Психологическая служба в дошкольном учреждении
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Психологическая служба в дошкольном учреждении
Основная цель психологической службы в системе образования — обеспечение психического и психологического здоровья ребенка.
Психолог в детском саду — это человек, знающий и глубоко понимающий ребенка, разбирающийся в общих закономерностях психического развития, в возрастных особенностях этого развития и его индивидуальных вариантах.
Основная задача психолога — обеспечить нормальное развитие ребенка, исходя из закономерностей развития, помочь в создании необходимых для него условий.
Основные функции психолога в детском саду связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка.
Задачи психолога в детском саду:
— участие в образовательном процессе в целом, его «психологизация». Большое значение здесь отводится психологическому просвещению персонала детского сада и родителей.
— индивидуальная работа с детьми в соответсвии с их индивидуально-психологическими особенностями в воспитательном процессе, с характером взаимоотношений воспитателя и детей между собой, с индивидуально-психологическими качествами отдельных детей и уровнем их умственного и эмоционально-волевого развития.
Основные направления работы психологической службы:
1. Психологическое просвещение
Цель — приобщение воспитателей и родителей, детей к психологическим знаниям.
Формы работы разнообразны: лекции, беседы, групповые и индивидуальные консультации, семинары-практикумы, родительские собрания, распространение психологической литературы.
2. Психологическая профилактика
Цель — сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех возрастных этапах.
Содержанием работы является разработка и осуществление развивающих программ для детей, а также принятие профилактических мер, предвосхищение событий, могущих отрицательно сказаться на обучении детей.
3. Психологическая диагностика
Цель — изучение индивидуальных и возрастных особенностей личности, а также особенности межличностного взаимодействия.
Основная задача психодиагностики — дать информацию об индивидуальных психологических особенностях детей, которая будет полезна педагогам, родителям.
Для исследований психологу необходимо заручиться письменным разрешением родителей.
4. Психологическая коррекция
Цель — устранение отклонений в психологическом и личностном развитии ребенка, формирование различных умений и навыков.
5. Психологическое консультирование
Цель — оказание помощи всем участникам учебно-воспитательного процесса в решении возникающих проблем.
6. Аналитическая деятельность
Цель — научное обоснование и поиск теоретически обоснованных причин возникающих проблем, разработка комплексных рекомендаций для всех участников педагогического процесса.
Детство — самый важный период в жизни и наиболее значимый для развития ребенка. Известно, что на протяжении первых лет жизни закладываются основные качества характера, формируется стиль общения со сверстниками и взрослыми, складывается отношение к жизни в целом. И во многом от того, как происходит формирование личности ребенка в детстве, будет зависеть вся его дальнейшая жизнь. Все события, происходящие с нами в детстве, оставляют свой глубокий след во всей нашей последующей взрослой жизни.
Чтобы заметить, что ребенок испытывает трудности и нуждается в помощи, достаточно родительской чуткости и любви.
Самый важный момент — вовремя обратиться к детскому психологу, пока проблемы ребенка не начали нарастать как снежный ком, и есть возможность устранить проблему в наиболее короткие сроки, не причинив страданий и боли ребенку.
Многие детские проблемы лишь временны и требуют краткосрочной работы психолога.
Психолог помогает детям и их семьям разрешить поведенческие, эмоциональные, семейные проблемы, проблемы отношений со сверстниками и в школе и найти конструктивный выход из создавшейся ситуации.
Психолог поможет выявить проблему, предложить варианты решения, проследить и проанализировать изменения, но родители и только родители (!) могут помочь своему ребенку!
Перечень детских проблем с точки зрения детского психолога весьма обширен и напрямую зависит от возраста. Например, для ребенка-дошкольника он может быть таким:
• Как развита мелкая (пальчиковая) моторика ребенка?
• Как хорошо он воспринимает зрительные образы, слуховые, осязательные?
• Умеет ли ребенок различать цвета, формы, величины и т.д.?
• Насколько он внимателен?
• Каковы особенности памяти ребенка? Что он лучше запоминает – изображения или звуки, стихи или прозу?
• Каков уровень интеллектуального развития ребенка? Владеет ли он обобщающими понятиями типа «Фрукты», «Овощи», «Посуда» и многими другими? Может ли сравнивать предметы друг с другом?
• Умеет ли находить выход из неожиданной ситуации? Фантазировать? Шутить? Оценивать себя и других?
• Насколько ребенок эмоционален? Богатая ли у него мимика? Какие чувства у него преобладают? А как он их проявляет?
• Как ребенок обычно ведет себя в одиночестве, с родителями, с другими детьми, в новой обстановке?
• Как ребенок воспринимает свою семью? Удовлетворяют ли его те отношения, которые в ней сложились?
• В каком возрасте лучше отдавать ребенка в школу? Когда ребенка можно считать готовым к школьному обучению? Можно ли прогнозировать трудности в обучении ребенка и заранее «подстелить соломку»?