Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Титульный лист
методическая разработка учебной лекции
I. Тема лекции: Психическое развитие ребенка в раннем детстве
Список литературы для студентов
Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: от рождения до школы 4-е изд., перераб. СПб.: Питер, 2009.
Гулакова Н.А. Особенности обучения детей раннего возраста и его влияние на их психическое развитие //Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. 2011. Т. 11. № 1. С. 41-44.
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека .М., 2015.
Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития. 10-е изд., перераб. и доп. М.: 2006. - 608 с.
Обухова Л. Ф. О26 Возрастная психология : учебник. М. : Издательство Юрайт ; МГППУ, 2011. 460 с.
Список литературы для преподавателя
Абубекерова Д.О., Гаранина А.С. Кризис у детей трёх лет //NovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. № 46. С. 373-377.
Боброва С.Г. Игры с предметами детей раннего возраста // сборник: Методика и практика преподавания в XXI веке I Международная научно-практическая конференция. ЦНИИ «Парадигма». 2015. С. 24-26.
Власова З.И.Влияние кризиса трех лет на познавательное развитие дошкольника //Психология обучения. 2007. № 10. С. 39-53.
Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: от рождения до школы 4-е изд., перераб. СПб.: Питер, 2009.
Гнездилов Г.В., Курдюмов А.Б., Кокорева Е.А.Возрастная психология и психология развития. Учебное пособие / Ответственный редактор Р.В. Ершова. Мосвка, 2013.
Гулакова Н.А. Особенности обучения детей раннего возраста и его влияние на их психическое развитие //Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. 2011. Т. 11. № 1. С. 41-44.
Данкоглова Н.Г. Психическое развитие младенца //Сборник Феномен человека 2015. С. 124-127.
Донцов Д.А., Донцова М.В., Сенкевич Л.В., Сенкевич Л.Ф., Консон Г.Р. Психология развития детских возрастов: младенчество, раннее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст, подростковый возраст. Коллективная монография / М., 2015.
Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб: Питер, 2012.
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. М., 2015.
Малер М., Пайн Ф., Бергман А. Психологическое рождение человеческого младенца //Симбиоз и индивидуация / М., 2011.
Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития. . 10-е изд., перераб. и доп. М., 2006. 608 с.
Обухова Л. Ф. О26 Возрастная психология : учебник. М. : Издательство Юрайт ; МГППУ, 2011. 460 с.
Разина Н.В. Экспериментальное исследование психологического содержания кризиса трех лет// Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2006. № 1. С. 193-208.
Симоненко И.А. Изучение привязанности и её влияния на психическое развитие детей раннего возраста //Российский научный журнал. 2011. № 24. С. 177-182.
1) Тема является частью курса «Возрастная психология» и продолжает изучение целого блока тем по возрастным периодам человека и критериям возрастной периодизации.
Внутрипредметные связи с такими темами как теории детского развития первой трети XX в.: постановка проблемы факторов психического развития, современные психоаналитики о развитии и воспитании детей, психическое развитие ребенка как проблема социализации: теории социального научения.
Межпредметные связи с педагогикой, педагогической психологией, анатомией и медициной.
II. Формы организации лекции.
Аудитория. Студенты 2 курса (1 семестр), обучающиеся по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование». Профиль: «Психология и педагогика начального образования». Уже изучили такой курс, как «Введение в психологию», параллельно изучают «Педагогическую психологию».
Цель: сформировать у студентов представление об особенностях психического развития ребенка в период раннего детства (1-3 года).
В результате изучения данной лекции необходимо организовать целенаправленную познавательную деятельность студентов по овладению программным материалом по данной теме. Дать общее представление о данном возрастном периоде.
Характер задач:
Информационный (дать информационный материал по данной теме и закрепить основные понятия, такие как представление; их виды (зрительные, слуховые, кинетические, осязательные, обонятельные вкусовые температурные и органические) дать основные свойства и характеристики представлений, классификацию.
Мотивационный (сформировать познавательный интерес к содержанию учебного материала)
Ориентировочный (дать основы для дальнейшего усвоения учебного материала);
Воспитательный (помочь выработать у студентов стремление к самостоятельной работе и всестороннему овладению специальностью, развивать интерес к учебной дисциплине, содействовать активизации мышления студентов).
Нужно суметь сосредоточить внимание студентов на восприятие и понимание указанного материала, а также настроить их на внутреннюю мыслительную и эмоциональную активность в ответ на действия преподавателя и поступающую от него информацию. Необходимо постоянно наблюдать за аудиторией и чувствовать ее.
1) Организационная форма лекции:
монолог с опорой на аудиовизуальные средства и элементами эвристической беседы;
III. Содержание лекций.
План содержания лекции.
1. Общая характеристика развития ребенка от года до трех лет.
2. Предметная и игровая деятельность в раннем возрасте.
3. Познавательное развитие ребенка раннего возраста. Развитие речи.
4. Развитие личности в возрасте от года до трех лет. Кризис «Я сам».
Конспект лекции:
1. Общая характеристика развития ребенка от года до трех лет
На втором году жизни в развитии ребенка начинается новый этап. Малыш активно растет, прибавляет в весе. Происходит перестройка функционирования организма.
Необходимо отметить, что ранее детство считается классическим для отечественного подхода от 1 до 3 лет (работы Б.С. Волкова, Н.В. Волковой, Н.С. Мухиной и др.). Тогда как, Г. Крайг и Д. Бокум описывают его как возратсной дипозон от 2 до 6 лет.
Ранний возраст – анальная стадия психосексуального развития, по З. Фрейду.
Вторая стадия эго-идентификации в теории Э. Эриксона.
Специфика интеллекта в раннем детстве, с точки зрения Ж. Пиаже (эгоцентризм и дооперационные схемы).
Развитие ребенка от 1 до 3 лет можно разделить на 3 возрастных периода
1 период. Начинается от года и заканчивается в полтора. Когда ребенок начинает ходить, он приобретает самостоятельность и становится исследователем, которого удержать становится все труднее: он всюду лезет и набивает свои первые шишки. Как раз в этом возрасте ребенок начинает говорить.
2 период. Начинается в полтора года и длится до 2 лет. Ребенок совершенствует приобретенные навыки, определяется со своим местом в окружающем пространстве и четко проявляет свой характер.
3 период. Его можно обозначить с 2 лет и до наступления 3, он носит завершающий характер для всего раннего детства, то есть для периода от 1 до 3 лет.
На каждом из этих этапов общение со взрослыми и изучение вместе окружающего мира играет ведущую роль в развитии ребенка.
Выделим основные достижения раннего возраста, влияющие на психическое развитие ребенка:
1) овладение прямой походкой;
2) овладение активной речью;
3) развитие предметной деятельности.
Остановимся подробнее на роли прямохождения для психического развития ребенка.
В результате самостоятельного перемещения ребенку становится доступным более широкий круг предметов, с которыми он может взаимодействовать, используя не только руки и глаза, но и все туловище, ноги.
Это не только игрушки, но и предметы домашнего обихода: посуда, обувь, мебель и др. Движения ребенка при этом становятся более согласованными и точными, скоординированными, что ведет к развитию устойчивости внимания, точности восприятия, формированию волевых качеств.
Самостоятельное хождения приводит к знакомству с крупными предметами, ребенок получает возможность узнать их с различных сторон, усваивая таким образом понятия величины, формы; учится ориентироваться в пространстве, развивая глазомер. Преодолевая трудности и препятствия, встречающиеся у него на пути, малыш решает задачи при помощи практических действий, тренируя свое мышление и волевую сферу, получает при этом разнообразные эмоции.
Таким образом, диапазон второго-четвертого года жизни один из наиболее значимых периодов в жизни каждого ребенка. Некоторые считают возраст достижения 3-х лет половиной дороги к зрелости.
2. Предметная и игровая деятельность в раннем возрасте
В раннем возрасте ведущим видом деятельности является предметная деятельность, а в результате действий с предметами активно развивается психика ребенка. Проблема становления и развития игровой деятельности рассматривается в трудах многих отечественных психологов, таких как Е.О. Смирнова, Л.С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л.Ф. Обухова
В раннем возрасте трижды происходит смена ведущих видов деятельности: от эмоционального общения (1 год) к предметной (2 года) и далее – к игровой (3 года) (А.В. Запорожец).
Из всех действий, которые осваивает ребенок в раннем детстве, наиболее значимыми для развития психики являются соотносящиеся и орудийные.
Соотносящиеся действия направлены на приведение предметов или их частей к какому-либо взаимному соответствию, например, складывание пирамидки, матрешек.
Орудийные действия предполагают воздействие одного предмета (орудие) на другие, например, применение ложки во время еды, совочка для игры в песке.
К концу раннего детства начинают складываться и другие виды деятельности, которые будут активно востребованы за пределами этого возраста.
По словам А.Н. Леонтьева: «Сознательное управление психическим развитием ребёнка совершается, прежде всего, путём управления основным, ведущим его отношением к действительности, путём управления ведущей его деятельностью».
Это, прежде всего игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).
Д.Б. Эльконин рассматривает игру как абсолютно своеобразную деятельность. Л.С. Выготский определил, что «игра – это своеобразное отношение к деятельности, которое характеризуется созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие»
В ролевой игре действия с предметами становятся вторичными, а на первый план выходит воспроизведение трудовых действий и общественных отношений.
Содержание начальных игр включает всего два-три действия, к трехлетнему возрасту ребенок осваивает сюжетные игры. На третьем году жизни дети начинают широко использовать в играх предметы-заместители (например, вместо градусника – палочка), что является важным приобретением в психическом развитии ребенка.
Рисование начинает формироваться уже около года, когда ребенок еще только способен держать в руке карандаш.
Сначала дети изображают каракули, усматривая в них какие-то образы, к трем годам излюбленным рисунком становится закругленная линия, с помощью которой изображаются практически все объекты и предметы (стадия «головоногов»).
Конструирование еще элементарное. Ребенок копирует образцы, показанные взрослыми.
Итак, наибольшее влияние на психическое развитие ребенка оказывает предметная деятельность, но все более активно развиваются другие виды деятельности.
3. Познавательное развитие ребенка раннего возраста. Развитие речи
Начало раннего возраста характеризуется несовершенством в развитии познавательных процессов.
Это относится и к восприятию. Ребенок ориентируется в окружающей обстановке и предметах, однако часто ориентировка происходит на основе какого-либо одного, бросающегося в глаза признака, например, ребенок обозначает словом «пти» (птичка) все предметы, у которых есть выступ – клюв.
Сравнение предметов происходит посредством внешних действий, но к концу возрастного этапа в простых случаях может осуществляться при помощи зрения.
На третьем году жизни часто в качестве постоянного образца для сравнения ребенок использует хорошо знакомые предметы (треугольные предметы – «как домик», «как крыша», овальные – «как яичко» и т. п.).
В этом же возрасте ребенок способен различать такие формы, как круг, овал, квадрат, прямоугольник, многоугольник, и все основные цвета спектра.
Ведущим видом мышления в раннем возрасте является наглядно-действенное, тем не менее ребенок уже способен простые мыслительные действия выполнять в уме.
В элементарных случаях дети могут производить обобщения по таким существенным признакам, как цвет, форма, величина.
Ранний возраст – это наиболее благоприятный (сензитивный) период для овладения речью.
Около года ребенок умеет произносить отдельные слова, его словарный запас составляет от 4 до 10 слов.
Примерно в два года малыш говорит простыми предложениями, а к четырем – почти так же, как и взрослые.
Развитие речи идет по следующим направлениям:
1) совершенствование понимания речи (пассивная речь);
2) формируется собственная активная речь.
Подробнее остановимся на развитии активной речи.
Словарный запас ребенка 1,5 лет составляет от 30–40 до 100 слов, к концу двух лет – примерно 300 слов, а к трем годам – уже 1200–1500 слов.
В возрасте от года до полутора лет ребенок начинает называть вещи своими именами, но при этом усваивает лишь отдельные свойства предметов.
На начальном этапе овладения речевой структурой ребенок усваивает слоги, вначале ударные, затем удвоенные и однослоговые слова.
В это время еще не происходит построение предложений, а в качестве таковых выступает одно, позже два слова, не изменяющихся по родам и падежам.
В 1,5–2 года речь ребенка еще мало похожа на речь взрослого человека. Такая речь называется автономной.
Взрослым не следует поддерживать эту речь, иначе она может сохраняться длительное время.
В целом, общение детей друг с другом в раннем возрасте, по мнению М.И. Лисиной, носит характер эмоционально-практического взаимодействия, основанного на механизме подражания. Взрослые играют значительную роль в формировании коммуникативных навыков через организацию взаимодействия между детьми в процессе их совместной предметной деятельности
С.Л. Новоселова считает, познавательная активность ребенка проявляется в действенном освоении окружающего, а «в условиях предметного вакуума у ребенка исчезает стремление узнать новое, порождается апатия».
Таким образом, овладение речью имеет огромное значение для различных сторон психического развития ребенка, под ее влиянием перестраиваются психические процессы ребенка, благодаря чему начинается активное познание окружающего мира.
4. Развитие личности в возрасте от года до трех лет. Кризис «Я сам»
По мнению Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина, кризис трех лет – это «кризис социальных отношений, он происходит по оси перестройки социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей»
На протяжении раннего возраста происходит постепенное усвоение ребенком человеческих форм поведения. Малыш хочет получить от взрослого похвалу и огорчается, если им недовольны. Продолжает формироваться чувство симпатии по отношению к другим людям, что может выражаться в сочувствии, желании поделиться игрушками.
В этом периоде происходит усвоение ребенком своего имени. Малыш достаточно рано отождествляет себя со своим именем, отстаивает право на него и протестует, если его ошибочно называют другим именем.
К концу 3-го года жизни появляется осознание себя как отдельной личности, что свидетельствует о начале кризиса, который психологи называют «Я сам».
Этот кризис имеет очень яркие внешние проявления. Назовем самые яркие симптомы.
Упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания.
Ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе это положительное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.
У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о протесте-бунте. В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь вы-ступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.
Обесценивание. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п. У ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.
В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними. Его ведущая Деятельность – предметно-манипулятивная, в рамках которой возникают первые примитивные игры. К 3 годам появляются личные действия и сознание «я сам» - центральное новообразование этого периода. Возникает чисто эмоциональная завышенная самооценка. В 3 года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми. Хотя его поведение остается импульсивным, появляются поступки, связанные не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением «я» ребенка.
Таким образом, кризис 3-лет является важнейшим периодом в жизни ребенка, готовя его к самостоятельности и формированию собственного Я.
1) Средства обучения: дидактические (схемы), материально-технические (мел, доска, презентация).
2) Учебные средства и дидактические приемы, обеспечивающие целостность, систематичность, последовательность, доступность, наглядность, доказательность и др.
IV. Целостный образ преподавателя в процессе лекции.
Формы сотрудничества преподавателя со студентами в процессе решения задач каждого из разделов содержания лекции ориентированы на совместное решение задач и партнерство.
Отношения «преподаватель - студенты»: уважительные, в меру требовательные. Нравственный контакт обеспечивает сотрудничество преподавателя и студентов. К каждой лекции нужно готовиться с учетом особенностей своего темперамента, умения владеть чувствами, доводить мысль до аудитории. Четко и ясно структурировать занятие. Рационально дозировать материал в каждом из разделов.
2) Языковая форма высказывания. Лекция должна быть понятна для студентов, только начинающий изучать психологию и заложить интерес к дальнейшему изучению возрастной психологии.
3)Эмоционально-выразительные невербальные средства общения преподавателя с аудиторией (жесты, мимика, пантомимика, интонация, громкость, темп, ритм, паузы).
Достаточно громкая, четкая речь. Ритм средний. В паузах использовать приемы поддержания внимания – риторические вопросы, шутки, ораторские приемы. Хорошо оживляют речь жест и мимика.
Применять уточняющие понимание материала вопросы.
Список использованной литературы.
Боброва С.Г. Игры с предметами детей раннего возраста // сборник: Методика и практика преподавания в XXI веке I Международная научно-практическая конференция. ЦНИИ «Парадигма». 2015. С. 24-26.
Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: от рождения до школы 4-е изд., перераб. СПб.: Питер, 2009.
Выготский Л.С. Психология. М. : Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2000. 1005 с. (Сер. «Мир психо- логии»). Лисина М.И. Проблемы онтогенеза обще- ния. М. : Педагогика, 1986. 241 с
Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб: Питер, 2012.
Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: методические рекомен- дации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предмет- ной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1995. – 64 с.
Обухова Л. Ф. О26 Возрастная психология : учебник. М. : Издательство Юрайт ; МГППУ, 2011. 460 с.
Проблемы развития психики / Леонтьев А.Н. 4-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 584 c.
Список рекомендованной литературы
Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: от рождения до школы 4-е изд., перераб. СПб.: Питер, 2009.
Выготский Л.С. Психология. М. :ЭКСМО-Пресс, 2000. 1005 с. (Сер. «Мир психо- логии»). Лисина М.И. Проблемы онтогенеза обще- ния. М.: Педагогика, 1986. 241 с
Гулакова Н.А. Особенности обучения детей раннего возраста и его влияние на их психическое развитие //Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. 2011. Т. 11. № 1. С. 41-44.
Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб: Питер, 2012.
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. М., 2015.
Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития. 10-е изд., перераб. и доп. М.: 2006. 608 с.
Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. М.: Центр инноваций в педагогике, 1995. 64 с.
Обухова Л. Ф. О26 Возрастная психология : учебник. М. : Издательство Юрайт ; МГППУ, 2011. 460 с.
Проблемы развития психики / Леонтьев А.Н. 4-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 584 c.