Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Пропедевтика курса «Человек и общество»

  • 👀 457 просмотров
  • 📌 419 загрузок
  • 🏢️ МПГУ
Выбери формат для чтения
Статья: Пропедевтика курса «Человек и общество»
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Пропедевтика курса «Человек и общество»» pptx
ЛЕКЦИЯ № 2 ПРОПЕДЕВТИКА КУРСА « Человек и общест во» К.п.н., доцент кафедры логопедии МПГУ Баблумова Марина Евгеньевна ЛЕКЦИЯ № 2 ПРОПЕДЕВТИКА КУРСА « Человек и общест во» Пропедевтика изучения истории – это подготовка учащихся к сознательному усвоению школьного курса истории. Почему же необходим пропедевтический период в школе? Ответ на этот вопрос был получен еще в начале 1930-х годов, когда практика начального обучения истории в массовой школе показала, что младшие школьники испытывают значительные трудности в усвоении исторических знаний. Причины этих трудностей объяснялись тем, что исторические факты, с которыми знакомятся школьники на уроках, не опираются на наблюдения и непосредственный опыт детей, картины прошлого приходится воссоздавать в их воображении; кроме того, исторический материал содержит много таких понятий, которые для детей 10– 11 лет остаются просто абстракцией. Учителя и методисты высказались за необходимость предварительной подготовки учащихся к изучению истории как самостоятельной учебной дисциплины. Тогда же в пропедевтических целях стали использовать уроки объяснительного чтения. ПРОПЕДЕВТИКА КУРСА « Человек и общест во» Практика показала, что даже в общеобразовательных школах учащиеся испытывают немалые трудности в усвоении исторических знаний, поэтому неудивительно, что еще больше проблем в изучении истории возникает у школьников с нарушением интеллекта. Если в общеобразовательную школу дети приходят с достаточно разнообразными представлениями не только о современной жизни, но и о прошлой, то у учащихся специальной (коррекционной) школы до начала обучения истории круг исторических представлений чрезвычайно узок и беден, а сами представления фрагментарны, неточны, порой искажены или вовсе отсутствуют, поскольку социальный опыт детей ограничен рамками личных потребностей. ПРОПЕДЕВТИКА КУРСА « Человек и общест во» В сборнике «Опыт преподавания истории во вспомогательной школе» под редакцией М.И. Кузьмицкой (1964) обобщался первый опыт преподавания истории во вспомогательной школе, в ней были представлены общие вопросы преподавания истории во вспомогательной школе (И.Б. Лурье), дидактические приемы преподавания истории во вспомогательной школе (Ж.И. Шиф), опыт работы с наглядными пособиями на уроках истории СССР (И.Б. Шулятикова), формирование представлений и понятий исторического времени (И.И.Финкельнштейн). ПРОПЕДЕВТИКА КУРСА « Человек и общест во» Психологическими и методическими вопросами преподавания истории в коррекционной школе в разное время также занимались: Н.П. Долгобородова (1971), А.И. Капустин (1974), В.А. Лапшин (1977), Н.Б. Лурье (1964), В.Н. Синев (1976), Б.П. Пузанов (1980) и др. ПРОПЕДЕВТИКА КУРСА « Человек и общест во» Нарушения познавательной деятельности не позволяют учащимся специальной (коррекционной) школы должным образом воспринимать и осмысливать многие явления и события общественной жизни, особенно если они отдалены во времени от современности. Дети с нарушением интеллекта нуждаются в помощи при осмыслении окружающего мира и происходящих в нем процессов. ПРОПЕДЕВТИКА КУРСА « Человек и общест во» В связи с этим, в условиях специального обучения возрастает роль пропедевтического периода, позволяющего подготовить школьников к изучению истории как самостоятельного предмета в 7–9 классах. Именно предшествующие шесть лет обучения становятся базой для обучения истории учащихся с нарушением интеллекта. ПРОПЕДЕВТИКА КУРСА « Человек и общество» • Изучение истории, как одного из наиболее сложных предметов, предваряет пропедевтический этап – предмет «Мир истории» для 6 класса, так же как география и естествознание предваряется в начальной школе изучением «живого мира», с 5 класса он преобразовывался в «природоведение», а с 6 природоведческие знания дифференцировались на естествознание и географию. Пропедевтическая подготовка в курсе «Мир истории» (6 класс) продолжалась в 7–9 классах систематизированным содержанием предмета «История Отечества». ПРОПЕДЕВТИКА КУРСА « Человек и общест во» Программу для 6 класса следует рассматривать в качестве введения в историю Отечества. Ее содержание выстраивается в линейно-концентрической системе, состоящей из следующих разделов: 1. Введение (Имя, отчество семья, родословная человека). 2. Отчий дом. Наша Родина – Россия. 3. О том, что такое время и как его изучают. 4. Что изучает наука история. 5. История Древнего мира. 6. История вещей. Занятия человека на Земле. 7. Человек и общество. ПРОПЕДЕВТИКА КУРСА « Человек и общест во» Раздел I. Предст авления о себе, об окруж ающих людях и прост ранст ве вокруг нас Представления о себе, об окружающих людях, о пространстве вокруг нас. История имени. Как возникли имена. Значение имён. Полное и неполное имя. Знаменитые имена в России (2– 3 примера). История фамилии. Происхождение фамилии. Отчество в имени человека. Понятие о семье. Родственники близкие и дальние. Понятие о родословной. Понятия: поколения, предки, потомки. Даты жизни. Понятие о биографии. Твоя биография. ПРОПЕДЕВТИКА КУРСА « Человек и общест во» Раздел II. От чий дом. Наша Родина – Россия Дом, в котором ты живёшь. Где находится твой дом (регион, город, поселок, село). Кто и когда построил этот дом. Толкование пословиц и поговорок о доме, семье, соседях. История улицы. Название улиц, их происхождение. Улицы, на которых расположены мой дом, моя школа. Местность, где мы живём (город, село). Название местности, происхождение названия. Край (область, республика), где мы живём, главный город края. Национальный состав края. Основные занятия жителей края, города. ПРОПЕДЕВТИКА КУРСА « Человек и общест во» Страна, в которой мы живём. Название страны. Столица. Население, национальный состав страны. Главный город страны. Понятие о государственных символах: герб, флаг, гимн. Руководство страны, республики. Понятие о большой и малой родине. Другие страны мира (обзорно, с примерами). Планета, на которой мы живём. Земля, другие планеты Солнечной системы. Солнце. Луна. ПРОПЕДЕВТИКА КУРСА « Человек и общест во» Раздел III. Предст авления о времени в истории Понятие об историческом времени: век (столетие), тысячелетие, историческая эпоха (общее представление), лента времени. Краткие исторические сведения о названии месяцев (римский календарь, русский земледельческий календарь). Понятие (ориентировка): давно, недавно, вчера – прошлое; сегодня, сейчас – настоящее; завтра, через день, через месяц, через год – будущее. Части века: начало века, середина века, конец века, граница двух веков (конец одного века и начало другого); текущий век, тысячелетие, основные события XX в. (обзорно, с примерами). Новое тысячелетие (XXI в.). ПРОПЕДЕВТИКА КУРСА « Человек и общест во» Раздел IV. Начальны е предст авления об истории как о науке История – наука о развитии человеческого общества. Значение исторических знаний для людей. Историческая память России (3–4 примера). Способы получения знаний о прошлом. Науки, помогающие добывать исторические сведения: археология, этнография, геральдика, нумизматика и др. (элементарные представления на конкретных примерах). Источники исторических знаний: письменные памятники материальной и духовной культуры (старинные книги, летописи, надписи и рисунки на скалах, в пещерах, археологические находки; памятники строительства, зодчества, архитектуры, устные источники (фольклор)). Исторический музей, краеведческий музей. Понятие об историческом пространстве, исторической карте. Составляющие части исторической науки: история местности, история страны, история культуры, науки, религии. ПРОПЕДЕВТИКА КУРСА « Человек и общест во» Раздел V. История Древнего мира Время появления человека прямоходящего. Внешний вид первобытных людей. Среда обитания. Человек умелый. Время появления. Его отличие от предков и от современного человека. Места обитания. Стадный образ жизни. Занятия. Древние орудия труда. Начало каменного века. Древнейшие люди. Время появления. Изменения во внешнем облике. Появление орудий труда, совершенствование занятий. Защита от опасностей. Образ жизни. Охота, собирательство. Причины зарождения религиозных верований. ПРОПЕДЕВТИКА КУРСА « Человек и общест во» Древний человек приходит на смену древнейшему. Время появления. Внешний вид. Зарождение речи. Места обитания. Кочевники. Первые сообщества. Изменение климата Земли. Наступление ледников. Смена образа жизни древних людей из-за климатических условий. Борьба за выживание. Способы охоты на диких животных. Изобретение лука. Приручение диких животных. Пища и одежда древнего человека, основные занятия, образ жизни. Время и место появления человека разумного. Внешний вид. Образ жизни и основные занятия. Развитие орудий труда. Защита от опасностей. Конец ледникового периода и расселение человека разумного по миру. Влияние различных климатических условий на изменения во внешнем облике людей. Развитие земледелия, скотоводства. Появление новых орудий труда. Начало бронзового века. Оседлый образ жизни. Коллективы первых людей. Понятия о семье, общине, роде, племени. ПРОПЕДЕВТИКА КУРСА « Человек и общест во» Раздел VI. История вещей. Занят ия человека на Земле Природные источники огня. Способы добычи огня древним человеком. Очаг. Причины сохранения огня древним человеком, культ огня. Использование огня для жизни: тепло, пища, защита от диких животных. Использование огня в производстве: изготовление посуды, орудий труда, выплавка металлов и др. Огонь в военном деле. Изобретение пороха. Последствия этого изобретения. ПРОПЕДЕВТИКА КУРСА « Человек и общест во» Огонь и энергия. Виды энергии: электрическая, тепловая, атомная (общие представления). Изобретение электричества как новый этап в жизни людей. Современные способы получения большого количества энергии. Экологические последствия получения тепловой энергии от сжигания полезных ископаемых: угля, торфа, газа, лесов. Роль энергетических ресурсов Земли для жизни всего человечества. Вода в природе. Значение воды в жизни человека. Охрана водных угодий. ПРОПЕДЕВТИКА КУРСА « Человек и общест во» Причины поселения древнего человека на берегах рек, озёр, морей. Рыболовство. Передвижение человека по воде. Судоходство, история мореплавания, открытие новых земель (общие представления). Вода и земледелие. Поливное земледелие, причины его возникновения. Значение поливного земледелия в истории человечества. Использование человеком воды для получения энергии: водяное колесо, гидроэлектростанция. Использование воды при добыче полезных ископаемых. Профессии людей, связанные с освоением энергии и водных ресурсов. ПРОПЕДЕВТИКА КУРСА « Человек и общест во» Понятие о жилище. История появления жилища человека. Первые жилища: пещеры, шалаши, земляные укрытия. Сборно-разборные жилища, материалы, используемые для строительства жилья у разных народов в зависимости от климатических условий (чумы, яранги, вигвамы, юрты и др.). История совершенствования жилища. Материалы для строительства, используемые с глубокой древности до наших дней. Влияние климата и национальных традиций на строительство жилья и других зданий. Понятие об архитектурных памятниках в строительстве, их значение для изучения истории. ПРОПЕДЕВТИКА КУРСА « Человек и общест во» Уточнение представлений обучающихся о мебели, её назначении, видах, материалах для её изготовления. История появления мебели. Влияние исторических и национальных традиций на изготовление мебели (общие представления). Изучение мебельного производства в исторической науке. Изготовление мебели как искусство. Современная мебель. Профессии людей, связанные с изготовлением мебели. Питание как главное условие жизни любого живого организма. Уточнение представлений о пище человека в разные периоды развития общества. ПРОПЕДЕВТИКА КУРСА « Человек и общест во» Добывание пиши древним человеком как борьба за выживание. Способы добывания пищи: собирательство, бортничество, рыболовство, охота, земледелие (выращивание зерновых культур, огородничество, садоводство), скотоводство. Приручение человеком животных. Значение домашних животных в жизни человека. История хлеба и хлебопечения. Способы хранения, накопления продуктов питания в связи с климатом, средой обитания, национально-культурными традициями. ПРОПЕДЕВТИКА КУРСА « Человек и общест во» Влияние природных условий на традиции приготовления пиши у разных народов. Употребление традиционной пищи как необходимое условие сохранения здоровья и жизни человека. Понятие о посуде и её назначении. Материалы для изготовления посуды. История появления посуды. Глиняная посуда. Гончарное ремесло, изобретение гончарного круга, его значение для развития производства глиняной посуды. Народные традиции в изготовлении глиняной посуды (3–4 примера). Деревянная посуда. История появления и использования деревянной посуды, её виды. Преимущества деревянной посуды для хранения продуктов, народные традиции её изготовления (3–4 примера). Посуда из других материалов. Изготовление посуды как искусство. Профессии людей, связанные с изготовлением посуды. Посещение музея по темам «История посуды», «История мебели». ПРОПЕДЕВТИКА КУРСА « Человек и общест во» Уточнение представлений об одежде и обуви, их функциях. Материалы для изготовления одежды и обуви. Различия в мужской и женской одежде. Пословицы и поговорки об одежде, о внешнем облике человека. Одежда как потребность защиты человеческого организма от неблагоприятных условий среды. Виды одежды древнего человека. Способы изготовления одежды, материалы, инструменты. Совершенствование видов одежды в ходе развития земледелия и скотоводства, совершенствование инструментов для изготовления одежды. Влияние природных и климатических условий на изготовление одежды. Народные традиции изготовления одежды (2–3 примера). Изготовление одежды как искусство. Изменения в одежде и обуви в разные времена у разных народов. Образцы народной одежды (на примере региона). История появления обуви. Влияние климатических условий на возникновение разных видов обуви. Обувь в разные исторические времена: лапти, сапоги, туфли, сандалии и др. Профессии людей, связанные с изготовлением одежды и обуви. Посещение музея по теме раздела. ПРОПЕДЕВТИКА КУРСА « Человек и общест во» Раздел VII. Человек и общест во Первобытные люди. Содружество людей как способ выживания в трудных природных условиях. Зарождение традиций и религиозных верований у первобытных людей. Появление семьи. Представления древних людей об окружающем мире. Освоение человеком морей и океанов, открытие новых земель, изменение представлений о мире (общие представления). Причины зарождения религиозных верований. Язычество. Истоки возникновения мировых религий: буддизм, христианство, ислам. Взаимодействие науки и религии. Значение религии для духовной жизни человечества. ПРОПЕДЕВТИКА КУРСА « Человек и общест во» Понятие о науке. Зарождение науки, важнейшие человеческие изобретения (2–3 примера). Направления науки: астрономия, математика, география и др. Изменение среды и общества в ходе развития науки. Речь как главное средство коммуникации. Значение устного творчества дли истории: сказания, легенды, песни, пословицы, поговорки. История возникновения письма. Виды письма: предметное письмо, клинопись, иероглифическое письмо (образные примеры). История латинского и славянского алфавита. История книги и книгопечатания (общие представления). ПРОПЕДЕВТИКА КУРСА « Человек и общест во» Понятие о культуре и человеке как носителе культуры. Искусство как особая сфера человеческой деятельности. Виды и направления искусства (общие представления). Сообщества первых людей (повторение и уточнение понятий). Появление семьи. Родовая община. Племя. Условия для возникновения государства. Аппарат власти. Право, суд, армия. Гражданин. Виды государств: монархия, диктатура, демократическая республика. Понятия о гражданских свободах, государственных законах, демократии (доступно, на примерах). Экономика как показатель развития общества и государства. История денег, торговли. Понятие о богатом и бедном государстве. Войны. Причины возникновения войн. Исторические уроки войн. ПРОПЕДЕВТИКА КУРСА « Человек и общест во» Планируемы е результ аты Личност ны е результаты Минимальный уровень: ● уметь последовательно отвечать на вопросы по основным темам, выбирать правильный ответ из ряда предложенных вариантов (заданий); ● уметь слушать учителя, самостоятельно выполнять предложенные виды заданий; ● использовать помощь учителя при выполнении учебных задач, уметь самостоятельно исправлять ошибки; ● усвоить элементы контроля учебной деятельности (с помощью памяток, инструкций, опорных схем); ● адекватно реагировать на оценку учебных действий. ПРОПЕДЕВТИКА КУРСА « Человек и общест во» Достаточный уровень: ● понимать содержание учебных заданий, выполнять их самостоятельно или с помощью учителя; ● владеть элементами самоконтроля при выполнении заданий; ● владеть элементами оценки и самооценки. ПРОПЕДЕВТИКА КУРСА « Человек и общест во» Предмет ны е результат ы Минимальный уровень: ● знать исторические события на уровне их понимания; ● использовать часть понятий в активной речи. Достаточный уровень: ● удовлетворительно знать основные понятия и иметь представления по всем разделам программы, использовать их в самостоятельной речи, в пересказах, в ответах на вопросы; ● участвовать в диалогах и беседах по основным темам программы. ● высказывать собственные суждения и личностное отношение к изученным темам; ● проявлять интерес к изучению истории. ПРОПЕДЕВТИКА КУРСА « Человек и общест во» Тематическое планирование программы – важная составляющая профессиональной компетенции педагога. Он должен уметь анализировать программу, соотносить её с особенностями развития учебных действий учащихся того или иного класса с учётом того, что группы детей не могут быть однородными по уровню познавательных возможностей. Тематический план должен изменяться каждый год, потому что меняется состав учащихся, и их особенности подсказывают учителю, какие разделы или темы программы требуют больше учебного времени, а какие могут быть представлены обзорно. Учитель должен избегать возникновения дидактических шаблонов и штампов, которые снижают уровень творчества и самостоятельности в методической работе педагога. ПРОПЕДЕВТИКА КУРСА « Человек и общест во» При составлении рабочей программы возникает и другая проблема. Некоторые учителя боятся отступить от материала, изложенного в учебнике. Однако этот материал написан для ребёнка, с учётом его читательских и индивидуальных особенностей. В отличие от чтения, где ядро урока – это чтение и анализ литературного текста, урок истории возникает из исторического факта. Текст в учебнике лишь помогает его образному осмыслению, создаёт необходимые опоры для понимания изучаемых событий. Чтение учебного текста должно быть дополнено развёрнутым изложением и объяснением новых сведений. Таким образом обучающиеся с помощью учителя анализируют факты, учатся прогнозировать их последствия. Приёмы активного взаимодействия с учащимися формируют у них элементы логического мышления, позволяют преодолевать характерную для детей с умственной отсталостью инертность познавательной деятельности. ПРОПЕДЕВТИКА КУРСА « Человек и общест во» Учитель специальной школы должен хорошо знать своеобразие психического развития ребёнка, обобщённые и индивидуальные характеристики познавательной деятельности детей с умственной отсталостью, чтобы выбрать из многообразия современных методических средств те, которые помогут ученикам развивать свои жизненные компетенции. В психологии и педагогике это называется ф ормированием учебной деятельност и и является одним из требований ФГОС для лиц с ОВЗ, а также смысловой задачей коррекционной педагогики. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА « Человек и общест во» Для формирования системных знаний, мировоззрения учащихся с нарушением интеллекта необходимо установление межпредметных связей. Они должны устанавливаться по общим для ряда предметов фактам, понятиям и по формированию умений и навыков учебного труда. Изучение исторического материала основывается на знаниях и умениях, которые учащиеся приобрели на других предметах: на уроках чтения (умения работать с печатным текстом), русского языка (обогащение словаря), математики (изучение единиц измерения времени), географии (работа с картой), ИЗО и музыки (знакомство с искусством) и т. п. С другой стороны, исторические знания учащихся также найдут применение при изучении на уроках литературного чтения произведений исторической тематики или при изучении на уроках обществоведения правовых вопросов и т. п. ПРОПЕДЕВТИКА КУРСА « Человек и общест во» Важную роль в исторической пропедевтике принадлежит урокам чтения. Именно в книгах для чтения для 2–6 классов учащиеся черпают первоначальные представления и понятия еще до начала изучения курса истории. Но формирование этих представлений и понятий не является самоцелью. Эта задача решается лишь в процессе обучения детей чтению – правильному, осознанному, выразительному, что является главной целью уроков чтения. Учитель должен знать, какой круг представлений и понятий сформирован у учащихся на уроках чтения во 2–б классах, какими умениями и навыками работы с учебной книгой (текстом, иллюстративным материалом) и дополнительной литературой они овладели. Для этого необходимо проанализировать рабочие программы по чтению и развитию речи и книги для чтения. ПРОПЕДЕВТИКА КУРСА « Человек и общест во» На уроках чтения и развития речи в начальных классах формируются умения и навыки работы с текстом, применяемые и в старших классах на различных предметах, в том числе и при изучении истории. К таким важным учебным умениям, например, относятся следующие: 1. Умение рассказывать о прочитанном, отвечая на вопросы учителя или используя иллюстрации (2 класс); 2. Умение высказывать свое отношение к поступку героя, событию (3 класс); 3. Умение выделять главную мысль произведения, устанавливать последовательность, причинно-следственные связи; делить текст на законченные по смыслу части по данным заглавиям, придумывать заглавия к основным частям текста, коллективно составлять план, объяснять выделенные учителем слова и обороты речи (4 класс). ПРОПЕДЕВТИКА КУРСА « Человек и общест во» Умения и навыки учащихся 5–6 классов также продолжают совершенствоваться. Например, учащиеся 5 класса должны уметь выбирать слова и выражения, характеризующие героев, события, находить в тексте непонятные слова и выражения, пользоваться подстрочным словарем. В 6 классе у школьников формируется навык самостоятельного чтения с различными заданиями: подготовиться к выразительному чтению, выделить отдельные места по вопросам, подготовить пересказ . ПРОПЕДЕВТИКА КУРСА « Человек и общест во» Опираясь на сформированные в пропедевтический период знания, учитель истории продолжит работу на новом материале, знакомя школьников с жизнью и трудом людей в разные исторические эпохи, с отношениями между различными социальными группами и классами, с выдающимися историческими деятелями, внесшими свой вклад в процветание Отчизны. На этом этапе нравственные оценки будут дополнены исторической оценкой событий и деятельности личностей. ПРОПЕДЕВТИКА КУРСА « Человек и общест во» Представленные в разных темах произведения, в основном, отражают аспекты современной жизни, что оправдано в условиях начального обучения в специальной (коррекционной) школе, так как тематика таких произведений близка и доступна детям с нарушением интеллекта, соответствует их социальному опыту. В то же время остается возможность для формирования первоначальных представлений о жизни людей в прошлом. Например, в теме «Народные сказки» (3 класс) учащиеся знакомятся со сказками разных народов России, показывающими образ жизни, занятия этих народов в далеком прошлом; в теме «Идет волшебница зима» (4 класс) ученики узнают о жизни крестьянских детей в царской России, читая отрывки из произведений Л.Н. Толстого («Филиппок»), Н.А. Некрасова («Мужичок с ноготок») и т. п. ПРОПЕДЕВТИКА КУРСА « Человек и общест во» По характеру изложения общественно-исторический материал в книгах для чтения отличается разнообразием и представлен отдельными произведениями (или отрывками) различных жанров. Это могут быть: § художественные произведения в прозе (рассказы, отрывки из повестей); § художественные произведения в стихотворной форме (стихи, отрывки из поэм); § произведения устного народного творчества (сказки, былины, песни, пословицы, поговорки, загадки); § деловые (научно-популярные) статьи. ПРОПЕДЕВТИКА КУРСА « Человек и общест во» Объем представленных произведений также различен: в книге для чтения во 2 классе подобраны тексты от нескольких строчек до страницы, их сопровождают цветные иллюстрации. К 6 классу объем текстов возрастает до нескольких страниц; как правило, такие тексты делятся на части, каждая часть изучается на отдельном уроке, вопросы и задания также подобраны непосредственно к каждой части. Но, к сожалению, не ко всем текстам имеется иллюстративный материал, что затрудняет формирование необходимых представлений и понятий) . ПРОПЕДЕВТИКА КУРСА « Человек и общест во» В специальной (коррекционной) школе на уроках чтения во 2–6 классах предусмотрено изучение общественно-исторического материала, представленного в сказках, рассказах, стихотворениях. Тематика этих произведений разнообразна и расширяется с каждым годом обучения, но, с другой стороны, сохраняется тенденция постоянства ведущих тем в книгах для чтения со 2 по 6 класс: о роли труда в жизни людей и разных профессиях, об отношении людей друг к другу (дружба, товарищество, взаимопомощь), о прошлом нашей Родины и ее настоящем. ПРОПЕДЕВТИКА КУРСА « Человек и общест во» При подготовке к чтению текста, содержащего общественно-исторические сведения, учитель должен определить, как данная тема связана с предыдущим материалом, имеются ли у учащихся знания по данной теме или она новая. Необходимо учесть, дает ли изучаемое произведение новые знания или расширяет, подтверждает и закрепляет ранее полученные знания (в данном или предыдущем классе), так как от степени известности материала зависит доля самостоятельности работы детей. Они могут составить характеристику героев, дать оценку их поведения, описать бытовую или историческую обстановку. Знакомство с отдельными фактами, описываемыми в произведении, должно быть наглядным с использованием исторических картин, портретов, рисунков, имеющихся в книгах для чтения. ПРОПЕДЕВТИКА КУРСА « Человек и общест во» Урок чтения произведения общественно-исторического характера может включать следующие основные моменты (этапы): I этап – предварительная работа. На этом этапе работы учитель сообщает заглавие произведения, называет его автора, готовит учащихся к усвоению содержания путем беседы или вводного рассказа, объясняет значение тех слов, без которых понимание текста будет затруднено (слова обязательно записываются на доске с ударением и прочитываются вслух). ПРОПЕДЕВТИКА КУРСА « Человек и общест во» II этап – громкое чтение текста по логическим законченны м абзацам, сопровождаемое словарной работой, беседой о прочитанном по вопросам. При этом во 2–3 классах вопросов, исчерпывающих содержание прочитанного, дается больше, чем в 4–6 классах. Кроме того, можно заметить нарастание трудностей в выполнении учащимися самостоятельных заданий: во 2–3 классах дети читают под руководством учителя и только после того, как он сам прочитал данную часть текста; в 4 классе легкие тексты читаются учащимися по частям самостоятельно, но учитель дает к ним предварительно вопросы, задания или готовый план; в 5–6 классах и легкие, и трудные тексты читаются учащимися самостоятельно, причем дополнительно к тем вопросам и заданиям, которые даются в книге для чтения, ученики готовят и свои вопросы к прочитанному. ПРОПЕДЕВТИКА КУРСА « Человек и общест во» III этап – повторное чтение текста дет ьми, сопровождающееся заданиями, которые углубляют и обобщают прочитанное. К ним относятся: с оставление плана (подбор заголовков для каждой логически законченной части текста); работа с деформированным планом, когда пункты плана не соответствуют содержанию читаемых и анализируемых учащимися частей; разграничение частей текста по готовому плану, данному учителем; составление в 4 классе плана под руководством учителя; составление в 5–б классах плана с помощью учителя и самостоятельно, если текст легкий по содержанию; выборочное чтение, в процессе которого восстанавливаются причинноследственные связи событий или их последовательность; повторное громкое чтение с нахождением границ отдельных частей текста. ПРОПЕДЕВТИКА КУРСА « Человек и общест во» IV этап – обобщение материала прочитанного произведения, когда с помощью учителя дети объясняют заголовок или формулируют выводы. V этап – беседа краеведческого характера или работа над дополнительно подобранным иллюстративным материалом. VI этап – закрепление содерж ания текста путем пересказа по плану, по вопросам учителя. Во 2–3 классах учащиеся пересказывают каждую часть текста только подробно, а в 4–6 классах этот пересказ может быть и подробным, и кратким, и выборочным. Кроме пересказа для закрепления содержания прочитанного учитель может проводить и заключительную беседу по узловым вопросам текста. ПРОПЕДЕВТИКА КУРСА « Человек и общест во» Пропедевтика осуществляется не только на уроках, но и после них, в рамках воспитательной работы. Проводимая после уроков воспитательная работа по предмету называется внеурочной или внеклассной. Внеклассной работой по истории в методике называют «деятельность учащихся, которая осуществляется на основе добровольного участия и самостоятельности, имеет своим содержанием познание исторического прошлого и современности, направляется учителем и содействует углублению знаний школьников в области истории, развитию их разнообразных интересов и способностей, формированию... личности». ПРОПЕДЕВТИКА КУРСА « Человек и общест во» Ни один учебник, ни один урок не может дать учащимся такого яркого представления о прошлом и настоящем родной страны, какое дает им непосредственное знакомство с ее прекрасными уголками, людьми и созданными ими произведениями искусства. Во внеклассной работе шире, чем на уроке истории, осуществляется связь с современностью, разнообразнее общественно-полезная деятельность школьников. Учащиеся специальной (коррекционной) школы привлекаются к оформлению тематических выставок и выпуску исторических стенгазет, проведению праздников, посвященных историческим датам и т. п. ПРОПЕДЕВТИКА КУРСА « Человек и общест во» Во внеклассной работе создаются большие возможности для формирования интеллектуальных и практических умений учащихся специальной (коррекционной) школы в процессе выполнения ими разнообразных видов заданий репродуктивного и творческого характера (тематические рисунки, устные сообщения и доклады, письменные отзывы о экскурсиях и т. п.). ПРОПЕДЕВТИКА КУРСА « Человек и общест во» Вместе с тем следует отметить, что, несмотря на существующие различия, внеклассная работа и работа на уроках истории тесно связаны между собой и составляют целостный процесс. В современных условиях внеклассная работа становится органической частью обучения, к проведению которой следует подходить дифференцированно. Важно установить минимум наиболее значимых посещений музеев, экскурсий и других видов деятельности, обязательных для всех школьников. Определенные виды внеклассной работы должны быть соединены с уроками истории, с изучением программных тем, должны стать органической частью обучения. ПРОПЕДЕВТИКА КУРСА « Человек и общест во» Таким образом, в учебной и внеклассной работе по истории решаются одни и те же образовательные, воспитательные и развивающие задачи, но на ином материале и иными путями. Изучение в свободное время ярких, увлекательных исторических фактов расширяет, обогащает знания учеников, формирует их нравственные убеждения, помогает глубже усвоить учебный материал. На внеклассных мероприятиях развиваются умения, которые успешно могут быть применены на уроках для прочного и осознанного усвоения содержания курса истории. Все это приобретает особое значение в условиях специальной (коррекционной) школы. ПРОПЕДЕВТИКА КУРСА « Человек и общест во» Пути расширения социального опыта, накопления общественноисторических представлений и понятий достаточно разнообразны. Это могут быть как индивидуальные, так и групповые (с классом) беседы по общественно-исторической тематике. Например, доступными и важными являются такие темы, как: «Моя семья в прошлом и настоящем», «Профессии наших родителей», «Для чего человеку надо трудиться», «С чего начинался наш город?», «Достопримечательности нашего района», «Праздники, которые мы отмечаем» и др. ПРОПЕДЕВТИКА КУРСА « Человек и общест во» Знания учащихся, приобретенные и уточненные в ходе таких бесед, обязательно подкрепляются различными видами деятельности: общественно полезным трудом, подготовкой и проведением праздников, посвященных знаменательным датам, событиям (Дню защитника Отечества, Дню Победы); активным изучением истории своего города, района; знакомством с его достопримечательностями, культурно-историческим наследием на прогулках, экскурсиях по городу, району, посещением музеев; просмотром видеофильмов, внеклассным чтением и т. п. Таким образом, разнообразные виды внеклассной работы позволяют учащимся накапливать сведения, на которые можно будет опираться в дальнейшем при изучении истории. ПРОПЕДЕВТИКА КУРСА « Человек и общест во» В задачу пропедевтического периода не входит формирование определенной системы исторических знаний (это задача уроков истории), но за это время накапливаются, уточняются, исправляются и расширяются первоначальные общественноисторические представления и понятия школьников с нарушением интеллекта. Пропедевтика изучения истории осуществляется на базе разных учебных предметов. На уроках математики формируются временные представления и понятия; на уроках русского языка происходит знакомство с текстом общественно-исторического содержания; на уроках географии – с положением Родины на карте мира и т. д.
«Пропедевтика курса «Человек и общество»» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot