Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Психология профессиональной деятельности медицинского работника

  • 👀 1171 просмотр
  • 📌 1131 загрузка
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Психология профессиональной деятельности медицинского работника» pdf
ЛЕКЦИЯ № 3. Психология профессиональной деятельности медицинского работника План: 1. Основные понятия психологии профессиональной деятельности медицинского работника («профессионализм», «профессиональная адаптация», «профессионально значимые качества») 2. Синдром профессионального выгорания. 3.Профилактика, раннее выявление и оказание психологической помощи при стрессе. 1. Основные понятия, характеризующие профессиональную деятельность медицинского работника Психология профессиональной деятельности изучает трудовые и профессиональные особенности взаимоотношений людей. Профессиональная деятельность - сложная деятельность, конституированный способ выполнения чеголибо, имеющий нормативно установленный характер. Профессионализм — особое свойство людей систематически, и эффективно выполнять сложную (профессиональную) деятельность в разнообразных условиях. Профессионализм медицинского работника — интегральная психологическая характеристика личности, сочетание психологических качеств, обеспечивающих продуктивное решение профессиональных задач — сохранение, укрепление здоровья человека, продление его жизни, предупреждение и лечение заболеваний. Структура профессионализма медицинского работника: Психологическая готовность к выполнению профессиональной деятельности. 2. Ценностное отношение к медицинской деятельности. 3. Адекватность мотивов, профессиональных целей, задач реальным условиям выполняемой деятельности. 4. Наличие профессионально значимых личностных качеств, определяющих продуктивность профессиональной деятельности. 1. Структура профессионализма медицинской сестры (по Т.К. Бугаевой)  профессионализм знаний — базис формирования профессионализма в целом;  профессионализм общения — готовность и умение использовать систему знаний на практике;  профессионализм самосовершенствования — обеспечивает развитие профессионализма посредством самооценивания и быстрого устранения недостатков и пробелов в необходимых для медицинской сестры знаниях и умениях. Профессиональная адаптация начинающего специалиста - это процесс его вхождения в профессиональную среду, процесс приобретения профессионального опыта, овладения стандартами и ценностями профессиональной среды, ее культурой Подготовительный этап характеризуется сознательным выбором профессии, соответствующей индивидуальным личностным качествам и психофизиологическим особенностям будущего медицинского работника. На этом этапе происходит формирование ценностных установок, профессиональных намерений и в целом закладывается успешность дальнейшей профессиональной деятельности и адаптации. Квалификационный этап предусматривает обучение в медколледже и получение необходимой квалификации, согласно квалификационным характеристикам, в которых изложены основные требования, предъявляемые к специалисту: знания, умения, требования к личностной сфере, возможные виды деятельности. Периоды: 1. Начальный (первые 2–3 месяца обучения адаптация к педагогической системе медколледжа), 2. Доклинический (1–2 семестры - занятия в стенах медколледжа), 3. Клинический (3–6 семестры - практические занятия в различных типах учреждений здравоохранения). Производственный этап характеризуется профессиональным становлением специалиста при работе в учреждениях здравоохранения. Периоды: – начальная адаптация (от момента поступления выпускника медколледжа на работу до 3 месяцев – ознакомление с профессией и трудовой деятельностью на конкретном рабочем месте. – приемлемая адаптация (3 месяца – 2 года – более углубленное знакомство с полученной в результате распределения специализацией в период самостоятельной профессиональной деятельности. – достаточная адаптация (2–5 лет – дальнейшее профессиональное становление специалиста на том рабочем месте, которое он получил. – высокая адаптация (5–10 лет – профессиональное совершенствование специалиста, приобретение смежных специализаций, карьерный рост, повышение профессионального статуса. – профессиональное мастерство (10 и более лет – совершенное владение профессиональными знаниями, умениями, наставничество). Профессионально значимые качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности медицинской сестры: Личностные качества, интересы и склонности: Способности:          концентрация и переключение внимания (способность быстро переключать внимание с одного вида деятельности предмета на другой, умение сосредотачиваться на одном объекте или виде деятельности, отвлекаясь от других, и способность удерживать в центре внимания одновременно несколько предметов или выполнять несколько видов деятельности); высокий уровень развития аналитического мышления; тонкая зрительная, слуховая и тактильная чувствительность; способность быстро реагировать на ситуации; способность работать в напряженных условиях (работа в ночное время, военно-полевые условия и т.д.); способность к самоконтролю; способность переносить большие физические нагрузки; ручная ловкость при проведении различных лечебных процедур, точная сенсомоторная координация; наблюдательность и хорошая память.           терпеливость и выдержанность; доброжелательность и приветливость; ответственность; аккуратность; тактичность; чуткость; внимательность; добросовестность; коммуникабельность эмоциональная уравновешенность. Профессионально нежелательные качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности медицинской сестры :  брезгливость;  безответственность;  невнимательность;  эгоистичность;  жестокость;  эмоциональная неуравновешенность;  нетерпимость;  рассеянность, 2.Синдром профессионального выгорания: - состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность; деперсонализацию (потеря «Я», восприятие себя «со стороны»); редукцию (упрощение, снижение показателей) профессиональных достижений. Проявление СПВ в работе медицинского работника: 1. Абсолютное эмоциональное истощение и изнеможение. Человек больше не способен отдавать самого себя работе, он чувствует неудовлетворенность собственной деятельностью. 2. Неприязнь к своей работе и к себе. 3. Отсутствие сочувствия к пациентам, циничность. Типы поведенческих особенностей медсестер, наиболее подверженных профессиональному выгоранию:  Педантичные медсестры, которые стремятся к идеалу. Они всегда аккуратны и внимательны к пациентам. Качественно выполняют свою работу. Им важен результат.  Демонстративный тип поведения, при котором человеку важно признание других людей, первенство во всем. Такие медсестры тратят много энергии в процессе своей деятельности, так как пытаются добиться больших высот, чем остальные.  Эмотивный тип поведения характеризуется повышенной эмпатией по отношению к чужим переживаниям. Такие люди чужую трагедию воспринимают как собственную, из-за чего происходит быстрая трата личных эмоциональных ресурсов. Профессиональному выгоранию наиболее подвержены:  молодые неопытные специалисты;  врачи с недостаточной квалификацией;  медики, переживающие проблемы в личной жизни. Процесс формирования синдрома профессионального выгорания 1. Работник начинает чувствовать скуку, его эмоции приглушаются. Пока кажется, что все в порядке, но работа уже не приносит былого удовольствия. Становится меньше позитивных эмоций, появляется отстраненное отношение к семье. Доходит до того, что, возвращаясь домой, человек не желает ни с кем общаться. Ему хочется, чтобы его оставили в покое. 2. Появляются недоразумения с пациентами, пренебрежительное отношение к коллегам. Человек чувствует вспышки раздражения, даже когда находится один. Связано это с переизбытком общения. 3. Человек становится равнодушным к окружающим и себе самому. Работник больше не осознает ценности жизни, он становится циничным. Внешне может показаться, что с таким человеком все в порядке, но на самом деле ему все безразлично. Происходит профессиональная деформация личности. Профессиональная деформация – необратимые изменения личности, которые происходят вследствие выполнения человеком его профессиональных обязательств. В результате меняются личностные ценности, характер, манера общения с пациентами и близкими людьми. Признаки профессиональной деформации:  Врач больше зациклен на болезни, а не на выздоровлении пациента.  Отсутствие индивидуального подхода к больным, пациенты становятся «на конвейер».  Отношение к пациенту как к биологическому механизму, в котором случилась поломка.  Перекладывание ответственности за результаты лечения с себя на таблетки и аппаратуру.  Недружелюбие.  Нежелание работать.  Отказ прийти на помощь в экстренных ситуациях.  Грубость и хамство медицинского персонала.  Взяточничество.  Выдача поддельных медицинских документов.  Врачебные ошибки и преступления.  Отказ в информировании больного о диагнозе и плане лечения.  Нарушение врачебной тайны.  Насмешки над пациентами. Профилактика синдрома профессионального выгорания:            правильное питание и здоровый образ жизни; наличие иных интересов, которые далеки от профессиональной деятельности; наличие рядом близких людей, с которыми вы находитесь в хороших отношениях; способность к адекватной оценке собственной работы, отсутствие зависимости от чужого мнения; разработка новых подходов и методик, творческий подход к работе; адекватное принятие неудач; принятие нового опыта, способность учиться на ошибках; отсутствие зацикливания только на вещах, связанных с профессией; повышение собственной квалификации, общение с другими специалистами, наличие хобби; совместная работа с коллегами. 3. Профилактика, раннее выявление и оказание психологической помощи при стрессе Стресс – это мобилизация организма в ответ на внешний вызов. Ганс Селье Профессиональный стресс - многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека. В настоящее время он выделен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней (МКБ-10: Z 74: «стресс, связанный с трудностями управления своей жизнью»). Как протекает стресс? 1 фаза – тревога (организм переходит в режим «боевой» готовности - начинается усиленная выработка адреналина и норадреналина. Человек понимает, что должен как-либо реагировать на сложившиеся обстоятельства); 2 фаза – резистентность (организм перестраивается, адаптируется к экстренным условиям - внутренние силы нервной системы мобилизуются. Это практически не затрагивает физическое здоровье, но человек постоянно на взводе, агрессивный и легковозбудимый); 3 фаза – истощение (самая опасная фаза - наступает после длительного воздействия раздражителя, приводит к нарушению работы организма. Организмом потрачены все ресурсы на борьбу с раздражителями. В результате таких действий развивается депрессия, нервные срывы, апатия. Высок риск психосоматических развития заболеваний). Данная фаза называется дистрессом. Первая помощь в острой стрессовой ситуации 1. 2. 3. Не следует принимать никаких решений (исключение составляют экстренные ситуации, стихийные бедствия, когда речь идет о спасении жизни). Сосчитайте до десяти. Займитесь своим дыханием (медленно вдохните воздух носом и на некоторое время задержите дыхание. Выдох осуществляйте крайне медленно, также через нос, сосредоточившись на ощущениях, связанных с вашим дыханием). стрессовая ситуация застигла вас в помещении стрессовая ситуация застигла вас где-либо вне помещения Если стрессовая ситуация застигла вас в помещении: напряжение можно снять следующими способами: • Встаньте, если это нужно и, извинившись, выйдите из помещения. Например, у вас есть возможность пройти в туалет или в какое-нибудь другое место, где вы сможете побыть один. • Воспользуйтесь любым шансом, чтобы смочить лоб, виски и запястья холодной водой. • Медленно осмотритесь по сторонам, даже в том случае, если помещение, в котором вы находитесь, хорошо вам знакомо или выглядит вполне заурядно. Переводя взгляд с одного предмета на другой, мысленно описывайте их внешний вид. • Затем посмотрите в окно на небо. Сосредоточьтесь на том, что видите. Когда вы в последний раз вот так смотрели на небо? Разве мир не прекрасен?! • Набрав воды в стакан (в крайнем случае, в ладони), медленно, как бы сосредоточенно, выпейте ее. Сконцентрируйте свое внимание на ощущениях, когда вода будет течь по горлу. • Выпрямитесь, поставьте ноги на ширину плеч и на выдохе наклонитесь, расслабив шею и плечи, так чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышите глубже, следите за своим дыханием. Продолжайте делать это в течение одной-двух минут. Затем медленно выпрямитесь (действуйте осторожно, чтобы не закружилась голова). Если стрессовая ситуация застигла вас где-либо вне помещения: напряжение можно снять следующими способами: • Осмотритесь по сторонам. Попробуйте взглянуть на окружающие предметы с разных позиций, мысленно называйте все, что видите. • Детально рассмотрите небо, называя про себя все, что видите. • Найдите какой-нибудь мелкий предмет (листок, ветку, камень) и внимательно рассмотрите его. Разглядывайте предмет не менее четырех минут, знакомясь с его формой, цветом, структурой таким образом, чтобы суметь четко представить его с закрытыми глазами. • Если есть возможность выпить воды — воспользуйтесь ею — пейте медленно, сосредоточившись на том, как жидкость течет по вашему горлу. • Еще раз проследите за своим дыханием. Дышите медленно через нос: сделав вдох, на некоторое время задержите дыхание, затем также медленно, через нос, выдохните воздух. При каждом вдохе концентрируйте внимание на том, как расслабляются и опускаются ваши плечи. Стрессоустойчивость совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, отношениями с окружающими. Как развить стрессоустойчивость? 1. Правильная оценка ситуации. Она базируется на трех простых вопросах: «Насколько это важно для меня?», «Меняет ли это мою жизнь?» и «Могу ли я что-то поменять?». Важно понимать, что некоторые обстоятельства не зависят от нас самих, потому их не нужно воспринимать слишком близко к сердцу. 2. Выход эмоций. Нельзя держать в себе всѐ накопившееся раздражение. Выберите способ, которые поможет вам избавиться от негатива и «выпустить пар». 3. Внимание к здоровью. Любая болезнь подрывает защитные функции нервной системы. Важно вовремя проводить лечение, правильно питаться и гулять на свежем воздухе каждый день.
«Психология профессиональной деятельности медицинского работника» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot