Психология малых групп
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Психология малых групп
План:
1. Понятие о малых группах в психологии.
2. Классификация и социально-психологические характеристики малых групп.
3. Уровни развития групп.
1. Понятие о малых группах в психологии.
Человек живет и трудится совместно с другими людьми, образуя с ними разнообразные общности, которые в обычной жизни представлены в виде многочисленных социальных общностей. К ним относят: большие социальные общности, т.е. группы, существующие в масштабах страны в целом (нации, классы, социальные слои, профессиональные объединения); средние социальные общности, например, жители Тюмени или всей Тюменской области; малые социальные общности, или малые (первичные) группы, к которым можно отнести, например, семью, коллектив работников небольшого магазина и т.д.
Малая группа является предметом изучения как в зарубежной, так и в отечественной науке. Западная социальная психология, в частности американская, в большинстве случаев изучает процессы, происходящие в малой группе в лабораторных условиях. Ученые пытаются моделировать процессы реальных малых групп и устанавливать закономерности взаимодействия людей. Большинство же исследований российских психологов проведено на материале реальной малой группы, а не искусственно созданной. Достоинства таких исследований заключаются, во-первых, в получении данных о взаимодействии людей в реальных социально-значимых ситуациях деятельности, во-вторых, в возможности быстрого практического использования и внедрения результатов исследования, в-третьих, в открытости исследователей, невозможности обмануть испытуемого, манипулировать его сознанием и поведением. Недостатками подхода являются наличие существенных трудностей в проведении эксперимента в малых группах и более поверхностные результаты психологического исследования.
Малая группа является начальной ячейкой человеческого общества и первоосновой всех других его составных элементов. В ней объективно проявляется реальность жизни, деятельности и взаимоотношений большинства людей, и задача состоит в том, чтобы правильно понимать, что происходит с человеком в малых группах, а также четко представлять те социально-психологические явления и процессы, которые в них возникают и функционируют. Малые группы – семья, учебная группа, спортивная команда, объединение людей по интересам и т. д.
Зарубежные и отечественные ученые, долгое время изучая малую группу, пришли к выводу, что ей обязательно должны быть присущи такие конкретные черты и признаки, как:
• наличие двух и более людей;
• осуществление непрерывных контактов и общение между ними;
• наличие общей цели и совместной деятельности;
• возникновение взаимных эмоциональных и других связей; проявление чувства принадлежности к данной группе;
• осознание членами группы себя как «мы», а других как «они»;
• формирование приемлемых для всех членов группы общих норм и ценностей;
• функционирование качественной организационной структуры и системы руководства (власти);
• наличие достаточного времени взаимного существования людей.
Малая группа — это немногочисленная по составу, хорошо организованная, самостоятельная единица социальной структуры общества, члены которой объединены общей целью, совместной деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте (общении) и эмоциональном взаимодействии продолжительное время.
Дж. Хоманс дал следующее определение: «Малая группа — это некоторое число лиц, взаимодействующих друг с другом в течение некоторого времени». Д.Картрайт и А. Зандер считали, что «группа - собрание индивидов, которые часто взаимодействуют друг с другом». Отечественный психолог А.И.Донцов дал следующее определение: «Группа – совокупность свободно объединившихся, равно полезных друг другу индивидов, в процессе кооперативного взаимодействия удовлетворяющих личные запросы и желания».
В социальной психологии установлено, что эффективность малой группы и динамика протекания групповых процессов зависит от ее численности. Группа может быть слишком маленькой, либо слишком большой, чтобы работать с оптимальной эффективностью. Минимальная численность группы – 2-3 человека, максимальная – от 25 до 40 человек. Два человека образуют диаду, три человека – триаду. Сложность вызывает определение оптимальной численности. Задание, которое выполняет группа, индивидуальные особенности ее членов, характер ситуации также влияют на эффективность деятельности группы.
2. Классификация и социально-психологические характеристики малых групп.
Обилие малых групп в обществе предполагает их огромное разнообразие, и поэтому для целей исследований необходима их классификация. Неоднозначность понятия малой группы породила и неоднозначность предлагаемых классификаций. В принципе допустимы самые различные основания для классификации малых групп: группы различаются по времени их существования (долговременные и кратковременные), по степени тесноты контакта между членами, по способу вхождения индивида и т.д. В настоящее время известно около пятидесяти различных оснований классификации.
По наличию взаимоотношений между членами выделяют группы: условные и реальные, лабораторные и естественные.
Условные группы – искусственно выделяемые исследователем объединения людей по какому-то объективному признаку. Эти люди, как правило, не имеют общей цели и не взаимодействуют между собой.
Реальные группы – действительно существующие объединения людей. Они характеризуются тем, что ее члены связаны между собой объективными взаимоотношениями.
Лабораторные группы – специально создаваемые группы для выполнения заданий в экспериментальных условиях и экспериментальной проверки научных гипотез.
Естественные группы – группы, функционирующие в реальных жизненных ситуациях, образование которых происходит независимо от желания экспериментатора.
По характеру взаимодействия: первичные – вторичные группы.
Деление малых групп на первичные и вторичные впервые было предложено Ч. Кули, который вначале дал просто описательное определение первичной группы, назвав такие группы, как семья, группа друзей, группа ближайших соседей. Позднее Кули предложил определенный признак, который позволил бы определить существенную характеристику первичных групп – непосредственность контактов. Но при выделении такого признака первичные группы стали отождествлять с малыми группами, и тогда классификация утратила свой смысл. Поэтому по традиции сохраняется деление на первичные и вторичные группы (вторичные в этом случае те, где нет непосредственных контактов, а для общения между членами используются различные «посредники» в виде средств связи, например), но по существу исследуются в дальнейшем именно первичные группы, так, как только они удовлетворяют критерию малой группы.
По форме организации: формальные и неформальные.
Второе из исторически предложенных делений малых групп – это деление их на формальные и неформальные. Впервые это деление было предложено Э. Мэйо при проведении им знаменитых Хоторнских экспериментов. Согласно Мэйо, формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. Формальные группы — это группы, которые имеют официально заданную извне структуру.
Неформальные группы — это группы, которые образуются на основе личностных предпочтений. Формальная группа функционирует в соответствии с заранее установленными, обычно общественно фиксируемыми целями, положениями, инструкциями, уставами. Неформальная группа складывается на основе личных симпатий и антипатий ее членов.
По степени психологического принятия со стороны личности: группы членства и референтные группы.
Данная классификация разводит так называемые группы членства и референтные группы. Она была введена Г. Хайменом, которому принадлежит открытие самого феномена «референтной группы». В экспериментах Хаймена было показано, что часть членов определенных малых групп (в данном случае это были студенческие группы) разделяет нормы поведения, принятые отнюдь не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают, Хаймен назвал референтными группами. В настоящее время в литературе встречается двоякое употребление термина «референтная группа»: иногда как группа, противостоящая группе членства, иногда как группа, возникающая внутри группы членства. В этом втором случае референтная группа определяется как «значимый круг общения», т.е. как круг лиц, выбранных из состава реальной группы как особо значимых для индивида. Референтные (эталонные) группы — это группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, личностных предпочтениях, симпатиях и антипатиях. Нереферентные группы (группы членства) — это группы, в которых люди реально включены и трудятся.
3. Уровни развития групп.
По уровню развития: становящиеся - высокоразвитые.
Становящиеся группы – группы, уже заданные внешними требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова.
Сложившиеся группы – группы, характеризующиеся сложившейся структурой взаимодействия, сформировавшимися деловыми и личными взаимоотношениями, наличием признанных лидеров, эффективной совместной деятельностью.
По уровню развития (Петровский А.В.): диффузные группы, ассоциация, кооперация, корпорация, коллектив.
Диффузные – группы на начальном этапе своего развития, общность, в которой люди только соприсутствуют, то есть их не объединяет совместная деятельность.
Ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредствуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятели).
Кооперация – группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности.
Корпорация – группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп; иногда корпоративный дух может приобретать черты группового эгоизма.
Коллектив – высокоразвитая, устойчивая во времени группа взаимодействующих людей, объединенных целями совместной общественно-полезной деятельности, отличающаяся высоким уровнем взаимопонимания друг друга, а также сложной динамикой формальных отношений.
Коллектив — это организованная группа людей, являющихся частью общества, объединенная общими целями, на основе единства интересов и целей, совместной общественно-полезной деятельности.
Критерии коллектива:
- наличие социально-значимых целей;
- организационная оформленность;
- сознательная дисциплина;
- взаимная ответственность;
- товарищеская взаимопомощь и сотрудничество;
- совместная общественно-полезная деятельность.
Независимо от вида общественно полезной деятельности, лежащей в основе объединения и организации людей, каждый из коллективов имеет не только свою специфическую, но и общую для всех своих членов общественно полезную задачу, определенную организационную структуру, своеобразное сочетание людей различных возрастов и национальностей, определенный стиль взаимоотношений.
В сложных экстремальных условиях группы типа ассоциации и кооперации очень часто становятся неуправляемыми, легко поддаются панике и распадаются, в то время как автономные группы не снижают результатов деятельности. Но сплоченность автономных групп может таить в себе определенную опасность. Например, если люди объединяются на основе общих социально полезных целей и нравственных ценностей, не замыкаются внутри своей группы, а стремятся к широким контактам, то такая автономная группа превращается в коллектив. С другой стороны, если сотрудники скрывают свои намерения, преследуют свои эгоистические цели, то такая автономная группа постепенно превращается в корпорацию и становится лжеколлективом. Как отмечают многие исследователи, именно корпоративный дух, или групповой эгоизм, создает условия для неуставных взаимоотношений, националистических проявлений, грубых нарушений дисциплины, поскольку деятельность корпоративной группы регулируется узкогрупповыми интересами и волей 1-2 негативных лидеров.
Библиографический список
1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник /Г.М.Андреева.-Москва:Аспект-Пресс, 2016.- 363с.
2. Дружинин, В.Н. Психология / под общ. ред. Дружинина В.Н. – СПб., 2001. – С.360-374.
3. Немов, Р.С. Социальная психология : учебник для бакалавров / Р.С.Немов, И.Р.Алтунина - Москва : Юрайт, 2011. - 427 с.
4. Социальная психология: Учебник /Под ред. А.М.Столяренко._Москва: Юнити, 2014.-511с.