Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 9. Проявление индивидуальности в профессиональной деятельности.
План лекции:
1. Профессиональное мастерство.
2. Построение личной профессиональной перспективы.
3. Понятие «самопрезентация».
4. Правила составления «резюме».
1. Профессиональное мастерство.
Профессиональное мастерство - высокая и постоянно совершенствуемая степень
овладения определенным видом профессиональной деятельности; характеризуется
качеством выполнения работы, высокой производительностью труда, профессиональной
самостоятельностью, культурой труда и творческим отношением к труду.
Профессиональное мастерство - психическое новообразование, проявляющееся в
высоком уровне развития знаний, навыков, умений, профессионально важных качеств
личности, обеспечивающих ее успех в данной профессиональной деятельности.
Стадии профессионализма
Определить профессиональное мастерство удобно, воспользовавшись следующей
шкалой:
«Допрофессионализм. На
этом
этапе
человек
осуществляет
некоторую
деятельность, еще не обладая качествами, свойственными профессионалу. Человек
работает, не овладев нормами и правилами профессии, тем более, не достигая в труде
высоких и творческих результатов.
Профессионализм. Здесь
человек
последовательно
овладевает
качествами
профессионала, формируя навыки профессиональной деятельности. По мере развития
мотивационной сферы, целеполагания, он сознательно выбирает свои цели в труде,
повышает профессиональное мастерство, осознавая при этом себя в профессии, развивает
себя средствами профессии.
Суперпрофессионализм. Этот
уровень
характеризует
профессиональную
деятельность в ее высоких достижениях и творческих успехах. Главной особенностью
этого уровня является «выход человека за пределы профессии», творческое обогащение
деятельности своим личным вкладом. По мнению автора, «именно этот уровень
профессионализма отдельного человека наиболее существенно влияет на прогресс
общества».
Непрофессионализм
(псевдопрофессионализм). Это
уровень,
который
характеризуется отсутствием необходимых профессиональных знаний, умений и навыков
1
для выполнения профессиональной деятельности. На этом уровне человек внешне
осуществляет достаточно активную трудовую деятельность, но при этом наблюдается
деформация в становлении его профессионализма, которая может быть выражена в
следующей форме:
- выполнение неэффективной, не соответствующей нормам деятельности;
- осуществление внешне кипучей трудовой деятельности, маскирующей отсутствие
профессионализма;
- чрезмерное зацикливание на работе, неправомерное сведение всего своего
личностного пространства к профессиональному и искажение своего профессионального
и личностного развития;
- опора на неверные духовно-нравственные ориентиры, с преследованием,
например, цели узко личностного индивидуального преуспевания в ущерб другим людям,
и т. п.
Послепрофессионализм. На этом уровне человек: может оказаться либо просто
«профессионалом в прошлом», либо остаться консультантом, наставником, экспертом в
своей сфере. Этот уровень помогает человеку обрести новые грани профессионализма,
состоящие в духовном обогащении других людей».
2. Построение личной профессиональной перспективы.
Известно, что только 60% школьников старших классов способны адекватно
выявить и оценить собственные интересы, склонности и способности к какому- либо виду
деятельности и пользуются правилами выбора профессии, составляя на их основе
собственный план самореализации. При этом последний, не только обогащает их
представления о будущей профессиональной деятельности в ближайшей и отдаленной
перспективе, но и делает ее более реальной.
Что же такое профессиональный план?
Профессиональный план – обоснованное представление об избираемой области
трудовой деятельности, о способах овладения будущей профессией и перспективах
профессионального роста.
Рекомендации по составлению личного профессионального плана (ЛПП):
1. Представление перспектив и способов овладения будущей профессией
Главная цель.
Чем буду заниматься, какой трудовой вклад внесу в общее дело?
Кем буду, каким буду, где буду, чего достигну, на кого буду равняться?
2. Ближайшие задачи и более отдаленные перспективы.
2
Первая область деятельности, специальность, работа, трудовая проба сил, чему и
где учиться, перспективы повышения мастерства, профессионального роста.
3. Пути и средства достижения цели.
Изучение справочной литературы, беседы со специалистами, самообразование,
поступление в определенное учебное заведение (ПТУ, колледж, ВУЗ, курсы).
4. Внешние сопротивления на пути достижения цели.
Предусмотреть трудности, возможные препятствия, противодействия, влияние тех
или иных людей.
5. Внутренние условия достижения цели.
Свои возможности: состояние здоровья, способности к обучению, настойчивость,
терпение, склонности к практической и теоретической работе, другие личные качества,
необходимые для учебы и работы по данной специальности, работа по самовоспитанию.
6. Запасные варианты и пути их достижения.
Например: "Не пройду по конкурсу в техникум - попробую поступить на ту же
специальность, соответственно, в ПТУ »
Ответить на вопрос «Кем быть?» фактически означает найти способ реализации
собственного «Я». Однако на пути свободного поиска себя люди сталкиваются с
различными неожиданностями, препятствиями и сложностями. Связано это с тем, что
часто мы недостаточно информированы о профессиях, нам не хватает знаний о них и
требованиях, которые они предъявляют к человеку.
Типичные ошибки при выборе профессии.
-Незнание мира профессий
--Незнание себя
Незнание правил выбора профессий
-Устаревшие представления о характере и условиях труда и конкретной профессии.
-Предубеждения в отношении престижности профессии.
-Необъективная оценка своих способностей (завышение или занижение)
-Неумение, а иногда нежелание соотнести свои способности с требованиями
профессии.
-Отождествление учебного предмета с профессией. Перенос отношения к человеку
на профессию.
-Выбор профессии за компанию.
-Неумение определить пути получения профессии.
Условия оптимального выбора профессии.
3
В ходе работы над собой - углубления своих интересов, уточнения знаний о
профессиях, участия в профессиональных пробах, ваш план обязательно будет
претерпевать изменения, становясь более реальным и полным. Однако в его основе
останутся правила оптимального выбора профессии, которые можно представить в виде
схемы:
4
3.Понятие «Самопрезентация»
Самопрезентация – это средство формирования собственного образа, демонстрация
своей личности перед окружением. Также это управление впечатлением, которое
выступающий производит на слушателей.
Основная задача такого личного представления – это привлечь интерес публики и
побудить ее к определенным действиям. Выделяют два вида самопрезентации: природная
и искусственная. Первый тип свойственен всем людями и закладывается с самого
рождения. Появившийся на свет ребенок уже личность со своим темпераментом,
потребностями и желаниями. Некоторые черты и особенности характера передаются по
наследству генетически, другие появляются в результате обучения и развития.
Недостатком природной самопрезентации считается невозможность контроля. Процесс не
поддается
регулированию
и
корретировке.
Человек
не
выбирает,
будет
ли
самопрезентация положительной или отрицательной. Искусственную самопрезентацию
можно контролировать. Она создается с целью завоевания приверженности целевой
аудитории. Такой вид представления личности заранее подготавливается, может
осуществляться отдельно или в дополнении к природной самопрезентации. Элементы
искусственной
самопрезентации
позволяют
завуалировать
негативные
моменты
природного вида, и превратить их в достоинства выступающего.
Выделяют и другие типы самопрезентации:
- Подстраивание под окружающий людей. Это сложная, но реализуемая техника.
При знакомстве с аудиторией, необходимо узнать ее интересы, темы для бесед,
особенности поведения и манеры. Это позволяет почувствовать будущих слушателей,
найти с ними точки соприкосновения, а потом и влиться в компанию.
- Лидерство, доминирование и авторитет. Это методика намного труднее
предыдущей и требует особых знаний и умений от выступающего. Человек должен
владеть ситуацией, имеет профессиональные навыки оратора и последователя. Он должен
уметь «продавать» свои идеи и убеждения, заинтриговывать аудиторию и побуждать ее к
действиям.
Формы самопрезентации
Благоприятное впечатление на аудиторию в процессе самопрезентации может
происходить в рамках делового и личного общения. В первом случае важно раскрыть свои
профессиональные навыки и умения, показать себя достойным специалистом, способным
на дальнейшее развитие и рост. Личная презентация – это представления человека как
индивидуума.
Это
демонстрация
личных
5
качеств,
которые
способствуют
профессиональному развитию: ответственность, коммуникабельность, креативность,
исполнительность и др.
Самопрезентация имеет две формы:
- непосредственная – лицом к лицу к собеседника;
- опосредованная – с помощью определенных средств.
Первая форма самопрезентации считается традиционной. Это выступление в
рамках деловой беседы, собеседования, на пресс-конференциях и других мероприятиях.
Во втором случае, выступающий использует определенные средства: визитные карточки,
автобиографию, портфолио, резюме.
При обеих формах самопрезентации необходима тщательная подготовка. Это
выбор и обустройство помещения (в случае организации деловой встречи или проведения
пресс-конференции) и обязательная репетиция речи. Исследования показывают, что
наибольшее влияние на публику оказывает не информация по предмету выступления, а
личный контакт. Второго шанса оказать положительное впечатление на аудиторию не
будет.
Способы самопрезентации
Каждый человек с рождения стремиться управлять впечатлением другим людей. От
природы у людей есть потребность в одобрении, избегают конфликтов и стараются
показать себя с лучшей стороны. Каким будет первое впечатление, зависит от целей
коммуникационного процесса. В любом случае внешний облик и такие человеческие
качества, как компетентность, скромность и честность, высоко ценятся и повышают
благоприятное
впечатление.
Идеальной
самопрезентация
никогда
не
будет,
но
существуют способы, как преподнести свой образ в общении:
- «социальная самореклама»; этот способ направлен на усиление социальной
желательности собственного образа в глазах аудитории. Это свойственно людям,
обладающих высокой самооценкой и самоуважением, хорошо осознающих свои
особенности. Такие личности любят подчеркивать свою успешность, демонстрировать
положительное отношение к себе, заниматься усилением своих достоинств и просто
получать удовольствие от своего собственного вида.
- «нерефлексивное самоодобрение»; это самоподача, при котором человек на
малоосознанном уровне сам себя хвалит и дискредитирует других. Таким образом, люди
показывают преобладание эмоциональных суждений о своей личности, прикрашивают
собственное «я», не замечают недостатков.
6
- «греться в лучах чужой славы»; Часто люди любят хвастаться знакомством со
знаменитыми и высокопоставленными людьми. Это не всегда является правдой, но
отлично работает при общении и установлении контактов с людьми.
- «создание препятствий; Для избегания негативных впечатлений и осуждений,
люди придумывают себе препятствия. Смысл такого способа – это защита своего образа,
поднятия самооценки и социального имиджа.
- «самобичевание»; используется для того, чтобы предрасположить людей в пользу
своего «Я». Многие люди склонны сочувствовать и сопереживать. - «похвала противника
или оппонента»; Похвала противников или оппонентов, еще и на публике – это самая
выигрышный способ привлечения к себе внимания.
- «ложная скромность»; Использование ложной скромности допустимо при
присутствии более скоромного человека. Главное не переборщить, скромность еще может
быть следствием неуверенности в себе и своих силах.
- «самооборона» применяется, когда существует недовольство самим собой при
раздражении в адрес других. Человек находится в состоянии напряжения и ждет негатива
в свою сторону. В отличие от других способов в этом случае субъект самопрезентации не
стремится приукрашивать свое «я», недостатки превращать в достоинства. Он просто
доказывает, что он хороший без всяких эмоциональных украшений.
4. Правила составления «резюме».
Понятие «резюме «(от фр. résumé или лат. curriculum vitae — «течение жизни»,
жизнеописание, CV) — документ, содержащий информацию о профессиональных
навыках, личностных компетенциях, опыте работы, образовании и другой относящейся к
делу информации, обычно требуемый при рассмотрении кандидатуры человека для найма
на работу.
Цель резюме - привлечь внимание представителя работодателя, произвести
благоприятное впечатление и побудить работодателя пригласить вас на собеседование.
Как правило, на просмотр резюме затрачивается не более 2-3 минут.
И ваша задача, как соискателя, составить резюме таким образом, чтобы среди прочих
резюме именно ваше зацепило работодателя и именно Вас пригласили на собеседование.
По мнению большинства работодателей, очень важно, чтобы информация в резюме была
максимально полной и одновременно краткой, а главное, чтобы соискатель во время
собеседования мог подтвердить все данные.
Принципы составления резюме.
При написании резюме используйте следующие принципы его составления:
7
- краткость - отсутствие лишних слов, непонятных сокращений и терминов,
точность и ясность изложения мысли;
-
целенаправленность
и
конкретность
-
изложение
главных
сведений,
подтверждающих право претендовать на данную должность, отсутствие информации, не
имеющей прямого отношения к вакансии;
- избирательность - предполагает тщательный отбор информации (не пытайтесь
уместить в одном резюме всю информацию. Информацию для резюме следует отбирать,
исходя из его целей, то есть в резюме стоит включать описание именно тех аспектов
вашего опыта, которые значимы для позиции, на которую вы претендуете. И поэтому
одно из главных правил резюме: на каждое новое интервью следует приходить с новым
резюме и никогда - без него.);
- честность - отсутствие недостоверной информации;
- грамотность – отсутствие грамматических ошибок.
Структура резюме
Резюме обычно состоит из нескольких разделов, информация в каждом из которых
призвана, в кратком виде, ознакомить потенциального работодателя со всеми сведениями
о кандидате, необходимыми для его приёма на работу. В резюме не следует включать
информацию, не имеющую никакого отношения к предполагаемой работе. В резюме
следует
включать
только
ту
информацию,
которая
поможет
максимально
охарактеризовать вас.
В последнее время получили широкое распространение Интернет-резюме,
заполняемые
по
определённому
специализированных
профессиональные
сайтах
службы,
шаблону
на
рекрутинговых
предлагающие
Job-сайтах
и
агентств.
Существуют
составление
размещаемые
«грамотных»
на
также
резюме.
Ещё одним, пока малораспространённым, типом резюме является видео-резюме, которое
представляет собой короткий видеоролик, в котором кандидат рассказывает о себе, своих
навыках и пр. И так же как и в случае с Интернет-резюме, для них существуют
специализированные сайты, на которых можно их разместить, и компании, которые
занимаются их записью и размещением.
Итак, рекомендуемая структура при составлении резюме следующая:
1.
Личные
данные/контактная
информация
кандидата
ФИО, адрес, номер телефона (включая код города), e-mail, Skype (если он есть), дата
рождения. Здесь же можно указать семейное положение и наличие детей, если это
необходимо.
8
2.
Цель - краткое описание должности, на которую Вы претендуете.
Если Вы претендуете НЕ на конкретную должность, то не указывайте сразу несколько
вакансий, если они не из смежных областей. Пишите для каждой отдельное резюме.
Можете указать сферу деятельности, которая Вам интересна.
3.
Опыт работы или практика. Как правило, для человека с большой
трудовой биографией рекомендуется указание только последних 3-5 мест работы и период
не более 10 лет, для молодого специалиста важно указать весь трудовой (практический)
опыт работы. Данный пункт принято описывать в обратном хронологическом порядке:
сначала настоящее или последнее место работы, потом предыдущее и т.д. Напротив
времени и места работы (название предприятия) обозначать свои должность и функции,
делая упор на профессиональных достижениях, достижения желательно оцифровать так,
чтобы цифры были адекватные и весомые. При описании достижений необходимо
использовать глаголы действия, такие как развивал, сэкономил, увеличил или сократил.
Желательны
предельно
конкретные
формулировки.
В каждом абзаце необходимо указать:
- Период работы/практики (месяц и год приема / увольнения);
- Название компании или предприятия(нет необходимости указывать в резюме
подробный адрес предприятий, на которых вы работали, достаточно будет указать их
название и город, в котором они находятся);
- Сферу деятельности;
- Должность;
- Ваши обязанности;
- Примеры конкретных достижений в количественных показателях (%, $, штуках и
т.д.).
4. Образование (дипломы, сертификаты и пр.)
Образование указывается с датами, в обратном порядке.
- основное - вуз (и название факультета) в 20__ - __ гг.;
- дополнительное (параллельное) - второе высшее образование (если оно у вас есть)
в 20__ - __ гг.;
- важно сообщить об окончании курсов и прохождении сертификации по
специальности. Если вам дорого окончание курсов в соответствии с хобби (например,
макраме), включите это в последнюю часть - хобби, но никак в раздел «образование»;
- указывать среднюю школу необходимо только в том случае, если это языковая
или другая спецшкола, или если вы закончили среднюю школу с отличием (наличие
золотой/серебряной медали);
9
- важно указать техникум;
- отметьте также диплом с отличием, дополнительные специальности;
- если институтская (университетская) специализация соприкасается, хотя бы
частично, с интересующей Вас должностью, можно указать и название выпускающей
кафедры;
- также необходимо указать наличие публикаций, особенно в специализированных
изданиях, изобретения или собственные разработки;
- дополнительные курсы и пройденные тренинги можно выделить в отдельный
раздел. Не стоит указывать множество курсов и семинаров, а только относящиеся к
специфике желаемой работы.
Образование в резюме молодого специалиста, с отсутствием практического
опыта работы или его минимумом (не считая практику), занимает ведущее место,
поэтому важно этот пункт описать подробно. Рекомендуется указывать изучавшие
предметы (особенно те, в которых были достигнуты наибольшее успехи), хорошие и
отличные оценки, награды на олимпиадах и конкурсах и т.п.
5. Профессиональные навыки (знания и умения).
В этом разделе указывают знания и умения, которые пригодятся вам на желаемой
должности:
- Степень владения компьютером (программы, с которыми работали);
- Степень владения иностранными языками (свободно, со словарем; говорю, читаю,
пишу);
- Иные знания и навыки, необходимые для профдеятельности.
В первую очередь в этом разделе вы указываете те навыки, которые
непосредственно относятся к конкретным служебным обязанностям желаемой работы.
Остальные навыки можно указать в разделе дополнительная информация.
6. Дополнительная информация или «хобби» (либо «награды и общественная
деятельность»).
Другая информация, которая может представлять интерес со стороны работодателя
(наличие автомобиля, готовность к командировкам, семейное положение, личные качества
и увлечения).
7. Информация о рекомендациях.
Если вы приняли решение отметить эту информацию, то необходимо указать:
- ФИО рекомендателя;
- Его должность;
- Наименование организации в которой он работает;
10
- Контактная информация.
Если Вы не готовы включить информацию о рекомендующих Вас лицах
непосредственно в резюме, можно ограничиться фразой: Рекомендации предоставляются
по запросу. Однако необходимо подготовить их список - он может пригодиться на
собеседовании. Подумайте о том, кто может дать вам рекомендации. Это может быть либо
прежний работодатель, либо научный руководитель или преподаватель.
8. Дата составления резюме. В заключении необходимо поставить дату
составления
резюме
и
подпись.
Датирование
резюме
повышает
достоверность
заинтересованности в данной работе, старая дата может свидетельствовать о том, что
кандидат давно и безуспешно ищет работу.
9. Ожидания по заработной плате. Желательно указать уровень заработной
платы, на который вы рассчитываете. Об этом лучше написать в сопроводительном
письме к резюме, здесь же можно дать любые дополнительные пояснения к резюме.
Практические рекомендации:
* Чтобы составить идеальное резюме, его нужно «подгонять» под каждую
понравившуюся вам вакансию.
* При написании резюме нужно подчеркнуть ваши сильные стороны и
замаскировать то, что работодатель может счесть недостатком. Если учесть, что на
прочтение резюме работодатель тратит всего несколько минут, важно не только привлечь
внимание работодателя, но и выделиться из потока кандидатов и запомниться.
* Оптимальное резюме позволяет быстро узнать главное о кандидате, не отвлекаясь
на
лишнюю
информацию.
Правильно
скомпонованная
информация
позволяет
работодателю сформулировать дополнительные вопросы и не записывать необходимые
данные о кандидате. Это сокращает время обработки резюме, повышает эффективность
собеседования и оказывает положительное впечатление на представителей работодателя.
* Объем резюме не должен превышать одной, максимум двух страниц формата А4,
причем желательно, чтобы ключевая информация находилась на первой странице. Резюме
нужно написать стандартным шрифтом 10-12 размера и структурировать так, чтобы
информация легко читалась. Если у человека большой опыт работы, то лучше создать два
резюме - короткое для рассылки и подробное - по запросу рекрутера или чтобы брать с
собой на собеседование.
* Необходимо использовать один шрифт, желательно Times New Roman либо же
Arial. Множество шрифтов разных размеров нечитабельны! Строгий стиль оформления непременное условие. Резюме - это документ.
11
* Если резюме занимает больше одной страницы, в конце страниц указывается, что
продолжение находится на следующем листе. На всех листах, кроме первого печатается
номер листа и указывается фамилия.
* Если по объему резюме получилось на одну неполную страницу, информацию
необходимо расположить так, чтобы страница была полностью занята текстом.
* Каждый раздел резюме должен быть отделен от предыдущего.
* Заголовки лучше выделять жирным и/или подчеркиванием.
* Обязательно проверьте правописание (кнопочка F7 в редакторе Word). У резюме
с ошибками нет никаких шансов.
* Резюме должно быть написано простым языком.
* Для документов такого типа рекомендуется следующая разметка страницы:
верхнее поле - 2 см, правое - 2 см, нижнее - 2 см, левое 2,5 см. Допускается сужение поля
на сантиметр и вместо стандартного 12-го размера шрифта использование 10-го. В то же
время вариант с уменьшением шрифта приемлем только в том случае, если резюме будет
отправлено работодателю по E-mail-у или вручено лично. В случае отправления резюме
по факсу, размер шрифта меньше 12 лучше не использовать, иначе резюме невозможно
будет прочитать.
* Для резюме используется бумага белого цвета, хорошего качества.
* Если Вы решили написать нестандартное резюме, то это может быть хорошо не
во всех случаях. Это приемлемо для представителей творческих профессий, которым
«позволено» отходить от стандарта. Что же касается специалистов других (не творческих)
профессий - инженеров, водителей, бухгалтеров, и т.п., - то здесь предпочтительнее
соискателям оставаться в рамках официально утвержденных норм. Это связано, прежде
всего, с тем, что от специалистов данного профиля требуется точность, скрупулезность и
обязательное соблюдение должностных инструкций.
* Если вы добавляете в резюме свою фотографию, то фотография не должна
превышать паспортного формата (3,5 на 4 см). Пляжные фотографии, и тем более
семейные, впечатывать в резюме не стоит, - этим вы только выразите неуважение к
работодателю. Резюме, включающее фотографию автора более продуктивно и интересно
работодателю. Фото способствует более достоверной идентификации Вашей личности.
* Резюме на английском (или любом другом) языке составляется лишь в том
случае,
если
вы
претендуете
на
вакансию
в
иностранной
компании.
* При описании профессионального опыта и навыков используйте «активные» глаголы:
внедрял, заведовал, исследовал, контролировал, координировал, обеспечивал, основал,
организовал, планировал, предложил, разработал, реорганизовал, решил, руководил,
12
создавал, увеличивал, устранял, участвовал, обучал и др. и не забывайте подкреплять
фактами и цифрами свои достижения. Например, если у вас есть только начальные знания
бухучета, а они необходимы для данной должности, то нужно писать «владею основами
бухучета и аудита». Не следует писать «участвовал», «оказывал помощь», т. к. это
позволяет думать, что вы стояли в стороне и от случая к случаю оказывали разные услуги;
* В описании настоящей работы используйте глаголы в настоящем времени,
например, работаю, проектирую; соответственно при описании предыдущих мест работы
используйте глаголы в прошедшем времени.
* Избегайте длинных фраз и мудреных слов.
* Будьте последовательны: если вы один раз использовали сокращение,
используйте его во всем резюме (но лучше приводить все наименования полностью).
* Избегайте демонстрации частой смены мест работы без объяснения объективных
причин и пробелов в трудовой биографии.
* Избегайте написания слишком подробного резюме, содержащее множество
ненужной информации и лирических отступлений или проявления неуместного юмора.
* Будьте уверены, что вы сможете подтвердить всю информацию, которую вы
включили в резюме.
Итак, идеальное правильно составленное резюме - это описание именно тех
профессиональных навыков и личностных компетенций, которые значимы для позиции,
на которую вы претендуете. Поэтому правильно составить резюме под требования
конкретной вакансии, с учетом корпоративной культуры и особенностей бизнеса
будущего работодателя. И тогда резюме станет эффективным инструментом для поиска
достойной работы и «маркером» вас как успешного кандидата.
13
Список вопросов для самопроверки:
1. Раскройте сущность понятия «Профессиональное мастерство»;
2. Опишите способы самопрезентации?;
3. Что входит в условия оптимального выбора профессии?
4. Раскройте понятие «резюме» и опишите структуру его составления.;
14
Библиографический список:
1. Введение
в
профессию
(специальность):
общие
компетенции
профессионала. Рабочая тетрадь студента. Информационная компетенция
профессионала [Электронный ресурс]: учебные материалы / авт.-сост. М. С.
Клевцова, С. В. Кудинова. – Киров: РадугаПРЕСС, 2015. – 42 с. – Режим
доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=526583
2. Климов
Е.
А.
Психология
профессионального
самоопределения:
учеб.пособие для студентов высш.учеб.заведений/ Е. А. Климов. – е 4 изд.,
стер. – М.: - Издательский центр «Академия». – 2010. – 304 с.
3. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Наука, 1996. С. 76.
4. Панина, С. В. Профессиональная ориентация [Электронный ресурс]:
учебник и практикум для СПО / С. В. Панина, Т. А. Макаренко. – Москва:
Юрайт,
2017.
–
312
с.
–
Режим
доступа:
https://www.biblio-
online.ru/viewer/91653285-05C1-4BD9-87DAC490219A6E5C#page/1
5. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения.
Учебное пособие. – М.: МГППИ, 1999. – 97 с.
15
Глоссарий:
Профессиональное мастерство, личный профессиональный план, самопрезентация ,
резюме, структура резюме
16