Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
УСТАНОВОЧНАЯ ЛЕКЦИЯ
по курсу
Психология профессионального саморазвития
Преподаватель курса:
Пижугийда Валентина Васильевна
доцент каф. ПиБЖ, к.псх.н.
Таганрог, 2015г.
Первый вопрос, на который следует дать ответ, приступая к изучению курса «Психология и педагогика»: «Какова цель этой деятельности?», иными словами: «Что я как личность, член общества, будущий профессионал могу получить в процессе изучения курса?». Попытаемся ответить на этот вопрос.
Во-первых, процесс обучения, независимо от учебной дисциплины, представляет собой взаимодействие между людьми, которое дает новый опыт общения, отношений, сотрудничества с преподавателем и товарищами. Кроме того, обучение предполагает познавательную деятельность обучающегося, осуществление которой позволяет развивать перцептивные, мнемические, интеллектуальные и другие умения и способности.
Во-вторых, освоение психологических и педагогических знаний позволяет расширить кругозор, овладеть базисными психологической и педагогической культурами, включающими ряд характеристик и параметров, определяющих готовность человека эффективно решать широкий круг повседневных задач, выполнять различные социальные роли. Минимальный уровень психологической культуры (психологическая грамотность) необходим для выживания как человека в обществе, так и самого общества. Она предполагает осведомленность человека о фактах и зависимостях, характеризующих субъективный мир человека, владение элементами психологического познания, а также специфическую воспитанность личности, характеризующуюся интересом к другому человеку. Освоение психологической и педагогической культур – одно из условий развития личности, безопасной для окружающих людей и для себя самой, обладающей знаниями и умениями поддержания и укрепления психологического здоровья.
В-третьих, освоение наряду с естественнонаучными методами методов гуманитарного познания позволяет «выровнять» развитие мышления, преодолеть распространенные в технической среде представления о «ненаучности» гуманитарных наук, а также по-иному взглянуть на другие области знаний. В технических вузах преобладают дисциплины, связанные с естественными и техническими науками, изучая которые студенты привыкают искать одно правильное решение, мыслить формально-логически. Эти науки зачастую способствуют созданию представлений о всесилии науки и техники, формированию «технократического» мышления и мировоззрения. Методы гуманитарного познания предполагают не только научно-теоретическое, логическое мышление, но и мышление образное, художественное, символическое, созерцательное, наглядно-действенное. Изучение гуманитарных наук способствует приобщению к самостоятельным поискам и размышлениям, развитию умений становиться на позиции другого человека, формулировать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
В-четвертых, психологические и педагогические знания и умения необходимы профессионалу, в том числе и инженеру, для того, чтобы делать правдоподобные предположения о психологических причинах неуспеха профессиональной деятельности, межличностного взаимонепонимания, конфликта в производственном коллективе, а также суметь избежать этого. Кроме того, базовые психологические знания позволяют понять и относительно специальную психологическую литературу. Так, например, в настоящее время эргономичность программного продукта или технического объекта является одним из условий его конкурентоспособности, а для того, чтобы ее обеспечить, необходимо обладать определенными инженерно-психологическими знаниями.
В-пятых, личностное и профессиональное развитие человека связано с ценностно-смысловым самоопределением – осознанием, уточнением и развитием ценностно-смысловой сферы. В школе и в вузе мы получаем множество научных знаний о внешнем мире, но наши знания о себе и других людях сводятся, как правило, к житейским представлениям. А ведь для того, чтобы развиваться и быть творцом собственной жизни человеку нужно, как минимум, знать и понимать себя, осознавать свои цели и уметь управлять собой. Ключи к такому знанию и дают психология и педагогика.
Приступая к самостоятельному изучению курса «Психология и педагогика», необходимо ознакомиться с рабочей программой и подобрать соответствующую литературу. В качестве основной литературы целесообразно использовать конспект лекций и учебники, указанные в рабочей программе в разделах 3.1 и 3.2. Курс «Психология и педагогика» состоит из теоретической и практической части. Рассмотрим подробно каждую из них.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ КУРСА
Теоретический материал следует изучать последовательно, в соответствии с приведенным в рабочей программе содержанием курса. Основные задачи на данном этапе работы – получить представление о предметном поле психологии и педагогики, освоить необходимую терминологию, выяснить сущность основных психологических и педагогических закономерностей, определить основные подходы к решению психологических и педагогических проблем. И только после того, как сформированы системные представления и усвоены основные понятия, рекомендуется приступать к выполнению практических заданий и подготовке к экзамену.
Весь теоретический курс разделен в конспекте лекций на шесть разделов.
Рассматривая вопросы раздела «Психология как наука», необходимо обратить внимание на то, что предмет изучения психологии – психика – имеет огромное количество признаков, характеристик, разнообразных проявлений. К предмету психологии относят закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своих отношений к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы (А.В. Петровский). Психология рассматривает не только непосредственно открытые субъекту переживания и элементы его внутреннего опыта, но использует для изучения психики широкий круг ее проявлений – акты поведения, телесные процессы, продукты деятельности людей, социально-культурные явления.
Предмет психологии как науки представлен в системе ее основных понятий. Для удобства рассмотрения они объединяются в три группы: психические процессы, психические состояния и психические свойства (особенности) личности. К психическим процессам относят познавательные (ощущение, память, мышление и др.) и эмоциональные процессы. Психическое состояние – понятие, используемое для условного выделения в психике индивида относительно статического момента. Например, из эмоциональной сферы сюда относятся настроение, аффект, из познавательной – состояние внимания. Устойчивые проявления психики индивида, их закрепленность в структуре личности (темпераменте, характере, способностях) относят к психическим свойствам, или особенностям, личности. Кроме индивидуальных, психология изучает групповые процессы, состояния, свойства, например, общение, формирование групповых норм, сплоченность, конфликт, стиль лидерства, эффективность деятельности группы.
Своеобразие методов конкретной области научного знания определяется в первую очередь объектом и предметом исследования данной науки. Поскольку психика, которую изучает психология – объект нематериальный, ее невозможно непосредственно исследовать традиционными естественно-научными методами, ее изучают косвенно – по признакам поведения человека, вегетативным реакциям (покраснение, побледнение, блеск глаз, слезы и т.п.), данным самонаблюдения, результатам деятельности и т.д.
Другой особенностью психологических исследований является возможность искажения естественного хода психических процессов и психологических фактов, связанная с самим исследованием.
Первый аспект данной проблемы проявляется в процессе самонаблюдения. Он связан с тем, что в данном случае психика изучается с помощью самой психики. Изучение собственного сознания или рефлексия эмоциональных переживаний, как правило, искажают или даже прерывают наблюдаемые явления.
Второй аспект связан с социальной сущностью человека. Поведение людей в присутствии посторонних наблюдателей (исследователей) может потерять свою естественность, вследствие чего характер и результаты деятельности могут измениться.
Третья особенность психологических исследований заключается в том, что поскольку объектом исследования является человек или группа людей, то необходимо согласовывать исследовательские действия с моральными нормами общества и желаниями самого исследуемого.
Ещё одной особенностью изучения психики является кажущаяся простота средств, методик, используемых исследователями. Их деятельность представляется достаточно простой, хотя в действительности она предполагает наличие у исследователя комплекса как внешних, так и сложных внутренних средств деятельности (к которым относятся: усвоенные стереотипы действий, профессиональные заповеди, правила и принципы, способности к установлению и поддержанию социальных контактов и т.д.). Именно поэтому нельзя без подготовки взять и применить, казалось бы, простую психологическую методику с целью «измерить душу».
Изучая раздел «Общие представления о психике человека» следует учесть, что знания о психике менялись на протяжении столетий, и осмысливались в различных идейных контекстах, они служили предметом острых дискуссий, поскольку затрагивали коренные философские вопросы о месте человека в мироздании, о материальных и духовных основах его бытия. И по сегодняшний день ряд проблем психологии имеет дискуссионный характер. Тем не менее в результате исследований в науке сложилось следующее представление о психике.
1. Психика идеальна, однако ее существование зависит от протекания физиологических процессов в организме. Материальным субстратом психических процессов является вся нервная система вместе с рецепторами, поставляющими информацию из окружающей среды. Ведущую роль в создании психических образов и регуляции поведения и процессов в организме играет головной мозг.
2. Психику можно понять, рассматривая взаимодействие сложно организованных живых систем с физической средой. В ходе биологической эволюции психика возникла как необходимость обеспечения более эффективного приспособления живых существ к окружающей среде. Согласно психологическому словарю, психика – это высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.
3. Психическое существует прежде всего как процесс, порождающий те или иные продукты или результаты (психические состояния, образы, чувства, понятия, идеи). Этот процесс в ходе непрерывно изменяющегося взаимодействия индивида с внешним миром также непрерывно формируется и развивается.
4. Основные функции психики – познавательная, регулятивная, коммуникативная, предусматривающие, как минимум, отражение, то есть построение индивидом образа объективного мира, и регуляцию на этой основе своего поведения. Чем сложнее среда, в которой существует организм, тем сложнее регуляторы активности живого существа. Так, человеку для ориентировки в противоречивой социальной среде необходимы не только процессы восприятия, памяти, внимания, но и знание норм поведения, владение речью, мировоззрение, личностные качества.
В разделе «Личность» необходимо обратить внимание на близость, но нетождественность понятий «индивид», «личность», «индивидуальность», а также на различие трактовок понятия «личность» в философии, литературе, психологии. В психологии личность рассматривается как социально-психологическая сущность человека. Личность есть человек как участник и творец социальных отношений и сознательной деятельности. Согласно Е.А. Климову, личность – специфическая человеческая система психических регуляторов его активности, благодаря которой человек становится инициативным, целеустремленным, убежденным деятелем, способным не только приспосабливаться к среде обитания, но и улучшать ее. Следует различать понятия индивид и личность. Индивид – это человек как представитель биологического вида. В понятии индивид отражаются три признака: неделимость (целостность) субъекта, наличие у него общих генотипических (наследственных) свойств, а также особенных, индивидуальных свойств, отличающих его от представителей того же вида. Человек рождается индивидом, личность формируется в совместной деятельности и общении. В отечественной психологии к критериям сформировавшейся личности относят способность человека к преодолению непосредственных побуждений ради социально значимых мотивов, а также способность к сознательному руководству собственным поведением на основе осознанных мотивов-целей.
В психологии существует множество подходов к определению структуры личности, ее характеристик. Это связано со сложностью и многомерностью данного смыслового конструкта.
В разделе и «Человек среди других (и общество)» осуществляется переход от общей психологии к социальной, где также рассматривается личность («Я-концепция», социализация, социальные установки и др.), а кроме того – процессы общения и взаимодействия между людьми, особенности больших и малых групп, динамические процессы в малых группах (формирование групповой сплоченности, феномен конформизма, лидерство, принятие группового решения).
Рассматривая вопросы раздела «Человек и труд», необходимо обратить внимание на то, что в современных изданиях отрасль психологии, изучающая труд человека, называется психологией профессиональной деятельности. В этом прослеживается тенденция к интеграции различных отраслей науки (таких, как психология труда, инженерная психология, эргономика, психология профессий, психофизиология и т.д.), без которой на современном этапе невозможно получить необходимые теоретические результаты и осуществить их практическую реализацию. Однако для решения задач общей психологической подготовки рассмотрение таких традиционных направлений психологии, как психология труда и инженерная психология, является достаточным.
Знания из области психологии труда могут помочь будущим специалистам в планировании своей карьеры, в профессиональном росте, при адаптации на новом рабочем месте, в преодолении возникающих в жизни любого профессионала противоречий и т.д. При изучении данного раздела, особое внимание необходимо уделить таким понятиям, как: труд, эргатическая система, трудовой пост, профессия, функциональные состояния.
С точки зрения психологии некая активность человека может быть отнесена к понятию труда только в том случае, если ей может быть хоть в какой-то степени приписан каждый из следующих четырех признаков (Е.А. Климов): 1) сознательное предвосхищение социально ценного результата; 2) сознание обязательности достижения социально фиксированной цели; 3) сознательный выбор, применение, совершенствование или создание орудий, средств деятельности; 4) осознание межлюдских производственных зависимостей, отношений («живых» и овеществленных). Если имеет место труд, значит есть и взаимодействие человека с некоторой внешней реальностью. Иначе говоря, здесь возникает система «субъект – объект», или, выражаясь более конкретно, система «субъект труда – люди (трудовой коллектив) – предмет труда – средство труда – производственная среда», или «человек – машина», или «человек – техника – среда» и т.п. Такого рода систему называют для краткости эргатической (от древнегреческого корня «эрг» – дело, работа). В психологии понятие «трудовой пост» не равнозначно понятию «рабочее место», так как многие профессии не предусматривают жесткого пространственного ограничения места выполнения профессиональных обязанностей (например, преподаватель может трудиться не только в аудитории, но и в библиотеке, и даже дома, на улице, где он может размышлять, готовиться к занятиям и т.д.).
Инженерная психология традиционно рассматривает процессы информационного взаимодействия в системах «человек–машина» (СЧМ) или «человек–техника». Однако на современном этапе развития науки можно говорить об изучении процессов энерго-информационного взаимодействии человека с техническими устройствами. Необходимость применения знаний этой отрасли психологии определяется постоянной тенденцией автоматизации всех сфер жизни человека. Инженерно-психологическое обеспечение при создании, эксплуатации и утилизации СЧМ направлено на обеспечение высокой эффективности этих систем, а одной из главных задач является гуманизация труда человека-оператора в СЧМ (т.е. создание таких условий труда, при которых человек будет иметь возможность развиваться, а не деградировать). Немаловажным результатом применения инженерно-психологических знаний при проектировании СЧМ является возможность создания удобных, комфортных для человека технических объектов, следствием чего является их высокая конкурентная способность.
Раздел «Образование человека» призван познакомить студентов с явлениями и процессами, изучаемыми педагогикой и педагогической психологией. Здесь следует учесть, что ряд педагогических терминов могут иметь одновременно несколько смыслов и в различных учебниках интерпретироваться по-разному. В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории (основные понятия) – образование, воспитание, обучение. Однако в историческом развитии содержание этих понятий претерпевало изменения. И в настоящее время в отечественной педагогике нет единого мнения, например, по вопросу «какое понятие является более общим: воспитание или образование?».
Образование в педагогике понимается как: процесс или социальное явление; результат; система. Наиболее часто используется понятие процесса образования. Существует несколько подходов к трактовке данного термина. Один из них представляет его как целенаправленный общественно-исторический процесс передачи старшими поколениями и освоения подрастающими поколениями культурного опыта. Здесь образование тождественно понятию воспитания в самом широком смысле этого слова (именно этот подход принят в Законе «Об образовании» и рассматривается в программе курса как базовый).
Условно процесс образования можно разложить на две составляющих: воспитание и обучение. Критериями такого разделения являются: во-первых, цели, стоящие перед каждой из составляющих в процессе образования человека, во-вторых, виды деятельности формирующейся личности, играющие наиболее важную роль в достижении данных целей. Так, обучение имеет основной целью организацию усвоения знаний, умений и навыков, базисом чего служит познавательная деятельность ученика, а воспитание направлено на формирование определенных качеств и отношений человека и реализуется во всех видах деятельности (коммуникативной, трудовой, игровой, познавательной и др.).
Образование как система есть совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, а также сеть реализующих их образовательных учреждений и органов управления образованием.
Теоретический материал данного раздела пронизан идеями гуманистической педагогики, среди которых следующие:
– в центре образования находится ученик, воспитанник как уникальная самоценная личность, и весь процесс образования подчинен идее его личностного развития;
– содержание обучения и воспитания должно строиться на основе гуманистических ценностей культуры, а затем с учетом социального заказа;
– овладение знаниями, умениями и навыками не является конечной целью образования, а рассматривается как средство развития личности;
– основными критериями выбора методов, средств, форм взаимодействия участников образовательного процесса является их гуманистическая направленность и целесообразность, то есть степень соответствия целям развития личности.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ КУРСА
Практическое задание по курсу для всех студентов, независимо от варианта, состоит из четырех практических работ (методические указания по выполнению практических заданий содержатся в файле psy_prm.zip).
Работа №1 – «Исследование характеристик познавательных процессов».
Работа №2 – «Исследование психических состояний и индивидуально-психологических особенностей личности».
Работа №3 – «Диагностика профессиональных предпочтений».
Работа №4 – «Исследование влияния параметров операторской задачи и формы ее представления на успешность операторской деятельности».
Для правильного (корректного) выполнения практических работ необходима предварительная подготовка по следующему плану:
1. Изучить (повторить) теоретический материал по теме работы.
2. Ознакомиться с методическими указаниями по выполнению работы.
3. Ознакомиться с описанием методик (программы для четвертой работы), используемых в работе.
4. Подготовить бланки (листы) ответов, если они необходимы.
По результатам каждой практической работы составляется отчет, который должен содержать следующие разделы.
1. Название работы.
2. Цели и задачи работы.
3. Теоретическое введение.
4. Используемые методики.
5. Протокол исследования.
6. Интерпретация и анализ результатов.
7. Выводы.
8. Список используемых источников.
Подробное описание содержания каждого пункта отчета приведено в методических указаниях по выполнению практических заданий (файл psy_prm.zip).
Практические задания оцениваются по следующим критериям:
– самостоятельное выполнение и оформление отчетов по работе;
– наличие всех необходимых пунктов отчетов по работам;
– наличие необходимой и отсутствие лишней информации в отчетах;
– корректность анализа результатов работ и общих выводов по каждой работе;
– творческий подход к выполнению работ.
Так как при дистанционной технологии обучения непосредственное общение студентов с преподавателем минимально, то практические работы играют значительную (можно сказать, главную) роль для преподавателя при выставлении итоговой оценки по дисциплине.
Наиболее часто в практических работах допускаются следующие ошибки, приводящие к снижению оценки этих работ:
1. присылается «чужая» работа, которая была сдана кем-то ранее – с вероятность 90% оценка такой работы будет «неудовлетворительно», кроме того, у преподавателя образуется негативная установка по отношению к таким студентам;
2. берется в качестве «шаблона» чужой отчет по работам. В этом случае, во-первых, недостаточно виден вклад студента в выполнение работы (просто вставил свои результаты, не понимая, что они означают или даже и не выполнял работу, а только поменял цифры в готовом отчете – оценить затруднительно). Во-вторых, даже при действительно самостоятельном выполнении работы, студенты иногда забывают привести свою интерпретацию результатов, оставляя старую, которая не соответствует самим результатам;
3. отсутствуют или неполно приведены некоторые обязательные разделы отчета. Чаще всего – это раздел «Теоретическое введение», в котором должны раскрываться (описываться, а не только перечисляться) основные теоретические понятия, а также раздел «Выводы», который должен присутствовать в отчете по каждой работе и содержать общие выводы по проведенному исследованию;
4. наличие в отчете «лишней» информации, которая образуется при некритическом копировании всей информации по работе из файла с методическими рекомендациями по выполнению работ, в результате объем отчета очень сильно раздут, что скорее отрицательно сказывается на оценке работы;
5. несоблюдение правил проведения эксперимента в четвертой работе, изложенных в методических рекомендациях: неверно сформулированная гипотеза, несоответствие результатов эксперимента плану проведения эксперимента и т.п.
КОНТРОЛЬ ПО КУРСУ
По курсу «Психология и педагогика» содержание видов контроля зависит от исходного образования изучающего курс и определяется индивидуальным учебным планом.
Для базовой программы курса предусмотрены следующие виды контроля:
1. Входной контроль (тестирование) – перед началом изучения теоретической части курса. Используется два теста по 10 вопросов. Первый – для самоконтроля студентом соответствующих знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных для успешного изучения дисциплины. Второй – для итогового контроля преподавателем. Результаты тестирования оцениваются по пятибалльной шкале. Успешно прошедшими тест считаются студенты, получившие не менее 3 баллов. Результаты входного контроля учитываются при определении экзаменационной оценки по дисциплине.
2. Контроль усвоения теоретического материала курса. По каждому разделу курса – два теста (по 15–20 вопросов): для самоконтроля студентом и тест для итогового контроля соответствующих знаний, полученных студентом в результате изучения теоретической части курса. Курс «Психология и педагогика», как указывалось выше, включает в себя следующие разделы:
1. Психология как наука.
2. Общие представления о психике человека.
3. Личность.
4. Человек среди других (и общество).
5. Человек и труд.
6. Образование человека.
Результаты итогового тестирования по теоретическому материалу курса оцениваются по пятибалльной шкале. Успешно прошедшими тест считаются студенты, получившие не менее 3 баллов. Результаты контроля усвоения студентом теоретического материала курса учитываются при определении экзаменационной оценки по дисциплине.
3. Контроль умений и навыков студента, полученных при выполнении практических заданий. По циклу практических заданий используется два теста (по 25 вопросов): для самоконтроля студентом и для итогового контроля преподавателем соответствующих знаний, умений и навыков (защита практических заданий). Результаты итогового тестирования оцениваются по пятибалльной шкале. Успешно прошедшими тест считаются студенты, получившие не менее 3 баллов. Результаты защиты студентом выполнения практических заданий учитываются при определении экзаменационной оценки по дисциплине.
Критерии оценки выполненных практических работ:
1–2 балла – студент неправильно выполнил практические задания или выполнил практические задания, но без необходимых пояснений, тестирование – неудовлетворительно.
3–5 баллов – студент выполнил практические задания с разным уровнем пояснений, при итоговом тестировании (защита практических заданий) показал разный уровень знания теоретических положений и умений их применять на практике (с соответствующей баллу оценкой: 3 балла – удовлетворительно; 4 балла – хорошо и 5 баллов – отлично).
4. Итоговый контроль знаний, умений и навыков по дисциплине – экзамен. Итоговый контроль проводится в форме теста или ответа на вопросы экзаменационного билета, по усмотрению преподавателя, после получения студентом положительных оценок по всем видам промежуточного контроля знаний, умений и навыков по дисциплине.
Основным ориентиром при подготовке к экзамену служат контрольные вопросы по курсу (см. раздел 5 рабочей программы). Изучая материал, относящийся к конкретному вопросу, следует выделить и рассмотреть различные подходы к его решению, проанализировать их сходство и различие, возможные преимущества и недостатки. Большинство вопросов требуют комплексного подхода (философско-психологического, психолого-педагогического, историко-психологического) к их рассмотрению, а также интеграции знаний из различных тем (именно поэтому не следует начинать изучение курса с подготовки ответов на вопросы для самоконтроля). При подготовке к экзамену рекомендуется составить план ответа на вопрос и привести примеры использования рассматриваемых теоретических положений на практике.
Критерии оценки экзамена:
– «отлично» – студент правильно ответил на 90% вопросов теста или 4 вопросов билета и на дополнительные вопросы. Студент проявил достаточные умения и навыки использовать полученные знания на практике при выполнении профессиональных задач;
– «хорошо» – студент правильно ответил на 75% вопросов теста или 3 вопроса билета и на дополнительные вопросы. Студент проявил достаточные умения и навыки использовать полученные знания на практике при выполнении профессиональных задач;
– «удовлетворительно» – студент правильно ответил на 55% вопросов теста или 2 вопроса билета и на дополнительные вопросы. Студент проявил удовлетворительные умения и навыки использовать полученные знания на практике при выполнении профессиональных задач;
– «неудовлетворительно» – студент правильно ответил менее чем на 55% вопросов теста или 2 вопроса билета. Студент не проявил достаточные умения и навыки использовать полученные знания на практике при выполнении профессиональных задач.
Для получения «хорошей» оценки по курсу большинству студентов необходим контакт с преподавателем, т.к. самостоятельное изучение курса «Психология и педагогика» достаточно трудная задача. Такое взаимодействие возможно в ходе плановых консультаций, которые проводятся еженедельно, с помощью телефонной связи, электронной почты или непосредственной беседы. Время консультации устанавливается центром ДО каф. ВТ ТРТУ, тел. для консультаций по курсу «Психология и педагогика» – (8634) 312–016, – Пижугийда Валентина Васильевна.