более релевантен запросу). 9.1.3. Рекомендации Другой пример применения ранжирования — это рекомендации. В этой задаче по парам пользователь, товар нужно ранжировать товары для данного пользователя, максимизируя при этом некоторую метрику. Порядок задаётся на основании предпочтений пользователя, его предыдущих покупок и оценок. 1 9.1.4. Особенности задачи У задачи ранжирования есть свои особенности. Во-первых, объекты не являются независимыми: целевая переменная зависит от пар объектов. Это необходимо учитывать при решении. Во-вторых, используются более сложные метрики, чем для регрессии или классификации. Обычно они дискретные, потому что важны не получаемые значения, а порядок, который задаёт модель. Ещё одна особенность — для этой задачи очень важно правильно сформировать выборку, потому что это можно сделать множеством способов. Непонятно, например, какие именно пары отдавать на разметку асессорам в задаче ранжирования поисковой выдачи, или как именно получать предпочтения пользователей из данных для задачи построения рекомендаций. 9.2. Метрики качества ранжирования 9.2.1. Точность ранжирования Для простоты всюду далее в качестве примера будет использоваться задача ранжирования поисковой выдачи, но все рассуждения хорошо обобщаются и для других применений. В самой простой постановке задачи ранжирования целевая переменная принимает два значения, документ либо релевантен запросу, либо нет: y(q, d) ∈ {0, 1}, где y — целевая переменная, q — запрос, d — документ. Пусть также есть некоторая модель a(q, d), оценивающая релевантность документа запросу. По значе(i) ниям, полученным с помощью этой модели, можно отранжировать документы. dq будет обозначать i-й по релевантности документ для запроса q. После того как введены обозначения, можно задать простейшую метрику ранжирования. Это Precision@k, точность среди первых k документов (k — параметр метрики). Если ранжируется поисковая выдача, и на первой странице показываются 10 документов, то разумно выбирать k = 10. Данная метрика определяется как доля релевантных документов среди первых k, полученных с помощью модели: Precision@k(q) = k 1 X  (i)  y q, dq , k i=1 Это полезная метрика, потому что обычно важно иметь релевантные документы среди первых k. Однако у неё есть серьёзный недостаток: позиции релевантных документов никак не учитываются. Например, если при k = 10 среди первых k документов есть 5 релевантных, то неважно, где они находятся: среди первых или последних 5 документов. Обычно же хочется, чтобы релевантные документы располагались как можно выше. Описанную проблему можно решить, модифицировав метрику, и определить среднюю точность (average precision, AP). Данная метрика тоже измеряется на уровне k и вычисляется следующим образом:   Pk (i) Precision@i(q) i=1 y q, dq   AP@k(q) = . Pk (i) i=1 y q, dq Данная величина уже зависит от порядка. Она достигает максимума, если все релевантные документы находятся вверху ранжированного списка. Если они смещаются ниже, значение метрики уменьшается. И точность, и средняя точность вычисляются для конкретного запроса q. Если выборка большая и размечена для многих запросов, то значения метрик усредняются по всем запросам: MAP@k = 1 X AP@k(q). |Q| q∈Q 9.2.2. DCG Второй подход к измерению качества ранжирования — это метрика DCG (discounted cumulative gain). Она используется в более сложной ситуации, когда оценки релевантности y могут быть вещественными: y(q, d) ∈ R. 2 То есть для каждого документа теперь существует градация между релевантностью и нерелевантностью. Остальные обозначения остаются теми же, что и для предыдущей метрики. Формула для вычисления DCG: DCG@k(q) = k y X 2 i=1  q,d(i) q  −1 . log(i + 1) Метрика — это сумма дробей. Чем более релевантен документ, тем больше числитель в дроби. Знаменатель зависит от позиции документа, он штрафует за то, где находится документ. Если документ очень релевантен, но занимает низкую позицию, то штраф будет большим, если документ релевантен и находится вверху списка, штраф будет маленьким. Таким образом, метрика DCG учитывает и релевантность, и позицию документа. Она достигает максимума, если все релевантные документы находятся в топе списка, причём отсортированные по значению y. Данную метрику принято нормировать: nDCG@k(q) = DCG@k(q) , max DCG@k(q) где max DCG@k(q) — значение DCG при идеальном ранжировании. После нормировки метрика принимает значения от 0 до 1. 9.3. Методы ранжирования Всего выделяют три подхода к решению задачи ранжирования: pointwise (поточечный), pairwise (попарный), listwise (списочный). Далее будут приведены по одному методу из каждого подхода, чтобы можно было составить представления об их различиях и особенностях. 9.3.1. Поточечный подход Самый простой подход — это поточечный. В нём игнорируется тот факт, что целевая переменная y(q, d) ∈ R задаётся на парах объектов, и оценка релевантности a(d, q) оценивается непосредственно для каждого объекта. Если речь идёт о задаче ранжирования, то пусть асессор поставил какую-то оценку y каждой паре запрос, документ. Эта оценка и будет предсказываться. При этом никак не учитывается, что на самом деле нужно предсказать порядок объектов, а не оценки. Этот подход является простым в том смысле, что в нём используются уже известные методы. Например, можно предсказывать оценки с использованием линейной регрессии и квадратичной ошибки: ` X 2 (a(qi , di ) − y(qi , di )) → min . i=1 Известно, как решать такую задачу, и таким образом будет получена релевантность. Далее по выходам модели можно ранжировать объекты. 9.3.2. Попарный подход В попарном подходе используются знания об устройстве целевой переменной. Модель строится минимизацией количества дефектных пар, то есть таких, в которых моделью был предсказан неправильный порядок: X [a(xj ) − a(xi ) < 0] → min . xi
«Ранжирование; задача ранжирования» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 588 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot