Психологическое консультирование: виды, структура, этические принципы. Консультирование с использованием методов логотерапии.
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Содержание
I. Тема лекции. Обоснование выбора темы …………………………………….. 3
II. Формы организации лекции …………………………………………………. 4
III. Содержание лекции ………………………………………………………….. 4
План лекции
1. Виды психологического консультирования ………………………………… 4
2. Структура психологического консультирования …………………………… 5
3. Этические принципы, лежащие в основе профессиональной
деятельности психолога ………………………………………………………. 6
4. Консультирование с использованием методов логотерапии ………………. 8
5. Практическое применение полученных знаний …………………………… 10
IV. Целостный образ преподавателя в процессе лекции ……………………... 12
Список использованной и рекомендуемой литературы ……………………… 13
I. Тема лекции: Психологическое консультирование: виды, структура, этические принципы. Консультирование с использованием методов логотерапии.
1) Актуальность исследования данной проблемы обусловлена следующими факторами:
― во-первых, изучение этой темы предполагает получение первичных практических навыков;
― во-вторых, психологическое консультирование сегодня является одним из наиболее востребованных видов услуг (кроме традиционных, привычных, видов, консультирования, активно развивается консультирование онлайн).
2) Безусловно, психологическому консультированию посвящено множество трудов ученых-психологов. Настоящая лекция основана на трудах таких выдающихся ученых, как:
― президент Восточно-Европейской Ассоциации экзистенциальной психологии Римантас Кочюнас (Вильнюс, Латвия), монография которого раскрывает основы психологического консультирования;
― кандидат психологических наук, клинический психолог, практикующий психолог-консультант Дмитрий Александрович Донцов (Москва, Россия);
― кандидат психологических наук Алла Анатольевна Осипова (Ростов-на-Дону, Россия), один из основных трудов которой посвящен общей психокоррекции;
― кандидат психологических наук, детский практический психолог Галина Борисовна Монина, значительная часть трудов которой посвящена консультированию детей и подростков;
― австрийский психолог, невролог и психиатр, основатель логотерапии Виктор Франкл.
II. Формы организации лекции
1) Аудитория: психологи. II курс. Уровень подготовки – общеобразовательный.
2) Цель лекции: ознакомление с теоретическими основами психологического консультирования и попытка применения полученных знаний на практике (на примере логотерапии).
3) Задачи лекции:
― ознакомление студентов с теоретическими основами психологического консультирования: виды консультирования, его структура и этические принципы, лежащие в его основе;
― знакомство с методами логотерапии;
― попытка на конкретном примере практической реализации полученных знаний.
4) Организационная форма лекции: монолог с элементами эвристической беседы.
III. Содержание лекции
1) План лекции
1. Виды психологического консультирования
2. Структура психологического консультирования
3. Этические принципы, лежащие в основе профессиональной деятельности психолога
4. Консультирование с использованием методов логотерапии
5. Практическое применение полученных знаний
1. Виды психологического консультирования
К основным видам психологического консультирования относятся:
— интимно-личностное консультирование, направленное на проблемы поведенческих либо психологических недостатков, от которых хотел бы избавиться клиент; на регулирование личностных взаимоотношений со значимыми людьми по проблемам всевозможных неудач, страхов, глубокого недовольства клиента самим собой, интимными отношениями;
— семейное консультирование; необходимое при выборе супруга; применяется для предупреждения и разрешения конфликтов во внутрисемейных отношениях и в отношениях членов семьи с родственниками, для решения текущих внутрисемейных проблем (распределение ролей, разногласия в вопросах воспитания, распределения семейного бюджета), до и после развода;
— психолого-педагогическое консультирование, направленное на решение вопросов воспитания и обучения детей, повышения педагогической квалификации взрослых, совершенствования педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами;
— деловое консультирование, направленное на преодоление людьми деловых проблем выбора профессии, совершенствования и развития способностей, организации труда, повышения работоспособности, проведения деловых переговоров.
Таким образом, к основным видам психологического консультирования относятся: интимно-личностное консультирование; семейное консультирование; психолого-педагогическое консультирование; деловое консультирование.
2. Структура психологического консультирования
Структура психологического консультирования включает в себя определенные этапы, которые проходят психолог-консультант и клиент в ходе консультирования. Деление процесса консультирования на этапы условно, оно не имеет жестких границ. Знание этапов психологического консультирования не предполагает точного соблюдения установленного алгоритма действий, но зато дает наиболее полное представление о процессе консультирования.
Существует несколько моделей структуры психологического консультирования, подразделяющие процесс консультирования на определенные этапы:
1) эклектическая модель Р. Кочюнаса (включает в себя шесть этапов):
— исследование проблем клиента;
— этап двумерного определения проблем;
— идентификация альтернатив;
— планирование;
— деятельность;
— оценка и обратная связь;
2) четырехступенчатая модель (состоит из трех этапов):
— установление раппорта, «присоединение» консультанта к клиенту;
— ведение клиента в направлении изучения и кристаллизации проблемы;
— терапевтическое завершение, то есть формирование у клиента мотивации на решение проблемы;
3) шестишаговая модель А. Блазера (шесть этапов):
— установление раппорта;
— составление жалобы;
— анализ проблемы;
— формулирование проблемы;
— проработка проблемы;
— завершающий этап.
Таким образом, психолог в процессе консультирования может придерживаться наиболее приемлемой, на его взгляд, модели.
3. Этические принципы, лежащие в основе профессиональной деятельности психолога
Работа психолога-консультанта осуществляется в строгом соответствии с Этическим кодексом психолога Российского психологического общества (РПО). В целях решения спорных вопросов профессиональной этики психолога создан регулирующий и консультативный орган — Этический комитет РПО.
К основным этическим принципам психологического консультирования обычно относятся:
— безоценочное и доброжелательное отношение к клиенту: консультант должен уметь внимательно слушать клиента (к примеру, посредством техники активного слушания), стараться понять клиента, не осуждая его при этом, а также оказывать психологическую поддержку и помощь;
— ориентация консультанта не на социально принятые нормы и правила, а на ценности и нормы клиента, что будет способствовать искренности и открытости клиента; принятие ценностей клиента и их уважение — это не только возможность выразить ему поддержку, но и возможность оказывать влияние на дальнейшее формирование этих ценностей, если в ходе консультирования выявится, что они являются препятствием для нормальной жизнедеятельности человека;
— запрет давать советы: консультант, несмотря на то, что у него имеется достаточно профессионального и жизненного опыта и знаний, не вправе давать советы клиенту (в частности, в связи с тем, что жизнь клиента, контекст ее протекания уникальны и непредсказуемы); дать совет — означает принять ответственность за жизнь клиента в случае, если клиент воспользуется советом психолога, что не будет способствовать развитию личности клиента, активной и ответственной роли в происходящих с ним событиях;
— анонимность: информация, полученная консультантом от клиента в процессе консультирования, ни в коем случае не может быть передана без согласия клиента ни другим лицам (в том числе родственникам и друзьям), ни каким бы то ни было организациям; из этого правила есть исключения (о которых консультант обязан заранее предупреждать клиента), специально отмеченные в законодательстве той страны, в соответствии с законами которой осуществляется профессиональная деятельность психолога;
— разграничение личных и профессиональных отношений; при осуществлении психологом профессиональной деятельности каких-либо личных отношений по возможности лучше избегать; если же такие или подобные им отношения появляются, необходимо стараться действовать в интересах клиента, как можно скорее прервав процесс психологической помощи.
Таким образом, к основным этическим принципам, лежащим в основе профессиональной деятельности психолога, относятся: безоценочное и доброжелательное отношение к клиенту; ориентация консультанта не на социально принятые нормы и правила, а на ценности и нормы клиента; запрет давать советы; анонимность; разграничение личных и профессиональных отношений.
4. Консультирование с использованием методов логотерапии
Виктор Франкл (26.03.1905-02.09.1997), известный австрийский психиатр, психолог и невролог, является основоположников методов логотерапии.
Для того чтобы помочь человеку в решении его проблемах, Франкл предлагает два основных метода:
1) метод дерефлексии означает снятие излишнего самоконтроля, размышление о собственных сложностях — то, что в обиходе называют самокопанием; эффективен для лечения сексуальных неврозов; так, в ряде исследований было показано, что современная молодежь в большей степени страдает от мысли о том, что у нее есть комплексы, чем от самих комплексов;
2) метод парадоксальной интенции (намерения) предполагает, что психолог вдохновляет клиента именно на то, чего тот старается избежать; при этом активно используются различные проявления юмора; метод ориентирован на лечение фобий и навязчивых состояний.
В. Франкл считает юмор формой свободы, аналогично тому, как в экстремальной ситуации формой свободы является героическое поведение. Собственный опыт В. Франкла в качестве заключенного концентрационного лагеря подтверждает правомерность его позиций. Именно там В. Франкл убедился, что даже в нечеловеческих условиях возможно оставаться человеком, возвышаться над обстоятельствами. Для этого нужно сохранять смысл жизни. Свой опыт он описал в книге «Психолог в концлагере» (1946). В концентрационном лагере в большей степени были способны к выживанию те люди, у которых была задача, ожидавшая своего решения и воплощения. Когда Франкла забрали в Освенцим, у него конфисковали почти готовую к публикации рукопись, и «только глубокое стремление написать эту рукопись заново помогло выдержать зверства лагерной жизни».
Метод парадоксальной интенции используется в коррекционной работе со страхами. Например, если человек испытывает страх закрытых помещений, ему предлагается заставить себя находиться в таком помещении. И в результате длительного нахождения, как правило, страх исчезает, а человек обретает уверенность в себе, перестает бояться того, чего раньше избегал.
В логотерапии также используются следующие приемы персональное осмысление жизни; «сократовский диалог».
Персональное осмысление жизни. Прием заключается в том, чтобы человеку, утратившему смысл жизни, сказать, показать, что он нужен другому человеку, что жизнь без него теряет для этого человека смысл. Для матери, потерявшей взрослого ребенка, смыслом жизни может стать воспитание внуков. Женщина, потерявшая ребенка в результате онкозаболевания, учреждает благотворительный фонд и находит смысл жизни в том, что помогает другим матерям, оказавшимся в подобной ситуации. Таким образом, смысл своей жизни человек приобретает через осознание того, что он нужен и полезен другим, близким ему людям. Это один из способов превращения жизни, лишенной смысла, в осмысленную, осознание своей уникальности, незаменимости, по крайне мере, хотя бы еще для одного человека. Человек может найти смысл своей жизни в творчестве, в том, что он делает добро для других, в поисках истины, в общении с другим человеком. Самое главное, чтобы он мог получать удовлетворение от всех этих дел и видов деятельности. По Франклу, проблема заключается не в том, в каком положении оказался человек, а в том, как он относится к своему положению.
«Сократовский диалог». Задача данного приема — вовлечение клиента в сотрудничество и расширение сферы его сознания. «Сократовский диалог» — своего рода интеллектуальный поединок между психологом и клиентом, в ходе которого корректируются непоследовательные, противоречивые и бездоказательные суждения клиента.
Психолог постепенно, шаг за шагом, подводит клиента к запланированному выводу. В основе данного процесса лежит логическая аргументация, составляющая ядро приема. Во время беседы психолог формулирует вопросы таким образом, чтобы клиент давал максимальное количество положительных ответов. Таким образом клиент подводится к принятию суждения, которое ранее не принималось, было мало понятным или неизвестным.
Логотерапия может использоваться в качестве метода психотерапии при различных нарушениях психического функционирования.
Сюда можно отнести:
1) фобии;
2) невроз навязчивых состояний;
3) профилактика психологических кризисов;
4) сопровождение неизлечимо больных соматических пациентов;
5) работа с людьми, находящимися в состоянии экзистенциального вакуума.
Таким образом, к основным инструментам логотерапии относятся два метода ― метод дерефлексии и метод парадоксальной интенции (намерения); и два приема ― персональное осмысление жизни; «сократовский диалог».
5. Практическое применение полученных знаний
Вы, наверное, не раз сталкивались с тем, что катастрофически не успеваете выполнить все задуманное в срок. Проблемы скапливаются и растут, как снежный ком. И Вы не можете найти выход из сложившейся ситуации.
Дело в том, что постоянные вызовы и бешеные скорости современного делового мира зачастую выходят за рамки психологических и физиологических возможностей человека.
Оказываясь в подобных рамках, человек не только не может найти достаточно сил, но и переживает самоотчуждение, фрустрацию и отсутствие исполненности. И стресс, испытываемый в связи с этим, только усиливается из-за того, что результат работы в наше время, как правило, неосязаем и неочевиден, его ценность сложно ощутить.
В практической психологии для заполнения создавшегося экзистенциального вакуума смысложизненным содержанием предназначены методы логотерапии, которые, несмотря на свою новизну, находят все более широкое применение.
Сегодня у нас с вами необычное занятие, целью которого является попытка практического применения методов логотерапии. Использование логотерапии требует вдумчивости, самостоятельных размышлений и частного взгляда внутрь себя. Попробуем начать с самого простого.
Думаю, многим, если не каждому, знакома ситуация, когда преподаватель ведет по журналу ручкой, высматривая, кому необходима оценка и кого надо спросить. А Вы в этот момент отвечать вовсе не желаете, но есть ощущение, что спросят именно Вас. И, как правило, так и происходит. Чаще всего в нежелании отвечать кроется не слабая подготовка, а именно страх ответить неверно. Если в этот момент страх возьмет верх — то учащийся может вовсе отказаться отвечать и сказать, что он не готов к занятию. Если же учащийся сможет побороть свой страх и сконцентрироваться на ответе, то он будет способен дать качественный ответ. Кто из присутствующих знаком с такой ситуацией?
— А кто из вас не хотел бы, чтобы я сейчас обратилась с вопросом именно к нему? Предлагаю Вам попробовать высказать вслух все свои мысли по поводу сегодняшней беседы и прислушаться к тому, что Вы почувствуете в этот момент!
— А теперь я бы хотела обратиться к слушателям. Кто из вас не хотел включаться в беседу сегодня? В ходе занятия что-либо изменилось в этом плане? У вас появилась потребность побороть свой страх? Вам заинтересовало сегодняшнее занятие? Какие вопросы Вы хотели бы мне задать?
Таким образом, мы с вами попытались применить на практике один из основных методов логотерапии — метод парадоксальной интенции (намерения), суть которого состоит в том, что человек при помощи психолога должен попытаться сделать именно то, чего тот старается избежать.
Выводы
Таким образом, в результате сегодняшней лекции мы с вами:
― изучили основные виды психологического консультирования;
― ознакомились с его структурой;
― узнали о содержании этических принципов, закрепленных в Этическом кодексе психолога;
― рассмотрели основные методы и приемы логотерапии;
― попытались применить на практике метод парадоксальной интенции.
IV. Целостный образ преподавателя в процессе лекции
В процессе решения задач каждого из разделов содержания лекции взаимодействие преподавателя и студентов реализуется в форме совместного решения задач.
Список использованных источников
1. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. / Р. Кочюнас. - М.: Академический Проект, 1999. - 240 с. - Серия: Библиотека психологии, психоанализа, психотерапии.
2. Монина Г.Б. Психологическое консультирование детей и подростков: учебник / Г.Б. Монина. - СПб.: СПбУТУиЭ, 2011. - 210 с.
3. Осипова А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие / А.А. Осипова. - М.: Сфера, 2002. - 510 с.
4. Основы психологического консультирования: учебное пособие / Под ред. Д.А. Донцова. - СПб.: Речь, 2013. - 224 с.
Список рекомендуемой литературы
5. Франкл В. Воля к смыслу / В. Франкл; пер. с нем. - М.: Альпина нонфикшн, 2018. - 228 с.
6. Франкл В. Логотерапия и экзистенциальный анализ: Статьи и лекции / В. Франкл; пер. с нем. - М.: Альпина нон-фикшн, 2016. - 344 с.