Психология современного подростка
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Хотелось бы начать нашу лекцию с цитаты Роберта Орбена:
«В наше время всем приходится нелегко. Подростки живут в мире, который терроризируют экстремисты, взрослые живут в мире, который терроризируют подростки».
И темой нашей сегодняшней лекции будет «Психология современного подростка».
Основные вопросы, которые мы рассмотрим в рамках занятия:
1. Возрастные границы подросткового возраста.
2. Немного о современных подростках.
3. Социальная ситуация развития
4. Подростковый период, как кризисный.
5. Ведущая деятельность в подростковом возрасте.
6. Новообразования подросткового возраста.
1. И начнем изучение темы с определения того возрастного диапазона, который относится к подростковому. До XVII—XVIII столетий подростковый возраст не выделялся как особый возрастной период, его можно назвать относительно недавним историческим образованием. Если обратиться к более современным исследованиям, то оказывается, что не существует единой точки зрения. В среднем говорят о возрастном диапазоне между 10-11 и 14-15 годами.
К примеру, Э. Эриксон в рамках своей теории восьми стадий жизни определяет подростковый возраст в границах от 11 до 18.
Отечественные исследователи И.Ю. Кулагина и В.Н. Колюцкий определяют возрастные нормы подросткового возраста между 11 и 15 годами. Примерны те же цифры называет В.С. Мухина, говоря о периоде от 11-12 до 14-15 лет.
З. Фрейд в рамках своей возрастной периодизации называет иные сроки, называя подростковым возрастом период с 12 до 18, который при этом является т.н. генитальной стадией. В этот период, по мнению Фрейда, происходит биологического созреванием и завершается психосекуальное развитие, что приводи к приливу сексуальных и агрессивных побуждений. Стоит отметить, что в современных американских фильмах и сериалах подростки трактуются именно в духе Фрейда. К примеру, в сериале «Беглецы» относящейся к киновселенной Марвелл основных героев определяют именно как подростков, хотя в среднем им 17 лет.
Тем не менее в рамках данной лекции мы будем придерживаться точки зрения традиционной для отечественной психологии, считая подростками молодых людей в возрасте от 10-11 до 14-15 лет.
2. Особенности поведения современных подростков связывают с тем, что они представляют собой т.н. поколение Z (по различным данным они родились после 1996 или после 2000 года), иначе их называют центениалами. Современные исследователи считают, что каждое поколение несет в себе след своего времени, то есть тех условий, в которых происходило формирование и становление личности его представителей. То есть для современных подростков это события, происходящие в нашей стране и мире в самые последние годы.
Центениалы уже родились в эпоху Интеренета, которая отличается наличием множества приложений, что приводит к отсутствию разделения мира на цифровой и реальный. Для Центениалов необходима, чтобы информация была наглядной, так как они с детства окружены эмодзи, пиктограммами и т.д. Подростки поколения Z ориентированы на успех, при этом они понимают, что для этого надо упорно работать и готовы к этому.
Центениалов нельзя назвать бунтующими подростками. Они мало курят и пьют, даже к сексу относятся более ответственно. Исследования Всемирной Организация Здравоохрания свидетельствуют о снижении количества подростковых беременностей во всём мире, а в Америке этот показатель сейчас вообще самый низкий за последние 50 лет. Не случайно «Человеком года» по версии журнала Time стала экоактивистка-центениал Грета Тунберг.
Однако не смотря на специфику поколения есть определенные черты, которые характерны в целом для подросткового возраста.
3. Подростковый возраст «начинается» с изменения социальной ситуации развития. В психологии этот период называют переходным, трудным, критическим возрастом.
Впервые возрастные особенности подростков были описаны С. Холлом, который отмечал противоречивость их поведения. Примером такой противоречивости может быть желание выделится и быть не таким как все, но придерживаться моды или принадлежности к какой-то группе. Для современных подростки готовы кэмпить в компании (занимать ночную очередь в магазин), обсуждают тамблер-гёрл (девочка или девушка, которая придерживается бунтарского, неформального стиля в одежде, макияже) и осуждают байтеров (тех, кто копирует чужой стиль в одежде).
Социальная ситуация объясняется во многом физиологическими изменениями, которые происходят в этот период с подростками. Начинает активно расти скелет и еще более активно расти мышцы. Подросток начинает активно набирать мышечную массу (можно вспомнить о проблемах наших фигуристок-одиночниц, которые начинают испытывать проблемы из-за этого). Также подростки могут начать чувствовать себя неловко и неуверенно, может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия. Появляются вопросы, связанные со своим внешним видов (рост, вес, состояние кожи и т.д.). Однако причины поведения подростков не объясняются только физиологией, так как происходит преломление через социальные представления о развитии, через культурные традиции взросления, через отношение других к подростку и сравнения себя с другими.
4. В итоге, подростковый период многие исследователи называют кризисным или периодом «нормальной патологии», подчеркивая его бурное протекание, сложность и для самого подростка, и для общающихся с ним взрослых (например, Л.И. Божович). Особенности кризисов подростков также исследовались В.С. Выготским. Исследователь называл возраст около 13 лет в качестве переломной точки кризиса, но также подчеркивал, что и посткризисные годы (14—15 лет) тоже являются крайне сложными. Это обусловлено теми представлениями и ожиданиями родителей и учителей относительно психических новообразований возраста.
Подросток не хочет, чтобы его воспринимали, как ребенка. Он сам предъявляет новые требования к себе и окружающим взрослым. К примеру, хочет сам решать, когда ему возвращаться домой, не признавая ответственности взрослых за себя.
Характер протекания, острота кризисных явлений зависят во многом от чувствительности взрослых к тем переменам, которые происходят с растущим ребенком, от их способности гибко изменять воспитательную тактику, перестраивать отношения, учитывая новые потребности и новые способности подростка.
5. Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение со сверстниками. Именно в общении подростки усваивают социальные нормы, выстраивают различные связи с окружающими. Подросток выстраивает два типа отношений. Первый – со взрослыми, второй со своими ровесниками или референтной группой. Подростки объединяются в группы, которые становятся более устойчивыми, в этих группах действуют определенные правила. Подростков в таких группах привлекает сходство интересов и проблем, возможность говорить и обсуждать их и быть понятыми. Стоит отметить, что если подростки 10-20 летней давности активно объединялись в т.н. субкультуры (к примеру, эмо), то современные подростки, в том числе благодаря информационным технологиям, уже обычно не имеют принадлежности к определенной субкультуре. Подросток будет находить единомышленников, которые придерживаются схожих с ним взглядов. К примеру, идей экоактивизма.
Современные подростки уделяют особое внимание общественно-полезной деятельности, так как она способна удовлетворить их потребность в признании своей значимости в собственных глазах и глазах взрослых. То есть, согласно высказыванию Д.И. Фельдштейна: «создает возможность реализации своей индивидуальности в общем деле, удовлетворяя стремление в процессе общения не брать, а давать».
Исходя из ведущей деятельности подросткам необходимо найти свое место среди сверстников. Л.И. Божович считает, что если у подростки нет этой возможности, то это может привести его к правонарушениям и социальной недапатированности. При этом подросток обычно полностью разделяет интересы той группы, к которой чувствует свою принадлежность, активно защищая ее (сегодня это возможно и в тематических группах социальных сетей). Именно по отношению к этой референтной группе подросток показывает конформное поведение.
При этом общение со сверстниками может происходить также и в интимно-личностной сфере. Кроме того
Изменяется отношение к учению. В подростковый период появляются мысли о своем будущем, профессиональной деятельности, что может влиять на процесс обучения.
6. Новообразования подросткового возраста – это те новые тенденции в поведении, которые характерны именно для этого возраста. В исследования Л.С. Выготского центральным и специфическим новообразованием этого периода является т.н. «чувство взрослости». Этой же идее придерживается Д.Б. Эльконин, указывая, что «чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность»
Отечественный психолог Т.В. Драгунова называет 4 проявления в развитии взрослости у подростков:
- подражание внешним проявлениям взрослых (соответствовать их внешности, привилегиям и т.д.);
- ориентация на качества взрослого (желание иметь качества взрослого, например у девочек качества «настоящей женщины» - красоту, сексуальность и т.д.);
- преставление взрослого в качестве образца деятельности (развитие социальной зрелости в условиях взаимодействия взрослых и детей, что формирует чувство ответственности, эмпатии и т.д.);
- интеллектуальная взрослость (потребность в таких знаниях и умениях, которые были бы действительно значимы, соответствовали или даже превосходили знания взрослых состоявшихся людей.).
Именно в подростковом возрасте появляется рефлексия, которая появляется на фоне сравнения себя с другими. Несоответствие своего образа с тем, который по мнению подростка «должен быть» (лишний вес, плохой прикус, слишком короткие волосы и т.д.) является причиной душевных переживаний. Стоит отметить, что именно для подросткового периода характерно наличие большого числа самоубийств (в том числе коллективных).
Еще одним новообразованием подросткового возраста является возникновение интереса к противоположному полу, что во многом обусловлено половым созреванием.
Также подростковый возраст характеризуется повышенная возбудимость, частая смена настроения. Причины этого кроются как в необходимости отстаивания собственной значимости, неумении сдержать эмоции, эгоцентричности, так и в переживаемых гормональных бурях.
Ж. Пиаже и Л. С. Выготский особое внимание обращали на развитие мышления в подростковом возрасте. Главное в развитии мышления здесь это овладение подростком процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения.
Различные исследователи также отмечают и другие новообразования подросткового возраста, относя к ним изменения в мотивационной сфере (на передний план выходят мотивы, которые связаны с пристраиванием своей жизни в будущее), нравственным развитием, самоопределением, развитием самосознания и формирования идеала личности, развитием волевых качеств и др.
Если вначале лекции мной была прочитана одна цитата, то сейчас я предлагаю послушать несколько и выбрать самостоятельно ту цитату, которая будет вместо заключения именно для вас:
1) Люди обманывают наши ожидания, особенно если этим людям от тринадцати до восемнадцати лет. Джоди Пиколт
2) Четырнадцать лет – всеядный возраст. Слезы, смерть, жалость, яблочный пирог и мороженое перемешиваются без угрызений совести. Джордж Мартин
3) Первая страсть взрослеющего человека – это не любовь к одной, а ненависть ко всем. Альбер Камю
4) Подростки, конечно, существа эмоционально нежные и в высшей степени ранимые, однако с сочувствием у них не очень. Это приходит позже, если вообще приходит. Стивен Кинг