Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ №2
ПСИХОЛОГИЯ САМОРАЗВИТИЯ
В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Для человека характерно огромное количество различных свойств и
особенностей. Они включают специфику протекания познавательных
процессов, интеллектуальные и иные способности, стили мышления,
восприятия, общения, эмоционального реагирования, морально-нравственные
качества и множество других составляющих. Однако при ограниченном объеме
таких психологических качеств и свойств их сочетание может носить
уникальный характер и формировать специфический, не на что не похожий
человеческий образ.
Согласно
методологическому
принципу
детерминизма,
провозглашенному в психологии С.Л. Рубинштейном, внешние причины
действовали только через внутренние условия и, наоборот, – внутренние,
психические, опосредовалось и реализовывалось внешним, материальным.
То есть любая стадия психического формировалась лишь в том случае,
если ей предшествовало в качестве внутреннего исходного условия другое,
даже менее сложное явление. Для понимания единства биологического и
социального в личности важно рассматривать личность как одно из
сложных, интегративных качеств психики.
Ядром психических различий считается темперамент (биологическая
составляющая психических особенностей). На его основе формируется
характер (психологическая составляющая особенностей), а затем происходит
становление личности (социальной составляющей особенностей человека).
В настоящее время под темпераментом подразумевается совокупность
динамических особенностей психической деятельности: темпа, ритма и
интенсивности отдельных психических процессов и состояний. Учение о
темпераменте начинается с трудов Гиппократа, выделившего четыре основные
психотипа – холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик.
И.П. Павлов считал, что темперамент это – генотип, т.е. прирожденная,
природная особенность нервной системы. Высшая нервная деятельность
характеризуется различным соотношением двух основных процессов:
возбуждения и торможения. Возбуждение – это функциональная активность
нервных клеток и центров коры головного мозга. Торможение – это затухание
активности нервных клеток и центров коры головного мозга. Нервные
процессы
возбуждения
и
торможения
характеризуются
силой,
уравновешенностью и подвижностью. Сила нервных процессов характеризует
нервную систему человека с точки зрения способности выдерживать влияние
раздражителей внешней среды. Уравновешенность нервных процессов
указывает на особенности соотношения процессов возбуждения и торможения
у человека. Подвижность нервных процессов показывает способность
возбуждения и торможения быстро сменяться один другим. Различные
сочетания этих показателей присущи различным типам ВНД человека. И.П.
Павлов выделял четыре типа ВНД и в соответствии с этим четыре вида
темперамента:
Безудержный. Процессы возбуждения и торможения сильные,
подвижные, не уравновешены. Этому типу ВНД соответствует холерический
темперамент.
Сильный. Процессы возбуждения и торможения сильные, однако, между
ними существует равновесие. Этому типу ВНД соответствует сангвинический
темперамент.
Инертный.
Процессы
возбуждения
и
торможения
сильные,
уравновешенные, но малоподвижные. Этому типу ВНД соответствует
флегматический темперамент.
Слабый. Процессы возбуждения и торможения протекают слабо. Они
малоподвижны, не уравновешены. Этот тип ВНД соответствует
меланхолическому темпераменту.
Иной подход к определению темперамента предлагал С.Л. Рубинштейн,
по мнению которого наиболее важными свойствами темперамента являются
впечатлительность и импульсивность, которые включают в себя все
вышеперечисленные параметры.
Человек любого темперамента способен достигать в жизни успехов и
социального признания. Из истории, например, известно, что А.В. Суворов был
холериком, а М.И. Кутузов – флегматиком, но оба они были великими
полководцами. А.С. Пушкин обладал холерическим темпераментом,
Н.В.Гоголь – меланхолическим, но каждый из них внес выдающийся вклад в
отечественную культуру. Важно знать, что темперамент является врожденным,
наследуемым компонентом индивидуальности. Параметры темперамента
имеют склонность к поразительному постоянству во времени. Они практически
не изменяются от раннего детства до глубокой старости (конечно, если человек
сохраняет свое психическое и физическое здоровье, в противном случае
говорить о свойствах темперамента достаточно сложно – биологические
основы заболевания изменяют всю структуру психического реагирования).
В контексте вопроса о социальной коммуникации в характеристике
темперамента важно выделить такое качество человека как общительность. Это
выраженность субъективной или объективной направленности на общение. С
одной стороны она входит в структуру темперамента и является биологически
опосредованной; с другой стороны, на процесс формирования общительности
влияет характер воспитания.
По данному параметру выделяют людей общительных (экстравертов) и
замкнутых (интравертов). Экстраверты имеют высокую внешнюю активность
наряду с низкой интрапсихической активностью. Интроверты имеют высокую
внутреннюю, интрапсихическую активность и низкую внешнюю активность.
Экстраверты зависят от внешнего окружения, они нуждаются в общении.
Можно сказать, что они руководствуются идеей: «Как я могу повлиять на
внешний мир?». Интроверты от общения устают, им представляется
возможным длительное время обходиться без внешних контактов. Они
прекрасно чувствуют себя, находясь в одиночестве, им не скучно с самими
собой. Можно сказать, что они руководствуются идеей: «Как внешний мир
может повлиять на меня?». Именно интроверты являются научными и
творческими работниками, имеющими способность длительное время
находиться в одиночестве, удовлетворяясь внутренней (интрапсихической)
интеллектуальной, творческой деятельностью.
Следующим
психическим
образованием,
обуславливающим
индивидуальные различия, является характер – совокупность индивидуальных
и ставших устойчивыми стереотипов поведения, штампов эмоциональных
реакций, стиля мышления; зафиксированная в привычках и манерах система
взаимоотношения с окружающими.
Основную роль в формировании черт характера играют формы и методы
воспитания. Человек к возрасту совершеннолетия практически завершает
формирование черт характера, и его поступки начинают носить оттенок
устоявшихся и не обсуждаемых правил.
Характер так же, как и темперамент является устойчивой структурой, не
склонной существенно изменяться в процессе жизни. В связи с этим
центральным вопросом учения об индивидуальности является вопрос о
кардинальных признаках гармоничных черт характера.
Гармоничные черты характера – это совокупность индивидуальнопсихологических стереотипов поведения, способствующих гармонизации
обыденных межличностных взаимоотношений и избеганию межличностных и
внутриличностных конфликтов.
Таким образом, основой оценки гармоничности или негармоничности
характера служит параметр отсутствия у человека конфликтов как внешних
(т.е. с участниками коммуникации) – адаптивность, так и внутренних (с самим
собой).
Основным параметром гармоничного характера является адаптивность,
характеризующаяся успешностью приспособления человека к различным
ситуациям, их изменению, а также эмоциональному (внутреннему или
внешнему) принятию окружения.
Адаптивность определяется тремя группами свойств, включающих:
1. Реализм в восприятии окружающей действительности (перцептивная
составляющая).
Реализм базируется на здравом смысле – познавательном процессе, в
основе которого лежит адекватное (истинное) восприятие и понимание смысла
поступков окружающих. Его противоположностью является феномен
каузальной атрибуции – пристрастное и несоответствующее реальности
понимание и объяснение мотивов поступков окружающих).
2. Желание человека адаптироваться к окружающей обстановке
(мотивационная составляющая).
Важную роль играет ценностная сторона жизни. Человек ранжирует
жизненные события по ценности и решает, к чему приспосабливаться, что
игнорировать, а с чем вступать в противоборство.
3. Способность адаптироваться, т.е. «принимать» окружающих такими,
какие они есть (регулятивная составляющая).
Другим параметром гармоничности характера человека является
самоактуализация. Если на уровне адаптивности гармоничным считается
«принятие других и мира», то на уровне самоактуализации – «принятие себя».
В «принятии себя» отражается реализм в оценке своих качеств,
возможностей и способностей, изживание психологических комплексов или
примирение с ними, жизнь с самим собой в согласии. Принятие себя
начинается с реальной самооценки и формирования самоуважения.
В рамках гармонии характерологических черт человек не склонен
однозначно оценивать свои способности, возможности и качества. Типичным
является легкость изменения оценки последствий, в которых не совпало
представление о себе с реально выявившимися чертами.
Наряду с самооценкой значимым для гармоничности является реальность
и гибкость уровня притязаний. Уровень притязания – понятие, введенное К.
Левином для обозначения стремления индивида к цели такой сложности,
которая, по его мнению, соответствует его способностям. Это образование,
тесно связанное с самооценкой личности и формируется под влиянием
субъективных переживаний успеха или неуспеха в деятельности. Уровень
притязаний может быть адекватным, то есть соответствовать способностям
индивида, и неадекватным, заниженным или завышенным.
Уровень притязания рождается из двух противоположных тенденций:
- тенденции поддержания своего «Я», своей самооценки на максимально
высоком уровне;
- тенденции умерить свои притязания с целью избегания неудачи с тем,
чтобы не нанести урон самооценке.
Уровень притязания характеризует желаемый уровень самооценки
личности, определяется степенью трудности тех задач, которые личность перед
собой ставит. Оценка уровня притязаний проводится с точки зрения его
адекватности – соответствия реальным возможностям человека. Уровень
притязаний может быть адекватным, то есть соответствовать способностям
индивида, и неадекватным: заниженным или завышенным.
Различают частный и общий уровень притязаний. Частный уровень
притязаний относится к достижениям в отдельных областях деятельности (в
спорте, музыке и т.п.) или человеческих отношений (стремление занять
определенное место в коллективе, в дружеских, семейных или
производственных отношениях и т.п.). Уровень притязаний может носить более
общий характер, т.е. относиться ко многим областям жизни и деятельности
человека и, прежде всего, к тем, в которых проявляются его интеллектуальные
и нравственные качества. Исследования уровня притязаний позволяют лучше
понять мотивацию поведения человека.
Следующим важным параметром характерологической гармоничности
является адекватность распределения «локуса контроля». Считается, что люди
различаются между собой по тому, где они локализуют контроль над
значимыми для себя событиями. Возможны два локуса контроля и
соответственно два типа людей:
- экстернальный локус контроля – когда человек полагает, что
происходящие с ним события являются результатом внешних сил, случая,
обстоятельств, действий других людей и т.п.;
- интернальный локус контроля – когда человек интерпретирует
значимые события как результат собственных усилий. Интерналы чувствуют
свою собственную ответственность за то, что происходит с ними в жизни. Они
считают, что добились сами всего хорошего, что было с ними в жизни, а также
принимают на себя ответственность за все отрицательные события. В неудачах
они склонны винить лишь себя, а не обстоятельства и всех остальных. Человек
с интернальным локусом контроля чаще в жизни является победителем, а с
эстернальным – побежденным (Э. Берн).
При гармоничном складе характера отмечается адекватное распределение
локуса контроля. Суть такого распределения заключена в известном правиле
гармоничного человека о том, что он должен обладать способностью изменять
ситуации, которые поддаются изменению и принимать такими, какие они есть,
не поддающиеся изменениям ситуации и научиться различать их.
Формирование характера происходит на базе свойств темперамента под
влиянием определенных форм воспитания (целенаправленного или
стихийного). Воспитание осуществляется как посредством указания, так и через
пример. Нередко родители или педагоги не могут четко сформулировать цели
воспитания или же эти цели изменяются в зависимости от обстоятельств. В
силу этого можно говорить, что целями воспитательного процесса будет
являться формирование гармоничного характера, о параметрах которого мы
говорили выше.
В условиях гармоничности все черты характера имеют равную степень
выраженности. Если же какие-то отдельные черты начинают превалировать над
другими, мы говорим о наличии акцентуаций характера. Т.е. под
акцентуациями характера подразумевается типичное сочетание черт характера,
при которых одна или несколько из них получают необычайно сильное
развитие за счет других, определяя собой специфику поведения человека в
различных жизненных ситуациях.
Становление личности выражается в сложившейся направленности ее
системы ценностей, мотивации и поведения.
Направленность - сложное свойство личности, которое включает систему
побуждений, определяющую активность человека, избирательность его
отношений.
Совершая действия и поступки, люди исходят из разных побуждений. В
процессе своей деятельности они выдвигают перед собой разные цели и
перспективы, избирательно относятся к окружающим их социальным
ценностям
(образованию,
общественной
деятельности,
требованиям
дисциплины, коллективным обязанностям и т. д.). Сознание и чувство долга,
потребности и убеждения, установки и привычки, цели и перспективы - все это
разные элементы направленности. В социальной и моральной практике каждого
человека есть нечто ведущее, что определяет основную линию его поведения,
моральный облик, цель всей жизни.
Как правило, качествами направленности личности являются: уровень ее
духовной и интеллектуальной зрелости, широта, интенсивность, нравственная
устойчивость и действенность.
Важное значение при этом имеет широта направленности личности, ее
творческий диапазон. Интенсивность направленности личности может
колебаться от смутных влечений, осознанных желаний и активных стремлений
до полной убежденности. Действенность направленности личности проявляется
в степени волевой активности личности по осуществлению своих целей и
намерений.