Психическое развитие ребёнка раннего возраста
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Титульный лист
Тема занятия: Психическое развитие ребёнка раннего возраста
Форма занятия: лекция
Трудоемкость (в часах): 1 час
Цель занятия: познакомить студентов с психическим развитием ребенка раннего возраста: рассмотреть социальную ситуацию развития, определить ведущую деятельность, развитие предметных действий, развитие мышления, психические новообразования.
Задачи:
• образовательные: усвоение понятий Социальная ситуация развития, ведущая деятельность, развитие предметных действий, систематизирование знаний по теме лекции.
• воспитательные: воспитывать внимательность, сосредоточенность, умение слушать.
• развитие компетенций:
Знать:
• Знать особенности регуляции поведения и деятельности человека в раннем возрасте;
• Знать возрастные нормы психического развития детей;
• Знать психическое развитие детей;
Уметь:
• Уметь дифференцировать особенности регуляции поведения и деятельности человека в раннем возрасте;
• Уметь дифференцировать возрастные нормы психического развития детей;
• Уметь дифференцировать вопросы психического развития детей;
Владеть:
• Владеть системой понятий, характеризующих особенности регуляции поведения и деятельности человека в раннем возрасте;
• Владеть системой знаний по вопросам психического развития детей.
Введение
Раннее детство - возраст от рождения до 3 лет - особый период для развития. В раннем детстве развитие идет максимально быстрыми темпами, как ни в каком другом возрасте. Происходит наиболее интенсивное становление и развитие всех особенностей, свойственных человеку: осваиваются основные движения и действия с предметами, закладываются основы для психических процессов и личности.
Скачкообразность и неравномерность психического развития в этом периоде выражена ярче, чем в другом возрасте. Медленное накопление тех или иных особенностей стремительно сменяется наиболее быстрыми преобразованиями в психике.
Ребенок, в отличие от детенышей животного, рождается с минимальным количеством врожденных рефлексов, но с богатым потенциалом жизненного развития. Практически все многообразие форм поведения, как положительных, так и отрицательных, складывается в процессе взаимодействия с социальной средой. И даже само время возникновения определенных психических реакций может быть ускорено соответствующим влиянием взрослого. Например, если он проявляет к ребенку доброжелательное внимание и заботу, ласково разговаривает, то улыбка у малыша появляется раньше.
Особое значение в психическом развитии имеет эмоциональное состояние ребенка и его отношение к окружающему. Положительные эмоции создают благоприятные условия не только для режимных процессов, но и для формирования поведения. Они влияют на установление социальных связей сначала со взрослыми, а затем со сверстниками, формирование предпосылок личности, поддержание и развитие интереса к окружающему. К тому же маленький ребенок легко заражается эмоциональным состоянием, настроением воспитывающего его взрослого.
На сегодняшнем занятии мы познакомимся с психическим развитием ребенка раннего возраста: рассмотрим социальную ситуацию развития, определим ведущую деятельность, особенности развития предметных действий, развитие мышления и психические новообразования данного возрастного периода.
Ход занятия
№
План занятия
Методика
Трудоемкость
1
Организационная часть
Приветствие
Рассказ-объяснение
5 мин.
2
Актуализация знаний
В начале нашего занятия мы говорили об особенностях психического развития в раннем возрасте, о его максимальном и быстром развитии в данный период. Сейчас мы с вами подробнее опишем особенности развития в данном возрасте.
Запишите тему и план нашего сегодняшнего занятия.
Тема: Психическое развитие ребёнка раннего возраста
План:
1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в раннем возрасте
2. Особенности развития мышления в раннем возрасте
3. Психические новообразования раннего возраста
Объяснение
10 мин.
3
Изучение нового материала
1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в раннем возрасте
Социальная ситуация развития — специфическая для каждого возраста система отношений ребёнка с окружающим миром. Понятие было введено советским психологом Львом Семеновичем Выготским, основателем культурно-исторического подхода в психологии, и связано с новым пониманием роли среды для развития ребёнка. Социальная ситуация развития обусловливает образ жизни ребёнка и наряду с психологическими новообразованиями сознания и личности развития является структурным компонентом психологического возраста.
В раннем возрасте изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность ребенка. Своеобразие новой социальной ситуации развития, по словам Д.Б. Эльконина, заключается в том, что теперь ребенок «….живет не вместе с взрослым, а через взрослого, с его помощью. Взрослый делает не вместо него, а вместе с ним» Ситуативно-деловое общение со взрослым становится формой и средством организации предметной деятельности ребенка.
Предметная деятельность – это деятельность по овладению действиями с предметами в соответствии с их общественно выработанными функциями и способами использования. Ребенок усваивает назначение различных предметов и овладевает технической стороной действий с ними, которые в раннем возрасте существенно отличаются от действий с предметами младенца. Ребенок первого года жизни осуществляет различные манипуляции с предметами независимо от их свойств и назначения. Он совершает однообразные действия, например с кружкой, ложкой – трясет, размахивает, постукивает, тащит в рот и т.д. В раннем детстве ребенок при совершении действий начинает учитывать цели использования предметов и правила их использования. Естественно, это длительный процесс и осуществляется он при обязательном руководстве со стороны взрослого.
Взрослый показывает ребенку, как надо действовать, обращает внимание на ошибки, учит добиваться правильного результата. Постепенно ребенок овладевает действием, при этом выполняться оно может разными способами и способы эти не равноценны. Все зависит от того, какова именно была помощь взрослого.
Практический пример
Если ребенку дали лишь образец действия, несколько раз показывая, как разбирать и собирать пирамидку, вероятнее всего, он запомнит место, на которое кладется каждое кольцо при разбирании; при самостоятельном разбирании пирамидки ребенок запоминает место, в которое он кладет кольца, и пытается нанизать их таким же образом. Если взрослый указывает ребенку на ошибки и на способы их исправления, то скорее всего ребенок будет действовать путем проб, выявляя допущенные ошибки, и исправлять их. Если предварительно обучить ребенка примериванию колец, выделению самого большого из них, то он научится выбирать необходимые кольца и нанизывать их на стержень пирамидки по порядку. Этот способ является наиболее эффективным, поскольку дает возможность осуществлять соответствующее действие в самых разнообразных ситуациях. При первых двух способах обучения у детей могут возникать затруднения при необходимости собрать пирамидку, если вместо обычных пяти колец они получат десять-двенадцать.
Из вышеизложенного можно сделать вывод:
Социальная ситуация развития связана во взаимоотношении со взрослыми.
Предметная деятельность обладает всеми признаками ведущей деятельности как деятельности, под влиянием которой происходит формирование основных психологических новообразований на данном возрастном этапе. Именно под влиянием предметной деятельности происходит интенсивное развитие познавательной сферы ребенка.
2. Особенности развития мышления в раннем возрасте
В раннем детстве, самостоятельно передвигаясь, действуя с объектами, малыш изучает их, выделяет их признаки. Установление связи между предметом и действием выступает предпосылкой практического решения задач. Задача возникает перед ребенком в практической деятельности и решается им с помощью предметных действий, ведь малыш еще не умеет действовать в плане представлений. Предметная деятельность через освоение ребенком соотносящих и орудийных действий создает возможности для того, чтобы малыш перешел от использования готовых связей и отношений к их установлению. То есть возникает наглядно-действенное мышление. Освоение класса соотносящих действий предполагает умение анализировать признаки и сравнивать объекты по выделенному признаку. Интенсивное развитие соотносящих действий происходит у ребенка в играх с дидактическими игрушками. Действия с такими игрушками всегда предполагают решение умственной задачи, когда нужно добиться результата. Если младенец просто нанизывает колечки на штырь, то ребенок в раннем детстве собирает пирамидку в соответствии с величиной колец, стремясь получить правильный результат. Способ его достижения взрослый фиксирует в сознании малыша и учит его действовать не путем многочисленных проб, а примеривая части объектов друг к другу, что повышает качество решения задачи.
Орудийные действия протекают на основе установления отношения «ребенок-орудие-цель» и предполагают воздействие на один предмет с помощью другого: достать палкой мячик из-под стола, сачком игрушку из таза с водой. Для орудийных действий характерно то, что ребенок должен проанализировать не только признаки или свойства предметов, но и условия, в которых решается задача: мяч закатился так далеко, что короткой палкой его не достать, поэтому надо взять палку подлиннее. Орудийные действия разнообразны. Орудиями могут выступать не только предметы, специально для этого предназначенные (ложкой едят, ведром носят воду, с помощью формочек «пекут пирожки»), но и полифункциональные (палка). Встречаясь с проблемой, например, достать игрушку, ребенок начинает с того, что просто ориентируется в новой ситуации. Затем он пытается достать игрушку рукой. Через некоторое время внимание малыша направляется на орудие, находящееся рядом. Малыш манипулирует с ним, обнаруживает возможность его целевого применения. Например, действуя с палочкой, он случайно задевает игрушку и приближает ее. Заметив полученный результат, он повторяет найденный способ воздействия на предмет-цель. Решающим моментом в овладении орудийным действием является переключение с цели на средство ее достижения. Меняется отношение малыша к орудию: ребенок узнает, что определенными действиями с помощью орудия можно вызвать желаемый результат. У ребенка появляются зачатки понимания причинно-следственной связи, состоящей в том, что действие, осуществляемое с помощью орудия, приводит к перемещению другого предмета. То есть с помощью одного предмета можно воздействовать на другой.
Уже в раннем детстве наглядно-действенное мышление характеризуется отвлеченностью и обобщенностью. Отвлеченность проявляется в том, что в орудии ребенок выделяет без учета других только его главный признак, который позволяет использовать его соответствующим образом. Если малыш понял, что палкой можно доставать предметы, то начинает для этого действия применять любые подобные по функции предметы: линейку, ручку, швабру, карандаш. Обобщенность выступает тогда, когда ребенок использует одно и то же орудие для решения целого класса задач. Например, копает лопаткой не только песок, но и землю, снег, глину, а воду носит не только в ведерке, но и в чашке, формочке. Обобщение опыта деятельности и использование его при решении новых практических задач формирует элементарную культуру мышления и подготавливает обобщение опыта в слове, что в итоге способствует развитию речевого мышления.
Элементарные мыслительные операции выступают в различении и сравнении признаков: цвета, формы, величины. Различение требует анализа предметов и установления их сходства и различия. На третьем году жизни сравнение привлекает малыша и, находя в предметах общее, он испытывает радость. Знакомясь со свойствами и названиями предметов, ребенок переходит к обобщениям, к первым общим представлениям. Так, малыш понимает, что большими могут быть разные по внешнему виду предметы: мячи, куклы, кубики. На 2-3-м году жизни у ребенка складываются первые общие представления о форме, цвете и величине.
Таким образом, развитие первых мыслительных операций неразрывно связано с освоением речи. К концу раннего детства возникает знаково-символическая функция сознания. Ребенок начинает осваивать операцию замещения, состоящую в том, что один предмет может быть использован как заместитель другого. Предпосылкой возникновения знаковой функции является овладение предметными действиями и последующее отделение действия от предмета. Если ребенок «ест» с помощью палочки, это уже не процесс приема пищи, а его обозначение. Когда действие начинает выполняться с предметом, который ему не соответствует, или без предмета, оно теряет свое практическое значение и превращается в обозначение реального действия.
Вывод:
Особенности развития мышления в раннем детстве:
- мышление возникает и функционирует в предметной деятельности;
- освоение предметных действий подводит ребенка к самостоятельному становлению некоторых связей между целым и частью или двумя предметами;
- ребенок решает практические задачи с помощью орудийных и соотносящих действий, то есть с помощью наглядно-действенного мышления;
- включение речи в процесс решения малышом мыслительной задачи организует его, придавая целенаправленность;
- у ребенка появляются первые мыслительные операции: сравнение и обобщение, формируемые при освоении предметных, главным образом орудийных, действий.
3. Психические новообразования раннего возраста
К новообразований относят психические и личностные качества, которые впервые возникают на конкретном этапе развития человека концу первого года жизни малыши уже могут легко узнавать предметы, в начале чала второго года у них развивается способность к использованию предметов в игре не по прямому назначению.
Речь возникает и первоначально развивается как средство общения со взрослым. В дальнейшем она становится средством мышления и средством овладения своим поведением.
Между довербальным периодом и периодом разговорной речи наблюдается этап автономной детской речи, который приходится на начало второго года жизни. Слова связаны с воспринимаемой ситуацией и выполняют в основном указательную функцию в ней.
Автономная детская речь отражает особенности мышления ребенка раннего возраста. Его мышление носит несамостоятельный характер, оно подчиняется восприятию, и аффективный момент преобладает в нем над мыслительным.
В середине второго года жизни происходит «речевой взрыв», который проявляется в резком нарастании словаря и повышенном интересе ребенка к речи.
В раннем возрасте происходит разделение предметно-практической и игровой деятельности детей.
На втором году жизни игра имеет процессуальный характер: игровые действия между собой не связаны, стереотипны. Ребенок еще не осознает, что он играет: он просто действует с предметами.
Между вторым и третьим годом жизни характер игры детей существенно меняется: усиливается игровая мотивация, изменяется структура игровых действий, начинает активно работать воображение детей. Оригинальные игровые замещения, которые можно наблюдать уже у детей третьего года жизни, можно рассматривать как первые проявления воображения и творчества.
Потребность в общении со сверстником складывается на протяжении раннего детства.
Общение детей друг с другом в раннем возрасте имеет форму эмоционально-практического взаимодействия, характерными особенностями которого являются:
1. непосредственность, отсутствие предметного содержания;
2. раскованность, эмоциональная насыщенность;
3. ненормированность и нестандартность коммуникативных средств;
4. зеркальное отражение действий и движений партнера.
Дети демонстрируют и воспроизводят друг перед другом эмоционально-окрашенные игровые действия; общность действий и эмоциональных экспрессий дает им уверенность в себе и приносит яркие эмоциональные переживания. Через сверстника ребенок выделяет себя, осознает свои индивидуальные особенности.
Решающую роль в процессе формирования общения со сверстником принадлежит взрослому. Наиболее эффективным путем воздействия взрослого на контакты детей является организация субъектного взаимодействия между ними.
Таким образом, главной возрастной особенностью раннего возраста является ситуативность, которая заключается в зависимости поведения и психики ребенка от воспринимаемой ситуации.
К трем годам резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, что находит свое выражение в кризисе трех лет. Основными симптомами этого кризиса являются негативизм, упрямство, строптивость и своеволие, бунт против окружающих. За этими негативными симптомами стоят личностные новообразования: «система Я», личное действие, сознание «Я сам», чувство гордости за свои достижения.
Становление «системы Я» и самооценки знаменует переход к новому этапу развития – дошкольному детству.
Беседа
Объяснение
Рассказ-объяснение
50 мин.
4
Рефлексия
1. Укажите особенности социальной ситуации развития данного периода?
2. Назовите ведущую деятельность данного возраста?
3. Почему предметная деятельность является ведущей в данном периоде развития?
4. Назовите новообразования данного возраста.
Беседа
Вопросы
15 мин.
Заключение
Итак, из всей вышеизложенной лекции можно прийти к следующим выводам:
1) Ведущей деятельностью в раннем возрасте является предметная деятельность, целью которой является усвоение функций предметов, овладение способами действий с ними. Мышление - наглядно-действенное, основанное на восприятии и действии с предметами. Характерной особенностью мышления ребенка в этот период является его синкретизм. К концу раннего детства у детей формируются три основных сенсорных эталона - цвета, формы, размера. Общение со взрослым, совместная предметная деятельность могут существенно ускорить познавательное развитие детей.
2) Первые представления о себе как о личности появляются у детей к концу периода раннего детства. Эмоции и формирующиеся чувства ребенка могут быть подвержены изменениям в случае изменения ситуации. Эмоциональные реакции яркие и связаны с непосредственными желаниями ребенка. К концу периода раннего детства появляются первые признаки негативизма, которые являются симптомами кризиса 3 лет. Общение со взрослым имеет большое значение для развития личности детей раннего возраста.
3) Период раннего детства является наиболее благоприятным для развития речи. На процесс развития речи влияют различные факторы, среди которых можно выделить врожденные способности, желание ребенка общаться с окружающими, взаимодействие с матерью, порядковый номер рождения ребенка, наличие речевых нарушений у родственников и медицинские факторы.
Список литературы
1. Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства [Текст]: [учебное пособие для студентов вузов] / В. Н. Белкина. - М.: Гаудеамус: Академический Проект, 2005. - 253, [2] с.
2. Возрастная психология [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / [Т. П. Авдулова и др.]; под ред. Т. Д. Марцинковской. - М.: Академия, 2011. - 329, [1] с.
3. Волков, Б. С. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие для пед. вузов: в 2-х ч. / Б. С. Волков, Н. В. Волкова; под ред. Б. С. Волкова. - М.: Владос, 2005. Ч. 1: От рождения до поступления в школу. - 366 с.
4. Эльконин, Б.Д. Психология развития [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Б. Д. Эльконин. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 141, [2] с