Психология профессиональной деятельности медицинского работника
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ № 3.
Психология профессиональной
деятельности медицинского
работника
План:
1. Основные понятия психологии профессиональной деятельности
медицинского работника («профессионализм», «профессиональная
адаптация», «профессионально значимые качества»)
2. Синдром профессионального выгорания.
3.Профилактика, раннее выявление и оказание психологической помощи при
стрессе.
1. Основные понятия, характеризующие
профессиональную деятельность
медицинского работника
Психология профессиональной деятельности изучает
трудовые и профессиональные особенности взаимоотношений
людей.
Профессиональная деятельность - сложная
деятельность, конституированный способ выполнения чеголибо, имеющий нормативно установленный характер.
Профессионализм — особое свойство людей систематически, и
эффективно выполнять сложную (профессиональную)
деятельность в разнообразных условиях.
Профессионализм медицинского работника — интегральная
психологическая характеристика личности, сочетание
психологических качеств, обеспечивающих продуктивное
решение профессиональных задач — сохранение, укрепление
здоровья человека, продление его жизни, предупреждение и
лечение заболеваний.
Структура профессионализма
медицинского работника:
Психологическая готовность к выполнению
профессиональной деятельности.
2. Ценностное отношение к медицинской
деятельности.
3. Адекватность мотивов, профессиональных
целей, задач реальным условиям выполняемой
деятельности.
4. Наличие профессионально значимых
личностных качеств, определяющих
продуктивность профессиональной
деятельности.
1.
Структура профессионализма
медицинской сестры (по Т.К. Бугаевой)
профессионализм знаний — базис
формирования профессионализма в целом;
профессионализм общения — готовность и
умение использовать систему знаний на
практике;
профессионализм самосовершенствования
— обеспечивает развитие профессионализма
посредством самооценивания и быстрого
устранения недостатков и пробелов в
необходимых для медицинской сестры
знаниях и умениях.
Профессиональная адаптация начинающего специалиста - это
процесс его вхождения в профессиональную среду, процесс
приобретения профессионального опыта, овладения стандартами и
ценностями профессиональной среды, ее культурой
Подготовительный этап
характеризуется сознательным выбором профессии,
соответствующей индивидуальным личностным
качествам и психофизиологическим
особенностям будущего медицинского работника. На
этом этапе происходит формирование ценностных
установок, профессиональных намерений и в целом
закладывается успешность дальнейшей
профессиональной деятельности и адаптации.
Квалификационный этап
предусматривает обучение в медколледже и
получение необходимой квалификации, согласно
квалификационным характеристикам, в которых
изложены основные требования, предъявляемые к
специалисту: знания, умения, требования к личностной
сфере, возможные виды деятельности.
Периоды:
1. Начальный (первые 2–3 месяца обучения адаптация к педагогической системе медколледжа),
2. Доклинический (1–2 семестры - занятия в стенах
медколледжа),
3. Клинический (3–6 семестры - практические занятия
в различных типах учреждений здравоохранения).
Производственный этап
характеризуется профессиональным становлением специалиста
при работе в учреждениях здравоохранения.
Периоды:
– начальная адаптация (от момента поступления выпускника
медколледжа на работу до 3 месяцев – ознакомление с профессией и
трудовой деятельностью на конкретном
рабочем месте.
– приемлемая адаптация (3 месяца – 2 года – более углубленное
знакомство с полученной в результате распределения специализацией в
период самостоятельной профессиональной деятельности.
– достаточная адаптация (2–5 лет – дальнейшее
профессиональное становление специалиста на том рабочем месте,
которое он получил.
– высокая адаптация (5–10 лет – профессиональное совершенствование
специалиста, приобретение смежных специализаций, карьерный рост,
повышение профессионального статуса.
– профессиональное мастерство (10 и более лет – совершенное
владение профессиональными знаниями, умениями, наставничество).
Профессионально значимые качества,
обеспечивающие успешность выполнения
профессиональной деятельности медицинской сестры:
Личностные качества,
интересы и склонности:
Способности:
концентрация и переключение внимания
(способность быстро переключать внимание с
одного вида деятельности предмета на другой,
умение сосредотачиваться на одном объекте
или виде деятельности, отвлекаясь от других, и
способность удерживать в центре внимания
одновременно несколько предметов или
выполнять несколько видов деятельности);
высокий уровень развития аналитического
мышления;
тонкая зрительная, слуховая и тактильная
чувствительность;
способность быстро реагировать на ситуации;
способность работать в напряженных условиях
(работа в ночное время, военно-полевые
условия и т.д.);
способность к самоконтролю;
способность переносить большие физические
нагрузки;
ручная ловкость при проведении различных
лечебных процедур, точная сенсомоторная
координация;
наблюдательность и хорошая память.
терпеливость и выдержанность;
доброжелательность и приветливость;
ответственность;
аккуратность;
тактичность;
чуткость;
внимательность;
добросовестность;
коммуникабельность
эмоциональная уравновешенность.
Профессионально нежелательные качества,
препятствующие эффективности профессиональной
деятельности медицинской сестры :
брезгливость;
безответственность;
невнимательность;
эгоистичность;
жестокость;
эмоциональная неуравновешенность;
нетерпимость;
рассеянность,
2.Синдром профессионального
выгорания:
- состояние физического, эмоционального и умственного
истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы.
Этот синдром включает в себя три основные составляющие:
эмоциональную истощенность;
деперсонализацию (потеря «Я», восприятие себя «со стороны»);
редукцию (упрощение, снижение показателей)
профессиональных достижений.
Проявление СПВ в работе медицинского работника:
1. Абсолютное эмоциональное истощение и изнеможение. Человек
больше не способен отдавать самого себя работе, он чувствует
неудовлетворенность собственной деятельностью.
2. Неприязнь к своей работе и к себе.
3. Отсутствие сочувствия к пациентам, циничность.
Типы поведенческих особенностей
медсестер, наиболее подверженных
профессиональному выгоранию:
Педантичные медсестры, которые стремятся к идеалу. Они
всегда аккуратны и внимательны к пациентам. Качественно
выполняют свою работу. Им важен результат.
Демонстративный тип поведения, при котором человеку важно
признание других людей, первенство во всем. Такие медсестры
тратят много энергии в процессе своей деятельности, так как
пытаются добиться больших высот, чем остальные.
Эмотивный тип поведения характеризуется повышенной
эмпатией по отношению к чужим переживаниям. Такие люди
чужую трагедию воспринимают как собственную, из-за чего
происходит быстрая трата личных эмоциональных ресурсов.
Профессиональному выгоранию наиболее подвержены:
молодые неопытные специалисты;
врачи с недостаточной квалификацией;
медики, переживающие проблемы в личной жизни.
Процесс формирования синдрома
профессионального выгорания
1. Работник начинает чувствовать скуку, его эмоции приглушаются. Пока
кажется, что все в порядке, но работа уже не приносит былого
удовольствия. Становится меньше позитивных эмоций, появляется
отстраненное отношение к семье. Доходит до того, что, возвращаясь
домой, человек не желает ни с кем общаться. Ему хочется, чтобы его
оставили в покое.
2. Появляются недоразумения с пациентами, пренебрежительное
отношение к коллегам. Человек чувствует вспышки раздражения, даже
когда находится один. Связано это с переизбытком общения.
3. Человек становится равнодушным к окружающим и себе самому.
Работник больше не осознает ценности жизни, он становится циничным.
Внешне может показаться, что с таким человеком все в порядке, но на
самом деле ему все безразлично. Происходит профессиональная
деформация личности.
Профессиональная деформация
– необратимые изменения личности, которые происходят вследствие выполнения
человеком его профессиональных обязательств. В результате меняются личностные
ценности, характер, манера общения с пациентами и близкими людьми.
Признаки профессиональной деформации:
Врач больше зациклен на болезни, а не на выздоровлении пациента.
Отсутствие индивидуального подхода к больным, пациенты становятся «на
конвейер».
Отношение к пациенту как к биологическому механизму, в котором случилась
поломка.
Перекладывание ответственности за результаты лечения с себя на таблетки и
аппаратуру.
Недружелюбие.
Нежелание работать.
Отказ прийти на помощь в экстренных ситуациях.
Грубость и хамство медицинского персонала.
Взяточничество.
Выдача поддельных медицинских документов.
Врачебные ошибки и преступления.
Отказ в информировании больного о диагнозе и плане лечения.
Нарушение врачебной тайны.
Насмешки над пациентами.
Профилактика синдрома
профессионального выгорания:
правильное питание и здоровый образ жизни;
наличие иных интересов, которые далеки от профессиональной
деятельности;
наличие рядом близких людей, с которыми вы находитесь в хороших
отношениях;
способность к адекватной оценке собственной работы, отсутствие
зависимости от чужого мнения;
разработка новых подходов и методик, творческий подход к работе;
адекватное принятие неудач;
принятие нового опыта, способность учиться на ошибках;
отсутствие зацикливания только на вещах, связанных с профессией;
повышение собственной квалификации,
общение с другими специалистами,
наличие хобби;
совместная работа с коллегами.
3. Профилактика, раннее выявление и
оказание психологической помощи при
стрессе
Стресс – это мобилизация организма в ответ на
внешний вызов.
Ганс Селье
Профессиональный стресс - многообразный
феномен, выражающийся в психических и
соматических реакциях на напряженные ситуации в
трудовой деятельности человека.
В настоящее время он выделен в отдельную
рубрику в Международной классификации болезней
(МКБ-10: Z 74: «стресс, связанный с трудностями
управления своей жизнью»).
Как протекает стресс?
1 фаза – тревога (организм переходит в режим «боевой»
готовности - начинается усиленная выработка адреналина и
норадреналина. Человек понимает, что должен как-либо
реагировать на сложившиеся обстоятельства);
2 фаза – резистентность (организм перестраивается,
адаптируется к экстренным условиям - внутренние силы
нервной системы мобилизуются. Это практически не
затрагивает физическое здоровье, но человек постоянно на
взводе, агрессивный и легковозбудимый);
3 фаза – истощение (самая опасная фаза - наступает после
длительного воздействия раздражителя, приводит к
нарушению работы организма. Организмом потрачены все
ресурсы на борьбу с раздражителями. В результате таких
действий развивается депрессия, нервные срывы, апатия.
Высок риск психосоматических развития заболеваний).
Данная фаза называется дистрессом.
Первая помощь в острой
стрессовой ситуации
1.
2.
3.
Не следует принимать никаких решений (исключение
составляют экстренные ситуации, стихийные бедствия, когда
речь идет о спасении жизни).
Сосчитайте до десяти.
Займитесь своим дыханием (медленно вдохните воздух
носом и на некоторое время задержите дыхание. Выдох
осуществляйте крайне медленно, также через нос,
сосредоточившись на ощущениях, связанных с вашим
дыханием).
стрессовая ситуация
застигла вас в
помещении
стрессовая ситуация
застигла вас где-либо
вне помещения
Если стрессовая ситуация застигла
вас в помещении:
напряжение можно снять следующими
способами:
• Встаньте, если это нужно и, извинившись, выйдите из помещения. Например, у вас есть
возможность пройти в туалет или в какое-нибудь другое место, где вы сможете побыть
один.
• Воспользуйтесь любым шансом, чтобы смочить лоб, виски и запястья холодной водой.
• Медленно осмотритесь по сторонам, даже в том случае, если помещение, в котором вы
находитесь, хорошо вам знакомо или выглядит вполне заурядно. Переводя взгляд с
одного предмета на другой, мысленно описывайте их внешний вид.
• Затем посмотрите в окно на небо. Сосредоточьтесь на том, что видите. Когда вы в
последний раз вот так смотрели на небо? Разве мир не прекрасен?!
• Набрав воды в стакан (в крайнем случае, в ладони), медленно, как бы сосредоточенно,
выпейте ее. Сконцентрируйте свое внимание на ощущениях, когда вода будет течь по
горлу.
• Выпрямитесь, поставьте ноги на ширину плеч и на выдохе наклонитесь, расслабив шею
и плечи, так чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышите глубже, следите за
своим дыханием. Продолжайте делать это в течение одной-двух минут. Затем медленно
выпрямитесь (действуйте осторожно, чтобы не закружилась голова).
Если стрессовая ситуация застигла
вас где-либо вне помещения:
напряжение можно снять следующими
способами:
• Осмотритесь по сторонам. Попробуйте взглянуть на окружающие предметы с
разных позиций, мысленно называйте все, что видите.
• Детально рассмотрите небо, называя про себя все, что видите.
• Найдите какой-нибудь мелкий предмет (листок, ветку, камень) и внимательно
рассмотрите его. Разглядывайте предмет не менее четырех минут,
знакомясь с его формой, цветом, структурой таким образом, чтобы суметь
четко представить его с закрытыми глазами.
• Если есть возможность выпить воды — воспользуйтесь ею — пейте
медленно, сосредоточившись на том, как жидкость течет по вашему горлу.
• Еще раз проследите за своим дыханием. Дышите медленно через нос:
сделав вдох, на некоторое время задержите дыхание, затем также
медленно, через нос, выдохните воздух. При каждом вдохе
концентрируйте внимание на том, как расслабляются и опускаются ваши
плечи.
Стрессоустойчивость
совокупность личностных качеств, позволяющих человеку
переносить интеллектуальные, волевые и эмоциональные
нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной
деятельности, отношениями с окружающими.
Как развить стрессоустойчивость?
1. Правильная оценка ситуации. Она базируется на трех простых
вопросах: «Насколько это важно для меня?», «Меняет ли это мою
жизнь?» и «Могу ли я что-то поменять?». Важно понимать, что
некоторые обстоятельства не зависят от нас самих, потому их не
нужно воспринимать слишком близко к сердцу.
2. Выход эмоций. Нельзя держать в себе всѐ накопившееся
раздражение. Выберите способ, которые поможет вам избавиться от
негатива и «выпустить пар».
3. Внимание к здоровью. Любая болезнь подрывает защитные
функции нервной системы. Важно вовремя проводить лечение,
правильно питаться и гулять на свежем воздухе каждый день.