Психология социальной работы
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Психология
социальной
работы
ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ №1
Е.Н.К АТКОВА ( КАФ. ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ А МГПГУ)
ИСТОРИЯ НАУКИ
ПРЕДМЕТ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
работ ы
как науки и специф ической
социально- психологической
деят ельност и
обострение социальных коллизий в
XIXв. в связи с индустриализацией и
урбанизацией (ростом безработицы,
преступности, алкоголизма и т.п.)
Необходимость в специально
подготовленных кадрах для оказания
социальной помощи слабо защищенным,
нуждающимся в ней слоях населения
( не только в филантропах)
Развитие социальной
работы
В 90-е гг. ХIХ в. в Англии была организована лекционная и
практическая работа, связанная с деятельностью общества
благотворительности в Лондоне.
В Германии в то же время открываются подобные курсы (в рамках
женского движения).
В США (в Нью-Йорке) основаны краткосрочные летние курсы, на
основе которых организована профессиональная подготовка
социальных работников.
В 1899г. группа социальных реформаторов из Голландии
(Амстердам) основала институт подготовки социальных работников.
К 1910г. в Европе и Америке существовало 14 школ социальной
работы.
В 1920г. открыта первая в Латинской Америке школа социальной
работы в Чили
Безработица как социальная
проблема
Впервые к безработице подошли как к социальной проблеме.
Потребность в активизации социальной работы возрастает в
период кризисов.
в США в 1929-1933 гг. 15 миллионов человек потеряли работу,
нищета и страдания достигли пика.
Правительство Франклина Рузвельта приняло «Новый курс» стабилизация экономики и социальная помощь бедным.
Создание специального государственного агентства «Временное
управление по чрезвычайной помощи» с квалифицированными
социальными работниками
«Государственная помощь безработным – это не подачка и
не благотворительность, а социальная справедливость,
которая основывается на праве каждого гражданина
рассчитывать на минимальный уровень жизни в
цивилизованном обществе».
Франклин Рузвельт
Система социальной
защиты
Проводники социальной защиты - социальные
работники, которые оказывают социальные услуги
клиентам.
Социальная работа включает 2 основных элемента:
1.социальная защита
2.социальные услуги
Объекты социальной
работы
Индивид
Группа
Семья
Социальные институты
Успех в социальной помощи зависит от социального
окружения - местных властей, района, действующих здесь
социальных институтов и учреждений, то все они тоже
являются объектом социальной работы.
Что объединяет
социальную работу и
психологию?
Диагностическая школа в
социальной работе
М.Ричмонд
В 1899г. М. Ричмонд «Дружеский визит к беднякам: руководство для
работающих в области благотворительных организаций».
В 1917г. М. Ричмонд «Социальные диагнозы», описание метода
социальной индивидуальной психотерапии. Первый учебник
по
подготовке социальных работников в школах США .
Главное в социальной работе произвести оценку, поставить
правильный социальный диагноз и взять его за основу при выборе
метода помощи.
Этот диагноз должен носить научно обоснованны й характ ер в
отличие от моральных оценок, которыми обычно руководствовались
благотворительные организации.
Например – бедность - социальная болезнь.
Диагностический подход:
Социальный диагноз- оценка личности клиента и его социального
положения.
Социальная помощь – это комбинация мер, которые ведут к
изменению самого индивида и его социального окружения.
Два взаимосвязанных метода по лечению социальных болезней:
1.косвенный метод лечения – т.е. воздействие на среду,
возможность путем изменения социального окружения влиять на
ближайшую среду клиента в направлении улучшения его состояния;
2.непосредственный метод лечения – воздействие «ума» на «ум»,
т.е. предложения, советы, уговоры и т.п. с целью побуждения
клиента принять необходимые решения и шаги для улучшения
своего положения.
Здесь социальному работнику чрезвычайно важно было установить с
клиентом доверительные отношения.
Функциональный подход
О.Ранк
ситуация « здесь и т еперь» , существенным в процессе лечения являются
отношения терапевта и пациента;
воля индивида к переменам;
акцент не на диагнозе, а на организации помощи клиенту, на самом
клиент е и приеме им эт ой помощи – К.Роджерс;
в центре социальной работы - клиент , и только то, что он сам выбирает в
качестве темы для обсуждения (нет авторитарной позиции врача, как в
психоанализе) «Психология изменения в социальной
индивидуальной психотерапии» 1930 В. Робинсон;
человек внут ренне ст ремит ся всегда к чему-т о позит ивному ,
находится в состоянии постоянного рост а и развит ия (идеи
гуманистической психологии А. Маслоу)
самоопределение (право клиента решать за себя) философы и
психологи Дж. Тафт у Д. Дьюи;
истинными движущими силами роста и развития индивида являются
базовые потребности – находит ься в сост оянии зависимост и от
других и развиват ь независимост ь. Развитие и изменение происходят
в динамике и взаимодействии этих двух движущих сил.
Метод решения проблем
(синтетический)
Х.Перлман
В 60 – 70 г.г. ХХ в. в процессе полемики диагностической и
функциональной школ - метод решения проблем. «Социальная
индивидуальная психотерапия» Х. Перлман 1957.
важ ное значение, как диагноза, так и процесса изменений.
Жизнь есть решение разнообразных проблем, одни из которых люди могут
более менее успешно решать в процессе своей жизнедеятельности, тогда
как, другие требуют психосоциальной помощи со стороны специалистов.
Социальная работа должна ставить перед собой цели:
1) усилить мотивацию клиента и с помощью укрепления его
самосознания освободить энергию для изменений;
2) усилить – ментально, эмоционально и фактически – способност и
клиента решать свои проблемы;
3) предоставить клиенту ресурсы , необходимые для решения проблем.
Эти цели могут быть достигнуты только на основе доверительных
отношений между психосоциальным работником и клиентом.
Цели и задачи
социальной работ ы
Позитивное развитие общественных условий жизни и личных
ситуаций людей.
Социально-психологическая работа – это наведение мостов между
индивидом и его окружением (С.Хессле).
Усиление сопротивляемости индивида в отношении требований,
предъявляемых средой, а также изменением среды и общества,
так сказать, внутри самого индивида.
Изменение общества, создание благоприятных условий жизни
людей, которую проводят политические деятели, общественные
движения, профсоюзы и т.п.
предмет е
и целях социальной
работ ы
1. Психология составляет существенную часть
содержания теории и практики социальной
работы.
2. Основная цель социальной работы –
улучшить жизнь клиентов путем изменения их
внутреннего мира и внешних обстоятельств.
3. Весь смысл социальной работы, всех ее
принципов, методов заключается в улучшении
социального положения, лучшей
приспособляемости клиента к ситуации.
Основные блоки
психологии социальной
работы
1.
общетеоретические психологические идеи и концепции,
составляющие методологическую базу психологической
практики социальной работы;
2.
конкретные психотехнологии, т.е. психологические методы
профилактики, диагностики и разрешения («лечения»)
социально-психологических проблем индивидов и
отдельных групп, их социально-психологической
адаптации и реабилитации;
3.
особенности социально – психологической работы
социальных работников с индивидами и разными группами
населения, нуждающимися в психосоциальной помощи
(учет специфики их социально – психологического
поведения, образа мышления и действий).
3 способа
изменений
клиент а
Психолог (соцработник) добивается
изменений жизненных ситуаций клиента
(клиентов) с помощью:
а) собственных действий, без помощи
клиента,
б) путем прямого управления,
в) путем косвенного управления.
Примеры общения с клиентом
Прилож ение 1 к лекции №1:
Изучит е мат ериалы учебного
пособия
Ж .В. Бойко Эт ические основы
социальной работ ы . – Х абаровск:
Изд-во ДВГУПС, 2012. – 94 с. – С. 18.
Практ ические задания к
лекции 1
Вы полнит е задания по книге
Ж .В. Бойко Эт ические основы
социальной работ ы . –
Х абаровск: Изд-во ДВГУПС,
2012. – 94 с. – С. 90 (прил. 2), С.
91 (прил. 3)