Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Психологические приемы снижения страхов и тревожности у пациентов в предоперационном периоде

  • 👀 520 просмотров
  • 📌 445 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Психологические приемы снижения страхов и тревожности у пациентов в предоперационном периоде
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Психологические приемы снижения страхов и тревожности у пациентов в предоперационном периоде» docx
Тема лекции: «Психологические приемы снижения страхов и тревожности у пациентов в предоперационном периоде» 1. Понятие страхов и тревожности у пациентов в предоперационном периоде В современной научной литературе все большее внимание уделяется исследованию эмоционального состояния и переживаний пациентов, находящихся в условиях хирургического стационара. Ситуация хирургического лечения ставит пациента перед вопросом жизни и смерти, обладает особой смысловой значимостью и сопровождается интенсивными эмоциональными переживаниями. Состояние неопределенности, страха и беспомощности, которые испытывает пациент перед операцией, может спровоцировать развитие различных невротических или тревожно-фобических расстройств. В предоперационный период, увы, интенсивность большинства психогенных расстройств нарастает. При известии о предстоящей операции, казалось бы, столь долгожданной, у некоторых пациентов возникает негативное к ней отношение. Появляются мысли об отказе от оперативного лечения, о недостаточно реализованных «иных» возможностях терапии. Такого рода переживания нередко усугубляются контактами с другими, уже прооперированными больными, которым такое лечение едва ли помогло. Типичным для этого периода является оживление суеверий, рост внимания к сновидениям, приметам. Переживания, связанные с операцией, и ее вос­приятие индивидуальны для каждого пациента. Хи­рургическое вмешательство представляет прямую и потенциальную угрозу организму, нарушает его нор­мальное функционирование. Пациент переживает личную травму и/или болезнь, ему приходится, хотя бы временно, менять свои привычки. Возможно на­рушение сна, приема пищи, возможности выпол­нять физические упражнения, общаться в коллекти­ве. При хирургическом вмешательстве все системы организма подвергаются как физиологическому, так и психологическому стрессу. Хотя телесное и душев­ное состояния пациента здесь для ясности обсужда­ются отдельно, они неделимы. Понимание стресса возможно только при целостном подходе. 2. Основные виды страхов и тревожности у пациентов в предоперационном периоде Страх, неудобство, вынужденное и зависимое положение, нарушение жизненного уклада, связан­ные с операцией, приводят к сильной эмоциональ­ной реакции. Даже тот страх и тревога, которые счи­таются нормальными для операционного стресса, способны сыграть важную роль в процессе операции и последующем восстановлении. Основными стра­хами, связанными с хирургическим вмешательст­вом, являются следующие: 1. Потеря контроля над собой, прежде всего обусловленная анестезией. Пациенты могут беспокоиться по поводу своих поступков и сказанных слов под действием лекарственных препаратов. Будучи под наркозом, пациент и основные функции его организма, включая ды­хание и жизнеобеспечение, попадают под пол­ную зависимость от медицинской команды. 2. Часто встречается страх неизвестности, свя­занный с неуверенностью в исходе операции, а также обусловленный незнанием того, что предстоит пережить. 3. Страх анестезии может быть обусловлен бояз­нью введения в наркоз или выхода из него. Па­циент может бояться того, что он проснется во время операции или будет чувствовать боль, несмотря на наркоз. Эти ощущения часто свя­заны со страхом потери контроля над собой или со страхом неизвестности. 4. Часто встречается страх боли или возможного недостаточного послеоперационного обезбо­ливания. 5. Обоснованным является часто встречаю­щийся страх смерти. Несмотря на значи­тельный прогресс в хирургии и анестезиоло­гии, ни одна анестезия и ни одно хирургиче­ское вмешательство не являются абсолютно безопасными для всех пациентов. 6. Страх изоляции от привычного окружения также часто присутствует. Пациента разлучают с супругой/супругом, семьей и близкими. Большую часть этого напряженного времени за ним ухаживают незнакомые люди. 7. Иногда встречается страх разрушения привычно­го уклада жизни. Операция и период восстанов­ления в различной степени могут нарушить привычную ежедневную и социальную активность пациента, его работу, профессиональные планы. 8. Часто встречается страх инвалидизации или потери части тела. Операция нарушает целост­ность организма и может испортить внешность. Существуют данные о зависимости между предо­перационными страхами и послеоперационным по­ведением больного. Было показано, что предопера­ционный страх, проявляющийся повышенной тре­вогой, влияет на количество необходимых для анес­тезии препаратов, а также на количество обезболи­вающих средств после операции и на сроки восста­новления после вмешательства. 3. Типы поведения пациента в предоперационном периоде В предоперацион­ной оценке пациентов четко выделяют три основ­ных типа поведения: 1. Высокий ожидаемый уровень страха. У пациен­тов повышены тревога и страх боли, смерти, инвалидизации. Сильная тревога у этих пациентов сохраняется после операции. 2. Умеренный ожидаемый уровень страха. Пациен­ты периодически беспокойны. Тревожатся по поводу некоторых специфических деталей вме­шательства. Они склонны к сотрудничеству с медперсоналом и стремятся самостоятельно уха­живать за собой в послеоперационный период. 3. Низкий ожидаемый уровень страха. Пациентов не беспокоит предстоящее вмешательство. Однако вместе с этим у них отмечается нереалистичный, слишком оптимистичный взгляд на сложившую­ся ситуацию. Возможны трудности с лечением таких пациентов, они чаще нарушают предписан­ный режим послеоперационной терапии. 4. Психологические приемы снижения страхов и тревожности у пациентов в предоперационном периоде Перед операцией пациент переживает различ­ные страхи и надежды. Задачей медицинского работника являет­ся определение связанных с операцией ощуще­ний, эмоций, поведения пациента, которые могут помочь или, наоборот, препятствовать в операци­онном периоде. Такая информация может быть получена только при непосредственном контакте медицинской сестры и пациента. Неторопливая и понимающая медицинская сестра вызовет доверие пациента, ей па­циент может многое рассказать. Непосредственными результатами психологиче­ской подготовки пациента является уменьшение по­требности в препаратах для премедикации и после­операционного обезболивания. Начинается сестринская психологическая помощь с создания благоприятной психологической среды – это значит, что в общении с пациентом медицинская сестра должна быть терпеливой и небрезгливой, тактичной и доброжелательной, но в то же время требовательной, принципиальной и твердой. Предоперационная психологическая подготовка включает информиро­вание пациента о том, что должно произойти, обуче­ние способам преодоления напряжения и диском­форта. Подготовка должна быть основана на поже­ланиях пациента получить информацию об опера­ции и ожидаемых им результатах вмешательства, а также на отношении пациента к операции. Некото­рые пациенты хотят получить только необходимую информацию, другим надо знать каждую деталь. Предоперационная информация дает возмож­ность пациенту мысленно представить развитие со­бытий. Медицинская сестра эмоционально поддерживает па­циента, поощряет в нем чувство причастности к соб­ственной судьбе (например, обучает пациента мето­дикам профилактики послеоперационных осложне­ний и ускорению выздоровления). Подбадривание пациента может достигаться различными способа­ми, например, доступностью обезболивающих пре­паратов для облегчения послеоперационной боли. Существуют различные психологические методы купирования болевого синдрома.  Первый метод – отвлечение внимания. Для этого находят достаточно интересную для пациента тему и развивают концентрацию его внимания на ней до тех пор, пока сознание не сузится настолько, что боль окажется вне его и перестанет пациентом осознаваться. На этот факт надо обратить внимание больного, зафиксировать изменение состояния и дать установку, что при достаточной концентрации внимания на просмотре интересного фильма или отслеживании сюжета при чтении книги боль будет уходить. Второй метод воздействия на боль – это метод сравнения. Задача при применении метода – убедить, что бывает и хуже, что больному еще повезло, и надо радоваться – у других положение было гораздо серьезнее, и все равно они вылечились. Третий метод – это концентрация на боли. Это психотехника как гипноза, так и самогипноза, концентрация внимания на одном-единственном образе или ощущении. С началом концентрации боль усиливается, как бы собирается в одном месте, затем наступает реакция торможения, острая боль тупеет, разливается и исчезает. Четвертый метод – это выработка условного рефлекса, система с применением «якоря». Если у тяжелобольного человека одновременно с приемом сильного обезболивающего вызывать условные ассоциативные раздражители, подкреплять действие лекарства условным рефлексом – «якорем» (включать определенную мелодию, определенным образом поглаживать по телу или голове или менять освещение и т. п.), то скоро эффект уменьшения или потери боли будет наблюдаться как реакция на «якорь», что позволяет сократить дозу препаратов либо давать плацебо, либо при ярко выраженной реакции на «якорь» вообще отказаться от медикаментозного обезболивания. Пятый метод применяют в тех случаях, когда решающую роль в ощущении боли играет страх. Психопрофилактический метод работы с болью такого происхождения состоит в том, что взгляд больного «уводится» из чувствительной зоны по паттерну в зону, не связанную ассоциативно с моментом возникновения боли, в визуальную (зрительную) конструктивную или аудиальную (слуховую) конструктивную зоны и далее с помощью интенсивных дыхательных упражнений, суггестивными (внушением) методами, приемами массажа добиваются глубокого расслабления и снятия «психомышечных зажимов», что приводит к ослаблению и исчезновению боли.  Медицинская сестра может посоветовать пациенту следующие психологические приемы, которые позволят отвлечься от ощущения боли и страха предстоящей операции, и соответственно, легче ее перенести: - расскажите близкому человеку про свою боль, постарайтесь сделать это с юмором; - послушайте любимую музыку; - чаще глубоко вдыхайте свежий воздух из окна или во время прогулки; - понаблюдайте за аквариумными рыбками; - похвалите значимого для Вас человека; - не жалейте о том, что вы заболели, а думайте о том, что обязательно скоро выздоровеете! Подготовка, когда это возможно, должна затра­гивать членов семьи и близких людей. Перед опера­цией тревога и страх семьи влияют на пациента, а волнение пациента влияет на членов семьи. Мно­гих пациентов ободряет присутствие и поддержка знакомых людей. Членам семьи может быть разре­шено сопроводить пациента до предоперационной комнаты. Ожидание конца операции может быть очень тяжелым для членов семьи и друзей. Им надо показать, где они могут ждать пациента, пока идет операция, по возможности отвлечь их внимание на время долгой операции, предоставив развлекатель­ные журналы и кроссворды. По желанию членов семьи или в случаях, когда они будут участвовать в послеоперационном уходе, они могут присутство­вать при предоперационном обучении пациента.
«Психологические приемы снижения страхов и тревожности у пациентов в предоперационном периоде» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Patricia McClure
Автор(ы) Беляков С. А.
Автор(ы) Волкова Л. С.
Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot