Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО
ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
“ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ИМПЕРАТОРА
АЛЕКСАНДРА I”
Кафедра «Железнодорожные станции и узлы»
Б1.В.ДВ.6.1 «ОРГАНИЗАЦИЯ, ТЕХНОЛОГИЯ И
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ»
Лектор Васильев Владислав Всеволодович
Рекомендуемая литература
1. Управление проектами [Электронный ресурс]:Учебная
литература для ВПО/ М. Троицкий, Б. Груча, К.Огонек., М.:
Финансы и статистика,2011. -304с. Режим доступа:
http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=5370– Загл. с экрана.
2.
Проектирование
инфраструктуры
железнодорожного
транспорта (станции, железнодорожные и транспортные узлы)
[Электронный ресурс]: Учебник/Н.В. Правдина и С.П. Вакуленко –
Электрон. дан. – М.: УМЦ ЖДТ (Учебно-методический центр по
образованию на железнодорожном транспорте), 2012 – 1086 с.
Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=6076
– Загл. с экрана
3. Железнодорожные станции и узлы: учебник /В.И. Апатцев и
др.; под. ред. :В.И. Апатцев, Ю.И. Ефименко. – Москва: Учебнометодический центр по образованию на железнодорожном
транспорте, 2014. – 855 с.
Лекция № 5 - Промежуточные
раздельные пункты. Разъезды.
Обгонные пункты.
Ст рукт ура лекции:
1. Разъезды. Их назначение, схемы и технология
работы.
2. Обгонные пункты, их назначение, схемы,
технология работы
3. Назначение, схемы промежуточных станций,
основные устройства.
4. Схемы промежуточных станций на двухпутной
линии.
5. Технология работы промежуточных станций.
Вопросы, отводимые на самостоятельное изучение
обучающимися:
1. Технология работы разъезда и обгонного пункта.
2. Технология работы со сборными и вывозными
поездами на промежуточной станции на примере
схемы
1. Разъезды. Их назначение, схемы и технология работы.
Разъ ездом называется раздельный пункт на однопутных линиях,
имеющий путевое развитие, предназначенное для скрещения и обгона
поездов.
Кроме скрещения и обгона поездов на разъездах производится
посадка и высадка пассажиров, а в отдельных случаях – погрузкавыгрузка грузов в небольшом объеме.
Для выполнения указанных операций на разъездах имеется главный
путь, используемый в основном для безостановочного пропуска
поездов, один или два приемоотправочных пути, на которые поезда
принимаются для скрещения или обгона, пассажирское здание (обычно
совмещенное с помещением дежурного по станции) и платформы для
посадки
и
высадки
пассажиров,
устройства
сигнализации,
централизации и блокировки (СЦБ) и связи, освещения, стрелочные
посты. На электрифицированных линиях, кроме того, имеется
контактная сеть.
Разъезды
– По
схеме
расположения
приемоотправочных
путей
различают
разъезды
с
продольны м,
полупродольны м
и
поперечны м
размещением путей.
– Кроме приемоотправочных путей 2 и 3, на
разъездах может быть дополнительный
тупиковый путь 4, предназначенный для
погрузки-выгрузки
грузов,
стоянки
служебных вагонов, вагонов-клубов и др.
Схемы разъездов с продольным
расположением путей
Схема разъезда с полупродольным
расположением путей
Схема разъезда с поперечным
расположением путей
Разъезды
Схемы с продольным расположением путей (рис. а, б) обеспечивают большую
пропускную способность прилегающих перегонов за счет сокращения их длины и
возможность скрещения и обгона удлиненных, в том числе соединенных грузовых поездов,
что позволяет увеличить провозную способность участка. Кроме того, на них
обеспечиваются лучшие условия для разгона поездов при отправлении и одновременного
приема встречных поездов. Схема а, кроме того, обеспечивает максимальное
использование существующих устройств при строительстве двухпутных вставок или второго
главного пути.
По этой схеме рекомендуется строить разъезды на линиях I и II категорий. Схема б применяется
при большом числе пассажирских поездов, пропускаемых с обгоном
грузовых, а также при выполнении погрузочно-выгрузочных работ по обе стороны главного
пути. Недостатками обеих схем продольного типа являются большая потребная длина
станционной площадки, Lпл равная 2l 0 +350 м (здесь и далее l 0 – нормативная полезная длина
приемоотправочных путей).
Схему с полупродольным расположением путей применяют при недостаточной длине
площадки. Смещение пути 3 (см. рис. в) должно быть достаточным для установки
пассажирского поезда в пределах полезной длины главного пути. Из-за большой
разбросанности стрелочных переводов эта схема допустима лишь при централизованном
управлении стрелками.
Разъезды
Схема поперечного типа (рис. г) требует минимальной длины площадки, Lпл =
l 0 +400 м, обеспечивает компактное расположение устройств, а также независимость в
использовании приемоотправочных путей, когда занятие любого пути не препятствует
использованию других из них. Однако при этом невозможно скрещение поездов
повышенной длины, ухудшаются условия одновременного приема поездов встречных
направлений и разгона поездов при размещении разъезда в «яме». Поэтому схема этого типа
применяется на линиях III и IV категорий, а также в трудных топографических условиях на
линиях I и II категории. Вторая пассажирская платформа, обозначенная на рис. пунктиром
может предусматриваться при скрещении на разъезде пассажирских поездов.
На грузонапряженных однопутных участках, оборудованных диспетчерской
централизацией, создаются благоприятные условия для безостановочного скрещения поездов.
При введении безостановочного скрещения для создания двухпутной вставки один
из приемоотправочных путей удлиняется в сторону одного или обоих перегонов. Длина
двухпутной вставки должна обеспечить возможность скрещения поездов на ходу даже в
случае неодновременного прохода ими раздельного пункта; она определяется специальным
расчетом и составляет 4-6 км. При этом в 1,5-1,7 раза возрастает пропускная способность, на
40-60% увеличивается участковая скорость движения поездов, а следовательно, сокращается
потребный парк локомотивов и вагонов, число локомотивных бригад, снижается расход
топлива и электроэнергии.
2. Обгонные пункты, их назначение, схемы, технология
работы
Обгонны м
пунктом называется
раздельный
пункт
на
двухпутных линиях, имеющий путевое развитие, допускающее
обгон поездов и в необходимых случаях перевод поезда с одного
главного пути на другой. Кроме того, на обгонных пунктах
производятся посадка-высадка пассажиров, а в некоторых случаях и
грузовые операции в небольших объемах.
Для обгона поездов на обгонных пунктах, как правило, имеется
по одному приемоотправочному пути в каждом направлении, а для
перевода поездов с одного главного пути на другой между главными
путями в горловинах укладываются диспетчерские съезды. Кроме
того, на обгонных пунктах имеются: пассажирское здание или
павильон, платформы и
переходы между ними, служебное здание, устройства СЦБ и связи,
освещения и контактной
сети (на электрифицированных линиях), стрелочные посты.
Обгонные пункты бывают с поперечным, полупродольным
и продольным
расположением
приемоотправочных
путей,
а
также
с
последовательным расположением
пассажирских устройств и путей для грузового движения, причем
первый тип
является
основным.
Полупродольное
и
продольное
расположение обгонных путей
применяется в случаях, когда необходимо облегчить разгон поездов.
На линиях скоростного
движения пассажирских поездов со скоростями 161-200 км/ч
расстояние между осями
главных путей на обгонном пункте принимается таким же, как и на
прилегающих перегонах.
Схема обгонного пункта с поперечным
расположением путей
Схема обгонного пункта с
полупродольным расположением путей
Схема обгонного пункта с продольным
расположением путей
3. Назначение, схемы промежуточных станций, основные
устройства
Промежуточные станции сооружаются на однопутных, двухпутных и многопутных
линиях. В отличие от разъездов и обгонных пунктов на них, кроме скрещения, обгона и
пропуска поездов, а также посадки-высадки пассажиров, выполняются: погрузка, выгрузка и
хранение грузов с оформлением перевозочных документов; прием, выдача и хранение
багажа; маневровая работа по отцепке вагонов от сборных поездов и прицепке к ним
вагонов; обслуживание подъездных путей предприятий; взвешивание вагонов (при
значительных размерах погрузки навалочных грузов).
Для выполнения указанной работы промежуточные станции имеют комплекс
технических средств: путевое развитие, состоящее из главных, приемоотправочных,
выставочных, погрузочно-выгрузочных и вытяжных путей, предохранительных тупиков, а в
необходимых случаях подъездных путей; пассажирские здания, платформы, пешеходные
тоннели или мостики; грузовой район, включающий крытые склады, площадки, погрузочноразгрузочные
механизмы,
автомобильные
подъезды;
устройства
СЦБ,
связи,
электроснабжения, освещения, водоснабжения, канализации и теплоснабжения.
В полосе отвода со стороны пассажирского здания сооружаются поселки для
работников станции, соседних разъездов или обгонных пунктов и членов их семей.
В средних климатических условиях расстояние между промежуточными станциями
принимают 40…60 км, а на линиях с суровыми климатическими условиями – 80…100 км.
Схемы промежуточной станции на
однопутной линии с продольным
расположением путей
Схема промежуточной станции на
однопутной линии с полупродольным
расположением путей
Схемы промежуточной станции на
однопутной линии с поперечным
расположением путей
Условия применения типовых схем
На однопутных линиях I и II категории, где в ближайшее время предусматривается
сооружение двухпутных вставок или второго главного пути, а также в тех случаях, когда
намечается пропуск длинносоставных поездов, рекомендуется принимать схемы с
продольным или полупродольным расположением приемоотправочных путей. Они
обеспечивают большую пропускную способность прилегающих перегонов, скрещение
соединенных грузовых поездов.
При этом схемы, представленные на pиc. а, б применяются при укладке второго
главного пути соответственно со стороны пассажирского здания и с противоположной
стороны от него.
Схема (рис. в) может использоваться на линиях с большим числом пассажирских и
других ускоренных поездов, пропускаемых через станцию с обгоном грузовых, а также при
необходимости
расположения
погрузочно-выгрузочных
площадок
и
примыкания
подъездных путей по обе стороны главного пути.
Схема полупродольного типа (рис. а) может применяться при ограниченной длине
площадки, не позволяющей разместить станцию продольного типа.
Схемы промежуточных станций поперечного типа (рис. б, в) применяются на
однопутных линиях III и IV категорий, а также в трудных топографических и климатических
условиях на линиях I и II категорий.
4. Схемы промежуточных станций на двухпутной линии
На
двухпутных
линиях
также
могут
применяться
схемы
с
поперечным,
полупродольным и продольным расположением приемоотправочных путей.
Основной считается схема станции с поперечным расположением приемоотправочных
путей (рис. а), обеспечивающая компактность размещения устройств. Схема с
полупродольным расположением путей (рис. б) может применяться при пропуске
нечетных пассажирских поездов с остановкой по I главному пути, а также необходимости
иметь дополнительный погрузочно-выгрузочный фронт или примыкание подъездного пути
со стороны пассажирского здания. Схема с продольным расположением путей (рис. в)
применяется, когда необходимо иметь дополнительный погрузочно-выгрузочный фронт и
передачу вагонов (или поездов) с одного направления на другое, а также на скоростных
линиях.
Схема промежуточной станции
поперечного типа на двухпутной линии
Схема промежуточной станции
полупродольного типа на двухпутной линии
Схема промежуточной станции
продольного типа на двухпутной линии
5. Технология работы промежуточных станций
Технология
работы
промежуточных
станций
заключается
в
пропуске пассажирских и грузовых поездов и обслуживании сборных и
вывозных поездов, с которыми прибывают или отправляются вагоны на
стацию или со станции.
Сборный поезд с любого направления принимается, как правило,
на соседний с грузовыми
Маневровая
работа
со
устройствами
приемоотправочный
сборными поездами
зависит
от
путь.
схемы
путевого развития и расположения прицепляемых или отцепляемых
вагонов
в
составе
станции. При этом
сборного
поезда
поезда
маневры
или
обслуживающим станцию.
и
на
могут
погрузочно-выгрузочных
выполняться
путях
локомотивом
специальным маневровым локомотивом,