Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Составьте План лекции и вышлите его на проверку.
Тема 5. Психопрофилактическая работа психолога образовательного учреждения
Литература:
Чупров, Л.Ф. Психологическое просвещение всистеме психопрофилактической работы практическогопсихолога: Основы теории и методика [Электронный ресурс] / Л.Ф. Чупров // «PEM: Psychology. Educology. Medicine»: приложение кнаучному журналу «Вестник по педагогике и психологииЮжной Сибири». – МОСКВА-ЧЕРНОГОРСК, 2013. – № 1.sr;. – 75 с.URL: pem.esrae.ru/1-7. – Режимдоступа: http://pem.esrae.ru/pdf/2013/1.sr/9.pdf
Психопрофилактическая работа психолога была выделена в образовании как отдельное направление деятельности практического психолога уже в одном из первых «Положение о психологической службе в системе народного образования» (Далее ссылки на этот документ, как «Положение»). Там же дано и определение этого понятия:
Психопрофилактическая работа – формирование у педагогов, детей, родителей или лиц, их заменяющих, общей психологической культуры, желания использовать психологические знания в работе с детьми или в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе; своевременное предупреждение нарушений в становлении личности и интеллекта.
В «Положении» выделены общие направления такого вида работы в зависимости от типа учебно-воспитательного учреждения:
- адаптация детей к детскому саду, рекомендации родителям или лицам, их замещающим, по оказанию помощи детям в адаптационный период;
- обследование при переходе из старшей группы в подготовительную в плане готовности детей к обучению, подготовка для родителей или лиц, их замещающих, и воспитателей рекомендаций по ликвидации возможных отставаний и пробелов в подготовке к школе;
- определение психологической готовности к обучению в школе для оптимального выбора учебного заведения, раннего выявления способностей, отклонений в развитии и их коррекции;
- подготовка совместно с учителем программы индивидуальной работы с теми детьми, которые в этом нуждаются;
- проведение психологического обследования детей при поступлении в учреждение интернатного типа с целью создания максимально благоприятных условий для развития детей и социально психологической реабилитации;
- предупреждение психологической перегрузки и невротических срывов у детей, вызванных условиями их жизни, обучения и воспитания;
- создание благоприятного психологического климата в учебно-воспитательном учреждении через оптимизацию форм общения педагогов с детьми, педагогов с коллегами и родителями, консультирование работников учреждения по широкому кругу вопросов.
В то же время, ни ее конкретных форм и вариантов тогда не было определено. Да и сам перечень направлений перекликается с таковыми разделами диагностической и консультативной работы.
Интересно посмотреть, как представлено это направлениеработы в специальной литературе.
Как общее понятие «психопрофилапктика и психогигиена» рассматриваются, в частности, в одном из справочных пособий покоррекционной педагогике и специальной психологии: «Психогигиенаи психопрофилактика– разделгигиены, изучающий влияниеокружающих условий на психическое здоровье человека иразрабатывающий меры для его сбережения, укрепления ипредупреждения возникновения психических заболеваний; сами этимеры».
В этой связи представляется необходимым рассмотретьвопрос взаимоотношения двух отраслей: психогигиены ипсихопрофилактики. Как было отмечено выше, ряд авторов ставитзнак тождества между этими двумя понятиями, и для этого у нихимеются основания.
Немецкий исследователь К. Гехт (1979) в своей книге, приводяобширный исторический обзор, обосновывая науку психогигиену,дает следующее определение этой науке: «Под психогигиеной мыпонимаем профилактическую охрану психического здоровья человекапутем создания оптимальных условий функционирования мозга иполного развития психических свойств личности, путем улучшенияусловий труда и жизни, установления многостороннихмежличностных отношений, а также путем повышениясопротивляемости психики человека вредоносным воздействиямокружающей среды».
Согласно психологу К.К. Платонову, «Психогигиена – наука,лежащая на пересечении медицинской психологии и медицинскойнауки гигиены и как последняя нацеленная на оздоровление среды и условий жизни человека».
М.М. Кабанов, Л.И. Спивак (1983) в «Большой медицинской энциклопедии» так определяют рассматриваемое понятие: «Психогигиена – область гигиены, разрабатывающая иосуществляющая мероприятия, направленные на сохранение иукрепление психического здоровья человека».
Здесь же Л.Л. Рохлин (1983) проводит разграничение этих понятий. Отмечая, что «Психопрофилактика тесно связана спсихогигиеной. Эти понятия можно разграничить только условно, т.к.сохранение и укрепление психического здоровья невозможно безпредупреждения психических болезней». Он проводит этуусловную черту следующим образом: «Психогигиена в отличие отпсихопрофилактики имеет главную цель – сохранение, укрепление иулучшение здоровья путем организации надлежащей природной иобщественной среды, соответствующего режима и образа жизни.Психопрофилактика– деятельность, цель которой предупреждение психических расстройств».
Согласно К. Гехту (1979), «Х.Ф. Бёттхер, Х. Колер и А. Кохотграничивают от психогигиены психопрофилактику как более узкуюобласть, содержанием которой является «конкретное влияниепсихического аспекта внутренних условий системы на сохранениездоровья».
Ряд зарубежных авторов рассматривают психопрофилактику вряду самостоятельных прикладных дисциплин. В частности, В.С.Манова-Томова, Г.Д. Пирьов и Р.Д. Пенушлиева (1981) подчеркивают: «Однако ни дефектология, ни лечебная педагогика не могут достичьположительных результатов, если они будут опираться только насвои собственные теоретические и практические предпосылки, неприбегая к помощи психологии, в частности ее прикладных отраслей:медицинской психологии, патопсихологии, психопрофилактики, психогигиены и др.».
Вторую точку зрения зарубежных ученых в отношениипсихопрофилактики приводит в своем учебнике по медицинскойпсихологии Н.В. Канторович (1971), правда в критическом ключе. В частности он пишет: «Таким образом, в понимании этих авторовпсихогигиена является всеобъемлющей наукой, которая включает всебя широко понимаемую социальную психиатрию. Сходя из того, чтовся жизнь человека и ее проявления зависят от психики, социальнаяпсихиатрия, занимающаяся психогигиеной и психопрофилактикой, должна превратиться в «биократию», в науку о жизни вообще как утверждает Тулуз (ВОЗ)». Сам же Н.В. Канторовичпридерживается обозначения места психопрофилактики «в рамкахпсихоневрологии и социальной гигиены» и выделяет только двеобласти для приложения сил: психопрофилактика алкоголизма ипрофилактика наркоманий.
Таким образом, анализ представленных здесь определений позволяет рассматривать психогигиену как науку о сохранении, укреплении и улучшение здоровья путем организации надлежащей природной и общественной среды, соответствующего режима и образа жизни, а психопрофилактику как деятельность, направленную на предупреждение психических расстройств.
Теперь рассмотрим конкретные виды (или системы)психопрофилактики.
В медицине имеется три вида профилактики: первичная,вторичная и третичная. Под первичной профилактикой понимается «система социальных, гигиенических, воспитательных и медицинскихмер, направленных на предотвращение заболеваний путемустранения причин и условий их возникновения и развития, а такжепутем повышения устойчивости организма к воздействию факторовокружающей природной, производственной и бытовой среды,способных вызвать патологические реакции». Подпрофилактикой вторичной понимается – «совокупность мер,направленных на пресечение или ослабление возникшего ворганизме патологического процесса и предупреждение на этой основе тяжелых и прогностически неблагоприятных форм неинфекционных болезней».
Н. Д. Лакосина и Г. К. Ушаков (1984) в своем совместномучебном пособии по медицинской психологии описываю все три видапсихопрофилактики. Под психопрофилактикой по их мнению «принятопонимать систему мероприятий, направленных на изучениепсихических воздействий на человека, свойств его психики ивозможностей предупреждения психогенных и психосоматических
Болезней». Это первичная, которая «включает охрану здоровьябудущих поколений, изучение и прогнозирование возможныхнаследственных заболеваний, гигиену брака и зачатия, охрануматери от возможных вредных влияний на плод и организациюродовспоможения, раннее выявление пороков развития уноворожденных, своевременное применение методов лечебнопедагогической коррекции на всех этапах развития».
Вторичная – как система «мероприятий, направленных напредупреждение опасного для жизни или неблагоприятного теченияуже начавшегося психического или другого заболевания».
Выделяют они и дают определение еще одного вида – третичную профилактику. «Третичная профилактика – система мероприятий,направленных на предупреждение возникновения инвалидности прихронических заболеваниях. В этом большую роль играет правильноеиспользование лекарственных и других средств, применениелечебной и педагогической коррекции и систематическое использование мер реадаптации». К сожалению, на этомописание третичной профилактики заканчивается. В то же время,если сделать поправку на систему образования, то именно эту задачурешает такая область педагогики как коррекционная педагогика(ранее применялся более точный термин комплекса дисциплин -дефектология).
Согласно И.И. Беляеву (1973), задачи первичной профилактики совпадают с целями психогигиены и относится к сфередеятельности не только невропатологов и психиатров, но иклиницистов, работающих в соматической медицине. Задачивторичной и третичной профилактики выходят за рамки психогигиеныи носят специфический характер. Под вторичнойпсихопрофилактикой– максимальное выявление начальных формнервно-психических заболеваний. Под третичной системой этойработы –предупреждениерецидивов нервно-психическихзаболеваний и восстановление трудоспособности больных.
Собственно и психогигиена, как направление медицины неможет быть подменена психологией или педагогикой. Этосамостоятельная область социальной медицины, уже давно обретшая свои «права гражданства». В то же время практическаяпсихология вполне может быть интегрирована в общую системупсихопрофилактической работы. Как это было сделано вмедицинской психологии задолго до появления практическойпсихологии образования.
Какова же сегодня ситуация с психопрофилактической работойв практической психологии образования, исходя из теоретическихисследований по данному вопросу?
И. В. Дубровина (1991), рассматривая этот вид работы,описывает зарубежную трактовку, как самого понятия, так и егосодержания по E. L. Cowen (1977):
I уровень – так называемая первичная профилактика. Онаимеет дело с малой степенью эмоциональных, поведенческих иучебных расстройств и осуществляет заботу о психическом здоровьеи психических ресурсах практически всех людей. Психолог на уровнепервичной профилактики работает со здоровыми детьми. Этобезмерно увеличивает количество клиентов психолога, ибо включает всех учащихся школы, как «нормальных», так и с проблемами (т. е. 10из 10).
II уровень – вторичная профилактика. Она направлена на такназываемую группу риска, т. е. тех детей, у которых проблемы уженачались. Основная задача вторичной профилактики – преодолетьэти трудности до того, как дети станут социально или эмоциональнонеуправляемыми. Здесь психолог работает уже не со всеми детьми(примерно с 3 из 19). Вторичная профилактика включаетконсультацию с родителями и учителями, обучение их стратегии дляизменения учения детей и преодоления различного рода трудностейи т. д.
III уровень –третичная профилактика. Внимание психологаконцентрируется на детях с ярко выраженными учебными илиповеденческими проблемами. Основная цель профилактики – коррекция или преодоление серьезных психологических трудностей ипроблем. Психолог работает с отдельными учащимися (примерно 1из 10), направленными к нему для специального изучения.
Собственно заимствования и опора на достижениязарубежного опыта не всегда может быть применены вотечественной системе образования. Во-первых, это различныесистемы и они по-разному интегрируются с системамиздравоохранения в нашей стране и за рубежом. Во-вторых, опыт зарубежных психологов технологически бывает, часто непереносим из-за кардинальных различий в базовой подготовкеспециалистов. За рубежом в большинстве стран психолог имеетмедицинскую подготовку. Вот почему их, в частности у американскихпсихологов, модель психопрофилактики довольно близка принятой вотечественном здравоохранении, а не по причине того, что ихпсихологическая служба занимались тестированием. В-третьих, использование чужого опыта не означает забвение своегоотечественного. Тем более что в этой области имеется значительныйзадел, подготовленный отечественной медицинской психологией.
В частности, сама И. В. Дубровина (1991) предлагает следующее определение психопрофилактической работы:
Психопрофилактика – это специальный вид деятельности школьного психолога, направленный на активное содействие развитию всех учащихся школы.
Задачи психопрофилактики:
а) ответственность за соблюдение в школе психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности школьника на каждом возрастном этапе;
б) своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном или личностном развитии;
в) предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.
При явном акценте на необходимость отличий психопрофилактики в практической психологии от такового ее понимания в медицине и медицинской психологии это определение всего лишь лозунг.
Во-первых, психолог может быть ответственен за психологические условия, если будет иметь при этом соответствующие административные и правовые рычаги, но их нет.
Во-вторых, понятие отклонений в интеллектуальном или личностном развитии либо в данном случае приведено не корректно, либо имеет иное специфическое понимание, отличное от такового, принятого в психиатрии, дефектологии, медицинской и специальной психологии. Выполнимой для психолога является только третья задача.
В более поздней работе И. В. Дубровина (2000) уже более конкретизирует понятие «психологическая профилактика» и его содержание, согласно чему: Психологическая профилактика предполагает:
1) ответственность за соблюдение в детском образовательном учреждении (детский сад, интернат, детский дом, школа, лицей, колледж, профессиональное училище и пр.) психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе;
2) своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях;
3) предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень.
Здесь уже две задачи могут быть выполнимы практическим психологом образования. Это частично вторая и полностью третья задачи. Первая же из них – вновь возложение ответственности на психолога при отсутствии у него соответствующих прав.
В.В. Пахальян (2002), обсуждая вопрос психопрофилактики в практической психологии, предлагает рассматривать «педагога-психолога как специалиста по первичной профилактике в системе службы практической психологии образования, а учреждения образования – как среду, в которой существуют оптимальные условия для профилактики нарушений психологического здоровья...». По сути – это только лозунг. То, что школа может быть таким учреждением – вопрос весьма спорный. Естественно возникает другой вопрос: «А что тогда собой представляет вторичная профилактика в образовании и кто за нее отвечает?». Понятия «первичная профилактика», «вторичная профилактика» и «третичная психопрофилактика» в образовании, конечно, могут быть, но при условии, что Министерство образования станет филиалом Минздрава.
Как уже отмечалось ранее, современная практическая психология образования заимствует многое из арсенала средств, форм, методов и конкретных технологий работы в медицине. Порой не всегда критично. Собственно ничего предосудительного в том нет: это и должно быть так. Когда-то медицина, в частности психиатрия, заимствовала педагогические теории, а педагогика, в свою очередь, перенимает и сегодня что-то из анналов медицины, например, «дифференцированное обучение».
В практической психологии образования профилактика может быть только вторичной и/или третичной (исходя из медицинской модели психопрофилактики и теории Л.С. Выготского о «первичном дефекте» и «вторичных отклонениях») и никакой другой.
Психолог не присутствует при возникновении первичного дефекта, ответственного за нарушение в развитии ребенка. Он не может изменить социально-экономических, экологических и т. п. условий, которые ответственны за возникновение первичного нарушения. Он даже не генетик, определяющий риск и рекомендующий воздержаться от зачатия и деторождения ребенка с вероятным отклонением в развитии. И практический психолог, и коррекционный педагог, имеют дело уже с вторичными и третичными отклонениями на фоне первичного дефекта. При отсутствии возможности первичной профилактики использовать прилагательного «первичная» вероятно излишне. Проще и удобнее именовать это направление работы «психопрофилактика». Научная дефиниция не может быть неологизмом не связанным с другими понятиями, она существует только в едином лексическом континууме с другими родственными понятиями и терминами. У практической психологии нет и не должно быть своего обособленного языка, как и обособленных методов, как и кардинально отличных от ранее сложившихся в других практиках форм деятельности.
Более целесообразным является поиск своеобразных точек соприкосновения, необходимых для комплексного решения сложных комплексных проблем охраны психического здоровья подрастающего поколения и создания благоприятных условий для его общего психического развития. Вопросы психического здоровья подрастающего поколения не могут решаться методами и технологиями одной-двух научно-практических дисциплин. Для этого требуется четкое распределение функций и определение плоскости интеграции в комплексном решении задач, вынесенных за границы каждой конкретной специальности. Комплексные проблемы требуют комплексного решения, в ситуации все большей и большей специализации и дифференциации научно-практических областей деятельности специалисты с комплексной подготовкой – большая редкость. Необходимо сотрудничество специалистов, способных к такой интегрированной работе.
В этой связи представляется необходимым отметить, что определение и содержание психопрофилактического направления работы практического психолога, предложенное в «Положении» от 1990 г. более отвечает задачам психологической службы образования.
Собственно теперешнее состояние разработанности проблемы психопрофилактики в психологической службе образования лучшее свидетельство того, как далеко можно зайти в теоретическом исследовании общих вопросов, игнорируя пути конкретного наполнения понятия. Собственно это беда практической психологии в целом: теоретические разработки и реальное состояние дел в специальности это «две большие разницы».
Сегодня перед практической психологией в образовании стоит задача определения своего места и пути развития в рамках уже сложившихся ранее систем практик и психопрофилактической работы в частности. Либо это будет обособленная система, а, следовательно, и не способная к интеграции в общие, известные системы психопрофилактик, либо будет разработана такая, которая станет составной частью этих систем и практик, но со своими специализированными задачами. Первое не реально. Мы уже были свидетелями произвольного создания новой научно-практической дисциплины – валеологии. К тому же ряду дисциплин относится и Лечебная педагогика, разработка, которой началась намного раньше.
И все же одно из направлений в рамках психопрофилактической работы вполне по силам даже на данном этапе развития практической психологии образования - это психологическое просвещение в деятельности практического психолога. Тем более что эта составная часть психологической профилактики начинает обретать права гражданства на страницах изданий для психологов. Информационное поле практической психологии в социуме не должно оставаться бесхозным: вакуум будет обязательно заполнен шарлатанами, выступающими под вывеской квалифицированных «лицензированных» психологов.
В имеющихся в распоряжении литературных и справочных источниках, не удалось отыскать полного определения дефиниции «психологическое просвещение». Более раннее - близкое ему определение, предлагаемое К.К. Платоновым (1981): «Психологические проблемы пропаганды – определяются возможностями психологической науки содействовать повышению эффективности пропаганды как основной формы идеологической работы путем учета психологических закономерностей воздействия личности пропагандиста и его пропагандистской деятельности, в частности с учетом психологических особенностей речевого общения».
Согласно В.В. Пахальяну (2002), «просвещение – направляется на своевременное и адресное распределение информации, позволяющей предупредить появление типичных трудностей в развитии, в освоении деятельности, в общении детей и т.п.». Эта задача несколько сужает круг потребителей психологической информации. Собственно ребенок развивается в определенной социальной среде и информационное поле психологического просвещения должно распространяться не только на ребенка, его педагогов и родителей, но и на всех других посредников социальных институтов, участвующих в процессе социализации ребенка.
Краткое определение психологического просвещения приведено И. В. Дубровиной (2000): «Психологическое просвещение – этоприобщение взрослых (воспитателей, учителей, родителей) идетей к психологическим знаниям». Правда, описываяпсихологическое просвещение всего на двух страницах пособия,автор возносит его до категории основного вида деятельностидетского практического психолога, тем самым, вырываяпсихологическое просвещение из содержания уже сложившихсяосновных видов деятельности (т. е. из психопрофилактической работы) и расширяя набор «основ».
Исходя из родственного вида деятельности (санитарногопросвещения) в медицине, попробуем сформулировать рабочееопределение необходимого нам понятия.
Психологическое просвещение – раздел профилактическойдеятельности специалиста-психолога, направленный наформирование у населения (учителей, воспитателей, школьников,родителей, широкой общественности) положительных установок кпсихологической помощи, деятельности психолога-практика ирасширение кругозора в области психологического знания.
Таким образом, исходя из этого определения, психологическоепросвещение выполняет три задачи:
- первая задача – формирование научных установок ипредставлений о психологической науке и практической психологии (психологизация социума);
- вторая задача – информированиенаселения по вопросампсихологического знания;
- третья – формированиеустойчивой потребности вприменении и использовании психологических знаний в целяхэффективной социализации подрастающего поколения и в целяхсобственного развития.
Психологическое просвещение – основнойспособ иодновременно одна из активных форм реализации задачпсихопрофилактической работы в деятельности практическогопсихолога независимо от того, в какой из систем (образование,здравоохранение, промышленность, правоохранительные органы идр.) он работает.
Определив психогигиену как науку о сохранении, укреплениии улучшение здоровья а, психопрофилактику как деятельность,направленную на предупреждение психических расстройств,обозначим и место психологического просвещения.
Психологическое просвещение выступает как одна из форм и какодин из способов реализации психопрофилактических задач.
В рассматриваемом контексте основных направлений работыпрактического психолога психологическое просвещение занимает центральное положение в его психопрофилактической деятельностипо определению.
Если другие направления психопрофилактики могут успешнореализовать свои задачи только в комплексном взаимодействииспециалистов, социальных институтов и их посредников, от которых вконечном итоге зависит психологическое благополучие ребенка, топсихологическое просвещение – это и прямая обязанность, иотносительно самостоятельная активная форма деятельности вструктуре психопрофилактической работы практического психолога.
Любая деятельность и развитие ребенка проходит вопределенных средовых (социальных, микросоциальных,гигиенических, педагогических) условиях. И, собственно, отадекватности этих условий во многом может зависеть эффективностьвыполнения той или иной деятельности и развития ребенка в целом.
Работа по созданию необходимых (или изменению) средовыхусловий может быть осуществлена только в тесном контакте сродителями ребенка, педагогическим коллективом образовательногоучреждения, представителями общественных организаций и фондов,органов опеки, суда, прокуратуры и правопорядка. В этой плоскостисмыкаются задачи, выполняемые как социальным педагогом, так ипрактическим психологом образования.
Не может рассматриваться как самостоятельное поледеятельности практического психолога «типологически определяемаяпрофилактика». Под этим пока рабочим определением понимаетсяконкретно направленное психопрофилактическое воздействиенепосредственно на ребенка с учетом его здоровья, психическихособенностей, возможных нарушений развития и т. п. Такая работатакже реализуется в тесном контакте со смежными специалистами:
социальными педагогами, врачами психиатрами, педиатрами иневропатологами (наркологами и др.), членами ПМПК (психологомедико-педагогической консультации/комиссии).
Здесь психологу отводится хоть и важная, но вспомогательнаяроль. Проще говоря, психологу предстоит выполнять предписаниямедицинских работников и/или комиссии. Собственно вопрос о месте,роли и конкретных вариантах психопрофилактической работы вструктуре деятельности практического психолога требует отдельногообсуждения.
Конструирование новой для системы образованияспециальности – практическогопсихолога, вероятно, осуществлялосьв свое время по аналогии с моделью «врача лечебного профиля».
Отсюда, в частности, и выделение в числе основных направлений такого вида деятельности как «коррекционная работа». Этим иобъясняется столь странное обстоятельство, что почти во всехпособиях, ориентированных на использование практическимипсихологами, присутствуют обширные разделы по «психокоррекционной» и «психотерапевтической» работе, но при этомупускается из рассмотрения столь важное направление егодеятельности как психопрофилактика.
Для специальности «практический психолог» более близка другая модель – «врача санитарно-гигиенического профиля». Кстати,задачи (особенно первая), возлагаемые на психологическуюпрофилактику в трактовке И. В. Дубровиной (1991), как раз отражаютэтот профиль работы специалиста отечественного здравоохранения.Этому же профилю соответствует и своеобразная системареализации задач психопрофилактической работы посредством разработки «Программ», предлагаемая для практического психологаобразования как И. В. Дубровиной. так и В. В. Пахальяном.