Психопатология и психодиагностические методы исследования мышления и речи
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Психопатология и психодиагностические методы исследования мышления и речи
План
1. Понятие психопатологии: объект, предмет и задачи.
2. Психодиагностические методы исследования мышления и речи
Список литературы
1. Понятие психопатологии: объект, предмет и задачи.
1. Психопатология (греч. psyhe – душа, pathos – страдание, logos – учение) – раздел психиатрии, который изучает расстройства психики с медицинской точки зрения. Стоит отметить, что предметом изучения психопатологии являются не только психические заболевания (психозы, неврозы и так далее), но и изменения психики, которые происходят в связи с заболеваниями внутренних органов. Психопатология синтезирует данные, полученные другими науками – анатомией, физиологией, невропатологией, биохимией. Таким образом, являясь самостоятельной наукой, психопатология, тем не менее, неразрывно связана с другими областями знаний. Психопатологию принято разделять на общую и частную. Общая психология изучает свойственные многим психическим заболеваниям механизмы психической деятельности, природу психопатологических процессов. Расширение предметной области психопатологии повлекло за собой выделение в общей психологии некоторых отраслей.
Цели и задачи общей психопатологии - изучение общих закономерностей психических расстройств, природы типовых психопатолгических процессов и их патогенеза.
Психопатология детского возраста – медицинская наука, часть детской психиатрии, изучающая общие закономерности и развитие детских и подростковых психических расстройств, направленная на создание методов лечебно-коррекционного воздействия. В детском возрасте различные психические расстройства чаще имеют генетические корни, которые проявляют себя на фоне соматических, инфекционных и неврологических расстройств, а также в неблагоприятной социальной обстановке. Поэтому психиатрия детского возраста тесно связана с невропатологией и педиатрией, с физиологией и психологией, которые раскрывают основные процессы функционирования всего организма и высшей нервной деятельности, обуславливающие психические процессы.
Предмет детской психопатологии – любые возможные нарушения, встречающиеся в детском развитии. Как известно, причин, обуславливающих нарушения, может быть множество, в связи с этим патопсихолог обязательно принимает во внимание все сведения о ребенке в совокупности. Информация должна охватывать не только биологические факторы развития, но и социальные проявления.
Главной задачей детской психопатологии является своевременная и максимально точная диагностика развития психики ребенка, имеющей отклонения. В этом случае производится диагностика состояния протекающих психических процессов – памяти, восприятия, мышления, а также особенность деятельности ребенка и его личности. Устанавливается уровень детского развития, определяется, насколько этот уровень соответствует имеющимся возрастным нормам. Выявляются патологические особенности развития. Выявление нарушения развития у ребенка имеет связь с психологическим консультированием его родителей, учителей, опекунов.
2. Психодиагностические методы исследования мышления и речи
Психодиагностика (с греч. «познание души», буквально «dia» и «gnosis» = «различительное познание») – ключевая отрасль психологии, которая предназначена для измерения, оценки и анализа индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей человека, а также выявления различий между группами людей, объединенных по какому-либо признаку.
Методы психодиагностики речи и мышления призваны облегчить практическому работнику выбор методики, максимально соответствующей его задаче. Поэтому такая классификация должна отражать связь методов: с одной стороны – с диагностируемыми психическими свойствами, с другой стороны – с практическими задачами, ради решения которых эти методы разрабатываются. Критерии решения этих задач и должны предопределять выбор диагностируемых свойств, а вслед за этим и методик, направленных на эти свойства и наилучшим образом соответствующих имеющимся условиям. Следует отметить, что не существует взаимно однозначного соответствия между задачами и методиками. Наиболее ценные методики обладают универсальностью – они могут успешно применяться для решения разных задач. В овладении этими методиками и в процедурах их проведения есть технологические признаки, заслуживающие самостоятельного учета. Рассмотрим основные методы психодиагностики мышления и речи более подробно.
Психофизиологические методы. В психодиагностике эти методы были разработаны в ходе теоретических исследований типологических особенностей нервной системы, проводящихся в русле научной школы Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына. Это направление диагностики возникло в нашей стране и не вошло еще в полной мере в мировую практику психодиагностики. Теоретической основой разработанных методов является дифференциальная психофизиология, особенности основных свойств нервной системы человека и их проявлений, динамику.
Методики. Наиболее надежными и точными признаются аппаратурные психофизиологические методики, диагностирующие индивидуально-психо-физиологические особенности с помощью приборной регистрации (дыхание, пульс, кожное сопротивление, мышечный тонус и т. п.). Но это не сами поведенческие реакции, а их физиологические индикаторы. Поэтому это косвенный вид диагностики. Аппаратурные поведенческие методики направлены на изучение скоростных, темповых характеристик выполнения разнообразных видов деятельности, скорости реагирования на внешние раздражители, скорости актуализации знаний и т. д. Классический пример дают хронометрические методики, позволяющие регистрировать скоростные параметры тестируемых реакций и ответов. Диагностируемые параметры буквально считываются с приборной шкалы соответствующего прибора. С помощью аппаратурных методик диагностируют элементарные психические функции (например, чувство равновесия или психомоторную координацию) и свойства нервной системы.
Определенную разновидность аппаратурных методик представляют собой тесты-тренажеры для диагностики определенных профессиональных умений и качеств. В них создается имитация реальных условий профессиональной деятельности (пульт водителя или пилота). В целом, психофизиологические методики отличаются от других тем, что они лишены оценочного подхода к человеку.
Тестовые методы. В самом широком смысле под этим термином понимают любые виды психологического тестирования, где слово «тест» означает только то, что человек прошел какое-то испытание, проверку, а психолог на основании этого может сделать заключение о его психологических особенностях (познавательная сфера, способности, личностные свойства, особенности мышлнеия). В любой методике, используемой в качестве диагностического средства, предполагается наличие некоторого «стимульного материала» или системы неявных для испытуемого побудительных условий, в рамках которых он будет реализовывать те или иные формы поведенческой, вербальной или иной активности, фиксируемой в конкретных показателях. По форме проведения тесты могут быть индивидуальными и групповыми; устными и письменными; бланковыми, предметными и аппаратурными, вербальными и невербальными. Групповые и индивидуальные тесты различаются тем, что они проводятся соответственно с одним или с несколькими испытуемыми. Групповые тесты позволяют охватывать большие группы испытуемых одновременно, при этом функции экспериментатора упрощены. К их недостаткам относятся: снижение возможностей у экспериментатора добиться взаимопонимания с испытуемыми, заинтересовать их, а также затруднение контроля за функциональным состоянием испытуемых, такими показателями, как тревожность, утомление и др. Индивидуальные тесты лишены этих недостатков и позволяют психологу получить в результате не только баллы, но и целостное представление о многих личностных особенностях тестируемого (мотивация, отношение к интеллектуальной деятельности и др.). Подавляющее большинство имеющихся в арсенале психолога тестов являются бланковыми, т. е. представлены в виде письменных заданий, для выполнения которых требуются лишь бланки и карандаш. В предметных тестах для выполнения заданий наряду с бланками могут использоваться разнообразные карточки, картинки, кубики, рисунки и т.п. Поэтому предметные тесты требуют, как правило, индивидуального предъявления. Для проведения аппаратурных тестов необходимы специальная аппаратура и приспособления; как правило, это специальные технические средства для выполнения заданий или регистрации результатов, например компьютерные устройства.
Вербальные и невербальные тесты различаются по характеру стимульного материала. В первом случае деятельность испытуемого осуществляется в вербальной, словесно-логической форме, во втором – материал представлен в виде картинок, чертежей, графических изображений и т.д.
Методиками относящимися к данному методу являются: объективные тесты с выбором ответа. Результаты такого теста обрабатываются по ключу, заданному в форме объективного социокультурного норматива, то есть имеются объективно «правильные» и «неправильные» ответы; опросники и анкеты. Это тоже тесты с заданными вариантами ответа на пункт (вопрос), но ключ к пункту в этом случае определяется не социокультурным нормативом, а с помощью особых психометрических процедур. В этой группе психодиагностических методик задания представлены в виде вопросов или утверждений. Испытуемого просят либо дать конкретный ответ на поставленный вопрос, либо определенным образом отнестись к сформулированным утверждениям на разные темы; методики субъективного шкалирования и самооценки.
Методики, у которых шкальные оценки выполняет сам испытуемый: он оценивает внешние объекты или понятия, людей или события жизни, либо самого себя, а выводы делаются о нем самом; проективные методики. Это группа методик диагностики личности, для которых характерен в большей мере глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт, таких, которые недоступны конкретному измерению. Наиболее существенным признаком проективных методик является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т. д. Так, испытуемым предлагается интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределенных очертаний и т. п.
Метод экспертных оценок. В рамках этого метода диагност (или группа диагностов – экспертов) по определенной системе шкал, признаков и диагностических категорий оценивает либо само поведение (деятельность) испытуемого, либо продукты его деятельности.
Методики, составляющие метод экспертных оценок: Наблюдение – свободное исследовательское и стандартизированное аналитическое. В отличие от свободного исследовательского наблюдения в стандартизированном наблюдении исполнитель следует строгой методике: он знает, какие факты в поведении наблюдаемого объекта регистрировать и как на основании этих фактов производить оценку латентных диагностических переменных;
-Психодиагностическая беседа (интервью, опрос). Он позволяет получить обширную информацию о биографии человека, его переживаниях, мотивации ценностных ориентациях, степени уверенности в себе, удовлетворенности межличностными отношениями в группе и др. При кажущейся простоте использование этого метода в обследованиях разного рода требует особого искусства вербального общения, умения расположить собеседника к разговору, знания того, какие вопросы задавать, как определить степень искренности респондента и т.д.; Анализ продуктов деятельности. Среди них могут быть разнообразные изделия, орудия труда, художественные произведения, магнитофонные записи, кино- и фотодокументы, личные письма и воспоминания, школьные сочинения, дневники, газеты, журналы и т. д.;
Контент-анализ (анализ содержания) - один из способов стандартизации изучения документальных источников, предусматривающий выделение специаль- 17 ных единиц содержания и подсчет частоты их употребления. Подсчитывается частота появления определенных элементов (фактов, единиц анализа) в исследуемом материале, а затем по соотношению этих частот делаются психологические выводы. Учитывая достаточно большой набор имеющихся в настоящее время опросных методов, следует очень осторожно относиться к их подбору для проведения обследования. Требуется четкое формулирование целей и задач исследования для нахождения наиболее адекватных диагностических приемов.
Все эти психодиагностические методы важно использовать в своей работе. Эти методы всегда диагностируют особенности речи и мышления.
Список литературы
1. Акимова М.К., Гуревич К.М., Психологическая диагностика: Учебник для вузов./М.К. Акимова, К.М. Гуревич. СПб.: Питер, 2008. 656 с.
2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов. /Л.Ф. Бурлачук. СПб.: Питер, 2006. 351 с.
3. Романова Е.С. Психодиагностика. / Е.С. Романова. М.: КноРус, 2011. 336 с.
4. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: Учебник для студентов высших учебных заведений./Н.И. Шевандрин. М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2001. 512с.