Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
РАБОТА ВОЖАТОГО В ДЕТСКОМ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ
ЛЕКЦИЯ
Нужнова Наталья Михайловна, к.п.н, доцент кафедры педагогики
начального образования и художественного развития ребенка
РГПУ им. А.И.Герцена
ВОПРОСЫ К ИЗУЧЕНИЮ:
1.
2.
3.
4.
5.
Роль вожатого в воспитательном процессе
детского оздоровительного лагеря.
Сфера
профессиональной
деятельности
и
должностные обязанности вожатого.
Нормативно-правовые
документы,
регламентирующие организацию деятельности
лагерей для детей и молодежи.
Основы организации смены. Обзор периодов
логики развития смены. Позиция вожатого в
детском коллективе на разных этапах работы.
Учет возрастных особенностей при организации
работы с детьми.
РОЛЬ ВОЖАТОГО В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО
ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
Вожатый – это:
1) проводник, указывающий дорогу, а также вожак;
2) руководитель детского объединения в лагере.
Цель труда отрядного вожатого — обеспечивать деятельность
отряда в соответствии с целью, задачами, функциями и
принципами деятельности детского оздоровительного лагеря,
создавая условия для оздоровления, отдыха, развития способностей
и реализации творческого потенциала каждого воспитанника и
формирования их жизненного опыта.
ХАРАКТЕРИСТИКА
ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОТРЯДНОГО ВОЖАТОГО
Педагогическая
деятельность
Диагностическая
деятельность
Прогностическая
деятельность
Конструктивная
деятельность
Организационная
деятельность
Коммуникативная
деятельность
Аналитическая
деятельность
ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТА ТРУДА ВОЖАТОГО
➢
➢
➢
уровень развития детского коллектива;
качество межличностных отношений детей;
состояние морально-психологического климата в отряде.
Вожатый в педагогической деятельности реализует
три основные группы функций:
➢ функции воспитателя;
➢ функции руководителя;
➢ функции организатора жизнедеятельности отряда.
СФЕРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДОЛЖНОСТНЫЕ
ОБЯЗАННОСТИ ВОЖАТОГО
1. Способствует развитию и деятельности
детского коллектива (группы, подразделения,
объединения) в различных учреждениях
(организациях), осуществляющих работу с
детьми разного возраста, в том числе в
оздоровительных
образовательных
учреждениях, организуемых в каникулярный
период или действующих на постоянной
основе (далее - учреждениях).
2. Оказывает помощь воспитателю в
программировании
деятельности
воспитанников,
детей
на
принципах
добровольности,
самодеятельности,
гуманности и демократизма с учетом их
инициативы, интересов и потребностей.
3. В соответствии с возрастными интересами
и требованиями жизни воспитанников, детей
способствует обновлению содержания и форм
деятельности
детского
коллектива,
организует
коллективную
творческую
деятельность.
СФЕРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДОЛЖНОСТНЫЕ
ОБЯЗАННОСТИ ВОЖАТОГО
4. Совместно с воспитателем и другими
работниками учреждения заботится о
здоровье и безопасности воспитанников,
детей, создает благоприятные условия,
позволяющие им проявлять гражданскую
и нравственную позицию, реализовывать
свои интересы и потребности, интересно и с
пользой для их развития проводить
свободное время, используя передовой
опыт работы с детьми и подростками.
5. Обеспечивает охрану жизни и здоровья
воспитанников,
детей
во
время
образовательного процесса.
6.
Осуществляет
взаимодействие
со
старшим
вожатым,
органами
самоуправления,
педагогическими
коллективами
образовательных
учреждений
и
общественными
организациями.
7. Выполняет правила по охране труда и
пожарной безопасности.
ВОЖАТЫЙ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
➢
➢
➢
➢
➢
➢
➢
➢
➢
➢
➢
законы
и
иные
нормативные
правовые
акты,
регламентирующие образовательную деятельность;
Конвенцию о правах ребенка;
основы возрастной и специальной педагогики и
психологии, физиологии, гигиены;
тенденции
развития
детских
общественных
организаций;
основы детской возрастной и социальной психологии;
индивидуальные
и
возрастные
особенности
воспитанников, детей;
специфику работы детских общественных организаций,
объединений, развития интересов и потребностей
воспитанников, детей;
основы творческой деятельности;
методику поиска и поддержки талантов, организации
досуговой деятельности;
правила
внутреннего
трудового
распорядка
образовательного учреждения;
правила по охране труда и пожарной безопасности
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ
ОРГАНИЗАЦИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛАГЕРЕЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
1. Конвенция о правах ребёнка
2. Конституция РФ
3. Гражданский кодекс РФ
4. Трудовой Кодекс РФ
5. Уголовный Кодекс РФ
6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273ФЗ
(последняя редакция).
7. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от
24.07.1998 124-ФЗ.
8. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52887-2007 «Услуги детям в
учреждениях отдыха и оздоровления» с 01.01.2009 г. от 27.12.07 г. № 656.
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. №
1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
10. Рекомендации по примерному содержанию образовательных программ, реализуемых в
организациях, осуществляющих отдых и оздоровление от 01.04.2014 г. № 09-613.
11. Методические рекомендации по совершенствованию воспитательной и образовательной
работы в детских оздоровительных лагерях, по организации досуга детей (приложение к письму
№ 2 Минобрнауки России от 14.04.2011 г. № МД-463/06).
12. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27
декабря 2013 г. № 73 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3155-13 „Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных
организаций отдыха и оздоровления детей“»
И др.
ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ОБЗОР ПЕРИОДОВ
СМЕНЫ.
ЛОГИКИ РАЗВИТИЯ СМЕНЫ
Смена — это определенный период работы лагеря, в
течение
которого
осуществляется
полноценный
оздоровительно-образовательный
процесс
и
реализуется весь комплекс педагогических задач.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДОВ ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ
Подготовительный период
Длительность периода — 10 дней до начала смены.
На данном этапе моделируются содержание, основные формы и методы
работы,
система
управления,
логика
развития
смены. Во
время
подготовительного (пропедевтического) периода проходит эмоциональная
«настройка» ребенка и взрослого на предстоящую смену. Это время, когда
ребенок и педагог определяют для себя, что они ждут от смены, психологически
и практически готовятся к отъезду в лагерь. Последнее дело подготовительного
периода одновременно является первой акцией организационного — заезд
детей.
Задачи деятельности вожатого:
➢ знакомство с лагерем, его территорией, педагогическим коллективом, заочное
знакомство с отрядом;
➢ подготовка педагогической, личной документации вожатого;
➢ ознакомление с Программой летнего оздоровительного отдыха в лагере;
➢ составление методической копилки вожатого;
➢ анкетирование родителей.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДОВ ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ
Организационный период
Длительность периода — от 1 до 4 дней лагерной смены. Основная
цель вожатого в организационный период — помочь детям в
безболезненной и быстрой адаптации к новым условиям (первый
психологический кризис смены), приучение детей к режиму дня в лагере,
к соблюдению санитарно-гигиенических правил.
Задачи деятельности вожатого:
➢ знакомство детей друг с другом, с вожатыми, лагерем и традициями;
➢ оказание помощи детям в социальной адаптации к новым условиям,
приучение к режиму дня в лагере, к соблюдению санитарногигиенических правил;
➢ создание условий для раскрытия способностей детей,
доброжелательной атмосферы;
➢ проведение первичной диагностики интересов, направленности
личности, ожиданий детей;
➢ вовлечение детей в совместную деятельность;
➢ формирование доброжелательной атмосферы в отряде и создание
условий для раскрытия способностей детей, индивидуальной
адаптации детей;
➢ формирование органов самоуправления, выявление лидеров;
➢ выработка основных законов и правил жизнедеятельности лагеря,
отряда;
➢ совместная разработка плана-сетки жизнедеятельности отряда на
смену.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДОВ ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ
Основной период
Длительность периода — с 5-го по 18-й дни лагерной смены. В
этот период постепенно происходит смена инициативы от вожатого
к детям, налаживаются отношения между отрядами. На 10—12-й
день лагерной смены наступает второй психологический кризис
смены — кризис привыкания, который может повлечь
немотивированные ссоры в отряде, напряженность отношений с
вожатыми и взрослыми, обострение тоски по дому. Именно в
середине смены вожатому рекомендуется провести с отрядом
сюрпризное, неожиданное творческое дело или событие, которое
сломает привычный уклад жизни лагеря.
Задачи деятельности вожатого:
➢ обеспечение совместной разнообразной творческой деятельности
воспитанников;
➢ изучение сложившихся в отряде межличностных отношений;
➢ формирование у детей умений планировать и анализировать
свою работу;
➢ создание и укрепление отрядных традиций;
➢ сплочение коллектива на основе самоуправления.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДОВ ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ
Заключительный период
Длительность периода — последние 2—3 дня лагерной
смены. В этот период проводятся заключительные и итоговые
дела смены. В детском коллективе на первое место выходит
неформальное общение детей, с которым связывают третий
психологический кризис смены. Он сопровождается сменой
эмоционального фона и поведения детей, дети становятся более
раскованными и неуправляемыми, растет криминальная
активность (воровство, драки, ссоры). Вожатому рекомендуется в
этот период проявить инициативность, четко распланировать
дела в последние дни лагерной смены, обеспечить контроль за
поведением детей.
Задачи деятельности вожатого:
➢ подведение итогов смены;
➢ демонстрация навыков и умений, приобретенных за смену;
➢ создание атмосферы дружеского прощания;
➢ анализ удовлетворенности воспитанников совместной
деятельностью.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДОВ ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ
Постлагерный период
Длительность периода — от 3 до 10 дней после
окончания лагерной смены.
Основная задача деятельности вожатого
➢ участие в заключительном педагогическом совещании;
➢ педагогический анализ смены, оформление отчета по
итогам реализации программы летнего детского отдыха;
➢ оформление стенгазеты, летописи смены.
Специфика организации педагогического процесса в
детском оздоровительном лагере определяется, кроме
прочих условий, и особенностями детского временного
объединения — кратковременностью его существования,
автономностью, насыщенностью и многообразием общения,
отношения и деятельности, интенсивностью процессов
развивающего общения, многообразием и вариативностью
взаимодействия подростков со сверстниками и взрослыми,
высокой эмоциональной окрашенностью
жизнедеятельности.
УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Дошкольное детство (5-8 лет)
➢ Организация подвижных игр при ограничении прыжков и бега;
➢ Развитие умения лазать и пользоваться качелями;
➢ Использование ритмических видов деятельности; пение, драматические
постановки;
➢ Обучение правильным навыкам труда;
➢ Обеспечение конкретности поручений и творческой свободы детей при их
выполнении;
➢ Представление
детям свободы действия, развития способностей (при
соблюдении нравственных норм, распорядка жизни детского лагеря и т.п.)
УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Младший школьный возраст (9-11 лет)
➢ Учет того обстоятельства, что дети этого возраста особенно
нуждаются в поощрении и похвале;
➢ Использование таких видов деятельности, которые дают простор
проявлению мускульной активности;
➢ Организация
коллективных спортивных игр, занятий по
интересам;
➢ Организация разумного руководства: разумное направление
пробуждающихся интересов к окружающему миру, стремление
обстоятельно ответить на многочисленные вопросы детей.
УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Отрочество (10-11 лет, 13-14 лет)
➢ Организация коллективных игр (различных для мальчиков и
девочек);
➢ Предпочтение спортивным играм;
➢ Общение на равных;
➢ Дела
должны
быть
разнообразными,
эмоционально
окрашенными;
➢ Постоянно поддерживайте интерес детей к себе и друг к другу;
➢ Использование
общего
энтузиазма
при
выполнении
порученных заданий.
УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
➢
➢
➢
➢
➢
Старший школьный возраст
(14-15 лет, 16-17 лет)
Оказание помощи подросткам в том, чтобы все они были приняты своими
сверстниками;
Руководство поведением подростков построить себя так, чтобы оно было без
излишнего вмешательства и давления со стороны взрослых;
Создание необходимых условий для отдыха;
Учет возрастных особенностей, проявляющихся в повышенном интересе к
другому полу;
Для мальчиков лучше организовать спортивные соревнования, а девушек
вовлекать в активные дела в помещении, в организацию встреч с друзьями и
т.д.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!