Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 4. Производственный процесс и принципы его эффективной организации.
1. Типы производства в судовой промышленности
2. Принципы рациональной организации производственного процесса
3. Организация обслуживающих и вспомогательных хозяйств
4. Организация ремонтного хозяйства
5. Организация материально-технического снабжения
6. Организация складского хозяйства. Организация транспортного хозяйства
7. Организация энергетического хозяйства.
1. Типы производства в судовой промышленности
Судостроительные виды производства: корпусообрабатывающее; сборочно-сварочное; корпусостроительное (стапельное); трубообрабатывающее; механомонтажное; изготовление изделий корпусодостроечной номенклатуры; монтаж слесарно-корпусного насыщения, изготовление и монтаж труб судовой вентиляции; изготовление и монтаж изделий отделки и оборудования судовых помещений; изготовление и монтаж изоляции, лакокрасочные покрытия; испытания и сдача судов; пластмассовое судостроение; железобетонное судостроение; деревянное судостроение; деревообрабатывающее производство.
Судоремонтные виды производства: корпусоремонтное; доково-стапельное; изготовление и монтаж слесарно-корпусного насыщения и труб судовой вентиляции; изготовление и монтаж изделий отделки и оборудования судовых помещений; изготовление и монтаж изоляции, лакокрасочные покрытия; трубообрабатывающее; ремонт главных и вспомогательных механизмов; ремонт котлов и теплообменных аппаратов; испытания и сдача судов.
Машиностроительные виды производства: раскройно-машиностроительное (тепловая и механическая резка листов); холодная обработка давлением (поэлементная штамповка, холодное объемное формирование, доделочные операции); слесарно-сварочное; механообрабатывающее; сборка и испытания в машиностроении; инструментальное; окрасочное.
Приборостроительные виды производства: гальванические покрытия (подготовка деталей к покрытию, загрузка и выгрузка деталей, нанесение покрытий); лакокрасочные покрытия; производство волноводов (заготовительное, деформирование труб, сборка и пайка, настроечно-регулировочные работы); производство деталей и сборочных единиц из пластмасс; производство печатных плат; производство электроэлементов; производство микросборок и толстопленочных модулей; сборка и электромонтаж механизмов, блоков и приборов; электрорегулировочные и сдаточные работы.
Горячезаготовительные виды производства: литейное; кузнечно-штамповочное; термическое.
Электромонтажные виды производства: подготовительное (комплектация кабеля, электрооборудования и цеховые работы); монтаж электрооборудования на судне; регулировочные и сдаточные работы на судне.
Для каждого из перечисленных видов производства требуются обслуживание (ремонтно-механическое, ремонтно-строительное, транспортное, складское, хозяйственно-бытовое, энергетическое) и контроль качества продукции.
Каждый вид производства и обслуживания объединяет несколько видов работ, а отдельный вид работ представляет собой комплекс родственных по техническому признаку и назначению операций, которые выполняют на однотипном оборудовании. Например, механо-обрабатывающее производство включает токарные, фрезерные, расточные, сверлильные, шлифовальные (отделочные), зубообрабатывающие и прочие виды работ; корпусостроительное (стапельное) - проверочные, установочно-сборочные и сварочные работы, а также работы по испытаниям на непроницаемость и спусковые работы; производство электроэлементов - изготовление магнитопроводов, намотку, заливку, сборку и монтаж. В проверочные работы корпусостроительного производства входят следующие операции: нанесение базовых линий на построечном месте, проверка положения устанавливаемых корпусных конструкций, проверка формы и размеров корпуса строящегося судна, разметка и контуровка, нанесение на корпус судна эксплуатационных линий и знаков. В свою очередь, изготовление магнитопроводов состоит из таких операций, как обезжиривание рулонов, приготовление изоляции, навивка магнитопроводов, формовка, пропитка, резка, термическая обработка пластин и магнитопроводов, контроль.
С видами работ связана классификация производственных ячеек по конструктивно-технологическим признакам. Применительно к судовому машиностроению фрагмент такой классификации приведен на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Фрагмент классификации производственных ячеек по конструктивно-технологическим признакам
2. Принципы рациональной организации производственного процесса
На любом предприятии организация производственных процессов базируется на рациональном сочетании в пространстве и во времени основных, вспомогательных и обслуживающих процессов. Однако при всем многообразии форм этого сочетания производственные процессы подчинены общим принципам.
Принципы рациональной организации можно разделить на две категории:
‒ общие, не зависящие от конкретного содержания производственного процесса;
‒ специфические, характерные для конкретного процесса.
Перечислим общие принципы.
Специализация означает разделение труда между отдельными подразделениями предприятия и рабочими местами, что предполагает их кооперирование в процессе производства.
Пропорциональность обеспечивает равную пропускную способность разных рабочих мест одного процесса, пропорциональное обеспечение рабочих мест информацией, материальными ресурсами, кадрами и т.д.
Пропорциональность определяется по формуле:
· Mmin - минимальная пропускная способность, или параметр рабочего места в технологической цепи (например, мощность, разряд работ, объем и качество информации и т.п.);
· Mmах — максимальная способность.
Непрерывность предусматривает максимальное сокращение перерывов между операциями и определяется отношением рабочего времени к обшей продолжительности процесса:
· Тр - продолжительность рабочего времени;
· Тц - общая продолжительность процесса, включающая простои и пролеживания предмета труда между рабочими местами, на рабочих местах и т.д.
Параллельность характеризует степень совмещения операций во времени. Виды сочетаний операций: последовательное, параллельное и параллельно-последовательное.
Коэффициент параллельности можно вычислить по формуле:
где Тц.пар, Tц.посл — продолжительность процесса соответственно при параллельном и последовательном сочетаниях операций.
Прямоточность обеспечивает кратчайший путь движения предметов груда, информации и т.п.
Коэффициент прямоточности можно определить по формуле:
· tтрансп — длительность транспортных операций;
· tтех.ц — длительность технологического цикла.
Ритмичность характеризует равномерность выполнения операций во времени.
Коэффициент ритмичности рекомендуется вычислять как:
· Vф- фактический объем выполненной работы за анализируемый период (декада, месяц, квартал) в пределах плана;
· Vпл — плановый объем работ.
Техническая оснащенность ориентирована на механизацию и автоматизацию производственного процесса, устранение ручного, монотонного, тяжелого, вредного для человека труда.
Гибкость заключается в необходимости обеспечивать быструю переналадку оборудования в условиях часто меняющейся номенклатуры продукции. Наиболее успешно реализуется на гибких производственных системах в условиях мелкосерийного производства.
Одним из путей улучшения перечисленных принципов рациональной организации производственных процессов является увеличение повторяемости процессов и операций. Наиболее полная их реализация достигается при оптимальном сочетании следующих факторов:
· масштаб производства;
· сложность номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;
· характер действия технологического и транспортного оборудования;
· физическое состояние и форма исходных материалов;
· характер и последовательность технологического воздействия на предмет труда и т.д.
Заключение
Основой деятельности каждого предприятия является производственный процесс, конечная цель которого - выпуск продукции.
Организация производственного процесса имеет целью обеспечить оптимальное расположение оборудования и последовательность прохождения через них предмета труда с тем, чтобы минимизировать затраты времени и средств на изготовление, продукции.
Производственный процесс - это процесс труда, имеющий определенное техническое и организационное содержание, направленный на создание конкретных материальных благ и характеризующийся постоянством главного предмета труда.
Для оценки значения отдельных производственных процессов и составляющих элементов в едином процессе производства продукции их группируют по следующим основным признакам:
1. роли процесса в выпуске готовой продукции,
2. степени оснащенности труда и роли человека,
3. характеру протекания процессов,
4. степени воздействия на предмет труда.
По роли процесса в выпуске готовой продукции на предприятии выделяются основные, вспомогательные и обслуживающие производства.
К основным относятся те процессы, которые непосредственно направлены на выпуск основной продукции или на выполнение производственных задач, являющихся целевыми для данного производства.
Вспомогательные процессы направлены для обеспечения нормального выполнения основных процессов в каждый отрезок времени, т.е. постоянно. Они протекают одновременно и неразрывно связаны с основными.
Обслуживающие процессы содействуют нормальному выполнению основных и вспомогательных процессов. Обычно на предприятии к обслуживающим производствам относят центральные ремонтные мастерские, транспортно-складские подразделения, культурно-бытовые учреждения.
В зависимости от степени оснащенности труда и роли человека выделяют немеханизированные, частично механизированные, машинные процессы.
Немеханизированными являются процессы, осуществляемые без применения каких либо видов энергии и механизмов. Они направлены на изменение положения предметов труда или их формы с помощью ручного инструмента. Во вспомогательных и обслуживающих производствах доля ручного труда все еще значительна.
К частично механизированным относятся процессы, выполняемые такой машиной или механизированным инструментом, управление которыми требует ручного труда человека.
При машинных процессах орудием труда является машина, действия которой только направляются человеком непосредственно на рабочем месте или дистанционно.
Для предприятий большое значение имеет комплексная механизация производственного процесса, при которой ручной или частично механизированный труд заменяется системой взаимно дополняющих друг друга машин, обеспечивающих высокую производительность труда и создающих условия для автоматизации производства.
3. Организация обслуживающих и вспомогательных хозяйств
Организация вспомогательного и обслуживающего хозяйства
Производство – это создание материальных благ, необходимых для существования и развития общества. Содержание производства определяет трудовая деятельность, предполагающая следующие моменты:
-целесообразную работу, или сам труд;
- предмет труда (то, на что направлен труд человека);
- средства (орудия) труда (машины, оборудование, инструменты, с помощью которых человек преобразует предметы труда).
Результатом материального производства является создание конечного продукта, обладающего заданными потребительскими свойствами.
Основными элементами производственного процесса являются труд (деятельность людей), предметы и средства труда.
Наиболее крупными частями производственного процесса являются основное и вспомогательное производства.
К основным относятся те процессы, прямым результатом которых является изготовление продукции, составляющей товарную продукцию данного предприятия, а к вспомогательным - те, в ходе которых создаются полупродукты для основного производства, а также выполняются работы, обеспечивающие нормальное течение основных процессов.
Основная структурная производственная единица предприятия (кроме предприятий с бесцеховой структурой управления) – цех – обособленное в административном отношении звено, выполняющее определенную часть общего производственного процесса (стадию производства).
На крупном (среднем) предприятии цехи, как правило. Подразделяются на 4 группы: основные, вспомогательные, побочные и подсобные.
В основных цехах выполняются операции по изготовлению продукции, предназначенной для реализации. Основные цехи обычно делятся на заготовительные, обрабатывающие и сборочные. К заготовительным цехам относятся литейные, кузнечно-штамповочные, кузнечно-прессовые, иногда цехи сварных конструкций; к обрабатывающим - механообрабатывающие, деревообрабатывающие, термические, гальванических, лакокрасочных защитных и декоративных покрытий деталей и узлов; к сборочным – цехи сборки изделий, их окраски, комплектации запасными частями и съемным оборудованием. Вспомогательные или обслуживающие цехи: инструментальный, нестандартного оборудования, модельный, ремонтный, энергетический, транспортный.
Побочные цехи: утилизации и переработки используемых отходов, цехи ширпотреба.
Подсобные цехи: изготавливают тару для упаковки продукции, печатают инструкции по ее использованию.
Помимо этих цехов почти на каждом заводе имеются цехи, службы и отделы, обслуживающие непромышленные производства.
В состав цехов входят основные и вспомогательные производственные участки.
Основные производственные участки создаются по технологическому или предметному принципу. На участках, организованных по принципу технологической специализации, выполняются технологические операции определенного вида. В литейном цехе, например, могут быть организованы участки по следующим технологическим направлениям: землеприготовление, изготовление стержней, литейных форм, обработка готового литья и др.
На участках, организованных по принципу предметной специализации, осуществляют не отдельные виды операций, а технологические процессы в целом. В итоге получают законченную продукцию для данного участка.
К вспомогательным относятся участки по текущему ремонту и обслуживанию оборудования; транспортная служба, мастерская по ремонту и поддержанию в исправном состоянии инструментов и др. При централизованной системе организации обслуживания и текущего ремонта на предприятии вспомогательные участки в цехах не создаются.
Вспомогательные цехи и участки организуются по тем же признакам, что цехи и участки основного производства.
4. Организация ремонтного хозяйства
Ремонтное хозяйство организации - это совокупность отделов и производственных подразделений, занятых надзором за техническим состоянием технологического оборудования и его анализом, его обслуживанием, ремонтом, разработкой мероприятий по замене изношенного оборудования для более прогрессивного и эффективного его использования.
Организация ремонтного хозяйства промышленной организации включает выполнение следующих работ:
• - паспортизация, аттестация оборудования;
• - анализ использования основных производственных фондов по следующим показателям: вид оборудования (по группам); его возраст; удельный вес неустановленного оборудования (находящегося в ремонте, физически изношенного); коэффициент сменности работы оборудования; коэффициент загрузки оборудования (по группам); структура активной части основных производственных фондов; уровень механизации и автоматизации производства и др.;
• - разработка предложений по улучшению использования основных производственных фондов;
• - обоснование норм потребности: в оборудовании для замены изношенного; технического перевооружения и капитального строительства; в запасных частях для технологического оборудования;
• - расчет потребности: в производственных площадях, в трудовых ресурсах;
• - разработка технологических процессов ремонта и их оснащения;
• - организация ремонтных работ и межремонтного обслуживания;
• - организация материально-технического обеспечения ремонтного хозяйства организации;
• - контроль качества выполнения ремонтных работ;
• - стимулирование эффективной работы ремонтного хозяйства;
• - совершенствование организации труда работающих, занятых ремонтом оборудования, и др.
Организационная и производственная структура ремонтных служб зависит от следующих факторов:
• • типа производства;
• • сложности и номенклатуры выпускаемой продукции;
• • объема производства;
• • технологических характеристик производства;
• • развития специализации, комбинирования и кооперирования при выполнении ремонтных работ и т.д.
В состав ремонтного хозяйства крупной промышленной организации входят:
• • ремонтно-строительный цех, выполняющий ремонт зданий и сооружений, подчиненный отделу или управлению капитального строительства;
• • электроремонтный цех (или мастерская), выполняющий ремонт электрооборудования и подчиненный главному энергетику;
• • ремонтно-механический цех, выполняющий ремонт технологического и других видов оборудования и подчиненный главному механику;
• • ремонтная база главного механика (включает смазочное и эмульсионное хозяйство, склады оборудования и запасных частей, штампо-инструментальное хозяйство);
• • ремонтно-литейный цех, подчиненный главному металлургу;
• • бюро планово-предупредительного ремонта.
Различают три формы управления ремонтным хозяйством:
• • централизованная форма, при которой все ремонтные подразделения административно подчинены главному механику организации, что характерно для крупных организаций;
• • децентрализованная форма, когда цеховые ремонтные службы административно подчинены начальникам соответствующих основных цехов, а функционально - главному механику, что характерно для мелких организаций;
• • смешанная форма, когда наряду с цеховыми ремонтными службами, административно подчиненными начальникам основных цехов, имеются ремонтные подразделения, находящиеся в административном подчинении у главного механика.
В основе выбора оптимальной структуры ремонтного хозяйства лежат следующие принципы:
• - административное подчинение всего персонала ремонтного хозяйства механику; при этом ремонтная служба рассматривается как единое коммерческое подразделение;
• - применение централизованной системы технического использования как наиболее прогрессивной;
• - создание в цехах основного производства специализированных бригад по текущему аварийному ремонту и по профилактическому уходу;
• - перевод изготовления запасных частей в ремонтномеханический цех с созданием центрального склада запасных частей для совершенствования материально-технической базы ремонтной службы;
• - создание системы централизованного снабжения смазочными материалами.
Все функции, выполняемые ремонтным хозяйством, объединяются в две группы:
• • производственные (ремонт, изготовление запасных частей и др.);
• • непроизводственные (выполняемые плановым бюро), включающие планирование ремонтных работ, оперативное регулирование хода ремонта, анализ показателей ремонтного хозяйства.
Деятельность ремонтного хозяйства характеризуется следующими технико-экономическими показателями:
• • время простоя оборудования;
• • число ремонтных единиц установленного оборудования на одного ремонтного рабочего;
• • себестоимость ремонта одной единицы ремонтной сложности оборудования;
• численность работников, занятых ремонтом; фонд их заработной платы.
Основными методами ремонта являются:
• - индивидуальный ремонт, осуществляемый в цехе основного производства, когда детали и узлы с определенного оборудования не обезличиваются, а после ремонта устанавливаются на то же оборудование;
• - стендовый ремонт, производимый на стенде или специальных площадках;
• - узловой ремонт, когда определенные ремонтные бригады занимаются восстановлением изношенных деталей и узлов.
Организация ремонтного хозяйства и техническое обслуживание оборудования базируются на системе плановопредупредительных ремонтов (ППР), разработанной в СССР и успешно применяемой как в отечественной промышленности, так и за рубежом.
Системой ППР оборудования называется совокупность запланированных организационных и технических мероприятий по уходу и надзору за оборудованием, его обслуживанию и ремонту, основная цель которых - предотвращать прогрессивно нарастающий износ, предупреждать аварии и поддерживать оборудование в состоянии постоянной готовности к работе.
5. Организация материально-технического снабжения
Процесс материально-технического снабжения производства направлен на своевременную поставку на склады предприятия или сразу на рабочие места требуемых в соответствии с производственным планом материально- технических ресурсов.
В состав материально-технических ресурсов входят: сырье, материалы, комплектующие изделия, покупное технологическое оборудование и технологическая оснастка (приспособления, режущий и мерительный инструменты), новые транспортные средства, погрузочно-разгрузочное оборудование, вычислительная техника и другое оборудование, а также покупное топливо, энергия, вода и т. д. Другими словами, все, что поступает на предприятие в вещественной форме и в виде энергии, относится к элементам материально-технического снабжения производства.
Цели материально-технического снабжения:
1) своевременное обеспечение подразделений предприятия необходимыми видами ресурсов требуемого количества и качества;
2) улучшение использования ресурсов: повышение производительности труда, фондоотдачи, сокращение длительности производственных циклов изготовления продукции, обеспечение ритмичности процессов, сокращение оборачиваемости оборотных средств, полное использование вторичных ресурсов, повышение эффективности инвестиций и др.;
3) анализ организационно-технического уровня производства и качества выпускаемой продукции у конкурентов поставщика и подготовка предложений по повышению конкурентоспособности поставляемых материальных ресурсов либо смене поставщика конкретного вида ресурса.
Для достижения перечисленных целей на предприятии необходимо постоянно выполнять следующие работы:
1) проведение маркетинговых исследований рынка поставщиков по конкретным видам ресурсов. Выбор поставщиков рекомендуется осуществлять исходя из следующих требований:
а) наличие у поставщика лицензии и достаточного опыта работы в данной области;
б) высокий организационно-технический уровень производства;
в) надёжность и прибыльность работы;
г) обеспечение конкурентоспособности выпускаемых товаров;
д) приемлемая (оптимальная) их цена;
е) простота схемы и стабильность поставок;
2) нормирование потребности в конкретных видах ресурсов;
3) разработка организационно-технических мероприятий по снижению норм и нормативов расхода ресурсов;
4) поиск каналов и форм материально-технического обеспечения производства;
5) разработка материальных балансов;
6) планирование материально-технического обеспечения производства ресурсами;
7) организация доставки, хранения и подготовки ресурсов к производству;
8) организация обеспечения ресурсами рабочих мест;
9) учет и контроль использования ресурсов;
10) организация сбора и переработки отходов производства;
11) анализ эффективности использования ресурсов;
12) стимулирование улучшения использования ресурсов.
Всеми перечисленными работами должен заниматься отдел материально-технического обеспечения производства, находящийся в подчинении у заместителя руководителя предприятия по производству. Поскольку качество работы отдела во многом определяет качество производственного процесса, то он должен быть укомплектован высококвалифицированными специалистами. Кроме того, многие решаемые отделом вопросы носят комплексный характер, требуют знаний в области маркетинга, логистики, техники, технологии, экономики, нормирования, прогнозирования, организации производства, межпроизводственных связей.
Процесс движения ресурсов включает:
1) привлечение ресурсов для:
а) выполнения маркетинговых исследований;
б) НИОКР;
в) организационно-технологической подготовки производства;
г) производства продукции, выполнения работ и оказания услуг;
д) гарантийного обслуживания товаров предприятия;
е) капитального строительства;
2) использование ресурсов по одному из перечисленных направлений;
3) восстановление ресурсов (при необходимости);
4) утилизацию или списание ресурсов.
Планирование материально-технического снабжения производства включает комплекс работ по:
1) анализу удельных расходов материальных ресурсов, использования технологического оборудования и оснастки за отчетный период;
2) прогнозированию и нормированию отдельных видов ресурсов на плановый период;
3) разработке материальных балансов по видам ресурсов, источникам поступления и вышеперечисленным направлениям использования.
Факторы улучшения использования ресурсов:
1) применение к процессам движения ресурсов совокупности научных подходов менеджмента;
2) оптимизация формирования и использования ресурсов;
3) совершенствование конструкции или структуры продукции;
4) совершенствование технологии изготовления продукции;
5) применение материалов с заранее заданными свойствами;
6) применение оптимальных для данных условий форм и методов обеспечения ресурсами;
7) стимулирование улучшения использования ресурсов.
Формы обеспечения ресурсами:
1) через товарно-сырьевые биржи;
2) прямые связи;
3) аукционы, конкурсы;
4) спонсорство
5) собственное производство и др.
Конкретную форму (метод) обеспечения материально-техническими ресурсами предприятие выбирает исходя из особенностей ресурса, продолжительности его получения, числа предложений, качества и цены ресурса и других факторов. При определении формы обеспечения предприятия ресурсами следует изучать надежность поставщика и уровень конкурентоспособности выпускаемой им продукции. При заключении с поставщиками контрактов (договоров) следует помнить о необходимости отражения в них количественных и качественных показателей, конкретных форм поставок, сроков, санкций и др.
6. Организация складского хозяйства. Организация транспортного хозяйства
Транспортная подсистема на предприятии может быть сравнима с кровеносной системой в организме человека. На предприятие регулярно поставляются сырье и материалы, полуфабрикаты, покупные и комплектующие изделия, запчасти, детали, изделия и другие материальные ценности, необходимые для производства продукции, товаров и услуг. Все это должно определенным образом разгружаться и размещаться на складах, откуда подаваться в производственные цехи и участки, а затем потребителям.
Надежность и качество выполнения транспортно-погрузочных услуг достигается благодаря эффективной организации транспортного хозяйства, призванного обеспечивать перемещение определенных объемов сырья и материалов, полуфабрикатов, топлива, готовой продукции, отходов производства, различных видов грузов, способствовать его рациональной организации, оптимизации грузооборота и грузопотоков продукции, ускорению оборачиваемости оборотных средств и, наконец, повышению эффективности производства и получению прибыли.
Грузооборотом называется общее количество грузов, перемещаемых в единицу времени (сутки, месяц, квартал, год) по определенному транспортному направлению (пути). Грузовые потоки представляют собой объемы грузов, перемещаемые в конкретном направлении между пунктами погрузки и поставки, под которыми понимаются склады, цехи, участки, отдельные рабочие места.
Логистические методы организации транспортного хозяйства и складирования изложены в соответствующей литературе [13, 14]. Склад в логистике используется только тогда, когда это позволяет улучшить общие показатели логистического процесса, т. е. роль склада заключается в создании условий для оптимизации материальных потоков. Таким образом, в системе производственной логистики склад представляет составляющую логистической цепи (элемент логистической системы).
Подчеркнем, что логистический подход является частным случаем общесистемного подхода. Логистический менеджмент решает задачи управления материальными потоками и запасами, управления транспортно-складскими процессами и затратами. В процессе взаимодействия логистического и производственного менеджмента решаются задачи проектирования внутрифирменной логистической системы в части ее технологической составляющей (складское хозяйство, внутрипроизводственный транспорт, подъемно-транспортное оборудование и т. п.). Сегодня логистический менеджмент представляет собой сложную, иерархически структурированную систему производственно-экономических отношений, реализуемую в процессе разработки и принятия организационно-управленческих решений.
Внутрипроизводственный транспорт на предприятии подразделяется на межцеховой, внутрицеховой и межоперационный. По характеру выполняемых работ транспортные средства могут быть периодического (рельсовый, безрельсовый, подвесной, подъемный и др.) и непрерывного действия (элеваторы, транспортеры, конвейеры).
Эффективным методом организации внутрипроизводственного транспорта является установление маршрутов перевозок с использованием кольцевой, маятниковой и лучевой систем. Транспортные средства должны соответствовать организационнотехнологическим требованиям обслуживаемых производств. Для стыковки отдельных звеньев транспортной сети предприятия и его технологического оборудования разрабатываются транспортнотехнологические схемы.
Показатели транспортного хозяйства предприятия характеризуют количественное использование транспортных средств, дают качественную оценку за время их эксплуатации, производительности (пробеги с грузом и порожние), стоимости перевозок и величину потребных инвестиций.
Что касается транспортного хозяйства предприятия, то склады по объектам обслуживания подразделяются на общепроизводственные и цеховые. Первые в свою очередь делятся на снабженческие, сбытовые, производственные и хозяйственные. Местонахождение складов на предприятии должно обеспечивать кратчайшие (“прямоточные”) пути доставки грузов без перевалки и с минимальными расходами на транспортирование. По устройству помещений склады подразделяются на открытые, полуоткрытые и закрытые. Последние могут быть универсальными и специальными.
Общая площадь склада Гобщ определяется по формуле
где Fn — полезная (грузовая) площадь;
Fnp — площадь под проходами;
Fon — оперативная площадь, занятая приемными, сортировочными и другими площадками;
Fk6 — площадь для конторских и бытовых помещений;
Fno — площадь, занятая подъемниками, тамбурами, лестницами.
Полезная, или грузовая, площадь склада Fn определяется по следующей формуле:
где Q — годовая потребность в материалах с учетом установленных норм запаса;
Т — количество дней хранения;
q — грузонапряженность 1 м2 пола;
Д — количество рабочих дней в планируемом периоде (обычно год).
Количество, состав, емкость и специализация складов образуют структуру складского хозяйства предприятия. Оно выполняет не только функции хранения и подготовки материалов к выдаче в производство, но и значительно влияет на их расход, оперативно регулирует потребление путем создания запасов и контроля за изменением их величины. Важнейшие тенденции современного пути развития складского хозяйства предприятия — применение методов логистики, комплексная механизация и автоматизация, широкое использование компьютеров и информационных технологий.
По срокам хранения грузов можно классифицировать семь основных групп складов:
• 1) непосредственной перегрузки (срок хранения t = 0);
• 2) временного хранения грузов (0 < txp < 5 суток);
• 3) краткосрочного хранения (5 < t < 20 суток);
• 4) со средними сроками хранения (20 < t < 40 суток);
• 5) длительного хранения (40 < txp < 90 суток);
• 6) долгосрочного хранения (90 < ?хр < 1 году);
• 7) многолетнего хранения грузов txp> 1 года).
По уровню механизации и автоматизации склады следует классифицировать на немеханизированные, механизированные, высокомеханизированные, автоматизированные и автоматические. Характерными параметрами указанных пяти типов складов можно определить следующие:
• 1) в немеханизированных — наличие ручных работ во всем складском комплексе;
• 2) механизированных — применение средств механизации с ручным управлением для обслуживания зоны хранения грузов;
• 3) высокомеханизированных — применение средств механизации с ручным управлением на операциях складирования, перемещения, погрузки-выгрузки и отсутствие ручных работ на указанном комплексе;
• 4) автоматизированных — использование полуавтоматических механизмов с вводом команд по клавиатуре или дискетами на операциях перемещения (складирования) грузов;
• 5) автоматических — использование автоматических механизмов с вводом компьютерных команд по каналам коммуникаций.
В последние годы в складском обеспечении машиностроительного производства развиваются тенденции по направлению от первого к пятому типу; широкого применения кранов-штабелеров, элеваторных стеллажей, транспортных конвейерных систем; использования не столько площадей, сколько высоты и достижения оптимального объема складских помещений на предприятиях.
Системный подход, лежащий в основе логистики как науки о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими операциями доведения готовой продукции до потребителя, позволяет оценить комплексные затраты предприятия, увидеть пути их оптимизации с учетом его взаимоотношений с потребителями, поставщиками и конкурентами.
Логистическая система машиностроительного предприятия— это сложная организационно-экономическая структура, состоящая из взаимосвязанных в едином процессе управления материальными потоками функциональных звеньев предприятия и имеющая устойчивые связи с внешней средой. К функциональным звеньям внешнего уровня относятся поставщики, потребители, посредники, а внутреннего — подразделения предприятия. В логистической системе предприятия движение материального потока характеризуется понятием “логистическая операция” (совокупность действий, направленных на преобразование этого и сопутствующих ему информационного и финансового потоков).
Наиболее распространенными логистическими операциями на машиностроительном предприятии являются складирование, транспортировка, комплектация, внутренние перемещения, погрузочно-разгрузочные работы. К логистическим операциям могут быть отнесены сбор, хранение и обработка данных информационного потока, сопровождающего движение материального потока. Целью логистической организационно-экономической системы машиностроительного предприятия является минимизация сроков прохождения выполнения операций и затрат на их функционирование.
Функции логистической системы предприятия реализуются на протяжении единого производственно-коммерческого цикла, включающего процессы: закупок сырья, комплектующих изделий и других материальных ресурсов для производства машиностроительной продукции, их складирования и хранения; внутрипроизводственных функций распределения, складирования и управления запасами готовой продукции; доставки, разгрузки и складирования продукции у потребителей.
Указанные процессы в совокупности с информационными и финансовыми потоками машиностроительного предприятия образуют функциональную логистическую среду со следующими компонентами:
• 1) закупочная логистика, связанная со снабжением предприятия сырьем, полуфабрикатами, материалами;
• 2) производственная логистика, обеспечивающая движение материальных ресурсов в ходе единого производственнотехнологического процесса;
• 3) сбытовая логистика, решающая задачи реализации готовой продукции;
• 4) транспортная логистика, занимающаяся перемещением, транспортированием материальных ресурсов;
• 5) складская логистика, обеспечивающая процессы складирования и хранения материальных ресурсов предприятия.
Экономическая эффективность логистической системы зависит от масштабов использования последней в машиностроительном производстве. В настоящее время около 2/3 западных фирм в развитых рыночных странах внедрили в свою деятельность различные логистические системы или комбинации их элементов.
На машиностроительных предприятиях России этот процесс идет невысокими темпами. Особенно медленно внедряются и окупаются инвестиции на механизацию складирования в машиностроительном производстве (в большой степени при строительстве на предприятиях машиностроения механизированных, автоматизированных и автоматических складов). Это важное направление повышения эффективности и конкурентоспособности логистических систем на машиностроительных предприятиях, которое должно обеспечиваться их логистической стратегией, благодаря решению проблем инновационного развития систем подготовки и инфраструктуры отечественного машиностроительного производства.
7. Организация энергетического хозяйства.
Предприятие в процессе изготовления продукции потребляет большое количество энергоресурсов, таких как: электроэнергия; газ; жидкое и твердое топливо; сжатый воздух; пар, горячая вода; кислород.
Они необходимы для осуществления силовых процессов (обработка резанием и давлением, транспортировка деталей, узлов, полуфабрикатов), высокотемпературных (термическая обработка, плавка металла, окраска), средне- и низкотемпературных (сушка, отопление, нагрев, горячее водоснабжение), для освещения бытовых и промышленных помещений.
В зависимости от способа организации энергоснабжения различают три группы предприятий:
• • внутреннего энергоснабжения, самостоятельно производящие все виды необходимой энергии;
• • внешнего (централизованного) энергоснабжения, получающие все виды энергии со стороны;
• • комбинированного энергоснабжения, получающие электроэнергию со стороны, а все остальные виды энергоресурсов вырабатывающие самостоятельно.
Обеспечением надежного, бесперебойного и экономичного обслуживания производства энергоресурсами занимается энергетическое хозяйство во главе с главным энергетиком, который подчиняется техническому директору (главному инженеру) предприятия.
В его состав входят:
• 1) электросиловое хозяйство (электростанции, подстанции, электросети, трансформаторы);
• 2) теплосиловое хозяйство (котельные, компрессорные, паровые и воздушные сети, водоснабжение, канализация);
• 3) газовое хозяйство (газовые сети, холодильные установки, кислородные и газогенераторные станции);
• 4) слаботочное хозяйство (радио- и телефонная связь);
• 5) электроремонтные мастерские.
Функции энергетического хозяйства:
• • производство отдельных видов энергии;
• • преобразование энергии для целей потребления;
• • передача и распределение энергии по общезаводским сетям, доведение ее до потребителя;
• • организация рационального (экономного) потребления энергоресурсов;
• • надзор за эксплуатацией энергетических установок с целью
обеспечения безопасности;
• хранение топливно-энергетических ресурсов.
На предприятиях различают общепроизводственные и цеховые энергохозяйства. Общепроизводственное энергохозяйство включает генерирующие и преобразовательные установки, сети общепроизводственного назначения, а также электроремонтные цехи и энергетические лаборатории. Они подчиняются главному энергетику предприятия. Цеховые энергохозяйства включают первичные энергоприемники и внутрицеховые распределительные устройства. Они подчиняются начальнику соответствующего цеха.
В подчинении главного энергетика находятся не только все энергетические подразделения, но также функциональный отдел главного энергетика, который осуществляет оперативное руководство энергетическим хозяйством: планирование, оперативное регулирование и контроль энергоснабжения предприятия.
Отдел главного энергетика состоит из следующих бюро (служб):
• а) планово-предупредительного ремонта, которое выполняет работы по планово-предупредительному ремонту энерготехнического оборудования, контролирует техническое состояние энергохозяйства, правильность эксплуатации энергетического оборудования, разрабатывает мероприятия по экономии топлива и энергии;
• б) планово-производственное бюро, в основные функции которого входят: учет и контроль потребления электроэнергии, планирование энергоснабжения;
• в) энергетическое бюро, занимающееся нормированием расхода энергетических ресурсов, составлением энергетических балансов;
• г) бюро энергонадзора, энергетическая лаборатория и другие лаборатории, которые выполняют текущее обслуживание, проверку и ремонт контрольно-измерительной аппаратуры и приборов, а также конструирование отдельных видов оборудования.
Главному энергетику также подчиняются следующие цехи: элек- троремонтный, компрессорный, вентиляционный, паросиловой и т.д. Они отвечают за бесперебойное функционирование энергетических установок (котельных, компрессорных, насосных станций), сетей теплоснабжения и других энергоносителей).
Структура энергетической службы (примерная) приведена на рис. 21.1.
Основные функции некоторых энергоцехов представлены в табл. 21.1.
Рис. 21.1. Структура энергетической службы
Значение и задачи энергоснабжения предприятия зависят от особенностей энергопотребления. Во-первых, энергоснабжение производства должно быть надежным и бесперебойно осуществляться в течение всего срока деятельности предприятия. Во-вторых, производство, распределение и потребление энергии является единым процессом, в связи с чем бесперебойность энергоснабжения не всегда можно достигнуть путем создания запасов. В-третьих, предприятие в большом объеме потребляет самые различные виды энергии (электроэнергию, пар, горячую воду, сжатый воздух, газ, жидкое и твердое топливо, кислород и др.), в связи с чем энергозатраты в некоторых отраслях высокие, например в цветной металлургии они достигают 25% затрат на производство продукции.
В-четвертых, вследствие неравномерности потребления электроэнергии в течение суток мощность энергооборудования должна быть рассчитана на обеспечение максимального спроса на электроэнергию в моменты наибольшего энергопотребления.