Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Предмет, объект и задачи психологии
План:
1. Психология как особая область научного знания.
2. Место психологии в системе научного знания.
3. Предмет и объект современной психологии.
4. 3адачи психологии на современном этапе развития общества.
1.Психология как особая область научного знания
По мнению исследователей, сегодня психология занимает лидирующие позиции по сравнению с другими гуманитарными областями знания. Английский психолог Квинн Вирджиния, автор американского учебника по прикладной психологии, верно отметила роль психологии среди других наук. «Большинство наук прямо или косвенно связаны с познанием человеческой природы и человеческого поведения. К примеру, история в каком – то смысле может считаться летописью важнейших поступков, совершенных человечеством; социология пытается найти закономерности развития и описать поведение человеческого общества в целом; художественная литература, искусство и политические науки также могут рассказать очень много интересного о человеке, как в самых прекрасных, так и в самых отвратительных его проявлениях. Но подлинно научным исследованием и объяснением законов, по которым развивается и проявляется во вне человеческое поведение, мышление и эмоции, занимается только одна наука – психология» [3, с.14].
Любой курс лекций по основам какой-либо науки начинается обычно с определения ее предмета. Но по отношению к психологической науке дать такое определение крайне сложно. Во-первых, как писал в начале 20 века известнейший отечественный психолог Лев Семенович Выготский, "предмет психологии - самый трудный из всего, что есть в мире, наименее поддающийся изучению; способ его познания должен быть полон особых ухищрений и предосторожностей, чтобы дать то, чего от него ждут». Во-вторых, психология как наука развивается в условиях крайнего плюрализма разных точек зрения и мнений по поводу решения самых фундаментальных вопросов, в том числе проблемы предмета психологии.
Сущность предмета психологии кроется в трактовке термина «психология». В основе названия лежат два греческих корня: «псюхе» - душа и «логос» учение. В настоящее время вместо понятия «душа» используется понятие «психика». Такому названию психологическая наука обязана древнегреческому мифу о Психее. Древнегреческая царица Психея полюбила Эрота (Амура), сына Афродиты, небожителя. Став богиней, она стала олицетворять душу (дыхание), ищущую свой идеал, огненное (страстное) начало в организме. Представляют ее в виде бабочки (одна из версий мифа в мифологическом словаре Е.М.Мелетинского, 1990г.). В мифе ярко описана природа человеческой психики.
Парадокс этой науки – одновременное знание ее и незнание в связи с существованием двух путей ее познания: житейским и научным.
В чем же их специфика?
Знания житейские:
- конкретны
- интуитивны
- их передача затруднена
- источник-наблюдение
- ограничены.
Знания научные:
- обобщены (понятия)
- рациональны и осознаны
- накапливаются и передаются
- источник-эксперимент
- постоянно расширяются
З.Фрейд утверждал, что человечество получило три «пинка» от научного знания.
1. Открытие в XVII веке математиком Кеплером места земли во Вселенной. Он доказал, что Земля – рядовая планета, подвергающаяся законам небесных тел. Задолго до этого открытия Коперник считал, что центр мира – это центр земной орбиты, но оказалось, мы не одиноки во Вселенной.
2. XIX век - эволюционная теория Ч. Дарвина (теория о происхождении видов) утверждала, что обезьяна – общий предок человека, что поставило под сомнение теологическую теорию «творения» человека.
3. Конец XIX век - открытие З.Фрейдом бессознательного (З.Фрейд сделал открытие, связанное с наличием бессознательного в психике человека, благодаря чему у человека отсутствует возможность полного управления собственной психикой.
Все открытия принимались и осмысливались человечеством с большим трудом, расставаясь с общепринятыми постулатами. Рассуждения З.Фрейда подтверждают мысль древнегреческого философа Эклизиаста о том, что «во многой мудрости много печали», предполагая горечь научных плодов для человечества и конкретного индивида.
Предмет психологии менялся в ходе исторического развития, интеграции и дифференциации знаний. Психология в своем развитии прошла 4 этапа:
1. Психология – наука о душе (более 3000 лет назад. Наличием души объясняли все непонятные явления в жизни человека).
2. Психология – наука о сознании (с XVII века под сознанием понималась способность думать, чувствовать, желать. Эта идея развивались в механистической концепции Р.Декарта, ассоцианизме, структурализме В.Вундта, который в 1879 году основал первую в мире психологическую лабораторию в г. Лейпциг, где практиковал эспериментальную интроспекцию как метод изучения сознания).
3. Психология – наука о поведении (с XX века предметом психологии становится поведение, а ведущим методом его изучения - наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть (реакции, поступки, действия).
4. Со второй пол. XX века предметом психологии становятся факты, механизмы и закономерности развития психики.
Еще в середине XX века психологии приходилось отстаивать свое место в ряду наук. Психолога путали с психиатром, область применения психологии была размыта, её место в общественном сознании размыто.
Сегодня появилось множество институтов, которые готовят психологов разного профиля. Психология стала частью общественной жизни.
По прогнозам ученых, в XXI столетии в психологии быстро возрастет количество экспериментальных данных и новых теорий. Это позволит выработать общие, более точные, чем сейчас, представления о структуре психики, ее возможностях и законах организации.
Сегодня современная психология – это достаточно разветвленный комплекс наук, который продолжает развиваться очень быстрыми темпами (каждые 4 – 5 лет возникает новое направление). Тем не менее, можно выделить фундаментальные отрасли психологической науки и специальные.
Обратимся к классификации, представленной Р. С. Немовым (1995).
Общая психология:
1. Психология познавательных процессов и состояний;
2. Психология личности;
3. Психология индивидуальных различий;
4. Возрастная психология;
5. Социальная психология;
6. Зоопсихология;
7. Психофизиология.
Некоторые специальные отрасли психологических исследований:
1. Педагогическая психология;
2. Психология художественного творчества;
3. Медицинская психология;
4. Юридическая психология;
5. Космическая психология;
6. Инженерная психология;
7. Экономическая психология;
8. Психология управления и др.
2.Место психологии в системе научного знания
Анализ основных тенденций развития мирового сообщества и прогнозы многих ученых сходятся в том, что первый век третьего тысячелетия будет веком расцвета наук о человеке, веком человекознания и обществознания. Б.Г. Ананьев в своей книге «О проблемах современного человекознания» писал, что «об этом свидетельствуют три важные особенности развития современной науки, связанные именно с проблемой человека:
– превращение проблемы человека в общую проблему всей науки в целом, всех ее разделов, включая точные и технические науки;
– возрастающая дифференциация научного изучения человека, углубленная специализация отдельных дисциплин и их дробление на ряд все более частных учений;
– современная наука все более полно охватывает многообразные связи и отношения человека с миром: природа и человек, общество и человек, человек и техника».
В системе тех или иных связей человек изучается как продукт биологической эволюции – вид Homo sapiens; субъект и объект исторического процесса – личность в истории; естественный индивид с присущей ему генетической программой развития и определенным диапазоном изменчивости; основная производительная сила общества – субъект труда; субъект познания, коммуникации, управления и воспитания. Подобного многообразия подходов к изучению человека история науки еще никогда не знала. Возрастающее многообразие аспектов человекознания – специфическое явление современности, связанное с прогрессом науки и ее приложением к различным областям общественной практики.
Наряду с процессом дифференциации научного знания о человеке наблюдается встречный процесс интеграции. Тенденция к объединению различных наук, аспектов и методов исследования человека в те или иные комплексные системы ведет к возникновению новых пограничных дисциплин и соединению посредством их многих ранее далеких друг от друга областей естествознания и истории, гуманитарных наук и техники, медицины и педагогики. С возникновением кибернетики к изучению человека приближаются физико-математические науки. На границах между биохимией, эндокринологией, физиологией высшей нервной деятельности и психологией развивается фармакология. На стыке между кибернетикой, биологией, физиологией и психологией происходит развитие бионики с ее главным разделом – моделированием мозговых систем, и прежде всего, анализаторов внешней среды. На границах между кибернетикой, физиологией, психологией и педагогикой разрабатывается теория программированного обучения.
Наука и практика испытывают потребность в единой теории человекознания, в сближении и интеграции всех средств познания человека. Выдвижение проблемы человека в качестве общей для всей современной науки коренным образом изменяет положение психологии в системе наук, поскольку именно психология может стать связующим звеном между всеми областями познания человека, средством объединения различных разделов естествознания и общественных наук в новом, целостном, знании о человеке.
Преодолеть междисциплинарную разобщенность в понимании человека, создать общую картину его мира возможно только рассматривая его как некую систему. В своей книге «Человек как предмет познания» Б.Г. Ананьев указывает: «Человекознание – это та область, где системный подход органически обусловлен и интенсивно развивается. Здесь должен осуществляться синтез знаний, лежащих как бы в разных плоскостях, но неизменно пересекающих плоскость психологического знания. В результате компоненты психологического знания оказываются включенными в исследования самых различных гуманитарных и естественных наук, а в психологии открываются новые перспективы осмысления психического».
Отечественный психолог Б.Ф. Ломов писал, что важнейшая функция психологии заключается в том, что она «является интегратором всех научных дисциплин, объектом исследования которых является человек». Взаимодействие психологии с другими науками осуществляется через отрасли психологической науки: с общественными науками через социальную психологию, с естественными – через психофизиологию, сравнительную психологию, с медицинскими – через медицинскую психологию, с педагогическими – через психологию развития и педагогическую психологию, с техническими – через инженерную психологию, и т. д.
Таким образом, у психологии сложились тесные связи с научными дисциплинами всех групп: естественной, гуманитарной и технической. Анализ содержания психологических знаний показывает, что точное определение, к какой из вышеназванных групп можно отнести саму психологию, не представляется возможным. Психология развивается на пересечении всех трех направлений научных исследований.
3. Предмет и объект современной психологии
В настоящее время в отечественной психологии существуют разные формулировки определения психологии как науки при сохранении единого смысла.
Психология – это наука о психической жизни отдельного человека и всех людей вместе, опирающаяся на строгие экспериментальные факты, измерения и теорию. Это наука о мире субъективных, душевных явлений, процессов и состояний, осознаваемых, либо неосознаваемых самим человеком.
Таким образом в отечественной психологии сложилось представление об объекте и предмете психологии.
Объект психологии рассматривается в двух смыслах - широком и узком. В широком смысле под объектом психологии понимается психика. В узком смысле – носители психики: человек или сообщество людей.
При этом сама психика рассматривается как отражение объективной реальности. Отражение (психическое) – свойство высокоорганизованной материи (животных и человека) воспроизводить в форме субъективных образов (ощущений, восприятий, представлений, мыслей и чувств) объекты внешнего мира в процессе активной деятельности в природной и социальной среде.
Психика – системное свойство мозга, благодаря которому человек способен отражать(воспроизводить) объективную, независимую от него реальность, не искажая ее, но преломляя через свое сознание. Психическое отражение носит опережающий характер, как результата накопленного опыта. В этом своеобразие и уникальность каждой личности.
Предмет психологии – объективные закономерности, проявления и механизмы психики, т. есть «психическое» (психика во всех ее проявлениях).
Психика порождает психические явления – субъективные переживания, внутренний опыт субъекта(метод-самопознание) и психологические факты – объективные (наблюдаемые) формы проявления психики (акты поведения, продукты деятельности людей, убеждения, суеверия, состояния (любовь-ненависть и т.д.).
Функции психики. Отражение воздействий окружающей действительности. Регуляция поведения и деятельности. Осознание человеком своего места в окружающем мире.
Уровни проявления психики: сознательный и бессознательный; индивидуальный и групповой.
Формы проявления психики (психические явления):
1. Психические процессы – это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей среды. Как правило, они имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец.
Существуют две группы психических процессов: познавательные и эмоционально-волевые.
Процессы проявляются как на индивидуальном, так и на групповом уровнях.
Индивидуальный уровень - ощущение, восприятие, память, мышление, внимание, воображение, представление.
Групповой уровень - общение, межличностное восприятие, межличностные и межгрупповые отношения и взаимодействия и др.
Групповой уровень психики исследует такая наука как социальная психология.
2. Психические состояния – это характеристика психической деятельности индивида в данный момент времени.
Индивидуальный уровень:
- проявления чувств (настроения, аффекты, эйфория, тревога, фрустрация и пр.);
- проявления внимания (сосредоточенность, рассеянность);
- проявления воли (решительность, собранность);
- проявления мышления (сомнения, размышления);
- проявления воображения (грезы, фантазии и пр.).
Групповой уровень - конфликт, сплоченность, паника, закрытость, групповое настроение и др.
3. Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека.
Индивидуальный уровень: темперамент, характер, способности, направленность личности.
Групповой уровень – организованность, эффективность, замкнутость и др.
3. Задачи психологии на современном этапе развития общества
Психология на современном этапе решает, как теоретические, так и практические задачи.
Теоретические задачи нацелены на выявление сущности психических закономерностей, управление ими, использование и интегрирование полученных знаний, подготовку теоретической основы для практики. Сейчас отечественная психология стремительно меняется, пытаясь ассимилировать достижения зарубежной науки, появляются новые проблемы, ранее не отмеченные особым вниманием психологов: психология духовности (анализ нравственных и духовных свойств, качеств, состояний сознания и поведения современного человека, исследование духовных компонентов профессии, психологии добра и зла), акмеология (исследование высшей ступени индивидуального развития, феноменов «самости» человека – саморегуляции, самоутверждения, самоопределения, самопрезентации), суицидология, психология наркозависимости, психология безопасности жизнедеятельности, психология социальной работы, психология создания информационных систем, психология бизнеса, рекламы, имиджа и т. п.
Практические задачи психологии нацелены на гуманизацию человеческого бытия и проявляются: в ориентировании практической психологии на индивидуальный рост клиента, стремлении к его максимальной самоактуализации; в проникновении психологических знаний во многие сферы деятельности людей, в том числе в политику, экономику, бизнес, рекламу.
Библиографический список
1. Дементий, П. И. Методологические основы психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие / П. И. Дементий, А. В. Колодина. – Электрон. текстовые данные. – Омск: ОмГУ, 2014. – 100 с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24900.html.
2. Караванова, Л. Ж. Психология [Электронный ресурс]: учеб. пособие для бакалавров / Л. Ж. Караванова. – Электрон. текстовые данные. – Москва: Дашков и К, 2015. – 264 c. – 978-5-394-02247-0. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52271.html.
3. Квинн В. Прикладная психология. — СПб: Издательство «Питер», 2001. — 560 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»).
4. Маклаков, А. Г. Общая психология: учебное пособие / А. Г. Маклаков. – Санкт-Петербург: Питер, 2010. – 583 с.: ил. – (Учебник для вузов).
5. Психология: учебник / под ред. Б. А. Сосновского. – Москва: Юрайт, 2011. – 799 с.
6. Психология: учебник / В. М. Аллахвердов и др. – Москва: Проспект, 2011.– 752 с.