Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Психофизиология профессиональной деятельности

  • ⌛ 2013 год
  • 👀 668 просмотров
  • 📌 631 загрузка
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Психофизиология профессиональной деятельности» pdf
Р. В. Козьяков Психофизиология профессиональной деятельности Москва 2013 УДК 159.91 ББК 88.4 К 59 Рецензент Кравченко И. А., к.психол.н., заместитель заведующего кафедрой психологии МУГУ Козьяков Р. В. К 59 Психофизиология профессиональной деятельности: краткий конспект лекций. – М.: Директ-Медиа, 2013. – 242 с. ISBN 978-5-4458-3440-3 Дисциплина «Психофизиология профессиональной деятельности» направлена на изучение теоретических основ психофизиологии и её использования в области управления человеческими ресурсами компании. Дисциплина «Психофизиология профессиональной деятельности» является дисциплиной вариативной части профессионального цикла дисциплин основной образовательной программы (ООП) по направлению 080200.62 «Менеджмент», профиль «Управление персоналом», (бакалавриат). УДК 159.91 ББК 88.4 ISBN 978-5-4458-3440-3 © Козьяков Р. В., 2013 © Электронное издательство «Директ-Медиа», 2013 2 Оглавление ВВЕДЕНИЕ 8 ТЕМА 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10 1.1. Психофизиология как наука: объект, предмет и задачи психологии 10 1.2. Методы изучения работы головного мозга 12 1.3. Электрическая активность кожи 20 1.4. Показатели работы сердечно-сосудистой системы 22 1.5. Показатели активности мышечной системы (электромиография (ЭМГ)) 24 1.6. Показатели активности дыхательной системы 24 1.7. Реакции глаз 25 1.8. Детектор лжи 25 1.9. Связь психофизиологии с другими науками 27 ТЕМА 2. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ИХ УЧЕТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 29 2.1. Общее представление о познавательных процессах 2.2. Психофизиология ощущений 29 30 3 2.3. Психофизиология восприятия 36 2.4. Психофизиология представлений 47 2.5. Психофизиология внимания 50 2.6. Психофизиология памяти 57 2.7. Психофизиология мышления 74 2.8. Психофизиология воображения 84 2.9. Психофизиология речи 93 ТЕМА 3. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ И ЕЕ УЧЕТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 100 3.1. Общее понятие об эмоциональной сфере человека 100 3.2. Физиологические механизмы возникновения эмоций и чувств 101 3.3. Особенности эмоций 101 3.4. Функции эмоций 102 3.5. Классификация эмоциональных состояний 104 3.6. Различия людей в эмоциональной сфере 108 3.7. Особенности определяющие индивидуальные различия людей 109 3.8. Совершенствование высших эмоций и чувств осуществляться посредством 109 4 ТЕМА 4 ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА И ХАРАКТЕРА И ИХ УЧЕТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4.1. Общее представление о темпераменте 112 113 4.2. Характеристика основных типов темперамента 113 4.3. Физиологические основы темперамента 124 4.4. Свойства темперамента 132 4.5. Темперамент и профессиональная деятельность 136 4.6. Общая характеристика психофизиологии характера 139 4.7. Классификации черт характера 140 4.8. Свойства характера 143 4.9. Акцентуации характера 144 4.10. Взаимосвязь характера с другими свойствами личности 144 4.11. Психосоциотипы характера 148 4.12. Сенсорная типология характера 148 4.13. Взгляды на взаимоотношение характера и темперамента 4.14. Формирование характера 150 151 5 ТЕМА 5. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ГРУППОВЫХ И ВНУТРИГРУППОВЫХ ПРОЦЕССОВ 154 5.1. Признаки малой группы 154 5.2. Виды малых групп 155 5.3. Социально-психологические эффекты малой группы 157 5.4. Характеристика социально-психологических процессов в малой группе 164 ТЕМА 6. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ 177 6.1. Общее понятие об управленческих задачах 177 6.2. Специфика управленческих задач 178 6.3. Типы управленческих задач 178 6.4. Общее понятие об имидже 180 6.5. Классификация имиджей 181 6.6. Этапы создания имиджа 182 ТЕМА 7. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 187 7.1. Общее представление об общении 187 7.2. Аспекты общения 188 7.3. Функции общения 189 7.4. Стороны общения 190 7.5. Виды общения 190 6 7.6. Средства общения 193 7.7. Этапы общения 215 7.8. Коммуникация как одна из сторон общения 216 7.9. Стратегии общения 219 7.10. Механизмы общения 220 7.11. Основные характеристики общения 221 ТЕМА 8. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ 226 8.1. Понятие о конфликте 226 8.2. Причины конфликтов 226 8.3. Функции конфликта 228 8.4. Классификация конфликтов 229 8.5. Структура конфликта 233 8.6. Стадии конфликта 233 8.7. Поведение в условиях конфликта 235 8.8. Завершение конфликта 239 7 Введение Курс лекций по дисциплине «Психофизиология профессиональной деятельности» предназначен для студентов, обучающихся по направлению: 080200.62 «Менеджмент» (программа подготовки бакалавра) по профилю «Управление персоналом» (заочная форма обучения на базе высшего профессионального образования). В данном курсе представлены лекционный материал в соответствии с учебной программой дисциплины «Психофизиология профессиональной деятельности» и вопросы для самопроверки, которые помогут студентам систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения данной дисциплины. Целью курса является формирование целостного представления о профессиональной деятельности как разделе психологической науки, рассматривающем закономерности, действующие в сфере управления персоналом, развитие культуры управленческого мышления, социально-психологического прогнозирования и общей компетентности в области управления человеческими ресурсами компании. Задачи курса:  освоение психологических знаний в психофизиологии функционирования организации; 8  освоение системы базовых знаний о психофизиологических процессах руководителя, процессах принятия управленческих решений;  формирование представлений о психофизиологии профессиональной деятельности в сфере управления организацией;  формирование практических навыков психофизиологии профессиональной деятельности и разработки кадровых технологий. 9 Тема 1 Общие вопросы психофизиологии профессиональной деятельности План лекции: 1.1. Предмет, объект, задачи психофизиологии профессиональной деятельности как науки. 1.2. Методы изучения работы головного мозга. 1.3. Электрическая активность кожи. 1.4. Показатели работы сердечно-сосудистой системы. 1.5. Показатели активности мышечной системы (электромиография (ЭМГ). 1.6. Показатели активности дыхательной системы. 1.7. Реакции глаз. 1.8. Детектор лжи. 1.9. Связь психофизиологии с другими науками. 1.1. Психофизиология как наука: объект, предмет и задачи психологии Психофизиология профессиональной деятельности – наука, изучающая психофизиологические свойства человека, проявляющиеся в конкретной деятельности и 10 влияющие на эффективность и качество этой деятельности. Объектом психофизиологии профессиональной деятельности – физиологические и нейронные механизмы психических процессов, состояний и поведения. Предметом – проявления психофизиологических механизмов в профессиональной деятельности. Задачи: - теоретическое исследование психофизиологических проявлений в профессиональной деятельности; - научиться управлять психофизиологическими проявлениями профессиональной деятельности; - использовать полученные знания в ходе психофизиологического изучения с целью повышения эффективности профессиональной деятельности. Наиболее актуальными вопросами современного состояния изучаемой науки являются: - изучение психофизиологических механизмов познавательных процессов, состояний и свойств личности; - вопросы в области кодирования информации нервной системы; - аспекты психофизиологической адаптации персонала к условиям профессиональной деятельности; - измерение и анализ физиологических и психологических рабочих нагрузок персонала; - изучение психофизиологических компонентов работоспособности персонала; 11 - влияние эргономики и технической эстетики на психофизиологические состояния персонала; - определение и формирование индивидуальнопсихофизиологических качеств человека, важных для выполнения той или иной конкретной деятельности. 1.2. Методы изучения работы головного мозга Основное место в методах психофизиологического исследования занимают способы регистрации электрической активности ЦНС (центральной нервной системы), и в первую очередь головного мозга. Электроэнцефалография – метод регистрации и анализа электроэнцефалограммы (ЭЭГ), т.е. суммарной биоэлектрической активности, отводимой как со скальпа, так и из глубоких структур мозга (возможно лишь в клинических условиях). В 1929 г. австрийский психиатр Ханс Бергер 1 (1873–1941) обнаружил, что с поверхности черепа можно регистрировать «мозговые волны». Он установил, Бергер занимался описанием хронической формы паранойи (1913). В 1924 г. ему удалось зафиксировать при помощи гальванометра на бумаге в виде кривой электрические сигналы от поверхности головы (а не непосредственно от самого мозга, как до него; сам факт генерации мозгом электрического тока открыл английский врач Р. Катон в 1875 г.), генерируемые головным мозгом. Альфа-волны мозговой активности, имеющие частоту 8-12 Гц, получили название "волн Бергера". Проводил исследования электрической активности мозга (прежде всего по параметрам амплитуды) в различных условиях: в спокойном состоянии, при решении задач, при наркозе. 1 12 что электрические характеристики этих сигналов зависят от состояния испытуемого. Открытие Бергера привело к созданию электроэнцефалографического метода изучения мозга, состоящего в регистрации, анализе и интерпретации биотоков мозга животных и человека. Регулярная электрическая активность мозга может быть зафиксирована даже у плода (т.е. до рождения организма) и прекращается только с наступлением смерти, и при глубокой коме и наркозе наблюдается особая картина мозговых волн. По частоте в ЭЭГ различают следующие типы ритмических составляющих:  дельта-ритм (0,5–4 Гц), амплитудой от 10 до 250 мкВ и более;  тэта-ритм (5–7 Гц), амплитудой 100–200 мкВ, особенно в лобной области мозга;  альфа-ритм (8–13 Гц), средняя амплитуда 30–40 мкВ, выражен чаще в задних отделах мозга при закрытых глазах в состоянии относительного покоя;  мю-ритм – по частотно-амплитудным характеристикам сходен с альфа-ритмом, но преобладает в передних отделах коры больших полушарий;  бета-ритм (15–35 Гц), амплитудой 10–15 мкВ (не более 30), лучше выражен в лобно-центральных областях мозга;  гамма-ритм (выше 35 Гц). 13 Зарегистрированы и более медленные частоты электрических потенциалов головного мозга вплоть до периодов порядка нескольких часов и суток. Другая важная характеристика электрических потенциалов мозга – амплитуда, т.е. величина колебаний. Существует 2 подхода к анализу ЭЭГ: визуальный (клинический) – и статистический. При визуальном (клиническом) методе электрофизиолог, опираясь на ЭЭГ, решает вопросы: - соответствует ли ЭЭГ общепринятым стандартам нормы; - какова степень отклонения от нормы, обнаруживаются ли у пациента признаки очагового поражения мозга и какова локализация очага поражения; - анализ ЭЭГ всегда строго индивидуален и носит качественный характер; - интерпретация ЭЭГ в большей степени зависит от опыта электрофизиолога. При статистическом методе – электрофизиолог при помощи вычисления: - определяет характер внутри- и межполушарных отношений показателей ЭЭГ в покое и при разных видах деятельности; - устанавливает ведущее полушарие для конкретной деятельности испытуемого, наличие устойчивой межполушарной асимметрии и др. 14 - в меньшей степени зависит от опыта электрофизиолога. Магнитоэнцефалография – регистрация параметров магнитного поля, обусловленных биоэлектрической активностью головного мозга. Запись этих параметров осуществляется с помощью сверхпроводящих квантовых интерференционных датчиков и специальной камеры, изолирующей магнитные поля мозга от более сильных внешних полей. Вызванные потенциалы (ВП). ВП – биоэлектрические колебания, возникающие в нервных структурах в ответ на внешнее раздражение и находящиеся в строго определенной временной связи с началом его действия. У человека ВП обычно включены в ЭЭГ, но на фоне спонтанной биоэлектрической активности трудно различимы (амплитуда одиночных ответов в несколько раз меньше амплитуды фоновой ЭЭГ). В связи с этим регистрация ВП осуществляется специальными техническими устройствами, которые позволяют выделять полезный сигнал из шума путем последовательного его накопления, или суммации. При этом суммируется некоторое число отрезков ЭЭГ, приуроченных к началу действия раздражителя. Существует 3 подхода к анализу ВП: 15 Феноменологический – описание ВП как многокомпонентной реакции с анализом конфигурации, компонентного состава и топографических особенностей при помощи методов математической статистики. Физиологический – выделение источников генерации компонентов ВП, т.е. в каких структурах мозга возникают отдельные компоненты ВП. Позволяет установить: - локализацию источников генерации ВП; - роль корковых и подкорковых образований в происхождении тех или иных компонентов ВП. Функциональный – позволяет изучать физиологические механизмы поведения и познавательной деятельности человека и животных. Топографическое картирование электрической активности мозга (ТКЭАМ). ТКЭАМ – топографическое картирование электрической активности мозга – область электрофизиологии, оперирующая с множеством количественных методов анализа электроэнцефалограммы и вызванных потенциалов. Топографические карты представляют собой контур черепа, на котором изображен какой-либо закодированный цветом параметр ЭЭГ в определенный момент времени, причем разные градации этого параметра (степень выраженности) представлены разными цветовыми оттенками. Поскольку параметры ЭЭГ постоянно меняются по ходу 16 обследования, соответственно этому изменяется цветовая композиция на экране, позволяя визуально отслеживать динамику ЭЭГ процессов. Параллельно с наблюдением исследователь получает в свое распоряжение статистические данные, лежащие в основе карт. Компьютерная томография (КТ). КТ – можно получить множество изображений одного и того же органа и таким образом построить внутренний поперечный срез тела. Томографическое изображение – это результат точных измерений и вычислений показателей ослабления рентгеновского излучения, относящихся только к конкретному органу. Ядерно-магнитно-резонансная томография мозга (ЯМРТ). ЯМРТ – изображения основано на определении в мозговом веществе распределения плотности ядер водорода (протонов) при помощи мощных электромагнитов, расположенных вокруг тела человека. Полученные посредством ЯМР-томографии изображения дают информацию об изучаемых структурах головного мозга анатомического, и физико-химического характера. Позитронно-Эмиссионная томография (ПЭТ). ПЭТ – используются ультракороткоживущие позитронизлучающие изотопы («красители»), входящие в со17 став естественных метаболитов мозга, которые вводятся в организм человека через дыхательные пути или внутривенно. Активным участкам мозга нужен больший приток крови, поэтому в рабочих зонах мозга скапливается больше радиоактивного «красителя». Излучения этого «красителя» преобразуют в изображения на дисплее. С помощью ПЭТ измеряют: -мозговой кровоток; - метаболизм глюкозы или кислорода в отдельных участках головного мозга; - прижизненное картирование на «срезах» мозга обмена веществ и кровотока. Регистрация ответов нейронов – регистрируется с помощью микроэлектродов, кончик которых имеет от 0,1 до 1 микрона в диаметре. Специальные устройства позволяют вводить такие электроды в разные отделы головного мозга, в таком положении электроды можно зафиксировать и, будучи соединены с усилителем позволяют наблюдать электрические разряды нейрона. Методы воздействия на мозг. Сенсорная стимуляция – это использование естественных или близких к ним стимулов (зрительных, слуховых, обонятельных, тактильных и пр.) и манипулируя физическими параметрами стимула и его содержательными характеристиками, исследователь может моделировать 18 разные стороны психической деятельности и поведения человека. Применяют: - в сфере зрительного восприятия – от элементарных зрительных стимулов (вспышки, шахматные поля, решетки) до зрительно предъявляемых слов и предложений, с тонко дифференцируемой семантикой; - в сфере слухового восприятия – от неречевых стимулов (тонов, щелчков) до фонем, слов и предложений. Электрическая стимуляция – осуществляется через введенные в мозг электроды в «острых» опытах на животных или во время хирургических операций на мозге у человека. При хронически вживленных электродах можно изучать особый феномен электрической самостимуляции, когда животное с помощью какого-нибудь действия (нажатия на рычаг) замыкает электрическую цепь и таким образом регулирует силу раздражения собственного мозга. У человека электрическая стимуляция мозга применяется для изучения связи между психическими процессами и функциями и отделами мозга. Так, например, можно изучать физиологические основы речи, памяти, эмоций. Разрушение участков мозга – повреждение или удаление части головного мозга для установления ее функций в обеспечении поведения. В чистом виде метод применяется в экспериментах с животными. Наряду с этим распространено психофизиологическое обследование людей, ко19 торым по медицинским показаниям было проведено удаление части мозга. 1.3. Электрическая активность кожи Изучение электрической активности кожи (ЭАК), или кожно-гальванической реакции (КГР), впервые началось в конце 19 в., когда почти одновременно французский врач Фере и российский физиолог Тарханов зарегистрировали: первый – изменение сопротивления кожи при пропускании через нее слабого тока, второй – разность потенциалов между разными участками кожи. Эти открытия легли в основу двух методов регистрации КГР: экзосоматического (измерение сопротивления кожи) и эндосоматического (измерение электрических потенциалов самой кожи). В настоящее время ЭАК объединяет целый ряд показателей: уровень потенциала кожи, реакция потенциала кожи, спонтанная реакция потенциала кожи, уровень сопротивления кожи, реакция сопротивления кожи, спонтанная реакция сопротивления кожи. В качестве индикаторов стали использоваться также характеристики проводимости кожи: уровень, реакция и спонтанная реакция. Во всех трех случаях «уровень» означает тоническую составляющую ЭАК, т.е. длительные изменения показателей; «реакция» – фазическую составляющую ЭАК, т.е. быстрые, ситуативные изменения показателей ЭАК; спонтанные реакции – 20 краткосрочные изменения, не имеющие видимой связи с внешними факторами. У человека имеется 2–3 миллиона потовых желез, но количество их на разных участках теле сильно варьирует. Например, на ладонях и подошвах около 400 потовых желез на один квадратный сантиметр поверхности кожи, на лбу около 200, на спине около 60. Выделение железами пота происходит постоянно, даже когда на коже не появляется ни капли. В течение дня выделяется около полулитра жидкости. При исключительно сильной жаре потеря жидкости может достигать 3,5 литра в час и 14 литров в день. Существует два типа потовых желез: апокринные и эккринные. Апокринные, расположенные в подмышечных впадинах и в паху, определяют запах тела и реагируют на раздражители, вызывающие стресс. Они непосредственно не связаны с регуляцией температуры тела. Эккринные расположены по всей поверхности тела и выделяют обычный пот, главными компонентами которого являются вода и хлористый натрий. Их главная функция – терморегуляция, т.е. поддержание постоянной температуры тела. Однако те эккринные железы, которые расположены на ладонях и подошвах ног, а также на лбу и под мышками – реагируют в основном на внешние раздражители и стрессовые воздействия. 21 В психофизиологии электрическую активность кожи используют как показатель «эмоционального» потоотделения. Как правило, ее регистрируют с кончиков пальцев или ладони, хотя можно измерять и с подошв ног, и со лба. 1.4. Показатели работы сердечно-сосудистой системы Сердечно-сосудистая система обеспечивает постоянно меняющиеся потребности различных органов и служит сетью для снабжения и связи, т.к. с кровотоком переносятся питательные вещества, газы, продукты распада, гормоны. В психофизиологических исследованиях регистрируют. - Ритм сердца (РС) – частоту сердечных сокращений (ЧСС). - Силу сокращений сердца – силу, с которой сердце накачивает кровь. - Минутный объем сердца – количество крови, проталкиваемое сердцем в одну минуту; - Артериальное давление (АД) – силу напора крови в артериях. АД изменяется на протяжении сердечного цикла, оно достигает максимума во время систолы (сокращения сердца) и падает до минимума в диастоле, когда сердце расслабляется перед следующим сокращением. Нормальное артериальное давление здорового человека в покое около 130 / 70 мм рт.ст., где 130 -систолическое давление АД, а 70 – диастолическое АД. 22 - Пульсовое давление – разность между систоличе- ским и диастолическим давлением, и в норме составляет около 60 мм рт.ст. - Региональный кровоток – показатели локального распределения крови. Для измерения мозгового кровотока получили распространение методы томографии и реографии. - Ритм сердца – показатель, часто используемый для диагностики функционального состояния человека, зависит от взаимодействия симпатических и снижения парасимпатической. – Электрокардиограмма (ЭКГ) – запись электрических процессов, связанных с сокращением сердечной мышцы. - Плетизмография – отражает изменения в объеме конечности или органе, вызванные изменениями количества находящейся в них крови. Конечность человека в изолирующей оболочке помещают внутрь сосуда с жидкостью, который соединен с манометром и регистрирующим устройством, а изменения давления крови и лимфы в конечности находят отражение в форме кривой, которая называется плетизмограммой. 23 1.5. Показатели активности мышечной системы (электромиография (ЭМГ)) ЭМГ – это регистрация электрических процессов в мышцах, запись потенциалов действия мышечных волокон, которые заставляют ее сокращаться. ЭМГ позволяет: - выявить намерение начать движение за несколько секунд до его реального начала; - индикатор мышечного напряжения. Прибор, с помощью которого регистрируются биопотенциалы мышц, называется электромиографом, а регистрируемая с его помощью запись электромиограммой (ЭМГ). ЭМГ, в отличие от биоэлектрической активности мозга (ЭЭГ), состоит из высокочастотных разрядов мышечных волокон, для неискаженной записи которых, по некоторым представлениям, требуется полоса пропускания до 10 000 Гц. 1.6. Показатели активности дыхательной системы Для измерения интенсивности (амплитуды и частоты) дыхания используют специальный прибор – пневмограф. Он состоит из надувной камеры-пояса, плотно оборачиваемой вокруг грудной клетки испытуемого, и отводящей 24
«Психофизиология профессиональной деятельности» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 179 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot