Психогигиена. 5 этапов медицинской реабилитации
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
1. ПСИХОГИГИЕНА
Психогигиена – область научной гигиены и система практических мероприятий, направленная на профилактику нервно-психических болезней у детей, молодежи, взрослого населения, повышение психологической культуры общества, психолого-педагогическую и медицинскую реабилитацию, социальную адаптацию больных.
Реабилитация – система и процесс восстановления способностей больного (инвалида) к активной жизнедеятельности, устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья в целях их физической, психологической и социальной адаптации и интеграции в общество.
После этапа клинического лечения больного ребенка, наступает этап медреабилитации
5 этапов медицинской реабилитации:
1. добиться с помощью комплекса методов реабилитации ремиссии (стабилизации) и улучшения состояния больного
2. организовать сотрудничество больного с реабилитологом, мобилизовать его внутренние резервы на преодоление болезни
3.активно взаимодействовать с больным с помощью вербального и невербального общения
4.изменить отношение к болезни, себе и окружению
5.снять чрезмерное эмоциональной напряжение, научить релаксации
5 этапов психолого-педагогической реабилитации
1. установить режим дня
2.спланировать игры, занятия с учетом состояния здоровья и принципа постепенности повышения нагрузки
3.обеспечить саногенное (оздорвливающее) общение и отношение взрослых и детей к больному ребенку
4. устранить вредные для больного влияния
5. создать оптимистическое самочувствие и положительных эмоциональное настроение ребенка
Состояние психо-эмоционального напряжения. Одним из важных результатов научных исследований в области выявления психофизиологических механизмов здоровья было открытие связи физиологической и психической адаптации и ведущей роли состояния психики, а именно чрезмерного психоэмоционального напряжения в инициации (запуске) и активизации процессов дезадаптации и болезни.
Исследование связи физиологии и психики – этих неотъемлемых сторон жизнедеятельности человека, до недавнего времени проводилось раздельно, поскольку морфофункциональные перестройки организма и высшие психические функции имеют относительную автономность. В настоящее время преобладает необходимость интеграции полученных данных и комплексных исследований психофизиологических основ здоровья. На уровне индивидуального здоровья, обеспечиваемого фенотипической адаптацией человека, психофизиологические процессы рассматриваются как ВЕДУЩИЕ.
Психическая адаптация человека является предпосылкой и условием социальной адаптации (социализации). С этой точки зрения адаптацию человека в обществе с помощью механизмов его психики и поведения необходимо рассматривать как процесс социально-психического приспособления. С другой стороны, адаптация к новой или экстремальной обстановке включает комплекс биологических и психических защитных механизмов, которые активизируют адаптивные резервы организма. Роль «запускающего механизма» сложных перестроек различных функциональных систем организма выполняет психо-эмоциональная сфера человека. Накапливаются данные о генетической обусловленности эмоций (Изард К., 1980). Показателем эмоционального напряжения является тревожность (Симонов П.В., 1982, Судаков К.В.1982). В исследованиях по адаптации было получено, что оптимальный уровень эмоционального напряжения служит регулятором и показателем гормональных, физиологических и метаболических перестроек организма, повышающих его устойчивость к неблагоприятным факторам среды. Однако, длительное поддержание эмоционального возбуждения и тревожности приводит к нарушениям психофизиологической и психической адаптации, дезадаптивным сдвигам физиологических функциональных систем организма при действии экстремальных факторов среды (Федоров Б.Н.,1997, Хаснулин В.И.1998). Поэтому состояние психо-эмоциональной сферы рассматривается в настоящее время как основной психофизиологический механизм, определяющий устойчивость организма в экстремальных условиях жизнедеятельности. Динамику состояний организма в этих условиях характеризуют этапы: влияние экстремальных по силе воздействия климато-географических факторов (стресс-факторов) - психо-эмоциональное напряжение организма – утомление – переутомление - формирование пограничных дезадаптивных состояний – психосоматическая или нервно-психическая патология ( Семке В.Я., 1996, Агаджанян Н.А., 1997). Стратегия предотвращения такого нежелательного, а зачастую и опасного для жизнедеятельности человека развития событий, имеет два направления. Первое направление – раннее выявление чрезмерной психо-эмоциональной напряженности у человека. Одним из методов может быть учет индивидуальной асимметрии полушарий (специализации и уровня функциональной активности) мозга. Получены данные, что люди с доминирующей активностью левого полушария и низкими функциональными возможностями правого полушария мозга проявляют повышенную реактивность и напряженность психо-эмоциональной сферы в экстремальных условиях. Поэтому повышение устойчивости человека к спортивной, профессионально-трудовой деятельности в экстремальных условиях является комплексной проблемой (Сороко С.И., 1987). Решается она путем расширением пределов психической устойчивости с учетом индивидуальных особенностей нейропсихологического и физического статуса человека, формированием высокой степени личностной мотивации. Эмоциональную устойчивость можно определить как умение сохранять способность к саморегуляции своего функционального состояния, адекватно оценивать ситуацию и быстро принимать верное решение в условиях экстремальных и стрессовых воздействий. Важнейшее значение эмоциональной устойчивости как ведущего фактора успешности профессиональной, трудовой, спортивной, физкультурно-оздоровительной деятельности в экстремальных условиях согласуется с потребностно-информационной теорией эмоций П.В. Симонова ( Симонов П.В., 1982).
Второе направление – разработка эффективных средств снижения психо-эмоциональной напряженности. К их числу относятся методы психофизической саморегуляции. При недостаточных адаптивных резервах организма экстремальные воздействия или стресс-условия являются «дезорганизующей силой», подталкивающей организм к утомлению, переутомлению, дезадаптивным и патологическим расстройствам. Поэтому развитие здоровья в первую очередь связано с формированием ресурсов психики и психофизиологических адаптационных резервов организма.
1.2Методы саморегуляции
1.Двигательная активность – универсальный метод снижения ПЭН. В процессе движения – перемещения в пространстве за счет сокращения мышц, работы костно-суставного и связочного аппарата, функционирования сложной иерархаческой системе управления движением выделяются тканевые гормоны эндорфины, динорфины, энкефалины. Поступая по кровеносной системе в мозг, они возбуждают нейроны «центра удовольствия» в гипоталамусе, вызывая положительные эмоции бодрости, радостного возбуждения, жизнерадостности. Эти положительные эмоции конрастны негативным эмоциям, которые сопровождают чрезмерное ПЭН, поэтому улучшение самочцвствия и настроения при двигательной активности носит оздоровительное воздействие на занимающихся физкультурой.
Эволюционно эти нейрогормональные механизмы сформировались как подкрепление для условно рефлекторных реакций, формирующихся для контроля за процессом движения. Для управления движением характерен процесс кортикализации – передача высших форм контроля и регуляции двигательной активности на корковый уровень. Рализация поведения связана с движением и осуществляется с помощью формирования двигательных программ в моторных зонах коры и подкорковых структурах. Между моторной корой и двигательным аппаратом существует кольцесвое взаимодействие: кора посылает эфферентные импульсы, вызывающие движение, а получает афферентные импульсы, сообщающие о параметрах произведенного движении и изменении состояния организма.
2.Релаксация – процесс расслабления напряженных мышц. Чередование напряжения и расслабление мышц – основная закономерность функционирования нервно-мышечного аппарата.
Существует много методик релаксации, связанные с расслабление мышц с помощью мысленного (образного) представления определенных ощущений ( потепления части тела и др.). Иерархическая структура управления движением позволяет осознанно контролировать процессы напряжения и расслаюдения различных групп мышц, что используется в такой широко известной методике релаксации как аутогенная тренировка.
3. Визуализация – методика стимуляции образного мышления в виде ярких образов, картин, которые предстают сменяя друг друга перед «внутренним взором» человека. Эти образы должны вызыфвать положительные эмоции, быть связаны со счастливым и значимым прошлым жизненным опытом.
Образное (правополушарное) мышление используется в спортивных тренировках для повышения эффективности усвоения двигательных действий, как компенсирующий прием для занятий с детьми, имеющими нарушения слуха.
4.Общение и аутообщение (общение с самим собой). Общение с природой. животными, произведениями искусства в составе таких методов как музыкотерапия, библиотерапия, арттерапия в настоящее время все шире используется для профилактики и снижения чрезмерного ПЭН. Особенно плодотворно применение этих методов в реабилитации больных с психическими заболеваниями, а также в психотерапии неврозов.
Аутообщение – рефлексивный процесс взаимодействия с собственной личностью (субъличностью), позволяющий преодолевать внутренние конфликты, аутоагрессию (чувство вины). Это вид общения полезен для профилактики чрезмерного ПЭН профессиональной деформации и эмоционального выгорания, упорядочивания поведения за счет его планирования, контроля и коррекции. Накопление опыта аутообщения приводит к стабилизации психоэмоциональной сферы человека, повышению стрессоустойчивости.
5. Саногенное (оздоравливающее мышление). Автором этой методики является известный медицинский психолог Юрий Михайлович Орлов. Овладение на тренингах приемами левополушарного рационально-логического саногенного мышления позволяет снизить последствия влияния стресс-факторов, упорядочить потребности, мотивы, желания, нормализовать самооценку и эмоциональные состояния.
6.Занятия разными видами творчества. Повышение творческого потенциала человека в разных видах художественно-эстетического, научного технического творчества приводит с снижению чрезмерного ПЭН, формированию типа личности, преодолевающей трудности, устойчивости психо-эмоциональной сферы. Творческие люди оптимистичны, активны в отношениях в миром и самим собой. имеют высокие потребности в развитии своей индивидуальности самореализации.
Задача психогигиены с помощью психолого-педагогических методов образования и воспитания обучать методам саморегуляции детей, подростков и молодежь для снижения человеческих потерь по причинам нервно-психических и психосоматических заболеваний.
1.3 Нервно-психические и психосоматические заболевания как последствия чрезмерного ПЭН.
Чрезмерное ПЭН является начальных звеном процессов дезадаптации, которые могут приводить к развитию состояний предболезни, а затем к психосоматическим или нервно-психическим патологиям.
Феномен школьной дезадаптации, широко изучаемый отечественными исследователями, неразрывно связан с проблемой коррекции недостаточно сформированных компонентов психического развития ребенка. Под дезадаптацией подразумевается совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статусов детей требованиям ситуации дошкольного воспитания и последующего обучения в школе, овладение которой становится затрудненным, а в ряде случаев – невозможным. Среди причин дезадаптации можно выделить: 1. слабую подготовку к школе,
2. длительную психическую депривация, 3. физическую и соматическую ослабленность, 4. нарушение формирования восприятия и познавательных процессов. Последние виды нарушения особенно свойственны детям с плоскостопием и кифозом, имеющим речевые отклонения, такие как фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
При недоразвитии коммуникативной, познавательной или регулятивной функции речи у ребенка возникают трудности в понимании и усвоении новой информации; нарушается способность к целенаправленному регулированию своих действий. Существует связь речевых нарушений с аномальным развитием понятийного мышления, формирования операций сравнения, обобщения и абстракции.
Эти данные согласуются с представлениями Л. С. Выготского о системном, опосредованном строении высших психических функций (ВПФ), которые нарушаются как системы и как части систем. Известно, что наличие у ребенка тех или иных нарушений речи, нередко провоцирует нарушения речевого развития, и, следовательно, закономерно определяет общую картину дизонтогенеза его сферы восприятия, мышления и учебно-познавательной деятельности.
Из этого следует, что своевременно не проведенная коррекция трудностей в обучении, имеющихся у детей с нарушениями речи, приводит к формированию вторичных дефектов - социально педагогической запущенности, эмоциональных, личностных и интеллектуальных расстройств.
1.4 Нервные и психические патологии.
В целом ряде классификаций объединяют в одну расширенную группу нервно-психических заболеваний, а промежуточные формы относят к группе «пограничных» состояний. Это связано с тем, что материальной основой психики является центральная нервная система, головной мозг и 3-х миллиметровый по толщине слой клеток, покрывающий конечный мозг – парный орган, представленный левым и правым полушариями, имеющими специализированные функции. В левом у большинства людей расположены «центры речи», благодаря чему обработка информации осуществляется последовательно и дискретно. В правом полушарии обработка информации происходит интегрально и обобщенно, формируя в восприятии образы окружающего мира. Поэтому выделяют анатомо-морфологические повреждения клеток и нервной ткани коры и подкорковых структур головного мозга и его коры, которые проявляются в виде двигательных, речевых и сенсорных патологиях, а также в форме психических заболеваний. Примером органических повреждений является детский церебральный паралич (ДЦП) – неврологическая патология, имеющая сложный полиэтиологический (многофакторный ) характер.
1.5. НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.5.1 Неврозы
Представляют собой психические расстройства, не имеющие в своей основе грубых структурно-анатомических нарушений.
Этиологией неврозов является комплекс причин (генетические, социальные, личностные, наличие соматических заболеваний) но ведущим «запускающим механизмом является психическая травма, которая может по разному воздействовать на индивида в зависимости от его индивидуальных психофизических и личностных особенностей. Выделяют 3 вида неврозов:
1. истерический (преобладание процессов возбуждения над торможением в ГМ и коре ГМ)
2. астенический (преобладание процессов торможения над возбуждением в ГМ и коре ГМ)
3. навязчивых состояний (проявляется как повторение определенных двигательных действий (ритуалов)).
Проявляется в нарушении эмоциональных процессов – настроения, нарушении сна, в возрастании или снижении аппетита, нарушении регуляции функций выделительной системы (энурез), двигательных нарушениях.
Выделяют также неврозоподобные состояния, к которым относят:
1. цереброастерический синдром (утомляемость, истощаемость, непереносимость перепадов температуры, физических и интеллектуальных нагрузок). Иногда самопроизвольно прекращается к 10-12 годам, но его последствиями является отставание в учебе ребенка, нарушение общения и социальная дезадаптация. Поэтому требует своевременной медицинской и психолого-педагогичвеской коррекции.
2. Синдром дефицита внимания и гиперактивности и (СДВГ).
Получает все большее распространение в России (10-15 % детей 5-10 лет) и в мире. Имеет полиэтиологический характер нарушения внимания и бесцельной двигательной активности, снижение обучаемости. У 15% больных заболевание сохраняется на этапе взрослости, приводя к инвалидности с утратой работоспособности.
3. Неврозоподобный синдром – тики, логоневроз (заикания).
Тики- психо-неврологические расстройства функций двигательного анализатора.
Заикание проявляется в 2-4 года при становлении речи. Причиной могут являться как органические нарушения ГМ и коры ГМ (генетические, травмы ГМ, нейроинфекции, недостаточность (задержка) речевого развития), так и невротические и неврозоподобные состояния (логофобии - боязнь речевой деятельности, ослабление контроля над темпом речи, снижение внимания, мутизм - молчание). Пусковым механизмом является острая психическая травма, под влиянием которой может произойдти полное подавление речевой деятельности вследствие процессов торможения коры ГМ в области речевых центорв левого полушария.
4. Диссомнии – нарушения сна. Выделяют: гипосомнии (бессонницу), гиперсомнию (повышенную сонливость), сомнамбулизм, снохождение.
В основе лежит нарушение мозговых ритмов, регистрируемых иетодом электроэнцефалографии и свидетельствующих о нарушении взаимодействия структур коры мозга, коры и подкорковых областей.
Большое влияние на повышение числа психических заболеваний в РФ оказывают социальные условия жизнедеятельности детей и взрослого населения. При социальной нестабильности в обществе повышается эмоциональная реактивность (страхи, тревожность, агрессивность), чрезмерное психоэмоциональное напряжение, повышается невротическая готовность (чувствительность, ранимость)детей и взрослого населения.
Существенный вклад в невротизацию населения в России вносит:
1. снижение общей культуры и психологической культуры населения
2. патогенный характер СМИ ( «торговля страхом», пропаганда насилия)
3. рост криминогенности общества
4. повышение конкурентности социальных отношений, а не сотрудничества и коллективизма
5. кризис семьи как важнейшего института рождения и воспитания детей
6. кризис образования, медицины, социальной защиты населения
1.6 ПСИХИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
Болезни, обусловленные нарушением психических процессов (познавательных, коммуникативных рефлексивных, волевых и др.), деформацией личности и поведения, формированием неадекватной картины внешнего и внутреннего мира человека.
Шизофрения. Болезнь со сложной этиологией, ( Shizo- разделять, раскалывать). К возможным причинам заболевания относят полигенетические нарушения и средовые факторы (социальные, психические травмы, стрессы ). Эти факторы приводят к нарушению обмена нейромедиаторов (серотонина, ДОФамина, нейропептидов, эндорфинов). Страдают 0.5-1% населения страны, то есть от 750тыс. до 1.5 миллионов. Дебют (начало ) болезни в отроческом и подростковом возрасте. Заболеваемость мальчиков в 5 и более развыше, чем девочек.
Имеет сложную клиническую картину, до конца неизученную, может проявляться как чрезмерное возбуждение с утратой контроля поведения, так и депрессивными или компульсивными (навязчивыми) состояниями.
Наблюдаются также быстрая утомляемость, аутизм или словесно-двигательная и поведенческая расторможенность, замедление или ускорение мышления, эмоциональные аффекты или сниженность эмоц. Переживаний.
Современные лекарственные средства лечения направлены на нормализацию медиаторного обмена. Например, действие галоперидола – одного из наиболее ранних антипсихотических препаратов, направлено на ингибирование ДОФаминовых реценпторов, препятствующих связыванию избыточно синтезированного в структурах Головного Мозга медиатора ДОФА с дофаминовыми рецепторами и снижению уровня возбуждения различных отделов ГМ. Избыток ДОФА приводит к чрезмерному психо-эмоциональному напряжению, агрессии, тревожности, страхам у больных. Тем самым патогенная цепь нарастания возбуждения структур ГМ и психики сменяется торможением, нормализацией психического состояния больных.
Эпилепсия. Хроническое заболевание, проявляющееся в судорожных и (или) психопатологических приступах, сопровождающихся изменением личности и поведения. Дебют болезни в детско-юношеском возрасте, болеют 2-4% населения. Предрасположенность воздается: гипоксией мозга в пре- и постнатальный период, родовой травмой, нейроинфекциями, опухолью мозга и др. Судорожная активность, возникшая в определенной зоне коры распространяется на обширные области, приводя к судорогам, кратковременной потере сознания, остановке дыхания. При тяжелом течении – приступы достигают 100 раз/сутки. На ЭЭГ диагностируется десинхроноз мозговых ритмов, нарушение процессов торможения активности корковых структур.
Психозы. Расстройства, вызванные острой или хронической психической травмой. Улучшение состояния наступает при устранении психотравмирующей ситуации. В экстремальной ситуации (пожар, авария, природная катастрофа, война и др.) у человека возникает аффективное состояние с потерей способности осознавать ситуацию и контролировать свое поведение – чрезмерное психическое и двигательное возбуждение, чрезмерные отрицательные эмоции, желание куда-то бежать, паника. Это дезорганизует поведение и препятствует спасению. Противоположное состояние – ступор, выражающееся в обездвиженности, потери воли к жизни, спасению. Человек в таких состояниях нуждается в посторонней помощи. Профилактика психозов заключается в тренировке способности к психической саморегуляции, развитию качеств самообладания, воли, стрессоустойчивости. Формирование готовности выдерживать экстремальные ситуации входит в систему профессиональной подготовки сотрудников МЧС, МВД, армии. В детском возрасте закладываются основы психического здоровья путем формирования таких качеств личности как самостоятельность, находчивость, физическая подготовленность, умение прогнозировать, способность преодолевать трудности.
1.7. Психосоматические заболевания
Чрезмерное ПЭН, развивающееся под действием стресс-факторов приводят к выбросу в кровь гормонов стресса кортикостероидов и катехоламинов. При высокой частоте и длительности влияния стресс-факторов они из защитного, эволюционно сформировавшегося механизма, направленного на выживание живых организмов и человека, превращаются в ковременной цивилизации в ПАТОГЕННЫЙ МЕХАНИЗМ, преводящий к повышению заболеваемости населения психо-соматическими патологиями. Они получили также название «болезней цивилизации». К ним относятся диабет 1 и 2 типа, атеросклероз, АГ, приводящие к инфарктам и инсультам, мужское бесплодие и другие заболевания. Способы профилактики – повышение стрессоустойчивости человека, снижение чрезмерного ПЭН с помощью методов саморегудяции.
Литература
1.Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. — М.,2007
2. Мастюкова Е.М. Основы психоневрологического понимания общего недоразвития речи, М.: Вымпел, 2014
12.Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии. Ростов н/Д: Из-во Феникс, 2000.