Психология личности как конструктивная наука, образы человека. Образ человека в культурно-исторической психологии Л.С. Выготского.Человек на пересечении природы, истории и культуры. Начала историко-эволюционного подхода в психологии личности. Гуманистическая психология и историко-эволюционный подход. Роль игры в эволюции общества. Классическая и неклассическая психологии личности.
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
I Лекция 1, Психология личности как конструктивная наука, образы человека, Асмолов А.Г.
Для чего нужна личность? Ключевой вопрос психологии личности, кажущийся телеологическим. Второй вопрос, отличающий всю феноменологию исследования личности: феномены (факты), с которыми сталкиваются исследователи психологии личности, иными словами – что такое личность? Был проведен эксперимент американских исследователей. Цель задания - определить рост человека, входящего в аудиторию, которого представляли просто как зашедшего в аудиторию человека. В соседнюю аудиторию также входил человек, рост которого необходимо было определить – но представляли его как преподавателя. В третьей аудитории человек был представлен как близкий ученик Фрейда. Рост людей не менялся. Оценки менялись в зависимости от установки. То есть характеристика рост человека определился оценкой, установкой. Любые физические параметры личности зависят от системы отношений, в которых они получают знак. Предпосылки развития личности безличны (вес, рост, цвет глаз и т.д.). Книга к прочтению: Алан Маршалл «Я умею прыгать через лужи». В этой книги важная составляющая характеристика личности – мальчик-инвалид не видит недостаток своей инвалидности, пока ему об этом не скажут другие.
Комплекс может быть оправданием. Фрейд описывал это как «феномен права на исключительность». Эксперимент с учениками: три человека называют символы, из которых «0» – в зависимости от контекста по-разному воспринимают как букву о, цифру 0 и круг. (Эксперимент Джерома Брунера). Любые факты делает человек. Формула психологии: наблюдатель и наблюдаемое – это неразрывные вещи. Представление о личности исходит из системы отсчета (психоанализ – один образ, бихевиоризм – другой, культурно историческая психология личности (Выготсткий Л.С.) – третий).
Психология личности помогает ответить на вопрос: зачем нужен психолог? Как правило, психологов в обыденности принимают настороженно, у окружающих включается механизм защиты (чаще всего ирония). Психология – это не только наука, но и культура, она выступает как механизм эволюции общества. Психолог выступает в качестве «шута», прокладывая пути в культуре. Психология личности как методология ищет ответ на вопрос – в чем миссия психолога в культуре, в чем его предназначение?
Еще один ключевой вопрос: какие образы человека были в культуре и психологии? XIX-XX вв. дал следующие образы:
1) Человек, ощущающий, познающий или воспринимающий («Трактат об ощущениях»). Изучает когнитивная психология. Тезис направления: «Человек как устройство по переработке информации». Человек выступает как компьютерное, запрограммированное, предсказуемое существо.
2) Человек, как реактивное существо. Направление бихевиоризм (стимул-реакция). (Джон Уотсон, И.П. Павлов). «Человек это не более, чем кусок не проанализированной протоплазмы», - Дж. Уотсон. То есть человек представляется как система запрограммированных реакций. Та же система имеет место быть в социальной психологии. Однако, там формула не стимул-реакция, а система ролей. Но личность не сводится к социальной роли, а личность связана с предпосылками личности. Личность не сводится к ролям.
3) Человек, как система мотивов, потребностей и установок или человек, как система нужд. Эксперимент: детей (5-7 лет) просили нарисовать Санта-Клауса в разные даты декабря (1, 15, 17 и т.д.). Чем ближе к празднику – тем больше у него мешок с подарками. В первый день после праздника был нарисован маленький Санта-Клаус без мешка с подарками. «Канонизация убивает в моих глазах человека, которого я мог бы считать святым» (З. Фрейд). Образ человека Фрейда – предсказуемый (человек много хочет, но мало может). Образ человека, принимаемый в психологии личности – это проект для действия.
Важные книги (психоанализ): Герман Гессе «Степной волк», Юхан Борген «Маленький Лорд», Айрис Мердок «Черный принц».
Во всех подходах человек воспринимается, как человек, стремящийся к пользе, удовлетворению.
Принципы психологии личности:
1)Принцип стремления к равновесию. 2) Гедонистический принцип. Стремление к удовольствию. 3) Прагматический принцип. Максимум пользы, минимум негатива.
Эксперимент: шимпанзе и ребенку давали одинаковые задачи, и было установлено, что ребенок 3-х лет решает задачу, 7-ми лет не решает. Эксперимент повторен был Леонтьевым, он попросил 7-ми летнего ребенка выполнять задания в присутствии 4-х летнего ребенка. В эксперименте 7-ми летний ребенок не смог решить задание, а 4-х летний ребенок, знающий как решать задачу, старался подсказать старшему. Но когда младший ребенок поделился решением, старший ребенок сказал ему скептически – «так и дурак может». Иными словами, он проявил надситуативную активность. Исходная составляющая жизни в том и состоит, что мы выходим за рамки задачи. Именно такие действия – надситуативные, не входят в управление принципов, туда относится гражданская героическая позиция. Не является ли неадаптивность индивида ценой за адаптацию вида? Родословная альтруизма возникает на ранних этапах филогенеза.
В психологии личности изолировано существовали следующие ориентации (линии изучения:
1)Биогенетическая ориентация – исследование человека как индивида, реализующего ту или иную программу в онтогенезе. 2) Социогенетическая ориентация – исследует человека, как рожденного в обществе и реализующего социальные программы. 3) Персоногенетическая ориентация – жизненный путь личности, ее мотивы и самосознание, ее проявление как индивидуальности. Личность, как субъект деятельности.
За биогенетическую ориентации выступает психофизиологическая традиция изучение личности, которая проводит исследования в сфере генетики. За социогенетическую ориентацию выступает социальная психология, исследует личность в динамике социальных групп или анализ социогенеза. Подразделяется на палеопсихологию. Которая ставит вопрос о том, как у человека появилось сознание, всегда ли оно было. (Б.Ф. Поршнев – один из исследователей). Другая психология – историческая психология, ставит слеудющие вопросы: был ли древний грек личностью? Как видели мир скандинавы XI века? Когда появилась интеллигенция? Историческая психология пересекается с культурологией. С анализом социогенеза пересекается этнопсихология. Вопросы: насколько этнические особенности определяют восприятие? Какие имеются этнические особенности? Персоногенез – связан с самоопределением личности. Кем становится личность на протяжении жизненного пути.
Ключевой момент феномена индивидуальности: проводится эксперимент с учащимися – преподаватель пересчитал студентов, у студентов возникло чувство отторжения, напряжения. Л.С.Выготский говорил, что действие пересчета – это действие обезличивания. Обезличивание нацелено на стирание имен, что доказывает, что индивидуальность выступает ярко в каждой личности.
Таким образом, индивидуальность существует. Индивидуальность личности непредсказуема сама для себя. Мы не можем предсказать себе, как мы поведем себя в следующий момент.
II Лекция 2, Образ человека в культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, Асмолов А.Г.
Основные направления: образ человека в школе Л.С. Выготского. Важная литература: Гуго Мюнстерберг «Основы психотехники». Книга посвящена разным аспектам, в том числе, воздействию, формам общения, групповой деятельности, здоровью, евгенике, терапии и психоанализу. Когда анализируются истоки величия Л.С. Выготского следует помнить, что книга, написанная им в 1926 году, заложила всю методологию психологии XX века. Эта книга как раз основывалась на трактате Гуго Мюнстерберга.
Понять поведение можно только как (анализируя) историю поведения. Психология личности – это психология истории развития личности. Любой психолог должен обратиться к мотивам исследователя, которого изучает.
Л.С. Выготский родился в 1896 году (в этот же год родились Бернштейн и Пиаже – принцип кучности гениев). Л.С. Выготский за краткий период жизни создал культурно-историческую психологию. Он был связан с гуманитарной культурой XX века. Что повлияло на Л.С. Выготского? Его предшественником в мыслительном пространстве является У. Шекспир. Часто Л.С. Выготский обращается к Гамлету. В своей книге «Психология искусства» он часто обращается к этому герою. Вероятно, это связано с идентификацией самого Л.С. Выготского с этим героем. «Весь мир театр, а люди в нем актеры» - трактовка Шекспира и Л.С. Выготского не в том, что люди актеры, вопреки распространенному мнению, а в том, что мир – это сцена.
Также Л.С. Выготский идентифицировал себя с Бенедиктом Спинозой, ярким представителем еврейской культуры. Спиноза создал первую психологическую концепцию поведения свободного человека. Л.С. Выготский жадно обращался к работам Спинозы и именно в этом берет исток неклассическая психология. Именно у него Л.С. Выготский почерпнул формулу жизни: «Каждый человек должен знать, где он стоит… Вы, а не кто другой, напишите реакцию выбора, то есть психологию развивающейся свободы человека от внешнего принуждения вещей и их воли. Нельзя жить, не осмысливая духовно жизнь….Философию надо растить в себе. Кризисы - это не временное состояние, а путь внутренней жизни».
Схемы психологии (детерминации развития) личности.
1.Схема конвергенции (схождения) двух факторов. Первый фактор – социальная среда, второй фактор – наследственность. Эта схема по сути родилась в работах Уильяма Штерна (автор науки персонологии).
2. Конфронтация двух факторов. Автор теории: Зигмунд Фрейд. Суть схемы: с самого начала в жизни борются принцип удовольствия и принцип реальности. Более емко Фрейд описал это в структуре личности, как конфликт Сверх «Я», «Я», «Оно». З. Фрейд сделал конфликт механизмом развития, структура личности у него выступает как задержанная динамика.
3. Диалектическле взаимодействие двух факторов. Как связны среда и наследственность? Диалектически. От этой теории получилось следующее: индивидные свойства человека (например, темперамент) и характер или личностные свойства, как они связаны? Необходимо по данной схеме искать корреляции, а корреляции всегда возможно найти при их поиске.
По мнению Л.С. Выготского, нет более ничего утопического, чем признавать, что человек – рациональное существо. Личность не должна сводиться к предсказуемости и рациональности. Будущая психология, по мнению Л.С. Выготского, будет психология сверхчеловека. Эта фабула Ницше.
Л.С. Выгосткий поставил задачу культурно-исторической психологии человека. По его мнению, психология человека должны быть конкретной. Л.С. Выготскиц опробовал на психологической аудитории спинозианский стиль мышления. В своей статье «Сознание как проблема психологии поведения» Л.С. Выготский анализирует психологию сознания, как взаимодействия, отражения, взаимовозбуждения различных систем рефлексов. Поведение сознание объединяется через историю, развитие и движение.
В поздних работах Л.С. Выготский говорит о создании педологических фондов детства. В 20-е годы в работах Л.С. Выготского (напр., «Исторический смысл психологического кризиса») зарождается его концепция. Последователи: А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и другие.
Культурно-историческая психология привнесла идеи о высших свойства поведения с тремя особенностями: 1) Высшие психические функции культурны по своему генезу. 2) Высшие психические функции опосредствованы по своей структуре. 3) Высшие психические функции произвольны по способу своего функционирования.
Психология личности и личность человека, прозвучавшая в письме Л.С. Выготского как нравственный посыл, это уникально важная вещь. Деятельность – это движение рождающая образ, нет деятельности нет образа.
III Лекция 3, Человек на пересечении природы, истории и культуры, Асмолов А.Г.
В каких системах существует человек? Какие движущие силы у этих систем? Можно ли понять человека как внесистемное явление? Проводится эксперимент в аудитории – задача на объединение четырех точек. Решение: выйти при соединении точек за плоскость. Еще Сократ утверждал, что если хочешь понять личность, познай самого себя. Только выйдя за систему и рассмотрев законы жизни системы, мы сможем понять человека в разных ипостасях и качествах, заглядывая внутрь себя, мы оказываемся в Сократовской ловушке.
У каждой личности целый ряд системных качеств. Человек никогда не существует как моносистемное существо, мы входим во множество разнопорядковых систем одновременно.
Наиболее широкая система, в которой мы живем – это мир космоса, космосфера (термин гелиобиолога А. Чижевского, автора книги «Эхо солнечных бурь»). В ней выступают биоэнергетические характеристики человека. Чижевский писал, что выводы, которые вырывают человека из мира – это не игра ума, вырвать человека и микроорганизма из среды окружающего мира – это значит впадать в ошибку и проповедовать мысль, не имеющую ничего общего с тенденцией науки. И человек и микроб, по мнению Чижевского, существа не только земные, но и космические.
Для того, чтобы лечить болезнь – надо вылечить личность, но чтобы вылечить личность нужно преобразовать систему, приведшую к болезни – очень правильная формула А. Чижевского. Чижевский – уникальный философ и человек, был поэтом, мечтал изменить систему и столкнулся с тем, что системе не нравится, когда ее меняют. Многие годы Чижевский прожил в ГУЛаге. Но личностью философ оказался силен и все время работал над своей теорией, находясь в заключении, экзистенциально он был свободен. Иными словами, система думает поглотить человека, но человек – индивидуальность может сам вместить в себя систему.
Каждый из нас носитель родовых социально-типовых качеств, мы сталкиваемся с социальными феноменами, национальными феноменами и др. Человек как индивидуальность выступает как носитель личностно-смысловых качеств, которые конструируются в его индивидуальной деятельности. Смысловые качества напрямую связаны с установками и мотивами личности.
Каждый человек выступает как полимотивационное существо, нет человека с одним мотивом. К личности нужно идти через анализ мотивов. Когда мотивы сводятся к чему-то одному – социальная или клиническая форма патологии. Для каждого в то же время преобладает какой-либо мотив, заставляя перебирать социальные роли и примерять их на себя.
Личность для психолога – это не оценка величия, не оценочная категория. Об этом абсолютно четко учил Б.М. Теплов, основатель особой школы индивидуальных психологических различий. Б.М. Теплов ввел понятие сильный и слабый типы нервной системы.
Когда обсуждается процесс рождения личности – эти рассуждения не для работы психологов, а этиков и моралистов. Психологи работают с механизмами развития личности, путями ее развития.
Каждый раз, изучая развитие человека в системе, нужно ответить на вопрос – ради чего идет развитие системы и какие движущие силы развития системы.
Теории личности, которые ставили вопрос о движущих силах системы:
1) З. Фрейд. Основная мотивация: конфликт между удовольствием и реальностью. У интерпретаторов Фрейда была теория, что личность одномотивна, и Фрейд всю жизнь доказывал, что самой сильный мотив личности – либидо. В то же время необходимо учитывать, что Фрейд работал в контексте определенного социально-исторического окружения, с буржуа Вены, иными словами с людьми с нормальной и спокойной, но пресной жизнью.
2) А. Адлер – главная движущаяся сила это мотивация к власти. Ведущей мотивацией политического поведения является стремление к власти.
3) А. Маслоу – человек имеет потребность к самосовершенствованию.
4) А.В. Петровский, В.А. Петровский – теория о том, что личность реализуется через личностные вклады. У личности имеется мотивация быть личностью. Однако только в тоталитарном образе жизни для нас ведущей является потребность быть личностью, по мнению Д.Б. Эльконина.
Итак, чтобы понять человека, нужно изучить систему, которая его порождает. Человек живет во множестве систем, каждая из которых наделяет его сверхчувственными качествами.
IV Лекция 4, Начала историко-эволюционного подхода в психологии личности, Асмолов А.Г.
Итак, рассмотрение человека в контексте системы – самый главный аспект изучения личности. Второй аспект – для чего личность существует внутри системы.
Н.А. Бернштейн сформулировал три вопроса, которые касаются любых наук: 1) Почему происходит то или иное явление? 2) Как происходит явление? – эти два вопроса полностью относятся к неживым системам. И третий телеологический вопрос: 3) ДЛЯ ЧЕГО?
Предшественник Н.А. Бернштейна в методологии науки: Нарцисс Каспар Ах – утверждал, что любая направленность выводится из принципов ассоциации. Экспериментально показал, что испытуемый, прежде чем решать в соответствии с данной ему инструкцией задачу, располагает обычно неосознаваемой им установкой. Психолог утверждал, что задача определяет поведение человека, до того, как она решена. Из задач Аха вытекает – будущее влияет на поведение, до того как свершилось будущее. Мы приходим в настоящее из будущего, опосредованного прошлым.
Карл Юнг заявил, что в психологии не работает причинно-следственная связь. Разработанная им аналитическая психология ставила задачу исследовать бессознательную сторону человеческой психики через обращение к архетипам – изначальным образам, возникающим в сознании. Архетипы Юнга связаны с теорией Аха – в обоих случаях мы имеем интенцию.
Гипермнезия или, иными словами, повышенная способность к запоминанию и воспроизведению информации также связана с архетипами.
А.Н. Леонтьев говорил, что человек – единственное в мире существо, которое может освободиться от собственной биографии. Иными словами, мы не рабы памяти. Выведение поведение из прошлого опыта – это ошибочное, неполное ограниченное объяснение поведения.
Н.А. Бернштейн ввел понятие образ потребного будущего или модель потребного будущего.
Феномен игры в личность переходит в феномен игры в психолога. А.Р. Лурия говорил, что психолог – это психологическая культура.
Историко-эволюционный подход в психологии личности рожден как отрефлексированное направление в 80-х годах. Он описывает общесистемные принципы эволюции человека в разных системах и пытается создать аксиоматику психологию. Эволюционный смысл возникновения того или иного феномена в порождающей его системе. Изучение целевой детерминации.
Исследователь Л.М. Веккер создал уникальную психологическую систему (трехтомник «Психические процессы») Ученый исследователь утверждал необходимость разграничения психических процессов на исходные или элементарные и сложные или производные. Краткое описание теории Веккера звучит следующим образом - целостный организм является открытой «устойчиво неравновесной» системой, находящейся в состоянии непрерывного энергоинформационного взаимодействия со средой.
Подход Д.Н. Узнадзе - теория установки. Он говорил, что установка – это эмбрион будущего поведения. Д.Н. Узнадзе работал с идеями Анри Бергсона – заимствована идея творческого порыва. Идея заимствована из работы А. Бергсона «Творческая революция.
Психофизиолог Х. Дельгадо ярко показывал, что можно на расстоянии влиять на поведение животных через вживленные в мозг электроды. Экспериментально доказывал свою теорию, вживив электроды в быка и устроив корриду. Работы Н. Бехтеревой по психической деятельности мозга широко известны.
Физиологический редукционизм – это направление показывает, что без понимания мозговых механизмов мы беспомощны в анализе поведения.
А.Н. Северцев «Психика как фактор эволюции» книга, совершающая разбор вопроса о значении различных способов, посредством которых совершается приспособительная эволюция животных и определение, какую роль играют эти отдельные факторы в приспособлении животных к окружающей среде.
Закономерности, выступающие в ходе эволюции: в борьбе видов за существование один вид приводит к исчезновению другого и так двигается эволюция – по Дарвину.
Наиболее яркий последователь Дарвина И.И. Шмальгаузен начинает «расшатывать» теорию Дарвина. Книга «Организм как целое». В своих работах он говорит, что вместо отбора, который уничтожает, действует создающий отбор.
Антрополог В. Алексеев начал разрабатывать направление - историческая антропология. Закономерности, выведенные им: чем выше развита система, тем больше ее вариативность. Для любого отклонения всегда найдется свое место. Эта закономерность действует в биологических сообществах. Чем она сложнее, тем больше возможность для индивидуальности.
V Лекция 5, Гуманистическая психология и историко-эволюционный подход, Асмолов А.Г.
(Книги к прочтению А. Маслоу «Психология бытия»).
Каким образом закономерности эволюции преобразовываются в мире истории? Есть ли общие системные закономерности и как с ними работать, если они есть? - вот ключевые вопросы лекции.
К основным принципам историко-эволюционного подхода относится принцип роста вариативности элементов системы как критерий прогрессивной эволюции. Чем выше развита вариативность системы, тем больше вариативность входящих в систему отдельных элементов.
Этот принцип перекликается с гештальтпсихологией. Основывается на попытках объяснить принцип восприятие с позиции целостности структуры. Последователи Курт Левин (теория потребности). Гештальтпсихология родилась как оппозиция ассоциативной психологии. Гештальтпсихологи описывали мир, как он есть.
Индивидуальные самобытные качества человека обязаны системе, благодаря ней у человека проявляются качества, которые ранее ему не были присущи. Индивидуальностные качества содержат возможности принятия решений в неопределенных ситуациях.
Синтогенез – это путь увеличения потенциально возможных свойств, которые могут пригодиться системе при встрече с непредвиденными ситуациями. Исследователи Поспелов и Варшавский проводили эксперимент – помещали бактерии в непривычную среду. У них начинали реализовываться механизмы выживания.
Диссиденты, шуты – лишние люди. Но когда система попадает в нетипичную ситуацию, именно эти личности могут привести к развитию логики системы. «Горе от ума» - не случайность, а нормальная характеристика каждого.
В историко-эволюционном подходе наблюдается общность многих вещей и связей. Отличают два типа эволюции: морфо-физиологическую эволюцию, где речь идет об изменении морфо-анатомических и морфо-физиологических особенностей и эволюцию образа жизни. Идеи об этом разделении предложил Северцов. Иными словами, мы переходим к системному пониманию эволюции и закономерностей. Ключевым становится понятие образ жизни. Какой он был в первобытном, античном обществе, средневековье, как он меняется.
Северцов выделял несколько путей эволюции: прогрессивная эволюция образа жизни (также Вавилов назвал это явление преадаптацией), идиоадаптация (подраазумевает типовые задачи) и регресс
Ароморфоз — прогрессивное эволюционное изменение строения, приводящее к общему повышению уровня организации организмов.
Та или иная индивидуальность может так изменить историю, что будет рожден образ жизни. В социальной эволюции индивидуальность может спроектировать, создать или сконструировать иной образ жизни.
Мастера идиоадаптации – тоталитарные культуры.
Как проявляются установки в восприятии? Самый уникальный вариант эффект человека, который долгое время читает текст, написанный латинским текстом и слово «чепуха» (прописными буквами) прочитывает как «реникса». Установки бывают операциональные, целевые, смысловые.
Когда мы говорим о создании в системе стандартов, мы имеем ввиду стабильность и надежность установок системы. Наследственность вооружает нам типовыми способами принятия решений в разных ситуациях. Человек приобретает социотипические или этнотипические черты поведения. Характер – это система установок.
Этнические стереотипы как и социальные стереотипы - проявления тенденций к сохранению. Ритуалы, церемонии, социальные установки – это проявление в разных системах тенденций к сохранению, в них наработаны типовые способы мышления. В мышлении происходит то же самое – регидность мышления или стабилизаторы системы мышления. Моторные автоматизмы, навыки также стремление к сохранению.
Эгоцентрическое поведение – проявление ригидности мышления, то есть личность очень часто не может занять позицию другого и с этой позиции принять решение.
В широком смысле тенденции к сохранению – адаптивные тенденции, тенденции к изменению – творческие, креативные. Возникают в нетипичных ситуациях. За сохранением тенденций стоит функционирование, за изменением – эволюция.
В любой эволюционирующей системе существуют избыточные неадаптивные элементы, относительно независимые от регулирующего влияния разных форм контроля и обеспечивающие саморазвитие системы в непредвиденных, нестандартных ситуациях ее существования. Пример, игры животных, в которых оттачивается логика поведения, которая может оказаться успешной для животного.
То, что кажется ненужным для вида, в условиях эволюции может быть необходимым. Эволюция происходит скачкообразно и у вида есть как бы ненужные, но полезные в дальнейшем способности. Это основа развития личности. По мнению Ю.М. Лотмана, каждая культура оснащена механизмами по выработке неопределенности.
Таким образом, мы жадно помещаем себя в неопределенную ситуацию, чтобы развиваться и двигаться дальше.
VI Лекция 6, Роль игры в эволюции общества, Асмолов А.Г.
В любых системах начинают функционировать избыточные элементы, относительно независимые от уничтожающего действия биологического и иного контроля и эти элементы дают возможность наработать иные пути развития. Они не пригодны для стандартных типовых ситуаций, но когда система попадает в критическую ситуацию, они необходимы. Пример, игры животных. В играх оттачивается свободное поведение.
Каждый раз в поведение в ситуации игры животных, не является ли игра тем, из чего потом вырастает поведение, где мы перестаем быть рабами зрительного поля…Не является ли игра тем механизмом определенности, который ассоциируется с механизмом свободы? Гипотеза в том, что человек родился благодаря избыточности.
Принцип избыточности, связанный с неклассической психологией, по-другому позволяет увидеть человеческую культуру. Например, книги к прочтению Д.С. Лихачев «Смех в русской культуре» и работы М.М. Бахтина.
В неадаптивных или приадаптивных действиях, в шутовских и смеховых действиях подвергаются сомнению существующие нормы культуры. Через смеховые действия культура, уходя от механизмов контроля, рождает антинормы. Анализ смеховых действий выступает на примерах исследования в феноменологии шутовского поведения, поведения «дураков», поведения безумных. Также можно выделить сказки и фантастику
Официальная правда – это господствующие в культуре социальные нормы, соблюдая их, человек всегда знает, как надо действовать, действуя по ее логике в прагматичных ситуациях, все будет в порядке. Но личность в этом случак выступает как обезличенный персонаж, поведение адаптивное, безличностное. Не официальное поведение – пример, карнавал, ряженные. Это поведение против системы. Считалки - полны символизма, полны реальности, они предоставляют орудие для выбора – на кого упадет, кому выпадет.
Д.С. Лихачев: «Что такое древний русский «дурак»? Это часто человек очень умный, но делающий то, что не положено. Нарушающий обычай, разоблачитель и разоблачающийся одновременно». «Дурак» совершенно особое явление.
Эксперимент с детьми: проводилась игра воображаемое лото. Просили разложить детей 4-5 лет предметы маме и папе. Папе раскладывали – телевизор, газету, маме почему-то молоток и т.д. Но никогда не путали дети, кому положить шляпу Пьеро (папе), кому туфельки Золушки (маме). Иными словами, предметы, вписанные в сказочную реальность более устойчивы к сиюминутным механизмам культуры.
Л.С. Выготский для диагностики психических способностей предложил представление о зоне ближайшего развития. Суть его в следующем: тестолог, работающий в этой зоне, делает один замер (актуальные способности ребенка) и второй, определяющий, какие способности дети проявляют в совместной деятельности со взрослыми. За понятием зоны ближайшего развития стоит теория, что диагностикой поведения личности можно заниматься только в социокультурном развитии.
В зоне ближайшего развития личность исследуется именно в контексте развития. Через зону ближайшего развития диагностируется та высота и те стратегии поведения, которые ребенок усваивает совместно со взрослыми.
Зона вариативного развития – это те иные пути развития, которые, общаясь в детской субкультуре находят сверстники. Взрослому обществу, как правило, кажется, что они больше всех знают. Взрослые отказывают миру детства в его специфике и своеобразии.
Если мы хотим исследовать пути развития личности, мы должны обращаться к мифологии, к сказкам.
Смена механизмов изменчивости и стабильности могла бы быть передана именами Марата, Робеспьера и Наполеона. Марат пришел в историю, чтобы изменить культуру, Робеспьер расчищал почву для воплощения идей Марата, Наполеон ставит точки над «и» и история возвращается в свое русло.
Феномен выученной беспомощности, исследован на крысах, действует на людях. Суть эксперимента: животное помещается в клетку, через клетку пропускается тихий ток и крыса начинает метаться, но ток идет по всей клетке. Рано или поздно крыса ложится и, смиряясь с тем, что вокруг ток, впадает в апатию. Иными словами, зачем действовать, если ситуация остается та же самая. В тоталитарной культуре выученная беспомощность, то есть как бы не действовал человек, ситуация ему была не подконтрольна.
Предположительно лекция 8 продолжение, зафиксирована как Лекция 6, Роль игры в эволюцию общества, ч.3 (???)
Историко-эволюционный поход ставит вопрос, в чем смысл механизмов обезличивания в истории культуры, для чего в истории культуры появляются механизмы, которые дают возможность потерять собственное лицо, не пришли ли мы сегодня через массовую культуру к защитным механизмам, о которых писал З. Фрейд, не является ли это механизмами защиты личности.
Механизмы психологической защиты возникают в ситуации фрустрации. Если перед нами есть какой-либо объект и человек бросается к этому объекту (например, к другому человек), но перед стремящимся человеком возникает барьер, разделяя с объектом, то возникает ситуация неудовлетворенной потребности. Это могут быть социальные препятствия, внутренняя цензура. Барьер может быть внутренний или внешний. Тогда возникают средства преодоления (овладения) ситуацией. Именно эти средства З.Фрейд назвал защитными механизмами.
Самый классический механизм называется вытеснение. То есть либидозная энергия не может достичь объекта потребности и это вытесняется бессознательным. Именно бессознательное вырывается на поверхность в виде сновидений, оговорок, произведений искусства. Сновидения бывают двух типов: детские сновидения (нереализованные тенденции) и символические сновидения.
Замещение - это механизм психологической защиты от нежелательного контекста, основанием которого является замена недопустимого действия приемлемым. Или же перенос желаемой реакции с недосягаемого объективного или субъективного объекта на возможный объект для разрядки.
Рационализация – или обесценивание того объекта, который не можешь достичь (пример лиса и виноград, виноград всегда становится зеленым, когда лиса не может его достичь).
Когда речь идет о защитных механизмах, нужно четко видеть те феномены, которые описали классики психоанализа. Также необходимо понимать интерпретационную схему, а именно обходное действие, приводящее к достижению той или иной цели, за которым стоит динамическая модель разрешения конфликта.
Вместе с тем историко-эволюционный подход ставит вопрос: для чего возникают эти механизмы, каково их место в истории?
В политической деятельности необходимо понимать особо механизм рационализации.
Также существует механизм идентификации. З.Фрейд различал первичную и вторичную идентификацию. В любых случаях идентификация – уникальный механизм в историко-эволюционном подходе. Первичная идентификация – это отождествление либо с матерью либо с отцом по З.Фрейду. Разгадка таких комплексов, как Эдипов комплекс и комплекс Электры.
Идентификация, даже первичная, социально и исторически опосредована. Через идентификацию наше поведение оснащается нравственно-этическими эталонами. Когда ребенок гоним в классе, он отождествляется с тем или иным негативно санкционируемым лидером и через идентификацию он становится в буквальном смысле героем.
Механизм компенсации. Компенсация есть там, где есть чувство неполноценности. Имеется дефект. Человек в компенсации начинает строить иные стратегии поведения. Ребенок в классе, изгой для учителей, становится лидером подростковых компаний, где он герой, личность, другой человек. Природа компенсации уходит к целому ряду эволюционных механизмов. Например, если у человека потеряно зрение, компенсация идет через слух.
Без механизмов понимания нет психологии личности, смысловая реальность качается сферы бессознательного.
IX Лекция 9, Классическая и неклассическая психологии личности, Асмолов А.Г.
Теории личности сегодня напоминают «всадника без головы», а именно огромное количество эмпирических фактов и концепций, но куда скачет этот всадник – это особый вопрос. «Галопирующий» эмпиризм является одной из характеристик личности в течение XX века и в начале XI века.
Решая задачу о месте психолога в современном мире, никогда не стоит отбрасывать то, что было до решения этой задачи.
Книга к прочтению: Л. Хьелл, Д. Зиглер «Теории личности». Лекция – рассмотрение глав указанной книги.
Глава 1 Психология личности: введение в дисциплину – вводные сведения.
Во 2 главе Исследование и оценка в психологии личности перечисляются все методы исследования. Например, метод анамнеза, корреляционный метод, экспериментальный, оценочный. В психологии часто идет деление на метод эксперимента и метод естественный.
Эксперимент – четкий вопрос, заданный природе. Эксперимент в классической парадигме исследований – объективный метод. Но эксперимент - это уже вмешательство в действительность.
Естественный метод – метод клинической беседы, любое направление исследования должно быть валидно, и находится в системе координат культуры, в которой мы работаем. Личность должна исследоваться в неопределенных ситуациях.
Еще метод – опросники, находятся на границе социологии и психологии. Номотетические исследования – предполагают выделение типичного из очень большой массы данных на основе корреляции. Проективные методы – методы, нацеленные на индивидуальность и неповторимость.
Глава 3 Психодинамическая теория личности. Зигмунд Фрейд. З. Фрейд стоит у истоков для многих авторов.
Глава 4 Результаты пересмотра психодинамического направления: А. Адлер и Г. Юнг.
Глава 5 Эго-психология и связанные с ней направления: Эрик Эриксон, Эриг Фромм и Карен Хорни.
Глава 6 Диспозициональное направление: Гордон Олпорт, Рэймонд Кеттел и Ганс Айзенк.
Глава 7 Научающе-бихевиоральное направление в теории личности: Б.Ф. Скиннер.
Глава 8. Социально — когнитивное направление в теории личности: Альберт Бандура и Джулиан Роттер
Глава 9. Когнитивное направление в теории личности: Джордж Келли
Когнитивная сложность отражает степень дифференцированности сознания индивида, которая способствует сортировке впечатлений о действительности (категоризации). Одни люди понимают и интерпретируют происходящее в упрощенной форме, на основе фиксации ограниченного набора сведений, другие, наоборот, склонны создавать многомерную модель реальности, выделяя в ней множество взаимосвязанных сторон.
Целевая установка теорий крайне важная вещь, не механизмы, не исключительно феноменология не существует без целей и образов человека, который определяет действие личности.
Психологи должны четко знать цели и понимать, что личность - этот смысловое образование, которое не меняется через потоки слов. Смысловые установки, диспозиции не меняются под вербальными воздействиями, не меняются через общение. Иными словами, любые изменения личности через деятельность опосредованы. От образа личности зависят действия по отношению к личности.
Могут быть выделены несколько стратегий в изучении личности по различным критериям: 1) объект исследования 2) методическая процедура исследования 3) понятийный аппарат исследования 4)решение критического вопроса о соотношении биологического и социального в исследовании личности.
Сегодня перед нами стоит задача анализа психического здоровья общества, психического здоровья нас самих. Человек нашего общества психически здоров и нравственно болен. Мотивация сдвигается на потребление. Как в жизни личности, так и в жизни общества решается вопрос «иметь или быть». Но лучше быть многим, чем обладать многим.