Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Производственный управленческий анализ.

  • 👀 511 просмотров
  • 📌 443 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Производственный управленческий анализ.» pdf
62 IV. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 1. Цели и задачи производственного анализа В большинстве стран мира в течение нескольких последних десятилетий в структуре бухгалтерского учета на предприятии выделяется два направления — финансовый и управленческий учет. (Отметим, что в России такого разделения пока не существует.) Финансовый учет предполагает бухгалтерское оформление хозяйственных операций и составление финансовой отчетности с целью обеспечения необходимой информацией внешних пользователей — государственных органов, кредиторов, инвесторов и т. д. Управленческий учет — учет внутрифирменный. Он обеспечивает менеджеров предприятия информацией для выработки управленческих решений. Разделение бухгалтерского учета на финансовый и управленческий обусловило и соответствующее разделение экономического анализа на: — внутрифирменный производственный анализ; — внутрифирменный финансовый анализ; — внешний финансовый анализ. Внутрифирменный производственный анализ базируется на данных управленческого учета, внешний финансовый — на данных финансового учета, а внутрифирменный финансовый анализ занимает промежуточное положение, используя данные обоих видов учета. Целью внутрифирменного производственного анализа является изучение тенденций и поиск резервов в осуществлении производственной деятельности по выпуску товаров и оказанию услуг. В соответствии с этой целью перед управленческим производственным анализом ставятся следующие задачи: — оценить использование предприятием имеющихся в его распоряжении основных производственных фондов и материальных ресурсов; — оценить использование трудовых ресурсов, привлеченных к работе на предприятии; — изучить эффективность работы структурных подразделений 63 предприятия; — оценить во взаимосвязи объем затрат на производство и реализацию продукции, объем затрат и прибыль предприятия; — осуществить маркетинговый анализ рынка и деятельности предприятия. Решение этих задач достигается применением всего комплекса приемов и способов экономического анализа — сравнительным анализом, детерминированным и стохастическим факторным анализом. 2. Анализ использования основных производственных средств Необходимым условием процесса производства, а значит, всей хозяйственной деятельности предприятия является его надлежащая обеспеченность основными средствами. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету “Учет основных средств” ПБУ 6/97 под основными средствами понимается часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, либо для управления организацией в течение периода, превышающего 1 год или обычный производственный цикл, если он составляет более года. Следует отметить, что в состав основных средств не включаются предметы стоимостью менее 100 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Определение, даваемое основным средствам международным стандартом IAS 16, отличается следующими моментами: — основные средства определяются как материальные активы, а следовательно, с большой долей вероятности можно утверждать, что фирма получит от их использования будущие экономические выгоды; — отсутствует ограничение по стоимости. К основным средствам относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, 64 производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения; капитальные затраты на коренное улучшение земель (например, на различные мелиоративные работы) и прочие основные средства. Для облегчения учета и анализа разнообразные по своему составу и назначению основные средства классифицируются: — по характеру участия в процессе производства; — по степени использования; — по принадлежности. В зависимости от характера участия в производственно-хозяйственной деятельности основные средства делятся на производственные и непроизводственные. К основным средствам производственного назначения относятся здания цехов и служб предприятия, складские помещения, транспорт, оборудование, инструменты и приспособления, предназначенные для осуществления и обслуживания производственных процессов. Основные средства непроизводственного назначения используются для удовлетворения социальных и культурных нужд работников фирмы (например, в медицинском учреждении или спортивном клубе данного предприятия). По степени использования в хозяйственной деятельности фирмы средства делятся на действующие, то есть находящиеся в эксплуатации, и бездействующие основные средства. Бездействующие основные средства могут находиться в запасе или на консервации. В запасе находятся, например, станки на складе, которые будут установлены впоследствии в цехах взамен вышедших из строя, а на консервации — здание цеха, строительство которого или ввод в эксплуатацию приостановлен по решению владельца предприятия. По принадлежности основные средства делятся на: — собственные, полностью принадлежащие данному предприятию; — арендованные, принадлежащие другому предприятию и эксплуатируемые данной фирмой временно. Кроме того, для целей экономического производственного анализа из 65 состава основных фондов принято выделять группу активных основных фондов — рабочие машины и оборудование, транспорт. Другие виды основных фондов относятся к пассивным основным средствам. При проведении анализа основных средств используются такие их стоимостные характеристики, как первоначальная стоимость, сумма износа и остаточная стоимость. Под первоначальной стоимостью основных средств понимаются фактические затраты на их приобретение, сооружение или изготовление. Сумма износа представляет собой денежное выражение потери объектом основных средств своих технико-экономических свойств. Остаточная (балансовая) стоимость есть первоначальная стоимость объекта за вычетом износа. В ходе анализа основных средств изучаются: — их объем, динамика и структура; — состояние основных средств, их поступление и выбытие; — обеспеченность предприятия основными средств; — степень использования оборудования и производственных мощностей фирмы. — эффективность использования основных средств. Для оценки наличия, динамики и структуры основных средств целесообразно составить таблицу следующего вида (табл. 4.1). В рассматриваемом примере за анализируемый период общая балансовая стоимость основных средств предприятия возросла на 159 тыс. д. е. При этом соотношение производственных и непроизводственных основных средств осталось неизменным, но в структуре производственных основных средств произошли некоторые изменения: доля зданий в общей балансовой стоимости основных средств уменьшилась на 5,1 %, а доля транспорта, машин и оборудования возросла (на 2,9 и 2,4 % соответственно). Таким образом, увеличился удельный вес активной части основных средств, что следует оценивать положительно. Оценка состояния и использования основных средств ведется в 66 основном с помощью системы коэффициентов (табл. 4.2). Основное внимание при анализе уделяется, безусловно, основным средствам производственного назначения. Состояние основных средств оценивается с помощью коэффициентов износа и годности. Эти два коэффициента, как следует из их формул, дополняют друг друга до единицы. Желательным представляется сравнительно невысокое значение коэффициента износа. Для оценки движения основных средств используются коэффициенты обновления, выбытия и прироста. Коэффициент обновления показывает, какова доля новых основных средств в общей сумме основных средств, имеющихся к концу отчетного периода. Рост этого показателя рассматривается как позитивный факт. 67 Таблица 4.1 Оценка наличия, движения и структуры основных средств Группа основных средств Производственные основные средства, в том числе: здания машины и оборудование транспорт производственный и хозяйственный инвентарь прочие основные средства Непроизводственные основные средства Всего основных средств, в том числе активная часть Балансовая сто- Поступило за имость на период начало периода тыс. д. е. % тыс. д. е. % 1 349,1 98,5 238,4 92,4 Выбыло за период тыс. д. е. 81,5 % 82,3 Балансовая стоимость на конец периода тыс. д. е. % 1506,0 98,5 Изменения, % 0,0 710,6 496,3 102,7 25,4 51,9 36,2 7,5 1,9 12,4 145,3 72,3 4,6 4,8 56,3 28,0 1,8 7,1 51,4 15,6 5,3 7,2 51,9 15,8 5,3 715,9 590,2 159,4 24,7 46,8 38,6 10,4 1,6 -5,1 +2,4 +2,9 -0,3 14,1 20,9 1,0 1,5 3,8 19,6 1,5 7,6 2,1 17,5 2,1 17,7 15,8 23,0 1,1 1,5 +0,1 0,0 1 370,0 100,0 258,0 100,0 99,0 100,0 1529,0 100,0 — 599,0 43,7 217,6 84,3 67,0 67,7 749,6 49,0 5,3 68 Таблица 4.2 Показатели, используемые при анализе использования основных средств Этап анализа 1. Оценка структуры основных средств Показатель Доля активной части основных средств в общей величине основных средств 2. Оценка состояния основ- 1. Коэффициент износа ных средств 2. Коэффициент износа активной части основных средств 3. Коэффициент годности 3. Оценка движения основных 1. Коэффициент обновления средств 2. Коэффициент выбытия 3. Коэффициент прироста Формула (остаточная стоимость машин и оборудования + остаточная стоимость транспортных средств) / остаточная стоимость основных средств износ основных средств / первоначальная стоимость основных средств (износ машин и оборудования + износ транспортных средств) / (первоначальная стоимость машин и оборудования + первоначальная стоимость транспортных средств) (первоначальная стоимость основных средств износ основных средств) / первоначальная стоимость основных средств первоначальная стоимость поступивших за период основных средств / первоначальная стоимость основных средств на конец периода первоначальная стоимость выбывших за период основных средств / первоначальная стоимость основных средств на конец периода (первоначальная стоимость поступивших за период основных средств - первоначальная стоимость выбывших за период основных средств) / первоначальная стоимость основных средств на конец периода 69 Этап анализа Показатель 4. Оценка обеспеченности Фондовооруженность предприятия основными средствами 5. Оценка использования обо- 1. Коэффициент использования рудования имеющегося оборудования 2. Коэффициент использования установленного оборудования 3. Коэффициент экстенсивной загрузки оборудования 4. Коэффициент интенсивной загрузки оборудования 5. Интегральный коэффициент загрузки Формула среднегодовая стоимость основных производственных фондов / среднесписочная численность работников количество используемого оборудования / количество наличного оборудования количество используемого оборудования / количество установленного оборудования фактический фонд отработанного оборудованием времени / плановый фонд времени фактическая среднечасовая выработка / плановая среднечасовая выработка коэффициент экстенсивной загрузки оборудования * коэффициент интенсивной загрузки оборудования 6. Оценка производственной общий коэффициент использо- объем произведенной продукции / среднегодовая мощности предприятия вания производственных мощ- мощность предприятия ностей 7. Оценка эффективности ис- 1. Фондоотдача стоимостной объем произведенной продукции / пользования основных среднегодовая стоимость основных производсредств ственных фондов 2. Фондоемкость среднегодовая стоимость основных производственных фондов / стоимостной объем произведенной продукции 3. Рентабельность основных прибыль от реализации / среднегодовая стоимость средств основных производственных фондов 70 Коэффициент выбытия представляет собой отношение первоначальной стоимости выбывших за период основных средств к первоначальной стоимости основных средств на конец периода. Коэффициент прироста — это разность коэффициента обновления и коэффициента выбытия. Положительное значение этого коэффициента означает, что темпы обновления оборудования превышают темпы его выбытия, и такая ситуация оценивается как благоприятная. Если же высокий коэффициент выбытия имеет место при росте коэффициента износа и не сопровождается заметным приобретением новых объектов, то коэффициент прироста будет отрицательным — налицо негативная тенденция к устареванию имеющихся основных средств. Коэффициент фондовооруженности, представляющий собой отношение среднегодовой стоимости основных производственных фондов (среднего арифметического балансовой стоимости основных средств на начало и конец периода) к среднесписочной численности работников, является наиболее общим показателем обеспеченности предприятия основными средствами. Темпы роста этого показателя следует сопоставлять с темпами роста производительности труда. Положительной считается тенденция роста фондовооруженности при одновременном росте (причем более быстрыми темпами) производительности труда. Обеспеченность отдельных производственных процессов теми или иными видами оборудования, инструмента, инвентаря и т. п. оценивают, сравнивая фактическое их наличие с плановыми значениями, установленными исходя из планового выпуска продукции. Далее следует оценить степень использования оборудования. Она характеризуется показателями использования наличного (имеющегося) и установленного оборудования, представляющими собой отношение количества используемого оборудования к количеству наличного и количеству установленного оборудования соответственно. Нормативные значения этих коэффициентов устанавливаются предприятием. Разница между количеством наличного и 71 установленного оборудования — это оборудование, находящееся в запасе, то есть представляющее собой потенциальный резерв для расширения производства. Разница между количеством установленного и используемого оборудования складывается, с одной стороны, за счет наличия объектов, находящихся в ремонте и на модернизации, а с другой стороны, за счет объектов, ненужных на данный момент для производственных процессов на предприятии. Наличие и состояние таких объектов, перспективы их эксплуатации должны быть предметом особого анализа. Под экстенсивной загрузкой оборудования понимается фонд времени его работы. Различают: 1. режимный фонд рабочего времени оборудования — максимально возможный фонд рабочего времени при данных условиях работы (сменности): Режимный фонд = количество единиц установленного оборудования * количество рабочих дней в периоде * количество часов работы оборудования в день; 2. плановый фонд рабочего времени — это режимный фонд рабочего времени за вычетом планового времени на ремонты; 3. фактический фонд рабочего времени — время, реально отработанное оборудованием. Сравнение планового и режимного фонда позволяет судить о выполнении плана по ремонту оборудования, а соотношение фактического и планового фонда времени является показателем экстенсивной загрузки оборудования. Интенсивность работы оборудования характеризуется его среднечасовой выработкой — стоимостью продукции, вырабатываемой за единицу времени в среднем на одну машину (выпуск продукции обычно рассчитывается исходя из оптовых цен). Коэффициент интенсивной загрузки оборудования есть соотношение фактической и плановой выработки. Коэффициент интегральной загрузки, представляющий собой произведение коэффициентов экстенсивной и интенсивной загрузки, является обобщающим показателем использования оборудования в производственном 72 процессе. Производственная мощность предприятия — это максимально возможный объем производства продукции при определенном технологическом и организационном уровне производства. Сопоставление планового или фактического объема производства с производственной мощностью предприятия позволяет сделать вывод о степени использования производственных мощностей. Как и при анализе других показателей деятельности предприятия, следует сравнить фактически достигнутый уровень с плановым, а также с уровнем, достигнутым в предшествующие периоды. Наиболее общим показателем эффективности использования основных производственных средств является коэффициент фондоотдачи — отношение стоимостного объема произведенной продукции к среднегодовой стоимости основных производственных средств. Среднегодовая стоимость производственных фондов рассчитывается как среднее арифметическое балансовой стоимости основных производственных средств на начало и на конец периода. Показатель фондоотдачи может быть рассчитан как по всем основным средствам предприятия в целом, так и по их отдельным группам, например, по оборудованию. В целом рост показателя фондоотдачи признается положительной тенденцией, однако следует подробно проанализировать, какие факторы и в какой степени оказывают влияние на изменение фондоотдачи. Изменение цен на выпускаемую продукцию, ее структуры, а также стоимости основных средств в результате переоценки прежде всего скажется на величине показателя фондоотдачи. Исключив воздействие на него этих факторов, можно перейти к изучению влияния факторов, непосредственно связанных с организацией производства на предприятии. Воспользуемся такой характеристикой оборудования как его выработка — объем продукции, производимый на данном оборудовании в единицу времени (например, в час). Для вычисления среднечасовой выработки единицы 73 оборудования необходимо стоимостной объем произведенной продукции разделить на количество оборудования (К, шт.) и время работы всего оборудования предприятия (Т, час): стоимостной объем произведенной продукции К*Т Тогда показатель фондоотдачи оборудования имеет вид ФОоб = СВоб ∙ К ∙ Т ОССГ Таким образом, на фондоотдаче оборудования сказывается: — время работы оборудования; — выработка оборудования; — структура используемого оборудования (с позиции цены и степени годности). Время работы оборудования определяется прежде всего сменностью работы, а кроме того, наличием простоев и сверхнормативного времени работ. На выработку оборудования оказывают влияние: приобретение и освоение нового оборудования; внедрение новых технологий; используемые методы организации производства; используемые методы управления персоналом. Положительное влияние на фондоотдачу окажут, например, внедрение прогрессивных технологий, нового, более эффективного оборудования, улучшение условий труда работников и их мотивация на повышение качества и производительности труда. Простои оборудования, приобретение дорогой, но ненужной в настоящий момент техники, отсутствие надлежащих условий для труда и отдыха персонала снижают фондоотдачу оборудования. Оценить воздействие этих факторов на фондоотдачу можно, включив их в факторную модель и проведя соответствующие расчеты. Кроме показателя фондоотдачи, для анализа оценки эффективности использования основных производственных средств используются коэффициенты фондоемкости и рентабельности основных средств. Показатель фондоемкости является обратным показателю фондоотдачи, 74 то есть показывает, какая стоимость основных производственных фондов приходится на 1 д. е. произведенной продукции. Рентабельность основных средств — это отношение прибыли от реализации продукции к среднегодовой стоимости основных средств. Увеличение рентабельности основных средств, безусловно, признается положительной тенденцией. 3. Анализ использования материальных ресурсов Материальные ресурсы, используемые в процессе производства продукции оцениваются по двум направлениям: — обеспеченность запасами материалов; — использование материальных ресурсов. В зависимости от роли в процессе производства выделяются следующие виды материалов: 1. сырье — продукция добывающих отраслей производства; 2. основные материалы — материалы, наряду с сырьем образующие основу продукции или являющиеся необходимым компонентом для ее создания; 3. покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия — предметы труда, обработка которых закончена на некотором этапе изготовления, приобретаемые для создания и комплектования изделия; 4. вспомогательные материалы — это материалы, которые участвуют в изготовлении продукции и потребляются на технические и хозяйственные нужды (например, лаки, краски, обтирочные материалы); 5. топливо —материалы, используемые для получения энергии; 6. запасные части — детали оборудования для замены изношенных при ремонте; 7. малоценные и быстроизнашивающиеся предметы — предметы стоимостью менее установленного лимита либо имеющие срок службы менее года, а также специальные инструменты и приспособления, спецодежда и т. п.; 8. тара и тарные материалы — предметы для упаковки, транспортировки 75 и хранения материалов и продукции; 9. прочие материалы, к которым можно отнести, в частности, различные отходы производства. В основном материалы поступают на предприятие из внешних источников — от поставщиков, однако имеются и внутренние источники: возврат отходов производства, изготовление комплектующих, тары, инструментов и т. п. собственными силами. Анализ обеспеченности производства материальными ресурсами проводится в несколько этапов: 1. Оценка обоснованности норм и нормативов использования материалов в производстве определенного вида продукции. 2. Расчет потребности в материальных ресурсах исходя из плана по производству продукции. 3. Оценка обеспеченности потребности в материальных ресурсах договорами на поставку и реального поступления материалов по этим договорам. Для этого рассчитываются (в целом и по каждому виду материалов): а) коэффициент обеспечения по плану Кобпл = количество материалов по заключенным договорам / плановая потребность в материалах из внешних источников * 100%; б) коэффициент обеспечения по факту Кобф = количество поступивших материалов / плановая потребность в материалах из внешних источников * 100%. Причины неполной обеспеченности процесса необходимыми материалами должны быть тщательно изучены. 4. Анализ качества полученных от поставщиков материалов. 5. Анализ состояния запасов материалов на складах фирмы: — оценка соответствия фактических запасов нормативным; — обнаружение ненужных запасов. Нормативные запасы материалов складываются из текущих и страховых запасов: 76 Знорм = Зтек + Зстрах . Текущие запасы определяются исходя из интервала поставки (Инт) и среднедневного расхода данного вида материалов: Зтек = Инт * Рдн . Страховые запасы создаются для того, чтобы гарантировать бесперебойную работу предприятия, избежать простоев при недопоставках или нарушении графика поставки. Обычно они составляют 50 % от текущих запасов. При сравнении процессов поступления материалов на склад и отпуска их в производство могут быть выявлены ненужные, неходовые материалы. Такими признаются материалы, не расходовавшиеся в течение года. Запасы таких материалов должны быть ликвидированы, так как их хранение требует определенных затрат, а следовательно, отрицательно сказывается на экономических показателях деятельности предприятия. Использование материальных ресурсов в производственном процессе характеризуется системой коэффициентов (табл. 4.3). Таблица 4.3 Показатели использования материальных ресурсов Показатель 1. Материалоотдача Формула стоимость произведенной продукции / сумма материальных затрат 2. Материалоемкость сумма материальных затрат / стоимость произведенной продукции 3. Удельный вес материальных затрат в сумма материальных затрат / сесебестоимости продукции бестоимость произведенной продукции 4. Коэффициент материальных затрат фактическая сумма материальных затрат / плановая сумма материальных затрат Коэффициент материалоотдачи показывает, сколько произведено продукции с каждой д. е. потребленных материальных ресурсов. Обратным к показателю материалоотдачи является коэффициент материалоемкость. Она рассчитвается не только по всей продукции в целом, но и по ее отдельным видам, 77 а также по отдельным видам материальных ресурсов. В таком случае говорят о расчете частных покзателей материалоемкости. Изменение удельного веса материальных затрат в полной себестоимости продукции характеризует изменение материалоемкости продукции. Коэффициент материальных затрат показывает, как выполняются установленные нормы использования материалов. Если этот показатель больше единицы, то налицо перерасход материалов. Анализ использования материальных ресурсов предполагает сравнение фактически достигнутых значений показателей с плановыми, определение их динамики и причин изменения. Для этого может быть проведен, в частности, факторный анализ материалоотдачи (материалоемкости). Материалоотдача (и материалоемкость) зависят от стоимости произведенной продукции и суммы материальных затрат. Стоимость произведенной продукции, определяемая количеством произведенной продукции, ее структурой и ценами на продукцию, может быть отображена формулой:  Vобщ * УДi * Цi . Сумма материальных затрат зависит от объема произведенной продукции, ее структуры, расхода материалов на единицу продукции и стоимости материалов:  Vобщ * УДi * Рi * ЦМi . Таким образом формула общей материалоемкости имеет вид:  Vобщ * УДi * Цi  Vобщ * УДi * Рi * ЦМi Воспользовавшись, например, методом цепных подстановок, можно определить, каково влияние каждого из пяти факторов, включенных в модель, на изменение материалоотдачи (материалоемкости). Более глубокий анализ предполагает изучение влияния факторов второго уровня. В частности, расход материалов на единицу продукции, воздействующий на показатель материалооотдачи, в свою очередь зависит от изменения норм расхода материалов, качества материалов, технико- 78 технологического уровня производства, потерь материалов. Влияние материальных ресурсов на объем производства определяется сравнительно просто. После того, как изучено воздействие всех факторов на материалоотдачу, необходимо приращение материалоотдачи за счет того или иного фактора умножить на фактическую сумму материальных затрат. Проведение всестороннего анализа состояния и использования материальных ресурсов позволяет выявить имеющиеся резервы и разработать мероприятия по их эффективному использованию. 4. Анализ использования трудовых ресурсов Еще одной необходимой составляющей процесса производства, помимо основных средств и материальных ресурсов, являются трудовые ресурсы — персонал предприятия. Анализ трудовых ресурсов проводится по следующим направлениям: — оценка обеспеченности всего предприятия и отдельных его подразделений трудовыми ресурсами в необходимом количестве и требуемой профессионально-квалификационной структуры; — изучение динамики трудовых ресурсов; — оценка использования трудовых ресурсов; — анализ производительности труда; — оценка трудоемкости выпускаемой продукции и путей ее снижения; — характеристика использования средств на оплату труда (фонда заработной платы). Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами оценивается путем сравнения фактического количества работников с плановым. По фирме в целом и отдельным ее подразделениям необходимо сравнить фактическую профессиональную структуру трудовых ресурсов с плановой потребностью предприятия. Затем следует оценить обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами определенной квалификации. Для руководства фирмы может также представлять интерес и изучение структуры персонала по другим признакам, 79 например, по возрасту. Так, например, если результаты исследования показывают неуклонное “старение” коллектива (в частности, увеличение доли лиц пенсионного и предпенсионного возраста), следует разработать системе мероприятий по привлечению в фирму молодежи, что, в свою очередь, может повлечь за собой необходимость повышения квалификации вновь принятых на работу сотрудников. Движение рабочей силы характеризуется рядом показателей (табл. 4.4). Таблица 4.4 Показатели движения трудовых ресурсов Показатель 1. Коэффициент оборота по приему 2. Коэффициент оборота по выбытию 3. Коэффициент текучести кадров Формула количество принятых на работу / среднесписочная численность персонала количество уволившихся работников / среднесписочная численность персонала количество уволившихся по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины / среднесписочная численность персонала 4. Коэффициент постоянства количество проработавших весь год / средперсонала несписочная численность персонала Эти показатели следует рассматривать в динамике за определенный период. Нормативные значения для них отсутствуют, однако предприятие может установить их для себя самостоятельно. При этом следует, в частности, помнить, что для высокотехнологичных, наукоемких предприятий необходимы существенно более высокие показатели постоянства персонала, чем для фирм с более простыми, традиционными технологиями. Безусловно, положительным признается стабильный состав работников фирмы, что характеризуется высоким значением коэффициента постоянства персонала и низкими показателями текучести кадров и выбытия работников. Однако, показатели движения трудовых ресурсов следует рассматривать во взаимосвязи с профессионально-квалификационной (а возможно, и возрастной) структурой персонала: если в результате увольнения сравнительно 80 высокой доли работников и приема на их место новых лиц структура персонала заметно приблизилась к плановой, обеспечив рост качества и производительности труда, то высокую динамику персонала следует рассматривать как позитивное явление. Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами может быть достигнута не только за счет привлечения новых работников, но и за счет более эффективного использования имеющейся рабочей силы, внедрения новых технологий и оборудования. Очевидно, что к найму новых работников следует прибегать в том случае, если внутренние резервы предприятия уже исчерпаны. Использование трудовых ресурсов оценивается с помощью показателя “фонд рабочего времени”. Фонд рабочего времени — это количество часов, отработанных всеми работниками предприятия за определенный период (обычно год). Проводя анализ использования трудовых ресурсов, обычно сопоставляют плановый и фактический фонды рабочего времени в целом по предприятию, по отдельным подразделениям и категориям работников, изучая затем причины отклонений. Прежде всего таким образом следует анализировать деятельность производственных рабочих. В целом этот показатель целесообразно применять для анализа использования тех категорий трудовых ресурсов, для которых результаты их деятельности находятся в зависимости от количества отработанного времени. Для оценки деятельности работников интеллектуального труда этот показатель не применим, так как затруднительно выявить зависимость результата, например, конструкторской разработки, от количества времени, проведенного на рабочем месте. Плановый фонд рабочего времени (ФРВпл) может быть рассчитан исходя из среднесписочной численности рабочих (ЧР), количества рабочих дней в периоде (Д) и продолжительности одного рабочего дня (П): ФРВпл = ЧР * Д * П. По данным табельного учета можно рассчитать фактический фонд рабочего времени, а также определить сверхурочно отработанное время и количество дней, не отработанных каждым работником. Располагая этими данными, 81 можно провести факторный анализ использования рабочего времени. Выявив в результате факторного анализа сверхплановые потери рабочего времени, необходимо изучить причины их образования. Эти причины могут быть как внешней, так и внутренней природы: неблагоприятные климатические условия, простои по вине предприятий-смежников, заболевания рабочих, прогулы и т. д. Потери по каждой из причин должны быть проанализированы более подробно, особенно те, которые могут быть ликвидированы (или уменьшены) силами предприятия. Потери рабочего времени могут компенсироваться увеличением интенсивности труда работников. Поэтому при изучении использования трудовых ресурсов необходимо всесторонне проанализировать производительность труда. Наиболее общим показателем производительности труда на предприятии является среднегодовая выработка продукции одним работником (ГВ), определяемая как стоимостной объем произведенной за год продукции в расчете на одного работника: стоимостной объем произведенной продукции среднесписочная численность персонала Домножив числитель и знаменатель этой формулы на численность рабочих, получим: стоимостной объем произведенной продукции * численность рабочих численность рабочих * среднесписочная численность персонала где ГВР — среднегодовая выработка продукции одним рабочим, УД — удельный вес рабочих в среднесписочной численности персонала. Также могут быть рассчитаны среднедневная и среднечасовая выработка продукции одним рабочим (рис. 4). Таким образом, среднегодовая выработка продукции одним работником может быть представлена формулой: ГВ = УД * Д * П * СВ. Расчет влияния каждого из этих факторов на среднегодовую выработку 82 работника предприятия (например, с помощью метода цепных подстановок или интегрального метода) позволяет оценить причины изменения производительности труда. Особое внимание при анализе производительности труда следует обратить на изменение среднечасовой выработки продукции одним рабочим, зависящей от многих факторов, например, от фондовооруженности труда, коэффициента годности эксплуатируемого оборудования, проведения мероприятий по повышению технико-технологического и организационного уровня производства, доли рабочих, имеющих высшую квалификацию и т.д. Оценить степень влияния этих факторов на среднечасовую выработку рабочего можно с помощью множественного корреляционного анализа. Показатели производительности труда находятся в тесной взаимосвязи с показателями трудоемкости. Под трудоемкостью обычно понимают затраты рабочего времени на изготовление единицы или всего объема продукции. Трудоемкость единицы продукции рассчитывается делением фонда рабочего времени на изготовление данного вида продукции на количество изделий данного вида (в натуральном выражении). Кроме того, рассчитывается трудоемкость одного рубля продукции путем деления общего фонда рабочего времени (планового или фактического) на стоимостной объем произведенной продукции: ТЕ = ФРВ стоимостной объем производства продукции = ЧР ∙ Д ∙ П стоимостной объем производства продукции 83 среднегодовая выработка продукции одним работником (ГВ) среднегодовая выработка продукции одним рабочим (ГВР) среднедневная выработка продукции одним рабочим (ДВ) среднечасовая выработка продукции одним рабочим (СВ) факторы, связанные факторы, связанные с со снижением трудоизменением стоиемкости изготовления мостной оценки пропродукции дукции удельный вес рабочих в среднесписочной численности персонала предприятия (УД) количество дней, отработанных одним рабочим за год (Д) продолжительность рабочего дня (П) Рис. 4. Взаимосвязь показателей, определяющих среднегодовую выработку продукции работником предприятия 84 Легко заметить, что этот показатель является обратным показателю среднечасовой выработки продукции одним рабочим, следовательно, зависит от воздействия тех же факторов. Анализ трудоемкости продукции начинается обычно со сравнительного анализа стоимостного объема произведенной продукции, фонда рабочего времени, показателей трудоемкости и среднечасовой выработки — сопоставления плановых и фактических значений в данном периоде и в предшествующие. Значительный интерес представляет и сравнение удельной трудоемкости продукции для анализируемого предприятия с аналогичными производствами. Следующим этапом анализа является факторный анализ трудоемкости продукции в целом и по отдельным видам продукции. В целом следует стремиться к снижению трудоемкости изготовления продукции. Увеличение трудоемкости продукции допустимо в том случае, если связано с внедрением новой, более качественной и конкурентоспособной продукции, объем продаж которой впоследствии компенсирует увеличение трудоемкости. Во взаимосвязи с изменением производительности труда следует рассматривать оплату труда работников. Рост производительности труда обусловливает повышение заработной платы, а, с другой стороны, повышение заработной платы (в определенных пределах) является для работников стимулом повышения производительности труда. Увеличивая заработную плату работников, следует придерживаться правила: темпы роста оплаты труда должны быть несколько ниже темпов роста производительности труда. Анализ использования фонда заработной платы прежде всего предполагает расчет абсолютного и относительного отклонения его фактической величины от плановой. Абсолютное отклонение определяется как разница между фактически использованными средствами на оплату труда (ФЗПф) и плановым фондом заработной платы (ФЗПпл): 85  ФЗПабс = ФЗПф — ФЗПпл . Это отклонение может быть рассчитано по всему предприятию в целом, отдельным его подразделениям и категориям работников. Относительное отклонение по фонду заработной платы рассчитывается как разница между фактически использованными на оплату труда средствами и плановым фондом заработной платы, скорректированным на процент выполнения плана по производству продукции (то есть на отношение фактического объема выпуска продукции (в натуральном измерении) к плановому). Для корректировки планового фонда заработной платы следует выделить в нем переменную и постоянную составляющие. Переменная составляющая фонда заработной платы изменяется пропорционально объему выпуска продукции. Она складывается из заработной платы рабочих по сдельным расценкам; соответствующей части отпускных; премий работникам за производственные результаты. Постоянная составляющая фонда оплаты труда не изменяется при увеличении или уменьшении объемов производства — это заработная плата рабочих-повременщиков, служащих и управленческого персонала, различные доплаты к заработной плате. Для расчета относительного отклонения по фонду заработной платы необходимо скорректировать на коэффициент выполнения плана по производству (Квп) только переменную составляющую планового фонда заработной платы (ФЗПпер.пл). Постоянная часть (ФЗПпост.пл), как не зависящая от объемов производства, корректировке не подлежит:  ФЗПотн = ФЗПф — (ФЗПпер.пл * Квп + ФЗПпост.пл) . Анализируя использование фонда заработной платы, необходимо определить влияние различных факторов на величину абсолютного и относительного отклонений. Переменная составляющая фонда заработной платы зависит от: 1) структуры производства продукции; 2) объема производства продукции каждого вида; 3) прямой оплаты труда за единицу продукции, в свою очередь 86 определяемой удельной трудоемкостью продукции и размером оплаты труда за 1 чел.-час. Как уже говорилось, постоянная часть фонда оплаты труда складывается из заработной платы работников-повременщиков (рабочих и служащих) и различных доплат. Фонд повременной оплаты труда целесообразно анализировать по различным категориям работников. Он зависит от численности работников данной категории, отработанного ими времени и оплаты труда за единицу времени (рис. 5). Фонд повременной оплаты труда (ФЗПповр) среднегодовая заработная плата одного работника среднесписочная (ГЗП) численность работников-повременщиков (Чповр) среднедневная заработная плата количество дней, одного работника(ДЗП) отработанных одним рабочим за год (Д) среднечасовая продолжительзаработная плата ность рабочего одного работдня (П) ника (ЧЗП) Рис. 5. Взаимосвязь показателей, определяющих формирование и использование фонда повременной оплаты труда Таким образом, ФЗПповр = Чповр * Д * П * ЧЗП С помощью приемов факторного анализа можно определить причины абсолютного отклонения по фонду повременной заработной платы. Затем необходимо проанализировать объем, состав и обоснованность различных доплат работникам. Далее следует сопоставить темпы роста средней заработной платы и 87 производительности труда. Индекс роста среднего заработка работников рассчитывается как отношение средней заработной платы за анализируемый период (СЗ 1) к средней заработной плате в базовом (прошлом) году (СЗ0): IСЗ = СЗ1 / СЗ0 . В условиях инфляции этот индекс следует рассчитывать с учетом индекса цен на потребительские товары: IСЗ = СЗ1 / (СЗ0 * Iц) . Индекс производительности труда рассчитывается по формуле: IГВ = ГВ1 / ГВ0 , где ГВ0, ГВ1 — среднегодовая выработка продукции одним работником в базовом и анализируемом периодах соответственно. Отношение индекса производительности труда к индексу роста средней заработной платы характеризуется коэффициентом опережения: Коп = IГВ / IСЗ . Для расширенного воспроизводства, обеспечения снижения себестоимости выпускаемой продукции и роста прибыли необходимо, чтобы коэффициент опережения был больше 1. Оценка эффективности использования фонда заработной платы ведется по таким показателям, как: — стоимостной объем произведенной продукции, приходящийся на 1 рубль заработной платы; — сумма валовой прибыли на 1 рубль заработной платы; — сумма чистой прибыли на 1 рубль заработной платы. Эти показатели рассматриваются в динамике, в сопоставлении фактических и плановых значений, в сравнении с показателями аналогичных (конкурирующих) предприятий. 5. Анализ себестоимости продукции Одним из важнейших показателей, характеризующих работу 88 предприятия, является себестоимость выпускаемой продукции, работ или услуг. Себестоимость выпускаемой продукции во многом определяет финансовые результаты деятельности предприятия. Себестоимость продукции складывается из следующих элементов затрат: 1. материальные затраты, включающие, в частности, стоимость сырья и материалов, покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов, топлива и энергии; 2. затраты на оплату труда; 3. отчисления на социальные нужды; 4. амортизация основных средств; 5. прочие расходы, к которым относятся, например, износ нематериальных активов, платежи по обязательному страхованию имущества предприятия, арендная плата, командировочные расходы. Калькуляция (исчисление) себестоимости продукции и учет затрат по ее конкретным видам осуществляется по статьям калькуляции себестоимости. Группировка затрат по статьям несколько отличается от группировки по элементам. Статьи затрат показывают не только что израсходовано, но и на какие цели произведены затраты — вначале собираются затраты отдельного структурного подразделения, затем фирмы в целом. К основным статьям калькуляции относятся: сырье и материалы; покупные изделия и полуфабрикаты; топливо и энергия на технологические цели; основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих; отчисления на социальное и медицинское страхование производственных рабочих; расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования; потери от брака; прочие производственные расходы. Затраты на производство продукции анализируются как по предприятию в целом, так и по отдельным видам продукции. Структурный анализ себестоимости означает определение доли каждого элемента затрат в себестоимости продукции и выявление абсолютного и 89 относительного отклонения от плановой структуры с последующим изучением причин отклонений. Относительные отклонения фактической структуры затрат от плановой связаны с использованием основных производственных средств, материальных и трудовых ресурсов, их перерасходом или экономией. Поэтому следующим этапом анализа должна быть всесторонняя оценка использования отдельного ресурса (например, анализ производительности труда на предприятии и использования фонда заработной платы). Абсолютные отклонения фактических сумм затрат на производство от плановых связаны с изменением объемов производства и структуры выпуска продукции. По зависимости от объемов производства все затраты предприятия можно классифицировать на условно-постоянные и условно-переменные затраты. Условно-переменные затраты увеличиваются пропорционально объему выпуска продукции, например, расход сырья и материалов. Следует, однако, отметить, что при больших объемах выпуска продукции пропорция может нарушаться. Условно-постоянные затраты не находятся в прямопропорциональной зависимости от объема выпускаемой продукции. Так, расходы на отопление и освещение производственных помещений не возрастают при увеличении производительности труда, если сменность работы останется без изменений. Однако, эти затраты все же изменяются при изменении объема выпуска продукции, поэтому и называются постоянными лишь условно. Общие затраты на производство продукции, таким образом, определяются как: TC = TFC + VC * V, где ТС — общие затраты (издержки) на производство продукции; TFC — общая сумма постоянных затрат; VC — сумма переменных затрат, приходящаяся на единицу продукции; V — объем выпуска продукции. 90 Себестоимость единицы продукции (Сед) определяется делением общих затрат на производство на объем выпуска продукции: Сед = TC / V = TFC / V + VC . Из этой формулы легко видеть, что с ростом объемов производства себестоимость единицы продукции будет снижаться вследствие уменьшения постоянных затрат, приходящихся на каждое изделие. Формула ( ) может быть использована для факторного анализа вли- яния объема производства, уровня постоянных и переменных затрат на себестоимость определенного вида изделия. Следующим этапом анализа может быть изучение влияния уровня ресурсоемкости продукции и стоимости использованных ресурсов на постоянные и переменные затраты. При проведении факторного анализа общих затрат на производство в факторной модели следует учесть влияние на сумму общих затрат структуры выпускаемой продукции TC = TFC + VCi * Vi * УДi , где УД i — удельный вес i-го вида продукции в общем объеме выпуска. Важным показателем себестоимости продукции являются затраты на рубль произведенной продукции — отношение общей суммы затрат на производство к стоимости произведенной продукции в действующих ценах: ТС /  (Vi * Цi). Достоинство этого показателя — в наглядности связи между себестоимостью и прибылью. От анализа влияющих на себестоимость факторов первого порядка — постоянных и переменных затрат, объемов и структуры производства, цен на продукцию — следует переходить к анализу причин изменения каждого из этих факторов: отдельных элементов и статей затрат, использования отдельных видов ресурсов, влияния инфляции на уровень цен, изменения объемов продаж и цен на продукцию вследствие выхода предприятия на новые рынки и т. д. 91 6. Анализ производства и реализации продукции Целью деятельности каждого предприятия является максимизация его прибыли, для чего необходимо обеспечить спрос потребителей продукцией надлежащего качества и количества в определенные сроки. Анализ производства и реализации продукции ведется по следующим направлениям: — анализ объемов производства и реализации продукции в целом и отдельных ее видов; — анализ структуры производимой продукции; — оценка ритмичности производства и реализации продукции; — анализ качества производимой продукции. Основными показателями производства и реализации продукции являются соответственно объемы произведенной и реализованной продукции, рассматриваемые как в натуральном или условно-натуральном (например, объем оказанных услуг на ремонтном предприятии, где осуществляются ремонты различного характера, сложности, измеряется в условных ремонтах), так и в денежном измерении. Прежде всего анализ производства и реализации продукции предполагает изучение динамики процесса с расчетом базисных и цепных темпов прироста (табл. 4.5). В условиях инфляции объемы производства и реализации продукции за разные периоды следует сравнивать, приводя их с помощью индексов цен в сопоставимый вид. Таблица 4.5 Динамика объема произведенной продукции Период 1 2 3 4 Объем производства продукции в сопоставимых ценах, тыс. д. е. 125 000 130 250 134 125 138 125 Темпы роста, % базисные цепные 100,0 100,0 104,2 104,2 107,3 103,0 110,5 103,0 92 В целом объем производства за 4 года увеличился на 110,5 - 100,0 = 10,5 %. Среднегодовой темп роста рассчитывается как среднее геометрическое цепных темпов роста: Тср = 1,0 * 1,042 * 1,030 * 1,030 = 1,0366 = 103,66 % . Таким образом, в среднем объем производства продукции увеличивается на 3,66 % в год. Следующий этап анализа — сравнение фактического и планового выпуска продукции каждого из выпускаемых видов с расчетом абсолютных и относительных отклонений от плана. Особое внимание следует уделить изучению причин недовыполнения плана по тому или иному изделию. Это могут быть причины как внешние (например, изменение конъюнктуры рынка), так и внутренние: низкий уровень организации производства, устаревание оборудования, недостаточная квалификация работников и т. д. На общие показатели деятельности предприятия оказывает влияние структура производимой и реализуемой продукции. С учетом структурного фактора объем производства продукции в денежном выражении следует рассчитывать по формуле: ВП =  Vi * УДi * Цi, где ВП — выпуск (объем производства) продукции в денежном измерении; Vi — объем производства i-го вида продукции в натуральном измерении; УДi — удельный вес i-го изделия в общей структуре выпуска продукции; Цi — цена i-го вида изделия. Определить влияние структурного фактора на объем произведенной продукции в денежном выражении можно, сопоставив фактический выпуск продукции при фактической структуре с выпуском при плановой структуре, рассчитанным исходя из фактического значения объема производства: ВПстр = ВПф - ВПусл , ВПф =  Vф.общ * УДфi * Цплi ВПусл =  Vф.общ * УДплi * Цплi , . В примере, приведенном в табл. 4.6, плановый объем производства 93 продукции составлял 450 тыс. шт. изделий или 93 500 тыс. д. е. План был перевыполнен на (500-450) / 450 * 100% = 11,1%. Если бы при этом сохранилась плановая структура выпуска, то объем производства трех видов продукции — А, В и С — составил бы 222, 178 и 100 тыс. шт. соответственно, что в денежном выражении дало бы 103 900 тыс. д. е. Изменение структуры выпускаемой продукции, причем в пользу более дорогих изделий (в первую очередь, изделия В) привело к тому, что общий объем производства продукции составил 106 000 тыс. д.е., что на 12 500 тыс. д. е. больше запланированного и на 2 100 тыс. д. е. больше того, который следовало ожидать при плановой структуре выпуска продукции. Для своевременного выполнения плана по производству и реализации продукции важна ритмичность производства — выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренном планом. Таблица 4.6 Изменение структуры производства продукции Показатель А 200 Оптовая цена (плановая) за шт., д. е. По плану: объем производства в натуральном из- 200 мерении, тыс. шт. структура производства, % 44,4 объем производства в денежном изме- 40 000 рении, тыс. д. е. Фактически: объем производства в натуральном из- 220 мерении, тыс. шт. структура производства, % 44,0 объем производства в денежном изме- 44 000 рении в соответствии с фактической структурой выпуска, тыс. д. е. Фактический объем производства в пересчете на плановую структуру выпуска: в натуральном измерении, тыс. шт. 222 в денежном измерении, тыс. д. е. 44 400 Изделие В 250 Итого С 150 — 160 90 450 35,6 20,0 40 000 13 500 200 80 100,0 93 500 500 40,0 16,0 100,0 50 000 12 000 106 000 178 100 500 44 500 15 000 103 900 94 Ритмичность производства оценивается через систему удельных показателей: удельный вес производства продукции за один рабочий день в объеме производства за декаду; удельный вес производства продукции за декаду в объеме производства за месяц; удельный вес производства продукции за месяц в объеме производства за квартал; удельный вес производства продукции за квартал в годовом объеме производства. Отклонение фактически произведенного объема продукции за период (день, декаду, месяц, квартал) от запланированного оценивается с помощью коэффициента вариации: √∑𝑛𝑖=1(𝑉𝑖 − 𝑉пл )2/𝑛 КВ = 𝑉пл где Vi —фактический объем производства продукции за i-й период; Vпл — плановый объем производства продукции за период; n — число анализируемых периодов. Анализ отгрузки и реализации продукции выполняется аналогично анализу производства продукции — изучается динамика объемов реализации, оценивается выполнение договорных обязательств путем сравнения объемов поставок по плану (в соответствии с договорами) и фактической отгрузки продукции, исследуются причины нарушения объемов и сроков поставок. 7. Внутрипроизводственный маркетинговый анализ В условиях существенного усиления конкурентной борьбы практически на всех товарных рынках, резкого расширения товарного ассортимента, ускорения темпов научно-технического прогресса успешная деятельность фирмы невозможна без реализации определенной концепции маркетинга — системного подхода к организации процессов разработки, производства и реализации продукции, ориентированного на возможно более полное удовлетворение спроса потребителей и получение на этой основе прибыли. Для эффективной рыночной деятельности, ведения целенаправленной 95 конкурентной борьбы фирме необходимы маркетинговые исследования, включающие следующие основные направления: — анализ общехозяйственной конъюнктуры и конъюнктуры конкретного товарного рынка; — анализ потребителей, их требований к товару и предпочтений; — анализ фирм-конкурентов; — анализ товаров-конкурентов; — анализ эффективности ценовой и сбытовой политики фирмы. В зависимости от объекта анализа можно выделить внешний и внутренний маркетинговый анализ. Внешний маркетинговый анализ сосредотачивается на изучении внешней по отношению к предприятию среды: потребителей, конкурирующих фирм, конъюнктуры рынка. Внутренний (внутрипроизводственный) маркетинговый анализ рассматривает влияние проводимых маркетинговых мероприятий на производственные, финансово-экономические показатели деятельности предприятия. Таким образом, это управленческий и финансовый анализ деятельности предприятия в аспекте его маркетинговой деятельности. Особым направлением внутрипроизводственного маркетингового анализа является оценка конкурентоспособности выпускаемой предприятием продукции. Конкурентоспособность товара есть комплекс его потребительских и стоимостных характеристик, определяющих предпочтительность данного товара для потребителя по сравнению с аналогичными товарами, как отечественными, так и зарубежными. Конкурентоспособность любого товара является относительным показателем — она может быть определена только в результате сравнения с другим товаром. Для того, чтобы выяснить конкурентоспособность какого-либо товара, необходимо не просто сравнить его с другими товарами по степени соответствия конкретной потребности, но и учесть затраты потребителя на покупку и последующее использование для удовлетворения своей потребности. 96 Необходимо различать понятия “конкурентоспособность” и “качество” продукции. Качество — это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность для удовлетворения определенных потребностей в соответствии с ее назначением. Конкурентоспособность же определяется совокупностью только тех свойств, которые представляют интерес для покупателя с точки зрения удовлетворения данной потребности. Например, если производитель снизил трудоемкость изготовления изделия при тех же эксплуатационных характеристиках и затратах на потребление, то его качество возрастет, а конкурентоспособность не изменится. Второе отличие заключается в том, что с точки зрения качества можно сравнивать лишь однородные товары, а с позиции конкурентоспособности за базу сравнения берется конкретная потребность и возможно сравнение неоднородных товаров, поскольку они удовлетворяют одну и ту же потребность различными способами. Для того, чтобы товар был приемлемым для покупателя, он должен обладать набором определенных характеристик. Существуют следующие основные параметры, характеризующие конкурентоспособность товара: 1. Нормативные параметры, отражающие соответствие свойств товара обязательным нормам и стандартам на рынке, где его предполагается продавать. В случае несоответствия товара действующим нормам он не может использоваться для удовлетворения существующей потребности. 2. Технические параметры, включающие: а) параметры назначения — свойства товара, определяющие области применения и функции, для выполнения которых он предназначен; б) эргономические параметры, характеризующие соответствие товара свойствам человеческого организма в процессе выполнения трудовых операций; в) конструктивные параметры, отражающие конструктивно-технологические решения, присущие данным изделиям и обеспечивающие определенные свойства товаров (надежность, долговечность и т.п.); г) эстетические параметры, характеризующие внешнее восприятие 97 товара. 3. Экономические параметры, связанные с затратами покупателя на продукцию. К этой группе параметров относятся: цена товара, затраты на транспортировку и хранение, монтаж и наладку, все текущие эксплуатационные затраты (расходы на все виды ремонта, обучение персонала и т.д.). В целом все затраты на приобретение и потребление товара представляют собой сумму, называемую ценой потребления. Оценка конкурентоспособности проводится по определенной схеме. Прежде всего на основе изучения рынка и требований покупателей определяется перечень технических, экономических, организационных и нормативных параметров, подлежащих исследованию. Затем по каждой из групп параметров исследуемое изделие сравнивается с параметрами некоторого гипотетического, идеального изделия, удовлетворяющего данную потребность на 100 %. Таким образом оценивается степень удовлетворения изделием потребности. Для оценки конкурентоспособности необходимо сопоставить показатели анализируемого товара и его конкурента и выяснить, какой из них в большей степени соответствует потребности. Однако для такого сравнения зачастую необходимы чрезвычайно трудоемкие и дорогостоящие рыночные исследования, точная информация о потребности, функциях товара, условиях ее осуществления. Это связано с тем, что идеальных товаров-образцов просто не существует. Поэтому обычно на практике за основу сравнения берется товар-образец — лучший товар из имеющихся на рынке, в наибольшей степени удовлетворяющий данную потребность. Затем по каждому из параметров вычисляется единичный параметрический показатель; на основе единичных показателей проводится подсчет групповых показателей. На основе интегрального показателя, объединяющего в себе все три групповых показателя, принимается решение о целесообразности выхода с товаром на рынок. Если товар не конкурентоспособен, то необходимо пересмотреть предъявляемые к нему требования, после чего повторить процедуру оценки. 98 Так как товар, не соответствующий хотя бы по одному из параметров установленным стандартам, не может использоваться для удовлетворения существующей потребности, а следовательно, не конкурентоспособен, то учет нормативных параметров при оценке конкурентоспособности проводится с помощью группового показателя, который принимает лишь два значения: единица, если товар соответствует всем стандартам, и ноль, если товар не соответствует хотя бы одному стандарту. Расчет группового показателя по техническим параметрам требует проведения опроса потенциальных потребителей товара для уточнения набора исследуемых технических параметров и определения удельного веса каждого параметра в общем наборе. Каждый из потребителей-экспертов оценивает основные параметры данного изделия (в долях единицы) с точки зрения их значимости для удовлетворения данной потребности. Сумма оценок эксперта — это сумма удельных весов всех параметров — равна 1. После получения оценок экспертов определяется согласованность их мнений с помощью коэффициента конкордации. Если мнения экспертов относительно значимости каждого из технических параметров согласованы, то значимость каждого технического параметра (a i) рассчитывается как среднее арифметическое оценок потребителей. Если мнения экспертов оказались рассогласованными, то необходимо пересмотреть набор исследуемых параметров, либо повторить процедуру оценки с привлечением других лиц. Вычисление единичного показателя по каждому техническому параметру (qi) производится по формулам: 1. если рост параметра приводит к улучшению потребительских свойств товара, 𝑞𝑖 = 𝑃𝑖 𝑃0𝑖 99 2. если рост параметра приводит к ухудшению потребительских свойств товара, 𝑞𝑖 = 𝑃0𝑖 𝑃𝑖 P i — величина i-го параметра для анализируемого товара; Pоi — величина i-го параметра для образца. Групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам 𝑛 𝐼ТП = ∑ 𝑎𝑖 𝑞𝑖 𝑖=1 где n — число параметров, участвующих в анализе. Расчет группового показателя по экономическим параметрам представляет собой (IЭП) сопоставление цен потребления анализируемого товара и товара-образца: IЭП = С / Со , где С — цена потребления анализируемого товара; Со — цена потребления товара-образца. Для сопоставления цен потребления изделий с различным сроком использования необходимо рассчитывать затраты на эксплуатацию, исходя из меньшего срока. Затем рассчитывается интегральный показатель конкурентоспособности: КИП = IНП * IТП / IЭП . Если КИП < 1, анализируемое изделие уступает образцу, если К ИП > 1 — превосходит образец по конкурентоспособности. При равной конкурентоспособности КИП = 1. Рассмотрим алгоритм оценки конкурентоспособности товара на следующем примере. Пусть необходимо оценить конкурентоспособность новой модели бытового электроприбора. В качестве товара-образца выбрана успешно продаваемая новинка фирмы конкурента с наилучшими на данный момент 100 потребительскими качествами. Обе модели одинаково удовлетворяют всем нормативным параметрам. Поэтому групповой показатель по нормативным параметрам принимается равным единице: IНП = 1. Для определения основных технических характеристик изделия и их значимости был проведен анкетный опрос потенциальных потребителей, в результате которого для анализа отобраны такие показатели, как срок службы изделия, потребляемая им мощность, масса, эргономичность и эстетичность. Мнения экспертов относительно значимости этих параметров оказались в достаточной мере согласованными, что позволило рассчитать удельный вес каждого параметра (табл. 4.7). Таблица 4.7 Расчет группового показателя по техническим параметрам Параметры Удельный Новый Товар- Единичный qi * ai вес, товар образец показатель, qi ai 1. Срок службы, час 0,32 1 500 1 200 1,25 0,40 2. Потребляемая мощ0,32 1 1,5 1,50 0,48 ность, кВт 3. Масса, кг 0,10 3,5 3,3 0,94 0,09 4. Эстетичность,балл 0,06 8 12 0,67 0,04 5. Эргономичность, 0,20 10 14 0,71 0,14 балл Групповой показатель, IТП 1,15 Для расчета группового показателя по экономическим параметрам определяется цена потребления суммированием всех затрат на приобретение и использование товара — цены приобретения, затрат на электроэнергию и затрат на ремонт (табл. 4.8). Затраты на электроэнергию и ремонт изделия рассчитываются исходя из наименьшего срока службы, равного 1 200 часов (изделиеобразец). Таблица 4.8 Расчет показателя по экономическим параметрам Параметр Новое изделие Изделие-образец 101 1. Цена, д. е. 2. Срок службы (надежность), час 3. Межремонтный срок, час 4. Мощность, кВт 5. Стоимость электроэнергии, д. е. 6. Стоимость условного ремонта, д. е. 7. Затраты на электроэнергию (п.2мин * п.4 * п.5), д. е. 8. Число ремонтов, [п.2мин / п.3] 9. Затраты на ремонт в течение всего срока службы, (п.8 * п.6) Цена потребления, п.1+п.7+п.9, д. е. 100,0 1 500 500 1 0,1 15,0 80,0 1 200 350 1,5 0,1 20,0 120,0 180,0 2 30,0 3 60,0 250 320 Групповой показатель конкурентоспособности по экономическим параметрам IЭП = С / Со = 250 / 320 = 0,78 . Интегральный показатель конкурентоспособности КИП = IНП * IТП / IЭП =1 * 1,15 / 0,78 = 1,47 . Полученное значение КИП>1, что позволяет сделать вывод о конкурентоспособности анализируемой модели электроприбора по сравнению с имеющейся на рынке моделью. В рассмотренном примере превосходство нового товара над образцом весьма существенно (особенно по экономическим параметрам). Поэтому, скорее всего, будет принято решение о выходе с этим изделием на рынок. Если интегральный показатель конкурентоспособности нового изделия близок к единице (хотя и превышает ее), то на рынок выходить не следует, так как превосходство нового товара над товарами-конкурентами незначительно, а для его вывода на рынок требуются не только определенные финансовые и материальные затраты, но и время. Если конкуренты фирмы более динамичны, то к тому моменту, когда данная новинка появится на рынке, они смогут создать и предложить потребителям новые изделия с более высокими потребительскими свойствами. 102 Для более глубокого анализа конкурентоспособности нового товара необходимо осуществить прогноз уровня изделий фирм-конкурентов на момент выхода анализируемого товара на рынок и оценить конкурентоспособность нового изделия уже в сопоставлении с этим гипотетическим товаром.
«Производственный управленческий анализ.» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 98 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot