Психологическая основа имиджа. Имидж как система представлений
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Психологическая основа имиджа. Имидж как система представлений.
С точки зрения психологии, интерес вызывает определение имиджа как системы представлений (которые формируются на основе предварительных ощущений и восприятий) о каком-либо объекте.
Представления – это один из структурных компонентов сознания, имеющий специфические особенности, без учета которых невозможно их правильно понять, а тем более целенаправленно влиять на них.
Особенности представлений (О. В. Данчева и Ю. М. Швалб):
1. Представления – это индивидуально-психологический феномен, т.е. они свойственны каждому конкретному индивиду и отображают его личное видение мира.
2. Представления не могут быть истинными или неистинными (ложными), они всегда такие, какие есть. Однако представления могут быть оценены по критерию эффективности, т.е. по тому, насколько эффективно они позволяют человеку ориентироваться в окружающем мире.
3. Представления характеризуются относительной непостоянностью и одновременно нерефлексивностью. С возрастом представления человека меняются, но эти изменения он редко замечает и не осознает. В то же время для каждого человека и для различных социальных групп людей существует специфически стабильный набор стереотипных представлений. Именно они являются основными среди индивидуальных привычных форм поведения, групповых правил, культурных традиций. Они же являются основой формирования имиджа.
4. Представления непосредственно сливаются с эмоциями. Представления лежат на границе сознания, переживаний. Они всегда индивидуальны. И чем более жизненно важным выступает предмет для человека, тем более эмоционально насыщены его представления об этом предмете и обо всем, что с ним связано. Именно этот факт определяет то, что представления, какими бы они не были, ценны для каждого человека: отказаться от своих представлений, изменить их под давлением внешних факторов или обстоятельств – для любой личности процесс очень болезненный, вызывающий негативные эмоции, направленные на источник давления. Кардинальная смена имиджа тоже может вызвать негативные эмоции, «неприятие» себя «нового». Кроме того, несовпадение представлений и созданного имиджа вызывает ощущение «искусственности».
5. Представления отображают мир не непосредственно, то есть не в образах и картинах восприятия и памяти. Представления – это всегда интерпретация очевидных фактов. Один и тот же факт может быть интерпретирован многократно. То, что представляет собой предмет, и то, что мы о нем думаем, – это принципиально неравнозначные проявления нашего сознания (вспомните пример из лекции о цвете стен аудитории). Социокультурные нормы и стереотипы ограничивают вариативность интерпретаций, сводя их к более доступному для обзора количеству.
На стереотипах и их интерпретациях базируется мода, веяния, тенденции…
С одной стороны, это плюс, потому как существуют эффективные шаблоны создания имиджа. С другой стороны – минус, потому что при бездумном использовании шаблонов теряется индивидуальность.
Таким образом, сформированное в сознании или подсознании отношение, как и любое отношение человека к чему-либо, формирует, определяет его готовность действовать применительно к этому объекту (человеку) определенным образом. На языке психологов такая готовность называется психологической установкой.
Сознательный подход к созданию имиджа позволяет человеку задавать параметры такой установки и ожидать определенной реакции.
Типология имиджа
Типология имиджа по принципу функциональности.
Зеркальный. Это имидж, отражающий наше представление о себе. Мы как бы смотримся в зеркало и занимаемся самооценкой. Этот вариант имиджа положителен, ибо психологически в процессе самооценки мы всегда выдвигаем на первое место позитив. Его минус – минимальный учет мнения со стороны.
Текущий. Этот тип имиджа характеризует взгляд со стороны. Именно в этой области находит свое применение паблик рилейшнз (ПР) – деятельность по налаживанию связей с общественностью и формированию требуемого имиджа. Предубеждения формируют имидж политика или организации в не меньшей степени, чем реальные поступки.
Желаемый. Этот тип имиджа отражает наш идеал, то есть то, к чему мы стремимся.
Личностный. Этот тип имиджа характеризует систему представлений об образе конкретного человека. Личностный имидж формируется в нашем сознании в первую очередь под воздействием средств массовой информации
Еще в 17 веке итальянская комедия «дель арте» поделила все играемые жизненные коллизии между 16 типажами – масками, каждой из которых был присущ строго определенный образ действия. В современном театре этот конгломерат внешних и внутренних качеств, стали называть характер или психофизическая фактура личности.
Исходя из этого, личностный имидж можно представить, как некую атрибутику той роли, которую каждый из нас призван сыграть в театре жизни. Человек среди людей постоянно позиционирует себя в коммуникативном пространстве.
Личностный имидж предполагает индивидуальность взаимодействия в процессе личностной коммуникации, чем он и отличается.
Образ, представляемый нами окружающему миру, не редко воспринимается окружающими, как отражение уровня самооценки. Самооценка – это оценка личностью самого себя, своих возможностей, качества и места среди других людей, т.е. самооценка, регулирует поведение личности. Самооценка – это осознание собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды. В основе самооценки лежит самосознание, так как на определённой ступени развития самосознание становиться самооценкой. Самосознание – это знание к себе, отношение к этому знанию и как результат отношение к себе и проявляется оно в виде самооценки.
Корпоративный. Это имидж организации в целом, а не каких-то ее частей или результатов ее работы. Здесь имеют значения и репутация организации, и ее успехи, и степень стабильности.
Корпоративный тип имиджа условно делят на внутренний и внешний. Имиджмейкер Э. Дьячкова считает, что с помощью правильно выстроенного имиджа можно управлять процессом создания впечатления о фирме как у клиентов, так и у сотрудников. При этом формирование благоприятного впечатления у сотрудников фирмы (внутренний имидж), не менее важно, чем у клиентов, партнеров (внешний имидж). Ведь работники, доверяющие руководителям и воспринимающие цели организации как свои собственные, способны достичь самых высоких результатов.
Множественный. Этот имидж образуется при наличии ряда независимых структур вместо единой корпорации. В этом случае каждая составляющая работает на общий результат. Существует, однако, обратный процесс, когда неудача в одной области перечеркивает имиджевые характеристики в другой.
Как известно визуальная информация составляет 69%, но эти проценты включают еще и манеру говорить, позу, мимику, жесты, осанку, походку. И все это должно гармонично сочетаться и соответствовать обстоятельствам.
Положительный. Это имидж, заслуживающий общественное одобрение, полезный и существенный, обладающий необходимыми качествами.
Отрицательный. Он создается оппонентами, соперниками, врагами, то есть это вариант имиджа конструируемого сознательно, а не возникающего спонтанно.
Профессиональный имидж. И. Криксунова говорит о профессиональном имидже, которому должны соответствовать представители разных профессий: идеальный спортсмен, идеальный тренер, идеальный продавец, идеальный учитель, идеальный рекламный агент. «Секрет успеха нашего профессионального имиджа будет напрямую зависеть от того, насколько нам удастся создать облик, соответствующий ожиданиям других людей», – утверждает она.
Идеальный. Идеальный имидж – это образ желаемого лидера с теми качествами, которые хотят видеть в нем представителей электората.
Первичный. Первичный имидж – это, например, результат первого знакомства с кандидатом в депутаты.
Вторичный имидж. Вторичный имидж возникает в результате компромисса между образом идеальным и образом, наиболее противоречащим идеальному представлению.
Информационный. По характеру получения имиджеформирующая информация подразделяется на прямую и косвенную.
Косвенная имиджеформирующая информация – это та информация о Вас, которую человек получает через третьи руки, например как о Вас отзываются Ваши соседи. Сюда же относятся и легенды, слухи, сплетни, анонимки. Слухи наиболее действенными являются в обществе, где имеется низкий уровень доверия к официальной информации, что характерно для тоталитарных режимов, для обществ с низким уровнем гласности.
Прямая имиджеформирующая информация – это та, которую человек получает при непосредственном контакте с Вами.
Средовый имидж. Суждение о человеке по созданной им искусственной среде его обитания – по его жилищу, кабинету, автомобилю и т.п.
Габитарный имидж. Суждение о человеке по его собственной внешности – по костюму, макияжу, прическе, физических данных (рост, телосложение, осанка...), а также по кольцам-браслетам, мундштукам-сигаретам, т.е. по его габитусу (от лат. внешность, внешний вид). ("Габитарный" от "габитус" - лат. Habitus - "внешность").
Классически красивым в человеке является то, что целесообразно (было и есть) для его жизнедеятельности. Теория «целесообразного макияжа» отталкивается от общего принципа природы: красиво то, что целесообразно.
Косметика – это имитация биологической (здоровья) и социальной целесообразности. Вывод о стратегии применения любых косметических средств: они подчеркивают (должны подчеркивать) целесообразность, жизнестойкость данного представителя хомо сапиенс. У макияжа две психологические функции: первая: показать свою природную «целесообразность», вторая – приобщить к определенной социальной группе, эталонной для данного человека. Так, правильно выбранный макияж может подчеркнуть целесообразность образа, стимулирует позитивный имидж через ассоциации с эталонной в обществе социальной группой.
Одежда должна быть чистой и опрятной. Одежда проявляет или демонстрирует принадлежность субъекта к определенной социальной (или профессиональной) группе людей. Одеваться политику «под аудиторию» или «не под аудиторию» – это зависит от того, какова установка аудитории на ту социальную группу, с которой одежда политика отождествляется.
Принцип формирования позитивного габитарного имиджа через одежду: одежда должна в подсознании:
• как минимум, не ассоциироваться с той социальной группой, к которой они относятся негативно,
• и как максимум, ассоциироваться с той социальной группой, к которой у них положительное отношение.
Овеществленный имидж. Суждение о человеке по его овеществленной продукции – предметам, вещам, которые он сделал, создал.
Например, у политиков – это тексты. Важно учитывать и форму, и содержание. Известно, что большинство выдающихся политиков в рабочей обстановке были строги, организованны, иногда и педантичны. У студентов – файлы с выполненными заданиями. Вывод: составляя текст, следует придавать значение не только содержанию, но и форме.
Вербальный имидж. Суждение о человеке по его вербальной продукции – что говорит, как говорит, что как пишет.
Мнение, формируемое в процессе речевого общения (устного или письменного), или, иначе, формируется на основе вербальной и паравербальной продукции. Высокообразованного от малообразованного весьма несложно отличить по речи. Точнее, по их активному словарю, содержащему те слова, которые человеком употребляются достаточно часто, а следовательно, свободно, ибо ему известно их значение.
Теоретики имиджа предлагают способы формирования вербального имиджа: «слово – серебро, а молчание – золото», «разговаривать, а не говорить», «рассказывать то, что хотят услышать», «провоцировать улыбку», использовать нормативную речь, одобряемую обществом.
На становление позитивного вербального имиджа влияют темп, выразительность, четкость устной речи. Если существуют проблемы с речью, вызывающие барьеры в речевом общении, следует избегать экспромтов и спонтанности в устной речи, тщательно готовиться к беседам и выступлениям, упражняться в исправлении речевых недостатков.
Кинетический имидж. Суждение о человеке по его кинетической продукции (кинетика - движение).
Невербальный (кинетический), поведенческий имидж. «Кинетический» – от слова «кинетика», что с греческого переводится как «относящийся к движению». В психологии под «кинетикой» имеют в виду особый вид языка человека – кинетический язык (его еще иногда называют «невербальным языком»), который проявляет себя как через жестикуляцию (движение руками во время разговора), так и через положение тела или частей тела в пространстве. Сюда же следует отнести и мимику – движение мышц лица. Кинетический имидж создается на основе изучения и учета воздействия жестикуляции, мимики, положения тела в пространстве. Формированию невербального имиджа способствует тренированность, ведение здорового образа жизни, преодоление вредных привычек.
Стратегия поведения любого человека такова, что он всегда стремится к максимизации наград и к минимизации наказаний.
Задача:
а) научиться создавать блок на пути негативной информации из вашего подсознания в подсознание ваших партнеров по общению и
б) научиться презентовать (в смысле представлять) подсознательные положительные сигналы.
Тактика должна быть следующей: при взаимодействии с людьми почаще воспроизводить – специально, преднамеренно – «положительную» кинетику, но так, разумеется, чтобы ваш собеседник не обращал на это внимания, т.е. видел бы этот жест, но не фиксировал бы его своим сознанием.
Психологический имидж. Суждение об особенностях психики – темперамент, интеллект, характер, а также Ваши установки, мировоззренческие и иные позиции.
Можно выделить 4 группы компонентов имиджа:
1. Процессуальная составляющая имиджа – то есть имиджевые характеристики появляются, возникают в ходе каких-либо процессов или являются их результатами. Например: хорошее здоровье, тактичность, уверенность и т. д.
2. Внутренняя составляющая имиджа – имиджевые характеристики являются следствием сформированных внутренних качеств человека – характера, темперамента. Например, интеллект, эрудиция, юмор, способности к лидерству, профессионализму и т.д.
3. Внешняя составляющая имиджа – имиджевые характеристики характеризуют человека как бы со стороны. Например, опрятность, приятная мимика, скромная жестикуляция, элегантность и пр.
4. Ядро имиджа – имиджевые характеристики на основе моральных ценностей человека. Например, мечтательность, романтичность, любовь к природе и т.д.
Вывод: Выделяют также внутренние и внешние составляющие имиджа. Имидж представляет собой достаточно сложный феномен, в котором переплетены совершенно разнородные факторы. И все они должны приниматься во внимание, поскольку восприятие человека также идет по многим каналам, и по каждому из них надо вести свою определенную работу. Поэтому в практике выделяют политический имидж, персональный, деловой и т.д., в зависимости от тех задач, которые предстоит решить.
Этические ценности и лидерские качества как основа формирования успешного имиджа государственного служащего
1. Основные категории этики и этические ценности
Категориями называются понятия, в которых наука этика раскрывает сущность морали и моральной деятельности человека. Категории меняют свою иерархию в зависимости от изучаемой сферы. У Канта на первом месте стоит долг, а у других философов – по-другому.
Нормы формируются на уровне общественного сознания, и это отражается категориями «добро и зло». Но в практику эти нормы воплощаются только через поведение конкретного человека, после того как информация о норме пропущена через индивидуальное сознание, – это отражается категориями честь, достоинство и совесть. Но что бы мы ни делали, мы всегда действуем среди людей и по отношению к людям. Личные поступки описываются категориями долг и ответственность.
Добро и зло, – предельно общие категории, дающие оценку с позиции интереса всего общества, они не могут существовать друг без друга. Добро может фигурировать как благо, как польза, зло – это вред. Добро и зло конкретно историчны.
Совесть, честь, достоинство – категории, характеризующие уровень индивидуального морального сознания.
Совесть в индивидуальном сознании выполняет репрессивную функцию, она сравнивает общественно признанное понимание добра с конкретным поступком человека. Эта функция совести людьми давно понята, и в индивидуальном сознании выработались механизмы нейтрализации совести. Природа совести такова, что она может неоднократно возвращаться и тревожить нас годы спустя после совершения деяния. Иногда внутренний суд намного строже, чем суд людской. Это состояние человека зафиксировала религия. Поэтому предсмертная исповедь во многих странах является безусловным свидетельским доказательством чего-либо важного. Принять предсмертную исповедь может священник любой конфессии, церковь это допускает.
Достоинство – собирательная категория, в которой аккумулируется предшествующий опыт человека в процессе формирования личности. Содержательное понимание своего достоинства накапливается постепенно, по мере осознания человеком того, что он несёт в себе, под своим «я».
Честь – это те границы, которые устанавливает себе сам человек, в рамках которых он считает, что не теряет своего достоинства. Честь устанавливает даже более узкие границы, чем право.
Долг – социальный заказ от общества к человеку, социальные ожидания, оформленные в представлениях о добре и зле соответственного исторического периода (покорность жены мужу в древности). С этими ожиданиями человек знакомится всю свою жизнь, но пока человек не выполняет свой долг – его представления иллюзорны. Полностью мы осознаём свой долг во время прямого столкновения с конкретной ситуацией.
Ответственность, – усваивая представления о долге, мы проводим селекцию требований, признаём какие-то ожидания верными, а какие-то отвергаем. Ответственность – это та часть требований долга, которую человек принимает на себя, и за отступление от которых готов нести ответственность.
2. Этические ценности
Рассмотрим некоторые основные этические ценности.
Удовольствие.
Удовольствие (или наслаждение) – это чувство и переживание, которое сопровождает удовлетворение потребностей или интереса человека.
Основные характеристики:
1) Эти ценности непосредственно отвечают интересам и потребностям человека в его жизни.
2) Роль удовольствий и страданий определяют с биологической точки зрения, тем, что они выполняют функцию адаптации: от удовольствия зависит активность человека, которая отвечает потребностям организма; отсутствие удовольствия, страдания тормозят действия человека, опасны для него.
3 Состояние удовлетворенности же является идеальным для организма, и человеку необходимо делать все для достижения такого состояния.
4) Концепция гедонизма (от греч. hedone – «наслаждение»). В основе этого учения лежит представление о том, что устремление к удовольствию и отрицание страдания является главным смыслом человеческих поступков, основой для человеческого счастья.
5) Фрейд. Ученый сделал вывод о том, что «принцип удовольствия» является основным естественным регулятором психических процессов, душевной деятельности. Психика, согласно Фрейду, такова, что независимо от установок человека чувства удовольствия и неудовольствия являются определяющими. Наиболее яркими, а также и относительно доступными можно считать телесные удовольствия, сексуальные, и удовольствия, связанные с удовлетворением потребности в тепле, пище, отдыхе. Принцип удовольствия находится в противостоянии с общественными нормами приличия и выступает как основа личной независимости.
Именно в удовольствии человек способен почувствовать себя самим собой, освободиться от внешних обстоятельств, обязательств, привычных привязанностей. Таким образом, наслаждения являются для человека проявлением индивидуальной воли. За наслаждением всегда находится желание, которое должно быть подавлено общественными установлениями. Стремление к удовольствиям оказывается реализуемым в отходе от ответственных отношений с другими людьми.
6) Удовольствие может представлять для индивида ценность саму по себе и определять, влиять на мотивы его поступков.
Обыденное поведение, основанное на благоразумии и стяжании пользы, противоположно ориентации на удовольствие. Гедонисты различали психологический и нравственный аспекты, психологическую основу и этическое содержание. С морально-философской точки зрения, гедонизм является этикой наслаждения.
7) Наслаждение.
Может ли наслаждение быть фундаментальным моральным принципом? В истории философии можно найти три подхода.
Первый – положительный, принадлежит представителям этического гедонизма.
Другой – отрицательный, принадлежит религиозным мыслителям, а также философам-универсалистам (B.C. Соловьев и др.). Они критиковали гедонизм, считали, что разнообразие пристрастий, вкусов, привязанностей не позволяет признать за удовольствием статус морального принципа.
Третий подход развивался эвдемонистами (Эпикур и классические утилитаристы). Эвдемонисты отрицали безусловность чувственных наслаждений. Но они принимали возвышенные наслаждения, считая их подлинными, и рассматривали их как универсальное моральное основание поступков.
Польза. Это положительная ценность, в основе которой находятся интересы, отношение человека к различным объектам, постижение которых дает возможность сохранять и повышать ему свой социальный, политический, экономический, профессиональный, культурный статус.
Характеристика:
1) Так как интересы выражаются в целях, преследуемых человеком в своей деятельности, то полезным можно считать то, что способствует достижению целей, и также то, благодаря чему цели достигаются.
2) Полезность характеризует средства, необходимые для достижения какой-то цели. Наряду с пользой утилитарное мышление включает и другие ценностные понятия, например, «успех», «эффективность». Таким образом, нечто признается полезным, если:
• отвечает чьим-то интересам;
• обеспечивает достижение поставленных целей;
• способствует успешности действий;
• способствует эффективности действий.
3) Польза является относительной ценностью в отличие от абсолютных ценностей (добро, истина, прекрасное, совершенство).
4) Стремление к пользе является своекорыстным, безмерная забота об успехе приводит к игнорированию обязательств, последовательно проводимый принцип полезности не оставляет места для человечности, а с точки зрения жизни общества, он в значительной мере подпитывает центробежные силы.
5) Принятие полезности в качестве единственного критерия поступков приводит к конфликту интересов. Наиболее характерным выражением пользо-ориентированной деятельности человека считают предпринимательство как деятельность, которая направлена на достижение прибыли через производство товаров и предоставление различных услуг.
Они, во-первых, необходимы обществу частных потребителей и, во-вторых, способны конкурировать с подобными товарами и услугами, которые предлагают другие производители Патриархальная, традиционалистская концепции принципу полезности противопоставляют общественный интерес. А ориентация на полезность в этом случае толкуется как своекорыстие, сама полезность признается и высоко оценивается лишь как общеполезность, как общее благо.
Справедливость. Этимологически русское слово «справедливость» происходит от слов «правда», «праведность». В европейских языках соответствующие слова происходят от латинского слова «justitia» – «юстиция», свидетельствующего о его связи с юридическим законом.
Справедливость – это один из принципов, который регулирует взаимоотношения между людьми по поводу распределения или перераспределения, также взаимного (в обмене, дарении), социальных ценностей.
Характеристики:
1) Справедливыми называют тех людей, которые исполняют законы и отвечают добром на добро, а несправедливыми тех, кто творит произвол, нарушает права людей, не помнит сделанного им добра. Справедливым признается воздание каждому по его заслугам, а несправедливым – незаслуженные наказания и почести.
2) К Аристотелю восходит традиция деления справедливости на два вида: распределительную (или воздающую) и уравнивающую (или направительную). Первая связана с распределением имущества, почестей и других благ между членами общества. В этом случае справедливость в том, чтобы определенное количество благ было распределено пропорционально заслугам. Вторую связывают с обменом, и справедливость призвана уравнять стороны. Справедливость полагает определенный уровень согласия между членами общества относительно принципов, по которым они живут. Эти принципы могут меняться, но понимание справедливости будет зависеть от того, какие правила установились в данном обществе.
Милосердие.
В истории этики милосердная любовь как нравственный принцип в той или иной форме признавалась многими мыслителями. Таким образом, милосердие является высшим моральным принципом. Значение слова Милосердие по Ожегову:
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия
1). Заповедь любви была выдвинута христианством в качестве универсального требования, которое содержит в себе и все требования Декалога. ДЕКАЛОГ, или десятисловие (греч. δεκαλόγοσ, евр. miçwôt, ст.-слав. десятословие)—один из древнейших фрагментов Торы (закона иудеев), названный так по числу кратких заповедей (Исх 20:1—17). Предположительно датируется 8 в. до н. э., окончательно сформировался в 6 в. до н. э. Не исключена вероятность и гораздо более древнего происхождения: декзлог связан с традицией ближневосточных кодексов. Две заповеди (соблюдение Субботы и почитание родителей), возможно, не сразу приобрели положительный вид и возникли раньше отрицательных заповедей (ср.: Исх 21:17; Втор 5:14; 27:16). Текстологически декалог предшествует Книге Завета (Исх 20:22--23).
2). Но вместе с тем и в проповедях Иисуса, и в посланиях апостола Павла намечается различие между законом Моисея и заповедью любви, которое помимо теологического значения имело и существенное этическое содержание. Этический аспект различения Декалога и заповеди любви был воспринят в новоевропейской мысли.
3) По мнению Гоббса, нормы Декалога запрещают вторгаться в жизнь других людей и значительно ограничивают притязания каждого на обладание всем. Милосердие же раскрепощает, а не ограничивает. Оно требует от одного человека позволять другому все то, что он сам хочет, чтобы было позволено ему. Указывая на равенство и эквивалентность золотой заповеди, Гоббс истолковывал ее как стандарт общественных отношений.
Хотя высказывались и достаточно серьезные сомнения: во-первых, можно ли считать милосердие этическим принципом и, во-вторых, можно ли заповедь любви считать императивом, тем более фундаментальным. Проблему видели в том, что любовь, даже в самом широком понимании, является чувством, субъективным, не поддающимся сознательной регуляции явлением. Чувство нельзя вменить («сердцу не прикажешь»). Таким образом, чувство нельзя считать универсальным основанием нравственного выбора.
Но нет оснований всегда ожидать его от других Милосердие необходимо считать долгом, а не обязанностью человека. В отношениях между людьми милосердие является только рекомендуемым требованием. Милосердие можно вменять человеку как моральный долг, но он сам вправе потребовать от других только справедливости и не более.
Стили руководства.
1. Стили руковдства
Совокупность своеобразных приемов управления, манеру повседневного поведения руководителя по отношению к подчиненным называют стилем руководства. В стиле руководства вырабатываются способы влияния на подчиненных.
Стиль руководства определяется характером задач, стоящих перед коллективом, уровнем его развития, личностью лидера. Стиль руководства, который вполне оправдал себя в одних условиях, может оказаться неприемлемым в других.
Различают, как правило, шесть стилей руководства по одной модели:
1). Автократический (директивный, волевой, авторитарный, диктаторский):
• чрезмерная централизация власти,
• приверженностью только к единоначалию.
• жесткое единоличное принятие руководителем всех решений («минимум демократии»),
• жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания («максимум контроля»),
• представление о подчиненных как о лицах, не любящих трудиться, без честолюбия и чувства ответственности, нуждающихся в защищенности;
• отсутствие интереса к работнику как к личности.
Достоинства:
прибыль, производительность, качество продукции может быть хорошим
Недостатки:
высокая вероятность ошибочных решений; подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников; неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе; неблагоприятный психологический климат («подхалимы», «козлы отпущения», интриги); повышенная психологическая стрессовая нагрузка, вреден для психического и физического здоровья.
Целесообразность применения:
Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, боевые военные действия).
2). Демократический (коллективистский, партнерский):
• уважение к подчиненным,
• минимальное участие руководителя в принятии решений,
• стремление приобрести авторитет путем предоставления подчиненным льгот и послаблений,
• перекладывание ответственности за неудачи в работе на других;
• управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников («максимум демократии»),
• выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками («максимум контроля»),
• руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, к учету их интересов, потребностей, особенностей.
Достоинства:
обеспечивает высокую вероятность правильных взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива.
Недостатки:
делегирование полномочий
невозможность разграничения ответственности
Целесообразность применения:
реализация демократического стиля возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, коммуникативных способностях руководителя.
3). Либерально-анархический (попустительский, нейтральный):
«сверхдемократичность»,
все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь
• «минимумом контроля»,
• принятые решения не выполняются,
• результаты работы низкие,
• психологический климат в коллективе неблагоприятный, конфликтный, возможны скрытые и явные конфликты, идет расслоение на конфликтующие подгруппы.
• нет никакого сотрудничества,
• нет стимула добросовестно трудиться,
• разделы работы складываются из отдельных интересов лидеров подгруппы
4). Ситуативный:
• гибко учитываются уровень развития подчиненных и коллектива в целом.
• Эффективность руководства опосредована степенью контроля руководителя над ситуацией, в которой он действует.
5). Непоследовательный (алогичный) стиль руководства:
• непредсказуемый переход руководителем от одного стиля к другому
• крайне низкие результаты работы
• максимальное количество конфликтов и проблем.
6). Партисипативный (соучаствующий) стиль:
• регулярные совещания руководителя с подчиненными;
• открытость в отношениях между руководителем и подчиненными;
• вовлеченность подчиненных в разработку и принятие организационных решений;
• делегирование руководителем подчиненным ряда полномочий, прав;
• участие рядовых работников как в планировании, так и в осуществлении организационных изменений;
• создание особых групповых структур, наделенных правом самостоятельного принятия решений («группы контроля качества»);
• предоставление работнику возможности автономно (от других членов организации) разрабатывать проблемы, новые идей.
2. Стили лидерства
Модель: «Стили лидерства»: Подход основан на классификации стилей лидерства в зависимости от доверия лидера к своим подчиненным и его уверенности в них, характера используемой мотивации людей (наказания и вознаграждения), степени влияния лидера на подчиненных и характера взаимодействия с ними.
1. Эксплуататорско-авторитарный
2. Благосклонно-авторитарный
3. Консультативно-демократический
4. Демократический
Никакой стиль руководства не выступает в чистом виде. Различные стили могут использоваться в разных сочетаниях в зависимости от обстоятельств. Любой реальный стиль конкретного руководителя — это всегда некая комбинация из множества стилей, но, конечно, с преобладанием одного из них.
Следует сказать, что выбор оптимального стиля в диапазоне «авторитарность—демократизм» — задача непростая. Разные характеристики работы подчиненных регулируются разными методами: будить инициативу, создавать творческую атмосферу можно только демократическими средствами, а укреплять дисциплину, исполнительность — преимущественно авторитарными.
В каждом конкретном случае хорошим окажется руководитель, который сумеет использовать возникшую ситуацию. Для этого необходимо знать способности подчиненных, возможность выполнения стоящей задача, свои способности и полномочия. В процессе выполнения задаче может изменяться ситуация, и это потребует иного способа воздействия на подчиненных, т. е. изменения стиля руководства. Таким образом, лидерство в какой-то мере является искусством.